Статья 24. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Статья 24. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ
  • СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
  • ФЕДЕРАЦИИ
  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях
  • АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
  • Общие положения
  • Издание официальное
  • Стаммтпмфоем 20»

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. № 44-ст
  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.fu)

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Содержание

  • 4 Требования к организации проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий

дорожно-транспортных происшествий

  • 4.1 Взаимодействие с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий

дорожно-транспортных происшествий

  • 4.2 Аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований

(служб) на право ведения аварийно-спасательных работ

  • 4.3 Поддержание повседневной готовности к действиям по предназначению
  • 5 Требования к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-

транспортных происшествий

  • 5.1 Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного

происшествия

  • 5.2 Организация и проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий

дорожно-транспортного происшествия

Библиография

Гост р 22.8.11—2021

  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
  3. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
  4. Общие положения

Safety in emergencies. Rescue operations during the liquidation of the consequences of traffic accidents. General provisions

Дата введения — 2021—06—01

    • 1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие положения организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
    • 1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями (службами).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

Ликвидация чрезвычайной ситуации: цели, задачи, этапы

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направлены на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Проводимые мероприятия

Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

Ликвидация чрезвычайной ситуации

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва).

Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).

В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Читайте также:  Федеральный закон от 29.06.2004 n 58-фз (ред. от 03.07.2016) "о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Источники:

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Общие положения

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС.

Организация ликвидации ЧС зависит от ее характера и масштабов, а также от последствий. Основным организатором ликвидации ЧС является комиссия по чрезвычайным ситуациям — функциональная структура органа исполнительной власти и органа управления объектом экономики.

Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), являясь структурным органом исполнительной власти, предназначен для повседневного управления и контроля (в пределах своей компетенции) за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Используя прогностические данные о возможных ЧС в определенном подведомственном районе (на объекте), их характере и масштабах, отдел ГОЧС составляет план ликвидации ЧС, который может предусматривать:

  • краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения);
  • силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС;
  • очередность работ;
  • порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;
  • специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, объекта);
  • меры медицинского обеспечения;
  • обеспечение безопасности;
  • организацию управления;
  • вопросы материально-технического обеспечения и др.

Эффективность ликвидации ЧС во многом зависит от экстренности реагирования на ЧС.

Это заключается в осуществлении взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации ЧС.

Получив информацию о возникновении ЧС (в г.

Москве о радиационной обстановке через автоматическую систему контроля радиационной обстановки (АСКРО), в Красноярском крае о пожарах, паводках, атмосферных изменениях, изменениях растительности через Красноярский региональный геоинформационный центр СО РАН и т. д.), отдел ГОЧС по аппаратуре оповещения населения в ЧС АО-3 организует оперативное оповещение населения города (поселка) о возникновении ЧС.

  • Председатель комиссии по ЧС, используя прогностические и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС, принимает решение, в котором как минимум указывает основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирований и порядке спасения людей.
  • Для получения достоверной информации в зоне бедствия (это часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС) организуется комплексная разведка с привлечением специалистов-химиков, инженеров, пожарных и медиков.
  • Звено радиационной и химической разведки определяет наличие радиоактивного загрязнения (мощности дозы в различных точках, динамику их увеличения или спада) и химического заражения (тип опасного химического вещества, направление и скорость ветра, температуру воздуха и почвы, требуемые средства индивидуальной защиты при производстве работ).
  • Звено инженерной разведки устанавливает характер и степень разрушения дорог, сооружений, коммунально-энергетических сетей, вид завалов, определяет ориентировочный объем работ и необходимую инженерную технику.
  • Звено разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку — участки сплошных и отдельных пожаров , рубежи локализации и способы тушения пожаров, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах.

Звено медицинской разведки оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, выявляет места нахождения пораженных, их примерное количество и виды поражения, устанавливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи.

При необходимости в звено включают специалистов-эпидемиологов, которые отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции.

Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекаются специалисты фитосанитарного надзора и ветеринары.

На основе данных, полученных из различных органов и от специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ЧС в комплексе оценивает обстановку и принимает решение.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в т. ч. и ГО).

  1. Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ.
  2. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений , оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.
  3. Содержание аварийно-спасательных работ:
  • ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
  • розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
  • оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в районе аварии, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними — легкопораженных.

