Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органы

Слайд 1 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыОписание слайда:

«Испытание при поступлении на службу в таможенные органы и особенности правового положения гражданских служащих в период испытания» Подготовили Студентки группы Э122Б Кондратенко Эльвира Арсенова Виктория

Слайд 2 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыОписание слайда:

План Об испытание о приеме на службу Испытание при приеме на службу в таможенные органы В период прохождения испытания о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации Используемые источники

Слайд 3 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыСлайд 4 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыОписание слайда:

Испытание при приеме на службу в таможенные органы

Слайд 5 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыСлайд 6 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыОписание слайда:

В период прохождения испытания гражданин должен

Слайд 7 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыСлайд 8 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыСлайд 9 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыОписание слайда:

В период прохождения испытания гражданин должен

Слайд 10 Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органыСлайд 11Слайд 12Слайд 13Слайд 14Слайд 15Слайд 16Описание слайда:

Используемые источники Иванов И. Н. Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта [Текст] / И. Н. Иванов // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С.

328-331 Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации Приказ ФТС РФ от 03 июля 2006 года N 612 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОТ 21.07.

97 N 114-ФЗ «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 18 июня 1997 года Одобрен Советом Федерации 4 июля 1997 года Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта

Статья 27. Испытание при поступлении на гражданскую службу. 1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испы

В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.

В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.

Во время проверки новоприбывшего может выясниться, что кандидат не удовлетворяет каким-либо требованиям или не обладает достаточными профессиональными навыками для того, чтобы занять желаемую должность. В таком случае он будет уволен с госслужбы. Госслужащий может также принять самостоятельное решение уволиться еще до окончания испытаний.

В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт.

В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности.

На протяжении всего испытания руководитель будет обращать внимание на уровень профподготовки и деловые качества нанятого служащего. статью: → “Считаем страховой стаж для больничного листа: пример расчета”

  • На фото представлен служебный контракт
  • Если в контракте не было пункта о прохождении испытаний, служащий признается принятым на работу без каких-либо условий, и уволить его за несоответствие занимаемой должности будет нельзя.
  • Назначить испытательный срок руководитель имеет право в нижеуказанных случаях:
  • кандидат был нанят переводом из другой госструктуры (испытательный срок для него назначается от 1 до 6 месяцев);
  • кандидат принимается на гражданскую службу, заступление на которую и освобождение от которой может происходить исключительно по указу Президента или властей (длительность испытания для такой службы может варьироваться от 1 месяца до 1 года);
  • претендент на должность ранее уже проходил такую службу (продолжительность проверки – 1-6 месяцев);
  • в других ситуациях, когда законом не запрещено устанавливать испытательный срок.

Во время прохождения испытания госслужащий обладает правами и обязательствами, утвержденными действующим законодательством.

Бывает так, что во время прохождения проверки сотрудник заболел или не появлялся на рабочем месте по уважительным причинам, доказать существование которых он может документально.

Такие дни не засчитываются в общем сроке проверки, и испытательный срок должен быть продлен ровно на такое количество дней, сколько сотрудник фактически не присутствовал на рабочем месте и не исполнял должностные обязательства.

Продолжительность

Длительность проверки профессионализма госслужащего зависит от вида занимаемой им должности и имеющихся у него навыков. В целом испытательный срок для отдельных категорий граждан выглядит следующим образом:

  1. Граждане, впервые принятые на гражданскую службу, должны пройти испытание сроком от 1 до 12 месяцев.
  2. Для гражданских служащих, ранее проходивших госслужбу в РФ или переведенных из других госорганов, этот срок может составлять от 1 до 6 месяцев;
  3. Гражданским служащим, назначенным Президентом РФ, может быть установлен испытательный срок от 1 до 12 месяцев.
  4. Молодые служащие ОВД, проходят испытательный срок от 3 до 12 месяцев.
  5. Лица на службе в таможенных органах стажируются до 6 месяцев.
  6. Служащие в органах наркоконтроля – от 3 до 6 месяцев.
  7. военнослужащие по контракту – 3 месяца.

Статья 27

При приеме на государственную службу указание об установлении испытательного срока и все сопутствующие условия прописывают в служебном контракте, а также в приказе о назначении на должность. Если таковой записи в документах не имеется, значит, кандидат приступит непосредственно к работе без прохождения испытания.

https://www.youtube.com/watch?v=PejiWCIwOOs\u0026t=408s

Основной целью испытательного срока является выявление соответствия уровня профессионализма государственного служащего требованиям вакантной государственной должности.

