Статья 12. техническое расследование причин аварии

Техническое расследование аварий направлено на установление обстоятельств и причин аварий, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению её последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

  • Комиссия назначается приказом по территориальному органу Ростехнадзора.
  • В зависимости от конкретных обстоятельств, специальная комиссия может быть создана по решению Ростехнадзора во главе в его представителем.
  • Комиссия по техническому расследованию причин аварий должна неза­медлительно приступить к работе и в течение 10-ти дней составить акт рассле­дования и другие необходимые документы и материалы.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и технических устройств, решением комиссии по техническому расследованию аварий могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

  1. В ходе расследования комиссия:
  2. • производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;
  3. • опрашивает очевидцев аварий, получает письменные объяснения от должностных лиц;
  4. • объясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;
  5. • выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
  6. • выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;
  7. • проверяет соответствие объекта иди технологического процесса проектным решениям;
  8. • проверяет качество принятых проектных решении;
  9. • проверяет соответствие области применения оборудования;
  10. • проверяет наличие и исправность средств защиты;
  11. • проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
  12. • устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрение технической документации, экспертного заклю­чения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

  • • предлагает меры по устранению причин аварий, предупреждению
  • возникновения подобных аварий;
  • • определяет размер причиненного вреда, включающие прямые потери, социально-экономические потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
  1. Расчет экономического ущерба от аварий осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным и уста­новленном порядке.
  2. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующий опасный производственный объект, на котором произошла авария.
  3. Материалы по расследованию
  4. Материалы расследования должны включать:
  5. а) приказ о назначении комиссии для расследования причин аварий:
  6. б) акт технического расследования аварии по форме, к которому прилагаются:
  7. • протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото
  8. • распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

• заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.д.;

  • • протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
  • • справки об обученности и проведения инструктажа по технике безопасности и проверки знании производственного персонала;
  • • справки о размере причиненного вреда;

• другие материалы. Характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.

Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварии территориальному органу Ростехнадзора, проводившему распределение, соответствующим органам, представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по мере нахождения организации НТЦ «Промышленная безопасность» Ростехнадзора.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

  1. Учет и анализ аварий
  2. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект ве­дет учет аварий, анализирует причины их возникновения, один раз в полугодие представляет в территориальный орган Ростехнадзора информацию о количест­ве аварий, причин их возникновения и принятых мерах.
  3. Территориальные органы Ростехнадзора в течении суток с момента происшедшей аварии передают в Ростехнадзор оперативные сведения об авариях на опасных производственных объектах.
  4. Учет аварий осуществляется в соответствии с примерным перечнем ви­дов аварий по отраслям надзора.
  5. Материалы по результатам расследованиям причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварий и прилагаемых мер, рассматриваются на советах территориальных органов Ростехнадзора, коллегии Ростехнадзора, коллегиях Федеральных органов исполнительной власти с уча­стием представителей Росинспекции по ОТ.

Расследование причин аварий на лифтах по новым правилам

Правительство России устранило одну из правовых коллизий в нормативно-правовом регулировании эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов, которая была особенно критична в связи со страхованием ответственности владельцев ОПО.

Появились Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах). Они утверждены Постановлением Правительства России от 23 августа 2014 года № 848.

Отметим, что в настоящее время на рассмотрении в Правительстве находится проект Постановления «О порядке ввода в эксплуатацию и учета лифтов».

Правила устанавливают порядок проведения технического расследования причин аварий, в том числе установление факта аварии и оформление акта технического расследования причин аварии на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — опасные объекты).
Факт аварии устанавливается в ходе проведения технического расследования причин аварии на опасном объекте, результаты которого оформляются актом технического расследования причин аварии на опасном объекте.

Техническое расследование причин аварии на опасном объекте включает в себя установление и документальное фиксирование причин и обстоятельств аварии, определение наличия потерпевших, а также причиненного им вреда в результате аварии, установление лиц, ответственных за причинение потерпевшим вреда, и разработку мероприятий по предупреждению возникновения аварий.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии
ДЬЯКОВ  Иван Григорьевич, генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций»

Проблемы, существующие в части сдачи лифтов в эксплуатацию.

В период проектирования, монтажа, проведения строительного надзора и сдачи в эксплуатацию за лифтами надзирает Росстандарт. В период эксплуатации — Ростехнадзор. Но период перехода из одного состояния в другое может занимать от одного часа до бесконечности. Можно сдать лифт в недостроенном доме, который могут принять через год, два, десять лет.

