Раздел VIII. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений

Одно из преимуществ МКА – наличие разработанной на национальном и международном уровнях системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства. Основа этой системы заложена в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Нормы о признании и исполнении иностранных арбитражных решений есть и в других международных договорах: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г., Арабская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1987 г.

Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип признания письменных арбитражных соглашений. Каждое государство-участник обязано признавать иностранные арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своим процессуальным правом.

Определение иностранного арбитражного решения – это решение третейского суда, вынесенное на территории государства, иного, чем государство, на чьей территории испрашивается признание решения и приведение его в исполнение.

Территориальный критерий является основой для определения арбитражного решения как иностранного. Это положение в равной мере относится ко всем видам арбитражей.

Дополнительный критерий: под понятие «иностранные» подпадают и те решения, которые не считаются внутренними в государстве места их исполнения. Сфера применения Конвенции – только иностранные арбитражные решения.

Основное содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в установлении обязанности государств признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение. Имеются в виду арбитражные решения по спорам, сторонами в которых выступают физические и юридические лица.

Установлено право каждого государства на оговорку, что оно ограничивает применение Конвенции только спорами, вытекающими из торговых контрактов. В таком случае данное государство не вправе требовать от других государств-участников исполнения решений его арбитражных органов по другим делам.

Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения.

При решении вопроса, может ли спор быть предметом арбитражного разбирательства, решающее значение имеют право государства, где испрашивается признание и исполнение, и право государства, которому стороны подчинили арбитражное соглашение.

Государства признают и исполняют иностранные арбитражные решения в соответствии со своим национальным правом.

Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры, заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений.

Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:

  1. основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства места вынесения решения; отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства; арбитраж вышел за пределы своей компетенции; нарушения арбитражной процедуры. Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне;
  2. основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение; признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства;

В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

нет специальных правил о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве места вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и, соответственно, отказ в его признании и исполнении.

По законодательству РФ (ст. 416–422 ГПК, гл. 30, 31 АПК) порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Условия исполнения решений:

  1. наличие договорной взаимности – необходимо существование международного договора о взаимном исполнении решений, устанавливающего конкретные условия такого исполнения;
  2. неистечение 3-летнего срока давности для предъявления решения к исполнению;

Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» воспроизводит правила Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений.

Арбитражное решение, независимо от того, в каком государстве оно вынесено, признается обязательным и при соблюдении необходимых формальностей может быть приведено в исполнение.

Положения Закона в равной степени применяются и к внутренним, и к иностранным арбитражным решениям (вынесенным любым арбитражем). Статья 35 Закона устанавливает, что иностранные арбитражные решения приравнены к российским.

Закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений, полностью совпадающий с соответствующей нормой Нью-Йоркской конвенции.

Признание решения, т. е. признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует дополнительной процедуры. Для принудительного исполнения решения необходима дополнительная процедура: обращение с ходатайством в компетентный суд РФ (общее правило – по месту жительства должника или месту нахождения его имущества).

Порядок рассмотрения ходатайства и процедура исполнения решения определены в ФЗ от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Наиболее сложной проблемой является решение вопроса о мерах по предварительному обеспечению иска.

Согласно Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» третейский суд по просьбе стороны может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые суд считает необходимыми. Сторона вправе обратиться и в суд общей юрисдикции с просьбой о принятии мер по предварительному обеспечению иска.

  1. Международный коммерческий арбитраж

Исполнение иностранных арбитражных решений

О проекте  /  мчп  /  мчп — лекции  /  исполнение иностранных арбитражных решений

В статье одиннадцатой Федерального Законодательства (Об исполнительном производстве) фактический порядок исполнения в РФ решений судов других государств или стран, а также арбитражей устанавливается определёнными международными договорами РФ и процессуальным законодательством РФ, и Федеральным законом, то есть на основании:

  • Федеративный закон, принятый второго октября 2007 года «Об исполнительном производстве» статья одиннадцатая «Изменение арбитражей и иностранных судов».
  • Конвенция о правовых отношениях и правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам, которая была заключена двадцать второго января 1993 года в Минске и вступила в силу в РФ десятого декабря 1994 года.
  • Конвенция ООН о приведении в исполнение и признании арбитражных иностранных решений, которая была заключена в 1958 году в городе Нью-Йорке вместе со «Статус Конвенции о приведении в исполнение, а также признании арбитражных иностранных решений.
  • Гражданский кодекс (процессуальный) РФ от четырнадцатого ноября 2002 года.
  • Процессуальный арбитражный кодекс РФ от двадцать четвертого июля 2002 года.

