Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов

Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов

Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Положения комментируемого Федерального закона, регулирующие вопросы информационного обеспечения выборов и референдумов, претерпели наибольшую эволюцию: от четырех статей (статьи 23–26) в главе VI «Предвыборная агитация» Федерального закона от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» до тринадцати статей (статьи 44–56) в главе VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» комментируемого Федерального закона, наиболее полно и широко регулирующих все информационные правоотношения, которые возникают в ходе избирательных кампаний, кампаний референдума. Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в указанную главу внесен ряд изменений, не затронувших ее концепцию. С момента вступления в силу комментируемого Федерального закона ряд положений главы VII комментируемого Федерального закона был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации 1 , выявившим их конституционно-правовой смысл. Закрепленная в комментируемом Федеральном законе концепция заключается в том, что федеральный законодатель счел необходимым урегулировать весь комплекс информационных отношений, возникающих в ходе избирательных кампаний: как в процессе осуществления агитационной деятельности, так и в процессе информирования избирателей (участников референдума). Указанный подход был вызван потребностью в адекватной реакции на проявления негативных, «грязных» агитационных кампаний, «информационных войн».

________________ 1 См: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 64, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

Изготовление и распространение агитационных материалов уже достаточно давно регулируется избирательным законодательством и подчиняется строгим правилам, в том числе правилам оплаты из избирательного фонда, фонда референдума.

Вместе с тем отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан».

Изготовление таких псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, налоговыми органами.

Сохранению такой ситуации также способствует отсутствие законодательства о политической рекламе 1 , а также отсутствие устоявшихся норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, выработанных журналистским сообществом.

В связи с этим федеральный законодатель поставил задачу нормативно определить ту грань, за которой объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и, следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам ее проведения.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П, по смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2), федеральный законодатель – исходя из того, что свободные выборы, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости, – обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения выборов, в том числе проведения предвыборной агитации и ее финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы избирательные права граждан, демократические выборы и легитимацию формируемых по их итогам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В комментируемой статье информационное обеспечение выборов и референдума подразделено на: а) информирование избирателей (участников референдума); б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

И то и другое признается деятельностью по распространению информации, т.е.

согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2 сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления.

________________ 1 В пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» указано, что его действие не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума, в связи с чем политическая реклама вне периода проведения избирательной кампании законодательством специально не регулируется // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232. 2 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

И то и другое должно способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдума. Вместе с тем в статьях 45 и 48 комментируемого Федерального закона содержатся признаки, позволяющие различать информирование избирателей (участников референдума) и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума 1 .

________________ 1 Как указывается в подпунктах 2 и 3 мотивировочной части вышеупомянутого постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П, «в целях гарантирования свободных выборов и референдумов федеральный законодатель – по смыслу статей 3, 29, 32 во взаимосвязи со статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации – вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения. Вместе с тем выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Поэтому законодатель обязан обеспечивать права граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах, соблюдая применительно к данному предмету регулирования баланс конституционно защищаемых ценностей – права на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах)… Устанавливаемое Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отграничение информирования избирателей от предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3, 4 и 5), 32 (части 1, 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными» // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.

Читайте также:  Статья 12. достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

Информационное обеспечение выборов

Письмо Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 28.06.2021 № 19731-08/78

  • Перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, в том числе тех, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва
  • Сведения о поступивших в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию уведомлениях организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, редакций сетевых изданий о готовности предоставить эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва
  • Сведения о поступивших в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию уведомлениях организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва

К сведению сми

Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (не позднее 16 июля 2021 года). Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить политическим партиям, зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях в тот же срок должны быть представлены:

1. в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации — общероссийскими организациями телерадиовещания, редакциями общероссийских периодических печатных изданий, редакциями сетевых изданий;

2. в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию — соответствующими региональными и муниципальными организациями телерадиовещания, редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий.

Рекомендуемая форма уведомления

К сведению руководителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации

В связи с проведением выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва уведомляем, что сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее 16.07.2021 года.

