Раздел IV. Вооруженные силы российской федерации, другие войска, воинские формирования и органы

Вооруженные силы в любом государстве являются ключевым элементом обеспечения обороноспособности страны. Надлежащее управление ими зависит от правильной их организации. Структура Вооруженных Сил РФ обеспечивает быстрое и правильное выполнение функций, возложенных законодательно на государственную военную организацию страны.

Структура ВС РФ

Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России.

ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.

Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.

Территориальная структура

На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:

  1. Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
  2. Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
  3. Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
  4. Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.

Структура вооруженных сил РФ на схеме:

Виды ВС

Основным элементом Вооруженных Сил являются виды ВС. В военном ведомстве России законом установлено наличие трех видов вооруженных сил: Военно-воздушных сил, Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

Сухопутные войска

На сегодняшний день Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооруженных сил России.

Основная их функция — ведение наступательных действий, целью которых является разгром противника, захват и удержание его территории, отдельных районов и рубежей, отражение вторжения на территорию страны противника и его крупных десантов, нанесения артиллерийских и ракетных ударов на большую глубину. В свою очередь Сухопутные войска организационно состоят из родов войск. Данные рода войск могут выполнять задачи самостоятельно или же совместно.

Мотострелковые войска (МСВ) – наиболее многочисленный род войск в составе Сухопутных войск. Также являются наиболее многочисленным родом войск. На сегодняшний день на вооружении мотострелковых войск находятся БТР и БМП, которые должны обеспечить мобильность пехоты. МСВ организационно состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений.

Мотострелковые, танковые, артиллерийские и прочие подразделения и части могут входить в состав МСВ.

Танковые войска (ТВ) — главная ударная сила, отличающаяся высокой мобильностью, маневренностью и устойчивостью к воздействию оружия массового поражения, в том числе и ядерного.

Главные задачи, исходя из технического оснащения ТВ: осуществление прорыва, развитие оперативного успеха.

В составе ТВ могут действовать артиллерийские, мотострелковые, ракетные, танковые части и подразделения.

Ракетные войска и артиллерия (РВиА): ядерное и огневое поражение противника является главной задачей. На вооружении состоит реактивная и ствольная артиллерия. В составе РВиА находятся подразделения, части и соединения гаубичной, реактивной, пушечной, противотанковой артиллерии, а также структурных элементов обеспечения, управления, минометов и артиллерийской разведки.

Войска ПВО Сухопутных Войск (ПВО СВ) – этот род войск должен обеспечить защиту Сухопутных войск от удара с воздуха, а также противодействие воздушной разведки противника. Буксируемые, мобильные, переносные зенитно-пушечные системы и зенитно-ракетные системы стоят на вооружении ПВО СВ.

Также организационная структура ВС предполагает наличие в ВС специальных войск и служб, которые выполняют узкоспециальные задачи с целью обеспечения повседневной и боевой деятельности сухопутных войск.

  • Войска связи,
  • Войска радиоэлектронной борьбы,
  • Инженерные войска,
  • Автомобильные войска,
  • Железнодорожные войска и т.д.

являются специальными войсками.

Военно-воздушные силы

  • Военно-воздушные силы аналогично Сухопутным войскам состоят из родов авиации, которые обеспечивают выполнение задач возложенных на ВВС.
  • Дальняя авиации предназначена для нанесения удара и поражения на стратегическую и оперативную глубину военных группировок противника, его важных районов в экономическом и стратегическом отношении, в том числе и с помощью ядерного оружия.

Фронтовая авиация действует на оперативной глубине. Выполнять может задачи как самостоятельно, так и при проведении совместных операций на суше и на море.

Армейская авиация осуществляет поддержку сухопутных войск путем уничтожения бронированных и подвижных объектов противника. Также силы Армейской авиации обеспечивают мобильность Сухопутных войск.

Военно-транспортная авиация осуществляет перевозку грузов, войск и техники, а также привлекается к проведению военно-воздушных операций. В мирное время главной функцией является обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил, а в военное – мобильности ВС.

Структура вооруженных сил РФ предполагает наличие в составе ВВС Специальной авиации, Зенитно-ракетных войск и Радиотехнических войск, которые существенно расширяют спектр задач, возложенных на Военно-воздушные силы.

Военно-морской флот

  1. Военно-морской флот — главная сила Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты интересов России в Исключительной морской (экономической) зоне, проведения поисково-спасательных операций, а также ведение боевых действий на море.
  2. В состав ВМФ входят:
  • Подводные силы,
  • Надводные силы,
  • Береговые войска,
  • Морская авиация,
  • части и соединения специального назначения.

