Статья 20. Космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов

Герою Советского Союза и Российской Федерации летчику-космонавту Сергею Крикалеву исполняется 60 лет. Долгое время сохранявший первенство по продолжительности пребывания на орбите, Крикалев имеет целый ряд уникальных эпизодов в своей биографии. ТАСС отобрал самые интересные.

Сергей Константинович родился 27 августа 1958 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), где в 1975-м окончил среднюю школу. С 1977 года занимался самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ, входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

В 1981 году с отличием окончил Ленинградский военно-механический институт. Затем поступил на работу инженером НПО «Энергия» (сейчас — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.

Королева), где, в частности, занимался разработкой инструкций для космонавтов и отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов.

Космонавты Александр Волков и Сергей Крикалев проводят эксперимент «Иллюминатор» с использованием голографического регистратора «Тигр» на станции «Мир», 1988 год

© Валерий Поляков/ТАСС

С июня 1983 года по итогам комиссии Института медико-биологических проблем был допущен к специальным тренировкам космонавтов. Через два года Крикалева отобрали в отряд космонавтов НПО «Энергия», где до октября 1986-го он проходил общекосмическую подготовку. Через месяц, в ноябре, межведомственная комиссия присвоила ему квалификацию «космонавт-испытатель».

За время своей карьеры Крикалев выполнил шесть полетов в космос, в том числе первый — с 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 года бортинженером корабля «Союз ТМ-7» и станции «Мир» (за него получил Героя СССР) и заключительный — с 15 апреля по 11 октября 2005 года командиром экипажа экспедиции на Международную космическую станцию (МКС). Общая продолжительность его полетов составила 803 дня 9 часов и 39 минут 9 секунд. Он совершил восемь выходов в космос общей длительностью 41 час 26 минут.

Улетал из СССР, вернулся в Россию

В свой второй полет Крикалев отправился 18 мая 1991 года — еще с территории Советского Союза.

Уже был поднят вопрос о создании Союза независимых государств, однако на проведенном в марте всесоюзном референдуме большинство жителей страны высказалось за сохранение СССР.

Крикалев стартовал на транспортном корабле «Союз ТМ-12» в качестве бортинженера, в экипаж также входили Анатолий Арцебарский и британка Хелен Шарман, стыковка со станцией «Мир» состоялась 20 мая 1991 года.

Экипаж корабля «Союз ТМ-12»: Хелен Шарман, Анатолий Арцебарский и Сергей Крикалев на космодроме Байконур, 18 мая 1991 года

© AP Photo

В ходе полета Крикалев вместе с Арцебарским, в частности, выполнили ручную перестыковку корабля «Союз ТМ-12» с переходного отсека станции «Мир» на астрофизический модуль «Квант», корабль провел в автономном полете 42 минуты, облетев весь комплекс.

Всего за этот полет Крикалевым было выполнено ни много ни мало семь выходов в открытый космос.

За бортом «Мира» космонавт вместе с коллегами поменял антенну системы «Курс», смонтировал на поверхности станции различное оборудование, установил 15-метровую ферму эксперимента «Софора».

В этом полете Крикалев с Арцебарским тестировали так называемую космическую банку кока-колы, разработанную компанией «Кока-Кола» совместно с «Энергией». По отзывам космонавтов, эксперимент завершился удачно. Для перемещения между модулями станции космонавты во время выходов пользовались 14-метровой телескопической грузовой стрелой. Традиционно Крикалев сделал большое число фотографий Земли.

Спецпроект на тему

Общая продолжительность второго полета Крикалева составила 311 дней. За это время на Земле все кардинально поменялось.

Старт следующего космического корабля «Союз ТМ-13», который встречали на орбите Крикалев и Арцебарский, был выполнен 2 октября 1991 года с территории объявленного суверенным Казахастана. Официально независимой республика станет позже, но вопрос о контроле над космодромом Байконур уже обсуждался.

На запуске корабля присутствовал президент республики. Кроме советского, на стартовом комплексе был водружен государственный флаг Казахстана. Формально СССР еще продолжал существовать.

10 октября 1991 года Арцебарский вернулся на землю на борту «Союза ТМ-12» еще в СССР. Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа. Решение об этом было принято в ходе полета.

СССР официально перестал существовать 26 декабря 1991 года. Тогда российские космонавты Волков и Крикалев в ходе сеанса связи «Мира» с ЦУП (Центр управленяи полетами) пожелали России и СНГ в новом 1992 году крепко встать на ноги.

Крикалев, в частности, высказывал опасения насчет будущего российской космонавтики и выражал надежду на сохранение всех программ. Вернулся на Землю Сергей Константинович 25 марта 1992 года — уже в Российскую Федерацию.