  1. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить политическим партиям, зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях в тот же срок должны быть представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
  2. Предлагаемое Вашему вниманию программное обеспечение позволяет подготовить и направить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию уведомление с прикрепленными к нему вышеуказанными сведениями в электронном виде, а также распечатать уведомление, содержащее всю предусмотренную законодательством информацию, для последующего представления в комиссию на бумажном носителе.
  3. Сообщаем, что данный сервис позволит после первичной регистрации в последующем формировать и направлять аналогичные уведомления в адреса иных избирательных комиссий, организующих выборы федерального и регионального уровня.
  4. Сервис «Уведомления СМИ»

К сведению руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов

В связи с проведением выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва уведомляем, что сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее 16.07.2021 года.

  • В этот же срок указанные сведения должны быть представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
  • Предлагаемое Вашему вниманию программное обеспечение позволяет подготовить и направить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию уведомление с прикрепленными к нему вышеуказанными сведениями в электронном виде, а также распечатать уведомление, содержащее всю предусмотренную законодательством информацию, для последующего представления в комиссию на бумажном носителе.
  • Сообщаем, что данный сервис позволит после первичной регистрации в последующем формировать и направлять аналогичные уведомления в адреса иных избирательных комиссий, организующих выборы федерального и регионального уровня.
  • Сервис «Уведомления СМИ»

Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.

1 статьи 54 Федерального закона «О об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), частью 3 статьи 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы) либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 и 9.1 статьи 48 Федерального закона, пунктом 2 статьи 54 Федерального закона, а также частями 7, 8, 8.1 и 9.1 статьи 62, частью 4 статьи 68 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 статьи 54 Федерального закона и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 54, пунктами 9, 9.3 и 9.

Читайте также:  Статья 8. Организация поисковой работы

4 статьи 48 Федерального закона, а также части 7 статьи 68 и (или) с нарушением требований, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 68 и частями 9 и 9.

3 статьи 62 о Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Прием уведомлений производится по адресу: Санкт-Петербург, Вознесенский пр. 3-5 кабинет 102, по рабочим дням с 9 до 18 часов (в пятницу – до 17 часов), контактные телефоны: (812)241-59-43, +79500288831. Принятые работниками аппарата уведомления и представляемые одновременно с ними документы подлежат регистрации в соответствии с номенклатурой дел.

Кроме того, уведомление можно будет подать в электронном виде с помощью (сервиса ЦИК России — (http://www.cikrf.ru/services/lk-smi/).

Информационное обеспечение выборов и порядок проведения предвыборной агитации

Регулируется гл. VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Информационное обеспечение выборов и референдумов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и включает в себя:

    1. информирование избирателей (участников референдума);
    2. предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума).

Информирование избирателей и участников референдума

  • Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица.
  • Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
  • Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве РФ о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.

В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

  1. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации

В статье рассматривается вопрос информационного обеспечения выборов в соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Развитие демократических институтов в современной России происходит одновременно со стремительной эволюцией информационной среды, появлением и развитием новых информационных технологий, совершенствованием информационных отношений.

В отличие от иных составляющих избирательного процесса, информационное обеспечение выборов преимущественно имеет внешнюю направленность, оно непосредственно воспринимается участниками избирательных кампаний, кампаний референдума.

Поэтому, очевидно, у значительной части граждан с информацией о выборах ассоциируется все содержание понятий «избирательная кампания», «кампания референдума».

«Предвыборная гонка», «предвыборная борьба» – таковы общеизвестные термины, отражающие состязательность выборов, и в общественном сознании им соответствует жесткая конкуренция в ходе агитационной деятельности кандидатов, избирательных объединений, отражающаяся в агитационных материалах, а также в информации опроводимых агитационных мероприятиях и иной деятельности названных субъектов.

