Статья 29. Денежные средства политической партии

Статья 29. Денежные средства политической партии

Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.

Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства.

Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу.

В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.

Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.

Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – государство оплачивает определенную сумму за каждый голос, отданный за партию на выборах;
  • пожертвования – их могут делать как граждане, так и организации;
  • вступительные и членские взносы;
  • доходы от мероприятий или предпринимательства;
  • гражданско-правовые сделки и другие источники.

Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму.

Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму.

Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.

Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование

2016-09-15T08:30:11+04:00

После того, как политическим партиям начали давать деньги напрямую из федерального бюджета — возник вопрос: а куда партии тратят все эти миллионы? Вопрос тем более интересен на самом кануне выборов. Согласно закону о политических партиях избирательные объединения, набравшие на последних федеральных выборах более 3% голосов, получают государственное финансирование. До 2015 году его объем рассчитывался из 55 рублей за голос одного избирателя, а начиная с 2015 году эта сумма удвоилась и теперь составляет 110 рублей за голос. Естественно, что именно «парламентские партии» были крайне заинтересованы в столь значительном увеличении потока средств, поступающих из федерального бюджета накануне старта избирательной кампании. Данное увеличение также коснулось партии «Яблоко», которая хоть и не является парламентской, но тоже получает государственное финансирование (не попала в парламент, но набрала больше 3%, что гарантирует бюджетные поступления).

Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».

Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников. За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.

Кому нужны эти членские взносы?!

Приходится сделать главный вывод: чем больше дает государство — тем меньше партии ищут поддержки у своих сторонников. Членские взносы практически перестали рассматриваться как значимый источник доходов. Сегодня крупнейшие партии в чистом виде не являются такими общественными объединениями, которые финансово зависят от собственных членов и сторонников, а малые партии, за исключением «Коммунистов России», вообще не взимают членские взносы. При этом значительная часть расходов «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», обеспеченная за счет российских налогоплательщиков, идет на зарплаты сотрудников аппаратов партий, аренду офисов и прочие административные расходы, а не на политическую работу, т.е. крупнейшие партии очевидным образом бюрократизируются. Среди партий «второго уровня» относительно сбалансированный подход к финансовой деятельности наблюдается только у «Родины» и «Патриотов России», которые занимаются как партийным строительством в регионах, так и агитационно-пропагандистской деятельностью, а также выделяют ресурсы на участие в выборах. К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.

Читайте также:  ИНН у ИП – сколько знаков - советы юриста

Кто скидывается на партии?

Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%. Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части. За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям. От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.  Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.

Куда тратят?

Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).

Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч.

расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.

Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах. Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах. Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов. Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России». Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.

Читайте также:  Статья 25. Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян

Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения.

ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность).

«Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности. 

PS После выборов партии также обязаны отчитаться о своих расходах — на компанию. Будем, что называется, посмотреть.

Статья 5.64 КОАП РФ. Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии

  • 1. Нарушение политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, либо представление этих сведений в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо представление заведомо недостоверных сведений —
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 3. Нарушение политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сводного финансового отчета политической партии, либо представление этого отчета в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо указание в этом отчете заведомо недостоверных сведений —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на политическую партию — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 4. Повторное в течение следующего отчетного периода, установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на политическую партию — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 5.64 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии.

Объектом правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи созданием, деятельностью политических партий в Российской Федерации.

Указанные отношения урегулированы, в частности, Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон N 95-ФЗ).

Согласно данному Закону политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ выражается в:

а) нарушении политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии (ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ);

б) представлении сведений о поступлении и расходовании средств политической партии в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы (ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ);

в) представлении заведомо недостоверных сведений о поступлении и расходовании средств политической партии (ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ);

г) повторном в течение года совершении вышеуказанных деяний (ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ);

д) нарушении политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сводного финансового отчета политической партии (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

Читайте также:  Статья 40. Учетно-отчетное время

е) представлении сводного финансового отчета политической партии в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

ж) представлении сводного финансового отчета политической партии с нарушением установленной формы (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

з) указании в отчете заведомо недостоверных сведений (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

и) повторном в течение следующего отчетного периода, установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях, совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.64 КоАП РФ).

  1. Пунктом 6 ст. 31 Закона N 95-ФЗ установлено, что движение денежных средств и иного имущества политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должно быть отражено в:
  2. а) сведениях о поступлении и расходовании средств политической партии;
  3. б) сводном финансовом отчете политической партии.

Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии — в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала (п. 3 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

  • Вышеуказанные сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны содержать информацию:
  • а) об источниках и размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения;
  • б) стоимости имущества, поступившего соответственно политической партии, ее региональному отделению, иному зарегистрированному структурному подразделению в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества;
  • в) расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии.

Информация (фамилия, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, где находится место жительства) о членах политической партии, уплативших вступительные и (или) членские взносы, размере данных взносов указывается в случаях, если совокупный размер вступительного и членских взносов или членских взносов одного члена партии в течение календарного года превышает размер, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны также содержать информацию о заключенных политической партией и ее региональными отделениями договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договоров, суммы основных обязательств (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательств, срока договоров, заложенного в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств, а также сведения об исполнении обязательств по таким договорам в отчетном периоде (п. 5.1 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период (п. 4 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

  1. Сводный финансовый отчет политической партии, указанный выше, должен содержать сведения:
  2. а) об источниках и размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетный период;
  3. б) расходовании этих средств;
  4. в) имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества;
  5. г) заключенных договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договоров, суммы основных обязательств (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательств, срока договоров, заложенных в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств, а также об исполнении обязательств в отчетном периоде.

При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на проведение своей избирательной кампании, учитываются отдельно.

Информация (фамилия, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, где находится место жительства) о жертвователях, внесших пожертвования, членах политической партии, уплативших вступительные и (или) членские взносы, размере данных пожертвований и взносов указывается в случаях, если сумма пожертвования, совокупный размер вступительного и членских взносов или членских взносов одного члена партии в течение календарного года превышают размер, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Перечень предусмотренных настоящим пунктом требований к сводному финансовому отчету является исчерпывающим (п. 6 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Постановлением ЦИК России от 16.03.2018 N 149/1251-7 утверждены формы:

  • а) Сводного финансового отчета политической партии в печатном виде;
  • б) Сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии в печатном виде;
  • в) Сводного финансового отчета политической партии в машиночитаемом виде;
  • г) Сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии в машиночитаемом виде.

Субъектами административного правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ являются должностные лица политических партий и сами партии, а по ч. 1 и ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ — также региональные отделения или иные зарегистрированные структурные подразделения политических партий.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.64 КоАП РФ, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины.

Ссылка на основную публикацию