Статья 2. государственные и муниципальные ценные бумаги. эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

К категории государственных,
относят все ценные бумаги эмитированные
государственными структурами. Все
бумаги данного типа являются долговыми,
то есть, выпускаются с целью займа
средств у инвесторов (в том числе и у
рядового населения страны).

Денежные
средства занимаемые таким образом, идут
на государственные нужды (покрытие
долговых обязательств, устранение
дефицита бюджета и т.п.

), на осуществление
разного рода социальных проектов, на
развитие инфраструктуры городов (в
случае с муниципальными облигациями).

А кроме этого, вот
перечень основных вопросов, решению
которых может способствовать выпуск
государственных ценных бумаг (ГЦБ):

  1. Возможность регулирования денежной массы находящейся в обращении;
  2. Регулирование уровня инфляции в стране;
  3. Возможность оказания влияния на текущий курс национальной валюты;
  4. Переброска капитала между различными сегментами рынка.

Виды государственных ценных бумаг и преимущества инвестирования в них

В настоящее время
существует два основных вида бумаг
данного типа:

  1. Облигации;
  2. Казначейские векселя.

В России, в настоящее
время, в ходу лишь облигации. К их основным
видам относятся федеральные, региональные
и муниципальные облигации с различными
сроками погашения.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

Основными преимуществами
ГЦБ для инвестора являются:

  1. Повышенная надёжность. Если сравнивать инвестиции в государственные облигации с любыми другими формами размещения денежных средств, то они, как правило, окажутся на порядок надёжнее. Эта надёжность является следствием того, что причиной невыполнения обязательств по ним, может быть разве что дефолт. Ну а вероятность банкротства любого другого эмитента (в пределах одной страны) всегда гораздо выше, чем вероятность дефолта экономики страны в целом;
  2. Налоговые преференции. Дело в том, что ставка налога на купонный доход получаемый по государственным облигациям относительно мала, а зачастую вообще равна нулю. Поэтому, вкладывая деньги в государственные ценные бумаги можно обзавестись источником дохода не облагаемого налогами.

Классификация ГЦБ

По уровню эмитента, все
ГЦБ можно разделить на три основных
вида:

  1. Бумаги выпускаемые непосредственно от имени государства. В нашей стране их эмитентом является Минфин РФ. Ярким примером таких бумаг являются облигации федерального займа (ОФЗ);
  2. Бумаги выпускаемые отдельными регионами страны и способствующие пополнению региональных бюджетов. Это, так называемые, региональные облигации;
  3. Ну и самый низший уровень, на котором возможен выпуск государственных ценных бумаг, это — администрация отдельного города или населённого пункта. Эти бумаги носят название муниципальных облигаций и созданы они для привлечения денежных средств в городской бюджет. Расходуются они на текущие городские нужды, развитие инфраструктуры, разного рода проекты социальной направленности.

Все долговые ценные
бумаги выпускаемые государством,
относятся к категории срочных, то есть,
все они имеют определённый конечный
срок своего существования. В зависимости
от этого срока, их можно подразделить
на:

  1. Краткосрочные.
    Погашение таких бумаг обычно происходит
    в течении одного года с момента их
    выпуска;
  2. Среднесрочные. Такие
    бумаги подлежат исполнению в сроки от
    одного года до пяти лет;
  3. Долгосрочные. Эти
    бумаги могут существовать от пяти лет
    и более.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

В зависимости от того,
на каких рынках выпускаются бумаги и
от того, могут ли они свободно переходить
из рук в руки (посредством сделок
купли-продажи), все ГЦБ можно классифицировать
следующим образом:

  1. Рыночные. К ним
    относятся ГЦБ свободно обращающиеся
    на рынке, купить и продать которые может
    каждый желающий;
  2. Нерыночные. Такие
    бумаги реализуются только один раз
    своим первичным владельцам, после этого
    они не могут быть перепроданы кому-либо
    и находятся в одних руках вплоть до
    наступления срока своего погашения;
  3. Целевого размещения.
    Эти бумаги реализуются только среди
    определённого, установленного правилами,
    круга лиц. Их можно перепродавать, но
    только лицам из обозначенного круга.

