Статья 13. оспоримость сведений, содержащихся в отчете

   В целях оценки стоимости имущества, размера причиненного ущерба, например, в ДТП, при заливе квартиры соседом и т.д., как правило, обращаются к независимым оценщикам. Отчет оценщика может выступать одним из доказательств в суде, но не всегда та или иная сторона процесса может быть согласна с таким отчетом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по оспариванию экспертиз и оценки в г. Екатеринбург и Свердловской области поможет оспорить оценку в любом производстве: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Как оспорить отчет независимого оценщика?

   Любой отчет оценщика можно просить признать недопустимым доказательством, поскольку он составлен неверно, не отвечает требованиям закона.

Что именно может быть указано неправильно в отчете? С этим вопросом можно обратиться к эксперту, другому оценщику, которые разбираются в тех или иных вопросах.

Например, при расчете размера ущерба может быть неверно произведен сам расчет или что-то неучтено.

  • ВНИМАНИЕ: суд может не признать отчет недопустимым доказательством, в связи с чем лучше воспользоваться параллельно иным способом оспаривания отчета.
  •    Оспорить отчет можно, путем предоставления стороной иного отчета об оценке, например, этого же самого объекта.  
  •    В судебном заседании можно ходатайствовать о назначении экспертизы, в целях установления подлинности отчета оценщика или можно просить назначить иную независимую оценку.
  •    В определенных случаях лицо может обратиться с иском в суд

Досудебное несогласие с оценкой

   Если до суда одной из сторон проведена оценка, например, стоимости причиненного вреда машине, а другая сторона не согласна с такой оценкой, то несогласная сторона вправе провести свою оценку, пригласив другого оценщика. ВНИМАНИЕ: всегда следует уведомлять другую сторону о дате, времени и месте проведения оценки.

   В суде же каждая из сторон сможет представить свою оценку и должна обосновать, почему суд должен принять именно оценку конкретной стороны.

   Кроме того, до суда одна из сторон может в письменной форме выразить другой стороне свое несогласие с оценкой. Такое несогласие следует вручить второй стороне под отметку на своем экземпляре. Возможно, указанное действие приведет к мирному урегулированию разногласий сторон.

ПОЛЕЗНО: читайте также, как обжаловать оценку ущерба после ДТП по ссылке

Оспаривание оценки в суде

   Придя в суд, Вы знаете или можете узнать, что материалы дела содержат отчет об оценке, а Вы не знали о такой оценки, Вас не приглашали на проведение оценки. В указанных случаях Вы можете возражать против такой оценки и просить назначить судебную экспертизу.

   В настоящее время часто оспаривают оценку по кадастровой стоимости имущества, процедура такого оспаривания регламентирована законом. Оспаривают оценку, если кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, в этом случае делают заключение по рыночной стоимости имущества и идут в суд с административным иском.

   Кроме того, в суд можно подать иск:

  • об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика, в случае, когда определенная величина сделки является обязательной для сторон;
  • о признании недействительным отчета независимого оценщика.

ВНИМАНИЕ: если величина стоимости объекта, определенная оценщиком, является необязательной, носит рекомендательный характер, то такая оценка и не может быть оспорена путем подачи иска. Как составить иск в суд смотрите в нашем видео с канала YouTube

Последствия признания отчета об оценке недействительным

   Отчет об оценке могут признать недействительным. Последствия в этом случае могут быть самые разные, все зависит от конкретных обстоятельств.

Если отчет об оценке был признан недействительным, но имеется другой отчет, тогда в качестве доказательств будет принят тот отчет, который не оспорен.

Если отчет об оценке привел к возникновению убытков, то с соответствующего лица, который подготовил отчет, могут быть взысканы убытки.

   В рамках исполнительного производства может быть оспорено постановление пристава об оценке рыночной стоимости имущества и признании недостоверной оценки стоимости имущества, что в свою очередь позволит избежать реализации имущества приставом по заниженной стоимости.

ВАЖНО: в рамках исполнительного производства оценку имущества производит пристав.

