Статья 2. Порядок формирования списков народных заседателей

Адвокат Антонов А.П.

Под отбором присяжных заседателей понимается деятельность аппарата судьи, председательствующего по делу, и стороны обвинения и защиты по формированию коллегии присяжных заседателей.

Данная деятельность делится на три этапа и регламентируется ст. 326 УПК РФ, ст. 4 Закона о присяжных заседателях, а также ч. 8 Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 15.12.2004 N 161.

Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет каждые 4 года общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» — далее ФЗ № 113). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 113). Число граждан, включенных в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, не может быть более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в общий список (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 113).

1 этап. Он включает в себя подготовительные действия суда по формированию коллегии присяжных заседателей. Этот этап включает в себя совокупность следующих действий:

  1. определение количества кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание из основного и запасного списков на предварительном слушании (их должно быть не менее 14 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде) (ч. 4 ст. 325 УПК РФ);
  2. составление основного и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели по данному уголовному делу секретарем или помощником председательствующего по делу судьи (ч. 1 ст. 326 УПК РФ). Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й;
  3. проверка секретарем судебного заседания или помощником судьи кандидатов в присяжные заседатели на предмет соответствия их требованиям ст. ст. 3, 7 и 10 Закона о присяжных заседателях (ч. 2 ст. 326 УПК РФ);
  4. вручение кандидатам в присяжные заседатели извещений с указанием даты и времени явки в суд (ч. 6 ст. 326 УПК РФ);
  5. вручение сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели в подготовительной части судебного заседания (ч. 4 ст. 327 УПК РФ).

2 этап. Данный этап называется формированием коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ). Он состоит из следующих процессуальных действий:

  1. разъяснение председательствующим вопросов об особенностях рассматриваемого дела и особенностях участия при его рассмотрении присяжных заседателей, обязанностей отвечать правдиво на поставленные вопросы;
  2. ответы на вопросы председательствующего кандидатами в присяжные заседатели;
  3. разрешение ходатайств кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участвовать в судебном заседании либо об отводах;
  4. вопросы сторон кандидатам в присяжные заседатели и заявление сторонами мотивированных отводов;
  5. заявление сторонами немотивированных отводов;
  6. составление списка присяжных заседателей, входящих в основной и дополнительный состав;
  7. выбор старшины присяжных основным составом коллегии (ст. 331 УПК РФ).

Кроме того, в данный этап также входит рассмотрение председательствующим ходатайства о тенденциозности состава коллегии, если таковое будет заявлено сторонами. В п.

16 Постановления Пленума ВС РФ N 23 указывается, что под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей необходимо понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия, вследствие особенностей этого дела, не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов).

3 этап. Это этап вступления присяжных заседателей в свои полномочия, который состоит из принятия ими присяги и разъяснения председательствующим их прав и обязанностей. Лишь кандидат, который принял присягу, становится присяжным заседателем (ст. 332 УПК РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Как формируется коллегия присяжных заседателей ?

Необходимо отметить, что вынесение вердикта по уголовному делу напрямую зависит от того, кто именно входит в состав коллегии присяжных заседателей, которые, в свою очередь, должны отбираться из числа рядовых граждан, не имеющих профессиональных познаний в области материального и процессуального права.

Требования к кандидатам в присяжные заседатели

Законодательство РФ предусматривает немалое количество условий-требований к кандидатам.

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» фиксирует перечень условий, обладая хотя бы одним из которых, лицо не может попасть в список присяжных.

В статье 3 вышеназванного закона говорится, что присяжными заседателями не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

От рассмотрение конкретного уголовного дела из списка присяжных заседателей могут исключаться также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Формирование коллегии начинается с составления общего списка кандидатов. Суд определяет количество присяжных заседателей, которое ему потребуется для рассмотрения конкретного уголовного дела. Кандидатов отбирают методом случайной выборки. Такие списки составляются один раз в четыре года.

Этапы формирования коллегии присяжных заседателей

Из общего списка, опять-таки методом случайной выборки, отбираются кандидаты в присяжные заседатели в количестве, указанном в постановлении суда. Составляется предварительный список.

Каждый кандидат имеет право на самоотвод, при этом ему необходимо указать на наличие уважительной причины.

