Статья 18. исчисление выслуги лет для назначения пенсии

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении). Согласно статье 18 Закона о пенсионном обеспечении в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации регламентирован постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации  от 22 сентября 1993 г.

№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения  и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — постановление № 941).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 постановления № 941  в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их  до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях  в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы —  в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу  до 1 января 2012 года.

Согласно абзацу пятому пункта 2 постановления № 941  в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поступившим на службу с 1 января 2012 г.

, а лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации — с 5 апреля 2016 г.

, засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

При этом постановлением № 941 установлен предел для зачета времени обучения (в пределах пяти лет), каких-либо иных ограничений по плановому сроку обучения указанным правительственным актом не предусмотрено.

В высшем учебном заведении учебный год для студентов очной формы обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Датой окончания высшего профессионального учебного заведения является дата решения государственной аттестационной комиссии.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России совместно с ДГСК МВД России

Назначение сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет при увольнении со службы, не предусматривает возможности зачета им в выслугу лет времени их предшествующей службы в таможенных органах

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.

2011 № 1447-О-О признан не подлежащим дальнейшему рассмотрению запрос Липецкого областного суда о проверке конституционности статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-I).

  • Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, Липецкий областной суд оспаривал конституционность статьи 18 Закона № 4468-I в той мере, в какой она не допускает зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации периода их службы в таможенных органах Российской Федерации.
  • Позиция Конституционного Суда Российской Федерации: определение механизма реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который, предусматривая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе устанавливать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе государственных служащих, разного рода льготных условий реализации пенсионных прав в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
  • Применительно к государственным служащим различия в условиях назначения и выплаты пенсий могут быть установлены исходя из особенностей государственной службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой различными категориями государственных служащих (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года № 87-О-О).
  • Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом, либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
  • Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона — Закона № 4468-I.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» федеральный законодатель наряду с иными гарантиями сотрудникам таможенных органов предусмотрел и соответствующий их правовому статусу порядок пенсионного обеспечения.

Согласно статье 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 39. реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Такое законодательное регулирование пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов основано на объективно схожих условиях, в которых находятся указанные лица и иные категории государственных служащих, выполняющих задачи по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, и в то же время позволяет учитывать специфику таможенной службы как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации, призванных прежде всего осуществлять конституционно значимую функцию защиты экономического суверенитета государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года № 87-О-О и от 29 сентября 2011 года № 1201-О-О).

Распространение на сотрудников таможенных органов условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе, однако, не означает, что тем самым все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий сотрудникам таможенных органов, должны учитываться и при исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел, ранее проходившим службу в таможенных органах.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.

Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года № 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя.

Таким образом, установленное статьей 18 Закона № 4468-I регулирование исчисления выслуги лет, необходимой для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет при увольнении со службы, не предусматривающее возможности зачета им в выслугу лет времени их предшествующей службы в таможенных органах, не выходит за пределы дискреции законодателя при регламентации отношений в сфере пенсионного обеспечения. Оспариваемое регулирование не может рассматриваться как произвольное, не имеющее объективного и разумного оправдания и нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку учитывает особенности прохождения службы в органах внутренних дел и службы в таможенных органах, специфику указанных видов профессиональной служебной деятельности, и в равной мере распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Следовательно, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в указанном заявителем аспекте отсутствует.

                                                                                  Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Стаж для выхода на пенсию: минимальный трудовой стаж в России для начисления пенсии в 2020 году

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы.

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Входит ли учеба в военном училище

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной.

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Пенсии за выслугу лет военнослужащим: условия назначения, размер и пенсионные надбавки военным пенсионерам

Законодательство Российской Федерации регламентирует право некоторых групп граждан на досрочное получение пенсионных прав. Одним из особых условий для досрочного выхода на пенсию является выслуга лет. В том числе в РФ предусмотрена досрочная пенсия за выслугу лет военнослужащим.

Читайте также:  Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

Право граждан на пенсию по выслуге лет, осуществляющих военную деятельность, а также иную деятельность, приравненную к ней, регламентируется законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года.

Возраст выхода на пенсию военнослужащих строго определен, он не может быть менее 45 лет на день увольнения из рядов вооруженных сил (при смешанном стаже). Для того, чтобы гражданин с военным стажем получил право выхода на пенсию по выслуге лет, должно быть соблюдено одно из указанных условий (ст. 13 закона № 44681):

– выслуга для пенсии военнослужащих назначается при достижении военного стажа не менее 20 лет на день увольнения в запас;

– также военнослужащие имеют право на досрочную пенсию при достижении 45 лет и 25 лет общего трудового стажа. Выслуга лет военнослужащих для пенсии при 25-летнем общем стаже возможна только в том случае, если из этого стажа не менее половины (12,5 лет) – военный.