Получать доход от
владения ГЦБ тоже можно по разному (в
зависимости от той формы, которая была
установлена при выпуске соответствующих
бумаг):

  1. Можно получать его в виде фиксированного процента, установленного в момент эмиссии ценных бумаг;
  2. А можно и по плавающей процентной ставке, это когда процент привязывается к какой либо другой величине (к темпу инфляции или к межбанковской ставке LIBOR например);
  3. Можно получать доход в виде дисконта. Это когда изначально, облигации реализуются по цене ниже своего номинала (как раз на величину дисконта), а их погашение происходит уже по номиналу. Соответственно, чем ближе момент погашения, тем ближе их цена к номинальной;
  4. Существует ещё такая категория государственных облигаций, выплата дохода по которым осуществляется посредством выигрыша. Эта категория именуется — облигации выигрышного займа.

Кроме этого, выплата
дохода по ГЦБ, может осуществляться
посредством комбинации нескольких
перечисленных выше способов.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг Зависимость полной текущей годовой доходности облигации (купон + изменение цены к погашению) от дюрации облигации

В настоящее время
возможен выпуск государственных ценных
бумаг как на бумаге, так и в электронном
виде. В зависимости от этого их можно
подразделить на:

  1. Документарные ГЦБ.
    Выпускаются в классическом своём виде,
    на специальной бумаге снабжённой всеми
    необходимыми степенями защиты;
  2. Бездокументарные
    ГЦБ. Выпускаются в электронном виде и
    существуют исключительно в форме
    записей в компьютеризированных реестрах.
    Эти записи, как и записи в обычных
    реестрах, отражают все обязательные
    реквизиты ценной бумаги (серию, номер,
    даты выпуска и погашения, имя текущего
    владельца и т.п.).

Наконец, в зависимости
от рынка сбыта, государственные облигации
делятся на:

  1. Обычные. Предназначенные для инвесторов на внутрироссийском рынке;
  2. Еврооблигации. Номинированные в иностранной валюте и предназначенные для сбыта зарубежным инвесторам.

Государственные ценные
бумаги в России

Государственные
облигации выпускались ещё в дореволюционной
России. Заёмные средства шли на развитие
промышленности и торговли, на строительство
железных дорог и другие насущные
государственные нужды.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

Существовали даже
аналоги современных еврооблигаций.
Так, например, на фондовом рынке Франции
были представлены бумаги Российской
империи номинированные во франках. Они
имели хождение с 1880 года вплоть до того,
как в 1917 году (когда на смену царской
власти пришло правительство большевиков)
не превратились из ценных бумаг в
красивые фантики.

Интересен тот факт, что
после развала СССР и очередной смены
государственного строя, новое правительство
страны взяло на себя обязательство по
выплате этих долгов.

Номинал одной такой
облигации составлял 500 золотых франков,
а всего за период с 1880 по 1917 их было
выпущено порядка тридцати миллионов
штук.

В 1996 году, в переводе на современные
деньги их общая стоимость (включая
набежавшие проценты) оценивалась в
сорок миллиардов долларов.

Правительство Виктора
Черномырдина договорилось о снижении
суммы выплат в 100 раз — с сорока миллиардов
до четырёхсот миллионов долларов.
Выплаты должны были производиться
равными долями в течении четырёх лет.
Достоверной информацией о том выплатили
ли в итоге всю сумму долга, у меня нет.
Если вы в курсе дела, то можете отписаться
в х.

Возникшая в 1917 году
молодая советская республика естественно
тоже нуждалась в деньгах, а потому
наркому финансов в срочном порядке было
поручено разработать порядок эмиссии
новых облигаций страны.

Большинство
облигаций были внутреннего займа, то
есть они распространялись среди населения
страны.

Ну и, естественно, все они без
исключения относились к государственным
ценным бумагам (другого варианта при
административно-командной экономике
советского типа просто быть не могло).