Такими причинами могут выступать: достижение гражданином возраста 65 лет; физические либо психические недостатки, подтвержденные медицинскими справками, не позволяющие лицу исполнять обязанности присяжного заседателя; профессиональная принадлежность кандидата в присяжные заседатели, предусмотренная законодательством (например, судья, работник прокуратуры, следователь, адвокат, нотариус и др.).

Стороны, если посчитают кандидата не в состоянии дать объективную оценку сложившейся ситуации, могут применять мотивированные отводы.

Государственный обвинитель, обвиняемый и его защитник также имеют право на вынесение немотивированных отводов.

Данное право признается за ними, если в предварительном списке после самоотводов и мотивированных отводов остается 18 или более кандидатов в коллегию присяжных заседателей.

Процедура формирования коллегии присяжных заседателей завершается тем, что секретарь судебного заседания либо помощник судьи составляют список оставшихся кандидатов, сохраняя их последовательность из предварительного списка.

Те 14 кандидатов, что находятся в самом начале списка должны быть занесены в протокол судебного заседания.

12 из них как раз и будут являться коллегией присяжных заседателей, а оставшиеся 2 последних – запасные присяжные заседатели.

Каждому следует помнить, что участие граждан в отправлении правосудия — это их право, а не обязанность. В силу этого, никого заставлять участвовать в судебном заседании в качестве присяжного заседателя нельзя. В этом постулате закреплена определенная гарантия прав обвиняемого.

Человек, по доброй воле являющийся присяжным заседателем, будет принимать взвешенные и обдуманные решения, и, наоборот, если человек не захочет становиться присяжным, но его всего равно включают в состав коллегии, то и решение он может принять, не вкладывая в него здравый смысл.

Безусловно, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации содержит детально разработанный алгоритм формирования коллегии присяжных заседателей, а также четкие критерии и обстоятельства отбора кандидатов путем случайной выборки из всех граждан, которые в силу закона подпадают под категорию потенциальных присяжных заседателей.

И если Вас отберут в коллегию присяжных заседателей, то принимайте решение по совести.

Вс разъяснил порядок формирования списков кандидатов в присяжные

13 февраля Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О применении судами некоторых положений Федерального закона “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”».

 Как ранее сообщала «АГ», документ целиком посвящен разъяснению применения норм, регулирующих порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, с учетом вступающих летом 2018 г.

в силу изменений законодательства о суде присяжных.

В постановлении разъясняется, на основании каких документов составляются основной и запасной списки кандидатов в присяжные, когда именно они должны быть составлены и утверждены, на какой срок сохраняются полномочия кандидатов в присяжные, а также порядок информирования судами органов исполнительной власти субъекта РФ о количестве кандидатов в присяжные заседатели.

Указано, что списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее 1 мая 2018 г.

Стоит отметить, что первоначально этот пункт разъяснений содержал уточнение, что полномочия граждан, ранее включенных в списки кандидатов, сохраняются до составления новых списков или до окончания рассмотрения уголовных дел, в которых эти граждане уже участвуют как присяжные.

Ранее член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, судья в отставке Сергей Пашин отмечал в комментарии «АГ», что таким образом Верховный Суд присваивает себе полномочия, на которые права не имеет, а именно – дисквалифицировать сотни тысяч наших сограждан, внесенных в списки кандидатов в присяжные: «На каком основании они лишаются права быть присяжными до истечения четырехлетнего срока? Ниоткуда не следует, что они войдут в новые списки», – отмечал он.

Соответствующие замечания СПЧ направил в Верховный Суд. В результате в конечной редакции текста п. 2 постановления указано, что граждане, включенные ранее в списки кандидатов в присяжные заседатели, не утрачивают полномочия немедленно по составлении новых списков, а сохраняют право войти в состав коллегий присяжных заседателей вплоть до 1 июня 2018 г.

Тем не менее, как уточнил Сергей Пашин, это привело к тому, что в мае 2018 г. искусственно создается конкуренция списков кандидатов – старых и новых.

«Верховный Суд не разъясняет, каким образом проводить отбор присяжных заседателей с помощью компьютерных систем: из старых списков, новых списков, обоих списков одновременно.

