Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.
Понятие «третейский суд»
Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.
На чем основана власть третейского судьи?
Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.
Виды третейских судов
Постоянно действующие третейские суды
Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления.
Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам.
Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.
Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.
Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?
Договор и третейское соглашение
При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.
Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.
Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.
Кто может быть третейским судей?
Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.
Третейским судьей не может быть выбран человек:
- недееспособный;
- имеющий судимость или привлеченный к уголовной ответственности на момент рассмотрения дела;
- ранее работавший юристом, профессиональная деятельность которого была прекращена в связи с нарушением закона;
- из-за должностного статуса.
Принципы третейского разбирательства
Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:
- законности;
- беспристрастности;
- конфиденциальности;
- независимости.
Обжалование решения третейского суда
Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.
Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина.
Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.
Основания для отмены третейского решения
Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:
- решение не соответствует федеральным законам;
- сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
- третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
- состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
- решение нарушает основные принципы российского права;
- спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.
Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.
При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.
Рассмотрение споров третейским судами
23 ноября 2020 в 12:59
В последнее время (а, точнее, последние несколько лет) много говорят о загруженности арбитражных судов и о необходимости снизить нагрузку на судей. С этой целью вводится упрощенное и приказное производство для несложной категории дел, медиация, привлечение посредника. Альтернативным вариантом является рассмотрение споров третейскими судами.
Когда возможно рассмотреть спор в третейском суде
АПК РФ разрешает сторонам передать в третейские суды по усмотрению сторон некоторых корпоративных и большинства гражданских споров.
Это возможно, если договоренности сторон оформлены письменно:
- в арбитражном соглашении (относится ко всем спорным вопросам между сторонами либо к отдельным вопросам),
- в арбитражной оговорке, которая включается в гражданский или корпоративный договор,
- в уставе общества, принятом единогласно.
Внимание! Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ регламентирует, что письменная форма соблюдена при обмене письмами, электронными документами, а также, если в исковом заявлении содержится предложение о передаче спора в третейский суд, а в отзыве – согласие на это.
Поэтому, если вы хотите, чтобы спор рассматривался только в системе государственных судов, относитесь со вниманием к содержанию таких документов.
Когда дела рассматриваются только в арбитраже
АПК содержит перечень дел, которые могут рассматриваться только в арбитражном суде:
- банкротные дела,
- оспаривание регистрации организаций и ИП,
- дела по госзаказам,
- некоторые дела о защите интеллектуальной собственности,
- большинство корпоративных споров,
- дела об обжаловании действий/бездействия должностных лиц, постановлений о привлечении к административной ответственности,
- об установлении юридических фактов,
- групповые иски.
Что должны сделать стороны:
- определить арбитрабильность спора (возможность разрешения дела в третейском суде),
- заключить действительное соглашение или включить арбитражную оговорку в основной договор.
В этом вам поможет адвокат, он проанализирует сущность спора и поможет составить юридически грамотные документы.
В чем отличие рассмотрения дел в арбитражном и третейском суде
Третейские суды могут быть:
- созданными при содействии постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ) или временно созданными сторонами для рассмотрения отдельного спора (ad hoc),
- внутренними или международными.