Правовую базу системы исполнения решений, как и их признания международного арбитража составляет так называемая Нью-Йоркская конвенция «О приведении в исполнение и признании арбитражных иностранных решений» от 1958 года. Участниками данной Конвенции на сегодня являются более сто сорока государств, к примеру: РФ, Япония, США, Канада, Швеция, Швейцария, Франция, Италия, Германия, Великобритания.

Согласно статье первой данной Конвенции арбитражное решение должно признаваться иностранным, если данное решение вынесено «в границах иного государства, чем то, где собственно испрашивается признание, а также приведение его в исполнение и если его нельзя отнести в равной степени к решениям adhoc и институциональных арбитражей.

Основными положениями Нью-Йоркской конвенции являются следующие:

  • Участники-государства признают арбитражные решения обязательными и обязуются их исполнить в соответствии с фактическими процессуальными нормами той территории, где собственно и испрашивается признание и приведение в исполнение данных решений;
  • Для приведения в исполнение (как и для признания) арбитражного иностранного решения одна сторона (заинтересованная) должна подать просьбу в компетентный государственный орган, где и испрашивается данное исполнение, вместе с которой подаются: а) перевод на официальный язык различных документов, где испрашивается приведение и признание; б) реальное арбитражное соглашение или его копия, которая заверена надлежащим образом; в) заверенное арбитражное решение.
  • В приведении и признании арбитражного решения отказывается по основаниям, которые предусмотрены в пятой статье Конвенции. При этом правовую базу приведения и признания арбитражных иностранных решений составляют Закон РФ от седьмого июля 1993 года «О коммерческои международном арбитраже», Нью-Йоркская конвенция от 1958 года и Процессуальный арбитражный кодекс РФ.

Согласно статье 241 АПК Российской Федерации арбитражные иностранные решения приводятся и признаются в РФ только арбитражными судами, если это предусматривается федеральным законом и международным договором.

В роли компетентного органа в который направляется заявление о приведении и признании иностранного арбитражного решения выступает арбитражный суд субъекта РФ по месту жительства или нахождения должника (или же по месту нахождения имущества должника).

Интересное:

Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов

  • Согласно международным конвенциям вынесенные решения иностранных судов подлежат исполнению.
  • Содержание
  • Внешняя экономическая деятельность государств является составной частью международного сотрудничества, в том числе и установленных норм международного права, как частного, так и торгового, неизменно связанного с экономической деятельностью, в ходе которой нередко возникают споры, относящиеся по полномочиям для разрешения к арбитражным судам.

Решения иностранных судов: принятие и исполнение в рамках международного права

Согласно составленным международным конвенциям (Нью-Йоркская и Женевская) независимо от принадлежности к тому или иному государству вынесенные решения иностранных судов подлежат исполнению.

Однако при составлении экономически значимых договоров стороны предпочитают указывать, на усмотрении суда конкретного государства решаются возникающие в ходе исполнения обязательств споры.

Так, когда в роли одной из сторон выступает российская компания или гражданин РФ, то при составлении договора обычно включается пункт об исполнительном и судебном производстве в рамках действия российского законодательства в вопросе применения норм, не противоречащих нормам иностранного государства.

Однако в рамках международного права предусмотрены случаи, когда рассмотрению и исполнению подлежат уже вынесенные иностранными государствами решения.

Читайте также:  Статья 22. Ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ

Так, согласно существующим нормам, российские арбитражные суды обязаны принять и исполнить вынесенное решение иностранного суда, при условии, что оно не нарушает права российской компании или гражданина РФ по российскому законодательству. При наличии противоречий решение может быть поставлено под сомнение и оспорено по законодательным нормам РФ. Как показывает международная практика, встречаются такие ситуации достаточно редко, носят длительный и сложный характер.