Читайте также:  Статья 12. несменяемость судьи

Технически пользование двумя базами данных требует наладки программ и совмещения списков (чтобы, например, один и тот же человек не был отобран дважды)», – заметил судья в отставке.

В постановлении разъяснен порядок действий в случае, если численность населения муниципальных образований, на которые распространяется юрисдикция районного суда, недостаточна для формирования списков кандидатов.

Указано, что в такой ситуации списки должны формироваться из жителей муниципальных образований, находящихся на территории судебного округа, специально сформированного главой субъекта РФ по представлению председателя высшего суда этого субъекта.

При этом входящие в такой округ муниципальные образования, как уточняет Верховный Суд, могут не граничить друг с другом.

Данный пункт в изначальной редакции содержал уточнение, согласно которому при образовании такого специального округа должны быть обеспечены условия для своевременной явки кандидатов в присяжные по вызову в суд и надлежащего исполнения ими своих обязанностей, связанных, в частности, с транспортной доступностью.

Федеральная палата адвокатов в своем отзыве (имеется в распоряжении «АГ») на проект постановления, направленном в ВС РФ, отмечала, что обеспечение транспортной доступности не относится к полномочиям, реализуемых именно судами, а потому такое разъяснение не должно содержаться в тексте постановления Пленума.

Сергей Пашин, отмечая устранение такой дискриминационной нормы, тем не менее указал, что Пленум Верховного Суда в своем постановлении фактически добавил новую норму к положениям закона, позволяющую включать в округа, из которых население будет отбираться в качестве кандидатов в присяжные районных судов, те муниципальные образования, которые не имеют общих границ. «Отсутствие четких критериев объединения в округа различных муниципальных образований чревато произволом. Не сказано даже, что все образования, находящиеся в пределах юрисдикции районного суда, обязательно включаются в состав округа», – подчеркнул член СПЧ. Кроме того, ранее он отмечал, что таким образом нарушается принцип, согласно которому дело рассматривается по месту совершения преступления (Постановление КС РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П).

Впрочем, советник ФПА РФ, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА, эксперт в области суда присяжных Сергей Насонов, комментируя «АГ» данное разъяснение Пленума, называл его заслуживающим положительной оценки.

«Законодатель решил проблему малонаселенных и труднодоступных районов, указав в Законе о суде присяжных, что в такой ситуации может быть создан округ, включающий в себя несколько районов, и в нем будет определен один районный суд, который будет рассматривать дела с участием присяжных.

Иными словами, будет найдено место в оптимальной транспортной доступности ко всем поселениям, где и будет находиться этот суд.

Вряд ли можно считать, что эти округа будут формироваться “произвольно” и произойдет вторжение в компетенцию законодателя, поскольку порядок их образования урегулирован федеральным законом и законодатель выбрал в этом законе именно такой способ определения территории юрисдикции этого суда.

Пленум разъясняет, что когда создается такой округ, то в него могут входить муниципальные образования, которые не граничат друг с другом территориально. Я считаю, что ничего плохого в такой гибкости нет, так как возможны ситуации, когда округ включает в себя два муниципальных образования, между которыми из-за сложной географии нет общих границ», – отмечал Сергей Насонов.

Эксперт пояснил, что Закон о присяжных указывает, что при создании подобных округов коллегия присяжных заседателей будет сформирована из граждан, постоянно проживающих на территории муниципальных образований, входящих в округ, в том числе и того, где было совершено преступление, то есть противоречия с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П, не возникнет.

  • Также в постановлении указано, что если на территории муниципального образования действует несколько районных судов, то тогда списки составляются для каждого суда отдельно, причем в них включаются только граждане, постоянно проживающие в той части образования, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда.
  • На случай если территориально районный суд находится в одном месте, а его юрисдикция распространяется на другое место, например района, граничащего с городом, как разъясняет ВС, списки кандидатов должны формироваться именно из жителей муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция этого суда.
  • А в случае если юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, предлагается, чтобы списки кандидатов составлялись в каждом из муниципальных образований из граждан, постоянно проживающих в этих образованиях (или частях этих образований), охватываемых территорией юрисдикции районного суда.
  • Данные разъяснения фактически остались неизменными, претерпев лишь редакционную правку.

Вс рф объяснил как составлять списки потенциальных присяжных

МОСКВА, 13 фев — РАПСИ. Списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть готовы не позднее 1 мая этого года, говорится в проекте пленума Верховного суда (ВС) РФ.

С 1 июня 2018 года институт присяжных заседателей будет введён на уровне районных и гарнизонных военных судов. Коллегии в этих судах будут состоять из шести человек. Они смогут рассматривать дела по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях, но по которым в виде наказания не может быть назначено пожизненное лишение свободы.

  • Поправки в закон внесли по инициативе президента РФ Владимира Путина, который ранее заявил, что «необходимо расширить сферу деятельности судов с участием присяжных до уровня районных судов» и предоставить возможность «как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия».
  • Пленум Верховного суда РФ во вторник обсудил проект постановления, который объясняет нюансы составления списков потенциальных участников коллегий присяжных.
  • Состав списка
  • Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта, округа или окружного (флотского) военного суда и нижестоящих гарнизонных военных судов, не исключаются из списков в присяжные заседатели муниципальных образований.
  • «С учетом этого суд при отборе кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела и при составлении предварительного списка должен обеспечить неукоснительное соблюдение требований части 3 статьи 326 УПК РФ, исходя из которых одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней», — напоминает ВС РФ.
  • Сроки списков
  • Каждые четыре года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют списки, в том числе запасные, кандидатов в присяжные заседатели и направляют их в районные суды, а также в высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, говорится в документе.
  • ВС отмечает, что списки потенциальных «народных судей» муниципальных образований должны быть готовы не позднее 1 мая этого года.
  • «Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидато в присяжные заседатели субъекта РФ, для окружного (флотского) военного суда сохраняют свои полномочия до 1 июня 2018 года, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения таких дел», — поясняется в проекте пленума.
  • В дальнейшем председатели судов обязаны не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов из списка вносить в высший исполнительный орган своего субъекта представления о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы судов всех уровней этого региона, указывает ВС.
  • Территория списков
  • В случаях, когда численность населения муниципальных образований недостаточна для формирования списков председатель суда просит местные власти образовать округ из нескольких муниципальных образований, территории которых могут не иметь общих границ, поясняется в проекте пленума.

«Судам следует иметь в виду, что уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются непосредственно в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований. Утверждение списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований высшим исполнительным органом субъекта не требуется», — указывается в документе.

В нем уточняется, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого действует несколько районных судов, составляет списки возможных участников коллегий для каждого районного суда отдельно. При этом в каждый такой список включаются только граждане, постоянно проживающие на той части территории муниципального образования, на которую распространяется юрисдикция соответствующего районного суда.

Если же юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, то список кандидатов направляется в районный суд главой каждого образования, а запасной — главой того муниципального образования, на территории которого постоянно находится данный суд. В такой список входят только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения районного суда.

В тех случаях, когда районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого, список кандидатов составляется исполнительно-распорядительным органом того муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция районного суда.

Помощники Фемиды: по какому принципу с этого года отбирают народных заседателей

На 25-й сессии Минского городского Совета депутатов были утверждены новые списки народных заседателей. Они сформированы в соответствии с изменениями в действующем законодательстве. По какому принципу теперь отбирают этих помощников Фемиды — разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

По букве закона

Институт народных заседателей в нашей республике существует более полувека — с 1961 года. Независимая демократическая Беларусь сохранила эту практику советского суда, усовершенствовав ее.

— Одна из ветвей государственной власти — судебная, соответственно, граждане, участвуя в осуществлении правосудия, реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством, — поясняет заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь кандидат юридических наук Максим Мисько. — Функционирование института народных заседателей на протяжении ряда лет доказало его эффективность в обеспечении прав и интересов как обвиняемых, так и потерпевших. Вершить правосудие непросто, даже если занимаешься этим всю жизнь, но еще сложнее, если ты далек от юриспруденции. Тем не менее право судить предоставлено законодательством лицам, не являющимся профессиональными юристами, которые оценивают ситуацию по-житейски, вольны в проявлении эмоций, что уравновешивает сугубо правовой взгляд на проблему со стороны профессионального служителя Фемиды.

Читайте также:  Глава II. Полномочия органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Правовой статус народных заседателей регламентируется Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, которым определены требования, предъявляемые к народным заседателям, порядок формирования и утверждения их списков, порядок их привлечения к участию в рассмотрении дел в суде, регламентированы вопросы освобождения народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу, а также прекращения полномочий. В январе 2017 года в этот законодательный акт внесены дополнения и изменения. А в июне Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 485, которым утвердил Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в народные заседатели и о порядке и сроках формирования списков народных заседателей.

Ставка на опыт и мудрость

При сохранении высокого уровня требований, предъявляемых к народным заседателям, существенно изменены подходы к формированию и утверждению их списков.

— Ранее исполкомы подбирали кандидатов на основании списков граждан, которые имеют право участвовать в выборах и референдумах, — отмечает Максим Мисько. — Осуществлялось это путем случайной выборки, в том числе с помощью программно-технических средств.

Теперь кандидатуры народных заседателей также могут предложить трудовые коллективы и общественные объединения. Процедура отбора довольно серьезная. Выбирают мудрых, опытных и уважаемых людей, с мнением которых коллеги считаются, приходят к ним за советом в различных жизненных ситуациях.

Ведь народные заседатели рассматривают уголовные дела по особо тяжким преступлениям или совершенным несовершеннолетними.

Психологическая нагрузка, ответственность огромная, ведь надо вникнуть в суть дела и принять судьбоносное решение.

Строгий отбор

Администрациям районов Минска поручили осуществить подбор кандидатов, составить и представить на утверждение списки народных заседателей в соответствии с требованиями закона. Эта очень важная и кропотливая работа заняла почти три месяца.

— Для того чтобы кандидат соответствовал требованиям законодательства, соответствующие запросы сделали в наркологический и психоневрологический диспансеры, суды, РУВД, — уточняет начальник главного управления юстиции Мингорисполкома Игорь Плышевский.

 — Затем список народных заседателей по Минскому городскому суду направили в Республиканскую коллегию адвокатов и прокуратуру Минска, которые имеют право исключить до 25 % претендентов, не подходящих по тем или иным параметрам.

В итоге из 1 050 человек в нем остались 545.

В целом же по Минску подобрали 5 810 кандидатов в народные заседатели, из них для 9 районных судов — 4 760. Согласно нормам, на одного судью должно приходиться не менее 35 народных заседателей.

После всех проверок в списке кандидатов для районных судов остались 4 515 человек. Например, для суда Заводского района утвержден список из 623 народных заседателей. А больше всего подобрано для судов Фрунзенского (706 человек) и Московского (676) районов.

В списке народных заседателей представлены люди различных профессий, существенную часть составляют работники системы образования, здравоохранения, юристы, экономисты, есть также инженеры, специалисты сферы ЖКХ. Включены как работающие граждане, так и пенсионеры.

— На заседании комиссии мы рассмотрели списки народных заседателей, — рассказал председатель Постоянной комиссии Мингорсовета мандатной, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям Георгий Атаманов. — Выбраны действительно люди с большим житейским опытом, которые будут участвовать в рассмотрении наиболее сложных уголовных дел. Замечаний по спискам у депутатов не было. Все требования закона соблюдены.

Утвержденные Мингорсоветом списки народных заседателей направят в суды. Их фамилии разместят на информационных стендах в зданиях суда. Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги. Срок их полномочий — 5 лет.

По закону народного заседателя могут привлекать к работе в суде на срок не более 21 дня в году, но если судебное разбирательство затянется, то придется задержаться до вынесения приговора. За каждый день нахождения в суде платят сумму в размере его среднего ежедневного заработка.

Мнение практика

Институт народных заседателей выполняет важную социальную миссию — связь суда и общества, считает председатель суда Московского района Татьяна Фальковская:

— Судьи в Республике Беларусь назначаются Указом Президента, а народные заседатели избираются в трудовых коллективах, которые выдвигают достойных кандидатов.

Если сравнивать суд присяжных и институт народных заседателей, то я поддерживаю последний.

Опыт соседних стран показывает неэффективность суда присяжных, так как нередко решение по делу принимается на эмоциях, при этом не учитываются факты произошедших событий, имеющие значение по делу.