В чем основные отличия при рассмотрении споров в третейском суде и в арбитражном:
Процессуальные особенности | Арбитражный суд | Третейский суд |
Процессуальные правила | Рассматривает споры на основании АПК РФ | Руководствуется правилами, утвержденными ПДАУ, а в случае специального создания третейского суда для отдельного спора – правилами, согласованными сторонами. Эти правила определяют, как уведомляются участники спора, в какой очередности заслушиваются, на каком языке происходит судебное разбирательство, где хранятся документы и т.п. |
Количество судей (арбитров) | Установлено законодательством, в первой инстанции — 1 судья | Количество арбитров определяется по соглашению сторон |
Выбор судей (арбитров) | Стороны не выбирают судью, но могут заявить отвод в установленных случаях | Участники выбирают арбитров, основываясь на из профессионализме, авторитете и компетенции |
Место рассмотрения | Споры рассматриваются как правило, по месту нахождения ответчика, по некоторым категориям споров установлена исключительная подсудность, которая не может быть изменена. По гражданским спорам допускается выбор суда по соглашению сторон. | Место рассмотрения спора определяется участниками спора |
Состав расходов | Государственная пошлина, оплата экспертизы, переводчиков, услуг представителя и иные расходы. Расходы взыскиваются с проигравшей стороны в разумных пределах | Выплаты арбитрам, транспортные расходы, оплата экспертизы, услуг переводчиков и представителей. Расходы распределяются по соглашению между сторонами, а если его нет, то пропорционально удовлетворенным требованиям. |
Разбирательство | Разбирательство как правило открытое, обязательно ведется протокол, сроки рассмотрения дел строго регламентированы | Заседания закрытые, участники спора и арбитры строго соблюдают конфиденциальность разбирательства. Протокол может не вестись. Дела как правило рассматриваются в течение месяца. |
Истребование доказательств | Возможно | Нет таких полномочий |
Решение суда | Обязательно для всех, подлежит у исполнению на основании исполнительного листа. Решения вступает в силу, как правило, после истечения срока на обжалование. | Обязательно только для участников, исполнительный лист выдается арбитражным судом после проведения заседания. Решение вступает в силу немедленно. |
Обжалование решения | Порядок, сроки обжалования, количество инстанций, их полномочия строго регламентированы законодательством | Обжалуется в арбитражном суде. Но участники спора могут договориться о том, что решение третейского суда является для них окончательным. |
Рассмотрение споров третейскими судами: в чем преимущество
Преимуществом третейских судов являются:
- их оперативность, так как они не загружена как государственные судьи,
- возможность выбирать арбитров, что важно при рассмотрении специфических споров, требующих специальных знаний в узкой сфере,
- конфиденциальность (данные не попадают в картотеку судов, как при рассмотрении дела в арбитраже, что положительно сказывается на деловом имидже компаний).
- Но для проигравшей стороны, не согласной с вынесенным решением, может быть проблематично его оспорить.
- Если стороны договорятся об окончательности решения третейского суда, то оспорить его Вы не сможете никогда.
- Если оспаривание возможно, на это у Вас есть три месяца.
Арбитражный суд проверяет решение на соблюдение процедурных моментов, не противоречие публичному порядку и соблюдение пределов компетенции арбитражных судов. Существо решения суд не проверяет.
Как исполнить решение третейского суда
Стороны обязуются исполнить решение третейского суда добровольно. Но так происходит не всегда.
Если второй участник недобросовестно уклоняется от исполнения акта третейского суда, то необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о принудительном исполнении решения.
Арбитражный суд выдает исполнительный лист для принудительного исполнения решения, но он может и отказать в выдаче исполнительного листа, например, когда:
- арбитражное соглашение признано недействительной сделкой,
- участники не приняли участие в разбирательстве, потому что их не уведомили,
- вопросы, по которым решение вынесено, не были урегулированы арбитражным соглашением,
- спор не арбитрабильный.
Международный коммерческий арбитраж
- В международных контрактах арбитражная оговорка используется чаще.
- Это во многом связано с тем, что решение третейских судов в иностранной юрисдикции исполнить проще, так как почти все государства присоединились к Нью-Йоркской конвенции 1958 года, в соответствии с которой признаются и исполняются решения иностранных третейских судов.
- А вот решение государственного суда в другой стране исполнить намного сложнее, особенно, если нет подписанных соглашений между странами.
- Какие споры фактически рассматривают третейские суды в России
- Согласно статистике МКАС, в 2019 году к нему поступило 239 международных споров и 195 внутренних (в связи с неисполнением обязательств по различным договорам).
- Причем и по внутренним и по международным спорам подавляющее большинство дел (более 70%) связано с договорами поставки.
- Более половины исков по международным делам с ценой от 10 до 200 тысяч долларов, по внутренним же спорам подано 37% исков на сумму до 500 000 рублей, а 21% — до трех миллионов рублей.
- Это говорит о том, что крупные споры стороны предпочитают разрешать в арбитражных судах.
Ваши интересы в арбитражном суде
Балдин Дмитрий Александрович, директор Адвокатского бюро «Правовая гарантиЯ»
Адвокаты бюро «Правовая гарантиЯ» представляют интересы доверителей в арбитражных судах. Не смотря на то, что наши офисы расположены в Москве и Омске, мы отправляем адвокатов-представителей по арбитражным спорам в любой город России.