За этот полет он был удостоен звания Героя России.

Кто первый зашел в МКС, тот Крикалев

Свой третий полет Крикалев выполнил на борту американского космического корабля Space Shuttle Discovery и стал первым российским космонавтов летавшем на борту шаттла NASA. Полет продолжался восемь суток — с 3 по 11 февраля 1994 года.

Подготовку к этому полету он проходил в Космическом центре имени Джонсона вместе с Владимиром Титовым, где, в частности, получил сертификат на работу с манипулятором корабля. Окончательно кандидатуру 35-летнего Крикалева выбрало NASA.

Он стал самым молодым членом экипажа шаттла, однако на тот момент проработал на орбите уже 463 дня.

Старт космического корабля Space Shuttle Discovery, 3 февраля 1994 года

© CORBIS/Corbis via Getty Images

Сергей Константинович тогда отмечал, что отечественная подготовка космонавтов лучше, чем у NASA, а бортовое оборудование, установленное на шаттле, устарело по сравнению с компьютерами «Мира».

Также космонавт сетовал на невозможность регулярно знакомиться с отечественной прессой и на невнимание российских официальных лиц.

В ходе самого полета, правда, был проведен телемост с Москвой — из Дома правительства РФ с Крикалевым на борту Discovery связался занимавший пост премьер-министра страны Виктор Черномырдин.

В январе 1996-го Крикалев был назначен бортинженером первой экспедиции на создаваемую МКС. Подготовку к полету проходил вместе с Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом.

Первоначально экипаж должен был отправиться к международной космической станции «Альфа» (так тогда называлась будущая МКС) на корабле «Союз» в мае 1998 года, однако экспедиция была перенесена из-за задержки с запуском первого модуля станции «Заря».

Планировалось, что функционально-грузовой блок отправится в космос в 1997-м российской ракетой-носителем «Протон», однако запущена была «Заря» только 20 ноября 1998 года.

Первая длительная (или, как тогда ее называли, постоянная) экспедиция на новую станцию, и в том числе Крикалев, отправилась к МКС 4 декабря 1998 года на американском шаттле Endeavour («Индевор»).

Шаттл также вез с собой к МКС узловой технический американский модуль Unity («Юнити», в переводе — объединение). По плану шаттл должен был подойти к модулю «Заря», захватить его рукой-манипулятором, подтянуть к блоку «Юнити» и состыковать.

Операция была выполнена 7 декабря 1998 года, процессом управляла специалист «Индевора» 39-летняя майор сухопутных войск США Нэнси Керри.

Сергей Крикалев пробирается по отсеку, который соединяет модуль Unity и шаттл Endeavour, 6 декабря 1998 года

© AP Photo/NASA TV

10 декабря Крикалев с американскими астронавтами вошли в блок «Юнити». Люди были экипированы в обычные полетные костюмы, так как в модулях уже был воздух.

Крикалев, который тщательно изучил каждый болт «Зари» еще на Земле, лично открыл переходный люк в жилой российский модуль 11 декабря в 00:06 мск. Именно открытие «Зари» считалось официальным началом работы МКС.

В сам модуль Крикалев вошел вместе с американским астронавтом Робертом Кабана.

Первый экипаж МКС покинул станцию 12 декабря. За проведенные на «Заре» 27 часов пять американцев и их российский коллега сняли многочисленные заглушки, соединили различные кабели, установили вентиляторы и подключили две установленные на внешней поверхности узла «Юнити» антенны.

На «Заре» были заменены батареи. Помимо этого, экипаж, плавая между шаттлом и станцией, передислоцировал на нее большое количество грузов, предназначенных для первых постоянных обитателей (одним из них снова станет Крикалев).

В их число вошли гаечные ключи, запасной компьютер, сверла, отвертки и комплекты одежды.

Во время полета Крикалева на «Индеворе» и его работ в МКС параллельно на «Мире» выполнял полет другой космонавт-рекордсмен — Геннадий Падалка, который в будущем побьет рекорд Крикалева по общему пребыванию в космосе. Полет «Индевора» завершился на мысе Канаверал 16 декабря.

Пятый и шестой полеты, начальник ЦУП

12 апреля 2000 года, перед предстоящим полетом первой постоянной экспедиции МКС, Сергей Крикалев побывал на приеме в Кремле у президента РФ Владимира Путина, победившего на выборах 26 марта 2000 года. Путин тогда отмечал, что одним из главных направлений государственной политики является поддержка отечественного производителя космической техники.

Полет первой постоянной экспедиции к МКС, в которую вошли российские космонавты Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и американец Билл Шеппард, был назначен на 30 октября 2000 года.