ВМФ также организационно делятся на:

  • Балтийский флот,
  • Черноморский флот,
  • Северный флот,
  • Тихоокеанский флот,
  • Каспийскую флотилию.

Самостоятельные рода войск

Для выполнения некоторых задач требуется специальная техника и обученный персонал. Структура Вооруженных Сил предполагает наличие самостоятельных родов войск:

  1. Воздушно-десантные войска;
  2. Ракетные войска стратегического назначения;
  3. Войска воздушно-космической обороны.

Войска воздушно-космической обороны

Самый молодой род войск. Хотя наша держава освоение космоса начала еще в 1960-х, но только в 21 веке Войска воздушно-космической обороны были выделены в отдельный род войск из состава Ракетный войск стратегического назначения.

Самыми главными задачами считаются:

  • выявление ракетного удара;
  • управление группировкой космических аппаратов;
  • противоракетная оборона столицы России.

Ракетные войска стратегического назначения

На сегодняшний день являют собой главный сухопутный компонент ядерных сил России. Главной функцией считается сдерживание возможной агрессии. Но в случае необходимости могут нанести упреждающий удар по важным экономическим и военным объектам противника, а также уничтожение его военных группировок.

Воздушно-десантные войска

Были созданы еще в 1930-х годах. На сегодняшний день на них возложена функция проведения десантных операций и ведение боевых действий в тылу противника.

Вооруженные силы Российской Федерации на современном этапе

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне», Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения предписанных им задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают, находясь в определенном составе и организационной структуре (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах Российской Федерации — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Читайте также:  Статья 13. перестрахование

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями называются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания.

К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» здесь значит — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия.

Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждые из которых сами по себе имеют статус части.

Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаще всего подразумеваются полк и бригада.

Кроме полка и бригады частями являются штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное училище и т.п.). Частями могут быть корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков.

Подразделения — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия деление, делить. То есть часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т.п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи.

Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств-участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств-участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т.д.

Одна из важнейших задач Внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно Войска гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время Войска гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т.д.

Раздел IV. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

Статья
10.
 Вооруженные
Силы Российской Федерации и их
предназначение

1.
Вооруженные Силы Российской Федерации
— государственная военная организация,
составляющая основу обороны Российской
Федерации.

  • Информация
    об изменениях:
  • Федеральным
    законом
    от
    4 апреля 2005 г. N 31-ФЗ в пункт 2 статьи
    10 настоящего Федерального закона внесены
    изменения
  • См.
    текст пункта в предыдущей редакции

2.
Вооруженные Силы Российской Федерации
предназначены для отражения агрессии,
направленной против Российской Федерации,
для вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности территории Российской
Федерации, а также для выполнения задач
в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации.

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
9 ноября 2009 г. N 252-ФЗ статья 10
настоящего Федерального закона дополнена
пунктом 2.1

2.1.

В целях защиты интересов Российской
Федерации и ее граждан, поддержания
международного мира и безопасности
формирования Вооруженных Сил Российской
Федерации могут оперативно использоваться
за пределами территории Российской
Федерации в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права, международными договорами
Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом для решения следующих
задач:

  1. 1)
    отражение вооруженного нападения на
    формирования Вооруженных Сил Российской
    Федерации, другие войска или органы,
    дислоцированные за пределами территории
    Российской Федерации;
  2. 2)
    отражение или предотвращение вооруженного
    нападения на другое государство,
    обратившееся к Российской Федерации с
    соответствующей просьбой;
  3. 3)
    защита граждан Российской Федерации
    за пределами территории Российской
    Федерации от вооруженного нападения
    на них;
  4. 4)
    борьба с пиратством и обеспечение
    безопасности судоходства.

3.
Привлечение Вооруженных Сил Российской
Федерации к выполнению задач с
использованием вооружения не по их
предназначению производится Президентом
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами.

Читайте также:  Раздел III. Режим государственной границы

4.
Применение Вооруженных Сил Российской
Федерации для выполнения задач в
соответствии с международными договорами
Российской Федерации осуществляется
на условиях и в порядке, оговоренных в
этих договорах и установленных
законодательством Российской Федерации.