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

Существовали такие
основные их виды как:

  • Займы для развития
    и восстановления народного хозяйства
    страны;
  • Военные займы (в
    период ВОВ 1941-45 гг);
  • Выигрышные займы
    облигаций.

В современной России
(после 1991 года) выпускался целый спектр
ГЦБ. Среди них были и пресловутые ваучеры,
и ГКО, и золотые сертификаты. Названия
многих из этих бумаг стали нарицательными:

Ваучер (приватизационный
чек)
— официально предназначался для
того, чтобы справедливо разделить все
активы огромной страны среди её населения
в период перехода к рыночной экономике.

Но почему-то в итоге для одних (сейчас
они живут в Лондоне или ещё где-нибудь
подальше от родной страны так щедро
одарившей их своими благами) получилось
справедливее чем для других (остального
населения России).

ГКО — изначально
выпускались с исключительно благими
намерениями (обеспечить поддержку
экономики страны в столь трудные для
неё годы), но в итоге стали ещё одним
инструментом для околпачивания широких
масс населения.

Они выпускались в 90-х
годах прошлого столетия (вполне в духе
того времени) и служили весьма удобным
средством поступления средств в бюджет
страны.

В то время, в России были жуткие
темпы инфляции и доходность ГКО должна
была им соответствовать (слегка перекрывая
их, дабы обеспечить определённую
доходность и создать спрос).

В итоге получилось так,
что инфляция в итоге снизилась и
стабилизировалась на уровне около 20%
(1996 год), а процент по ГКО так и остался
очень высоким (до 250%).

К 1998 году сложилась
такая ситуация, что доля всех выпущенных
бумаг по своей стоимости превышала
половину бюджета страны.

Естественно,
что выполнить взятые на себя обязательства,
государство попросту не сумело и пришлось
объявить дефолт.

Выпускались также и
другие типы государственных ценных
бумаг:

Читайте также:  Статья 9.1. Особенности пересечения Государственной границы на море

Казначейские
обязательства
— применялись, в
основном, для взаимозачёта между
государством и предприятиями.

В 1994 году
долги по госзакупкам перед различными
предприятиями страны достигли критической
отметки и нужно было как-то расплачиваться.

Прибегать к новой эмиссии денег не стали
дабы не подстегнуть и без того бушующую
инфляцию, а вместо этого выпустили
казначейские обязательства. Ими и
расплатились по долгам с предприятиями,
а тем, в свою очередь разрешили уплачивать
ими налоги.

Золотые сертификаты
— использовались для покрытия бюджетных
расходов страны в период с 1993 по 1994 годы.

Бумаги были обеспечены золотом и номинал
каждой из них соответствовал 10 килограммам
этого благородного металла.

Доходность
по ним исчислялась относительно ставки
LIBOR (+0,75%),
а погасить их можно было
наличными (в российских рублях),
российскими ценными бумагами или
слитками золота.

Облигации
внутреннего государственного валютного
займа (ОВГВЗ)
— были
номинированы в долларах США и выпускались
в счёт долгов ВЭБ с 1993 года. Были выпущены
транши облигаций с различными сроками
погашения (от одного года до пятнадцати
лет).

Облигации
государственного сберегательного займа
(ОГСЗ)
— позволяли
получать по ним доход выше чем по другим
ценным бумагам выпущенным государством.
Выпускались с 1995 по 1998 годы в документарной
форме на предъявителя. Доход по ним
выплачивался Сбербанком в конце каждого
очередного квартала и не облагался
никакими налогами.

В настоящее
время, из государственных ценных бумаг
в нашей стране выпускаются только лишь
облигации.

Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:

Государственные ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что он обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.

Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач: — покрытие дефицита государственного бюджета; — покрытие кассовых разрывов в бюджете; — обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами; — воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы; — привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов; — привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам; — финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти; — поддержка социально значимых учреждений и организаций;

— инвестиции в государственные ценные бумаги являются формой сбережений средств граждан и организаций, а также получения ими дохода.

  • Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.
  • Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год.