На тот момент в МКС входили три крупные составляющие: российский модуль «Звезда», американский модуль «Юнити» и функциональный грузовой блок «Заря». Название «Международная космическая станция» считалось условным, официальным оно станет позже.

Срок службы МКС оценивался в 15 лет (в этом году станция празднует 20-летний юбилей и проработает еще минимум до 2024 года).

Во время съемки географических объектов через порт наблюдения в сервисном модуле «Звезда» Международной космической станции, декабрь 2000 года

© NASA/Newsmakers

Старт первой длительной экспедиции состоялся на день позже — 31 октября 2000 года. Ракета «Союз-У» с космическим кораблем «Союз-ТМ-31» стартовала с Байконура в 10:53. Корабль причалил к станции 2 ноября.

В тот полет Крикалев и Гидзенко впервые в отечественной космонавтике были застрахованы не только на случай смерти или инвалидности, но и по целому ряду других пунктов, предполагавших и просто травмы на орбите.

Читайте также:  Статья 29. Денежные средства политической партии

Размер страховки увеличился до сотен тысяч долларов и стал сопоставим со страховкой астронавтов NASA.

Спецпроект на тему

Крикалев с экипажем первой длительной экспедиции произвел на станции расконсервацию входящих в ее состав модулей, смонтировал дополнительное оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, проверил функционирование средств радиосвязи.

По плану научно-технических исследований было выполнено несколько серий экспериментов с целью определения динамических характеристик станции и для оценки уровней шума и вибраций в жилых отсеках. Экипаж принял грузовик «Прогресс», полеты которых становятся регулярными. Космонавты отмечали, что оборудование на станции работает чересчур шумно, но хвалили безотказный туалет.

В общей сложности Крикалев в первой длительной экспедиции на МКС провел на орбите 140 суток, вернулся на Землю 21 марта 2001 года на борту американского корабля «Дискавери».

Свой шестой и последний космический полет Крикалев совершил 15 апреля 2005 года на борту «Союз ТМА-6» в качестве командира 11-й экспедиции МКС, в ходе которого был выполнен восьмой выход в космос. Вернулся на Землю 10 октября 2005 года, после 179 суток полета.

После возвращениия с МКС, 10 октября 2005 года

© Bill Ingalls/NASA via Getty Images

Возвратившись из последнего полета, Крикалев стал новым мировым рекордсменом по суммарной продолжительности пребывания в космосе (опередил коллегу Сергея Авдеева, 747 суток) и удерживал это первенство в течение десяти лет. С 2015-го этот рекорд принадлежит российскому космонавту Геннадию Падалке (878).

На эту тему

С февраля 2007 года Крикалев — вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полетам. С марта 2009-го — начальник Центра подготовки космонавтов в Звездном городке. Контракт с ним был подписан на пять лет.

Перед его истечением Сергей Константинович подал заявление на продление, однако он продлен не был.

С 2014 года начал работу в ЦНИИмаш в должности первого заместителя директора, новым направлением работы Крикалева стала разработка планов пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса. В марте 2016-го назначен исполнительным директором по пилотируемым космическим программам.

Еще Сергей Крикалев — чемпион мира по пилотажу на планерах. Кроме того, за свою карьеру летчика-космонавта он освоил такие самолеты, как Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су-29 и Л-39.

Выполнял полеты с инструктором на истребителях МиГ-21, МиГ-25 и пассажирском Ту-134. Во время обучения в центре Джонсона освоил американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолет Т-38.

Подготовила Валерия Решетникова

Рассказываем о космосе и космонавтах: ТОП-20 космических рекордов

 Власть СоветовВласть Советовс полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина, 12 апреля 1961 года, на

орбите побывали 566 человек, из них 65 женщин. Это космонавты из сорока стран мира.

в космос слетало американских астронавтов — 348. На втором месте — СССР/Россия— 123 космонавта, на третьем — Япония -12. У американцев до появления МКС в

основном были «челночные полеты». У нас — длительные экспедиции.

космонавт на орбите, россиянин Иван Вагнер, прибыл на МКС 9 апреля 2000 года в

составе экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-16».

совершила полет на корабле «Восток-6». Полёт продолжался 2 суток 22

часа 50 минут. Это единственная женщина, летавшая в одиночку. Кстати, Валентина

Терешкова самая молодая женщина – космонавт. На момент старта ей было 26 лет. Первый в истории выход в открытый космос совершил 18 марта 1965 г. летчик-космонавт Алексей Леонов, выполняя полет на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым. Леонов провел за бортом корабля 12 минут 9 секунд. Первым многоместным космическим кораблем был «Восход» (СССР). 12-13 октября 1964 г.