  • Основное требование к организации первой медицинской помощи — оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эвакуацию в лечебные учреждения.
  • Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.
  • Содержание других неотложных работ:
  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
  • укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
  • ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования.

В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России.

Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

  1. Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.
  2. Второй эшелон — для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.
  3. Резерв — для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
  4. Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.
  5. Состав эшелонов и смен определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя комиссии ГОЧС района создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

Читайте также:  Статья 8. адвокатская тайна

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

  • своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;
  • быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
  • высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;
  • знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;
  • заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (ОХВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;
  • непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с ОХВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, определяющем химическую обстановку в районе аварии.

Опыт практических действий в такой обстановке показывает, что подспорьем при решении задач АСДНР могут являться аварийные карточки.

В них отражаются следующие вопросы: наименование вещества, номер Организации Объединенных Наций, степень токсичности, основные свойства, вид опасности (взрыво- и пожароопасность, опасность для человека), средства индивидуальной защиты, необходимые действия (общего характера, при утечке и разливе, при нейтрализации, при пожаре, при возгорании), меры первой помощи (доврачебной и первой врачебной).

Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается наряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГОЧС объекта.

Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать примерно следующие вопросы:

  • ответственное лицо за выполнение работы;
  • место, время (начало, окончание), характер работы (тип ОХВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т. п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);
  • обязательные СИЗ;
  • список личного состава с распиской об ознакомлении с требованиями безопасности;
  • основные требования безопасности;
  • фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и эксплуатацию СИЗ.

Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Предотвращение ЧСпервоочередные действия при нарушении производственных или транспортных процессов и создании угрозы или возникновении опасного состояния или события (происшествия) и направленные на профилактику и недопущение их развития до масштабов ЧС (перевод опасного состояния или события в безопасную ситуацию).

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуируемых.

Ликвидация последствий ЧСкомплекс мероприятий, включающих проведение аварийно-спасательных и других неотложных, а также и восстановительных (строительных, монтажных, ремонтных и др.

) ра­бот, направленных на окончательное восстановление систем жизнеобеспечения населения и функционирования разрушенных объектов и зараженных территорий, возмещение ущерба и оказание всесторонней помощи пострадавшим, создание нормальных условий жизнедеятельности.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется: локальной – силами и средствами организаций; муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления; региональной, межрегиональной и федеральной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Организация действий по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами – комплекс мероприятий, включающих: выявление и оценку обстановки; определение порядка действий адекватных сложившейся ЧС (в соответствии с указаниями аварийной карточки, инструкции или плана по действиям работников объекта по предупреждению и ликвидации ЧС); аварийное отключение технологических, коммунально-энергетических и других технических систем; установление границ опасной зоны и удаление посторонних; при создании угрозы жизни и здоровью персонала или пассажиров (населения) — немедленное оповещение их об угрозе или возникновении ЧС с указанием мер защиты, введения соответствующего ЧС режима функционирования объекта (остановка движения поездов на перегоне, прекращение маневровой и поездной работы на станции и т.п.), порядка действий или (и) выхода и эвакуации из опасной зоны; информирование и вызов должностных лиц КЧС, органов управления, сил и средств ГОЧС объекта, ЖТСЧС и территориальной подсистемы РСЧС; проведение до их прибытия неотложных мероприятий по медицинской защите пострадавших, пожарной безопасности, предотвращению или локализации ЧС, подготовке фронта работ для прибывающих сил и средств ЖТСЧС и РСЧС.

План ликвидации ЧС (решение руководителя АСДНР или командира АСФ) — документ, включающий: краткие сведения об обстановке в зоне ЧС (районе работ); определение мер защиты, безопасности и первой помощи, динамического контроля содержания вредных веществ в окружающей среде, порядка локализации ЧС и нейтрализации ее источника; объемы, особенности и очередность проведения АСДНР; задачи спецформированиям и подразделениям, исходные пункты, маршруты выдвижения и пункты сбора, начало и окончание работ, место медицинского пункта; порядок и пути эвакуации пораженных, регистрации участников ликвидации ЧС и пострадавших; организацию всех видов обеспечения, пункты и порядок управления ходом работ и предоставления докладов (донесений).