Зачем Вам адвокат в арбитраж?
Дело в том, что к арбитражным спорам предъявляются особые требования. В том числе, требования к наличию высшего юридического образования у представителя.
Арбитражный юрист или арбитражный адвокат — кого выбрать?
Если у Вас есть возможность выбирать, мы рекомендуем воспользоваться услугами адвоката.
Адвокат соблюдает кодекс этики и адвокатскую тайну, а это, согласитесь, очень важно в экономических спорах, затрагивающих коммерческую тайну.
Кроме того, адвокат может получать информацию о сделках, которые доверитель хочет оспорить, посредством адвокатского запроса. Юристу данная информация предоставляется в общем порядке.
Ответственность адвоката выше. И это важно учитывать.
Более подробно об отличии статутов юриста и адвоката читайте в статье
О нашем Бюро Вы можете почитать здесь.
Формирование состава третейского суда. Защита от злоупотреблений переходного периода
Первого сентября 2016 года вступил в силу федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже, новый закон). Закон вводит разрешительный порядок деятельности арбитражных учреждений в России.
На подготовку третейским судам дан один год со дня установления Правительством России порядка предоставления права осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения, что следует из п. 13,15 ст. 52 Закона об арбитраже.
Под словом “установление” следует понимать дату вступления в силу указанного порядка, а не дату его принятия.
Хотя с точки зрения русского языка синонимами слова «установление» являются слова как «введение», так и «принятие», а слово «установить» значит «утвердить», «ввести в действие».
Если же рассматривать днем установления дату принятия, то мы как бы применяем положения закона еще до вступления его в силу. Полагаю, что не могут считаться установленными правила, принятые до вступления в силу закона, во исполнение которого они принимаются.
https://www.youtube.com/watch?v=fsKvfnkq4ws
В установленный переходный период рассматривать споры, поступившие после 01.09.2016 г., третейские суды обязаны с учетом положений нового закона (в силу п. 7, 9 ст. 52 закона об арбитраже).
В поддержку вышеизложенного п. 5 ст. 52 закона об арбитраже устанавливает, что арбитражные соглашения, заключенные до дня вступления в силу закона об арбитраже, сохраняют силу (с учетом положений частей 6 и 16 ст.
52 закона об арбитраже) и не могут быть признаны недействительными или неисполнимыми лишь на том основании, что новым законом предусмотрены иные правила, чем те, которые действовали при заключении указанных соглашений.
Закон прямо говорит в п. 6 ст. 52 о том, что после вступления в силу нового закона спор может быть рассмотрен в том третейском суде, который указан в третейском соглашении, но при при соблюдении иных положений нового закона.
То есть ранее созданные третейские суды в переходный период вправе рассматривать дела при соблюдении норм нового закона.
Переходный период — всегда неспокойное время. Период разрушения и становления и, к сожалению, злоупотреблений.
Новый закон предоставляет много новых, не отработанных механизмов, которые могут быть использованы для усложнения работы третейских судов в переходный период.
Так, одна из основных процедур в третейском разбирательстве — это формирование состава.
Ранее процедура формирования состава третейского суда и количество арбитров в постоянно действующем третейском суде в силу п. 2. ст. 10 закона о третейских судах в РФ могло регулироваться правилами постоянно действующего третейского суда.
По новому закону об арбитраже количественный состав арбитров и процедура определяются сторонами. Другими словами, если стороны в третейской оговорке не согласовали указанный порядок, то действует процедура, установленная законом.
Так, в силу ст. 10 закона об арбитраже если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются три арбитра. В соответствии с п.3 ст.
11 в отсутствие соглашения сторон о процедуре назначения (избрания) арбитров каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра.
Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом.
За нарушение процедуры формирования состава третейского суда ч.5 п.3 ст. 239 АПК РФ предусмотрен отказ в выдаче листа на его принудительное исполнение.
Таким образом, при простой третейской оговорке, без расширенных условий о количестве арбитров и формировании состава суда, по всем делам, независимо от их категории и сложности, должны назначаться три арбитра.
В целом, заложенный законом механизм, не позволяющий арбитражному учреждению определять процедуры назначения арбитров в регламенте, представляется неоправданным.