Выход на пенсию военнослужащих возможен и при невыполнении требуемых условий: если при увольнении в запас не соблюдены вышеуказанные условия, то военнослужащий будет выходить на пенсию на общих основаниях, а его/ее военный стаж будет учтен в общий страховой (трудовой) стаж.

Кому положена военная пенсия за выслугу лет?

Перечень лиц, имеющих право на военную пенсию по выслуге лет предусмотрен законом № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Это лица, проходившие службу в Вооруженных силах РФ, Федеральной пограничной службе, внутренних и железнодорожных войсках, Росгвардии, ФСБ, Следственном комитете, МЧС, МВД, ФСИН и так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=acqCTUwQXcQ

При этом:

  • Пенсия военным и силовикам назначается, если есть 20 и более лет военной или приравненной к ней службы.
  • Если увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, из-за организационно-штатных мероприятий или по состоянию здоровья, однако военнослужащий отслужил не менее 12,5 лет и его трудовой стаж 25 лет и более, он может получить пенсию по смешанному стажу.

При подсчете общего трудового стажа включаются все виды деятельности, установленные для страховых пенсий.

Обеспечение военными пенсиями распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, если их государство не взяло на себя обязательство по пенсионному обеспечению. Например, пенсии бывшим военным, проживающим в странах Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), выплачиваются из федерального бюджета РФ.

Пример расчета ВЛ для выхода на пенсию при льготном и календарном исчислении

Для иллюстрации вышеприведенной информации по расчету ВЛ сравним карьеры двух офицеров, одновременно закончивших один и тот же вуз с военной кафедрой (до 2008 г.), получивших звание лейтенанта и призванных на 2-летнюю срочную службу в армию:

  1. Первый офицер, попав в обычную в/ч в европейской части России, отслужил в ней 2 года взводным, затем уволился из армии, поступил на работу в полицию, и за полтора десятка лет дорос от простого следователя до заместителя начальника штаба ГУВД крупного областного центра.
  2. Второй офицер срочную службу проходил в в/ч на Алтае, затем стал контрактником и прошел в той же части путь до ротного. Через 3 года после заключения первого контракта с Минобороны был переведен на юг России, где 6 лет отслужил в обычной части, после чего вернулся на Алтай, совершил полугодовую командировку в Сирию и, наконец, уволился из рядов ВС РФ с назначением пенсии за ВЛ — в то время как его однокурсник-полицейский еще продолжает зарабатывать 20-летнюю выслугу в ГУВД.

Для того чтобы понять, почему второй офицер заработал необходимую для назначения пенсии ВЛ раньше первого, рассмотрим периоды их службы подробно:

  1. У первого офицера ВЛ считается исключительно по «календарю». При этом 5 лет учебы в вузе в его ВЛ вошли как 2,5 года, а время 2-летней срочной службы в армии — за 2. Соответственно, чтобы получить право на ПВЛ, ему нужно отслужить в полиции в общей сложности 15,5 лет.
  2. У второго офицера все гораздо сложнее:
  • время обучения в вузе в его ВЛ не вошло (согласно ст. 18 ФЗ № 4468-I);
  • следующие 5 лет службы в армии на Алтае, включая и срочную лейтенантом, пошли в его ВЛ в льготном исчислении 1:1,5 (как за службу в условиях высокогорья) — то есть выслуга офицера увеличилась на 7,5 лет;
  • далее — 6 лет, проведенные им в обычной части на юге России, пошли в его ВЛ в календарном исчислении;
  • после возвращения на Алтай ВЛ офицера опять начала считаться в льготном исчислении 1:1,5, но полугодовая командировка в Сирию (служба в «горячей точке») сразу увеличила ее на полтора года;
  • наконец, чуть более чем через 3,5 года после возвращения на Алтай общая ВЛ офицера превысила 20 лет, и он получил право на назначение ПВЛ, хотя в календарном исчислении отслужил в армии всего чуть больше 15 лет.

Да, с учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что рассчитать выслугу военного порой бывает непросто — особенно, если он часто меняет места службы.

Тем не менее, многие контрактники считают правильным для себя не «сидеть годами на месте» в заурядной воинской части, а пытаться отдавать службе все свои силы и возможности.

Читайте также:  Статья 21. страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков

Ведь наградой за это являются не только льготная пенсия для военнослужащих, но и высокая прибавка к их окладам, которую они получают во время службы по контракту, и которая также напрямую зависит от выслуги лет.

Порядок исчисления выслуги лет

В требуемую выслугу включается служба «при погонах» на различных должностях, в следующих структурах:

  • Вооруженных силах РФ и СССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • пограничных, внутренних, железнодорожных войсках;
  • федеральных органах правительственной связи и информации;
  • войсках гражданской обороны;
  • органах федеральной службы безопасности (ФСБ), контрразведки, органах внешней разведки;
  • органах государственной охраны;
  • государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • иных воинских формированиях государства.

