Статья 20. Международные связи и контакты

Общие положения

Последняя всем известная на сегодняшний день пандемия, в условиях которой живут все государства мира, вызвана коронавирусом SARS-CoV-2. Несмотря на то, что COVID-19 является весьма опасной инфекцией, хочется верить, что его распространение вскоре будет остановлено и число жертв от COVID-19 перестанет расти.

В связи с быстрым распространением коронавирусной инфекции в России реализуется комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Большинство регионов нашей страны находится в крайне сложной ситуации. В связи с этим в Москве, Московской области и других субъектах Федерации ввели ограничительные меры, которые связаны с обязательной вакцинацией, доступом в кафе и рестораны только для переболевших, привитых и тех, у кого отрицательный ПЦР-тесты и т.д.

Статья 20. Международные связи и контакты

  • Право на отказ от вакцинации
  • Вакцинация (профилактическая прививка) является одним из видов медицинских вмешательств.
  • Под медицинским вмешательством понимается выполняемые медработником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
  • Законодательство Российской Федерации четко прописывает: гражданин либо законный представитель несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законный представитель лица, признанного недееспособным, вправе отказаться от вакцинации.
  • Напомним, что законными представителями несовершеннолетних являются, в частности, родители, усыновители, опекуны или попечители, а также лиц, признанных судом недееспособными – опекуны.
  • Любой отказ от проведения медицинского вмешательства (профилактических прививок) содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в форме электронного документа.
  • Кроме того, при отказе от медицинского вмешательства (прививки) гражданину, одному из родителей (законному представителю) несовершеннолетнего в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Таким образом, недопустимо проведение принудительной вакцинации, например, против COVID-19, поскольку вакцинация требует обязательное добровольное информированное согласие пациента.

  1. Последствия отказа от вакцинации
  2. Отказ от профилактической прививки законно, а вот отсутствие определенной профилактической прививки влечет за собой следующие последствия:
  3. во-первых, запрет на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок;
  4. во-вторых, временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения эпидемий;
  5. в-третьих, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от трудовых функций, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
  6. Кроме того, медорганизация вправе обратиться в суд с иском о защите интересов несовершеннолетнего (недееспособного), в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни и здоровья гражданина.

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции в настоящее время входит в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

  • Случаи, не требующие согласия
  • Федеральное законодательство предусматривает, что медицинское вмешательство без получения информированного добровольного согласия пациента допускается только в случаях:
  • если такое вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека в случаях и порядке, установленных законом;
  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих в случаях и порядке, установленных законом;
  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами (только по решению суда);
  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления) (только по решению суда);
  • при проведении судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы;
  • при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель (только по решению лечащих врачей).
  • Противопоказания для вакцинации
  • В список противопоказаний к вакцинации включены такие состояния, как, например, иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность, вес ребенка при рождении менее 2000 г, келоидный рубец, прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе и ряд другие.
  • Острые инфекционные (неинфекционные) заболевания, обострение хронических заболеваний являются временными противопоказаниями для проведения профилактических прививок.
  • Плановые прививки проводятся через две-четыре недели после выздоровления или в период ремиссии, а при нетяжелых ОРВИ прививки проводятся сразу после нормализации температуры.

Стоит отметить, что наличие или отсутствие противопоказаний к использованию определенной вакцины должно проверяться перед каждой предполагаемой вакцинацией по отношению к каждому пациенту.

Однако, наличие противопоказания не означает, что в случае проведения прививки у вакцинированного обязательно возникнет осложнение, речь здесь идет лишь о повышении риска неблагоприятной реакции, что должно рассматриваться как препятствие к проведению вакцинации в большинстве случаев.

Вывод

Вопрос об обязательном характере профилактических прививок от COVID-19 с учетом приведенных законодательных положений является, пожалуй, риторическим. Проведение обязательной вакцинации в России, в том числе от COVID-19 является недопустимым.

Согласие на проведение профилактических прививок является исключительно субъективным конституционным правом каждого гражданина, связанного с иммунопрофилактикой, а не юридической обязанностью.