Основания признания решения иностранного суда арбитражным судом России

Процесс признания вынесенного иностранным арбитражным судом решения нередко сопровождается рядом трудностей. Так, для того чтобы российским судом было исполнено такое решение, необходимо признание этого решения как действующего и правомерного.

Арбитражный суд РФ вправе не считать вынесенное решение правомерным и необходимым к исполнению в том случае, если оно противоречит заключенному международному договору, нарушает права российской компании или физического лица, противоречит установленным российским нормам.

В случаях, когда в рамках международного договора, решение считается правомерным и законным, оно подлежит незамедлительному исполнению точно в указанный срок.

При этом при составлении международного договора всегда указываются правовые аспекты, которые и служат основанием для признания действительным решения иностранного суда.

Если данные вопросы в договоре не прописаны, то исполнение и принятие правомерности решения остается на усмотрение арбитражного суда.

Решение иностранного арбитражного суда приводится в исполнение при отсутствии оснований для его оспаривания или оснований для отказа признания такого решения законным.

Данная мера установлена законом о коммерческом арбитраже, в котором также прописаны основания, по которым в исполнении может быть отказано. К таким основаниям относятся:

  • недееспособность или ограничение в дееспособности одной стороны-участника арбитражного соглашения;
  • недействительность договора по основаниям, указанным в законе той страны, где был разрешен спор и вынесено конкретное решение;
  • уважительная причина, по которой сторона-ответчик не смогла участвовать в арбитражном процессе и представить доказательства своей невиновности или правоты в споре;
  • подведомственность спора составленному соглашению;
  • выход спора за рамки действующего арбитражного соглашения;
  • нарушение состава, а также судопроизводства, по законам той страны, где проходило разбирательство, или при отсутствии соглашения сторон;
  • приостановка, отмена или необязательный статус решения по законам страны, где проходило разбирательство, или в рамках закона, по которому проходило разбирательство.

Если существует хотя бы одно из перечисленных оснований, судебное решение иностранного государства может быть не принято к исполнению российским арбитражным судом, а также оспорено в этом суде стороной-ответчиком.

Категории дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, рассматриваемых арбитражным судом

В рамках действия арбитражно-процессуального права подлежат рассмотрению дела, связанные с предпринимательской и иной финансовой деятельностью, арбитражными судами, в том числе и в международном формате.

При этом одной из задач арбитражного судопроизводства является осуществление и укрепление международных отношений. Именно поэтому экономически важные споры, разрешенные на территории иностранного государства, подлежат исполнению при отсутствии оснований для отказа.

Более того, арбитражный суд РФ не вправе пересматривать уже вынесенное решение иностранного арбитража по существу, однако вправе рассмотреть дело и решение на предмет нарушения норм международного договора и законодательства.

Сторона-ответчик, относящаяся к подзащитной стороне российского права, может не согласиться с вынесенным иностранным государством решением, ходатайствовать о его отмене в российском арбитражном суде, которому передали на признание и исполнение решение.

В свою очередь сторона, в чью пользу было вынесено решение иностранного государства, может ходатайствовать о признании и принудительном исполнении этого решения.

Для этого сторона-победитель составляет заявление в письменной форме, которое направляется на адрес и имя арбитражного российского суда, к которому территориально относится сторона-ответчик, с требованием исполнить решение по основаниям. Для того чтобы такое заявление именно законную силу и было принято на рассмотрение, к нему должны быть приложены определенные Арбитражно-процессуальным кодексом РФ документы, в их числе:

  • копия решения иностранного суда;
  • заверенный перевод решения, если оно составлено на иностранном языке;
  • копия документа, согласно которому подтверждается извещение стороны-ответчика о судопроизводстве;
  • копия документа, подтверждающего вступление в силу вынесенного решения;
  • копия документа, согласно которому подтверждается извещение проигравшей спор стороны о разрешении спора и вынесенном решении.

