Статья 5.1. передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов i — iv классов опасности

Как оказалось, этот термин и новое понятие, введённое в обращение ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вызвал много вопросов у управляющих компаний.

Большинство УК подумало, что получать лицензию для того, чтобы в новых условиях взаимодействовать с региональным оператором по обращению с ТКО, предстоит им.

В данной статье постараемся развеять все мифы и дать ответы на интересующие вас вопросы.

Кто должен получать лицензию для ведения деятельности по обращению с ТКО

Прежде всего, нужно успокоить управляющие компании. Им получать лицензию не нужно. Новые правила обращения с ТКО такого требования не содержат.

Подробнее читайте в статье С 1 января 2016 года обращение с ТБО перейдёт в категорию коммунальных услуг

До вступления в силу ФЗ №458 лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности. В соответствии с принятым законом с 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по обращению с ТКО, включая сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, лицензию должны получать юридические лица и ИП, занимающиеся деятельностью по обращению с опасными отходами. Лицензию нужно успеть получить до 1 января 2016 года. Следует отметить, что выданные до 1 июля 2015 года и действительные в настоящий момент времени лицензии, продолжают действовать до 1 января 2019 года.

Принятое Постановление Правительства РФ №1062 от 03.10.2015 года «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» устанавливает:

  • лицензирующий орган (Росприроднадзор);
  • список работ, относящийся к этому лицензируемому виду деятельности;
  • лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату, которые определяются требованиями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии;
  • список документов, необходимых для переоформления лицензии при расширении видов или географии лицензируемой деятельности;
  • перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Реформирование деятельности по обращению с отходами

В рамках принятого федерального закона введён целый институт региональных операторов и утверждена новая система регулирования деятельности по обращению с отходами. Все эти положения вступают в силу с 1 января 2016 года.

Вопрос обсуждался экспертами на нашем семинаре 1 декабря 2015 года. Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасностиПост-релиз семинара «Последние изменения в жилищном законодательстве»

К региональным операторам по обращению с ТКО будет поступать вся информация об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с классификацией по видам и классам опасности, до мест их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. До 1 января 2016 года Минприроды РФ примет и утвердит Порядок подтверждения отнесения отходов к определённому классу опасности, а также определит Порядок их паспортизации и разработает типовые формы паспортов отходов.

Определение границ ответственности при заключении договоров УК с региональными операторами по обращению с ТКО

Новая система обращения с ТКО предполагает разделение зон ответственности управляющей компании и регионального оператора по обращению с отходами для определения точки поставки коммунального ресурса.

Для каждого коммунального ресурса границы ответственности определены в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.

2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с законодательством, каждая из сторон договора должна принять в обслуживание то, что находится в её собственности либо висит на балансе. И это вполне естественно и логически верно.

Взять, например, внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учёта, входящие в состав общего имущества МКД. Они обслуживаются управляющей компанией (пп. 5–7 Правил предоставления КУ).

А уже обслуживанием внутридомовых инженерных сетей за стенами многоквартирного дома занимается РСО.

Про договоры ресурсоснабжения между УК и РСО Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасностиДоговоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Но только понятная логика не работает в ситуации с вывозом мусора и обращением с ТКО. Всё из-за того, что многие контейнерные площадки не оформлены в собственность жильцов МКД или муниципалитета. В результате невозможно установить на них право собственности и провести границу ответственности.

По закону региональный оператор по обращению с ТКО предоставляет свои услуги от контейнерной площадки. По сути за содержание контейнерных площадок и бункеров-накопителей отвечают ИП, юридические и физические лица, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды либо другом имущественном праве, или в управлении которых они находятся.

Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве регионов контейнерные площадки не входят в общее имущество собственников жилья или в собственность муниципалитетов. Из-за этого возникает путаница в правах, зонах ответственности и определении точек поставки коммунального ресурса.

Чтобы оформить контейнерные площадки в общее имущество собственников помещений в МКД, нужно иметь сформированный земельный участок и решение ОСС (пп. 1–10 ПП РФ № 491 и ст. 30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ). Для этого по каждому многоквартирному дому органам местного самоуправления необходимо установить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД.

Если это ещё не сделано, то муниципалитетам потребуется в срочном порядке до 1 января 2016 года оформить право собственности на контейнерные площадки с тем, чтобы впоследствии передать их на обслуживание региональному оператору по обращению с ТКО. Иначе управляющие компании и товарищества вправе отказаться от обслуживания контейнерных площадок по причине отсутствия денежных средств на вывоз мусора.