В это время строительная компания могла возить на нем строительные материалы. К началу эксплуатации от лифта может ничего не остаться. Поэтому очень важно, чтобы Правительством РФ было принято Постановление, регулирующее порядок ввода лифтов в эксплуатацию. При этом хотелось бы, чтобы в этом процессе принимал участие Ростехнадзор.

В настоящее время при сдаче лифтов в эксплуатацию не составляется никаких актов.

К материалам технического расследования причин аварии на опасном объекте относится акт технического расследования причин аварии на опасном объекте и прилагаемые к нему документы об обстоятельствах и причинах аварии на опасном объекте, оформленные по результатам проведенного технического расследования причин аварии.
Расследование и учет несчастных случаев, произошедших на опасном объекте с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. По каждому факту возникновения аварии на опасном объекте осуществляется техническое расследование причин аварии на опасном объекте.

В случае возникновения аварии владелец опасного объекта в течение 24 часов направляет в территориальный орган Рос­тенадзора по месту нахождения опасного объекта извещение об аварии на опасном объекте в соответствии с формой, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Новое: формы извещения об аварии на опасном объекте и формы акта технического расследования причин аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах

Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года № 519 утверждены формы извещения об аварии на опасном объекте и формы акта технического расследования причин аварий на опасных объектах  — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 года (№ 36185). Начало действия документа — с 9 марта 2015 года.
В приложениях к Приказу содержатся:
форма извещения об аварии на опасном объекте (приложение № 1);

форма акта технического расследования причин аварий на опасных объектах (приложение № 2).

При возникновении аварии на опасном объекте владелец опасного объекта принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии за исключением случаев, когда необходимо принять неотложные меры по ликвидации аварии на опасном объекте и (или) сохранению жизни и здоровья людей.

Читайте также:  Статья 40. Ограничения деятельности управляющей компании

При невозможности сохранения обстановки на месте аварии владелец опасного объекта до начала проведения работ по ликвидации аварии на опасном объекте и устранению ее последствий в обязательном порядке обеспечивает фото- и (или) видеофиксацию места аварии для дальнейшей передачи материалов фото- и (или) видеофиксации комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте. Статья 12. Техническое расследование причин аварииВ случае аварии на опасном объекте с причинением вреда жизни, здоровью потерпевших территориальный орган Ростехнадзора в течение 24 часов после получения извещения об аварии на опасном объекте от владельца опасного объекта издает приказ о проведении технического расследования причин аварии на опасном объекте и создании комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте, определяет состав указанной комиссии.
В состав комиссии, предусмотренной п. 7 настоящих Правил, включаются представители:
— территориального органа Ростехнадзора;
— органа местного самоуправления, на территории которого располагается опасный объект;
— владельца опасного объекта;

— страховой компании, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Мероприятия, проводимые в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте

— осмотр, фото- и (или) видеофиксация, составление схем и эскизов
места происшествия и протокола осмотра;
— взаимодействие с аварийно-спасательными подразделениями,
опрос очевидцев аварии, потерпевших;
— выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии;
— выяснение характера нарушений, связанных с условиями эксплуатации
оборудования опасного объекта;
— проверка соответствия опасного объекта проектным решениям;
— проверка правомерности принятых проектных решений и внесения
в них изменений, а также их выполнение;
— проверка соответствия области применения оборудования
опасного объекта;
— проверка квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
— проверка наличия договора страхования;
— проверка наличия технической и разрешительной документации;
— определение допущенных нарушений требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта;
— подготовка предложений о мерах по устранению причин аварии,
предупреждению возникновения подобных аварий;

— определение размера причиненного вреда.

Если страховая компания находится в состоянии банкротства, отсутствует договор страхования или существуют иные причины, вместо ее представителя в состав Комиссии приглашается представитель профессионального объединения страховщиков.
Председателем указанной комиссии назначается должностное лицо территориального органа Ростехнадзора.

В случае аварии на опасном объекте с причинением вреда только имуществу потерпевших техническое расследование причин аварии на опасном объекте производится владельцем опасного объекта.

Владелец опасного объекта в течение 24 часов принимает решение о проведении технического расследования причин аварии на опасном объекте и создании комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте и определяет состав указанной комиссии.

В этом случае в состав комиссии включаются представители:
— владельца опасного объекта;
— органа местного самоуправления, на территории которого располагается опасный объект;
— страховщика.
Председателем указанной комиссии назначается представитель владельца опасного объекта.