Поскольку процедурная (процессуальная) культура сторон при проведении арбитража остается на довольно низком уровне, одна из сторон осознанно или нет будет бойкотировать выбор судьи и вторая сторона вынуждена будет прибегать к помощи государственных судов с целью назначить арбитра.
Указанное обстоятельство существенно затянет процедуру арбитража и увеличит ее стоимость, к тому же создаст дополнительную нагрузку на государственные суды.
С целью предотвращения злоупотреблений со стороны одной из сторон арбитража, нужно учитывать следующее.
Если арбитраж начат после 01.09.2016 года, то рассматривать его надлежит по правилам нового закона, но на основании третейского соглашения, заключенного сторонами на основании норм старого закона.
Поскольку третейское соглашение имеет правовую природу сделки (вопрос, конечно дискуссионный, но предположим), следовательно стороны достигли соглашения, выразили волю, по всем условиям, отраженным в ней, исходя из правовых реалий, существовавших до принятия нового закона.
Другими словами стороны исходили из положений действующего законодательства о том, что процедура назначения третейских судей регламентируется правилами третейского суда, на которые ссылается третейская оговорка и которые является ее частью. То есть стороны достигли соглашения по процедуре назначения и количеству третейских судей и согласовали ее в том формате, в котором ее предлагает регламент.
И если в правилах третейского суда заложены указанные механизмы и процедура в иных аспектах не противоречит новому закону, то применяются именно положения регламента с учетом положений п.4 статьи 47 закона об арбитраже.
Рассмотрение гражданских дел третейскими судами. Исполнение решений третейских судов
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г.
№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах), спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
- Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
- Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
- Согласно статье 18 Закона о третейских судах третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение.
Особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда.
Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством третейских судей, входящих в состав третейского суда, при условии указания уважительной причины отсутствия подписей других третейских судей.
- В решении третейского суда должны быть указаны:
- 1) дата принятия решения, определенная в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона о третейских судах;
- 2) место третейского разбирательства, определенное в соответствии со статьёй 20 Закона о третейских судах;
- 3) состав третейского суда и порядок его формирования;
- 4) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
- 5) обоснование компетенции третейского суда;
- 6) требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;
7) обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования.
В резолютивной части указываются сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами, а при необходимости — срок и порядок исполнения принятого решения.
Статья 44 Закона о третейских судах устанавливает, что решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении.
Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о третейских судах оно подлежит принудительному исполнению.
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в соответствии со статьёй 423 ГПК рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
Доверьте решение своих проблем профессионалам!
Формирование состава третейского суда
Одна из ключевых стадий третейского разбирательства — формирование состава третейского суда. Именно на этой стадии определяется, кто будет рассматривать дело. Формирование состава арбитража является одной из важнейших процессуальных проблем не только в начале производства по делу, но и остается актуальной вплоть до его завершения.
Эта проблема включает три вопроса: 1) какова процедура назначения арбитра; 2) кто может быть назначен в качестве арбитра, то есть каким требованиям должно соответствовать назначаемое лицо, и 3) какие могут быть основания для отвода арбитров и иных изменений в составе арбитража и каковы юридические последствия изменений в составе арбитража . Нарушение порядка формирования состава третейского суда является основанием для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа .
Васильев Е.А. Формирование состава арбитража. Квалификация арбитров // Актуальные вопросы международного коммерческого арбитража: к 70-летию Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Комаров. М., 2002. С. 53.
Пункт 4 части 2 статьи 233 и пункт 4 части 2 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящей статье основной акцент сделан именно на процедуре формирования состава третейского суда для рассмотрения дела. Вопросы о квалификационных требованиях к арбитрам, об основаниях для отвода и самоотвода третейского судьи не входят в предмет исследования.
В третейском суде дела рассматриваются единолично третейским судьей или коллегиально. Общее правило о численности состава закреплено в статье 9 Федерального закона от 24.07.02 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон) .
Согласно указанной статье стороны сами вправе определить количество судей, которое должно быть нечетным, также число судей может быть установлено правилами постоянно действующего третейского суда, но если данный вопрос не нашел разрешения, то избираются (назначаются) три третейских судьи. Как отмечает О.Ю.