В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт.

В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности.

На протяжении всего испытания руководитель будет обращать внимание на уровень профподготовки и деловые качества нанятого служащего. статью: → “Считаем страховой стаж для больничного листа: пример расчета”

На фото представлен служебный контракт

  Спецификация к договору – Образец, бланк 2021 года

Если в контракте не было пункта о прохождении испытаний, служащий признается принятым на работу без каких-либо условий, и уволить его за несоответствие занимаемой должности будет нельзя.

Назначить испытательный срок руководитель имеет право в нижеуказанных случаях:

  • кандидат был нанят переводом из другой госструктуры (испытательный срок для него назначается от 1 до 6 месяцев);
  • кандидат принимается на гражданскую службу, заступление на которую и освобождение от которой может происходить исключительно по указу Президента или властей (длительность испытания для такой службы может варьироваться от 1 месяца до 1 года);
  • претендент на должность ранее уже проходил такую службу (продолжительность проверки – 1-6 месяцев);
  • в других ситуациях, когда законом не запрещено устанавливать испытательный срок.

Во время прохождения испытания госслужащий обладает правами и обязательствами, утвержденными действующим законодательством.

Бывает так, что во время прохождения проверки сотрудник заболел или не появлялся на рабочем месте по уважительным причинам, доказать существование которых он может документально.

Такие дни не засчитываются в общем сроке проверки, и испытательный срок должен быть продлен ровно на такое количество дней, сколько сотрудник фактически не присутствовал на рабочем месте и не исполнял должностные обязательства.

Условие об испытании

Методика – это по сути новый единый порядок проведения испытания для госслужащих федеральных органов власти. С 24 января 2021 года они должны применять общий подход ко всем стадиям испытания – от его организации до закрепления результатов испытания.

Читайте также:  § 1 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов (действующая редакция)

Испытание устанавливают для:

  • проверки соответствия госслужащего замещаемой должности гражданской службы;
  • подтверждения способности применить при исполнении обязанностей имеющиеся у него знания и умения;
  • оценки его профессиональных и личностных качеств.

Условие об испытании автоматически включают в служебный контракт на основании п. 1 ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

  • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
  • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
  • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
  • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

Испытательный срок и прием на работу

Испытательный срок – это период времени, когда работодатель оценивает сотрудника, как пригодного для дальнейшей работы. Какова продолжительность испытательного срока? На кого испытательный срок не распространяется? Какие могут быть причины продления испытательного срока?

Каждый работодатель перед тем, как начинать с сотрудником трудовые отношения, имеет право установить испытательный срок.

Статья 70 устанавливает, что испытательный срок не может быть больше чем 3 месяца, но для отдельных лиц это значение может меняться.

Например, для руководителей, их заместителей, для главных бухгалтеров, для различного рода руководителей – срок может устанавливаться до 6-ти месяцев.

Для сотрудников, которые заключают трудовой договор на срок от 2-х до 6-ти месяцев – испытательный срок не может превышать 2-х недель. Для госслужащих, испытательный срок может устанавливаться на срок до 1 года. А если работник с работодателем заключают трудовой договор на срок, не превышающий 2 месяца, то испытательный срок отсутствует.

Если в трудовом договоре не указано, что сотрудник должен пройти испытательный срок – значит, испытательный срок отсутствует.

Если трудовой договор не заключен, а стороны договорились о сотрудничестве в устной форме, то соглашение о назначении испытательного срока может быть прописано в отдельном договоре.

Если работодатель отказывается принимать сотрудника на работу, он обязан указать причину своего отказа.

Ограничения по испытательному сроку

Существует также круг лиц, на которых испытательный срок не распространяется.

Это беременные женщины; лица, не достигшие совершеннолетнего возраста; лица, которые заключали договор в учебном заведении, в котором оговаривалось дальнейшее трудоустройство после окончания обучения; сотрудники, которые назначаются как временно выполняющие обязанности; сотрудники, которые были назначены на должность в порядке перевода. Также к их числу относятся лица, которые получили должность путем прохождения законного конкурса.

