Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

В современной России достаточно судов, занимающихся рассмотрением уголовных, гражданских и арбитражных дел, вынесением приговоров и решений, удовлетворением исков или отказами в них. Но есть еще один суд, изучающий и оценивающий дела, связанные исключительно с соблюдением Конституции РФ, следящий за соответствием ей государственных нормативных актов. Называется он Конституционным.

Содержание статьи

  • Какие дела рассматривает конституционный суд
  • Как написать в конституционный суд
  • Каков порядок рассмотрения обращений граждан в Следственном комитете РФ

У стен Белого дома

Родившись в октябре 1991-го, российский КС (Конституционный суд) сразу же оказался вовлечен в борьбу, развернувшуюся между президентом Борисом Ельциным и его бывшими соратниками, а потом и противниками Александром Руцким и Русланом Хасбулатовым.

Пусть ни в атаках на Белый дом в Москве, ни в его обороне суд участия не принимал, но его глава Валерий Зорькин являлся одним из тех, кто присутствовал на переговорах по выходу из конституционного кризиса.

Готовил Зорькин и текст соглашения Ельцина с оппонентами, возможно, спасшее множество жизней.

Именно КС рекомендовал отсрочить внесение поправок, существенно ограничивавших полномочия президента страны, до общенародного референдума в апреле 93-го. И участники конфликта, грозившего России новой Гражданской войной, с ним тогда согласились. Правда, мир длился недолго.

К слову, антипрезидентские решения суда, принятые накануне случившихся в октябре 1993-го трагических событий в Москве, Борис Ельцин оценил, что естественно, отрицательно. А распустив суд, вскоре создал другой.

По новому закону судьи лишались права рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность политических и законотворческих поступков первых лиц страны и партий.

Законные полномочия

  • Список дел, по которым могут выносить решения 19 российских судей, ограничен статьей 125 Конституции РФ. Судопроизводство осуществляется ими исключительно по мотивированным запросам президента и правительства, Совета Федерации и Государственной думы, а также Верховного и Высшего арбитражного суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, пожелавших проверить на соответствие Конституции:— федеральные законы;— другие принятые президентом, правительством и депутатами Совета Федерации и Государственной Думы нормативные акты;— Конституции и иные нормативные документы республик и областей, входящих в состав РФ, касающиеся вопросов государственной власти;— договоры между органами федеральной власти и субъектами РФ;
  • — международные договоры страны, не вступившие в законную силу.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Кроме того, суд может рассматривать споры о компетенции между государственными властными органами, между госорганами субъектов федерации, между последними и аналогичными федеральными.

В полномочия КС также входят толкование Конституции и проверка конституционности закона, применение которого в суде вызвало обоснованную жалобу гражданина.

Например, в июне 2014 года КС изучил соответствие Конституции части 11 статьи 3 закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и признал, что некоторые ее положения нарушают конституционные права граждан.

После чего рекомендовал законодателю изменить механизм материального возмещения вреда членам семьи погибшего военнослужащего, не являющимися его родителями или родственниками, но имеющими равные с ними права.

«Громкие» дела

Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

  • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
  • Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
  • В случаях, если обращение:
  • 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • 2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
  • 3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом;

5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

  1. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
  2. В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. 
  3. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.
  4. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.

В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.

При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д.

Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.

На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда РФ для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению.

Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.

Обращение в Конституционный Суд РФ и предварительное рассмотрение обращений | Студент-Сервис

Обращение в Конституционный Суд РФ регламентировано главой 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределённость в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

Обращение может быть направлено в Конституционный Суд РФ в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В обращении должны быть указаны:

  • Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
    наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • нормы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
  • точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
  • конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;
  • позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
  • требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;
  • перечень прилагаемых к обращению документов.
Читайте также:  Законодательство в сфере нотариата и адвокатуры - советы юриста

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются:

  • текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.  Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с ч. 1 ст.

38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с одной копией.

 В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, возврата или зачёта государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учётом особенностей, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».  Конституционный Суд РФ своим решением может освободить гражданина, с учётом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить её размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного прядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Предварительное рассмотрение обращений регламентировано главой 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

  • явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (допустимость жалобы) срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон.

Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу. Заявитель после устранения недостатков вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нём вопросы.

 Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения.

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в заседании не позднее трёх месяцев с момента регистрации обращения.

О принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны.

 В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

  • разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;
  • по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с ч. 1 ст. 85 (допустимость запроса) или ч. 2 ст. 101 (обращение в Конституционный Суд РФ) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;
  • акт, конституционность которого оспаривается, был отменён или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Процедура рассмотрения обращения в Конституционном суде РФ — Коллегия Адвокатов Центральный регион Московской области

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Конституционным суд Российской Федерации решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лица с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным суд Российской Федерации.

  • Решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению выносится в случаях:
  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Российской Федерации;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
  • 3) по предмету обращения Конституционным судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Российской Федерации, производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Обращение может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании  Конституционного суда Российской Федерации или в заседаниях палат принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы.

Неявка стороны или ее представи­теля в заседание суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила постановления Конституционного суда Российской Федерации о признании акта неконституционным может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжа-закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным судом Российской Федерации. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:

  1. о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
  2. о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, случае, если Конституционный суд Российской Федерации признал закон примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Читайте также:  Статья 6. Благотворительная организация

В случае признания федерального закона или закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 ФКЗ «О Конституционном суде» за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего акта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

  1. уплаченная государственная пошлина;
  2. расходы на оплату услуг представителей;
  3. расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  4. связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;
  5. компенсация за фактическую потерю времени.

Адрес для обращения и контакты:

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

Электронная почта: [email protected], справочные телефоны приемной — (812) 404-33-11, (812) 404-31-99. Приемная Конституционного суда РФ осуществляет прием граждан по адресу: Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1, в понедельнике вторник, среду и четверг, с 10.00 до 17.00, в пятницу — с 10.00 до 16.00.

В Приемной КС РФ можно подать жалобы в Конституционный суд России, а также получить дополнительную информацию по вопросам подговтовки обращения в КС РФ.

Представительство Конституционного суда РФ:

Адрес: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3. Справочные телефоны приемной: (495) 606-15-58,   (495) 606-92-15.

Приемная представительства Конституционного суда РФ осуществляеи прием граждан по рабочим дням с 10.00 до 17.00.

В приемной представительства можно получить дополнительную имформацию по вопросам подготовки обращения в КС РФ.

Жалобы в КС РФ следует направлять по адресу: 190000, г. Сак Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

Право граждан на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации ограничено сроком

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ФКЗ о КС РФ) от 21.07.1994 № 1-ФКЗ чрезвычайно важной для граждан является Глава XII, очень кратко определяющая порядок рассмотрения дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

С февраля 2011 года было существенно ограничено право граждан на подачу жалобы в Конституционный Суд РФ (КС РФ).

  До ограничения гражданин, защищая свои права и свободы, был вправе подать жалобу как по завершенному делу, так и по делу, рассмотрение которого начато в суде или ином органе. Но Федеральным конституционным законом от 3.11.2010 г. № 7-ФКЗ в ст.

97 ФКЗ о КС РФ были внесены изменения, которые исключили возможность проверки конституционности закона по делам, рассмотрение которых не разрешено.

Тогда же были исключены и слова «ином органе», которые содержались в пункте 2 ст.97 ФКЗ о КС РФ в последней части предложения «или начато в суде или ином органе, применяющем закон».

Моё мнение осталось прежним. Я считаю, что такие изменения противоречат ч.3 ст.55 Конституции РФ, т. к. отсутствуют основания для подобного ограничения прав граждан. 

Кроме того, эти изменения вступили в противоречие с частью 4 ст.125 Конституции РФ, где указано, что КС РФ «по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле в порядке, установленном федеральным законом».