Состав аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные работы (АСР) — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия ха­рактерных для них опасных факторов. Как правило включают: ведение разведки и непрерывный контроль обстановки в зонах ЧС (очагах поражения), на участках работ и маршрутах движения формирований; поиск и извлечение пораженных из завалов, разрушенных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, подвижного состава, поврежденных и заваленных защитных сооружений; подачу в них воздуха; оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших; локализацию ЧС и нейтрализацию опасных веществ; обеззараживание, специальную и санитарную обработку.

Локализация ЧС изоляция источника ЧС (ограничение по месту действия), снижение интенсивности развития и дальности распространения, прекращение воздействия поражающих факторов ЧС.

Локализация (возможных) аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях – отключение поврежденных участков и систем от внешних сетей на вводах в здания и за их пределами, ликвидация или изоляция трещин на проводах, трубопроводах и других линиях, отвод сточных вод и т.п.

  • Тушение (локализация) пожара – применение средств пожаротушения по прекращению (локализации) процесса горения; достигается путем охлаждения очага горения, прекращением к нему доступа или снижением (разбавлением) содержания кислорода в воздухе, изоляцией горючего вещества от зоны горения.
  • Огнетушители – первичные средства пожаротушения, применяемые для ликвидации загораний в начальной стадии пожара; по огнетушащему составу подразделяются на химически- и воздушно-пенные, углекислотные, угле-кислотно-бромитоэтиловые и порошковые
  • Нейтрализация опасного (вредного) вещества рассеивание, растворение, превращение в неопасные формы паров, газов и других продуктов разложения, горения и кипения или удаление опасного (вредного) вещества; достигается путем разбавления, поглощения, разложения, обтирания, обметания, обдувания, пылевсасывания, обмывки водой или паром, моющими или нейтрализующими растворами, засыпки нейтрализующими порошками, сжигания, перепахивания, сбора, вывоза и утилизации остатков опасного вещества.
  • Другие неотложные работы в ЧСаварийно-восстанови-тельные работы и другая деятельность по всесторон­нему обеспечению аварийно-спасательных работ, устранению препят­ствий к их проведению, оказанию пострадавшим всех видов первоочередной помощи и созданию условий, минимально необходимых для жизнедеятельности людей, и последующего проведения восстановительных ра­бот и окончательной ликвидации последствий ЧС; обычно включают: устройство проездов и проходов в завалах и на зараженных участках, обрушение или укрепление угрожающих обвалом зданий и сооружений, аварийно-восстановительные работы на коммунально-энергитических и транспортных сетях, обнаружение, удаление и обезвреживание опасных веществ, ремонт и восстановление защитных сооружений, первоочередное жизнеобеспечение населения.
  • Аварийная карточка документ, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке по железной дороге; она содержит: номер ООН (условный номер ВМ), транспортное наименование, степень токсичности, классификационный шифр, основные свойства и виды опасности ОГ, применяемые СИЗ, необходимые действия общего харак­тера (при инцидентах) и при разливе, просыпании, утечке, выбросе ОГ (при авариях), способы локализации загрязнений и нейтрализации ОГ, меры первой помощи.
  • Аварийно-восстановительные работы (силами и средствами ЖТСЧС)комплекс мероприятий, осуществляемых специализирован-ными подразделениями железнодорожного транспорта, направленный на возобновление движения поездов и маневровой работы в возможно короткий срок и окончательную ликвидацию последствий ЧС для транспортного процесса.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы — это… Что такое Аварийно-спасательные и другие неотложные работы?

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами с целью:

  • спасения людей и оказания помощи пораженным,
  • локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
  • создания условий для последующего проведения восстановительных работ.
Читайте также:  Статья 18. пенсионные резервы и пенсионные накопления

Ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

Для организации более эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

К аварийно-спасательным работам относят:

  • разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
  • локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы. К ним относятся:

  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
  • локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
  • укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как

  • обеззараживание очагов поражения;
  • сбор материальных ценностей;
  • обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;
  • утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

Официальное толкование

Правовые акты РФ

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г № 151-ФЗ  (рус.

) , аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Закон предусматривает следующие виды АСДНР:

  • поисково-спасательные
  • горноспасательные
  • газоспасательные
  • противофонтанные работы (на буровых и нефтяных скважинах)
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
  • другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации

См. также

2.2. Организация взаимодействия при ликвидации

  • последствий
    дорожно_транспортных происшествий
  • Взаимодействие
    при оказании помощи пострадавшим и
    ликви»
  • дации
    последствий ДТП – это согласованные и
    взаимосвязанные
  • по
    целям, задачам, месту (объектам), времени
    и способам выпол»
  • нения
    действия сил и средств органов управления
    и АСФ. Органи»
  • зация
    взаимодействия при ликвидации последствий
    ДТП включа»
  • ет
    комплекс мероприятий, проводимых
    соответствующими дол»
  • жностными
    лицами сторон и органами управления по
    согласова»
  • нию
    действий сил и средств при совместном
    выполнении ими
  • задач
    спасения пострадавших и ликвидации
    последствий ДТП.
  • Взаимодействие
    организуется с целью повышения оператив»
  • ности
    и эффективности реагирования на
    чрезвычайные ситуации,
  • связанные
    с ДТП, между привлекаемыми к их ликвидации
    феде»
  • ральными
    органами исполнительной власти и
    организациями РФ
    подведомственными
    им региональными, территориальными и
  • местными
    органами управления, а также между
    аварийно»спаса»
  • тельными
    формированиями на месте ДТП.
  • Взаимодействие
    обеспечивается:
  • • взаимным
    оповещением и информированием о фактах
    ДТП,
  • о
    составе и готовности сил и средств,
    имеющихся для их
  • ликвидации;
  • • совместным
    и скоординированным применением АСФ;
  • • эффективным
    управлением работами и мероприятиями
    по
  • ликвидации
    последствий ДТП.

3. Технология проведения аварийно_спасательных

РАБОТ
ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

ДОРОЖНО_ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ

3.1. Основные принципы проведения

  1. аварийно_спасательных
    работ
  2. при
    дорожно_транспортных происшествиях
  3. Планирование,
    организация и проведение аварийно»спаса»
  4. тельных
    работ (АСР) при ДТП осуществляется на
    основе следую»
  5. щих
    принципов.
  6. 1.

    Единоначалие руководства работами по
    ликвидации послед»

  7. ствий
    дорожно»транспортного происшествия
    (ЛП ДТП).

    Полномо»

  8. чия
    по руководству работами по ЛП ДТП
    принимает на себя пер»
  9. вый
    прибывший на место ДТП руководитель
    подразделения
  10. ГИБДД
    МВД России, поисково»спасательных
    служб МЧС России,
  11. службы
    скорой медицинской помощи Минздрава
    России.

    Он

  12. исполняет
    обязанности руководителя ЛП ДТП до
    прибытия руко»
  13. водителя
    определенного законодательством
    Российской Федера»
  14. ции,
    планами предупреждения и ликвидации
    чрезвычайных ситуа»
  15. ций
    или назначенного органами государственной
    власти, органа»
  16. ми
    местного самоуправления, руководителями
    организаций, к
  17. полномочиям
    которых отнесена ликвидация последствий
    ДТП.
  18. Решение
    руководителя ЛП ДТП является обязательными
    для
  19. всех
    граждан, находящихся на месте ДТП, и
    подразделений, уча»
  20. ствующих
    в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в
    его руковод»
  21. ство
    работами по ликвидации последствий
    ДТП, иначе, как осво»
  22. бодив
    руководителя в установленном порядке
    от исполнения обя»
  23. занностей
    и приняв руководство на себя или назначив
    другое
  24. должностное
    лицо.
  25. 2.
    Распределение полномочий, ответственности
    и обеспе»
  26. чение
    взаимодействия служб различных ведомств
    по ЛП ДТП.
  27. Порядок
    организации управления и взаимодействия
    служб раз»
  28. личных
    министерств и ведомств Российской
    Федерации по лик»
  29. видации
    последствий ДТП приведен в разделе 2.
  30. 3.
    Заблаговременное распределение
    обязанностей по спасе»
  31. нию
    пострадавших при ДТП в спасательной
    группе.
  32. К
    аварийно»спасательным работам при
    ЛП ДТП привлекаются
  33. спасательные
    группы, из нескольких человек. Например,
    группа
  34. из
    5–6 человек имеет следующий состав:
  35. • командир
    группы – руководит работами по спасению
    людей и
  36. организует
    взаимодействие с другими привлекаемыми
  37. подразделениями;
  38. • водитель
    – управляет транспортным средством,
    обеспечива»
  39. ет
    работу гидравлических насосных станций
    и других
  40. средств
    энергоснабжения аварийно»спасательного
    инстру»
  41. мента,
    обеспечивает освещение места ДТП;
  42. • 1–2
    спасателя – выполняют деблокирование
    и извлечение
  43. пострадавших
    из поврежденных ТС;
  44. • спасатель
    – выполняет работы по предупреждению,
    локали»
  45. зации
    и ликвидации воздействий вторичных
    поражающих
  46. факторов
    на месте проведения АСР (контролирует
    вытека»
  47. ние
    топлива локализует и тушит очаги
    возгорания, убирает

