Статья 18. Общие принципы применения компенсационной меры

      Примечание РЦПИ!
      Соглашение прекращает действие в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом РК от 14.10.2014 № 240-V (порядок введения в действие см. ст. 113).

      Ратифицировать Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, подписанное в Москве 25 января 2008 года.

       Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

СОГЛАШЕНИЕ о применении специальных защитных, антидемпинговых и

компенсационных мер по отношению к третьим странам

(Бюллетень международных договоров РК, 2010 г., N 5, ст. 37)
(Вступило в силу 1 июля 2010 года)

      Правительства государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      согласились о нижеследующем:
      Сноска. Преамбула с изменением, внесенным Законом РК от 20.11.2012 № 53-V.

I. Общие положения

Статья 1
Сфера применения

      1.

Настоящее Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза.
      2.

Настоящее Соглашение не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций, валютного и экспортного контроля.
      Сноска.

Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.11.2012 № 53-V.

Статья 1-1
Правовая база Таможенного союза по специальным защитным,

антидемпинговым и компенсационным мерам

      1.

Правовая база Таможенного союза по специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам состоит из:
      1) настоящего Соглашения и международных договоров государств Сторон, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и регулирующих правоотношения в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в части, не противоречащей положениям настоящего Соглашения;
      2) решений органов Таможенного союза, принимаемых в соответствии с настоящим Соглашением и (или) международными договорами государств Сторон, заключенными в рамках формирования Таможенного союза.
      Сноска. Соглашение дополнено статьей 1-1 в соответствии с Законом РК от 20.11.2012 № 53-V.

Статья 2
Основные термины

Субсидии и компенсационные процедуры

Понятие «субсидия» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства.

 Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам.

 Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом.

Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода.

В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

  • В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
  • Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.
  • В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.
  • Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.
  • Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

Понятие «субсидия» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства.

 Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам.

 Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом.

Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода.

В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

  1. В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
  2. Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.
  3. В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.
  4. Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.
  5. Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:
Читайте также:  Статья 38. Контрольно-счетный орган муниципального образования

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

  • i — правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);
  • ii- правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
  • iii- правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;
  • iv- правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;
  • (а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;
  • (б) таким образом предоставлялось преимущество».

ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически.

Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией.

Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

  1. В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:
  2. — «красные» субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;
  3. — «желтые» субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

— «зеленые» субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ.

В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий.

До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

  • Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:
  • — наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;
  • — наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;
  • — наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.
  • Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.
  • Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:
  • —         устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или
  • —         пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.
  • Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики.

Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.

  1. Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.
  2. Основные этапы компенсационного расследования:
  3. — отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;
  4. — уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;
  5. — до начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;

— после начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);

  • — не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;
  • — после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;
  • — после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;
  • — после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.
  • Советы экспортерам:
  • — определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;
Читайте также:  Статья 12. Установление факта демпингового импорта

— после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

  1. — заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;
  2. — в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;
  3. — по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;
  4. — запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;
  5. — в случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;
  6. — в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.
  7. В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)
По первой буквеА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

Применение компенсационных мер регламентировано в главе IV (ст. 12-14) Закона № 63-ФЗ. Общие принципы применения компенсационных мер установлены в ст. 12 Закона № 63-ФЗ.

Правительство РФ может применить компенсационные меры, если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, установлено, что импорт какого-либо товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить. Для применения компенсационных мер в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер, подлежат установлению следующие факты:

  • 1) предоставленная иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидия является специфической субсидией;
  • 2) размер субсидии превышает пять процентов стоимости товара;
  • 3) субсидия направлялась на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность;
  • 4) субсидия выдавалась многократно.
  • Компенсационные меры применяются:
  • 1) с учетом интересов российских потребителей товара, ставшего предметом расследования;
  • 2) в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии всех производителей (экспортеров) такого товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств).

Компенсационные меры могут вводиться на индивидуальной основе в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии конкретных производителей (экспортеров) такого товара или объединений таких производителей (экспортеров), с учетом практики применения компенсационных мер в отношениях с данным государством.

В случае, если производство аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один или несколько видов субсидий для обеспечения нормальных условий конкуренции, при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается совокупный объем соответствующих российских субсидий (ст. 12).

В целях применения компенсационных мер установлены особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в РФ. Особенности введения и применения компенсационных мер установлены в ст. 14 Закона № 63-ФЗ.

Компенсационные меры могут применяться только на основании результатов соответствующего расследования, установившего наличие причинно-следственной связи между импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения (п. 1 ст. 14). В исключительных случаях, но не ранее чем через 60 дней после начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что задержка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики, Правительство РФ может принять решение о введении временной компенсационной пошлины (п. 2 ст. 14). Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в РФ (п. 3 ст. 14). Дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных мер может быть прекращено при получении от иностранного государства (союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара в приемлемом размере.