Условия испытательного срока

Сотрудник, который находится на испытательном сроке, имеет такие же права, как и те, кто работает на постоянном основании. И работодатель не имеет права лишать такого сотрудника зарплаты, уменьшать ее, лишать премий, поощрений разного характера.

Если сотрудник в процессе испытательного срока не удовлетворяет требования работодателя, то последний может уволить сотрудника до истечения испытательного срока, но предупредив об этом не позже, чем за 3 дня до увольнения. При этом в приказе об увольнении лучше внимательно и осторожно указывать причины, по которым данный работник не удовлетворяет работодателя. Иначе работник сможет без проблем оспорить это решение через суд.

Работник может сам расторгнуть трудовой договор до истечения испытательного срока. В этом случае он должен предупредить работодателя не позже, чем за 3 дня до своего ухода.

Причины продления испытательного срока

Испытательный срок может быть продлен, если сотрудник по причине своей временной нетрудоспособности, или по иным, не противоречащим законодательству причинам, не ходил на работу. В таком случае, испытательный срок, может быть продлен на то количество дней, которое сотрудник отсутствовал на работе, но не более.

Если работодатель решит продлить испытательный срок, в связи с тем, что он не удостоверился в профессиональности сотрудника – у него это выйдет на срок, не более 3-х месяцев суммарно вместе с тем сроком, который работник уже отработал. Исключением могут быть случаи, которые описывались выше. Также работодатель может продлить испытательный срок только на то количество дней, которое сотрудник, в силу своей нетрудоспособности, пропустил.

Выводы

Испытательный срок является очень важной частью трудовых отношений, поскольку благодаря ему работодатель сможет оценить – подходит ли ему данный работник или нет, и, в свою очередь, работник сможет решить для себя – подходит такая работа для него или нет.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности.

Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего.

В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

Категории служащих

По ст. 8 ФЗ №58 от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ» существуют следующие виды должностей:

  • государственная гражданская служба федерального уровня;
  • государственная гражданская служба на уровне субъекта РФ;
  • воинские должности;
  • другие виды должностей федеральной госслужбы.

Такое деление накладывает некоторые особенности на установление испытательного срока поступающих на госслужбу граждан, что контролируется соответствующими законодательными актами.

Поступление на госслужбу по итогам конкурса не является гарантией отсутствия в последствии испытательного срока. На служащего, проходящего испытание, распространяется действие федерального закона о госслужащих.

Гражданские

Вопрос испытания на гражданской госслужбе регулируется ст. 27 ФЗ №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в РФ», на основе которого испытание может быть назначено:

  • лицам, впервые приступившим к гражданской службе;
  • лицам, переведенным на службу из другого госоргана;
  • лицам, назначенным на должности гражданской службы по приказу Президента или Правительства РФ;
  • лицам, состоявшим ранее на гражданской службе.

Лица, впервые поступившие на гражданскую службу, проходят испытание в обязательном порядке, нередко, максимально долгое время.

В сроке испытания засчитываются только те дни, когда служащий фактически пребывал на рабочем месте и выполнял свои обязанности. По его завершении работник должен пройти так называемую аттестацию перед специальной комиссией, в ходе которой он получит оценку своих профессиональных качеств. Лицу, впервые поступившему на службу, будет присвоен классный чин.

Если после завершения испытания служащий продолжает выполнять свои обязанности, считается, что он успешно прошел проверку и принят на работу.

Если испытуемый не справляется со своими должностными обязанностями, его письменно уведомляют о предстоящем увольнении не позднее, чем за 3 дня до этого события. Обязательно сообщают причину увольнения. Служащий, не согласный с таким решением, вправе обжаловать его в суде.

Читайте также:  Статья 19. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Органы прокуратуры

Лица, в первый раз поступающие на службу в прокуратуру, обязательно должны выдержать испытательный срок. Его продолжительность может быть минимальной или, наоборот, максимально возможной, что зависит от руководителя госоргана, уполномоченного решать кадровые вопросы. Исполнение обязанностей служащими осуществляется без присвоения классного чина.

Период испытательного срока входит в трудовой стаж службы в прокуратуре (ФЗ №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ»). Лицо, принявшее должность прокурора впервые, обязано дать присягу.

Служащего, не получившего хороших результатов по окончании испытания, либо уволят, либо по обоюдному согласию переведут на другую должность. Если после окончания испытания госслужащий продолжает выполнять свою работу, значит, он выдержал испытание.