Кассовый разрыв (временный дефицит бюджета) возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.

Государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государственные ценные бумаги классифицируют по следующим признакам: — по характеру обращения; — по срокам обращения; — по видам эмитентов; — по видам доходов; — по формам существования;

— по видам инвесторов.

По характеру обращения различают: рыночные облигации, нерыночные облигации и облигации целевого размещения. Рыночные облигации обращаются на рыночных условиях. Они могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев. Нерыночные облигации не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению.

Облигации целевого размещения размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.

  1. По срокам обращения принято выделять: — краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года; — среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5 лет;
  2. — долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 5 лет.
  3. По виду эмитента различают: федеральные государственные ценные бумаги, бумаги субъектов РФ и муниципальные.

Федеральные государственные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации. Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.

По видам доходов различают: — процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е.

неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой); — индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции; — дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации; — выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

  • — комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
  • По формам существования различают: бумажные и безбумажные.
  • По видам инвесторов различают: государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация — это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем.

Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент.

Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником).

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы. Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

Казначейские обязательства (КО) – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.

Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам «Депо» в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет «Депо» их владельцев.

Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906. На сегодняшний день выпуск КО приостановлен.

  1. Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.
  2. Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения: — свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные сертификаты);
  3. — вид облигаций государственных займов.
  4. Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.
  5. На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг: — облигации Российского внутреннего выигрышного займа; — приватизационные чеки (ваучеры); — государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); — облигации федерального займа; — облигации сберегательного займа; — казначейские обязательства; — облигации внутреннего валютного займа: — государственные долгосрочные облигации;
  6. — золотые сертификаты.
Читайте также:  Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок государственных ценных бумаг – это особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг, которые считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений.

Рынок государственных ценных бумаг – это совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, и отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

На первичном рынке обеспечивается размещение облигаций и акций различных компаний и предприятий, облигаций валютного государственного займа, ценных бумаг краткосрочного действия, а также выпускаемых банками всевозможных сертификатов и векселей.

Вторичный рынок является внебиржевым, образуется за счет торговли ценными бумагами посредством личных контактов, а также телефонов или компьютерных коммуникаций (интернета). В настоящее время практически все финансовые организации работают через посредников или напрямую на вторичном рынке ценных государственных бумаг.

Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими особенностями, которые препятствуют его развитию: 1. Низкая доля частных инвесторов. 2. Падение доверия населения к государству и к частным финансовым институтам как результат кризиса, шоковой терапии и дефолта. 3.

Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года. Растет количество спекулятивных операций и снижается финансовая поддержка реальных секторов экономики. 4. Низкая доходность ГЦБ.

Более привлекательными для мелких инвесторов остаются ценные бумаги паевых инвестиционных фондов и преуспевающих акционерных обществ, годовая доходность по которым превышает 20%; 5. Недостаточность на фондовом рынке специальных финансовых инструментов, ориентированных на частных инвесторов. 6.

Отсутствием единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания. 7. Отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ, что препятствует использованию свободных финансовых ресурсов территорий. 8.

Дифференциация налогообложения ГЦБ в зависимости от вида, что приводит к необходимости его унификации.

  • Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка государственных ценных бумаг в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами.
  • В качестве важнейших перспектив рынка государственных ценных бумаг следует рассматривать следующие направления: — улучшение законодательства в сфере ГЦБ и контроль за его выполнением; — внедрение мировых стандартов в организацию рынка; — повышение требований к информационной обеспеченности инвесторов; — создание инфраструктурных систем, ориентированных на население; — повышение роли государства на фондовом рынке;
  • — активизация использования первичных дилеров.

Объем рынка государственных облигаций в течение первых двух кварталов 2015 года вырос на 29,8% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 4798 млрд рублей по номиналу. На организованном рынке в настоящее время представлено 39 выпусков государственных облигаций. Объем сделок с ними на фондовом рынке группы «Московская биржа» по-прежнему падает.

За первое полугодие 2015 года объем вторичных торгов (без учета сделок РЕПО) снизился до 1419 млрд рублей (на 30,0% меньше, чем годом ранее).

Как следствие, уменьшается и коэффициент оборачиваемости: если во втором квартале 2014 года он составлял 23,3%, то по итогам второго квартала 2015 года опустился до 17,5%.

Тем не менее сектор государственных облигаций на внутреннем долговом рынке по коэффициенту оборачиваемости остается наиболее ликвидным.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций пребывает в стагнации. Объем выпусков этих облигаций составляет 531 млрд рублей при объеме биржевых торгов (без размещений новых выпусков и сделок РЕПО) 141 млрд руб. Это самый неликвидный сектор внутреннего долгового рынка, коэффициент оборачиваемости которого во втором квартале 2015 года составил 14,2%, что соответствует данным годом ранее.

Государственные ценные бумаги имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами: — самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;

— льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Контроль над деятельностью всех участников рынка государственных ценных бумаг осуществляется специально созданной Федеральной комиссией (ФКЦБ). В свою очередь регламентирует деятельность данной комиссии Федеральный закон РФ. ФКЦБ — орган коллегиальный, в состав которого обязательно входит Экспертный совет.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

  • Акции
  • Вексель
  • Облигации
  • Опцион
  • Фьючерс
  • Чек

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

Использование материала страницы допустимо только с письменного разрешения автора с обязательной прямой ссылкой на сайт mir-fin.ru.

Государственные ценные бумаги

12.02.2020 1 427 0 Время на чтение: 10 мин. Рейтинг: Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

В этой статье речь пойдет про государственные ценные бумаги. Ознакомившись с ней, вы узнаете, какие ценные бумаги может эмитировать государство, для чего оно это делает, как осуществляется выпуск государственных ценных бумаг, каковы их виды, преимущества и недостатки для частного инвестора. Итак, обо всем по порядку.

Зачем государству ценные бумаги?

В любом государстве есть различные организации, отвечающие за его финансовую систему: Министерство финансов, Центральный банк, Государственное казначейство и т.д. В их распоряжении находится ряд финансовых инструментов, при помощи которых они могут оказывать влияние на те или иные финансовые процессы в стране. Одним из таких инструментов и являются государственные ценные бумаги.

Все ценные бумаги, выпускаемые государством, носят характер долговых расписок, то есть, выпускаются с целью привлечения дополнительных средств, которые могут быть использованы, допустим, для покрытия бюджетного дефицита или финансирования каких-то определенных государственных проектов, в том числе, социальных, на развитие инфраструктуры и т.д.

Выпуская ценные бумаги, государство может:

  • Занимать деньги у отечественных и иностранных инвесторов (частных и юридических лиц);
  • Регулировать объем денежной массы в обращении;
  • Влиять на уровень инфляции;
  • Регулировать курс национальной валюты;
  • Перераспределять капитал между разными сегментами рынка, отраслями экономики.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги могут быть двух видов:

  1. Облигации — долговые ценные бумаги, по которым государство обязуется выплатить их владельцам сумму номинала и объявленный купонный доход в заранее оговоренные сроки.
  2. Казначейские векселя — долговые ценные бумаги, которые не предполагают выплату купонного дохода, а продаются дешевле номинала и в будущем погашаются по номиналу.
  • Облигации, как правило, эмитируются Министерством Финансов, а казначейские векселя — соответственно, Государственным Казначейством.
  • На сегодняшний день в России производится выпуск государственных ценных бумаг только первого вида — облигаций.
  • Также государственные ценные бумаги можно классифицировать по разным параметрам.
  • По административно-территориальному делению различают:
  • Федеральные ценные бумаги (например, облигации федерального займа) — выпускаются центральными органами власти и служат для привлечения средств на общегосударственные нужды;
  • Региональные ценные бумаги — выпускаются региональными органами власти и служат для привлечения средств на нужды регионов;
  • Муниципальные ценные бумаги — выпускаются муниципальными органами власти и служат для привлечения средств на нужды городов (муниципалитетов).

По сроку обращения выделяют:

  • Краткосрочные ценные бумаги — выпускаются на срок 1-3 года;
  • Среднесрочные ценные бумаги — выпускаются на срок до 5-7 лет;
  • Долгосрочные ценные бумаги — выпускаются на срок до 50 лет.

По характеру обращения можно выделить:

  • Рыночные ценные бумаги — находятся в свободном обращении на биржевом рынке, их может купить и продать любой желающий;
  • Нерыночные ценные бумаги — не обращаются на бирже, продаются только один раз, далее владелец не может перепродать их кому-либо до момента погашения (например, народные облигации ОФЗ-н);
  • Ценные бумаги целевого размещения — распространяются только внутри ограниченного круга инвесторов (например, это могут быть только коммерческие банки), далее владелец может их перепродать другому инвестору, но только из этого же круга.

По форме выпуска различают:

  • Документарные ценные бумаги — эмитируется в бумажном виде на специальной бумаге с разными степенями защиты;
  • Бездокументарные ценные бумаги — эмитируются в электронном виде, существуют только в виде остатков на специальных счетах и записей в электронных реестрах, однако, каждая запись обязательно содержит все необходимые данные, включая уникальный номер ценной бумаги и ее владельца.

На сегодняшний день практически все государственные ценные бумаги выпускаются в бездокументарной форме.

И по характеру рынка сбыта государственные ценные бумаги бывают:

  • Внутренние (обычные) — эмитируются в национальной валюте и предназначены, преимущественно, для реализации инвесторам внутри страны;
  • Валютные (т.н. евробонды) — эмитируются в иностранной валюты и предназначены, в первую очередь, для привлечения иностранных инвестиций.
Читайте также:  Статья 7. О гарантиях права собственности Республики Белоруссия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики на перемещенные культурные ценности

Выпуск государственных ценных бумаг

Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется законодательными актами. В России — это закон №136-ФЗ от 29.07.1998г. с множеством дополнений и изменений.

Решение о выпуске государственных ценных бумаг принимает уполномоченный эмитент (например, Министерство Финансов). Каждому выпуску присваивается специальный уникальный номер. Далее выпуск утверждается Правительством (для федеральных ценных бумаг) или региональной, местной администрацией (для региональных и муниципальных ценных бумаг).

Затем эмитент принимает нормативный акт, в котором указывается:

  • дата эмиссии;
  • вид выпускаемых ценных бумаг;
  • их срок обращения (минимальный и максимальный);
  • номинал ценной бумаги;
  • порядок размещения ценных бумаг на рынке;
  • доходность выпускаемых ценных бумаг;
  • другие важные условия эмиссии.

Этот документ размещается на официальном сайте ведомства (например, в России — minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/capital_issue/ )

Далее выпуск ценных бумаг проходит обязательную государственную регистрацию, и с указанной даты начинается их реализация инвесторам способом, указанном в принятом нормативном документе.

Например, бумаги размещаются на бирже или реализуются через уполномоченные банки. Часто бывает, что продажа начинается уже по цене, превышающей номинал.

Средства от реализации поступают эмитенту, и он направляет их на те цели, ради которых и проводится привлечение средств.

Иногда, если привлеченных средств недостаточно, проводится дополнительный выпуск государственных ценных бумаг в рамках основного.

Государственные ценные бумаги: преимущества и недостатки

В заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки ценных бумаг государства для частного инвестора.

Преимущества:

  1. Высокая надежность. Государственные ценные бумаги обладают самым высоким уровнем надежности. Их погашение и уплата причитающегося дохода — это обязательства непосредственно самого государства (или его органов, территориальных образований). Такие активы надежнее любых других активов внутри данного государства.
  2. Налоговые преференции. Доход по государственным ценным бумагам часто не подлежит налогообложению (например, в России купонный доход по ОФЗ не облагается НДФЛ).

