Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

  • Должностное
    лицо или гражданин, допущенные или ранее
    допускавшиеся к государственной тайне,
    могут быть временно ограничены в своих
    правах. Ограничения могут касаться:
  • права
    выезда за границу на срок, оговоренный
    в трудовом договоре (контракте) при
    оформлении допуска гражданина к
    государственной тайне;
  • права
    на распространение сведений, составляющих
    государственную тайну, и на использование
    открытий и изобретений, содержащих
    такие сведения;
  • права
    на неприкосновенность частной жизни
    при проведении проверочных мероприятий
    в период оформления допуска к
    государственной тайне”.

Для
правильного применения указанной статьи
важно обратить внимание на ее
рекомендательный
характер
.
Это — не статья прямого действия.
Применение этой статьи предполагает
тесную связь с действующим законодательством
Российской Федерации, поскольку для
каждого из видов возможных ограничений
существует своя правовая база в виде
самостоятельного закона. Поэтому статья
только декларирует перечень возможного
ограничения конституционных и гражданских
прав, но не регламентирует механизм их
осуществления на практике.

В
статье подчеркнут временный характер
ограничений и наступление их только по
факту (выезд за границу, изобретение
или открытие, содержащее государственную
тайну, осуществление проверочных
мероп­риятий). Все ограничения увязаны
с положениями Конституции Российской
Федерации и Декларацией прав человека
и гражданина.

Вопросы
ограничения права гражданина Российской
Федерации на выезд за границу в связи
с его осведомленностью в государственной
тайне и сроки таких ограничений отражены
в Законе “О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию”
(статья 15.1), введенном в действие 22
августа 1996 г.

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Обязанность
соблюдать законодательство о
государственной тайне вытекает из
общеправовой обязанности органов
государственной власти, местного
самоуправления, должностных лиц, граждан
и их объединений соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы (статья
15, часть 2, Конституции Российской
Федерации).

Нормы
ответственности за правонарушения,
связанные с государственной тайной,
предусмотрены Уголовным кодексом. Новый
УК РФ, введенный в действие с 01.01.97 года,
содержит статьи: ст.275
“Государственная измена”, ст.276
“Шпионаж”, ст.

283 “Разглашение
государственной тайны” и ст.284 “Утрата
документов, содержащих государственную
тайну”.


Закон “Об основах государственной
службы в Российской Федерации”
предусматривает возможность увольнения
государственного служащего при
однократном нарушении им своих
обязанностей по защите государственной
тайны.

Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

  1. Положениями
    настоящей статьи вводится одна из
    важнейших норм Закона — лицензирование
    деятельности предприятий, учреждений
    и организаций при их допуске к выполнению
    работ, связанных с использованием
    сведений, составляющих государственную
    тайну, к созданию средств защиты
    государственной тайны, а также к
    осуществлению мероприятий и (или)
    оказанию услуг по защите государственной
    тайны
    .
  2. Принципиально
    важным является закрепление порядка и
    условий получения лицензии, а также
    положение об обязательной
    государственной аттестации руководителей
    предприятий, учреждений и организаций,
    ответственных за защиту сведений,
    составляющих государствен­ную тайну.
  3. Положение
    о лицензировании деятельности предприятий,
    учреждений и организаций по проведению
    работ, связанных с использованием
    сведений, составляющих государственную
    тайну, созданием средств защиты
    государственной тайны, а также с
    осуществлением мероприятий и (или)
    оказанием услуг по защите государственной
    тайны утверждено постановлением
    Правительства Российской Федерации №
    333 от 15 апреля 1995 года.

Уголовная ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Проблемы законодательства

Развитие информационной сферы стало одним из главных направлений и приоритетов национальной политики в настоящее время. Это вызвано большой потребностью граждан в получении и использовании информации в самых различных целях.

Несмотря на то, что защищаемой государством информации в областях, установленных ст. 2 ч.

1 Закона РФ «О государственной тайне» [3] уделяется повышенное внимание, необходимо своевременное совершенствование законодательства в данной сфере, поскольку ее разглашение может нанести ущерб национальной безопасности и государству в целом.

Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 26) установлены основные меры ответственности должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.

К уголовной ответственности должностные лица и граждане могут быть привлечены в случае совершения ими преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) по статьям 275, 276, 283, 284 [1].

Наиболее тяжкими преступлениями из рассматриваемой группы являются государственная измена (ст. 275 УК РФ), то есть выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям, совершенная гражданином Российской Федерации [1], а также шпионаж, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 276 УК РФ.

В связи с последними изменения, внесенными в ноябре 2012 года в ст. 275 и 276 в УК РФ теперь разграничены данные понятия «государственная измена» и «шпионаж».

Предусмотрены различные меры наказания за совершение данных преступлений.

Совершение должностным лицом или гражданином государственной измены или шпионажа как правило носит умышленный характер, направленный на ущерб внешней безопасности страны.

В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны (ст. 283 УК РФ) у виновного отсутствует осознание того, что передача или огласка секретных сведений может быть направлена в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то есть наблюдается и отсутствие прямого умысла.

Тем не менее, Дворников А. А. в своем диссертационном исследовании «Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел» указывает, что «основным мотивом разглашения государственной и служебной тайны в 50 % случаев является корыстная заинтересованность» [4].

Соответственно, оставшиеся 50 % случаев все же не исключает возможность совершения преступлений по неосторожности. Исходя из этого, невозможно не согласиться с Примечанием к ст.

275 УК РФ, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лица, если оно добровольно и своевременно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В 2012 году Федеральным законом от 12.11.2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2] в УК РФ была введена статья 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну».

Согласно данной статье, запрещается не только разглашение, но и «получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия» [1].

До вступления в силу данной статьи возникало немало споров о том, может ли привлекаться к уголовной ответственности должностное лицо или гражданин, не имеющий допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и не обязующийся не разглашать доверенную ему тайну.

Если сведения, составляющие государственную тайну, получены гражданином или должностным лицом не путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия, а случайно, то в данном случае сложно определить имел ли обвиняемый вообще представление о том, что полученные им сведения относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Уголовная ответственность по ст.

Читайте также:  Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 10.12.2019) "О реабилитации жертв политических репрессий"

284 УК РФ — «Утрата документов, содержащих государственную тайну», наступает в случае нарушения лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. Особенность в том, что обязательным признаком состава преступления по данной статье является наступление тяжких последствий. При отсутствии тяжких последствий должностное лицо или гражданин несет не уголовную, а административную или дисциплинарную ответственность.

Необходима унификация терминологии в законодательстве по защите государственной тайны. Так, в ст. 284 УК РФ идет речь не только о документах, содержащих государственную тайну, но и о предметах. Согласно ст.

2 Закона РФ «О государственной тайне» к носителям сведений, составляющих государственную тайну, относятся«материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов» [2]. Из текста данной статьи Закона становится ясным, что к носителям сведений, составляющих государственную тайну можно отнести как документы, так и предметы. Поэтому, в целях унификации терминологии, используемой в законодательстве, следует внести поправки в статью 284 УК РФ, которая будет предусматривать в качестве предмета преступления носителям сведений, составляющих государственную тайну. При этом необходимо учитывать развитие современных информационных технологий, поскольку постоянно модернизируются и появляются новые виды носителей информации, а так же новые способы ее передачи по различным каналам связи. Совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны должно осуществляться с учетом научно-технического прогресса.

Необходимо и более точное разграничение в уголовном кодексе разглашения государственной тайны от нарушения правил обращения с ее носителями, поскольку неоднозначность диспозиций в ст. 283 и 284 УК РФ снижает эффективность уголовно-правовой охраны государственной тайны.

Имеются пробелы в уголовном законодательстве, касающемся государственной тайны. Так, например, согласно ст.

7 Закона РФ «О государственной тайне», должностные лица, принявшие решение о засекречивании сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Следует заметить, что норм, прямо предусматривающих уголовную или административную ответственность за незаконное засекречивание сведений в настоящее время нет.

Все рассмотренные выше преступления, как правило, направлены против основ конституционного строя и безопасности государства. Тем не менее, в настоящее время остается дискуссионным вопрос о классификации преступлений, связанных с нарушением законодательства о защите государственной тайны.

Попытки классифицировать данные преступления на группы осуществляли такие учены как В. В. Лунеев (делит их на преступления против основ конституционного строя и против безопасности государства), М. И. Ковалев (выделяет посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность страны), С. В.

 Дьяков (рассматривает диверсию как преступление против экономической безопасности страны, выделяя ее в третью самостоятельную классификационную группу) [6]. Классификация преступлений по данным основаниям имеет право на существование, но в силу специфики некоторых преступлений является неполной и требует более точного подхода к их дифференциации.

Для этого необходимо постоянное дополнение и совершенствование классификационных групп, с учетом возникающих изменений.

Анализ действующего законодательства в области защиты государственной тайны позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных недостатков, отсутствия унификации терминологии, а также необходимости дополнения некоторых норм с учетом научно-технического прогресса.

Важно заметить, что в законодательстве отсутствует точное разграничение наступления той или иной ответственности за нарушения законодательства по защите государственной тайны.

В целях исключения возможности произвола со стороны правоохранителей, двусмысленного понимания норм законодательства, защиты прав и интересов граждан необходимо разграничение таких случаев, при которых возможно наступление уголовной или административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности.

