Статья 35. Профилактические прививки

07.12.2020 Статья 35. Профилактические прививки Глобальная мобилизация вакцинаторов идет по всей планете. В одном из весенних интервью американским СМИ борец с изменением климата и главный прививочный лоббист Билл Гейтс заявил, что человечество стоит перед уникальным вызовом – надо поставить мировой рекорд и уколоть каждого жителя Земли. Поспешность поддержавших его почин лидеров государств просто поражает: новый коронавирус, действие которого на человека до сих пор не изучено, почему-то оказался прозрачным для фармкорпораций, штампующих вакцины одна за другой. Граждане России оказались в первых рядах вакциноистерии, и хотя чиновники продолжают успокаивать нас заявлениями об исключительной добровольности объявленной «профилактики», неплохо будет изучить недавние официальные ответы профильных инстанций и взять их на вооружение. Они, между прочим, все в пользу сознательных граждан, не поддающихся вакциноистерии – как и действующие законы. Начнем с самого лаконичного, на удивление не содержащего подводных камней ответа от департамента здравоохранения Москвы от 26 августа 2020:

«В Российской Федерации нормативно-правовая база в полной мере защищает интересы лиц, принявших решение отказаться от вакцинации. Каждый гражданин РФ имеет право на отказ от профилактических прививок в соответствии со 157-ФЗ».

Статья 35. Профилактические прививки Действительно, 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике…» предусматривает право каждого на отказ, но при этом уже в п.2 данного документа сказано, что влечет за собой этот отказ. И этот момент следует разобрать подробнее. Итак, отказников от профилактических прививок ожидает:

— запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;- временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

— отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (перечень таких работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти – т.е. Минздравом или Роспотребнадзором).

Как видим, в этом законе далеко не все ладно с защитой прав граждан. Параллельно с правом на отказ действует прямо противоположное определение – обязательные профилактические прививки для широкого перечня работ, с ним можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 .

В этом перечне присутствуют, в частности, «работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (то есть все педагоги и учителя) и «работающие с больными инфекционными заболеваниями» (то есть большинство врачей).

Соответственно, начальство учреждений может отстранить отказников от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Если, к примеру, медицинская организация таких мер не предпримет, она может быть привлечена к ответственности Роспотребнадзором за нарушения противоэпидемических мероприятий.

То есть отказаться от прививки имеет право каждый – но при этом надо быть готовым к высокому риску потери любимой работы.

Впрочем, в контексте массовой вакцинации от COVID-19 надо первым делом разобраться с самим определением – что же такое «профилактические прививки»? Приказом Минздрава от 21 марта 2014 г. N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок.

Тем же приказом министерство утвердило календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям . Туда регулярно вносятся изменения, и там приведен полный, исчерпывающий перечень профилактических прививок для граждан РФ.

Прививка от коронавирусной инфекции в данных календарях отсутствует – следовательно, никакого обязательства прививаться новыми вакцинами от ковида, применение которых стартовало в стране на этой неделе, у граждан РФ не возникает – независимо от их рода деятельности (!).

И увольнять/ограничивать их в работе совершенно незаконно.

Далее рассмотрим ответ министерства просвещения от 24 сентября 2020 г. в ответ на запрос депутата Госдумы Николая Николаева по вопросу вакцинации педагогических работников от нового коронавируса. Статья 35. Профилактические прививки Статья 35. Профилактические прививки Разберем ключевые положения из ответа министерства:

«…обязательное лабораторное обследование (сдача тестов на COVID-19 и антитела) учителей и других сотрудников образовательных организаций перед началом учебного года или в течение учебного процесса не предусмотрено.Иммунизация от COVID-19 не входит в перечень профилактических прививок национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. No125н».

В этой части полностью подтверждается все изложенное нами выше.

А вот далее начинаются подводные камни:

«Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, а должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, -предписания о дополнительных противоэпидемических мероприятиях, в том числе проведении профилактических прививок и обследований (подпункт 6 пункта 1, статьи 51, статья 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

  • При вынесении указанного постановления/предписания, граждане, не выполняющие требования вышеуказанных документов, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия».
  • «1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
  • …проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

И это весьма странная трактовка со стороны юристов Минпросвета в контексте объявленной вакцинации населения от ковида. Звучит все вроде бы убедительно, но давайте дословно процитируем подпункт 6 пункта 1 52-ФЗ, на который они ссылаются в своем ответе:

Действительно, еще 31 января 2020 г. (когда о ковиде еще разносились сплошные слухи!) Правительство оперативно внесло новую коронавирусную инфекцию в перечень болезней, представляющих опасность для окружающих – наравне с гепатитами, холерой, чумой и сибирской язвой.