На основании решений комиссий председатели комиссий вправе привлечь к проведению технического расследования причин аварии на опасном объекте специалистов, обладающих специальными знаниями, для установления причин и обстоятельств аварии, если такие причины не могут быть установлены без их участия.

Заключения, выданные этими специалистами, являются неотъемлемой частью акта технического расследования причин аварии на опасном объекте. Важно отметить, что к проведению технического расследования причин аварии на опасном объекте запрещается привлекать специалистов, состоящих в трудовых отношениях с владельцем опасного объекта, на котором произошла авария.

Техническое расследование причин аварии на опасном объекте проводится в течение 15 рабочих дней со дня издания приказа (принятия решения) о создании комиссии.

В зависимости от характера аварии на опасном объекте, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз, получения медицинских и иных документов и заключений, а также при возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению технического расследования причин аварии на опасном объекте в установленные сроки, по решению председателя комиссии срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
В ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте комиссии осуществляют следующие мероприятия:
— осмотр, фото- и (или) видеофиксация, составление схем и эскизов места происшествия и протокола осмотра;
— взаимодействие с аварийно-спасательными подразделениями, опрос очевидцев аварии, потерпевших, их доверенных лиц и членов семей, должностных лиц владельца опасного объекта и получение от них письменных объяснений;
— выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии;
— выяснение характера нарушений, связанных с условиями эксплуатации оборудования опасного объекта;
— проверка соответствия опасного объекта проектным решениям;
— проверка правомерности принятых проектных решений и внесения в них изменений, а также их выполнение;
— проверка соответствия области применения оборудования опасного объекта;
— проверка квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
— проверка наличия договора страхования;
— проверка наличия технической и разрешительной документации;
— определение допущенных нарушений требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта, а также технических регламентов и лиц, ответственных за причинение потерпевшим вреда;
— подготовка предложений о мерах по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
— определение размера причиненного вреда.
Результаты технического расследования причин аварии на опасном объекте комиссии оформляют актом технического расследования причин аварии на опасном объекте в соответствии с формой, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащим следующую информацию:
— сведения о владельце опасного объекта;
— характеристики опасного объекта и места аварии, состояние и режим работы опасного объекта до возникновения аварии и во время аварии;
— сведения о квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
— причины возникновения аварии и ее развития;
— выявленные в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте нарушения требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта, а также технических регламентов;
— перечень и описание повреждений оборудования опасного объекта и сведения о потерпевших;
— выявленные в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте недостатки эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившиеся предпосылками аварии или затруднившие ее ликвидацию;
— перечень мероприятий по устранению причин аварии и предупреждению возникновения аварий на опасном объекте;
— перечень лиц, ответственных за причиненный потерпевшим вред.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии
Перечень материалов технического расследования причин аварии на опасном объекте определяется председателями комиссий в зависимости от характера и обстоятельств аварии на опасном объекте. К акту технического расследования причин аварии на опасном объекте прилагается опись материалов, оформленных по результатам проведенного технического расследования причин аварии на опасном объекте.
Председатели комиссий в течение трех дней после подписания акта технического расследования причин аварии на опасном объекте направляют заверенную его копию в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, каждому члену комиссии, а также в адрес потерпевших или их законных представителей.
При возникновении вновь открывшихся обстоятельств либо на основании жалобы, заявления или иного обращения о несогласии с выводами комиссии, а также при поступлении информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка технического расследования причин аварии на опасном объекте, проводится дополнительное техническое расследование причин аварии на опасном объекте в порядке, предусмотренном для проведения технического расследования причин аварии.
Правила утверждены в соответствии с Федеральным законом «Об  обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». При этом Рос­технадзору предписано в трехмесячный срок разработать и утвердить:
— форму извещения об аварии на опасном объекте;

— форму акта технического расследования причин аварий на опасных объектах. 

Служебное расследование при ДТП на предприятии: как и с какой целью проводится?

Много компаний имеют служебные автомобили, управление которых поручено водителям или отдельным сотрудникам. И данные лица в любой момент, управляя данным транспортным средством, могут попасть в дорожно-транспортное происшествие.

При этом порядок действий водителя служебного транспорта отличается от порядка действий водителя, который попал в ДТП на личном транспорте.

Служебное расследование ДТП на предприятии

ДТП при любых обстоятельствах требует расследования. При его проведении предприятие пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

Читайте также:  Статья 3. расчет налогооблагаемой базы

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает предприятию (индивидуальному предпринимателю) пять суток на расследование, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Расследование ДТП на предприятии со смертельным исходом

Расследование ДТП на предприятии со смертельным исходом проводится по той же схеме, что и без жертв. Сотрудник предприятия также собирает всю необходимую информацию, по приказу руководства организуется комиссия и она составляет необходимые документы.