В Конституции РФ в этой части всё осталось по прежнему. Тем не менее, КС РФ уже длительное время работает по жалобам граждан в этой части не на основании нормы Конституции РФ, а на основании изменённой нормы ФКЗ о КС РФ. Теперь принято еще одно ограничение. Федеральным конституционным законом от 4.06.2014 г. № 9-ФКЗ впервые введено ограничение для обращения граждан с жалобами в КС РФ, в виде установления ограничительного срока для обращения один год.  Причём восстановление срока не предусмотрено. Для этого часть 2 ст.40 ФКЗ о КС (на которую ссылается Секретариат КС РФ, возвращая жалобы) дополнена пунктом 5-ым следующего содержания:

  • «5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон».
  • «2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде». 
  • «2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон».
  • «Суд при пересмотре в случаях, установленных процессуальным законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации, обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого закона».
  • Тут стоит задуматься над тем, как и с какими возможными результатами это положение будет применяться!

А дважды изменённая за эти годы редакция пункта 2 ст.97 ФКЗ о КС теперь выглядит так: До этих изменений редакция пункта 2 была такой:  Никаких сроков для обращения не существовало. Законодательным органом опять была нарушена часть 3 ст. 55 Конституции РФ, которая позволяет ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в допустимых мерах. И во втором случае введённое ограничение не вызывается необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Т.е. конституционные основания для ограничений прав и свобод человека и гражданина, и в предыдущем и в этом случае, отсутствовали.  Но судьи КС РФ согласно присяге клялись исполнять свои обязанности, подчиняясь только Конституции РФ, ничему и никому более (ст.10 ФКЗ о КС)!  Выходит присягу они не исполняют! И ещё. Обратите внимание на содержание новой второй части, внесённой в ст.101 ФКЗ о КС:

Предварительное рассмотрение обращений в Конституционный Суд РФ

Указанная стадия включает в себя несколько подвидов рассмотрения обращений. Во-первых, все обращения, поступающие в Конституционный Суд предварительно изучаются Секретариатом Конституционного Суда и подлежат обязательной регистрации.

Во-вторых, на указанной стадии Секретариат Конституционного Суда может признать поступившее обращение не соответствующим Федеральному конституционному закону в случаях если:

  • — обращение не подведомственно Конституционному Суду;
  • — обращение по форме не отвечает требованиям Федерального конституционного закона;
  • — обращение исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • — обращение не оплачено государственной пошлиной;
  • — обращение не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного ст. 97 Федерального конституционного закона (Допустимость жалобы) срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон.

Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу.

Заявитель после устранения недостатков, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

В случае если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат Конституционного Суда может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы[1].

Читайте также:  Статья 64 АПК РФ. Доказательства (действующая редакция)

В-третьих, Председатель Конституционного Суда в порядке, установленном Конституционным Судом, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда[2].

В-четвертых, решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. Стороны уведомляются о принятом Конституционным Судом решении.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом[3].

В-пятых, Конституционный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

  • — разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;
  • — обращение в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона не является допустимым;
  • — по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с ч. 1 ст. 85 или ч. 2 ст. 101 Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;

— акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия[4].

Также необходимо отметить, что обращение в Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается[5].

С большим интересом прочитал статью е

Секретариат КС РФ: практические аспекты реализации прав заявителя

С большим интересом прочитал статью е. В. Тарибо «Секретариат КС РФ: статус, полномочия, функции» («ЭЖ-Юрист», 2006, N 25), при этом целиком и полностью разделяю отдельные выводы автора.

В тоже время, на основании анализа результатов четырех обращений в Конституционный Суд РФ, последующей переписки с должностными лицами Управления конституционных основ частного права Секретариата КС РФ и трех судебных разбирательств, считаю необходимым дополнительно осветить ряд аспектов деятельности Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом итоговые выводы существенно отличаются от тех, которые излагаются Начальником Управления конституционных основ административного права Секретариата Конституционного Суда РФ Е.В. Тарибо.

В настоящей статье речь идет о правах заявителя, не согласного с выводом Секретариата КС РФ о несоответствии Жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде и повторно обратившего в Конституционный Суд РФ (п.п. 4 ч. 2 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

«В рамках стадии предварительного рассмотрения обращений Секретариат наделен правом от своего имени самостоятельно уведомлять заявителя о несоответствии его обращения требованиям, установленным ФКЗ.