Если отсутствует хотя бы один из перечисленных документов, арбитражный суд РФ вправе отказать в принятии решения иностранного суда к исполнению, о чем письменно уведомляет сторону-победителя спора с указанием оснований для отказа.

При этом сторона-победитель вправе с учетом указанных недочетов направить новое заявление с требованием исполнения решения. Допускается отправка заявления и документации к нему путем телекоммуникационной связи в электронной форме.

Проблемы признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

Основная проблема в признании и приведении в исполнение решения, которое вынес иностранный суд, заключается в несоразмерности и несопоставлении законодательных систем.

Так, решение, вынесенное на территории одного государства, может не иметь никакой юридической силы на территории другого государства, если между государствами не существует конкретного международного договора.

Более того, если стороны не составили надлежащим образом соглашение о взаимодействии в экономической сфере, это соглашение может трактоваться каждой из сторон в свою пользу.

Равно как и суды разных государств могут истолковывать пункты соглашения в рамках компетенции законодательства своей страны.

Для сведения таких юридических казусов к минимуму при составлении соглашений между представителями разных государств правоведы рекомендуют внимательно прописывать вопросы юридической ответственности друг перед другом, а также четко прописывать, в рамках какого законодательства будут рассмотрены возникающие финансовые споры. В этом случае вопросы применения, принятия и исполнения судебных решений не будут вставать так остро, независимо от того, на территории какого государства будет разрешен спор.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Важным для международного коммерческого арбитража является вопрос о признании и приведении в исполнение арбитражного решения, вынесенного на территории государства, отличного от того, где испрашиваются его признание и исполнение.

Основы международного режима признания и исполнения иностранных арбитражных решений были заложены Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (далее – Нью-Йоркская конвенция 1958 г.), которая носит универсальный характер[1]. В состав ее участников входят 145 государств.

Следует отметить, что российский Закон о международном коммерческом арбитраже практически полностью воспроизводит в разделе VIII соответствующие нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Данная Конвенция применяется исключительно к иностранным арбитражным решениям, т.е.

таким решениям, которые вынесены на территории государства иного, чем то государство, где испрашиваются их признание и приведение в исполнение (π. 1 ст. I). Конвенция применяется ко всем арбитражным решениям как институционного, так и изолированного арбитража (п. 2 ст. I).

Конвенция не применяется к арбитражным решениям, вынесенным в том же государстве, где испрашиваются их признание и исполнение. Не применяется она и к процедуре оспаривания решения, которая входит в компетенцию суда того государства, на территории которого оно было вынесено.

Каждое государство – участник конвенции признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии со своими процессуальными нормами.

В Российской Федерации процедура признания и приведения в исполнение решения международного коммерческого арбитража государственными арбитражными судами регулируется гл. 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» АПК РФ.

Перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений закреплен в ст. V Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и носит исчерпывающий характер. Эти основания совпадают с теми, которые содержатся в ст. 36 Закона о международном коммерческом арбитраже.

В соответствии с положениями данной статьи в признании или приведении в исполнение арбитражного решения, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, может быть отказано:

  • 1) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашивается признание или приведение в исполнение, доказательства того, что:
    • – одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна;
    • – это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону страны, где решение было вынесено;
    • – сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
    • – решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;
    • – состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или в отсутствие такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;
    • – решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было вынесено;
  • 2) если суд найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ или признание и приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречат публичному порядку Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 35. пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы

Арбитражные решения, вынесенные в России, также могут быть исполнены за рубежом в соответствии с упоминавшимися международными конвенциями, наиболее важной из которых является Нью-Йоркская конвенция 1958 г.

Международное частное право

Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована в возможности обратить взыскание на имущество ответчика, часто находящегося за пределами того государства, на территории которого решение вынесено. В международных договорах и национальном законодательстве содержатся нормы, предусматривающие признание арбитражных соглашений, признание и исполнение арбитражных решений.

Одно из преимуществ международного коммерческого арбитража — наличие разработанной на национальном и международном уровнях системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства.