  • Информация
    об изменениях:
  • Федеральным
    законом
    от
    29 июня 2004 г. N 58-ФЗ пункт 5 статьи
    10 настоящего Федерального закона изложен
    в новой редакции
  • См.
    текст пункта в предыдущей редакции

5.
Деятельность Вооруженных Сил Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

6.
Часть состава Вооруженных Сил Российской
Федерации может входить в объединенные
вооруженные силы или находиться под
объединенным командованием в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации.

  1. ГАРАНТ:
  2. См.комментарийк
    статье 10 настоящего Федерального закона
  3. Информация
    об изменениях:

Федеральным
законом
от
9 ноября 2009 г. N 252-ФЗ настоящий
Федеральный закон дополнен статьей
10.1

Статья
10.1.
 Оперативное
использование формирований Вооруженных
Сил Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации

1.
Решение об оперативном использовании
за пределами территории Российской
Федерации в соответствии с пунктом
2.1 статьи 10 настоящего
Федерального закона формирований
Вооруженных Сил Российской Федерации
принимается Президентом Российской
Федерации на основании
соответствующего постановления Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации.

2.
Общая численность формирований
Вооруженных Сил Российской Федерации,
районы их действий, стоящие перед ними
задачи и срок использования этих
формирований определяются Президентом
Российской Федерации.

3.
Комплектование формирований Вооруженных
Сил Российской Федерации военнослужащими,
гражданским персоналом, обеспечение
материально-техническими средствами
и предоставление входящим в их состав
военнослужащим и гражданскому персоналу
медицинского и иных видов обеспечения
осуществляет Министерство обороны
Российской Федерации.

4.
Решение о досрочном отзыве формирований
Вооруженных Сил Российской Федерации
принимается Президентом Российской
Федерации либо по его поручению
Министерством обороны Российской
Федерации.

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
5 апреля 2011 г. N 46-ФЗ настоящий
Федеральный закон дополнен статьей
10.2

ГАРАНТ:

Положения
статьи 10.2 настоящего Федерального
закона (в редакции
Федерального
закона
от
5 апреля 2011 г.

N 46-ФЗ) в части
осуществления без взимания платы радио-
и светотехнического, инженерно-авиационного,
аэродромного, аварийно-спасательного
и другого обеспечения полетов воздушных
судов Вооруженных Сил Российской
Федерации и воздушных судов внутренних
войск (за исключением полетов, связанных
с коммерческими воздушными
перевозками)
применяютсяс
1 января 2014 г.

Статья
10.2.
 Обеспечение
полетов воздушных судов Вооруженных
Сил Российской Федерации

  • Аэронавигационное
    обслуживание полетов воздушных судов
    Вооруженных Сил Российской Федерации
    (организация и обслуживание воздушного
    движения, обеспечение авиационной
    электросвязи, предоставление
    аэронавигационной и метеорологической
    информации, поиск и спасание), радио- и
    светотехническое, инженерно-авиационное,
    аэродромное, аварийно-спасательное и
    другое обеспечение полетов таких
    воздушных судов (за исключением полетов,
    связанных с коммерческими воздушными
    перевозками) осуществляются без взимания
    платы.
  • Информация
    об изменениях:
  • Федеральным
    законом
    от
    5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в статью 11
    настоящего Федерального закона внесены
    изменения
  • См.
    текст статьи в предыдущей редакции
  • Статья
    11.
     Общий
    состав Вооруженных Сил Российской
    Федерации
  • Вооруженные
    Силы Российской Федерации состоят
    из центральных
    органов военного управления,
    объединений, соединений, воинских частей
    и организаций, которые входят в виды и
    рода войск Вооруженных Сил Российской
    Федерации и в войска, не входящие в виды
    и рода войск Вооруженных Сил Российской
    Федерации.
  • ГАРАНТ:
  • См.комментарийк
    статье 11 настоящего Федерального закона
  • Информация
    об изменениях:

Федеральным
законом
от
9 апреля 2009 г. N 57-ФЗ настоящий Федеральный
закон дополнен статьей 11.1

Статья
11.1
 .
Управления объединений, управления
соединений и воинские части Вооруженных
Сил Российской Федерации в качестве
юридических лиц

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 1 статьи
11.1 настоящего Федерального закона
внесены изменения,
вступающие
в силу
с
1 января 2011 г.

См.
текст пункта в предыдущей редакции

1.
Управление объединения, управление
соединения и воинская часть Вооруженных
Сил Российской Федерации могут являться
юридическим лицом в форме федерального
казенного учреждения.