осколки
стекла и другие острые предметы и т.п.),
контроли»

  • рует
    стабилизацию поврежденного автомобиля,
    ограждает
  • место
    проведения АСР;
  • • медицинский
    работник – оказывает первую медицинскую
  • помощь
    пострадавшим, помогает в извлечении
    постра»
  • давших
    из поврежденного автомобиля.
  • 4.
    Разделение места выполнения
    аварийно»спасательных ра»
  • бот
    на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5
    метров) находятся толь»
  • ко
    спасатели, выполняющие работы по оказанию
    помощи постра»
  • давшим.
    Во второй зоне (в радиусе 10 метров)
    располагаются
  • остальные
    члены спасательной группы, которые
    обеспечивают
  • готовность
    аварийно»спасательных средств к
    применению. В
  • третьей
    зоне (в радиусе более 10 метров) находятся
    средства
  • доставки
    спасателей к месту ДТП, средства освещения
    и ограж»
  • дения,
    части аварийного ТС.
  • 5.
    Первоочередность выполнения работ по
    снижению или
  • устранению
    воздействия вторичных поражающих
    факторов ДТП

(теплового
воздействия пожара, химического заражения
и т.п.) на

  1. спасателей
    и пострадавших, а также исключение
    действий, спо»
  2. собных
    привести к возникновению источников
    вторичных пора»
  3. жающих
    факторов (например, использование
    электроинструмен»
  4. тов
    при разливе топлива).
  5. 6.
    Приоритетность работ по обеспечению
    доступа к пострадав»
  6. шим
    с тяжелыми травмами.
  7. Время
    жизни пострадавших с тяжелыми травмами
    при неоказа»
  8. нии
    медицинской помощи минимально, поэтому
    необходимо макси»
  9. мапьно
    ускорить начало оказания им первой
    медицинской помощи.
  10. 7.
    Скорейшее обеспечение доступа к
    пострадавшим в повреж»
  11. денном
    автомобиле для оказания ему ПМП.
  12. Для
    этого выбираются наиболее простые пути
    проникновения
  13. в
    поврежденное ТС путем удаления лобового
    стекла, вскрытия

двери
со стороны замков и т.п.

  • 8.
    Максимальная разборка поврежденного
    ТС вокруг постра»
  • давшего
    перед его извлечением из автомобиля
    помогает избе»
  • жать
    дополнительного травмирования
    пострадавшего (особенно
  • с
    травмами таза, груди, шейно»позвоночными
    травмами) при его
  • извлечении
    из автомобиля.
  • 9.
    Немедленное извлечение пострадавшего
    из ТС в сле»
  • дующих
    случаях при угрозе воздействия или
    воздействии вторич»
  • ных
    поражающих факторов на пострадавшего
    и спасателей, при
  • резком
    ухудшении состояния пострадавшего в
    поврежденном
  • автомобиле.
    Решение о немедленном извлечении
    пострадавшего
  • принимается
    руководителем АСФ на основе заключения
  • медицинского
    персонала.
  • 10.
    Первоочередное проведение медицинских
    мероприятий,
  • адекватных
    состоянию пострадавшего:
  • – противошоковой
    терапии;
  • – обезболивания;

– остановки
кровотечений и т.п.;

– фиксации
положения пострадавшего при переломах,
разры»

вах
тканей и т.д. перед его извлечением из
аварийного

  1. транспортного
    средства, и сохранение этого положения
    без
  2. переукладки
    в течение всего периода АСРт, вплоть до
  3. поступления
    пострадавшего в медицинское учреждение
Ссылка на основную публикацию