Однако полномочия Роспотребнадзора при таких угрозах ограничиваются все тем же «проведением профилактических прививок по эпидемическим показаниям», в исчерпывающий утвержденный список которых не входит (напоминаем еще раз!) прививка от COVID-19.

В том же ответе Минпросвет выше подтверждает этот факт, а затем пытается манипулятивно вывернуть ситуацию таким образом, что не существующие в правовом поле профилактические прививки от ковида якобы можно делать в приказном порядке.

На самом же деле в случае зафиксированной вспышки нового коронавируса главсанврачи в регионах могут объявить карантин, госпитализацию для обследования или изоляцию больных и «лиц с подозрением на болезнь» (кстати, весьма сомнительная и манипулятивная формулировка в законодательстве), но никак не принудительную вакцинацию!

Необходимо тут же разобрать еще один скрытый подвох, связанный с тем, что ковид внесен в список особо опасных для окружающих заболеваний. Вакцинация является профилактическим медвмешательством – и тут права граждан безусловно защищает 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…». Для проведения медицинского вмешательства, согласно ч. 1 ст.

20 323-ФЗ, требуется информированное добровольное согласие гражданина. А в случае нежелания такого вмешательства каждый пациент имеет право на отказ.

Добровольное медвмешательство корреспондирует конституционному праву каждого на свободу и личную неприкосновенность, в том числе на физическую свободу, на неприкосновенность собственного тела – и является одной из форм его реализации.

ВАЖНО! БОРИТЕСЬ ЗА СВОИ ПРАВА! Изучите эту статью и покажите её своим работодателям. Никто не имеет права отстранять вас от работы за отказ от вакцинации

Прим.Ред. — Дорогие братья и сестры! К нам в Редакцию от вас приходит немало писем с рассказами о том, что кого-то изь вас грозятся уволить или отстранить от работы в случае вашего отказа от вакцинации.

Вы спрашиваете совета, а иногда, к сожалению, даже высказываете раздражение в наш адрес, что, дескать, мы и наши отцы-афониты слишком жестко относимся к вопросу вакцинации.

Дескать, если вы откажетесь от прививок, то потеряете работу, а значит, возможность обеспечения своих семей.

Статья 35. Профилактические прививкиНо, братья и сестры, неужели цена работы стоит важнее вашего здоровья, самой жизни и спасения души?! А самое главное то, что эта сатанинская власть так всё лукаво обставляет, что не мытьем так катаньем заставляет вас дать именно добровольное согласие на антихристову вакцинацию. Ведь нет никаких законных оснований увольнять или отстранять от работы работников за отказ от вакцинации.

Прочитайте внимательно статью ниже (и вторую статью). Разберитесь с этими вопросами, прежде всего, сами — и жестко отстаивайте свои права! Бейтесь со своими работодателями и их юристами «до крови»! Показывайте эти материалы другим своим сотрудникам, бейте в набат, грозите подавать в суды и т.д. 

Поймите главное — все эти упыри собянины лукаво все так подстроили, что потом смогут сказать, что, «а мы и не заставляли вакцинироваться, и не увольняли, и не отстраняли от работы невакцинированных. Это все делали безграмотные и тупые работодатели…»

Дорогие братья и сестры! Не нужно вести себя как слезливые и безпомощные дети! Возьмите себя в руки, молитесь Богу и добивайтесь правды любой ценой, тем более, что пока еще все законы на нашей стороне! Помоги нам, Господи!

БОРИТЕСЬ ЗА СВОИ ПРАВА! Изучите эту статью и покажите её своим работодателям.

Никто не имеет права отстранять вас от работы за отказ от вакцинации.

Вы, конечно же, слышали из всех утюгов, разъяснения московских властей о том, что по закону теперь непривитых таксистов, продавцов, парикмахеров и т.п. можно и нужно будет отстранять от работы без сохранения заработной платы?

Коллеги просили проанализировать правовую ситуацию с обязательной вакцинацией по постановлениям главных санврачей Москвы и ряда регионов. Я это сделал.

Статья 35. Профилактические прививкиЭти высказывания ни на чем не основаны. Они вводят людей в заблуждение и подставляют работодателей, которые, в случае чего, будут сами отвечать за незаконные действия такого рода. Потому как никакие нормативные акты, включая московские, от них этого не требуют и права такого им не дают.

  • Получается одно из двух:
  • ???? или представители московских властей делают ложные утверждения по глубокому невежеству – и тогда встает вопрос об их профпригодности;
  • ???? или они сознательно лгут ради достижения желаемого максимального охвата прививками.

И то, и другое, совершенно скандально. При этом, в любом случае, принуждать людей прививаться против воли, запугивая их потерей – это запредельный цинизм, который ничем нельзя оправдать. Отдельно отмечу, что тем юристам, которые начали массово писать о «законности» подобного, на мой личный взгляд, следовало бы оставить профессию в стыде от своего невежества.