Скворцов, история знает примеры назначения двух арбитров, и сегодня в Законе о МКАС нет правила о нечетном количестве арбитров, что не препятствует рассмотрению споров четным количеством судей .
Есть в специальной литературе мнение, что в настоящее время из-за неудачной формулировки пункта 1 статьи 9 Закона и во внутреннем третейском суде разбирательство может быть проведено четным количеством судей .
Российская газета. 2002. 27 июля.
Закон Российской Федерации от 07.07.93 N 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» // Российская газета. 1993. 14 августа.
Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 253 — 257.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» с обзором судебно-арбитражной практики (постатейный) / Под ред. А.Н. Лысенко, А.А. Хорошева. М.: Деловой двор, 2011. 376 с.
На возможность единоличного рассмотрения спора прямо указывает пункт 2 статьи 8 Закона. Но такая возможность должна быть предусмотрена соглашением сторон или правилами постоянно действующего третейского суда.
Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) в одном из постановлений указал, что назначение единоличного судьи допустимо, если это установлено положением третейского суда, пункт 2 статьи 9 (правило о трех судьях) применяется, только если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей (Постановление ФАС СЗО от 16.11.09 по делу N А56-39907/2009).
Третейское разбирательство в Российской Федерации
Одной из основных процедур, осуществляемых в рамках третейского разбирательства, является формирование состава третейского суда.
Оно традиционно рассматривается как одна из самых важный стадий третейского разбирательства, которая хотя и является подготовительной, но оказывает весьма существенное влияние и чрезвычайно важна для всех дальнейших процедур третейского разбирательства.
Такое значение определяется результатами, достигаемыми по итогам ее реализации, а также последствиями отступления от ее требований. Этим обстоятельством объясняется и широта подходов к анализу процедуры формирования состава.
Например, Е.А. Васильев отмечает, что формирование состава арбитража является одной из важнейших процессуальных проблем не только в начале производства по делу, но и остается актуальной вплоть до его завершения.
Эта проблема включает три вопроса: 1) какова процедура назначения арбитра; 2) кто может быть назначен в качестве арбитра, т.е.
каким требованиям должно соответствовать назначаемое лицо, и 3) какие могут быть основания для отвода арбитров и иных изменений в составе арбитража и каковы юридические последствия изменений в составе арбитража1См.: Васильев Е.А. Формирование состава арбитража.
Квалификация арбитров // Актуальные вопросы международного коммерческого арбитража: к 70-летию Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации / отв. ред. А.С. Комаров. М., 2002. С. 53..
Приведенным вопросам традиционно уделяется основное внимание при анализе проблем, возникающих на этапе формирования состава третейского суда, однако полагаем необходимым обратить внимание и на другой аспект, имеющий не менее важное значение. Так, Е.Ю.
Новиков весьма точно подметил, что под формированием третейского суда следует понимать не просто процедуру избрания (назначения) третейского судьи или третейских судей, которые будут рассматривать конкретный спор, а возникновение правового отношения между участниками процесса и третейским судом.
В этом смысле формирование третейского суда включает в себя и дачу данными лицами согласия на выполнение функций третейского судьи2См.: Новиков Е.Ю. Правовая природа третейского разбирательства // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. С. 317..
Первыми в этом ряду являются отношения между сторонами и арбитрами, которые часто оформляются арбитражным договором. Вторую группу составляют отношения, направленные на появление компетенции, властных полномочий у конкретного состава (арбитров) правоприменительного органа.
Формирование состава в этом смысле необходимо расценивать как один из фактов юридического состава, включающего действия — заключение арбитражного соглашения, а также соответствующие нормы третейского законодательства.
Состав третейского суда — лица (лицо), избранные сторонами в согласованном ими порядке, либо назначенные в установленном порядке руководителем постоянно действующего третейского суда, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон ту степень обязательности, которая прямо или косвенно определена в их соглашении3См.: Зайцев А.И. Третейское судопроизводство России: автореф. дис…. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 7..
Открытые и закрытые списки судей третейского суда. Формирование состава постоянно действующею третейского суда осуществляется на основе утвержденных списков. В эти списки входят лица, которые могут быть избраны сторонами для разрешения конкретного дела.
Списки по своему характеру бывают открытыми (рекомендательными) и закрытыми (обязательными). В тех случаях, когда списки носят открытый характер, допускается избрание для разрешения спора в постоянно действующем третейском суде лица, которое не включено в утвержденный список.