Информационное обеспечение избирательного процесса является также одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Неслучайно в статье 44 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

No 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее– Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») говорится, что информационное обеспечение способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной кампании, кампании референдума, ее участников, порядка и сроков осуществления избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума и т. д. является необходимым условием реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, имеет важное значение для формирования у граждан определенных электоральных приоритетов, на которых основывается их осознанный выбор.

Также в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», впервые введено понятие информационного обеспечения выборов, включающее информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Основной целью информационного обеспечения выборов согласно ст. 44 является способствование осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.

Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, поскольку при проведении предыдущих избирательных кампаний много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов.

Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ. Понятие, правовое регулирование

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • «Белгородский государственный 
    национальный исследовательский университет»
  • РЕФЕРАТ
  • по дисциплине «Избирательное 
    право»
  • ТЕМА:

Информационное обеспечение 
выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ.

  1. Понятие, правовое регулирование.
  2. Проверил:
  3. преподаватель
Читайте также:  Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации

Мирошников Е.В.

Выполнила:

Студентка 2 курса

Семичева А.Ю.

Белгород – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……..………3

  1. Конституционно-правовые основы выборов в РФ………….….………5
  2. Информационное обеспечение выборов….…………………..…………6
  3. Правовое регулирование предвыборной агитации…………….……..10
  4. Ответственность за нарушения при информировании…..….….……12

Заключение…………………………………………………………….….…..…14

Список использованных источников……………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

При изучении избирательного права России, основополагающим понятием данной дисциплины я обозначил демократию.

Демократия, или принцип народовластия, подразумевает прежде всего ограничение властных полномочий руководителей государства и государственных органов по назначению должностных лиц, государственных и муниципальных органов власти волей избирателей.

Она определяется наличием в стране развитого гражданского общества, отдельного от государства, и местного самоуправления, как гарантии, установленной государством в рамках основ конституционного строя либерально-демократического правового государства.

Совершенствование системы 
организации и проведения выборов 
все еще остается весьма актуальным направлением государственной политики и конституционно-правовой реформы. И в первую очередь это относится 
к ее нормативно-правовому оформлению.

Как показывает многолетний опыт проведения избирательных кампаний различного уровня, выборное законодательство имеет массу существенных недостатков, и особенно это касается той его 
части, которая посвящена регулированию 
вопросов предвыборной агитации.

Развязывание «информационных 
войн», широкое применение «административного ресурса», активное участие в агитации СМИ и других лиц, которым это 
запрещено законом, неэффективный 
механизм юридической ответственности — все эти и многие другие не менее 
острые проблемы до сих пор так 
и не решены. И это при том, что 
законодательство о выборах постоянно 
корректируются, а объем нормативного массива неизменно увеличивается.

Для молодой российской демократии использование различного рода сомнительных, а порой и откровенно «черных»1 избирательных технологий является особенно опасным.

В обществе еще не созрели защитные механизмы от подобной активности.

Широкое применение таких технологий ставит под сомнение легитимность выборов, снижает и без того низкий уровень доверия общества к праву и демократическим институтам, сокращает участие граждан в осуществлении народовластия.

Преимущества новых средств 
массовых коммуникаций и их стремительное 
развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности 
по манипулированию общественным сознанием 
и групповым поведением.

Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно 
опережает юридическую теорию и 
законодательство.

Уже сегодня необходимо реально оценивать роль этих инструментов в избирательной кампании, целесообразность использования в предвыборной агитации и, что самое важное, — представлять себе последствия их активного внедрения 
в избирательный процесс.

Все 
это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного 
давления и попыток манипулирования 
их свободным выбором. Только имея ясное 
представление об особенностях такого рода технологий, можно эффективно осуществлять меры противодействия им с помощью права.

Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся 
научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных 
предписаний, правоприменительной 
и судебной практики с целью выработки 
четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового 
регулирования этой деятельности.

Представление о том, что 
выборы и референдумы являются базовыми институтами политической демократии, не требует развернутых обоснований.