Основа этой системы заложена в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Нормы о признании и исполнении иностранных арбитражных решений есть и в других международных договорах: Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

, Межамериканской конвенции о международном коммерческом арбитраже 1975 г., Арабской конвенции о международном коммерческом арбитраже 1987 г.

Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип признания письменных арбитражных соглашений.

Суды государств-участников обязаны отказывать в приеме исковых заявлений по спорам, относительно разрешения которых имеется арбитражное соглашение, и направлять стороны в арбитраж.

Каждое государство-участник обязано признавать иностранные арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своим процессуальным правом.

Иностранное арбитражное решение — это решение третейского суда, вынесенное на территории государства, иного, чем государство, на чьей территории испрашивается признание решения и приведение его в исполнение. Территориальный критерий является основой для определения иностранности арбитражного решения. Это положение в равной мере относится ко всем видам арбитражей.

Однако в национальном праве разных государств встречаются иные подходы для определения иностранности арбитражных решений — например, в ФРГ иностранными считаются и решения, вынесенные на территории ФРГ в соответствии с иностранным процессуальным правом. В связи с этим в Конвенции содержится дополнительный критерий: под понятие «иностранные» подпадают и те решения, которые не считаются внутренними в государстве места их исполнения. Сфера применения Конвенции — только иностранные арбитражные решения.

Особенность Конвенции — ее территориальная сфера действия шире формального круга государств-участников. Фактически создана возможность исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории любого государства мира. В Конвенции содержатся нормы, касающиеся исполнения арбитражных решений, вынесенных в государствах, не участвующих в Конвенции.

Арбитражные решения подлежат исполнению независимо от того, является ли государство, на территории которого решение вынесено, участником Конвенции, если признание и исполнение испрашивается на территории государства-участника.

Установлено право государств сделать оговорку, ограничивающую применение правового режима Конвенции к арбитражным решениям, вынесенным на территории государств, не участвующих в этом соглашении, — положения Конвенции в отношении решений, вынесенных в государствах, не участвующих в ней, применяются только при условии взаимности. Общее правило — при признании и исполнении арбитражных решений, вынесенных на территории государств-участников, условие взаимности не обязательно. Взаимность презюмируется.

Виды взаимности:

  1. Договорная — обязанность исполнения решений вытекает из других договоров (о правовой помощи, о торговле и мореплавании и др.).
  2. Фактическая — государство обеспечивает исполнение решений, вынесенных на территории государств, не участвующих в Конвенции, если эти государства в свою очередь обеспечивают исполнение решений третейских судов данного государства.

Основное содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в установлении обязанности государств признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение. Имеются в виду арбитражные решения по спорам, сторонами в которых выступают физические и юридические лица.

Установлено право каждого государства на оговорку, что оно ограничивает применение Конвенции только спорами, вытекающими из торговых контрактов. В таком случае данное государство не вправе требовать от других государств-участников исполнения решений его арбитражных органов по другим делам.

Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения. При решении вопроса, может ли спор быть предметом арбитражного разбирательства, решающее значение имеют право государства, где испрашивается признание и исполнение, и право государства, которому стороны подчинили арбитражное соглашение.

Государства признают и исполняют иностранные арбитражные решения в соответствии со своим национальным процессуальным правом.

Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры — заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом.

К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений.

Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений.

Основания отказа делятся на группы.

Основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства места вынесения решения; отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства; арбитраж вышел за пределы своей компетенции; нарушения арбитражной процедуры. Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне.

Основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение; признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.

Нью-Йоркская конвенция не содержит требования, чтобы исполнение арбитражного решения целиком и полностью соответствовало всем требованиям процессуального права страны места исполнения.

Установление такого требования могло бы привести к тому, что, например, решения английского арбитража, которые иногда не содержат мотивировочной части, не могли бы получить принудительного исполнения в государствах, законодательство которых требует обязательной мотивировки арбитражного решения.

Конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения именно не судебных, а арбитражных иностранных решений, т.е. решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами международного коммерческого спора, либо решений, принятых негосударственными коммерческими арбитражными органами (в российской терминологии — третейские суды).