на нем совершили полет трое космонавтов — Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров.Самый молодой космонавт Герман Титов (СССР). В свой первый полет отправился в возрасте 25 лет. Полет состоялся 6-7 августа 1961 г. на корабле «Восток-2».

Старейший астронавт — Джон Гленн-мл. (США). На момент старта шаттла Discovery («Дискавери») в 1998 году ему было 77 лет.

Самая возрастная женщина в космонавтике — астронавт США Барбара Морган. Отправилась в полет в 2007 году, в возрасте 55 лет.Самый длительный космический полет совершил российский космонавт-врач Валерий Поляков: 1994 г. -1995 г.

Он отработал на станции «Мир» 437 суток.Мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека на орбите принадлежит Геннадию Падалке, который за пять полетов налетал 878 суток.

Самый длительный полет среди женщин (328 суток) у американки Кристины Кук, во время работы на МКС в 2019 г.- 2020 г.Рекорд по общему налету среди женщин принадлежит астронавту НАСА Пегги Уитсон, которая за три полета провела в космосе 665 суток.

Самый длительный выход (8 часов 56 минут) осуществили 11 марта 2001 г. с борта МКС американские астронавты Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс.

Рекордсмен по наибольшему количеству выходов — 16 (общее время — 78 ) — космонавт Анатолий Соловьев.Первой среди женщин вышла в открытый космос Светлана Савицкая (СССР) — 25 июля 1984 г. со станции «Салют-7» (3 часа 35 минут). Вместе с Владимиром Джанибековым она провела первые в открытом космосе работы по резке, сварке и пайке.16 января 1969 г.

состоялась первая стыковка двух пилотируемых кораблей (проводилась в ручном режиме) — советских «Союза-4» (стартовал в 1969 г., пилот — Владимир Шаталов) и «Союза-5» (1969 г., экипаж — Борис Волынов, Евгений Хрунов, Алексей Елисеев). Корабли находились в состыкованном состоянии 4,5 часа.

17 июля 1975 г.

— первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей разных стран: «Союз-19» и «Аполлон».

В 1971 г. на орбиту выведена первая космическая станция — советская «Салют-1». Запуск осуществлен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Международная космическая станция является «долгожителем» среди космических орбитальных проектов: начало эксплуатации — 20 ноября 1998 г. Сейчас ее масса — 417289 кг.

Технологии,Наука и техника,Войска,Кристина Кук,Барбара Морган,Геннадий Падалка,Пегги Уитсон,Константин Феоктистов,Валентина Терешкова,Владимир Шаталов,Павел Беляев,Анатолий Соловьев,Борис Егоров,Валерий Поляков,Светлана Савицкая,Владимир Комаров,Алексей Елисеев,Герман Титов,Юрий Гагарин,Алексей Леонов,NASA,Россия,Япония,

Правовой режим космических объектов и космических экипажей

Космические объекты – это космические аппараты различного назначения и их составные части (искусственные спутники, корабли, ракеты).

Особая разновидность космических объектов – это космические корабли, предназначенные для перемещения в космическом пространстве людей и грузов.

Космические объекты принадлежат государствам (одному или нескольким), международным организациям (правительственным и неправительственным), юридическим и физическим лицам.

Национальное право по-разному регулирует правовой статус космических объектов. В Российской Федерации они не являются оборотными вещами и нс могут находиться в собственности частных лиц. В США космические объекты – это оборотные вещи, которые могут принадлежать как государству, так и частным физическим и юридическим лицам.

Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе и на небесных телах).

До этого момента вся деятельность по сооружению и запуску космических объектов входит в сферу действия национального права. С 1961 г.

в ООН функционирует Центр регистрации запущенных космических объектов.

Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г. устанавливает обязательный порядок их регистрации. Космические объекты должны заноситься в национальные государственные реестры и в реестр ООН.

Государство регистрации космического объекта сохраняет свою юрисдикцию и контроль над ним и его экипажем во время его нахождения в космическом пространстве. Объект представляет собой условную территорию государства регистрации.

Право собственности распространяется как на сам космический объект, так и на его составные части.

Правовые последствия регистрации космических объектов закреплены и в Договоре о космосе 1967 г. (ст. 8): государства сохраняют свои суверенные права в отношении космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.

Договор устанавливает, что право собственности на космические объекты остается незатронутым как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после возвращения на Землю.

Космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, организациям, физическим и юридическим лицам, которым принадлежали до запуска.

Международное космическое право регулирует порядок нахождения космических объектов на Луне и других небесных телах.