Например, в Третейский суд при ТПП РФ входят третейские судьи, включенные в список, утверждаемый ТПП РФ сроком на пять лет. Стороны могут также избирать третейских судей из лиц, не включенных в список (ст. 4 Регламента).
В ином случае стороны могут выбирать арбитров только из утвержденного перечня.
Единоличное или коллегиальное рассмотрение спора. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. В отсутствие соглашения сторон об ином для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.
В постоянно действующем третейском суде количество судей, избираемых (назначаемых) для рассмотрения спора, определяется его регламентом, а в случае, если такие правила не позволяют определить число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.
Например, в соответствии со ст. 26 Регламента Третейского суда при ТПП РФ, при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб., дело в отсутствие соглашения сторон об ином подлежит разрешению единоличным судьей. В этом случае единоличный судья назначается председателем третейского суда из списка третейских судей.
По соглашению сторон дело рассматривается единоличным судьей, который избирается по взаимной договоренности сторон. Они могут также заявить просьбу о том, чтобы единоличный судья за них был назначен председателем третейского суда. Если между сторонами не будет достигнута договоренность, единоличный судья назначается из списка судей председателем третейского суда.
Состав третейского суда
Замечание 1
Потребность обратиться в третейский суд может возникнуть в том случае, если две спорящие стороны не удовлетворены гражданским судом, наделенным всеми необходимыми юридическими полномочиями. Стоит отметить, что большое количество иностранных граждан, которые проживают на чужой территории, предпочитают обращаться именно в третейские суды, а не в суды иностранного государства.
Кроме того, причинами, по которым граждане могут обращаться в третейские суды, могут быть связны с низким доверием или полным отсутствием доверия к профессионализму и квалификации государственного судебного органа.
Любое третейское судебное производство занимается рассмотрением и дальнейшим разрешением любых спорых и конфликтных ситуаций.
Как и в обычном суде, истец подает на ответчика исковое заявление, в котором описывается суть и характер заявления и возникшей проблемы, а также все требованиям, которые он предъявляет к другой стороне.
Современная система третейского судебного процесса возникла и грамотно сформирована в соответствии с международными и правовыми основами.
Состав третейского суда и его специфика
Официальный состав третейского суда регламентирован в главе третьей Федерального закона «О третейский судах Российской Федерации»
. Основное лицо третейского суда считается судья, который имеет определенные требования к своей кандидатуре:
- Дееспособное физическое лицо, в возрастной группе старше 25 лет.
- Физическое лицо, имеющее высшее профессиональное образование, получено на юридическом факультете государственного образовательного учреждения.
- Данное физическое лицо не может иметь судимостей и неоплаченных государственных взносов, например, налогов, или автомобильных штрафов.
Третейский судья должен быть заинтересованным лицом в процессе рассмотрения конкретного дела, но не должен иметь знакомые или родственные связи, с какой – либо стороной искового процесса.
Стоит отметить, что третейский судья единолично принимает судебное решение после того, как ему будут предоставлены все необходимые документы, подтверждающие те или иные факты, будет произведен опрос свидетелей, если такие имеются и обозначены в исковом заявлении, а также будет оплачена государственная пошлина.
В некоторых делах могут участвовать несколько третейских судей, это не запрещается законодательными актами Российской Федерации
, но имеются некоторые требования:
- количество судей в конкретном заседании должно быть нечетным, чтобы не возникали спорные ситуации в процессе вынесения судебного третейского решения;
- все лица, представленные в виде третейского судьи, должны соответствовать нормам третейского судьи.
Замечание 2
Все третейские судьи избираются Арбитражным судом
. Стоит отметить, что обе стороны искового заявления имеют полное право выбрать самостоятельно того третейского судью, который будет представлять процесс рассмотрения конкретного спорного или конфликтного дела.
Процесс формирования состава третейского суда происходит в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
Все должностные полномочия третейского судьи должны быть прекращены по согласованию заинтересованных сторон, в результате самостоятельного отвода третейского судьи или третейских судей. Основания определены статьями 11 и 12 Федерального закона.
Прочие условия и требования о составе и полномочиях третейского суда описаны и определены в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации».