Статья 88. Переходные положения

Наш читатель поделился обширной формулировкой ответа на незаконное требование налоговиков по пункту 3 статьи 88 НК. Причем, ситуация подтверждена судебной практикой в пользу налогоплательщика.

Поделились в «Красном уголке бухгалтера», подписчик Вячеслав Василевский.

«Неправомерное требование о предоставлении пояснений, в котором помимо пояснений налоговый орган требует у налогоплательщика документы».

Статья 88. Переходные положения

Ответ приводят текстом, чтоб удобнее было копировать.

«В ответ на требование №__ о предоставлении пояснений от 22.09.2020г., сообщаем, что (пояснения).

Относительно предоставления истребуемых налоговым органом документов, послуживших основанием предоставления уточненной налоговой декларации на уменьшение налоговых обязательств по предоставлению налоговой декларации по НДС, сообщаем следующее.

П.п. 10,11 п.1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право:

  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что право налогового органа на истребование (на получение) от налогоплательщика документов (информации, объяснений и т.п.

), которому корреспондирует обязанность налогоплательщика совершить соответствующие действия и предоставить документы (информацию, объяснения и т.п.

), может быть реализовано только строго по тем основаниям, в том порядке и в тех пределах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

П. 3 ст. 88 НК РФ, указанный налоговым органом в качестве основания истребования документов, не содержит нормы, указывающей на обязанность налогоплательщика предоставлять по требованию о предоставлении пояснений какие-либо документы.

Согласно п.4 ст.88 НК РФ, налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок, противоречий, то есть выполняющий свою обязанность, корреспондирующую праву налогового органа, закрепленному в абз. 1 п.3 ст.

88 НК РФ, истребовать только пояснения, дополнительно, по своему желанию, имеет право представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), однако обязанность предоставлять какие-либо документы по требованию о предоставлении пояснений на налогоплательщика не возлагается.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в деле №А36-2872/2020».

Вот что пишут в х:

«В требовании предоставить все по операциям, послужившим основанием для уточнения. Это хоть объяснимо. У нас же такие формулировки: ОСВ по всем счетам, карточки по всем счетам, все договора, все платежки, все акты сверок и с покупателями и с поставщиками за период. А перечень организаций из книги продаж и книги покупок. Такой же запрос по встречке по контрагентам».

Еще пишут:

«Всё верно. По ст. 88.3 в лес их. Но они могут прислать по ст. 90 уже. Это те, которые поумнее и понаглее».

И еще:

«Хороший ответ, по-крайней мере позволяет получить больше времени для сбора документов, перед тем, как пришлют по ст. 93».

Ст 88 ТК РФ с ми и изменениями на 2020-2021 год

  • При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
  • (в ред. Федерального закона

от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено.

Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности).

Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

(в ред. Федерального закона

от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;

(в ред. Федерального закона

от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  1. разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  2. не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  3. передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
  4. (в ред. Федерального закона

от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Что относится к персональным данным?

Представление о персональных данных человека и основные правила работы с ними содержатся в законе РФ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Любые сведения, относящиеся к конкретному лицу, являются его персональными данными, на получение и использование которых необходимо получить согласие этого лица.

Чаще всего персональные данные оказываются нужны работодателю, и обычно при трудоустройстве берутся у работника сведения, подтверждаемые:

  • паспортом или иным удостоверением личности;
  • трудовой книжкой;
  • свидетельством ПФР;
  • документами об обучении;
  • документами воинского учета;
  • дополнительными справками, удостоверяющими какие-либо необходимые для трудоустройства обстоятельства.

Получивший персональную информацию работодатель не только собирает и обрабатывает ее в пределах своего подразделения (службы персонала), но и передает в другие подразделения (бухгалтерию, юридическую службу), а также третьим лицам (ПФР, ФСС, ИФНС, банкам, органам внутренних дел, судам).

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования: 1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; 2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим и иными федеральными законами; 3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение; 4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами; 5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами; 6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения; 7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области; 9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны; 10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

Какие требования содержатся в ст. 88 ТК РФ?

Ст. 88 ТК РФ, констатируя необходимость передачи персональных данных третьим лицам, устанавливает правила, с соблюдением которых она должна осуществляться работодателем:

  • такая передача возможна при наличии письменного согласия работника, если только ситуация не требует такой информации в связи с угрозой его жизни или здоровью или если иное не предусмотрено законодательно;
  • запрещается сбор информации о состоянии здоровья работника, за исключением той, которая необходима для оценки пригодности работника к выполнению его должностных обязанностей;
  • доступ к персональным сведениям о человеке может иметь ограниченное число сотрудников работодателя, при этом каждый из них должен использовать только те сведения, которые ему необходимы для работы;
  • правила обмена информацией между подразделениями работодателя следует закрепить во внутреннем нормативном акте, ознакомив с ними всех работников под расписку;

О составлении такого документа читайте в статье «Положение о персональных данных работников — образец-2015».

  • при всех процедурах, связанных с персональной информацией, должен соблюдаться режим максимальной конфиденциальности, независимо от того, на каком этапе это происходит: при сборе данных, передаче подразделениям работодателя или третьим лицам;
  • представителям работников персональная информация предоставляется в минимально необходимом для обозначенных целей объеме;
  • передав сведения третьему лицу, работодатель обязан предупредить его об ограниченном применении этих сведений (только в тех целях, для которых они переданы) и проконтролировать соблюдение этого условия.
Читайте также:  Статья 22. Язык

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ТК РФ

  • Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Кроме того, заявитель оспаривает конституционность части второй статьи 55 ГПК Российской Федерации, согласно которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
  • Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.
  • Кроме того, заявитель оспаривает конституционность части второй статьи 55 ГПК Российской Федерации, согласно которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.).

База частично открыта, больше в нерабочее время.

Для сохранения режима конфиденциальности в отношении персональных работников работодатель обязан определить перечень лиц, которые в силу заключенного с ними трудового договора и возложенных на них трудовых обязанностей имеют право работать с персональными данными работников.

Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Перевод на другую работу в случае, если работник не соответствует занимаемой должности (ст. 81 ТК РФ). В ситуации, когда работник не прошел в установленном ТК РФ порядке аттестацию, следует попробовать перевести его на другую, более простую работу с соответствующим изменением договора.

В соответствии с Законом о воинской обязанности воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, которые вправе запрашивать у работодателей сведения, содержащие персональные данные лиц, подлежащих воинскому учету.

Наша цель — помочь гражданам лучше ориентироваться в правовом поле и реально оценивать текущую жизненную обстановку.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Вопрос оценки ситуации как угрожающей жизни и здоровью работника относится к компетенции работодателя.

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Михаила Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Глава 50. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ (в ред.

Заперта на передачу ПД работников законодательство не устанавливает, предусмотрены только ограничения. В частности, работодателю нельзя передавать и раскрывать ПД сотрудников 3-м лицам без разрешения самих работников (ст 88 ТК РФ ст 7 закона 152 ФЗ). В случае возникновения претензий доказывать наличие согласия обязан будет именно работодатель.

Как и когда оформить согласие работника на работу с его данными?

Подавляющее большинство действий, осуществляемых работодателем с персональными сведениями о человеке, требует наличия письменного согласия работника (п. 1 ст. 9 закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Такое согласие обычно берут уже в момент оформления на работу, учитывая, что сбор персональных данных начинается непосредственно с момента трудоустройства.

Оно считается добровольным и допускает возможность отзыва его работником.

Установленной формы у этого документа нет, но есть перечень обязательной информации (п. 4 ст. 9 закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ), которая должна присутствовать в нем:

  • сведения о лице, дающем разрешение (Ф. И. О., данные паспорта);
  • информация о собирателе (получателе) персональных данных (наименование или Ф.И.О., адрес);
  • цель, с которой работник дает разрешение на сбор и обработку данных;
  • реестр сведений, подлежащих обработке;
  • способы осуществления обработки, в т. ч. информация об ином лице, привлекаемом к этой процедуре, если присутствует намерение привлечения;
  • срок, устанавливаемый для действия согласия, и способ его отзыва;
  • личная подпись лица, от имени которого оформляется разрешение.

Когда работник является несовершеннолетним, соответствующее согласие оформляется лицом, имеющим право на законное представление его интересов (родителем, опекуном, усыновителем). Обязательная для этого документа информация при этом пополняется сведениями о законном представителе несовершеннолетнего (Ф.И.О., данные паспорта) и пояснениями о том, как эти 2 лица взаимосвязаны.

Подробнее об оформлении этих документов читайте в материалах:

  • «Согласие на обработку персональных данных — бланк 2015»;
  • «Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего — образец».

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ТК РФ

Согласно комментируемой статье лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Следовательно, в каждой организации необходимо принять положение о конфиденциальности персональных данных.

https://www.youtube.com/watch?v=uT2FaSJLZMs\u0026list=PLoOUI8Ot3eDeESXym890atKu3YiXFRCUL

Работодатель вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ (ст 88 ТК РФ).

Несчастный случай на производстве обязывает работодателя: при необходимости доставить пострадавшего в медицинскую организацию; немедленно проинформировать органы и организации, указанные в ТК (см. ст. 228), других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ; родственников пострадавшего при тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом (ст. 228 ТК).

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

ТК ТС. Для ее расчета может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов). Соответственно, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Когда не требуется согласовывать с работником передачу данных о нем?

Существуют ситуации, когда персональные сведения о работнике передаются третьим лицам вне зависимости от того, есть его согласие на это или нет. Это делается по запросам:

Статья 88 Конституции РФ

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к Статье 88 Конституции РФ

Чрезвычайное положение упоминается в ч. 1 и 2 ст. 56, ст. 88, ч. 5 ст. 102 Конституции. Комментируемая статья определяет полномочие главы государства на введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, т.е.

установление особого правового режима функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности общественных объединений, отдельных ограничений прав и свобод граждан.

Этот режим существенно отличается от того, который установлен Конституцией и законами, рассчитанными на нормальное функционирование государственных и общественных институтов.

Указанное полномочие естественным образом проистекает из основополагающего принципа первичности государства как политической формы существования многонационального народа России по отношению к Конституции, которая оформляет эту политическую интеграцию, а на главу государства (и иные органы государственной власти Российской Федерации) возлагает обязанности по ее гарантированию (см. комментарии к преамбуле, ст. 1, 4, 65-67 и др.).

Но это только один аспект целевого назначения комментируемой нормы. Ее гарантии распространяются также на такой неотъемлемый компонент демократической правовой государственности, как права человека, защита которых возложена на государство.

Именно на это ориентирует ч. 1 ст.

56, указывая на то, что чрезвычайное положение вводится для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, следовательно, его введение преследует две главные цели — гарантирование безопасности граждан как условия беспрепятственного пользования правами и свободами и гарантирование незыблемости принципов конституционного строя России как демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, как оно закреплено Конституцией.

В связи с этим ушел в прошлое установленный Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г.

, особый порядок введения чрезвычайного положения на территории республик в составе Российской Федерации: «В случае, если чрезвычайное положение вводится на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики» (ст. 4). Комментируемая статья, как и другие положения Конституции, не требует для введения чрезвычайного положения предварительного или последующего согласия органов государственной власти субъектов Федерации, включая республики. Это означает, что коллизия между указанным договором и Конституцией разрешается в соответствии с правилом ч. 3 п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции: действуют положения Конституции.

Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории РФ или в отдельных ее местностях (на территории или части территории субъекта Федерации, территориях нескольких субъектов РФ, территории, входящей в несколько субъектов РФ).

С учетом экстраординарности этой меры и ее возможных последствий комментируемая статья ограничивает пределы усмотрения главы государства в реализации предусмотренного ею полномочия: она накладывает на Федеральное Собрание обязанность принять федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении, в котором должны быть предусмотрены фактические основания (обстоятельства) и процедура (порядок) введения чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56).

Читайте также:  Федеральный закон от 07.08.2001 N 114-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан"

Одновременно предусматривается обращенное к главе государства императивное требование незамедлительно сообщать о введении чрезвычайного положения Совету Федерации и Государственной Думе.

При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Госдуме имеет скорее информационное значение, то такое сообщение Совету Федерации влечет за собой существенные правовые последствия, ибо согласно п. «в» ст. 102 Конституции к ведению именно Совета Федерации относится утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения.

Отказ Совета Федерации утвердить указ главы государства о введении чрезвычайного положения означает, что такой указ приходит в противоречие с Конституцией, следовательно, реализация предусмотренных в нем мер чрезвычайного характера далее недопустима.

Этим институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения отличается от института контрассигнации, предусматриваемого конституциями некоторых государств и заключающегося в том, что действительность акта главы государства ставится в зависимость от его предварительного подписания председателем правительства или компетентным министром.

Что же касается комментируемой статьи, то по ее буквальному смыслу чрезвычайное положение вводит именно Президент. Вступление указа главы государства о введении чрезвычайного положения в силу не обусловлено его утверждением Советом Федерации; речь идет лишь о незамедлительном сообщении о введении чрезвычайного положения Совету Федерации и Государственной Думе.

Отказ Совета Федерации утвердить указ Президента о введении чрезвычайного положения также не влечет автоматического прекращения его действия. Однако противоречие такого указа Конституции в силу ч. 1 и 2 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции (см.

комментарий к ним), во-первых, обязывает всех участников конституционно-правовых отношений воздерживаться от соблюдения, исполнения или применения его положений, во-вторых, накладывает на самого Президента обязанность отменить данный акт. В частности, Совет Федерации постановлением от 7 февраля 1995 г. не утвердил Указ Президента РФ от 4 февраля 1995 г.

«О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики». Президент в связи с этим признал данный Указ утратившим силу.

Таким образом, институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения ставит главу государства в определенную зависимость от Совета Федерации.

Она заключается в том, что решение Президента о введении чрезвычайного положения, в том числе в части, касающейся обстоятельств, послуживших основанием и обоснованием необходимости его введения, границ территории, на которой вводится чрезвычайное положение, срок его действия и т.д.

, должно соответствовать воле Совета Федерации, который не может быть распущен и, следовательно, его согласие или несогласие с главой государства не обусловлено угрозой роспуска.