Народные заседатели вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы участникам процесса, а в случае несогласия с принимаемым решением изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу. И такие случаи в практике судов имели место. По своему опыту могу сказать, что зачастую наиболее активно участвуют в судебных процессах народные заседатели из числа юристов.

Таким образом, институт народных заседателей позволяет более профессионально разобраться в ситуации, помогает повысить доверие общества к судам.

В настоящее время в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь народных заседателей привлекают только к рассмотрению особой категории уголовных дел. Речь идет о преступлениях, санкции которых предусматривают наказание сроком свыше 10 лет лишения свободы или смертную казнь, а также о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Обычно в рассмотрении участвуют два народных заседателя, если дело объемное, с множеством эпизодов, то предусмотрен и третий — на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, например тяжелой болезни одного из заседателей.

Справочно

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками. Причем включить человека в такой список можно только с его письменного согласия.

Народными заседателями не могут быть лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, сотрудники органов государственной безопасности, внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.

Если по первым трем категориям понятно, почему граждане не могут быть народными заседателями, то установление ограничений для депутатов, руководящих работников и других должностных лиц прежде всего продиктовано той должностью, в том числе выборной, которую занимает гражданин, и связано с необходимостью воспрепятствовать нарушению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Запрет, касающийся священнослужителей, обусловлен тайной исповеди и невозможностью ее разглашения.

Фото из архива агентства «Минск-Новости» и Интернета

Новые правила формирования корпуса народных заседателей: независимость суда под вопросом

2
апреля в Палату представителей был внесен
проект Закона
Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики
Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства» (законопроект),
фактически завершивший имплементацию реформы отечественной судебной системы,
предусмотренной Декретом № 6 от 29.11.2013 г. Законопроект, представляющий
собой в большей части новую редакцию Кодекса о судоустройстве и статусе судей,
помимо любопытных 
изменений в сфере
косвенного доступа к конституционному правосудию, закрепляет новые правила
формирования корпуса народных заседателей.

Народный заседатель или Суд присяжных

Необходимость
существования института народных заседателей (кивалы согласно советскому юридическому жаргону) для цели осуществления
правосудия– сама по себе достаточно спорна и неоднозначна. К примеру, в
Российской Федерации федеральный закон от 2 января 2000
г.

N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в
Российской Федерации» хотя формально и остается в силе, но не применяется в
виду принятия в 2001 г. федеральных законов о введении  в действие УПК и ГПК, исключивших участие
народных заседателей в уголовном и гражданском процессе с 2004 и 2003 года,
соответственно.

Отсутствие народных заседателей в России, очевидно, в полной
мере компенсировано судом присяжных.

В
Беларуси же, закрепление такой общегражданской повинности, как суд присяжных,
хоть и предусматривалось Концепцией судебно-правовой реформы 1992 г., но дальше
упоминания ее в позже отмененной ст. 8 Закона о судоустройстве и статусе судей
1995 г., не пошло.

Результат рассмотрения вопроса внедрения суда присяжных, как
это было предусмотрено Посланием о перспективах развития системы судов общей
юрисдикции Республики Беларусь, также неизвестен.

Впрочем, вчитываясь в
отдельные положения законопроекта в части формирования списка народных
заседателей, складывается впечатление, что эти новации и есть результат поиска
компромисса между нежеланием создать полноценный суд присяжных и желанием
повысить эффективность участия населения в отправлении правосудия.

Суть новаций

Правовое
регулирование статуса народного заседателя в новой редакции Кодекса о
судоустройстве практически не претерпевает каких-либо изменений, за исключением
правил формирования и утверждения списков народных заседателей (ст. 115 Кодекса
в новой редакции).

IСовету Министров
предстоит утвердить правила
предварительного отбора кандидатов в народные заседатели
, осуществляемого,
как и прежде, соответствующими исполнительными комитетами.

1.1. При этом законопроектом
предусматривается право 1) общественных
объединений и 2) трудовых коллективов предлагать
кандидатов в народные заседатели
. Данная норма отчасти напоминает ст. 12
Закона БССР от 26.11.1981 г.

«О выборах районных (городских) народных судов
БССР», наделявшего организации КПСС, профсоюзы, ВЛКСМ, собрания военнослужащих
по воинской части, кооперативные и другие общественные организации и трудовые
коллективы правом выдвижения кандидатов в народные заседатели.

