Статья 29. Денежные средства политической партии

Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.

Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства.

Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу.

В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.

Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.

Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – государство оплачивает определенную сумму за каждый голос, отданный за партию на выборах;
  • пожертвования – их могут делать как граждане, так и организации;
  • вступительные и членские взносы;
  • доходы от мероприятий или предпринимательства;
  • гражданско-правовые сделки и другие источники.

Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму.

Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму.

Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.

Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование

2016-09-15T08:30:11+04:00

После того, как политическим партиям начали давать деньги напрямую из федерального бюджета — возник вопрос: а куда партии тратят все эти миллионы? Вопрос тем более интересен на самом кануне выборов. Согласно закону о политических партиях избирательные объединения, набравшие на последних федеральных выборах более 3% голосов, получают государственное финансирование. До 2015 году его объем рассчитывался из 55 рублей за голос одного избирателя, а начиная с 2015 году эта сумма удвоилась и теперь составляет 110 рублей за голос. Естественно, что именно «парламентские партии» были крайне заинтересованы в столь значительном увеличении потока средств, поступающих из федерального бюджета накануне старта избирательной кампании. Данное увеличение также коснулось партии «Яблоко», которая хоть и не является парламентской, но тоже получает государственное финансирование (не попала в парламент, но набрала больше 3%, что гарантирует бюджетные поступления).

Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».

Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников. За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.

Кому нужны эти членские взносы?!

Приходится сделать главный вывод: чем больше дает государство — тем меньше партии ищут поддержки у своих сторонников. Членские взносы практически перестали рассматриваться как значимый источник доходов. Сегодня крупнейшие партии в чистом виде не являются такими общественными объединениями, которые финансово зависят от собственных членов и сторонников, а малые партии, за исключением «Коммунистов России», вообще не взимают членские взносы. При этом значительная часть расходов «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», обеспеченная за счет российских налогоплательщиков, идет на зарплаты сотрудников аппаратов партий, аренду офисов и прочие административные расходы, а не на политическую работу, т.е. крупнейшие партии очевидным образом бюрократизируются. Среди партий «второго уровня» относительно сбалансированный подход к финансовой деятельности наблюдается только у «Родины» и «Патриотов России», которые занимаются как партийным строительством в регионах, так и агитационно-пропагандистской деятельностью, а также выделяют ресурсы на участие в выборах. К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.

Читайте также:  Статья 8. Ограничение оборота имущества единого хозяйствующего субъекта

Кто скидывается на партии?

Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%. Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части. За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям. От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.  Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.

Куда тратят?

Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).

Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч.

расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.

Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах. Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах. Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов. Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России». Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.

Читайте также:  Федеральный закон от 28.07.2004 n 88-фз "о внесении изменений в федеральный закон "о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения.

ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность).

«Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности. 

PS После выборов партии также обязаны отчитаться о своих расходах — на компанию. Будем, что называется, посмотреть.

Статья 5.64 КОАП РФ. Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии

  • 1. Нарушение политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, либо представление этих сведений в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо представление заведомо недостоверных сведений —
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 3. Нарушение политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сводного финансового отчета политической партии, либо представление этого отчета в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо указание в этом отчете заведомо недостоверных сведений —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на политическую партию — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 4. Повторное в течение следующего отчетного периода, установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на политическую партию — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 5.64 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии.

Объектом правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи созданием, деятельностью политических партий в Российской Федерации.

Указанные отношения урегулированы, в частности, Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон N 95-ФЗ).

Согласно данному Закону политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ выражается в:

а) нарушении политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии (ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ);

б) представлении сведений о поступлении и расходовании средств политической партии в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы (ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ);

в) представлении заведомо недостоверных сведений о поступлении и расходовании средств политической партии (ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ);

г) повторном в течение года совершении вышеуказанных деяний (ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ);

д) нарушении политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сводного финансового отчета политической партии (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

Читайте также:  Статья 39. реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

е) представлении сводного финансового отчета политической партии в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

ж) представлении сводного финансового отчета политической партии с нарушением установленной формы (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

з) указании в отчете заведомо недостоверных сведений (ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ);

и) повторном в течение следующего отчетного периода, установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях, совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.64 КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.64 КоАП РФ).

  1. Пунктом 6 ст. 31 Закона N 95-ФЗ установлено, что движение денежных средств и иного имущества политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должно быть отражено в:
  2. а) сведениях о поступлении и расходовании средств политической партии;
  3. б) сводном финансовом отчете политической партии.

Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии — в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала (п. 3 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

  • Вышеуказанные сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны содержать информацию:
  • а) об источниках и размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения;
  • б) стоимости имущества, поступившего соответственно политической партии, ее региональному отделению, иному зарегистрированному структурному подразделению в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества;
  • в) расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии.

Информация (фамилия, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, где находится место жительства) о членах политической партии, уплативших вступительные и (или) членские взносы, размере данных взносов указывается в случаях, если совокупный размер вступительного и членских взносов или членских взносов одного члена партии в течение календарного года превышает размер, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны также содержать информацию о заключенных политической партией и ее региональными отделениями договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договоров, суммы основных обязательств (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательств, срока договоров, заложенного в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств, а также сведения об исполнении обязательств по таким договорам в отчетном периоде (п. 5.1 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период (п. 4 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

  1. Сводный финансовый отчет политической партии, указанный выше, должен содержать сведения:
  2. а) об источниках и размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетный период;
  3. б) расходовании этих средств;
  4. в) имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества;
  5. г) заключенных договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договоров, суммы основных обязательств (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательств, срока договоров, заложенных в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств, а также об исполнении обязательств в отчетном периоде.

При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на проведение своей избирательной кампании, учитываются отдельно.

Информация (фамилия, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, где находится место жительства) о жертвователях, внесших пожертвования, членах политической партии, уплативших вступительные и (или) членские взносы, размере данных пожертвований и взносов указывается в случаях, если сумма пожертвования, совокупный размер вступительного и членских взносов или членских взносов одного члена партии в течение календарного года превышают размер, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Перечень предусмотренных настоящим пунктом требований к сводному финансовому отчету является исчерпывающим (п. 6 ст. 34 Закона N 95-ФЗ).

Постановлением ЦИК России от 16.03.2018 N 149/1251-7 утверждены формы:

  • а) Сводного финансового отчета политической партии в печатном виде;
  • б) Сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии в печатном виде;
  • в) Сводного финансового отчета политической партии в машиночитаемом виде;
  • г) Сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии в машиночитаемом виде.

Субъектами административного правонарушения по ст. 5.64 КоАП РФ являются должностные лица политических партий и сами партии, а по ч. 1 и ч. 2 ст. 5.64 КоАП РФ — также региональные отделения или иные зарегистрированные структурные подразделения политических партий.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.64 КоАП РФ, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]