Положения Конвенции не применяются к признанию и исполнению решений иностранных государственных арбитражных судов.

В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

нет специальных правил о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве места вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение.

Объявление решения недействительным предполагает его отмену и, соответственно, отказ в его признании и исполнении. Основания для отмены решения совпадают с основаниями для отказа в признании и исполнении, которые должны быть доказаны заинтересованной стороной в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией.

В законодательстве РФ порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется Законом о МКАС РФ 1993 г., ст. 416 и 417 ГПК РФ, гл. 31 АПК РФ.

Просьба о признании и исполнении иностранного арбитражного решения может быть основана как па нормах международного договора, так и на условии взаимности или международной вежливости (в отсутствие соответствующего международного соглашения).

Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений на основе взаимности или международной вежливости прямо не закреплена в отечественном законодательстве, но прямо вытекает из толкования его положений.

Если международный договор, на основании которого испрашивается признание и исполнение решения, не содержит перечня необходимых документов или оснований для отказа в признании и исполнении, то такой перечень и основания определяются по правилам Нью-Йоркской конвенции.

Закон о МКАС РФ 1993 г. воспроизводит правила Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений.

Арбитражное решение, независимо от того, в каком государстве оно вынесено, признается обязательным и при соблюдении необходимых формальностей может быть приведено в исполнение.

Положения этого Закона в равной степени применяются и к внутренним, и к иностранным арбитражным решениям (вынесенным любым арбитражем).

Статья 35 Закона устанавливает, что иностранные арбитражные решения приравнены к российским. Закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений, практически полностью совпадающий с соответствующей нормой Нью-Йоркской конвенции.

Закон о МКАС не предусматривает наличия международного договора как обязательного условия для признания и исполнения иностранного арбитражного решения. Статья 241 АПК РФ устанавливает, что признание и исполнение иностранных арбитражных решений на территории РФ производится в соответствии с международным договором и федеральным законом.

Таким образом, при наличии международного соглашения признание и исполнение осуществляются в соответствии с его положениями. Это имеет особо важное значение в том случае, если данный международный договор устанавливает иные условия признания и исполнения, нежели

те, которые предусмотрены в Законе о МКАС. В отсутствие между народного договора решение все равно подлежит исполнению (поскольку это предусмотрено федеральным законом), и условия его признания и исполнения регулируются Законом о МКАС.

Признание решения, т.е. признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует дополнительной процедуры. Для принудительного исполнения решения необходима дополнительная процедура: обращение с ходатайством в компетентный суд РФ (общее правило — по месту жительства должника или месту нахождения его имущества).

Закон о МКАС, предписывающий обращение в компетентный суд с ходатайством о принудительном исполнении арбитражного решения, не конкретизирует, какой именно суд РФ компетентен рассматривать данное ходатайство. Компетентный суд, порядок рассмотрения ходатайства и процедура исполнения решения определены в АПК РФ.

АПК РФ предусматривает подробный процессуальный порядок подачи и рассмотрения заявления о принудительном исполнении иностранного арбитражного решения, устанавливает перечень документов, которые прилагаются к заявлению о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, закрепляет исчерпывающий перечень оснований, по которым можно отказать в принудительном исполнении.

Читайте также:  Статья 9. гарантии независимости судьи

К заявлению о признании и принудительном исполнении иностранного арбитражного решения дополнительно должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, должны быть легализованы или апостилированы и переведены на русский язык.

В ГПК РФ закреплена компетенция российских судов общей юрисдикции в отношении признания и исполнения иностранных арбитражных решений. За некоторыми изъятиями процедура признания и исполнения аналогична признанию и исполнению иностранных судебных решений. ГПК РФ устанавливает общий порядок признания и исполнения, исчерпывающий перечень оснований для отказа.

Положения ГПК значительно менее детализированы и подробны, чем соответствующие нормы АПК РФ. Это объясняется тем, что основным компетентным органом по признанию и исполнению иностранных арбитражных решений в РФ является государственный арбитражный суд, а не суд общей юрисдикции.