Таким образом, каждый субъект правоотношения самостоятельно и сознательно решает вопрос о рисках, связанных с налагаемыми ограничениями при отказе от вакцинации.

  1. Используемые нормативные правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации
  4. Семейный кодекс Российской Федерации
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Права человека в мире

Международная Амнистия — Amnesty International

Международная неправительственная организация, основанная в 1961 году.

Организация расследует нарушения прав человека, доводит эти нарушения до внимания общественности, добивается освобождения «узников совести» — тех, кто находится в заключении за свои убеждения либо из-за этнического происхождения, пола, цвета кожи или языка.

Также Амнистия выступает за справедливый суд для политических заключенных, прекращение пыток и жестокого обращения с заключенными и военнопленными, отмену смертной казни, соблюдение прав призывников на альтернативную гражданскую службу и обеспечение прав беженцев.

Хьюман Райтс Вотч — Human Rights Watch

Основанная в 1978 году неправительственная организация, занимающаяся мониторингом, расследованием и документированием нарушений прав человека более чем в 70 странах мира. Проводит информационно-разъяснительные кампании, с целью оказать значительное влияние на ту или иную ситуацию.

«Хьюман Райтс Вотч» выступает против нарушения тех прав, которые она считает основными правами человека, включая смертную казнь и дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Защищает свободы, связанные или исходящие от основных свобод, таких как свобода религии и прессы.

Расследует нарушения указанных норм и обнародует результаты в региональных и международных СМИ.

Публикуемые организацией отчеты используются в качестве основания для привлечения внимания международной общественности к злоупотреблениям, а также в качестве инструмента давления на правительства и международные организации с целью проведения реформ.

Согласно официальным заявлениям, организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур, существуя за счёт частных пожертвований. Каждый год «Хьюман Райтс Вотч» награждает титулом «Защитник прав человека» активистов, демонстрирующих лидерство и мужество в области защиты прав человека.

Международный комитет красного креста

Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках.

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.

В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.

Читайте также:  Статья 28. хранение документов потребительского общества

Врачи без границ — Doctors Without Borders/Medecins Sans Frontieres

Международная независимая гуманитарная медицинская организация, предоставляющая неотложную помощь жертвам вооруженных конфликтов, природных катастроф и тем, кому отказано в медицинской помощи. Оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных убеждений и политических взглядов.

Организация ежегодно посылает более 3 тысяч добровольцев в более чем 80 стран мира, включая зоны вооружённых конфликтов. Волонтёры организации работают во многих «горячих точках». Кроме того, «Врачи без границ» ведут профилактическую и просветительскую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом.

Основана в 1971 году и представляет из себя всемирное движение, состоящее из 23 ассоциаций.

Репортёры без границ — Reporters sans frontières

Организация была основана в 1985 году с целью борьбы против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

Мемориал

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество, основной задачей которого изначально было исследование политических репрессий в СССР.

На сегодняшний день это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

«Мемориал» с помощью групп наблюдателей в «горячих точках» на территории СНГ собирает фактический материал, проверяет, анализирует и публикует собранные данные о нарушениях прав человека.

Международная комиссия юристов -The International Commission of Jurists

Негосударственная правозащитная организация, работающая в сфере международного права прав человека и международных стандартов системы правосудия.

Комиссия представляет собой постоянно действующую группу из 60 видных юристов (судей и адвокатов) из разных стран, в том числе, представителей высшего эшелона судебной власти в Австралии, Канаде, Южной Африке, Германии, Свазиленде, Малави, Ботсване, Аргентине, Колумбии, Сербии, Тунисе, и других странах мира.

Всемирная организация против пыток — World Organization Against Torture

Созданная в 1985 году международная коалиция некоммерческих общественных организаций, осуществляющих борьбу против пыток, внесудебных казней, насильственных исчезновений и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. В сеть входят 297 организаций, занимающихся защитой и продвижением прав человека во всем мире.