Подытоживая всё вышесказанное, можно отметить следующие важные моменты:

  • управляющим компаниям не нужно получать лицензию для взаимодействия с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • региональному оператору необходимо до конца текущего года получить лицензию для ведения данной деятельности;
  • в срок до 1 января 2016 года нужно определить и установить границы ответственности для УК и регионального оператора;
  • сбором, вывозом и утилизацией отходов с контейнерных площадок занимается региональный оператор;
  • все средства со сбора, вывоза и утилизации отходов поступают на счёт регионального оператора;
  • задолженность за неуплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО взыскивается с собственников помещений в МКД.

Опубликованы разъяснения по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросам регулирования деятельности в области обращения с отходами животноводства, представило официальные разъяснения. The DairyNews опубликовало текст обращения министерства без изменений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г.

№ 242 в коде происхождения вида отходов и их состава 11200000000 «Отходы животноводства» содержит, в том числе, такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вопрос необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности для осуществления деятельности по обращению навоза (помета) ранее был предметом разъяснений Минприроды России (письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376) и Минсельхоза России (письмо от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782).

Читайте также:  Приложение 1. Средние размеры земельного налога

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции.

При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г.

№ 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.

), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

  • Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий:
  • – при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • – при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;
  • – при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • – при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Согласно примечанию к п.3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» к отходам не относятся «побочный продукт» – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Кроме того, Минприроды России обращает внимание, что исходя из судебной практики, судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по частью 2 статьи 14.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется (постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда от 13 сентября 2017 года по делу №А21-4009/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Утвержден актуализированный административный регламент по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов i – iv классов опасности

  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 мая 2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»
  • Основные положения:
  • Утвержден актуализированный Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (далее – Административный регламент) с учетом изменений федерального законодательства, а также предоставления государственной услуги на основе принципа «одного окна».
  • Согласно положениям Административного регламента, результатами предоставления государственной услуги являются:
  • предоставление (переоформление) лицензии либо выдача уведомления об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии;
  • выдача дубликата лицензии либо уведомления об отказе в выдаче дубликата лицензии;
  • предоставление сведений из реестра лицензий либо уведомления об отказе в предоставлении сведений из реестра лицензий;
  • предоставление копии лицензии либо уведомления об отказе в предоставлении копии лицензии;
  • исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо выдача уведомления об отказе в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
  1. Следует отметить, что в сравнение с предыдущей редакцией Административного регламента, сроки предоставления государственной услуги не изменились.
  2. Документом уточнено, что предметом регулирования Административного регламента являются отношения, возникающие между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) (территориальным органом Росприроднадзора) и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
  3. При этом действие Административного регламента не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
  4. Обратиться за получением соответствующей лицензии могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять (соискатель лицензии) или осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (лицензиат) на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  5. В случае, если результатом предоставления государственной услуги является получение сведений из реестра лицензий, заявителем также может являться физическое (индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо.
  6. В отличие от предыдущей редакции Административного регламента, документом отмечено, что Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги в части:
  • сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I – II классов опасности;
  • размещение отходов I – IV класса опасности;
  • сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III – IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.
  • При этом территориальные органы Росприроднадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III – IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.
  • Таким образом, предполагается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают заявления о предоставлении лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с разграничением полномочий отнесено к полномочиям территориальных органов, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
  • В случае, если заявителем одновременно планируется осуществление видов работ, отнесенных к полномочиям и Центрального аппарата, и территориальных органов Росприроднадзора, предоставление государственной услуги будет осуществлять Центральный аппарат Росприроднадзора.
  • Также в соответствии с Административным регламентом:
  • перечень оснований для переоформления лицензии остался неизменным;
  • уточнен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • дополнены основания для отказа в приеме заявительных документов, в частности, такими основаниями предлагается признавать следующие:
    • представление заявительных документов, которые не поддаются прочтению;
    • отсутствие описи заявительных документов, а также отсутствие заявительных документов, указанных в описи.

Следует отметить, что в предыдущей редакции Административного регламента не было предусмотрено оснований для приостановления государственной услуги.

При этом данным документом регламентированы следующие основания:

  • представление заявительных документов, оформленных с нарушениями требований Административного регламента;
  • представление неполного комплекта заявительных документов, необходимых в соответствии с Административным регламентом.
Читайте также:  Статья 9. полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы

Перечень оснований для отказа в предоставлении/переоформлении лицензии не изменен.