Наиболее сложной проблемой является решение вопроса о мерах по предварительному обеспечению иска. Закон о МКАС 1993 г. содержит положение, что третейский суд по просьбе любой стороны может распорядиться о принятии этой стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые суд считает необходимыми.

В основе этого положения Закона лежит институт римского преторского права — (поступление имущества должника под контроль кредитора).

Сторона в коммерческом споре вправе обратиться и в суд общей юрисдикции, и в государственный арбитражный суд с просьбой о принятии мер по предварительному обеспечению иска.

Закон о МКАС закрепляет положение, что обращение в такой суд и вынесение судом определения о принятии обеспечительных мер полностью совместимо с арбитражным соглашением.

Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в России: 7 главных вопросов — Сфера

Признание и приведение в исполнение vs признание и исполнение. В чем разница?

В нормах Арбитражного процессуального кодекса РФ говорится о признании и приведении в исполнение иностранных решений, в Гражданском процессуальном кодексе – о признании и исполнении. Однако вопрос о том, разные ли это понятия и чем отличаются их юридические последствия, до сих пор остается дискутируемым в профессиональном сообществе.

«Признание есть придание свойств законной силы судебному решению, оно возможно как с последующим принудительным исполнением, так и без него.

Что касается признания и приведения в исполнение, то это уже то юридическое действие, когда судебное решение означает возможность определенных исполнительных действий на основании соответствующего иностранного судебного решения – продать имущество, обратить взыскание на деньги, передать ребенка и так далее», – считает доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета Владимир Ярков.

Какие акты могут признаваться и приводиться в исполнение?

Решения судов, мировые соглашения, приговоры в части гражданского иска, нотариальные акты о денежных обязательствах (исполнительные надписи). Что касается самого решения, то с формальной точки зрения оно должно быть переведено на русский язык, то есть требуется его засвидетельствованная копия.

Какими могут быть основания для признания и приведения в исполнение?

Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ в части 3 статьи 6 говорит, что обязательность решений иностранных судов на территории России определяется международным договором.

«В условиях иерархии российской правовой системы федеральный конституционный закон имеет силу чуть ниже, чем Конституция, но выше, чем федеральные законы. Он говорит, что ключевым условием является наличие международного договора.

При этом ГПК РФ повторяет положение федерального конституционного закона, а вот уже в АПК РФ сказано, что решения признаются и исполняются на условиях, предусмотренных международным договором и федеральным законом», – отмечает Владимир Ярков.  

Приоритетом в условиях российской правовой системы имеют именно международные договоры, добавляет профессор. Кодексы рассматриваются в дополняющей роли по процессуальным вопросам. При этом международных договоров у России не так много.

Например, из 28 (с учетом Великобритании) государств ЕС договоры есть только с 16 странами.

Прямого соглашения с Европейским Союзом у России нет, хотя иногда Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, подписанное на острове Корфу в 1994 года, в доктринах и судебной практике рассматривают как основание для признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений.

При этом существует ряд многосторонних договоров, в основном со странами СНГ: Киевское соглашение, Минская конвенция. Среди них есть те, в которых Россия не участвует, – например Кишиневское соглашение.

«Иногда в качестве основания для признания и исполнения рассматривают Римскую конвенцию 1950 года о защите прав человека и основных свобод.

В ней говорится, что право на суд включает в себя и право на исполнение», – уточняет Владимир Ярков.

В 2020 году была заключена всемирная Конвенция о признании и исполнении иностранных судебных решений – Гаагская конвенция, но она в настоящее время не действует. Как замечает Владимир Ярков, если она будет ратифицирована, то в этом случае круг стран, с которыми Россия сможет признавать и приводить в исполнение решения, расширится.

Второе основание признания и приведения в исполнение решений, которое появилось в судебной практике, – взаимность. Суды стали в отдельных случаях допускать, что при отсутствии международного договора можно признавать и приводить в исполнение иностранные судебные решения на основании взаимности, с 2002 года.

Кроме того, исключительные отношения по этому вопросу сложились между Россией и Беларусью, отмечает Владимир Ярков.

Он уточняет, что договор по исполнению решения российских арбитражных и белорусских экономических судов и договор по алиментам 2015 года устанавливают практически полный национальный правовой режим между двумя странами.