Предоставляет адресную медицинскую, юридическую и социальную помощь жертвам пыток и обеспечивает ежедневное распространение срочных обращений по всему миру с целью предотвращения грубых нарушений прав человека, защиты конкретных людей и борьбы с безнаказанностью.

Кроме того, некоторые виды деятельности направлены на защиту конкретных уязвимых категорий населения, таких как женщины, дети и правозащитники.

Международная Федерация за права человека — Fédération internationale des ligues des Droits de l’Homme

Международное правозащитное движение, объединившее на сегодняшний день  178 правозащитных организаций в более чем ста странах. Целью объединения является оказание поддержки этим организациям, которые тем самым обретают трибуну для позиционирования на международном уровне.

Федерация проводит свою деятельность в следующих направлениях: защита правозащитников, защита прав женщин, защита прав мигрантов, содействие отправлению правосудия и борьба с безнаказанностью, соблюдение прав человека в контексте глобализации, укрепление международных и региональных механизмов защиты, борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов.

Обсерватория по защите правозащитников — The Observatory for the Protection of Human Rights Defenders

Международная программа, действующая с 1997 года, — совместный проект Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток. Готовит и публикует ежегодные доклады о ситуации со свободой ассоциаций и положением правозащитников в Европе и странахСНГ.

Институт прав человека — The International Bar Association's Human Rights Institute

Институт защиты прав человека, созданный в 1995 году при Международной ассоциации юристов.

Проводит обучение юристов, включая судей и прокуроров, правовой защите прав человека и международному гуманитарному праву; осуществляет учебные программы для укрепления судебной власти в странах, в которых имел место вооружённый конфликт или где базовая государственная инфраструктура оказалась подорванной; проводит расследования в странах, где ухудшается ситуация с верховенством права и направляет в них наблюдателей; сообщает органам власти различных стран о допущенных, на его взгляд, нарушениях прав человека; стимулирует международную поддержку изменений в области прав человека, в том числе посредством СМИ; оказывает техническую помощь объединениям юристов, испытывающим нехватку ресурсов.

Комитет защиты журналистов — Committee to Protect Journalists

Международная неправительственная организация, занимающаяся защитой прав журналистов, образованная в 1981 году американским корреспондентом.

Организация осуществляет сбор информации о репрессиях и убийствах журналистов по всему миру. Комитет ежегодно присуждает премию «International Press Freedom Awards».

Премия присуждается журналистам и правозащитникам, которые за свои публикации и защиту свободы слова подвергались преследованиям.

Международная ассоциация по защите свободы слова — International Freedom of Expression Exchange  

Независимая организация, занимающаяся защитой свободы слова. Ассоциации была основана в 1992 году в Монреале. Одним из основателей является Комитет защиты журналистов. Объединение состоит из 71 организаций, которые следят за состоянием свободы слова, и направляют собираемую ими информацию отдельным лицам и организациям во всем мире.

Статья 20. Международные связи и контакты

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 г. № 1061-р

Правительство российской федерации

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 апреля 2020 г. № 1061-р

МОСКВА

О подписании соглашения о совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств — участников содружестванезависимых государств

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минобороны России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с государствами — участниками Содружества Независимых Государств проект Соглашения о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств (прилагается).
  • Разрешить Минобороны России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
  • Считать целесообразным подписать Соглашение, предусмотренное настоящим распоряжением, на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
  • Председатель ПравительстваРоссийской Федерации                               М.Мишустин
  • Проект

Соглашение о совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств — участников содружества независимых государств

  1. Правительства государств — участников Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами,
  2. руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
  3. основываясь на международных договорах Содружества Независимых Государств в области военного сотрудничества,
  4. исходя из необходимости объединения усилий в обеспечении гарантированного и эффективного функционирования систем связи как важнейших составляющих технической основы управления в вооруженных силах государств — участников Содружества Независимых Государств,
  5. согласились о нижеследующем:

Статья 1

  • Стороны создают Совместную (объединенную) систему связи вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Совместная (объединенная) система связи) в целях развития взаимодействия между вооруженными силами государств — участников настоящего Соглашения.
  • В Совместную (объединенную) систему связи входят силы и средства (часть сил и средств) связи вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения, применяемые по согласованному Плану организации и взаимодействия Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — План) и в соответствии с Генеральной схемой организации и развития Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Генеральная схема) и выполняющие задачи, предусмотренные статьей 3 настоящего Соглашения.
  • Принципы формирования организационно-технической структуры, построения и функционирования Совместной (объединенной) системы связи определяются соответствующим положением, утверждаемым Советом глав правительств Содружества Независимых Государств.
Читайте также:  Статья 23. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов государственной охраны

Статья 2

Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются министерства обороны (оборонные ведомства) государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 3

  1. Совместная (объединенная) система связи функционирует (развивается) в целях обеспечения управления с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющегося ресурса систем связи вооруженных сил, государственных сетей связи государств — участников настоящего Соглашения.

  2. Совместная (объединенная) система связи решает следующие основные задачи:
  3. предоставление требуемых услуг связи и обеспечение обмена всеми видами информации в системе управления вооруженных сил и между вооруженными силами государств — участников настоящего Соглашения;
  4. обеспечение функционирования объединенных систем взаимодействия в военной сфере, созданных в формате Содружества Независимых Государств;
  5. обеспечение выполнения требований к связи, необходимой совместимости с национальными сетями связи общего пользования и сетями связи специального назначения государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 4

В целях обеспечения функционирования Совместной (объединенной) системы связи уполномоченные органы Сторон могут использовать ресурсы сетей связи вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения в соответствии с нормативными правовыми актами государств — участников настоящего Соглашения, регулирующими отношения, связанные с оказанием услуг связи для нужд обороны и обеспечения безопасности.

Статья 5

  • Координацию усилий Сторон по созданию, функционированию и развитию Совместной (объединенной) системы связи осуществляет Совет министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств через Координационный комитет начальников связи вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств при Совете министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Координационный комитет).
  • Председателем Координационного комитета является начальник Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • В состав Координационного комитета в качестве его членов входят начальники главных управлений связи (управления связи и информационных технологий, управления связи и автоматизированных систем управления, управления связи) генеральных штабов вооруженных сил (вооруженных сил) государств — участников Содружества Независимых Государств, а также по решению Совета министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств — заместитель Председателя Координационного комитета и другие должностные лица.
  • Положение о Координационном комитете утверждается Советом министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств.

Статья 6

В целях обеспечения устойчивого функционирования Совместной (объединенной) системы связи и выполнения соответствующих решений Координационного комитета создается отдельное подразделение — отдел в составе 32 пункта управления связью Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — 32 ПУС) в пределах численности войск связи (центрального подчинения) Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положение об указанном отделе, в том числе его состав (численность), структура и организация деятельности утверждаются Советом министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств по представлению Председателя Координационного комитета.

Статья 7

  1. Стороны в целях обеспечения согласованного развития Совместной (объединенной) системы связи в рамках выполнения мероприятий строительства (развития) вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения осуществляют оснащение сил и средств (части сил и средств) связи, входящих в состав Совместной (объединенной) системы связи, современными (перспективными) средствами (техникой) связи в приоритетном порядке согласно Плану и Генеральной схеме, руководствуясь следующими целями при решении задач обеспечения проведения единой военной и военно-технической политики:
  2. обеспечение преемственности в развитии систем, комплексов и средств военной связи на основе их модернизации и реализации научно-технического задела вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения;
  3. обеспечение совместимости состоящих на вооружении вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения комплексов и средств связи национального и зарубежного производства;
  4. унификация и стандартизация комплексов и средств связи;
  5. формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе устойчивого механизма (порядка) финансирования и всестороннего обеспечения в интересах функционирования и развития Совместной (объединенной) системы связи при решении совместных задач;
  6. обеспечение эффективного применения вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения, основанного на использовании существующих и вновь созданных элементов связи и государственных сетей связи государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 8