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 8 июля 2020 г.

Действие: вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 июля 2016 г.

№ 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности»

Как получить лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности

За оформление лицензии на обращение с опасными отходами 1-4 класса опасности отвечает Росприроднадзор. В его круг обязанностей входит проверка новых соискателей и контроль компаний, которые уже оказывают услуги на данном сегменте рынка. При выявлении грубых нарушений специалисты ведомства имеют право приостановить или аннулировать действие лицензии.

Лицензия Росприроднадзора необходима для транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и захоронения опасных отходов. Процесс ее оформления и получения связан с множеством подводных камней и нюансов. Далее постараемся рассмотреть пошаговый алгоритм лицензирования в Росприроднадзоре.

Как самостоятельно получить лицензию на обращение с опасными отходами?

Разрешение на оказание услуг по транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию и захоронению опасных отходов – сложносоставная лицензия, получение которой сопряжено с посещением разных государственных контрольных структур, подготовкой объемного перечня документации, техническим оснащением производственной площадки в соответствии с требованиями актуальной нормативно-правовой базы.

Ключевые этапы лицензирования в Росприроднадзоре:

  1. Разработка перечня опасных отходов, с которыми будет работать предприятие. Для каждой категории необходимо определить класс опасности по Федеральному классификационному каталогу.
  2. Оформление паспортов на каждый вид опасных отходов, согласование документов в департаменте.
  3. Подготовка предприятия к выездной проверке инспектора из Роспотребнадзора. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии норм утвержденным стандартам.
  4. Обучение персонала в сертифицированном центре по вопросам обращения с опасными отходами 1-4 класса. Удостоверение должны иметь все сотрудники, которые непосредственно контактируют с мусором, в том числе водители спецтехники.
  5. Заключение договора с подрядной организацией. Например, соглашение на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, предрейсовый медицинский осмотр водителей.
  6. Подготовка технологической карты движения опасных отходов. В документе необходимо отразить весь путь, который проходит мусор от момента поступления на предприятие до его переработки во вторичное сырье, захоронение, транспортирование на другую площадку. В технологической карте указывают оборудование, материалы, химические реагенты и все остальные компоненты, которые участвуют в производственном процессе.
  7. Подготовка транспортного средства и производственной площадки для работы с опасными отходами. В автомобиле необходимо предусмотреть механизированные средства погрузки и разгрузки мусора и герметичный кузов, исключающий потерю груза. На производственной площадке должно быть обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических стандартов, установлено оборудование для утилизации, обезвреживания, обработки отходов и приборы для мониторинга концентрации вредных веществ в воздухе.
  8. Подготовка полного перечня документов, необходимых для создания лицензионного дела. Актуальный список можно уточнить на официальном сайте Росприроднадзора.
  9. Оплата государственной пошлины (в 2021 году ее размер составляет 7500 рублей), заполнение заявления и регистрация лицензионного дела в Росприроднадзоре.

10. Ожидание проверки в течение 45 рабочих дней.

11. Получение уведомления о внесении компании в единый реестр или отказа в выдаче документа с указанием причин.

С 2021 года выдача лицензий на бумажном носителе прекращена. При успешном прохождении проверки в Росприроднадзоре компанию вносят в единый реестр под индивидуальным номером. Предприниматель при необходимости может запросить выписку на бумажном или электронном носителе.

Основные ошибки и «подводные камни» лицензирования в Росприроднадзоре

Более 50% предпринимателей в попытках самостоятельно оформить лицензию получают отказ, связанный с одной из причин:

  1. Компания не соответствует утвержденным стандартам по вопросам технического оснащения или по другим законодательным требованиям.
  2. Соискатель предоставил неполный пакет сведений или некорректно заполнил документы, заявление (допустил ошибки, опечатки).
  3. В ведомство были направлены заведомо недостоверные сведения.

Чаще всего проблемы с самостоятельным оформлением лицензии Росприроднадзора возникают из-за сложного и длительного процесса, множества шагов, которые необходимо учитывать, и документов, которые необходимо оформлять. Например, соискатель может зарегистрировать лицензионное дело, не предоставив договор с подрядной организацией. Разумеется, в этом случае ведомство откажет ему в выдаче лицензии.

Другой камень преткновения – техническое оснащение производственной площадки и подготовка карты для осуществления производственных процессов.

