Статья 19. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Российская федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в статьи 7 и 285 федерального закона «о статусе военнослужащих»

Принят Государственной Думой                              19 февраля 2019 года

Одобрен Советом Федерации                                   27 февраля 2019 года

Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2006, № 50, ст. 5281; 2009, № 7, ст. 769; 2013, № 48, ст. 6165; 2016, № 7, ст. 908) следующие изменения:

  • 1) в статье 7:
  • a) в пункте 1 слова «и военную» заменить словами «или иную охраняемую законом»;
  • б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
  • «11. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:
  • позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;
  • о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
  • о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
  • о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.»;
  • в) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
  • «12. Положения пункта 11 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:
  • если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;
  • если предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;
  • если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.»;
  • г) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13.

 При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее — электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.»;

д) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14.

 Положения пункта 13 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 13 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.»;

2) пункт 2 статьи 285 дополнить абзацем следующего содержания:

«нарушение запретов, установленных в пунктах 11 и 13 статьи 7 настоящего Федерального закона.».

  1. Президент Российской Федерации                              В.Путин
  2. Москва, Кремль
  3. 6 марта 2019 года
  4. № 19-ФЗ

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона. Граждане и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Комментарий к статье 25Юридическая ответственность граждан и организаций — пользователей земли (собственников, арендаторов и др.) за нарушения правил ведения государственного земельного кадастра не может возникнуть произвольно.

Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные действия, являющиеся правонарушениями. Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны.

С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой — лишь угроза его применения. В последнем случае она предупреждает пользователя земли от совершения неправомерных действий, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение.

В материальной своей форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.

Например, землепользователь, собственник, землевладелец, арендатор земли умышленно сообщил органам, ведущим кадастр, ложные сведения или некачественно выполнил возложенные на него обязанности, в частности, несвоевременно их представил. В этих случаях он несет административную ответственность в виде штрафа, что не освобождает его от надлежащего исполнения обязанности (правильно и в срок).

Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание (или напоминание) о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции). Тем самым предупреждается совершение правонарушения.

От предупреждения следует отличать пресечение правонарушения, когда оно, так сказать, в стадии совершения, но пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию Росземкадастра — государственных органов, ведущих кадастр. При более серьезных правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности.

Например, в тех случаях, когда органы Росземкадастра выявили виновное массированное загрязнение земель, повлекшее за собой крупный материальный ущерб. По общему правилу ответственность за нарушение комментируемого Закона, как и за нарушение земельного законодательства, может наступать лишь при наличии так называемого «полного состава правонарушения».

Это означает, что в действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е.

Читайте также:  Статья 20. Международные связи и контакты

нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: искажение сведений земельного кадастра, порча земель, скрываемая виновным, другие отрицательные явления, нарушающие порядок ведения земельного кадастра; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, если порча земель, сколь бы значительной она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, если нет чьей-либо вины, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии земель должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г.

N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обратил внимание судов на то, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно — природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2 Постановления). Хотя эти положения Верховного Суда не называют последствий экологических правонарушений для государственного земельного кадастра, но они, безусловно, могут быть, поскольку всегда, если на них не прореагировать, такие правонарушения приводят к серьезным (возможно, массовым) искажениям учетных данных кадастра. ———————————

Российская газета. 1998. 24 ноября.Российское законодательство предусматривает несколько видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. Это дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско — правовая (имущественная) ответственность. Необходимо четко различать эти виды (формы) ответственности, т.к.

каждый из них наступает путем применения норм различных отраслей законодательства, соответственно трудового, административного, уголовного, гражданского. Уголовная ответственность возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены подп. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации.

Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения комментируемого Закона и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в Уголовном кодексе Российской Федерации. Кодекс содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям.

По статье 170 регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. Статья 254 устанавливает ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение ее плодородного слоя. Под загрязнением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и организмов. Под отравлением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов в количестве, делающем невозможным использование земли. Уголовно наказуемый вред, причиняемый почве, часто происходит одновременно с другими наказуемыми в уголовном порядке действиями. В Уголовном кодексе они называются экологическими преступлениями (гл. 26). Органы Росземкадастра, осуществляя свои функции государственного контроля за правильным использованием и охраной земель, не могут проходить мимо этих фактов и не принимать соответствующих мер (не направлять материалы прокурору для возбуждения уголовного дела). Статьей 246 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Объектом преступления в этих случаях является окружающая среда, в том числе земли, водные источники, флора и фауна. Суть преступления заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Они характеризуются рядом нормативно — правовых актов, например Федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения». Под производством работ понимаются процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объекта и иные этапы. Проектирование заключается в составлении проекта объекта, влекущего за собой определенные правовые последствия. Под размещением объектов понимается деятельность по определению их места расположения. Строительство объектов предполагает их сооружение, реконструкцию и т.п. Ввод в эксплуатацию есть процедура сдачи объекта и его приемки, введение в действие. Эксплуатация объекта предполагает его использование по прямому назначению. Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение, превышение установленных нормативов доз облучения. Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека.

Читайте также:  Статья 12. несменяемость судьи

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г.

N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил судам, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и нормальному хозяйственному использованию. ———————————

Российская газета. 1998. 24 ноября.Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Иными тяжкими последствиями могут быть загрязнение водоемов, повреждение береговых насаждений, гибель посевов, общее ухудшение состояния окружающей природной среды. При наступлении вредных последствий необходимо установить причинную связь между нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ и наступившими последствиями.

Преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к вредным последствиям. Правила охраны окружающей среды при производстве работ могут быть нарушены и умышленно, и неосторожно. Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

В ней установлено, что производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Согласно той же статье объектом преступления является экологическая безопасность населения, что непосредственно связано с состоянием окружающих земельных угодий.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 .

Правила использования и обращения с экологически опасными веществами и отходами определяются также рядом других нормативных правовых актов, в частности Федеральными законами от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» и от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии».

———————————

Введение ответственности за нарушения 187-ФЗ

Уголовная практика по делам, связанным с неправомерным воздействием на критическую информационную структуру Российской Федерации, уже начинает складываться:

По трём случаям рано делать далеко идущие выводы, но важно отметить, что для целей ст.274.1 УК РФ совершенно не важно, было ли проведено Категорирование объектов КИИ и какие категории значимости были присвоены.

Данная статья касается критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в целом, в самом широком её понимании.

В принципе — логично: формальности формальностями, но если вред был причинён, то какая разница, оформлены ли у Субъекта КИИ правильно все документы и создана ли система безопасности?

  • Тем не менее, законодатели не оставляют попыток ввести ответственность и за иные нарушения требований по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.
  • Первая версия соответствующего проекта была опубликована ещё в марте этого года:
  • Проект принят не был и вот 18 октября была предпринята новая попытка:
Читайте также:  Статья 32.6. ограничение или приостановление действия лицензии

Предложенный текст ничем не отличается от того, что был подготовлен ранее по итогам общественного обсуждения. Единственное различие — в сроке действия. В новой версии добавлена отсрочка 10 дней:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Обозревать проекты законов — дело неблагодарное, так как финальный текст может измениться, но раз предпринимается вторая попытка и текст остался тот же, то есть смысл изменить этому правилу.

Итак, вот за что и какие наказания предполагается ввести (оКИИ и сКИИ — объекты и субъекты КИИ, СБ ЗО КИИ — системы безопасности значимых объектов КИИ, НПА — нормативно-правовые акты).

Статья 13.12.1. Нарушение требований в области обеспечения безопасности КИИ РФ

  1. Нарушение порядка категорирования оКИИ, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.15 настоящего Кодекса:
    • должностные лица: штраф от 10 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 50 до 100 тыс руб
  2. Нарушение требований к созданию СБ ЗО КИИ РФ и обеспечению их функционирования, установленных федеральными законами ‎и принятыми в соответствии с ними иными НПА РФ, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния:
    • должностные лица: штраф от 10 до 40 тыс руб
    • юрлица: штраф от 50 до 100 тыс руб
  3. Нарушение требований по обеспечению безопасности ЗО КИИ РФ, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, ‎за исключением случаев, повлекших причинение вреда КИИ РФ, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния:
    • должностные лица: штраф от 10 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 50 до 100 тыс руб
  4. Нарушение порядка информирования о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении ЗО КИИ РФ, установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными НПА РФ:
    • должностные лица: штраф от 10 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 150 до 200 тыс руб
  5. Нарушение порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между сКИИ РФ, между сКИИ РФ и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты:
    • должностные лица: штраф от 20 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 100 до 200 тыс руб

Статья 19.7.15. Непредставление сведений, предусмотренных законодательством в области обеспечения безопасности КИИ РФ

  1. Непредставление или нарушение сроков представления в ФОИВ, уполномоченный в области обеспечения безопасности КИИ РФ, сведений о результатах присвоения объекту КИИ РФ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, предусмотренных законодательством в области обеспечения безопасности КИИ РФ
    • должностные лица: штраф от 10 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 50 до 100 тыс руб
  2. ‎Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ГосСОПКА информации, предусмотренной законодательством в области обеспечения безопасности КИИ РФ:
    • должностные лица: штраф от 10 до 50 тыс руб
    • юрлица: штраф от 150 до 500 тыс руб

Первые четыре части ст. 13.12.1 касаются только значимых объектов, а пока Категорирование не проведено и его результаты не приняты ФСТЭК России, объекты значимыми не считаются, да ещё и нарушить сроки из части 1 ст. 19.7.

15 можно только госорганам и госучреждениям, но формулировка «Непредставление или нарушение сроков представления» позволяет наложить штраф и тогда, когда срок предоставления не установлен: обязанность по представлению есть, но сведения не представлены — вот и нарушение.

Получается, что тянуть с Категорированием нет смысла — штраф до 100 тыс на юрлицо ведь может быть применён и неоднократно. После Категорирования в случае появления ЗО КИИ ещё, правда, придётся создавать СБ ЗО КИИ, но вряд ли кто-то из субъектов КИИ, владеющих значимыми объектами, всерьёз рассматривает вариант жёсткой конфронтации и принципиального неКатегорирования.

Другое дело, что не совсем понятно, как быть ФСТЭК России, когда субъект Категорирование выполнил, но ЗО КИИ у себя специально «не нашёл», хотя по идее они у него должны быть. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Возвращаясь к планируемой ответственности — штрафы за нарушения во взаимодействии с ГосСОПКА (да, не совсем корректно так говорить, но зато проще) из частей 4 и 5 ст. 13.12.1 и части 2 ст. 19.7.15 повыше, чем за другие нарушения, да и получить их можно по любым объектам, не важно даже — они признаны незначимыми или просто ещё не прокатегорированы.

Так что затягивать с внедрением у себя в организации процесса информирования о компьютерных инцидентах явно не стоит. Покупать дорогостоящие решения или платить кому-то за сервис «по взаимодействию с ГосСОПКА» вовсе не обязательно, но определить ответственного и утвердить соответствующий регламент вполне по силам практически любой организации.

 Загрузка …

Ссылка на основную публикацию