  • Стороны через уполномоченные органы обеспечивают постоянную боевую готовность, взаимодействие войск (сил и средств) из состава Совместной (объединенной) системы связи и их действия при выполнении совместных задач по связи в соответствии с Планом, разрабатываемым Координационным комитетом, с учетом планов связи и применения войск связи вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения.
  • План и Генеральная схема утверждаются Советом министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств.
  • Управление силами и средствами связи из состава Совместной (объединенной) системы связи осуществляют соответствующие должностные лица в соответствии с законодательством государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 9

Оперативную координацию действий сил и средств Совместной (объединенной) системы связи, в том числе в ходе проведения тренировок по связи и совместных мероприятий вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения, осуществляет 32 ПУС.

Статья 10

На основе Плана часть сил и средств Совместной (объединенной) системы связи осуществляет постоянное дежурство (боевое дежурство). Состав таких сил и средств определяется в соответствии с порядком, установленным законодательством государств — участников настоящего Соглашения.

Управление силами и средствами Совместной (объединенной) системы связи, обеспечивающими постоянное дежурство (боевое дежурство), осуществляется с командных пунктов (пунктов (центров) управления связью) вооруженных сил государств — участников настоящего Соглашения, а координация их действий — с 32 ПУС.

Статья 11

Поставка военной техники (имущества) связи, ремонт военной техники связи, выполнение работ и оказание услуг связи в интересах обеспечения функционирования и развития Совместной (объединенной) системы связи осуществляются на основе двусторонних соглашений Сторон.

Статья 12

Финансирование функционирования и развития национальных систем (сегментов) Совместной (объединенной) системы связи и обеспечение совместных мероприятий Совместной (объединенной) системы связи осуществляются за счет средств, предусматриваемых уполномоченным органам Сторон в бюджетах государств Сторон.

Статья 13

В целях реализации настоящего Соглашения уполномоченные органы Сторон могут обмениваться информацией, представляющей взаимный интерес.

Механизм и условия обмена военно-научной, военно-технической и военно-правовой информацией, а также технической и ремонтной документацией на имеющиеся на вооружении государств — участников настоящего Соглашения вооружение и военную технику, совместное выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных работ в интересах строительства Совместной (объединенной) системы связи регулируются отдельными соглашениями.

Статья 14

  1. Передача и защита информации осуществляются в соответствии с законодательством государств — участников настоящего Соглашения.

  2. Обращение с межгосударственными секретами и их защита осуществляются в соответствии с международными договорами о защите секретной информации, действующими в рамках Содружества Независимых Государств, и двусторонними договорами Сторон о взаимной защите (охране) секретной информации (государственных секретов).

  3. Стороны не передают третьей стороне информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения, без письменного согласия Стороны, предоставившей эту информацию.
  4. Информация, полученная в ходе реализации настоящего Соглашения одной из Сторон, не может использоваться ею в ущерб интересам других Сторон.

Статья 15

Обучение военных специалистов для войск (сил и средств) Совместной (объединенной) системы связи осуществляется на основе двусторонних соглашений Сторон.

Статья 16

По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются соответствующим протоколом.

Статья 17

Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров Сторон.

Статья 18

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.

Читайте также:  Статья 13. условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Статья 19

Настоящее Соглашение после вступления в силу открыто для присоединения любого государства — участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении. Для присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.

Статья 20

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.

Совершено в г.         »    »       2020 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За ПравительствоАзербайджанской Республики За ПравительствоРоссийской Федерации
За ПравительствоРеспублики Армения За ПравительствоРеспублики Таджикистан
За ПравительствоРеспублики Беларусь За ПравительствоТуркменистана
За ПравительствоРеспублики Казахстан За ПравительствоРеспублики Узбекистан
За ПравительствоКыргызской Республики За Правительство Украины
За ПравительствоРеспублики Молдова

____________

«Группа 20»

«Группа 20» — ведущий неофициальный форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной экономической и финансовой повестки дня.

Официальной датой создания «Группы 20» («двадцатка», G20) можно считать сделанное в сентябре 1999 года министрами финансов и управляющих центральными банками «Группы семи» (G7) заявление о своем намерении «расширить диалог по ключевым экономическим и финансово-политическим вопросам внутри развитых и наиболее успешно развивающихся стран и содействовать сотрудничеству между ними в целях достижения стабильного экономического роста в мире».

Возникновение «Группы 20» связано с осознанием значительных изменений, произошедших в мировой экономике. Возрастающее значение стран с формирующимися рынками вместе с продолжающейся глобализацией мировой экономики и финансовых рынков подчеркнули необходимость расширения международного экономического и финансового сотрудничества.

Основные причины создания «Группы 20»:

  • Финансовый кризис 1997―1998 годов в развивающихся странах.
  • Продолжающаяся глобализация мировой экономики, что обуславливалось возрастающей взаимозависимостью всех стран в мире.
  • Либерализация международной торговли под эгидой ВТО (ГАТТ).
  • Либерализация финансовых рынков и, как следствие, увеличение потоков капитала.

В состав «Группы 20» входят 19 стран из разных регионов мира и с разным уровнем экономического развития (Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Турция, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония) и Европейский союз.

Во встречах «Группы 20» также на постоянной основе в качестве наблюдателей представлены Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк 1, Совет по финансовой стабильности (СФС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация объединенных наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ).

«Группа 20» не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат Группы на период своего председательства, который координирует работу Группы и организует ее встречи.

Три последовательных председательства негласно объединены в управляющую Тройку, совместная работа которой обеспечивает последовательность и преемственность в работе «Группы двадцати», усиливая легитимность и прозрачность принятия решений на встречах.

Председатель «Группы 20» избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц, встреч их заместителей, а также тематических семинаров.

 19 стран разделены на 5 групп по региональному признаку, в каждую группу распределено не более 4 стран.

  • Группа 1: Австралия, Канада, Саудовская Аравия, США;
  • Группа 2: Индия, Россия, Турция, ЮАР;
  • Группа 3: Аргентина, Бразилия, Мексика;
  • Группа 4: Великобритания, Германия, Италия, Франция;
  • Группа 5: Индонезия, Китай, Республика Корея, Япония.

Два раза подряд страна-председатель не может выбираться из одной группы.

В 2010 году страной-председателем была Корея, в 2011 году ― Франция, в 2012 году ― Мексика, в 2013 году ― Россия, в 2014 году ― Австралия, в 2015 году — Турция, в 2016 году ― КНР, в 2017 году ― Германия, в 2018 году — Аргентина, в 2019 году ― Япония, в 2020 — Саудовская Аравия. В 2021 году страной-председателем является Италия, в 2022 году председательство перейдёт к Индонезии, в 2023 году — к Индии, в 2024 году — к Бразилии.

Обсуждаемые странами-участницами в рамках встреч основные вопросы включаются в итоговый документ «министерской» встречи — Коммюнике. Каждая страна в рамках своего председательства имеет возможность определить свои приоритетные темы на год.

Также с 2008 года проводятся саммиты лидеров (глав государств и правительств), которые являются завершающим этапом председательства. С 2010 года принято решение о проведении саммита лидеров государства только один раз в год.

Цели и направления деятельности

Основными задачами «Группы 20» являются:

  • координация политики между членами «Группы 20» с целью достижения глобальной экономической стабильности и устойчивого роста,
  • продвижение финансового регулирования, которое бы снижало риски и предотвращало будущие финансовые кризисы,
  • создание новой международной финансовой архитектуры.
  • Основные мероприятия разделены на два направления: встречи шерп 2 и финансовая Двадцатка.
  • Ключевые темы в рамках «Группы 20» определяются в соответствии с установившимися приоритетными направлениями:
  • коллективные/совместные действия по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста (реализация Рамочного соглашения «двадцатки» об устойчивом, сбалансированном экономическом росте);
  • реформирование международных финансовых институтов (в свете модернизации международной финансовой архитектуры);
  • совершенствование финансового регулирования;
  • повышение качества функционирования энергетических и сырьевых рынков;
  • оказание содействия международному развитию.