В таких случаях суд Беларуси выносит не только решения, но и сразу выдает исполнительный документ, который поступает в российскую Федеральную службу судебных приставов и подлежит принудительному исполнению.

Как выглядит процесс признания и приведения в исполнение иностранных решений?

Соответствующие процедуры определены в главе 31 АПК РФ и в главе 45 ГПК РФ. «Это такой мини-процесс. Судья рассматривает его единолично в течение одного месяца. Здесь очень ограниченный предмет доказывания, так что судья не может пересматривать решения по существу.

Круг фактов, которые устанавливаются, определяется основаниями к отказу в признании или в признании и приведении в исполнение, указанными в международном договоре или соответствующих кодексах. Приводить возражения о неправильности по существу решения нельзя.

Здесь единственный путь – пытаться возвысить допущенную ошибку материально-правового характера до уровня нарушения публичного порядка», – поясняет Владимир Ярков.  

Таким образом, суд исследует только доводы взыскателя и должника. Однако российский суд может также обратиться за разъяснением в иностранный суд, который вынес решение.

В российском законодательстве нет уточнений, в каком порядке это должно происходить, при этом в судебной практике подобное встречается редко.

Однако, по мнению Владимира Яркова, получить разъяснение можно сделать через запрос о правовой помощи.

Какие суды могут рассматривать вопросы признания и приведения в исполнение?

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Компетенция межу ними делится по критериям общего разграничения подсудности, указанным в статье 27 и 32 АПК РФ и в статье 22 ГПК РФ.

Если решение связано с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то дело рассматривается в арбитражном суде.

Если это спор о семейных, наследственных отношениях, то в этом случае он поступает в суд общей юрисдикции.

Однако существует серая зона, пересечение подсудности. «Я встречал в практике, когда в арбитражный суд поступило заявление лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Они не были зарегистрированы в этом качестве, но занимались ею», – говорит специалист.  

Как определяется подсудность?

По месту жительства должника, либо, если оно неизвестно, по месту нахождения имущества, при этом как движимого, так и недвижимого. «Если должник находится в банкротстве, то действует известный принцип, что производство несостоятельности поглощает в себя все. В этом случае такое ходатайство нужно подавать в суд, который рассматривает дело о несостоятельности», – поясняет профессор.   

Также не станет препятствием для обращения за признанием и приведением в исполнение процедура ликвидации. В таком случае следует обращаться в суд по месту, где находится юридическое лицо и работает ликвидационная комиссия.

Какую тактику и стратегию выбрать?

Все зависит от выбора стороны (должника или кредитора) и конечной цели – исполнить иностранное решение или погубить его, говорит Владимир Ярков. Хотя каждый случай индивидуален, есть некий общий алгоритм действий.

«Надо всегда смотреть, есть ли имущество и денежные средства, на которые можно обратить взыскание.

Если в России это брошенная компания, на которой нет никаких активов, то вряд ли стоит здесь заниматься привидением в исполнение», – советует эксперт.  

Также важно учитывать, заключены ли международные договоры со страной, где находится вторая сторона спора. Если договора нет, то можно узнать, применялась ли с этой страной взаимность в судебной практике. Немаловажный вопрос для России – степень наличия в деле публичного интереса, это тоже может напрямую повлиять на развитие дела и оценку обстоятельств.

Следует смотреть и на то, кто может подавать заявление, – это следует из договоров. Так, Киевское соглашение предусматривает возможность обращаться с ходатайством для самого взыскателя, а Минская конвенция позволяет обращаться как самому заявителю, заинтересованному лицу, в чью пользу вынесено решение, так и суду, который вынес решение.

О самых значимых основаниях для признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в российском правопорядке, а также об основных многосторонних соглашениях в сфере экзекватуры на постсоветском пространстве, которые действуют сегодня, – рассказывают эксперты Legal Academy в рамках круглого стола «Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений: новые развития» (дата записи: 21 августа 2020 года).

Источник изображения: Racool_studio — www.freepik.com

Ссылка на основную публикацию