Недостатки:

  1. Низкая доходность. Доходность государственных ценных бумаг всегда минимальная, в сравнении с доходностью других активов внутри страны.
  2. Риски дефолта. Хоть риск по данному инструменту минимален, все же нельзя им полностью пренебрегать. При техническом дефолте государство может не выполнить обязательства по своим ценным бумагам. Например, в России так было в 1998 году. А поскольку многие государственные ценные бумаги имеют срок обращения 10-20-30-50 лет, то на такую долгосрочную перспективу точно нельзя исключать подобные риски.

Теперь вы имеете представление о том, что такое государственные ценные бумаги, каких видов они бывают, как и для чего выпускаются.

Государственные ценные бумаги: понятие и функции, классификация

Для размещения капитала на длительный период подходят государственные долговые обязательства — ценные бумаги, в отношении которых правительство выступает в качестве гаранта и эмитента.

Этот актив подкреплён обязательствами органов власти разных уровней. Если эмиссия осуществляется юридическим лицом, госструктуры выступают в качестве гаранта.

Есть несколько типов таких ЦБ, и перед приобретением стоит ознакомиться с различиями между ними.

Государственными бумагами называют документы, эмиссия которых осуществляется государством или предприятиями, получающими поддержку правительственных органов.

Структуры, имеющие право эмитировать ЦБ: региональные, федеральные и муниципальные органы управления. К независимым компаниям относят акционерные общества открытого и закрытого типов, предприятия других форм собственности, имеющие статус юридических лиц. Основные виды инструментов — облигации, акции, векселя, сертификаты.

Государственные ценные бумаги разных видов отличаются от негосударственных тем, что приобретателю гарантировано исполнение условий договора, согласно которому держатель актива должен получить причитающиеся проценты и сумму погашения. Условия выполняются в полном объёме и строго в оговоренный срок.

Категории лиц, имеющих право выступать в качестве инвесторов:

  • физлица (население);
  • индивидуальные предприниматели;
  • коммерческие компании;
  • некоммерческие юридические лица;
  • предприятия различных форм собственности.

В процессе размещения и инвестирования происходит перераспределение денежных потоков. Свободный капитал направляется на развитии бизнеса, строительство, расширение производственных мощностей.  Такие инвестиции считаются надёжными.

В случае, когда ЦБ выпущены муниципальными или региональными органами управления, соответствующий бюджет получает финансы, которые можно потратить на благоустройство и решение социальных проблем. Госструктуры берут эти деньги в долг у населения и представителей бизнеса.

Долговые обязательства, эмитированные управленческими структурами, позволяют решить несколько задач:

  • Устранение кассового разрыва в бюджете, восполнение временного дефицита.
  • Наращивание массы свободных денег в региональных субъектах.
  • Пополнение резервов, размещённых в банках.
  • Финансирование социальных проектов, медицинских и образовательных учреждений, госзакупок, целевых проектов, других программ.
  • Реструктуризация пассивов. Новые облигации размещаются для покрытия текущих.
  • Распределение наличных денег граждан и повышение доли финансов, защищённых от инфляции. Поскольку население получает гарантированный процент, сбережения как минимум не обесценятся.

Для физлиц и юрлиц инвестиции в инструменты с гособеспечением — способ разнообразить инвестиционный портфель консервативными инструментами. Эмитированные векселя и другие ЦБ удовлетворяют требованиям федерального законодательства и постановлениям местных управленческих органов. Это и означает, что при любых обстоятельствах инвестор получит и вложенный капитал, и полагающиеся проценты.

ЦБ, доходность которых гарантирована государством, подразделяются на группы и виды по нескольким признакам.

Долговые обязательства могут обращаться на рынке свободно, участвовать во вторичных и последующих сделках и допускаться к рыночному обращению только после первичной эмиссии, но оставаться доступными для ограниченного круга юридических лиц.