С тем отличием,
что народных судей и народных заседателей БССР, в конечном счете, выбирали сами
граждане на собраниях по месту их жительства или работы.

Следует
отметить, что исходя из строгого толкования термина «общественное объединение»,
к нему нельзя отнести политические партии, профессиональные союзы, религиозные
организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные
объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные
общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается
соответствующими законодательными актами (ст. 1 Закона об общественных
объединениях).

Очевидно,
что в законодательстве следует предусмотреть обязательную гласность процесса
предварительного отбора кандидатов в народные заседатели, с тем, чтобы общественные
объединения и трудовые коллективы могли своевременно предложить своих
кандидатов в народные заседатели.

1.2. 

Порядок формирования списков народных заседателей — FINDOUT.SU

Форми­рование общего списка народных заседателей районного суда осуществляется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей того района, на территории которого распространяется юрисдикция данного районного суда.

Читайте также:  Статья 88. Переходные положения

Общее число народных заседателей для включения в список опре­деляется из расчета 156 заседателей на одного судью данного районного суда. Список утверждает законодательный (представительный) орган субъекта РФ и направляет его в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий ранее действовавших заседателей.

В случае необходимости может быть составлен в таком же порядке дополнительный список народных заседателей районного суда.

  • Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий и дополнительный списки, — пять лет.
  • Органы исполнительной власти всех уровней — федеральные субъектов РФ, местные — обязаны направлять представительному органу местного самоуправления всю необходимую информацию для составления списков народных заседателей.
  • Общие списки народных заседателей районного суда используются всеми федеральными судами общей юрисдикции для отбора их к участию в рассмотрении судебных дел.
  • Отбор народных заседателей для районного, областного и равно ему суда, а также гарнизонных и окружных (флотских) военных судов производит председатель соответствующего суда путем случайной выборки из общего списка народных заседателей районного суда, а председатели судов среднего звена — из общих списков народны заседателей районов, расположенных на территории соответствующе субъекта РФ.
  • Отбор народных заседателей Верховного Суда РФ осуществляют в таком же порядке председатели судебных коллегий Верховного Суда.
  • Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей суде по конкретному делу производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей, ранее отобранных председателями судов для работы в этих судах (в Верховном Суде — отобранных председателями судебных коллегий).
  • Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязан­ностей в районном суде на срок 14 дней, а если время рассмотрения дела превышает этот срок — на срок рассмотрения данного дела.
  • В федеральных судах общей юрисдикции среднего звена, в том числе во всех военных судах, народные заседатели призываются на срок рассмотрения конкретного дела.
  • Во всех случаях каждый народный заседатель может быть призван для исполнения своих обязанностей не чаще одного раза в год.
  • Правовой статус народных заседателей, исполняющих свои обя­занности в суде, характеризуется тем, что при рассмотрении судебных дел или выполнении иных своих функций в суде они наделены соответ­ствующими полномочиями.

«Народные заседатели при осуществлении правосудия, — указано в ст. 15 УПК, — пользуются всеми правами судьи. Народные заседатели пользуются равными правами с председательствующим в судебном за­седании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора».

Аналогичное положение содержится в ст. 6 ГПК.

  1. В отличие от присяжных заседателей, которые выносят свой вер­дикт только по вопросам фактического плана — виновен ли подсуди­мый в совершении преступления — народные заседатели полномочны наравне с судьей-профессионалом решать все без исключения вопросы, в том числе юридические, при рассмотрении и разрешении дел.
  2. Гарантии независимости и неприкосновенности народных
  3. Заседателей

При участии в осуществлении правосудия народные заседате­ли независимы и подчиняются только закону.

В период осуществления народными заседателями правосудия на них распространяются, как и на профессиональных судей, гарантии независимости и неприкосно­венности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, ФКЗоСС (ст. 11-16), ЗоСС (ст.

9, 10, 16), ФЗоНЗ (ст. 12). Воздействие на народных заседателей при осуществлении правосудия в какой бы то ни было форме влечет уголовную ответственность (ст. 294-298 УК).

Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осу­ществления им правосудия может быть возбуждено только Генераль­ным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности. Он может быть заключен под стражу в период осуществления им правосу­дия только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполня­ющего его обязанности, либо по решению суда.

В период осуществления народным заседателем правосудия он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Кроме того, для народных заседателей предусмотрены и меры мате­риального обеспечения.

Так, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, которое не облагается подоходным налогом.

При этом за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по ocуществлению правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также предусмотренные законодательством гарантии и льготы.

Также предусмотрено возмещение ему соответствующие судом командировочных расходов в порядке и размерах, уставленных для судей. Причем время исполнения народным заседателем своих обя­занностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

 Законом РФ от 16 июня 1993 г. «О внесении изменений и допол­нений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в судах общей юрисдикции в РФ введен институт присяжных заседателей. При этом действие данного института распространено лишь в отдельных крае­вых, областных судах.

Статус присяжных заседателей определяется правилами составле­ния списков присяжных заседателей, порядком и сроками призыва присяжных заседателей к исполнению своих обязанностей в суд; гарантиями независимости и неприкосновенности присяжного заседателя (ст. 80 — 88 ЗоС).

Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дел (ст. 80 ЗоС).

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, дей­ствующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда.

В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области.

В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном цент­ре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной адми­нистрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей опре­деляется главой краевой, областной администрации.

Председатель соответствующего суда не позднее чем за три месяца до начала года вносит главе краевой, областной администрации пред­ставление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нор­мальной работы краевого, областного суда.

В соответствии с этим представлением председателя суда краевая, областная администрация устанавливает число присяжных заседате­лей, подлежащих включению в списки от соответствующего района или города.

Общие списки присяжных заседателей составляются рай­онными, городскими администрациями отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей последних выбо­ров или референдума методом случайной выборки установленного числа присяжных заседателей.

Не допускаются какие-либо ограниче­ния на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависи­мости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объ­единениям и движениям, пола и вероисповедания.

Не подлежат включению в списки присяжных заседателей лица, не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом недееспо­собными или ограниченные судом в дееспособности, а также не вклю­ченные в списки избирателей на последних выборах (референдуме).

В этой связи закон предусматривает обязанность граждан и долж­ностных лиц, государственных органов, а также предприятий, учрежде­ний и организаций представлять по запросу районной, городской, краевой, областной администрации необходимую информацию для со­ставления списков присяжных заседателей. За непредставление инфор­мации и за представление неверной информации они несут ответственность, предусмотренную законодательством об администра­тивных правонарушениях (ст. 1657 КоАП).

  • Однако из списков присяжных заседателей по их письменному за­явлению могут быть исключены:
  • 1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводст­во в данной местности;
  • 2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
  • 3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;
  • 4) престарелые, достигшие возраста 70 лет;
  • 5) руководители и заместители руководителей органов представи­тельной и исполнительной власти;
  • 6) военнослужащие;
  • 7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему или оперативному составу opгaнов внутренних дел и государственной безопасности;
  • 8) священнослужители.

Об окончании работы по составлению общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население через средства массовой информации и в течение двух недель после это допускает всех желающих к ознакомлению с ними, а также рассматривает поступающие в этой связи заявления граждан о внесении исправлений или уточнений в них, включении либо исключении из списков. О результатах рассмотрения поступивших заявлений в течение пяти дней принимается решение, которое может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации и скрепленные печатью представляются главе краевой, областной администрации, которая на основании этих списков составляет общие списки присяжных заседателей края, области.

Одновременно с составлением указанных общих списков присяж­ных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей. Этот список также подписывается главой администрации и скрепляется печатью.

Общие и запасной списки присяжных заседателей не позднее чем за две недели до их направления в суд публикуются в краевой, областной печати для сведения граждан.

После этого составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд.

При этом все измене­ния, внесенные в списки присяжных заседателей, также должна направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

При необходимости в целях обеспечения нормальной деятельности суда председатель краевого, областного суда вправе обратиться с представлением к краевой, областной администрации о составлении новых либо дополнительных списков присяжных заседателей.

Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в спис­ки присяжных заседателей, в том числе включая в них и тех, кто был отобран дополнительно в связи с представлением председателя краево­го, областного суда.

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]