Государства вправе осуществлять посадку своих космических объектов на Луне, их запуск с Луны; размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование и сооружения в любом месте Луны и в ее недрах.

Персонал свободен в передвижениях по поверхности Луны. Данная деятельность не должна создавать помех космической деятельности других государств.

Договор о космосе (ст. 12) и Соглашение о Луне (ст.

15) предусматривают, что все космические корабли, установки, станции и оборудование, расположенные на Луне и других небесных телах, открыты для посещения представителям других государств на основе взаимности и после предварительного извещения.

Право посещения в открытом космическом пространстве имеет ограниченный характер: оно не распространяется на орбитальные космические станции и другие космические объекты за пределами Луны и небесных тел.

Договор о космосе 1967 г. закрепляет правило о возвращении космических объектов: если такие объекты и их составные части после возвращения на Землю обнаружены за пределами государства регистрации, они должны быть возвращены этому государству.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.

Читайте также:  Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы

устанавливает, что каждое государство, на чьей территории или под чьей юрисдикцией оказались космические объекты и их составные части после возвращения на Землю, либо обнаруженные в открытом море или другом месте вне пределов национальной юрисдикции, обязано информировать об этом власти запускающего государства и Генерального секретаря ООН.

По просьбе властей, осуществивших запуск, государство обнаружения принимает меры для спасания космического объекта и его возвращения. Под «властями, осуществившими запуск», понимаются как государства регистрации космических объектов, так и международные организации.

Договор о космосе 1967 г. (ст. 5) определяет космонавтов как «посланцев человечества в космосе».

Космонавты не имеют какого-либо наднационального статуса, они являются гражданами своего государства, подчиняются его юрисдикции и контролируются государством регистрации космического корабля.

Международное космическое право подробно регламентирует вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки за пределами их государства (Договор о космосе 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г.).

Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. определяет, что обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов отличаются от их обязанностей по возвращению космических объектов.

Космические объекты спасаются и возвращаются властям, осуществившим запуск, только по их просьбе и за их счет.

По отношению к космонавтам государство обнаружения должно принять все возможные меры для их спасания.

Для спасания экипажа космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непредвиденной посадки, государство обязано принять все меры и оказать космонавтам необходимую помощь. Экипаж незамедлительно возвращается государству, осуществившему запуск. Космонавтам, совершившим вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность.

В космическом пространстве, на Луне и на других небесных телах космонавты одного государства обязаны оказывать помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрыться на станциях, установках и сооружениях, принадлежащим другим государствам – участникам Соглашения о Луне 1979 г.

В операциях по поиску и спасанию космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории чужого государства, могут принимать участие власти государства, осуществившего запуск, под контролем и руководством государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся поисковые и спасательные работы.

В 1990 г. США, ФРГ и Россия предложили мировому сообществу проект Конвенции о пилотируемых космических полетах. В Проекте содержится определение экипажа космического корабля – это лица, осуществляющие профессиональную деятельность в ходе космических полетов.

Другие лица – это персонал космического корабля. В Проекте разработан также перечень полномочий командира космического корабля. Государства обязаны в максимальной степени обеспечивать безопасность лиц, исследующих космическое пространство.

Космические экипажи в космическом пространстве должны оказывать помощь друг другу.

История пилотируемых космических полетов. Справка

  • Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле «Восток-2».
  • Первый групповой полет двух кораблей — «Востока-3» (космонавт Андриян Николаевич Николаев) и «Востока-4» (космонавт Павел Романович Попович) состоялся 11-15 августа 1962 года.
  • Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль «Восход».

В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль «Восход-2», в составе экипажа — Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.    

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики — создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций «Салют».

Первый полет на новом корабле «Союз-1» совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

Первый совместный полет трех кораблей: «Союза-6», «Союза-7» и «Союза-8» прошел с 11 по 18 октября 1969 года. В экипажи кораблей вошли космонавты Георгий Степанович Шонин, Валерий Николаевич Кубасов, Анатолий Васильевич Филипченко, Владислав Николаевич Волков, Виктор Васильевич Горбатко, Владимир Александрович Шаталов, Алексей Станиславович Елисеев.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле «Союз-9».

Первую длительную работу на космической орбите на корабле «Союз-11» проделали с 6 по 30 июня 1971 года космонавты Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. При возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата, экипаж корабля погиб.

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию «Салют-4» (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль «Союз-17»), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

Первый международный космический полет — 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон», пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.

Брандом. Были совершены взаимные переходы космонавтов и астронавтов, совместные и автономные научные и технические исследования.

По словам Алексея Леонова, тогда, в 1970-е годы, двум сверхдержавам удалось доказать, что сотрудничество в решении такой глобальной задачи, как освоение космоса, возможно.

Первую экспедицию на станцию «Салют-5» совершили на космическом корабле «Союз-21» Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Жолобов. Экспедиция продолжалась с 6 июля по 24 августа 1976 года.

Первая  экспедиция на станцию «Салют-6» прошла с 10 декабря 1977 по 16 марта 1978 года (96 суток, экипаж — Юрий Викторович Романенко, Георгий Михайлович Гречко, космические корабли «Союз-26» (старт) и «Союз-27» (посадка).

С 2 по 10 марта 1978 года на «Салюте-6» побывал первый международный экипаж — космонавт Алексей Александрович Губарев и Владимир Ремек, гражданин Чехословацкой Социалистической Республики. Всего «Салют-6» посетили девять международных космических экспедиций.

Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-7» прошла с 24 июня по 2 июля 1982 года. На станции тогда работали Владимир Александрович Джанибеков, Александр Сергеевич Иванченков, гражданин Франции Жан-Лу Крестьен. Всего на «Салюте-7» в разное время работали 10 экспедиций.

 На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий — станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

В дальнейшем к станции были пристыкованы и начали работу модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр».

Строительство постоянно обитаемого орбитального комплекса было полностью завершено 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» был пристыкован пятый, последний модуль дооснащения — «Природа» со сложнейшей научной аппаратурой, которая позволяла производить разносторонние исследования суши, океана и атмосферы.

Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года — 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

  1. Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с использованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы — будущих элементов новой Международной космической станции; проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также множество других экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других.
  2. На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос.
  3. Так, врач-исследователь Валерий Поляков провел в космосе подряд в составе трех космических экспедиций 437 суток 18 часов.
  4. Космонавт Сергей Авдеев установил выдающийся рекорд общей продолжительности пребывания в космосе — суммарно за три полета находился в космосе 742 суток.
  5. Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос — за бортом проведено в общей сложности около 15 суток.

Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа — российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер — астронавт НАСА Джеффри Уильямс.

С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес.

После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.

Пилотируемая космонавтика — это… Что такое Пилотируемая космонавтика?

Пилотируемый космический полёт — путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью пилотируемых космических аппаратов. Доставка человека в космос выполняется при помощи космических кораблей.

Долговременное пребывание людей на орбите Земли обеспечивается за счёт использования орбитальных космических станций. Людей, совершающих космические полёты называют космонавтами.

Читайте также:  Статья 6. полномочия адвоката

Страны, способные проводить космические полёты на собственных космических кораблях, запускаемых собственными ракета-носителями, иногда именуют космическими сверхдержавами.

Способности выполнять пилотируемые космические полёты предшествует способность страны, как космической державы, выполнять запуски на собственных ракетах-носителях собственных спутников.

Ввиду требования намного больших экономических и интеллектуальных затрат и ресурсов число космических сверхдержав намного меньше, чем космических держав. На 2009 год пилотируемые космические полёты выполняются в России (ранее — в СССР, с 1961), США (с 1961) и КНР (с 2003). В 2004 году американской компанией Scaled Composites были совершены три суборбитальных пилотируемых космических полёта с использованием корабля собаки и обезьяны.

История пилотируемых космических полётов

Первый и сразу орбитальный пилотируемый космический полёт выполнил 12 апреля 1961 года СССР, который стал первой космической сверхдержавой. Первый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту совершил 1 виток вокруг нашей планеты и благополучно доставил космонавта на Землю.

Второй (и одной из двух на последующие 4 десятилетия) страной, начавшей выполнять пилотируемые космические полёты, стали Соединённые Штаты Америки.

Первый суборбитальный полёт космического корабля США «Меркурий-3-Фридом-7» с астронавтом Аланом Шепардом осуществлен 5 мая 1961 года.

20 февраля 1962 года США провели первый орбитальный пилотируемый космический полёт корабля «Меркурий-6-Френдшип-7» с астронавтом Джоном Гленном.

Уже через два года после начала освоения космоса человеком полетела первая женщина-космонавт  — Валентина Владимировна Терешкова. Её полёт в одиночку на космическом корабле «Восток-6» состоялся 16 июня 1963 года. США осуществили первый полёт женщины-астронавта Салли Райд в составе смешанного экипажа в 1983 году.

Первый в мире выход в открытый космос из космического корабля в скафандре произвёл космонавт СССР Алексей Леонов 8 марта 1965 года, первый выход в космос женщины-космонавта сделала Светлана Савицкая в 1984 году.

По состоянию на 2008 год самый длительный 437-суточный космический полёт осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 — марте 1995 гг. Самый длительный общий налёт (803 суток) за несколько полётов имеет российский космонавт Сергей Крикалёв. Самое длительное непрерывное пребывание на орбите космонавтов и астронавтов (3644 суток) произошло с сентября 1989 по август 1999 гг.

Первой и единственной страной, начавшей эксплуатацию пилотируемых многоразовых транспортных космических кораблей серии «Спейс Шаттл», стали США.

Первый корабль этой серии «Колумбия» стартовал ровно спустя 20 лет после начала пилотируемой космонавтики — 12 апреля 1981 года.

СССР провёл первый и последний запуск многоразового корабля «Буран» в 1988 году; полёт был беспилотным, хотя «Буран» мог летать и в пилотируемом режиме.

Самая высокая орбита в 1374 км была достигнута при полёте американского корабля «Джемини-XI» в 1966 году.

Полёты кораблей «Спейс Шаттл» к орбитальному космическому телескопу «Хаббл» выполнялись по орбитам с высотой около 600 км.

Наиболее же часто пилотируемые полёты выполняются на высотах от 200 до 300 км, именно на таком удалении от Земли совершает свой полёт и современная Международная космическая станция.

Пилотируемые полёты за пределы земной орбиты выполнялись только астронавтами США по лунной пилотируемой космической программе «Аполлон». Первый полёт за пределы орбиты Земли выполнил в 1968 году экипаж космического корабля «Аполлон-8», совершивший облёт Луны.

Посадка на Луну и возвращение на Землю выполнялась 6 раз астронавтами из экипажей кораблей США «Аполлон-11—17» (за исключением «Аполлон-13») с 16 июля 1969 года. Американская лунная пилотируемая программа была свёрнута после декабря 1972 года. В те же времена т.н.

«лунной гонки» СССР много лет разрабатывал собственные лунно-облётную и лунно-посадочную пилотируемые космические программы, но, несмотря на полное выполнение в автоматическом режиме первой и высокую степень готовности второй, не завершил их.

Китайская Народная Республика стала третьей космической сверхдержавой 15 октября 2003, когда на космическом корабле «Шэньчжоу-5» начал успешный полёт первый тайконавт Ян Ливэй. Предыдущие программы Китая по созданию пилотируемых космических кораблей в 1970-х и 1980-х годах не были завершены.

В 1990-х—2000-х годах собственные программы пилотируемых космических полётов имели Европа (Европейское космическое агентство) и Япония.

Однако, создание и европейского («Гермес»), и японского (HOPE-X) многоразовых космических кораблей после нескольких лет разработки было отменено.

В Европе также рассматривались аванпроекты отдельных стран по созданию обычных пилотируемых космических кораблей и многоразовых пилотируемых транспортных космических систем следующего поколения (немецкий Зенгер-2, британский HOTOL и др.)

Начиная с 1978 года, на космических кораблях СССР, США, России выполняются полёты космонавтов и астронавтов из нескольких десятков других стран, в т.ч. частных космических туристов (см. Первые полёты космонавтов различных стран мира). Китай объявил, что в будущем также планирует предоставлять возможность запуска на своих кораблях тайконавтов других стран.

В мае 1996 года был объявлен конкурс Ansari X-Prize, по условиям которого 10 миллионов долларов могла получить любая частная компания, которая без государственной поддержки до конца 2004 года в течение двух недель дважды поднимет на высоту 100 км летательный аппарат с экипажем из трёх человек. Это подтолкнуло более 20 частных компаний и инициативных групп к созданию собственных вариантов средств доставки человека в околоземной космос. Поскольку разрабатываемым пилотируемым суборбитальным аппаратам не было необходимо достигать орбитальной скорости, они требовали, значительно меньшего количества топлива и оснащались более простой тепловой защитой, по сравнению с орбитальными космическими кораблями. Первый частный суборбитальный космический корабль 21 июня 2004 года компанией Scaled Composites.

Средства пилотируемых космических полётов

В настоящее время человечеством используются следующие космические корабли и орбитальные станции:

Помимо перечисленных космических аппаратов для полётов и проживания людей в космическом пространстве использовались:

  • Ракетные самолёты: «X-15» (США)
  • Пилотируемые космические корабли: «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ» (СССР), «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» (США)
  • Орбитальные станции: «Салют», «Алмаз» (СССР), «Мир» (СССР-Россия), «Скайлэб» (США)

Будущее пилотируемых космических полётов

Россия в настоящее время ведёт разработку многоцелевого пилотируемого космического корабля «Клипер» и объявила о пилотируемых полётах на Луну в будущем.