Для утилизации опасных отходов необходимо выбрать метод, который отвечает требованиям экономичности, целесообразности и безопасности. Полученное вторичное сырье должно быть востребовано на рынке для производства новых товаров.

Предприятию по обезвреживанию отходов потребуется подготовить список разрешенных технологий, которые помогли добиться снижения токсичности и вредных свойств мусора.

Для каждого случая лицензирования можно выделить более сотни сценариев, по которым соискателю откажут в выдаче разрешительных документов.

Для быстрого прохождения проверки в Росприроднадзоре с первого раза можно обратиться за помощью в специализированные проверенные компании. Например, центр лицензирования «КАСЛ» гарантирует оформление лицензии на обращение с опасными отходами за 2,5 месяца.

Они оказывают полный спектр услуг: от предоставления спецтехники в аренду и подготовки производственной площадки до оформления документов «под ключ».

Минприроды предложило ужесточить правила выдачи лицензий

Минприроды предложило ужесточить правила выдачи и переоформления лицензий на обращение с промышленными отходами первых четырех классов опасности. С конца 2019 года создания на этом рынке федерального оператора добивается «Ростех»

Минприроды предложило упорядочить правила выдачи лицензий на сбор, обработку, обезвреживание, транспортировку и хранение опасных отходов I—IV класса опасности, к которым преимущественно относятся промышленные отходы, а также твердые коммунальные отходы. С начала 2021 года получение лицензии должно зависеть от наличия собственного парка техники по вывозу отходов, а также результатов государственной экологической экспертизы для объектов размещения, обработки и обезвреживания отходов.

Об этом говорится в проекте постановления правительства, который замминистра природных ресурсов и экологии Константин Румянцев направил 3 июня в Минэкономразвития, Минпромторг, Росприроднадзор и Роспотребнадзор. У РБК есть копия письма Румянцева и прикрепленный к нему проект постановления правительства. Их подлинность РБК подтвердил представитель Минприроды.

Как изменятся правила работы операторов по сбору опасных отходов

Действующее постановление правительства «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности», принятое в октябре 2015 года, утратит силу до конца 2020 года в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», сообщил РБК представитель Минприроды. Этот механизм, инициированный еще бывшим премьером Дмитрием Медведевым, предполагает отмену устаревших и избыточных регуляторных норм и введение моратория на принятие новых нормативно-правовых актов, которые содержат ужесточающие требования или формируют дополнительную контрольно-надзорную нагрузку для бизнеса.

Что относится к отходам I—IV классов опасности

К отходам I класса опасности относятся ртуть и приборы, содержащие соли свинца, например сложные термометры и конденсаторы, к отходам II класса — батарейки, автопокрышки, масла. Отходы III класса включают отработанные медные провода, шлам очистки труб от нефти, дизтопливо. Отходы IV класса в основном состоят из строительных отходов — бой кирпича, остатки щебня и арматуры, опилки и т.д.

По действующему постановлению лицензия на обращение с промышленными отходами выдается бессрочно.

«Получил ее один раз на всю жизнь — и занимаешься обращением с отходами независимо от наличия специализированной техники и финансовых ресурсов», — говорила в интервью РБК глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она выступила не только за упорядочивание условий выдачи лицензий, но и за ограничение срока их действия.

Радионова также предлагала сделать прозрачную для государства систему и вывесить публичный реестр утилизаторов отходов. «Не будет фейковых историй, когда компания подает утилизационных актов на 100 тыс. руб., имея мощности на 10 тыс. руб.», — говорила она.

  • Новые лицензии на обращение с промышленными отходами, согласно новому проекту Миприроды, будут выдаваться, если у компании или индивидуального предпринимателя (ИП) в наличии:
  • собственная техника для вывоза отходов (использование одних и тех же транспортных средств несколькими лицами, осуществляющими такую деятельность, будет запрещено); здания, объекты и мощности для обработки, обезвреживания или утилизации отходов (объект размещения отходов должен быть включен в государственный реестр объектов по размещению отходов — ГРОРО, а земля, где расположен полигон, должна быть в собственности или в аренде на законных основаниях); квалифицированный персонал для работы с отходами указанного класса опасности; результаты государственной экологической экспертизы для технологий по обработке, обезвреживанию и хранению отходов.
  • К тому же компаниям или ИП, получившим такие лицензии, будет запрещено использовать мобильное оборудование по сбору и вывозу отходов на других проектах, а полезные компоненты, которые можно использовать, — вторсырье — запретят складировать на полигонах или сжигать.
Читайте также:  Статья 35. федеральная палата адвокатов российской федерации

Сейчас новые правила проходят стадию согласования с учетом замечаний бизнеса и профильных ведомств. Росприроднадзор еще в начале апреля направил в Минприроды письмо с предложением сделать лицензии на обращение с промышленными отходами ограниченными по срокам, сказал РБК представитель ведомства.