2.
Решение о создании в качестве юридического
лица управления сформированного
объединения, управления сформированного
соединения или сформированной воинской
части Вооруженных Сил Российской
Федерации, а также о реорганизации или
ликвидации указанного юридического
лица принимается министром обороны
Российской Федерации.

3.
В случае переформирования (расформирования)
объединения, соединения или воинской
части Вооруженных Сил Российской
Федерации осуществляется реорганизация
(ликвидация) соответствующего юридического
лица.

4.
Управления объединений, управления
соединений и воинские части Вооруженных
Сил Российской Федерации в качестве
юридических лиц действуют на основании общих
положений,
утверждаемых министром обороны Российской
Федерации.

Статья
12.
 Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации
личным составом

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ в пункт 1
статьи 12 настоящего Федерального закона
внесены изменения,
вступающие
в силу
с
1 февраля 2011 г.

См.
текст пункта в предыдущей редакции

1.
Личный состав Вооруженных Сил Российской
Федерации включает военнослужащих и
лиц гражданского персонала (федеральных
государственных гражданских служащих
и работников) Вооруженных Сил Российской
Федерации.

  1. Информация
    об изменениях:
  2. Федеральным
    законом
    от
    11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 12
    настоящего Федерального закона внесены
    изменения
  3. См.
    текст пункта в предыдущей редакции
  4. 2.
    Комплектование Вооруженных Сил Российской
    Федерации осуществляется в соответствии
    с законодательством Российской
    Федерации:
  5. 1)
    военнослужащими — путем призыва граждан
    Российской Федерации на военную службу
    по экстерриториальному принципу и путем
    добровольного поступления граждан
    Российской Федерации (иностранных
    граждан) на военную службу;
  6. Информация
    об изменениях:

Федеральным
законом
от
23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ подпункт
2 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального
закона изложен в новой редакции,
вступающей
в силу
с
1 февраля 2011 г.

  • См.
    текст пункта в предыдущей редакции
  • 2)
    федеральными государственными
    гражданскими служащими;
  • Информация
    об изменениях:

Федеральным
законом
от
23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 2
статьи 12 настоящего Федерального закона
дополнен подпунктом 3,
вступающим
в силу
с
1 февраля 2011 г.

3)
работниками.

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 3
статьи 12 настоящего Федерального закона
изложен в новой редакции,
вступающей
в силу
с
1 февраля 2011 г.

См.
текст пункта в предыдущей редакции

3. Перечень воинских
должностей, которые могут замещаться
гражданским персоналом Вооруженных
Сил Российской Федерации (за исключением
воинских должностей, для которых штатом
предусмотрены воинские звания высших
офицеров, воинских должностей, которые
могут замещаться федеральными
государственными гражданскими служащими),
устанавливается министром обороны
Российской Федерации.

4. Утратил
силу с
1 января 2013 г.

  1. Информация
    об изменениях:
  2. См.
    текст
    пункта
    4 статьи 12
  3. ГАРАНТ:
  4. См.комментарийк
    статье 12 настоящего Федерального закона
  5. Информация
    об изменениях:
  6. Федеральным
    законом
    от
    29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 13
    настоящего Федерального закона внесены
    изменения
  7. См.
    текст статьи в предыдущей редакции
  8. Статья
    13.
     Руководство
    и управление Вооруженными Силами
    Российской Федерации

1.
Руководство Вооруженными Силами
Российской Федерации осуществляет
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Российской Федерации.

Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации в пределах своих
полномочий издает приказы и директивы
Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации,
обязательные для исполнения Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями и
органами.

2.
Управление Вооруженными Силами Российской
Федерации осуществляет министр обороны
Российской Федерации через Министерство
обороны Российской Федерации.

3.
Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации, обучение
личного состава Вооруженных Сил
Российской Федерации осуществляются
на государственном языке Российской
Федерации.

4.
Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации в военное
время осуществляются в соответствии с
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См.комментарийк
статье 13 настоящего Федерального закона

Статья
14.
 Утратила
силу.

Информация
об изменениях:

См.
текст
статьи
14

Статья
15.
 Утратила
силу.

  • Информация
    об изменениях:
  • См.
    текст
    статьи
    15
  • Статья
    16.
     Дислокация
    Вооруженных Сил Российской Федерации

1.
Дислокация объединений, соединений и
воинских частей Вооруженных Сил
Российской Федерации осуществляется
в соответствии с задачами обороны и
социально-экономическими условиями
мест дислокации.