   Когда отчет признают недействительным, это ведет к тому, что утрачивается одно из доказательств по делу, т.е. сторона, представившая отчет, в этом случае должна обосновывать свои требования или возражения иными доказательствами.

ПОЛЕЗНО: узнайте про оспаривание землеустроительной экспертизы по ссылке

Привлечение оценщика к ответственности

Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

   В определенных случаях оценщик может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как член СРО.

   Если оценщик выступает в качестве эксперта, готовит экспертное заключение, то он должен быть предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Следовательно, если будет установлен факт заведомо ложного заключения эксперта, то эксперт может быть привлечен к ответственности по ст. 307 УК РФ.

Помощь адвоката по оспариванию оценки

   Если Вы являетесь участником спора, в котором в качестве одного из доказательств фигурирует отчет оценщика, не знаете, что делать при наличии указанного документа, тогда обратитесь за консультацией к нашим адвокатам, которые разъяснят порядок Ваших дальнейших действий, а при необходимости могут оказать юридические услуги, связанные с защитой Ваших прав по оспариванию отчета оценщика:

  • помогут найти и организовать заказ на составление рецензии по имеющейся оценке с целью выявления слабых сторон отчета и нарушений
  • поставят вопросы оценщику, которые поставят под сомнение проведенную оценку, пригласят иного специалиста, имеющего особое мнение относительно проведенной работы второй стороны
  • проведут работу по заявлению ходатайства перед судом и следствием о проведении повторной или дополнительной оценочной экспертизы, проведения судебной экспертизы, когда она необходима исходя из обстоятельств дела
  • определят необходимость проведения независимой оценки, которая оспорит представленное стороной доказательство и защитит Вашу линию процесса

   Звоните уже сегодня нашему адвокату, чтобы записаться на консультацию по вопросу обжалования оценки, проведенной в рамках дела в настоящее время.

Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

  • В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
  • Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»
  • В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия рассмотрения дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.

1. В силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

В случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика, или о признании недействительным отчета независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков — юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), — направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, — достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).

  1. Обязательный характер величины стоимости объекта оценки, установленной независимым оценщиком, предусмотрен, в частности, статьей 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», пунктом 3 статьи 34 и пунктом 3 статьи 75 Федерального закона «Об акционерных обществах», частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах».
  2. Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
  3. В частности, обязательное привлечение оценщика (обязательное проведение оценки) предусмотрено статьей 8 Закона об оценочной деятельности, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Читайте также:  Статья 3.1. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти

Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).

В связи с этим судам следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель.

Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.

2.

В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.

Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82-87 АПК РФ).

При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ).

3.

Если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.А. Иванов
  • Права оценщика.
  • Оценщик имеет право:
  • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
  • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
  • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
  • требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.
  • Обязанности оценщика.
  • Оценщик обязан:
  • быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
  • соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
  • соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее — правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;
  • сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
  • представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
  • представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным Федеральным законом, а также сведения о любых изменениях этой информации;
  • представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;
  • не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;
  • по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

Комментарий к статье 130 Закона о банкротстве

Статья 130. Оценка имущества должника

Комментарий к статье 130

1. Коммент. ст. посвящена регламентации отношений, складывающихся в связи с оценкой имущества должника. Действующая редакция коммент. ст. существенным образом отличается от ее ранее действующих вариантов.
2. В абз. 1 п. 1 коммент. ст.

закреплено общее правило, обязывающее арбитражного управляющего привлечь для целей проведения оценки имущества должника профессиональных оценщиков и обеспечить оплату их услуг. Такая оплата может производиться как за счет имущества должника, так и из иных источников, установленных собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
3.

Под оценкой имущества (предприятия) следует понимать установление в его отношении рыночной или иной стоимости. Согласно ст.

5 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте, например исключительные права.
4. Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим оценочную деятельность, является Закон об оценочной деятельности, который определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Законом, в частности, устанавливаются основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления, функции уполномоченных федеральных органов, виды стандартов оценочной деятельности, правовое положение саморегулируемых организаций оценщиков (СРО оценщиков).
В развитие ст. 20 Закона об оценочной деятельности Минэкономразвития России утверждены Федеральные стандарты оценки (ФСО), обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. В их числе следует назвать:
Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 ;
———————————

Читайте также:  Глава ii. создание потребительского общества

РГ. 2007. 4 сент.

  • Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 ;
    ———————————
  • Там же.
  • Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 ;
    ———————————

РГ. 2007. 5 сент.

Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 ;
———————————

Бюллетень правовых актов Минэкономразвития России. 2010. N 2.

Федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328 .
———————————

Бюллетень правовых актов Минэкономразвития России. 2011. N 4.

В целях реализации положений ст. ст. 22.1 и 24.1 Закона об оценочной деятельности Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2007 г.

N 69 утверждено Положение о порядке ведения реестра членов СРО оценщиков, составе сведений, включаемых в реестр членов СРО оценщиков, порядке предоставления информации, содержащейся в реестре членов СРО оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования .
———————————

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 18.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия рассмотрения дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком, Президиумом ВАС РФ принято информационное письмо от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» .
———————————

Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

5. В абз. 2 п. 1 коммент. ст. содержится норма, определяющая компетентное законодательство, требованиям которого должен соответствовать оценщик. По общему правилу оценку имущества должника обязан производить независимый оценщик. Действующее законодательство не раскрывает понятие «независимый оценщик». Согласно ст.

4 Федерального закона «Об оценочной деятельности» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с названным Законом.

При этом оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, который соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности».

Критерии независимости оценщика в форме запрета на проведение оценки объекта оценки закреплены в ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности».

В соответствии с указанной статьей оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица — заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Кроме того, проведение оценки не допускается, если:
— в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
— оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица — заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
6. Оценка имущества должника производится на основании договора на проведение оценки, заключаемого конкурсным управляющим с оценщиком или юридическим лицом, имеющим право на проведение оценки. Требования к договору на проведение оценки определены в ст.

10 Федерального закона «Об оценочной деятельности». Согласно указанной ст.

договор на проведение оценки должен содержать:
— объект оценки;
— вид стоимости имущества (способ оценки);
— размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
— сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;
— наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
— указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;
— указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством.
В договоре на проведение оценки, заключенном конкурсным управляющим с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.
Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.
7. Результат оценки имущества должника, полученный оценщиком, должен быть выражен в форме отчета об оценке объекта оценки. Требования к указанному отчету закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет об оценке не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки имущества, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки имущества, отраженных в отчете.
Кроме того, в отчете должны быть указаны:
— критерии установления оценки имущества и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости имущества (для случая определения не рыночной, а иных видов стоимости);
— дата составления и порядковый номер отчета;
— основание для проведения оценщиком оценки имущества;
— место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
— точное описание объекта оценки, реквизиты должника, балансовая стоимость имущества;
— стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости имущества, обоснование их использования при проведении оценки, перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения;
— последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
— дата определения стоимости имущества;
— перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор. Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ. В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
8. В п. 2 коммент. ст. закреплена норма, обязывающая конкурсного управляющего направить отчет оценщика об оценке имущества (предприятия) должника в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на подготовку заключений по отчетам оценщиков.
Отчет оценщика направляется в указанный орган в случаях оценки:
— имущества унитарного предприятия;
— имущества акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
Положение о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника — унитарного предприятия либо имущества должника — акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, утверждено Приказом Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. N 166 .
———————————

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 28.

9. В п. 3 коммент. ст. определены срок и некоторые процедурные вопросы подготовки заключений по отчетам оценщиков. Указанные заключения должны быть мотивированы.

Наличие положительного заключения, подготовленного органом, уполномоченным на подготовку заключений, либо отсутствие заключения по отчетам оценщиков является основанием для принятия решения собранием кредиторов или комитетом кредиторов о начальной цене продажи предприятия или иного имущества должника.
10. В п. 4 коммент. ст.

определены последствия получения конкурсным управляющим отрицательного заключения органа, уполномоченного на подготовку заключения по отчетам оценщиков. Таких последствий два: благоприятное и неблагоприятное.