В случае, если производитель (экспортер) иностранного государства (союза иностранных государств) примет в письменном виде на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии, введенная компенсационная пошлина не взимается со дня принятия Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, такого обязательства (п. 4 ст. 14). В случае нарушения вышеуказанных обязательств, Правительство РФ может немедленно ввести компенсационную пошлину. Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пяти лет со дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной пошлины в результате повторного расследования. Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение срока ее действия по инициативе Правительства РФ. В случае причинения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие импорта товара, в отношении которого предоставляются субсидии третьими государствами, Правительство РФ проводит консультации со страной происхождения такого товара без применения компенсационных пошлин. Если подобные консультации не дают положительных результатов, Правительство РФ извещает правительство такого государства о введении компенсационной пошлины с предоставлением результатов проведенного расследования (п. 5 ст. 14).

© 2000- NIV

Компенсационные меры

МЕРЫ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ

меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины.

Читайте также:  Статья 13. порядок включения должника в состав участников программы

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Компенсационные меры

меры по ограничению импорта товара, субсидируемого одним из государств — участников соглашения или третьими странами, которые применяет сторона посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия ценовых обязательств.

Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.

Меры компенсационные

меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии на национального производителя, применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо принятия добровольных обязательств, предложенных уполномоченным органом субсидирующего государства.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

Компенсационные меры

меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия обязательств субсидирующим иностранным государством (объединением иностранных государств) в лице его уполномоченного органа или экспортером субсидируемого товара (статья 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»). Компенсационные меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что импорт товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения. Наличие материального ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, вследствие субсидируемого импорта товара с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств) определяется на основании результатов анализа объема субсидируемого импорта товара и его влияния на цены аналогичного товара на внутреннем рынке Республики Беларусь, а также соответствующего воздействия такого импорта на отечественных производителей аналогичного товара. Если специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств) предоставляются в соответствии с несколькими программами, учитывается их совокупный размер.

Источник: Таможенное дело. Толковый словарь

Компенсационные меры

меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Применение компенсационных мер регламентировано в главе IV (ст. 12—14) Закона № 63-ФЗ. Общие принципы применения компенсационных мер установлены в ст. 12 Закона № 63-ФЗ. Правительство РФ может применить компенсационные меры, если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, установлено, что импорт какого-либо товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить. Для применения компенсационных мер в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер, подлежат установлению следующие факты: 1) предоставленная иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидия является специфической субсидией; 2) размер субсидии превышает пять процентов стоимости товара; 3) субсидия направлялась на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность; 4) субсидия выдавалась многократно. Компенсационные меры применяются: 1) с учетом интересов российских потребителей товара, ставшего предметом расследования; 2) в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии всех производителей (экспортеров) такого товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Компенсационные меры могут вводиться на индивидуальной основе в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии конкретных производителей (экспортеров) такого товара или объединений таких производителей (экспортеров), с учетом практики применения компенсационных мер в отношениях с данным государством. В случае, если производство аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один или несколько видов субсидий для обеспечения нормальных условий конкуренции, при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается совокупный объем соответствующих российских субсидий (ст. 12). В целях применения компенсационных мер установлены особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в РФ. Особенности введения и применения компенсационных мер установлены в ст. 14 Закона № 63-ФЗ. Компенсационные меры могут применяться только на основании результатов соответствующего расследования, установившего наличие причинно-следственной связи между импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения (п. 1 ст. 14). В исключительных случаях, но не ранее чем через 60 дней после начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что задержка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики, Правительство РФ может принять решение о введении временной компенсационной пошлины (п. 2 ст. 14). Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в РФ (п. 3 ст. 14). Дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных мер может быть прекращено при получении от иностранного государства (союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара в приемлемом размере. В случае, если производитель (экспортер) иностранного государства (союза иностранных государств) примет в письменном виде на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии, введенная компенсационная пошлина не взимается со дня принятия Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, такого обязательства (п. 4 ст. 14). В случае нарушения вышеуказанных обязательств, Правительство РФ может немедленно ввести компенсационную пошлину. Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пяти лет со дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной пошлины в результате повторного расследования. Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение срока ее действия по инициативе Правительства РФ. В случае причинения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие импорта товара, в отношении которого предоставляются субсидии третьими государствами, Правительство РФ проводит консультации со страной происхождения такого товара без применения компенсационных пошлин. Если подобные консультации не дают положительных результатов, Правительство РФ извещает правительство такого государства о введении компенсационной пошлины с предоставлением результатов проведенного расследования (п. 5 ст. 14).

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

Ссылка на основную публикацию