2.
Передислокация воинских частей и
подразделений в пределах территорий,
переданных в пользование Министерству
обороны Российской Федерации,
осуществляется по решению министра
обороны Российской Федерации, а от
соединения и выше — по решению Президента
Российской Федерации.

3.
Дислокация объединений, соединений и
воинских частей Вооруженных Сил
Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации
допускается на основе международных
договоров Российской Федерации.

  1. ГАРАНТ:
  2. См.комментарийк
    статье 16 настоящего Федерального закона
  3. Информация
    об изменениях:
  4. Федеральным
    законом
    от
    29 июня 2004 г. N 58-ФЗ статья 17
    настоящего Федерального закона изложена
    в новой редакции
  5. См.
    текст статьи в предыдущей редакции
  6. Статья
    17.
     Другие
    войска, воинские формирования и органы
Читайте также:  Глава XIV. Удостоверение фактов

1.
Создание (упразднение), деятельность и
комплектование других войск, воинских
формирований и органов, а также управление
ими осуществляется в соответствии
с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

  • 2.
    Другие войска, воинские формирования
    и органы:
  • Информация
    об изменениях:
  • Федеральным
    законом
    от
    5 мая 2010 г. N 75-ФЗ подпункт 1 пункта
    2 статьи 17 настоящего Федерального
    изложен в новой редакции
  • См.
    текст подпункта в предыдущей редакции
  • 1)
    участвуют в разработке Плана применения
    Вооруженных Сил Российской Федерации,
    Плана оперативного оборудования
    территории Российской Федерации в целях
    обороны, федеральных государственных
    программ вооружения и развития
    оборонно-промышленного комплекса;
  • 2)
    участвуют совместно с Вооруженными
    Силами Российской Федерации в отражении
    агрессии против Российской Федерации
    в соответствии с Планом применения
    Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • 3)
    организуют подготовку к совместным с
    Вооруженными Силами Российской Федерации
    действиям в целях обороны;
  • 4)
    участвуют в подготовке граждан Российской
    Федерации к военной службе;
  • 5)
    обеспечивают осуществление мероприятий
    по оперативному оборудованию территории
    Российской Федерации и по подготовке
    коммуникаций в целях обороны;
  • 6)
    привлекаются к совместной с Вооруженными
    Силами Российской Федерации оперативной
    и мобилизационной подготовке;
  • 7)
    выполняют иные задачи в области обороны
    в соответствии с федеральными
    конституционными законами, федеральными
    законами и нормативными правовыми
    актами Президента Российской Федерации.

3.
Вопросы координации деятельности других
войск, воинских формирований и органов
по выполнению задач в области обороны,
а также координации строительства и
развития других войск и воинских
формирований определяются Президентом
Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О
внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации
см.
Федеральный
закон
от
6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

См.комментарийк
статье 17 настоящего Федерального закона

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы

В соответствии с ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами. Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством РФ.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Под видом Вооруженных Сил понимается такая их составная часть, которая отличается особым вооружением и предназначена для выполнения возложенных на нее задач в какой-либо среде (на суше, на море или в воздухе).

Вооруженные Силы включают три вида: Военно-Воздушные Силы; Военно-Морской Флот; Сухопутные войска.

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач во взаимодействии с другими родами войск.

К родам войск относятся: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска, а также мотострелковые, танковые войска, артиллерия и др.

Тыл Вооруженных Сил РФ предназначен для выполнения задач тылового обеспечения войск (сил).

В круг его задач входят содержание материальных средств по службам тыла и обеспечение ими войск и сил; подвоз вооружения, материальных средств и горючего; организация материально-технического обеспечения; проведение ветеринарных мероприятий, торгово-бытовое обеспечение личного состава и др. В состав Тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады, а также специальные войска, отдельные военные учреждения и предприятия.

Специальные войска служат для обеспечения родов войск и содействия им в выполнении боевых задач. К ним относятся: инженерные, радиотехнические, автомобильные, дорожные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической защиты и др.

Личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ:

  1. военнослужащими — путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу;
  2. гражданским персоналом.

Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ создается запас военно-обученных людских ресурсов.

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ.

Состояние войны. Военное положение. Мобилизация

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ. Правовой основой военного положения являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении».

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

В период военного положения Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

Органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 г.

N 31-ФЗ, под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Указанным Федеральным законом (ст.

10) на граждан возложены следующие обязанности: являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров; предоставлять в соответствии с законодательством РФ в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]