Органы внутренних дел (МВД)

Гражданину для службы в ОВД нужно быть готовым к прохождению испытательного срока в качестве стажера, не имея при этом специального звания.

Для тех, кто устраивается в ОВД впервые, это условие является обязательным согласно ст. 12 Постановления ВС РФ №4202-1 от 23.12.1992.

На длительность стажировки существенно влияет подготовленность кандидата и его должность.

Во время стажировки служащий в полном объеме исполняет возложенные на него обязанности и имеет все права сотрудника ОВД. На него в полной мере распространяется действие трудового кодекса.

Период испытательного срока является частью общего стажа работы в ОВД.

Расторжение трудового контракта возможно по инициативе обеих сторон:

  1. Со стороны МВД при несоответствии профессиональных качеств стажера заявленным требованиям.
  2. Со стороны служащего при нарушении госорганом обязательств, предусмотренных контрактом.

Таможенные органы

На время испытания в таможенном органе гражданин в качестве стажера занимает вакантную должность. Присваивать ему звания в этот период запрещено.

Длительность стажировки зависит от квалификации кандидата и может быть изменена решением руководителя таможенного органа. Все остальные условия, касаемые испытания, находятся в компетенции руководителя ФТС. Сведения о продолжительности испытательного срока заносят в приказ о назначении на должность.

Все расходы служащего на прохождение требуемых врачебных комиссий в медучреждениях, возмещаются ФТС в полном объеме. Об этом говорится в ФЗ №114-ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ».

Органы наркоконтроля

Граждане, пришедшие на госслужбу в органы наркоконтроля, на время прохождения испытательного срока получают должность в качестве стажера без соответствующего звания и без заключения трудового контракта.

Длительность испытания прописывают в приказе о назначении на должность.Прочие условия утверждаются главой ФСКН РФ.

Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта

Испытание гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в таможенные органы на условиях контракта, проводится с целью определения личных и деловых качеств, уровня квалификации.

Гражданину, поступающему на службу в таможенные органы, может быть установлено испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает.

Вместе с тем, критерии установки испытательного срока от уровня профессиональной подготовки и занимаемой должности нормативно не определены, в связи с чем, решение данного вопроса происходит в каждом конкретном случае индивидуально.

Установление испытания является правом, а не обязанностью начальника таможенного органа.

При установлении гражданину испытательного срока, гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. На период прохождения испытания с ним заключается срочный трудовой договор. Трудовые отношения с гражданином в данный период регламентируются законодательством Российской Федерации о труде.

Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

В настоящее время прохождение испытания регулируется Инструкцией о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 3 июля 2006 г. N 612 [1].

Организация и ответственность за прохождение испытания гражданина, принятого на службу в таможенные органы, возложена на начальника структурного подразделения таможенного органа, в котором гражданин будет проходить испытание. Для оказания помощи приказом начальника таможенного органа назначается наставник из числа должностных лиц этого структурного подразделения.

  • В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания, который утверждает начальник таможенного органа, и доводит до сведения гражданина под подпись.
  • В период прохождения испытания гражданин должен:
  • а) изучать Конституцию Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, определяющие компетенцию таможенных органов, содержание служебной деятельности гражданина, а также особенности деятельности подразделения, в котором он проходит службу;
  • б) овладевать навыками по занимаемой должности, изучать передовые методы и формы служебной деятельности, повышать уровень профессиональных знаний;
  • в) выполнять обязанности по занимаемой должности и отдельные поручения непосредственного начальника без права самостоятельного принятия решения по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, начислению и взиманию таможенных платежей и сборов и совершения других организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по занимаемой должности;

г) сдавать начальнику структурного подразделения зачет (в форме собеседования, тестирования и т.д.) по знанию вышеуказанных нормативных правовых актов и должностной инструкции по конкретной должности.

  1. По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.
  2. Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией таможенного органа в срок, не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина.
  3. Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания.
  4. Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости начальника структурного подразделения и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.

Заключение аттестационной комиссии, рекомендующей принять гражданина на службу в таможенные органы, утверждается начальником таможенного органа. С гражданином заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа.