По типу получаемого дохода бумаги делятся на такие типы :

  1. Индексируемые. Стоимость векселя, сертификата или облигации периодически индексируется, при этом изменяется доходность.
  2. Процентные. Держателю выплачивается прибыль по оговоренной ставке, которая бывает ступенчатой, плавающей или твёрдой.
  3. Дисконтные. Разница между первичной и номинальной ценой составляет сумму, которую получит приобретатель бумаги.
  4. Выигрышные. Проводятся розыгрыши, и владелец ЦБ получает некоторую сумму или не получает ничего. В случае выигрыша доход больше, чем по обычным обязательствам.
  5. Комбинированные. Облигации сочетают несколько типов дохода, например, индексный и процентный, дисконтный и процентный.

По срокам действия бумаги относятся к одной из групп:

  1. краткосрочные — погашение наступает через 12 месяцев или раньше;
  2. среднесрочные — период обращения составляет от 1 до 5-7 лет;
  3. долгосрочные — работают более 5-7 лет.

Классификация в зависимости от статуса эмитента:

  1. Федеральные. Выпуск осуществляет Минфин России.
  2. Муниципальные. Их выпускают структуры местного самоуправления.
  3. Региональные. Выпускаются субъектами РФ.
  4. Со статусом государственных. Эмитируются компаниями, на которые распространяется господдержка.

По форме долговые обязательства бывают в электронном и бумажном виде. Покупать их могут российские юрлица и граждане или нерезиденты. Во втором случае обязательства называются еврооблигациями.

Распространённые активы, эмитированные государством или структурами, пользующимися его поддержкой:

  • сберегательные сертификаты;
  • казначейские ЦБ;
  • гособлигации.

Казначейские обязательства представляют интерес для массового инвестора. Цель их эмиссии — привлечь свободные средства, которые есть у населения. Бумаги выпускает Министерство финансов.

Приобретение обязательства означает, что инвестор направил сумму в госбюджет и в последующем может рассчитывать на получение дохода и возврат инвестированных денег в полном объёме.

Минфин устанавливает срок погашения и номинальную цену.

Государственные бумаги — долговые обязательства, эмитированные местными органами управления или Минфином. Эмитент берёт в долг у населения сумму, равную номиналу облигации, и обязуется выплачивать прибыль в виде процентов. Цели эмиссии: расчёт по текущим долгам, покрытие бюджетного дефицита, реализация госпрограмм.

Сберегательные сертификаты — вид депозита. Эмиссию осуществляют банки или госструктуры. Когда наступает срок погашения, покупатель такого обязательства получает стоимость и проценты. Может быть по-другому: покупка сертификата происходит по минимальной цене, а погашение — по номиналу. Держатель получает дисконтный доход.

Рынок обязательств, эмитированных государством, узкоспециализированный.

Госорганы одновременно и эмитент, и гарант. Приобретателями активов могут быть резиденты и нерезиденты, частные и юридические лица.

Рынок государственных бумаг имеет такие особенности:

  • Может быть первичным или вторичным. В первом случае бумаги размещаются и торгуются впервые, во втором происходит свободное обращение, при котором инвесторы могут без ограничений покупать и продавать активы.
  • Размещённые активы отличает высокая надёжность. Функции контролирующего органа берёт на себя Федеральная комиссия.
  • Ценные бумаги, относимые к государственным, имеют невысокую ликвидность. Особенно эмитированные региональными и местными органами самоуправления. Тенденций к развитию этой области рынка не наблюдается, хотя государственные обязательства — привлекательный инвестиционный инструмент.

Хотя ценные бумаги, отнесённые к категории государственных, малопривлекательны из-за невысокого дохода, они превосходят по надёжности другие типы долговых обязательств.

Преимущества сертификатов и облигаций, эмитированных госструктурами и приравненных к ним:

  • Гарантированное исполнение обязательств эмитентом.
  • Льготная система налогообложения. Торговые операции такими бумагами не облагаются налогом или он имеет пониженную ставку.
  • Легальность и прозрачность доходов. Государственный сертификат или вексель — документ, подтверждающий законность сделки.

Инвестируя в эту категорию ЦБ, физическое лицо или компания получает возможность сохранить и приумножить капитал. Тем, кто делает первые шаги на фондовом рынке, стоит присмотреться к этому инструменту.

Ссылка на основную публикацию