Электоральный избирательный и референдумный процессы – это своего рода публичная встреча общества и государства, граждан и власти, труда и капитала на предмет выяснения взаимных отношений, в том числе через надлежащее информирование сторон о действительных, а не мнимых или желаемых фактах и событиях, взаимных намерениях, требованиях и претензиях. Через электоральный процесс реализуется основная политическая функция современного общества – легитимация действующей публичной власти. Иначе говоря, определенным лицам на определенный срок дается политическая санкция и делегируются полномочия на осуществление в установленных законом формах и процедурах функций публичного политического властвования.

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 
ОСНОВЫ ВЫБОРОВ В РФ

Информирование избирателей как гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации

  • Парасюк Денис Владимирович магистрант 3 года обучения юридического факультета Российского государственного социального университета
  • E-mail: [email protected]

В статье исследуется правовое регулирование информирования избирателей как элемента информационного обеспечения выборов.

Выявлен ряд проблемных вопросов, даются рекомендации по изменению действующего законодательства в целях обеспечения избирательных гарантий граждан.

Ключевые слова: выборы, информация, информационное обеспечение выборов, информирование избирателей, конституционное право, гарантии избирательных прав

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17) [3].

В свою очередь, условия и средства, которые обеспечивают гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами принято считать гарантиями прав граждан [2].

Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии свободы средств массовой информации (далее — СМИ), политического и идеологического плюрализма, мнений и убеждений, основные гарантии избирательных прав граждан. Информационное обеспечение выборов (информирование избирателей и предвыборная агитация) является одной из гарантий реализации избирательных прав граждан.

В связи с тем, что современных условиях огромное значение имеет информация и оказываемое с ее помощью воздействие, проблема информационного обеспечения выборов является одной из наиболее актуальных в сфере проведения выборов, волнующих российских граждан.

Недобросовестное использование информационных ресурсов может существенно повлиять на предпочтения граждан и результаты выборов.

Существуют правовые проблемы, которые могут повлечь за собой нарушение принципа равенства кандидатов, свободного волеизъявления граждан.

К тому же определение понятия «информирование избирателей» отсутствует в современном избирательном законодательстве, хотя информирование избирателей как часть института информационного обеспечения выборов в значительной степени нормативно урегулировано.

Кошемарина С.В. полагает, что «повышение эффективности правового регулирования производства и распространения связанной с выборами информации в период избирательной кампании становится важной задачей государства и общества» [5].

Свое нормативное закрепление информационное обеспечение выборов находит в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) [8]. Глава VII. этого правового акта посвящена гарантиям прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.

В период подготовки и проведения выборов особое значение приобретает информация, включая формы, методы ее распространения и получения.

Информация, как известно, является мощнейшим рычагом воздействия на взгляды избирателей, и в борьбе за власть заинтересованные лица могут использовать информационные ресурсы недобросовестно.

Чтобы максимально оградить избирателей от негативных последствий искажения информационного фона избирательных кампаний, обеспечить свободное волеизъявление граждан и повысить легитимность результатов выборов, законодательно был закреплен механизм, призванный сбалансировать интересы участников избирательного процесса. Так, в Федеральном законе об основных гарантиях, глава VII закрепляет порядок информационного обеспечения выборов, а глава X устанавливает меры ответственности за нарушения, допущенные в этой сфере.

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П) [7] «выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений». Учитывая это законодательное регулирование сферы информационного обеспечения выборов необходимо рассматривать как направленное на обеспечение указанных в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации гарантий.

  1. Федеральным законом об основных гарантиях (статья 1) дано следующее определение гарантиям избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
  2. Проанализировав структуру Федерального закона об основных гарантиях можно заключить о наличии нормативной системы основных гарантий избирательных прав граждан, в которую включены следующие гарантии:
  3. — гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков;
  4. — гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов;
  5. — гарантии прав граждан по получению и распространению информации о выборах;
  6. — гарантии прав граждан по участию в избирательных мероприятиях, организуемых кандидатами в депутаты, а также избирательными объединениями, избирательными комиссиями;
Ссылка на основную публикацию