Если вина водителя будет доказана, он понесет не только материальную, но и уголовную ответственность, которая предусмотрена в таких случаях. Каждый отдельный случай рассматривается следователями и выносится соответственное решение.

Правила составления схемы ДТП. О необходимости диагностической карты при ДТП читайте здесь.

Как нарисовать схему ДТП для страховой узнайте по ссылке:

Цель служебного расследования происшествия

  • Проводится расследование для точного установления обстоятельств, причин, условий ДТП, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.
  • Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.
  • В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Порядок проведения служебного расследования при ДТП

  1. Для осуществления процедуры в установленном порядке руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

  2. Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.
  3. Установлению подлежат следующие обстоятельства:
  1. Дата, место, точное время.
  2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.

  3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
  4. Марка, модель транспортного средства.
  5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).

  7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  8. Погодные условия, освещенность и видимость.
  9. Дорожные условия.
  10. Тип груза.
  11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  12. Количество пострадавших.
  13. Материальный ущерб.
  14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

  • Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти отражающих все выявленные обстоятельства разделов, к которому прилагаются схема и снимки места происшествия, списки (если таковые лица имеются) пострадавших, объяснительные причастных лиц, акты проверки состояния транспортного средства и нанесенного ему ущерба.
  • Кроме того, по факту ДТП проводится разбор ГИБДД.
  • Итак, расследование ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время, оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

  Мини-КАСКО – возможность сэкономить на страховке автомобиля

Положение о порядке проведения служебного расследованиядорожно-транспортных происшествий

Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте

Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.

Определение и классификация пожаров.

Классы пожаров Подклассы пожаров Примеры горящих материалов
А горение твердых веществ А1горят тлеющие вещества древесина, бумага и т.п.
А2горят вещества не способные тлеть пластмассы и т.п.
В пожары ЛВЖ и ГЖ В1если ЛВЖ и ГЖ не растворимы в воде бензин, дизтопливо, нефть и т.д.
В2 растворимые в воде ЛВЖ и ГЖ спирты
С горение газов водород, пропан и т.д.
Д горение металлов Д1выделяет горение легких металлов алюминия, магния и т.д.
Д2горение щелочных и других подобных металлов натрия, калия и др.
Д3горение металлосодержащих соединений металлоорганических, или гидридов

Виды электротравм и их анализ. Механизм действия электрического тока на организм человека.

Виды электротравм: местные электротравмы (электрический ожог, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения, электроофтальмия). Особую опасность представляют электрические травмы в виде ожогов.

Электрический ожог появляется в месте контакта тела человека с токоведущей частью электроустановки или электрической дугой. Электроожоги излечиваются значительно труднее и медленнее обычных термических, сопровождаются внезапно возникающими кровотечениями, омертвением отдельных участков тела.

Металлизация кожи — проникновение в ее верхние слои мельчайших частичек металла, расплавившегося под действием электрической дуги. Пострадавший в месте поражения испытывает напряжение кожи от присутствия в ней инородного тела и боль от ожога за счет раскаленного металла. Металлизация наблюдается примерно у 10 % пострадавших.

Механические повреждения возникают в результате резких, судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. В результате могут произойти разрывы кожи, кровеносных сосудов, нервной ткани, а также вывихи суставов и переломы костей.

Электроофтальмия — воспаление наружных оболочек глаз, возникающее в результате воздействия мощного потока ультрафиолетовых лучей, которые поглощаются клетками и вызывают в них химические изменения. Такое облучение возможно при наличии электрической дуги.

Электрические знаки представляют собой четко очерченные пятна серого или бледножелтого цвета круглой или овальной формы с углублением в центре, иногда в виде царапин, ушибов, бородавок, кровоизлияний в коже, мозолей, иногда напоминают форму молнии. В основном электрические знаки безболезненны. Знаки возникают у 20% пострадавших от тока.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда.

Порядок проведения вводного инструктажа по охране труда.

Вводный инструктаж проходят все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты (из пожарной части, медицинские работники и др.).

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов ДНР с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом

Проведение инструктажа включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными и вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний лицом, проводившим инструктаж.

  • Обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности объектов.
  • внедряют научно-технические достижения в противопожарную защи­ту объектов, проводят работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожар­ной опасности технологических процессов производств;
  • обеспечивают выполнение и соблюдение требований нормативных пра­вовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве,, реконструкции, техническом переос­нащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготов­лении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, матери­алов, продукции, машин, приборов и оборудования;
  • создают внештатные пожарные формирования и организуют их ра­боту;
  • содержат в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускают их использования не по прямому назначению;
  • организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не до­пускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
  • обеспечивают разработку плана действий работников на случай возник­новения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;
  • представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризу­ющие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой про­дукции;
  • принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыс­кивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;
  • предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях орга­нам и подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям Рес­публики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты пита­ния и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.
  • В каких случаях должностное лицо Госгорпромнадзора имеет право выдавать работодателю предписание по форме Н-9 о составлении или пересмотре акта по форме Н-5 и Н-1 и взятии их на учет.
  • В случае отказа работодателя составить или утвердить акт по форме Н-5 или Н-1 или несогласия пострадавшего или уполномоченного им лица, которое представляет его интересы или несогласия Фонда, с содержанием указанного акта, поступления жалобы или несогласия с выводами об обстоятельствах и причинах наступления несчастного случая или сокрытия факта наступления несчастного случая,
  • Электрозащитные средства.
  • Основное изолирующее электрозащитное средство Изолирующее электрозащитное средство, изоляция которого длительно выдерживает рабочее напряжение электроустановки и которое позволяет работать на токоведущих частях, находящихся под напряжением
  • Дополнительное изолирующее электрозащитное средство Изолирующее электрозащитное средство, которое само по себе не может при данном напряжении обеспечить защиту от поражения электрическим током, но дополняет основное средство защиты, а также служит для защиты от напряжения прикосновения и напряжения шага
  • К электрозащитным средствам относятся:- изолирующие штанги всех видов;
  • — изолирующие клещи;- указатели напряжения; — сигнализаторы наличия напряжения индивидуальные и стационарные; — устройства и приспособления для обеспечения безопасности работ при измерениях и испытаниях в электроустановках (указатели напряжения для проверки совпадения фаз, клещи электроизмерительные, устройства для прокола кабеля);
  • — диэлектрические перчатки, галоши, боты;- диэлектрические ковры и изолирующие подставки;- защитные ограждения (щиты и ширмы);- изолирующие накладки и колпаки;- ручной изолирующий инструмент;- переносные заземления;
Читайте также:  Статья 12. Работники Судебного департамента

Порядок технического расследования причин аварии

Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных про­изводственных объектах.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России.

В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осу­ществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разреши­тельные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного са­моуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, ор­ганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) орга­на (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, стра­ховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законо­дательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора Рос­сии.

В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий ава­рии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем.

В состав специальной комиссии могут быть также включены представители органов, указанных в пункте 1.5.1 по согласованию с ними.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правитель­ство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комис­сии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной ко­миссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлитель­но приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования по форме приложе­ния 1 и другие необходимые документы и материалы, перечисленные в разделе 3 настоящего Положения.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

  • В ходе расследования комиссия:
  • производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии; взаимодействует со спасательными подразделениями;
  • опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц; выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возник­новения;
  • выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации обо­рудования;
  • выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности; проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
  • проверяет качество принятых проектных решений; проверяет соответствие области применения оборудования;
  • проверяет наличие и исправность средств защиты;
  • проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
  • устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рас­смотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;
  • определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допус­тивших эти нарушения;
  • предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
  • определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-эко­номические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причи­ненный окружающей природной среде.
  1. Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объек­те которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.
  2. Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем орга­низации, проводившей расчет.
  3. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осущест­вляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 279 («Российская газета» № 59 (2168) от 30.03.99).

  • Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными тру­довыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения «О порядке расследования несчастных случаев на производстве», уста­навливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.
  • ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ
  • Материалы расследования должны включать:
  • • приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;
  • • акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прила­гаются:
  • • протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеомате­риалами;
  • • распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть не­обходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

• заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходи­мыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

  1. • докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспаса­тельных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб пред­приятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
  2. • протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
  3. • справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и про­верке знаний производственного персонала;
  4. • справки о размере причиненного вреда;
  5. • форму учета и анализа аварий согласно приложению 3;
  6. другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от ава­рии.
  7. Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает ма­териалы расследования аварий Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объедине­нию профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ «Промыш­ленная безопасность» Госгортехнадзора России.
  8. По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и послед­ствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, предста­вители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследо­ванию аварии.

Ссылка на основную публикацию