  • При неудовлетворительном результате испытания начальник таможенного органа принимает письменное решение об увольнении гражданина с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание, и доводится до сведения гражданина под подпись не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания.
  • После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.
  • При условии, что срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах в соответствии с установленным порядком.
  • В законе установлен исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых испытание не устанавливается. Испытание не устанавливается:
  1. для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы;

  2. для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе.

Читайте также:  Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Следует отметить, что включение в перечень лиц, освобождающихся от прохождения испытания, граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, являются недоработкой законодателя.

Во-первых, поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе осуществляется только на должности федеральной гражданской службы, а никак не на должности сотрудников.

Во-вторых, граждане, поступающие на должности федеральных гражданских служащих, не освобождаются от прохождения испытания, установление которого регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Любопытно, что в Инструкции N 612 перечень лиц, в отношении которых испытание не проводится, остается открытым, указывая в п. 3, что испытание не устанавливается в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Категории граждан, которым не устанавливается испытательный срок, закреплены ст. 77 Трудового кодекса [2].

Однако не весь установленный данной статьей перечень может быть применен к службе в таможенных органах. Представляется, что дополнительно к категориям лиц, указанных в п. 3 комментируемой статьи, испытательный срок также не должен устанавливаться в отношении:

  • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
  • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
  • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, возмещаются Федеральной таможенной службой.

Подробно порядок и условия заключения контракта урегулированы приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504 «Об утверждения Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Положение N 1504) [3].

  1. Согласно п. 1 Положения N 1504 контракт имеет право заключить:
  2. 1) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы без установления испытания;
  3. 2) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы, в случае установления испытания – после его прохождения;
  4. 3) сотрудник, не достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах;
  5. 4) сотрудник, достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, которому продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста.
  6. Отказ гражданину в заключении контракта возможен при наличии ограничений в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении, а также при несоответствии требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, установленным Правительством Российской Федерации.
  7. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, оформляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в личном деле сотрудника, другой выдается сотруднику.

Контракт о службе в таможенных органах носит срочный характер. Он может заключаться на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Конкретный срок действия контракта закрепляется в контракте.

При назначении сотрудника на должность издается приказ таможенного органа и подписывается контракт.

Пункт 19 Положения N 1504 закрепляет обязанность начальника таможенного органа, заключившего служебный контракт, не позднее, чем за три месяца до истечения срока контракта письменно предупредить сотрудника об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Закона.

  • Не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.
  • В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (не заключении) контракта на новый срок.
  • Решение о заключении (не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России – не позднее, чем за две недели).

Интересно, что ни Закон, ни Положение N 1504 не устанавливают основания для не заключения контракта на новый срок.

Также отсутствует правовая обязанность руководителя таможенного органа обосновывать сотруднику таможенного органа причины не заключения контракта на новый срок.

Проанализировав указанные нормативных правовых акты, можно сделать вывод, что независимо от характеристики, предложений непосредственного начальника сотрудника заключение контракта на новый срок – это самостоятельное право начальника таможенного органа.

В настоящее время единый перечень данных должностей отсутствует. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Данный порядок и типовая форма контракта установлены Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утв.

приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504.

Обязательным условием, которое необходимо включать в контракт, является ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Формулировка данного пункта носит усеченный характер, так как называет только одно из обязательных условий контракта, оставляя фактическое содержание контракта за рамками законодательного регулирования. Этот пробел восполняется Положением N 1504.

Условия, подлежащие включению в контракт, Положение подразделяет на обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника.

Обязательными признаются условия, по которым стороны должны достичь соглашения и которые должны зафиксировать в контракте:

  1. наименование должности с указанием структурного подразделения таможенного органа и места нахождения;

  2. дата начала исполнения служебных обязанностей;

  3. срок действия контракта;

  4. права и обязанности сотрудника;

  5. права и обязанности начальника таможенного органа;

  6. условия оплаты труда;

  7. режим служебного времени и времени отдыха;

  8. ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

    • Дополнительными считаются условия, вносимые в контракт по усмотрению сторон и конкретизирующие условия службы или устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации сотруднику и членам его семьи.
    • Стороны могут оговорить в контракте и любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
    • Литература:
    1. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации».– Российской газете.– N 177.– 12. 08. 2006 г.

    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.– Российская газета. – N 256.– 31. 12. 2001 г.

    3. Российская газета. – N 55. – 01. 04. 2009 г.

    Ссылка на основную публикацию