Все будет зависеть от характера экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, получивший отрицательную оценку уполномоченного органа.

Если саморегулируемая организация представит экспертное заключение о соответствии отчета об оценке установленным требованиям или отчет об оценке окажется переработанным с учетом экспертного заключения, рыночная стоимость имущества должника определяется в соответствии с отчетом либо переработанным отчетом об оценке.
11. В п. 5 коммент. ст. содержится правило, согласно которому осуществляется оценка движимого имущества должника без привлечения профессионального оценщика. Такой оценке должно предшествовать соответствующее решение собрания кредиторов или комитета кредиторов.

12. В п. 6 коммент. ст. закреплена норма, очерчивающая круг лиц, наделенных правом на обжалование результатов оценки имущества.

Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

  • Статья 9. Основания
    для проведения оценки объекта оценки
  • Основанием для проведения
    оценки объекта оценки является договор
    между оценщиком и заказчиком.
  • Договором между
    оценщиком и заказчиком может быть
    предусмотрено проведение данным
    оценщиком оценки конкретного объекта
    оценки, ряда объектов оценки либо
    долговременное обслуживание заказчика
    по его заявлениям.
  • В случаях, предусмотренных
    законодательством Российской Федерации,
    оценка объекта оценки, в том числе
    повторная, может быть проведена оценщиком
    на основании определения суда, арбитражного
    суда, третейского суда, а также по решению
    уполномоченного органа.
Читайте также:  Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора

Суд, арбитражный суд,
третейский суд самостоятельны в выборе
оценщика. Расходы, связанные с проведением
оценки объекта оценки, а также денежное
вознаграждение оценщику подлежат
возмещению (выплате) в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.

  1. Статья 10. Обязательные
    требования к договору
  2. Договор между оценщиком
    и заказчиком заключается в письменной
    форме и не требует нотариального
    удостоверения.
  3. Договор должен содержать:
  • основания заключения договора;
  • вид объекта оценки;
  • вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
  • денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
  • сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
  • В договор в обязательном
    порядке включаются сведения о наличии
    у оценщика лицензии на осуществление
    оценочной деятельности с указанием
    порядкового номера и даты выдачи этой
    лицензии, органа, ее выдавшего, а также
    срока, на который данная лицензия выдана.
  • Договор об оценке как
    единичного объекта оценки, так и ряда
    объектов оценки должен содержать точное
    указание на этот объект оценки (объекты
    оценки), а также его (их) описание.
  • В отношении оценки
    объектов оценки, принадлежащих Российской
    Федерации, субъектам Российской Федерации
    или муниципальным образованиям, договор
    заключается оценщиком с лицом,
    уполномоченным собственником на
    совершение сделки с объектами оценки,
    если иное не установлено законодательством
    Российской Федерации.
  • Статья 11. Общие
    требования к содержанию отчета об оценке
    объекта оценки
  • Надлежащим исполнением
    оценщиком своих обязанностей, возложенных
    на него договором, являются своевременное
    составление в письменной форме и передача
    заказчику отчета об оценке объекта
    оценки (далее — отчет).

Отчет не должен допускать
неоднозначного толкования или вводить
в заблуждение.

В отчете в обязательном
порядке указываются дата проведения
оценки объекта оценки, используемые
стандарты оценки, цели и задачи проведения
оценки объекта оценки, а также приводятся
иные сведения, которые необходимы для
полного и недвусмысленного толкования
результатов проведения оценки объекта
оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при
проведении оценки объекта оценки
определяется не рыночная стоимость, а
иные виды стоимости, в отчете должны
быть указаны критерии установления
оценки объекта оценки и причины
отступления от возможности определения
рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть
указаны:

  • дата составления и порядковый номер отчета;
  • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  • место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
  • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
  • стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
  • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
  • дата определения стоимости объекта оценки;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
  1. Отчет может также
    содержать иные сведения, являющиеся,
    по мнению оценщика, существенно важными
    для полноты отражения примененного им
    метода расчета стоимости конкретного
    объекта оценки.
  2. Для проведения оценки
    отдельных видов объектов оценки
    законодательством Российской Федерации
    могут быть предусмотрены специальные
    формы отчетов.
  3. Отчет должен быть
    пронумерован постранично, прошит,
    скреплен печатью, а также подписан
    оценщиком — индивидуальным предпринимателем
    или работником юридического лица,
    который соответствует требованиям
    статьи 24 настоящего Федерального закона
    и осуществил оценку объекта оценки, и
    его руководителем.
  4. Статья 12. Достоверность
    отчета как документа, содержащего
    сведения доказательственного значения
  5. Итоговая величина
    рыночной или иной стоимости объекта
    оценки, указанная в отчете, составленном
    по основаниям и в порядке, которые
    предусмотрены настоящим Федеральным
    законом, признается достоверной и
    рекомендуемой для целей совершения
    сделки с объектом оценки, если в порядке,
    установленном законодательством
    Российской Федерации, или в судебном
    порядке не установлено иное.
  6. Статья 13. Оспоримость
    сведений, содержащихся в отчете
  7. В случае наличия спора
    о достоверности величины рыночной или
    иной стоимости объекта оценки,
    установленной в отчете, в том числе и в
    связи с имеющимся иным отчетом об оценке
    этого же объекта, указанный спор подлежит
    рассмотрению судом, арбитражным судом
    в соответствии с установленной
    подведомственностью, третейским судом
    по соглашению сторон спора или договора
    или в порядке, установленном
    законодательством Российской Федерации,
    регулирующим оценочную деятельность.
  8. Суд, арбитражный суд,
    третейский суд вправе обязать стороны
    совершить сделку по цене, определенной
    в ходе рассмотрения спора в судебном
    заседании, только в случаях обязательности
    совершения сделки в соответствии с
    законодательством Российской Федерации.
  9. Статья 14. Права
    оценщика
  10. Оценщик имеет право:
  • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
  • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
  • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
  • требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Статья 15. Обязанности
оценщика

Оценщик обязан:

  • соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
  • предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
  • предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
  • не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
  • Статья 16. Независимость
    оценщика
  • Оценка объекта оценки
    не может проводиться оценщиком, если
    он является учредителем, собственником,
    акционером или должностным лицом
    юридического лица либо заказчиком или
    физическим лицом, имеющим имущественный
    интерес в объекте оценки, или состоит
    с указанными лицами в близком родстве
    или свойстве.
  • Проведение оценки
    объекта оценки не допускается, если:
  • в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
  • оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
  1. Не допускается
    вмешательство заказчика либо иных
    заинтересованных лиц в деятельность
    оценщика, если это может негативно
    повлиять на достоверность результата
    проведения оценки объекта оценки, в том
    числе ограничение круга вопросов,
    подлежащих выяснению или определению
    при проведении оценки объекта оценки.
  2. Размер оплаты оценщику
    за проведение оценки объекта оценки не
    может зависеть от итоговой величины
    стоимости объекта оценки.
  3. Статья 17. Страхование
    гражданской ответственности оценщиков
  4. Страхование гражданской
    ответственности оценщиков является
    условием, обеспечивающим защиту прав
    потребителей услуг оценщиков, и
    осуществляется в соответствии с
    законодательством Российской Федерации.
  5. Страховым случаем
    является причинение убытков третьим
    лицам в связи с осуществлением оценщиком
    своей деятельности, установленное
    вступившим в законную силу решением
    суда, арбитражного суда или третейского
    суда.
  6. Оценщик не вправе
    заниматься оценочной деятельностью
    без заключения договора страхования.
  7. Наличие страхового
    полиса является обязательным условием
    для заключения договора об оценке
    объекта оценки.
  8. Страхование гражданской
    ответственности оценщиков может
    осуществляться в форме заключения
    договора страхования по конкретному
    виду оценочной деятельности (в зависимости
    от объекта оценки) либо по конкретному
    договору об оценке объекта оценки.
Ссылка на основную публикацию