В 2020 году первостепенное внимание финансовой Двадцатки было обращено на вопросы реализации своевременных и эффективных мер для борьбы с последствиями пандемии COVID-19, поддержание финансовой стабильности, обеспечение устойчивого и уверенного восстановления экономики.

Для этого был разработан План действий «Группы 20» (Action Plan) в условиях пандемии COVID-19 с ключевыми принципами и обязательствами по реализации мер для достижения указанных целей.

План регулярно дополняется с учетом постоянного мониторинга ситуации и рисков в мировой экономике.

Сотрудничество Российской Федерации с «Группой 20»

Начиная с 1999 года Россия активно участвует в мероприятиях «Группы 20». В рамках своего участия Россия вносит предложения в проекты итоговых документов, предпринимает конкретные действия в целях выполнения принятых решений и обязательств в рамках Группы.

Сотрудничество Банка России с «Группой 20»

Банк России на постоянной основе участвует во встречах министров финансов и управляющих центральными банками и их заместителей, а также в деятельности рабочих групп и организуемых «двадцаткой» семинарах и конференциях.

Во встречах министров финансов и управляющих центральными банками принимает участие Председатель Банка России Э. С.

Набиуллина, во встречах заместителей министров финансов и управляющих центральными банками — первый заместитель Председателя Банка России К. В. Юдаева.

В 2021 году председателем в «Группе двадцати» является Италия, а главной целью ее председательства заявлена тема «Люди, планета и процветание», которая подразумевает восстановление экономики после пандемии и переход к более инклюзивному и устойчивому росту с использованием современных технологий. Приоритеты Италии в «Группе двадцати» в части финансового регулирования можно разделить на три категории:

  • Текущие инициативы, направленные на борьбу с последствиями пандемии COVID-19 (извлечение уроков текущей пандемии для финансового регулирования, подготовка к плавному сворачиванию стимулирующих мер и устранение рисков финансовой стабильности в период после пандемии);
  • Инициативы, направленные на обеспечение роста и финансовой стабильности (повышение эффективности, скорости и доступности проведения трансграничных платежей, учет климатических рисков);
  • Продолжение работы по текущим проектам «Группы 20» по совершенствованию кибербезопасности в финансовом секторе и обеспечению готовности юрисдикций к отказу от ставки LIBOR и переходу к альтернативным финансовым индикаторам к концу 2021 года.

Помимо основных заседаний «Группы 20» Банк России также участвует в деятельности рабочих групп «двадцатки».

Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам (Global Partnership for Financial Inclusion ― GPFI) ― инклюзивная платформа для регуляторов, монетарных и надзорных властей. В настоящее время она объединяет 118 организаций из 94 стран.

В GPFI осуществляется обмен наилучшими практиками урегулирования ситуаций, связанных с рисками, их концентрацией, регулятивными мерами, которые могут содействовать бедным слоям населения в получении доступа к финансовым услугам. Деятельность партнерства организована в форме комитетов и рабочих групп.

Совместные решения для продвижения идеи Глобального партнерства за финансовую доступность реализуются с использованием современных технологий. GPFI занимается также вопросами повышения финансовой грамотности населения, защитой прав потребителей финансовых услуг.

Для этого партнерство осуществляет сбор информации и статистических данных по национальным стратегиям финансовой доступности. В структуре партнерства есть и подкомитет, который работает только с международными стандартами.

В частности, он оценивает степень воздействия глобальных международных стандартов на финансовую доступность в разных странах и осуществляет обмен информацией в этой области. Данный подкомитет организует взаимодействие развитых стран и стран с развивающимися рынками в вопросах предоставления эффективных решений обеспечения финансовой доступности. Россия принимает активное участие в его работе.

Работа GPFI в 2021-2023 году будет сосредоточена на двух приоритетах:

  1. Стимулирование расширения доступа к финансовым услугам за счет цифровых каналов;
  2. Поддержка доступности финансовых услуг малым и средним предприятиям.
Ссылка на основную публикацию