По его словам, ведомство считает необходимым определить срок действия лицензий в пять лет, либо на срок эксплуатации объекта размещения отходов. Но в текущей редакции проекта постановления не прописано сроков действия лицензий.

РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минпромторга и Роспотребнадзора.

Как новые правила согласуются с планами «Ростеха» на рынке

Обращение с промышленными отходами I—II классов опасности курирует структура «дочки» «Росатома» «РосРао».

А глава «Ростеха» Сергей Чемезов предложил в декабре 2019 года на базе возглавляемой им госкорпорации создать федерального оператора по обращению с промышленными отходами III—V классов опасности, на которые приходится 95% всех отходов в России. В АКРА оценивали примерную стоимость вывоза и складирования таких отходов в 1,4 трлн руб. в год.

Тогда глава Минприроды Дмитрий Кобылкин выступил против этой инициативы, заявив, что это ущемит интересы малого бизнеса и противоречит антимонопольному законодательству.

Тем не менее в конце апреля 2020 года стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев внес в аппарат правительства поправки в законы об отходах и о «Ростехе», которые предполагают, что госкорпорация сможет рекомендовать федерального оператора по обращению с промышленными отходами и размер тарифов на его услуги.

«Я бы села за круглый стол и хорошенько подискутировала о едином операторе промышленных отходов с самими промышленниками, бизнесом и потребителями. Одно ясно: надо наводить порядок», — говорила в интервью РБК Радионова.

Комментируя новый проект лицензирования сбора и вывоза опасных отходов, представитель «Ростеха» сказал РБК: «Это нужный отрасли документ, который призван упорядочить правила выдачи разрешительных документов, требования к юридическим лицам и предпринимателям, работающим в данной сфере».

«Все компании, входящие в контур «РТ-Инвест» в области обращения с отходами, уже сегодня отвечают данным требованиям (которые предлагает ввести Минприроды — РБК), получая все необходимые лицензии.

Корректировка правил вполне логична и, по сути, упорядочивает контроль за лицензиатами и за подобного рода деятельностью», — добавил представитель «РТ-Инвест», в которой «Ростеху» принадлежит 25%.

  1. «Ростех» сможет выполнить новые требования переоформления и получения лицензий, как и большинство давно работающих в этой отрасли компаний, считает заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. С рынка уйдут те компании, которые используют арендованную технику для вывоза отходов и владеют свалками, которые все равно придется закрывать, добавила она
  2. Какие есть противоречия в новых правилах
  3. «Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.РБК направил запрос представителю Минприроды. Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/19/06/2020/5eeb15e29a79470bb874b71e

Лицензирование деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

Сотрудники Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу подготовили памятку по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Государственная пошлина

Письмо Росприроднадзора от 22 февраля 2018 г. № РН-10-02-28/3366 «Об уплате государственной пошлины».

— Реклама —

При повторном обращении после отказа — государственная пошлина оплачивается повторно.

Размер государственной пошлины — ст. 333 Налогового кодекса РФ:

  • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
  • переоформление лицензии — 3 500 рублей/ 750 рублей (зависит от причины переоформления);
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.

Лицензирование

Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Заявление на предоставление лицензии на деятельность по обращению с отходами оформляется в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

  • Согласно этому Положению, лицензионными требованиями, которые предъявляются к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
  • а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям — для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
  • Право собственности или иное законное основание:
  • свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;
  • договор аренды на здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения;
  • разрешение на строительство;
  • акт ввода в эксплуатацию.

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям — для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности.

  • договор купли-продажи оборудования или специальных установок;
  • договор аренды оборудования или специальных установок;
  • транспортные накладные;
  • заключение ГЭЭ на технику в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе».

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасностикопии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

  • ПТС на автотранспорт;
  • Договора аренды.

Статья 16 Закона № 89-ФЗ. Требования к транспортированию отходов.

Примечание

Письмо Росприроднадзора от 27.02.2019 № СР-08-02-31/6025:

требование о наличии свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов на территории России отсутствует, требование наличие ДОПОГ на транспортные средства, является неправомерным.

Ссылка на основную публикацию