Статья 38. Изменения законодательства Российской Федерации

В период с 27 марта 2021 г. по 23 апреля 2021 г. в законодательстве Российской Федерации произошли следующие изменения (были приняты следующие нормативные правовые акты и ненормативные документы):

Федеральный закон от 05.04.2021 № 58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусмотрена административная ответственность за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в т. ч. совершенные с использованием СМИ либо Интернета. Для юридических лиц предусмотрены штрафы на сумму от 3 млн до 5 млн руб. (с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой).Такие же штрафы будут налагаться за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России. Закреплена ответственность за публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Введена уголовная ответственность за публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны. В перечень уголовных деяний, подпадающих под действие статьи 354.

1 УК РФ «Реабилитация нацизма», включены совершенные публично распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.

Кроме того, указанная статья 354.

1 УК РФ дополнена новыми квалифицирующими признаками, подразумевающими ужесточение наказания: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершение деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 60-ФЗ «О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции»

Российской Федерацией принят Устав Международной организации по миграции от 19 октября 1953 года (МОМ). Данная организация ассоциирована с ООН и насчитывает 173 государства-члена. Еще 8 стран имеют статус наблюдателя.

МОМ обеспечивает по просьбе и согласованию с соответствующими государствами предоставление таких услуг, как набор, отбор и подготовка к миграции, предоставление необходимой информации, медобследование, размещение, мероприятия по упрощению приема и интеграции, консультационные услуги.

Вступление в МОМ позволит нашей стране участвовать в определении миграционной политики на мировом уровне.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

С 1 июля 2022 года вводится административная ответственность за нарушение порядка ведения единого федерального реестра турагентов, субагентов. Вестись такой реестр будет с 1 января 2022 г. С его помощью турист сможет получать достоверную информацию о праве агента продавать турпродукт конкретного туроператора. В связи с этим предусмотрены штрафы:

  • — за ведение турагентской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре либо если нет данных о заключении турагентом договора с туроператором;
  • — за невнесение данных в реестр, нарушение порядка их внесения либо внесение недостоверных данных;
  • — за передачу полномочий по реализации туристского продукта лицу, не включенному в реестр, либо при отсутствии права на передачу таких полномочий.
  • Федеральный закон вступает в силу  1 июля 2022 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»»

Уточнены положения Закона о государственном оборонном заказе по осуществлению госконтроля (надзора) и банковскому сопровождению госконтрактов в целях обеспечения органов СВР России, ФСО России и ГК «Росатом».

Отменена обязанность на присвоение идентификаторов этим контрактам.

Принятие закона предотвратит расширение круга лиц, допущенных к ознакомлению с информацией о средствах, используемых органами разведки и безопасности, а также продукции ядерного назначения.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Скорректирован порядок возбуждения уголовных дел о незаконном сбыте наркотиков.

Основанием для возбуждения дела о незаконном сбыте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также наркосодержащих растений не может служить сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека указанных веществ в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусмотрена возможность назначения гражданам, должностным и юридическим лицам административного наказания в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях. Законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2020 № 15-П.

Поправками уточнено, в частности, что при наличии исключительных обстоятельств может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях, в случае если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее сорока тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 71-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Усилена административная ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования. Предусмотрены штрафы в размере от 500 до 1 000 руб. для граждан, а должностных лиц — на сумму от 3 000 до 5 000 руб. Санкция в виде предупреждения исключена.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 74-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации»

Закреплено, что непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя.

Требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение 3 месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Снижены меры административного воздействия на небольшие финансовые организации. До внесения поправок санкции, предусмотренные статьями 19.5 и 19.7.

3 КоАП РФ, в равной степени налагались как на крупные организации финансового рынка (например, банки), так и на небольшие организации — кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, ломбарды и микрофинансовые организации.

В целях соразмерности применения административных санкций установлены более низкие размеры штрафов в отношении небольших финансовых организаций.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»»

Уточнены права и обязанности полиции. В обязанности полиции входит предоставление избиркомам данные не только о судимости кандидатов, но и о привлечении их к административной ответственности за экстремизм и демонстрацию запрещенной атрибутики.

По членам избиркомов дополнительно будут предоставляться данные об их привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах. Предусмотрено предоставление органам власти сведений о наличии у лица судимости для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.

Регионам и муниципалитетам будут предоставляться сведения о судимости и привлечении к административной ответственности организаторов митингов.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 82-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Положения КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов, приведены в соответствие с положениями Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов».

Введена ответственность за несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, установленных Правительством РФ.

Ранее речь шла об ответственности за несоблюдение требований безопасности техрегламента о безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии.

Читайте также:  Законодательство в сфере здравоохранения - советы юриста

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 83-ФЗ «О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Расширен круг лиц, обладающих правом на обжалование вступивших в законную силу решений по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении. К числу таких лиц отнесен руководитель коллегиального органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.

Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 84-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  1. Усилена административная ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений. Увеличены административные штрафы:
  2. — за непринятие мер по обеспечению охраны посевов и мест хранения наркосодержащих растений;
  3. — за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений после получения официального предписания уполномоченного органа;
  4. — за незаконное культивирование наркосодержащих растений.
  5. Федеральный закон вступает в силу 16 апреля 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»

Введено понятие просветительской деятельности. Закреплено полномочие Правительства РФ определять порядок и условия ее ведения. Запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в т. ч.

посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Установлены дополнительные требования к договорам по вопросам международного сотрудничества в сфере образования (за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам). Такие договоры могут подписываться при наличии заключения Минобрнауки или Минпросвещения.

Порядок получения заключения установит Правительство РФ. До 1 сентября 2022 г. заключения нужно получить на договоры, которые заключены до вступления в силу закона. Это требование не распространяется на договоры, срок действия которых истекает до этой даты.

Федеральный закон вступает в силу  1 июня 2021 года.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новые поступления законодательства Российской Федерации ? Официальный интернет-портал правовой информации

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2254 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду развития интернет-инициатив на осуществление акселерации проектов по разработке российских решений в сфере информационных технологий»

Утверждены Правила, устанавливающие цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду развития интернет-инициатив на осуществление акселерации проектов по разработке российских решений в сфере информационных технологий в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Субсидия предоставляется Фонду на основании соглашения, заключаемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с Фондом в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Соглашение заключается на срок от 1 года до 3 лет. Фонд размещает в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчет о достижении значений результата предоставления субсидии по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.

2020 № 2272 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Мурманской области в целях софинансирования расходных обязательств Мурманской области, возникающих при реализации комплексного плана развития социальной и инженерной инфраструктур населенных пунктов, выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации, и о внесении изменений в пункт 6 Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»

Условиями предоставления иного межбюджетного трансферта являются: наличие правового акта Мурманской области об утверждении комплексного плана, включающего мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства Мурманской области (далее — мероприятия комплексного плана), в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт; соответствие мероприятий комплексного плана мероприятиям, согласованным Государственной комиссией по вопросам развития Арктики (далее — Комиссия); наличие в бюджете Мурманской области бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Мурманской области, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Согласование мероприятий комплексного плана осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 10-дневный срок с даты поступления заявки. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения Комиссией мероприятий комплексного плана направляет высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) Мурманской области уведомление (составленное в свободной форме) о принятом решении о согласовании или об отказе в согласовании (с указанием причин отказа) мероприятий комплексного плана. Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта бюджету Мурманской области, заключаемого Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшим исполнительным органом государственной власти Мурманской области с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Контроль за соблюдением Мурманской областью условий предоставления иного межбюджетного трансферта осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Статья 38 Конституции России

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине – матери, детям.

  • Часть 1 комментируемой статьи устанавливает основополагающий принцип регулирования семейных правоотношений.
  • Данный принцип воспроизводится и содержательно расширяется в статье 1 Семейного кодекса РФ, согласно которой «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
  • Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально — экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и прежде всего закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

  • получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико — генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;
  • произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий — по медицинским показаниям);
  • произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;
  • воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;
  • получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86, а при рождении двух и более детей — 110) — предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Читайте также:  Статья 47. Ограничения права совершения нотариальных действий

Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере однократной минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком — до достижения ребенком трехлетнего возраста — предоставляется женщине по ее заявлению с выплатой государственных пособий (см. ст. 39). По усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают:

  • повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям — ребенка до 14 лет (ребенка — инвалида до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства. Нарушение данных предписаний влечет ответственность, вплоть до уголовной (ст. 145 УК);
  • специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы.

Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством:

  • использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей (по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а детей — инвалидов — до 16 лет, администрация обязана установить им такой режим работы), по скользящему (гибкому) графику, на дому;
  • предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми — инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.
  1. Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
  2. Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей — инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.
  3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основные права и обязанности родителей, состоящие в воспитании детей и заботе о них.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. 8 декабря 1995 г. Государственной Думой принят Семейный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 марта 1996 г.

Кроме того, следует отметить, что Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории.

Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи, материнства и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

, в соответствие с которой приведены нормы нового семейного законодательства.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции.

При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции). Ребенком по семейному законодательству признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

  • Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18лет, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
  • Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
  • При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

В части 3 статьи 38 Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их.

При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК).

Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств (увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д.) совершеннолетние дети могут быть обязаны судом нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Читайте также:  Статья 38. надбавки к пенсии по случаю потери кормильца

Статья 38 Конституции России

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст.

1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства.

И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165).

Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека.

Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов.

Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ.

Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.

) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства.

Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства.

Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства.

Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство.

Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью.

Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.

В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172).

Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста).

Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174).

Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст.

87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д.

Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон.

Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Ссылка на основную публикацию