В США проектируется многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», призванный как заменить систему «Спейс Шаттл» на околоземных полётах, так и обеспечить пилотируемые полёты на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс в рамках амбициозной «программы Созвездие». Начало околоземных орбитальных полётов корабля «Орион» ожидается в 2013—2014 гг.

Китай объявил об обширной космической программе, включающей в ближайшем будущем — создание собственной пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — пилотируемые многоразовые транспортные космические системы следующего поколения и пилотирумые полёты к Луне.

Кроме США, России и Китая программы по самостоятельной пилотируемой космонавтике имеют и другие страны мира.

Европа (Европейское космическое агентство) разрабатывает как собственно европейский, так и совместный российско-европейский пилотируемые космические корабли для использования с 2018 года. В рамках обширной программы «Аврора» Европа планирует в кооперации с США и Россией или самостоятельно отправлять людей на Луну с 2025 года и затем на Марс после 2030 года.

Индия планирует стать следующей (4-ой) космической сверхдержавой и начать запуски собственного пилотируемого космического корабля с 2014—2015 гг, а в далёкой перспективе в сотрудничестве с Россией или даже самостоятельно — доставлять человека на Луну.

Япония продолжает исследования в области создания пилотируемых многоразовых транспортных космических систем и объявила о планах пилотируемых полётов к Луне после 2025 года.

Иран с 2005—2008 гг начал работы по созданию к 2020 г. собственного небольшого пилотируемого космического корабля и в перспективе — небольшой орбитальной станции.

  • Турция составила поэтапный план разворачивания собственной космонавтики, завершающийся созданием пилотируемого космического корабля после 2020 года.
  • Малайзия объявляла желание стать инициатором и координатором создания объединенной космической программы мусульманского мира, включая независимую пилотируемую космонавтику.
  • В рамках космического туризма компании Scaled Composites и несколько других продолжают разработку туристических суборбитальных и орбитальных космических кораблей и даже орбитальных станций с планами начала регулярной эксплуатации в ближайшем будущем.

Становление (и попытки) космических сверхдержав

Первые успешные полёты выделены жирным. Суборбитальные полёты выделены курсивом.

страна
космическое
агентство
национальный термин
первый запуск
дата
космический корабль
ракета-носитель
 СССР КБ Королева космонавт Юрий Гагарин 12 апреля 1961 Восток-1 Восток
 США NASA астронавт
(astronaut)
Alan Shepard 5 мая 1961 Меркурий-3 Редстоун
 США NASA астронавт
(astronaut)
Джон Гленн 20 февраля 1962 Меркурий-6 «Атлас D»
 Китай CNSA тайконавт
(yǔhángyuán,
hángtiānyuán)
(1973),
отменено
Шугуан Великий поход-2
 Китай CNSA тайконавт
(yǔhángyuán,
hángtiānyuán)
7 января 1979,
(неудачно) не подтверждено
(1981),
отменено
FSW Великий поход-2
 Европейский союз ESA астронавт
(astronaut)
(1999),
отменено
Гермес Ариан-5
 Ирак (2001),
отменено
Таммуз-2 или 3
 Япония JAXA учухикоши
(uchūhikōshi)
(2003),
отменено
HOPE-X  Китай CNSA тайконавт
(yǔhángyuán,
hángtiānyuán)
Ян Ливэй 15 октября 2003 Шэньчжоу-5 Великий поход-2F
 Румыния ARCASPACE astronaut
(astronauţ)
(…),
планируется
Stabilo-mission8 стратостат
 Индия ISRO гаганавт
(gaganaut,
antarikshanaut)
(2015),
планируется
GSLV-Mk III
 Европейский союз ESA астронавт
(astronaut)
(2018[1]),
планируется
CSTS (или ATV evolution) Ариан-5
 Иран ISA фазанавард
(faza navard)
(2021),
планируется
Шахаб-6 или 7
 Япония JAXA учухикоши
(uchūhikōshi)
(2025),
планируется
H-IIB
 КНДР КККТ (…),
планируется
 Турция TÜBİTAK астронот
(astronot),
гёкмен
(gökmen)
(…),
планируется
 Малайзия MNSA ангкасаван,
(angkasawan)
(…),
планируется

Космический полёт в литературе

См. также

Примечания

Литература

  • Космический полёт в литературе // Космонавтика : Маленькая энциклопедия ; Главный редактор В.П.Глушко. 2-е издание, дополнительное — Москва: «Советская энциклопедия», 1970 — C. 218-219
  • Шатров Альберт, «Вперед — в космос! (Из дневника космонавта)»: http://zhurnal.lib.ru/s/shatrow_a_r/vperedvkosmos.shtml Путин в космосе.

Wikimedia Foundation. 2010.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]