В подсчет выслуги включаются и другие периоды: работы в гос. органах власти и силовых структурах, если они протекали перед службой, периоды пребывания в плену, отбывания наказания и содержания под стражей в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В отдельных случаях может быть включена учеба.

По общему правилу, периоды службы и иной деятельности, подлежащие включению в выслугу лет, считаются календарно. Однако время, когда служба протекала в особых условиях, включается в льготном исчислении. Учеба включается в подсчёт как 1 год учебы за полгода службы.

Например, период службы летного состава (при условии налета установленной нормы часов), в отдаленных местностях нашей Родины или на Крайнем Севере включается в выслугу как 1 месяц за 2.

Денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсии

Военные пенсии исчисляются из денежного довольствия (ДД) военнослужащих и сотрудников силовых структур. В состав ДД включают:

  • должностной оклад (оклад по воинской должности);
  • оклад по воинскому или специальному званию (без учета повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
  • надбавки, положенные за выслуженные года (стаж службы);
  • выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Если перед увольнением был перевод по состоянию здоровья с летной должности, службы на подводной лодке или атомном корабле на другую менее оплачиваемую должность, то возможно принять при расчете пенсии довольствие до перевода по этому основанию.

Однако, величина денежного довольствия при подсчете размера пенсии учитывается не в полном размере, а с применением понижающего коэффициента. С 1 октября 2020 г. учитывается только 73,68% от ДД (то есть коэффициент 0,7368).

Размер пенсии за выслугу лет

Размер пенсионного обеспечения военных пенсионеров напрямую зависит от следующих факторов:

  • количества лет выслуги;
  • должности и звания, с которым военный вышел на пенсию;
  • наличия у него классного чина;
  • наличие иждивенцев.

Согласно ст. 14 закона № 4468-1, военная пенсия по выслуге лет устанавливается в следующих размерах:

  1. Гражданам, имеющим 20 и более лет выслуги: 50% от величины ДД + 3% от ДД за каждый год службы свыше нормативных 20 лет. В сумме может быть учтено не более 85% суммы денежного довольствия.
  2. Гражданам, имеющим 25 лет общего стажа, из которых не менее 1,5 лет военной или приравненной к ней службы: 50% от денежного довольствия + 1% ДД за каждый год стажа сверх 25 лет.

Если военнослужащий или сотрудник силовых структур повторно определиться на службу, при последующем увольнении пенсия будет возобновлена исходя из общего стажа и выслуги на дату последнего увольнения.

Пример

Капитан уволен из рядов вооруженных сил РФ по окончанию контракта. Его выслуга на дату увольнения составляет 26 лет 5 месяцев 12 дней. Размер пенсии составит: 50% ДД (за выслугу) + 6 × 3% ДД (за стаж сверх 20 лет) = 68% денежного довольствия на момент увольнения.

Старший лейтенант МВД РФ, у которого выслуга при увольнении составляет 15 лет 5 месяцев 12 дней, кроме этого, имеется общий стаж 11 лет 1 месяц 15 дней. Смешанный стаж составляет 27 лет 6 месяцев 27 дней. Тогда размер пенсионного обеспечения будет равен: 50% ДД (за 25 лет общего стажа) + 2% ДД (за стаж сверх нормы) = 52% денежного довольствия на момент увольнения.

Соответственно, пенсия при смешанном стаже, как правило, меньше, чем при наличии выслуги от 20 лет.

Надбавки, увеличения и повышения пенсии рассчитываются из размера социальной пенсии, предусмотренной статьей 18 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — закон № 166-ФЗ) — это социальная пенсия по старости. В связи с увеличение размера такой выплаты, надбавки военнослужащим и силовикам тоже подлежат пересмотру.

Увеличение пенсии военным пенсионерам

Повышение размера военной пенсии по выслуге лет осуществляется тремя способами:

  • за счет индексации денежного довольствия военнослужащих и силовиков;
  • из-за корректировки понижающего коэффициента, применяемого при расчете;
  • за счет повышения соответствующих прибавок к пенсии, связанного с индексацией социальной пенсии по старости.

К примеру, в 2020 году произойдет индексация окладов военнослужащих на 3%, в связи с чем изменятся размеры пенсии по выслуге лет.

Такое повышение запланировано на 1 октября, а коэффициент индексации определен исходя из уровня инфляции в прошедшем году.

Все надбавки к пенсии, положенные военнослужащими и силовикам, изменятся в связи с индексацией на 7% размера социальной пенсии с 1 апреля.

Надбавки к военной пенсии

При возникновении определенных обстоятельств в соответствии со ст. 17 закона № 4468-1 военнослужащим и силовикам устанавливаются надбавки к пенсии. Размер таких доплат определяется в процентном выражении от расчетного размера пенсии — по закону это сумма социальной пенсии по старости (с 01.04.2019 г. это 5283,85 руб.

Ссылка на основную публикацию