Важно отметить, что заявитель также вправе потребовать принятия решения по поставленному им вопросу непосредственно КС РФ. В случае, когда Суд приходит к выводу об обоснованности уведомления Секретариата, он принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.

При этом факт уведомления отмечается непосредственно в решении Суда, тем самым подчеркивается участие Секретариата в изучении обращения и его особая роль в осуществлении конституционного судопроизводства.

Подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства«.

В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 40 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» «… Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона».

При этом «заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу».

Частью 1 § 10 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации установлен порядок рассмотрения Конституционным Судом РФ повторного обращения заявителя, не согласного с выводом Секретариата о несоответствии жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде: «Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям … провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в пленарном заседании».

С учетом положений статьи 41 Закона о Конституционном Суде под «результатами проверки» следует понимать Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ, которое докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ.

И вот тут мы логически подходим к обоснованию права заявителя, имеющего существенной значение в данной стадии конституционного судопроизводства  — права на ознакомление с содержанием Заключения судьи (судей) и представлении своих возражений  устно (на пленарном заседании) или письменно) путем направления возражений в адрес Суда до пленарного заседания) по содержанию указанного Заключения.

Кроме того, в ходе подготовки и направления обращений в Конституционный Суд РФ в 2005-2006 гг.

выявлены три случая нарушения Секретариатом Конституционного Суда РФ (в лице должностных лиц Управления конституционных основ частного права) требований Закона и Регламента, выразившихся в возврате заявителям повторно направленных Жалоб и прилагаемые к ним документов приотсутствии соответствующего решенияКонституционного Суда РФ.

Также было установлено, что должностными лицами указанного подразделения Секретариата КС РФ не всегда соблюдаются сроки рассмотрения обращений (Жалоб, и иных обращений) заявителей, а также игнорируют доводы заявителей, изложенные в обращениях.

  • Поэтому считаем уместным дополнительно выделить следующие права заявителя, необходимые для реализации его прав и законных интересов, нарушаемых должностными лицами Секретариата Конституционного Суда РФ.
  • Ø      Право на получения ответа из Секретариата Конституционного Суда РФ в 30-дневный срок.
  • Ø      Право на обжалование действий должностного лица Секретариата Конституционного Суда РФ путем направления жалобы в адрес вышестоящего должностного лица.
  • Ø      Право на обжалование действий должностного лица Секретариата Конституционного Суда РФ в судебном порядке.
  • Рассмотрим их по порядку.
  • § 2. Право на получения ответа в 30-дневный срок

Законом о Конституционном Суде не установлен срок рассмотрения Секретариатом КС РФ повторного обращения (Жалобы) заявителя и направления соответствующего уведомления о результатах рассмотрения в его адрес. В ч.

1 § 10 Регламента упоминается о месячном сроке, предоставленным судье (судьям) Конституционного Суда РФ для проверки повторной Жалобы и представления на ближайшее пленарное заседание Заключения.

Однако это не решает проблемы в целом, да и пленарные заседания проводятся с учетом отпуска судей Конституционного Суда РФ.

Поэтому Секретариат КС РФ обязан соблюдать требования  пункта 9 Указа Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г. N 1662-X, с изменениями от 2 февраля 1988 г.), в котором установлены следующие сроки рассмотрения Заявления и Жалобы:

«Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления … в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление».

Таким образом, предельный срок рассмотрения Секретариатом КС РФ повторной Жалобы заявителя и направления уведомления о факте передаче Жалобы судье (судьям) Конституционного Суда РФ  для  ее проверки и подготовки Заключения, не должен превышать 30 дней. Конечно, более логичным было бы настаивать на 15 дневном предельном сроке, т.к.

на данном этапе деятельность Секретариата КС РФ минимальна, и заключается в передаче повторной Жалобы и прилагаемых к ней документов Председателю Конституционного Суда РФ.

Однако вступающий в силу со 2 ноября 2006 г Федеральный закон  от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» в статье 12 устанавливает  именно 30-дневный срок со дня регистрации письменного обращения..

Следует отметить, что указанный срок рассмотрения вполне применим и  в случаях рассмотрении Секретариатом КС РФ «первичного» обращения заявителя, так как на практике он также не всегда соблюдается. 

§

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]