Отказывая в утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации берет на себя политическую ответственность за обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя, гарантированию которых служит введение чрезвычайного положения.

Однако Конституция не определяет ни субъектов этой ответственности, ни ее форм.

Этим предопределяется значение взаимной лояльности главы государства и Совета Федерации, согласованности их позиций и взаимодействия как условия стабильности конституционного строя и гарантированности федерального стандарта прав человека и гражданина.

Закон о ЧП в развитие конституционных норм устанавливает, что чрезвычайное положение вводится Президентом лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Законом учтены требования международных договоров РФ, в частности предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах 1996 г.

, который допускает определенные отступления от принятых на себя обязательств во время чрезвычайного положения в государстве, при котором «жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется» (ст. 4).

Закон определяет основные юридические параметры этого режима, его цели, устанавливает меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, указывает на органы особого управления, силы и средства обеспечения режима чрезвычайного положения, предусматривает гарантии прав граждан и меры ответственности в условиях чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56). В нем детально изложены полномочия Президента по объявлению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом.

  • В указе Президента о введении чрезвычайного положения, как это установлено в ст. 5 Закона о ЧП, должны быть определены:
  • а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
  • Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию; он должен содержать обоснование необходимости установления режима чрезвычайного положения и отвечать всем иным требованиям, установленным Законом о ЧП.
  • Глава государства управомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы СМИ и др.
  • Президент назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

Указом главы государства о введении чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы государственного управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, а также предусматривается временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции.

В связи с этим существенное значение имеет учет требований ст.

4 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

При этом любое участвующее в указанном Пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в нем, через Генерального секретаря ООН о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению.

Кроме того, должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда государство прекращает такое отступление. Одновременно Пакт устанавливает, что ни при каких условиях государства — участники Пакта не могут отступать от своих обязательств по ст. 6, 7, п. 1 и 2 ст. 8, ст.

11, 15, 16 и 18 названного акта.

С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения.

При этом Конституция предусматривает важную гарантию сохранения в условиях чрезвычайного положения народного представительства и нормального течения законодательного процесса: в период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного (или военного) положения не может быть распущена Государственная Дума (см. комментарий к ст. 109).

Статья 88 Конституции России

Текст Ст. 88 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

Читайте также:  Статья 11. Права и обязанности страховщиков

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к Ст. 88 Конституции Российской Федерации

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(444) регулирует основания и процедуру введения чрезвычайного положения, а также его правовой режим.

  • В указе должны быть определены:
  • а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  1. г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  2. д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  3. е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  4. ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
  5. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
  6. а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  7. б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По сравнению с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении»*(445) в новом Законе в понятие «чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера» добавлены следующие положения: попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межконфессиональные и региональные конфликты. В Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» уточнено и понятие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

  • Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
  • В соответствии с Регламентом Совета Федерации вопрос об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа.

Статья 88. Передача персональных данных работника

  • При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
  • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

  1. осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
  2. разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  3. не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  4. передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Комментарий к ст. 88 TК РФ

При передаче персональных данных работника с соблюдением установленных в настоящей статье требований относительно круга лиц, условий и порядка передачи им сведений о работнике работодатель должен учитывать также положения и иных федеральных законов, предусматривающих специальные правила о конфиденциальности некоторых сведений с учетом их особого правового режима.

Судебная практика по статье 88 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2011 N 16-Впр11-3

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 21, частью 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.

N 2202-1, статьей 1, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, пунктом 6 части 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ, статьей 3 Федерального закона «О персональных данных» N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г.

, статьями 86, 88 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что предоставление персональных данных сотрудников таможенных органов по запросу прокурора, а также предоставление прокурору для ознакомления личных дел сотрудников таможни без их согласия, законом не предусмотрено.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1793-О

СТАТЬЯМИ 88 И 89 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 55 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И.

Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г.

Ярославцева,

Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2690-О

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.Ю.

Целуковский просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац седьмой статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому при передаче персональных данных работника работодатель не должен запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года»

Разрешая спор, суд исходил из того, что предоставление указанной информации возможно лишь в случае нарушения работодателем условий коллективных договоров, соглашений, в то время как доказательств, подтверждающих нарушения работодателем условий коллективных договоров, соглашений профсоюзной организацией не представлено. При этом суд, сославшись на ст.

88 ТК РФ, регламентирующую порядок передачи работодателем персональных данных работника, указал, что запрашиваемая информация относится к персональным данным работников и ее передача работодателем возможна только при наличии угрозы жизни или здоровью работников либо с их письменного согласия, которое не было получено.

Кроме того, не все работники филиала, данные о которых запрашивались, являются членами указанного профсоюза.

Решение Верховного Суда РФ от 24.03.2015 N АКПИ15-272

Работодатель в силу статьи 88 ТК РФ может разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной нормы.

Ссылка на основную публикацию