Информация, на современном этапе, является одним из главных богатств нашей страны. В целях снижения преступности и уменьшения нарушений должностными лицами и гражданами законодательства о государственной тайне, необходимо проведение анализа информации о преступлениях и фактах, влияющих на причины и условия их совершения.

Предотвращение попыток государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны, возможно по средствам усиления законодательного регулирования данной сферы. Важную роль играет воспитание правосознания граждан и отдельных должностных лиц, непосредственно связанных с государственной тайной по роду своей деятельности.

Литература:

Ответственность за нарушение государственной тайны: виды, административная ответственность, дисциплинарная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена.

Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Разглашение государственной тайны: судебная практика
  • Государственная тайна: закон о государственной тайне в редакции 2021 года, доступ к сведениям, режим государственной тайны, способы сохраннеия государственной тайны
  • Допуск граждан к государственной тайне: порядок
  • Допуск к государственной тайне: формы, условия допуска, порядок оформления, как получить доступ
  • Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют: методика проверки
  • Обязанности должностных лиц допущенных к государственной тайне
  • Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим: размер, условия назначения, финансирование пенсий, порядок формирования, расчет
Читайте также:  Статья 25. Оговорки к международным договорам Российской Федерации

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно.

Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Объективная сторона

Основным объектом разглашения государственной тайны является конституционный строй и его безопасность.

Дополнительным объектом данного деяния являются социальные отношения, которые возникают в результате соотнесения сведений, являющихся государственной тайной и обеспечения их безопасности.

  • Объективная сторона разглашения государственной тайны является как действие, так и бездействие, в результате чего тайная информация попадает к гражданам, не имеющим право на доступ к ней.
  • Под бездействие понимается несоблюдение правил доступа в места, где хранятся документы, составляющие гостайну, непринятые меры по прикрытию специальных предметов, нарушение правил засекречивания определенной информации, нарушение присвоения пометки «совершенно секретно».
  • В форме действия разглашение осуществляется в частных беседах и публичных выступлениях, в виде публикации в СМИ и т,д.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
  • публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
  • переписки;
  • ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
  • потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
  1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
  2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
  3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Часть 2 статьи 283 УК РФ предусматривает следующий квалифицирующий признак – умышленное разглашение гостайны, которое повлекло за собой тяжкие последствия.

Они признаются тяжкими исключительно в ходе судебного заседания при учете сопутствующих обстоятельств.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
  • доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
      обслуживающего персонала;
  • курьера;
  • охранника;
  • водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК.

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

  1. В первой части ст. 283 УК, может быть любой. Например, виновный: Рассказывает постороннему лицу о тайных разработках на предприятии, намеренно желая его проинформировать. То есть, совершает деяние с прямым умыслом.
  2. Отправляет директору секретный документ с сотрудником, не имеющим доступа для ознакомления с данным документом. В наличии косвенный умысел, когда виновный допускает вероятность прочтения документа указанным сотрудником, но не предпринимает никаких мер предосторожности.
  • Во второй части ст. 283 УК, форма вины является только неосторожной, когда обвиняемый не предполагает наступления нежелательных последствий, хотя может и должен его предвидеть. Или же допускает таковую возможность, но необоснованно надеется ее предотвратить. Например, помещает конфиденциальное письмо в прозрачный конверт.

    Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

    Проблемы разграничения ответственности за гостайну

    Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы.

    Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

    Читайте также:  Статья 36. действие законов и иных нормативных правовых актов

    Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е.

    налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

    Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

  • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

    Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

    (часть 2 введена Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

    Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

    Виды ответственности за разглашение государственной тайны предусматриваются в статье 283 Уголовного Кодекса РФ.

    Согласно данной статье виновным является человек, которому по долгу службу была доверена гостайна, и она стала известна иным людям. Разглашением государственной тайны не будет являться ситуация, когда сведения могли бы оказаться достоянием других лиц, но не стали.

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Формы разглашения такой тайны могут быть абсолютно разными: письменная (письма, печать в СМИ), устная (при частной беседе публичном выступлении), при демонстрации различных предметов, составляющих государственную тайну (различных предметов, схем и чертежей, изделий), нарушение способа распространения таких сведений, утеря документов, содержащих секретную информацию.

    Примеры разглашения государственной тайны:

    Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так. Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

    Так, за период с 2013 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

    За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2013 года — 11, 2014 года — 91, 2015 года — 90, в 1 полугодии 2016 года — 90).

    Объявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них — в 1 квартале 2016 года). За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

    Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений.

    Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий — офицер осужден и уволен с военной службы.

    Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

    Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

    Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

    По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

    Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге. Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

    При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

    Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

    К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

    Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

    Ссылка на основную публикацию