✅ По закону главный санврач региона может предписать обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям лишь конкретных групп граждан, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. По ковиду их перечень довольно широк.

НО: «Обязательная вакцинация» по эпидпоказаниям является добровольной, делается лишь с информированного добровольного согласия граждан и они могут отказаться от прививки (п. 4 порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям).

Вакцинация как медицинский эксперимент. Правовые гарантии неучастия

Авторы: Дмитрий Казаков, Виталина Степанова, Кристина Табакина

В связи с проведением массовой вакцинации от COVID-19 актуальным представляется вопрос об условиях клинических испытаний лекарственных препаратов и их особенностях для отдельных категорий, участвующих в испытаниях граждан.

Вакцина, безусловно, является лекарственным препаратом в соответствии с определением, закрепленным в пункте 1 статьи 4 Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», поскольку является веществом, вступающим в контакт с организмом человека или животного, проникает в органы, ткани организма и применяется для профилактики заболевания.

На данный момент ни одна из отечественных вакцин не прошла все фазы клинических испытаний (см.: Реестр разрешений на проведение клинических исследований Государственного реестра лекарственных средств).

Под клиническим испытанием лекарственного препарата понимается изучение диагностических, лечебных, профилактических, фармакологических свойств лекарственного препарата в процессе его применения у человека, путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного препарата, данных о нежелательных реакциях организма человека на применение лекарственного препарата и об эффекте его взаимодействия с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами.[1]

Главное отличие клинического испытания от доклинического исследования заключается в том, что испытуемыми являются не животные, а люди.

Согласно статье 39 Федерального закона «Об обращении лекарственных препаратов» для проведения клинических испытаний необходимо получить разрешение уполномоченного органа. Во-первых, необходимо предоставить документы, содержащие всю имеющуюся информацию о препарате по итогам его лабораторного и доклинического исследования, а также план проведения испытания.

Во-вторых, на основании документально подтвержденных сведений Советом по этике при Минздраве Р Ф проводится этическая экспертиза и выдается заключение об этической обоснованности возможности или невозможности проведения клинического исследования лекарственного препарата.

[2] И только на основании такого заключения Министерство здравоохранения РФ выдает разрешение на проведения клинических испытаний.

В соответствии со статьей 43 ФЗ «Об обращении лекарственных препаратов» участие пациентов является добровольным и информированным.

Для этих целей на подпись гражданину представляется информационный листок, где должны быть указаны следующие сведения:

  • о лекарственном препарате для медицинского применения и сущности клинического исследования этого лекарственного препарата;
  • о безопасности (характеристика основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью) лекарственного препарата для медицинского применения, его ожидаемой эффективности (характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение) и степени риска для пациента.

Кратко в данном разделе должна быть представлена информация, относящаяся к безопасности, фармакодинамике, эффективности и дозозависимости эффектов исследуемого продукта. Должны быть освещены значимые различия в характере/частоте нежелательных реакций, как для различных показаний, так и для различных популяций.

Должны быть описаны возможные риски и нежелательные реакции, которые можно ожидать, основываясь на накопленном опыте применения, как исследуемого продукта, так и сходных с ним продуктов.

Должны быть также описаны меры предосторожности или специальные методы наблюдения, которые необходимо применять при использовании продукта с исследовательскими целями;[3]

об условиях участия граждан в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения;

  • о цели или целях и продолжительности клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
  • о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата для медицинского применения на состояние его здоровья;
  • об условиях обязательного страхования жизни, здоровья пациента (Типовые правила обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях утверждены Постановлением Правительства Р Ф от 13.09.2010 № 714). Например, ООО «Научно-исследовательская компания «Медбиофарм» заключила договор страхования жизни и здоровья 24 пациентов с «Иногосстах» на сумму 48 миллионов рублей.[4]
  • о гарантиях конфиденциальности участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения (необходимо документально подтвердить, что исследователь/организация хранят конфиденциальный список имен всех субъектов, которым при включении в исследование были присвоены идентификационные коды, что позволяет исследователю/организации идентифицировать любого субъекта).

Подробный перечень информации, предъявляемый потенциальному исследуемому для обозрения, обозначен в разделе 7 «ГОСТ Р 52 379−2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика», он именуется брошюрой исследователя и содержит сводное изложение результатов клинического и доклинического изучения исследуемого продукта, значимых для его исследования на человеке.

На наш взгляд, кроме перечисленных выше сведений потенциальному участнику клинических испытаний должен быть представлен под роспись перечень противопоказаний для применения данного лекарственного средства с детальной расшифровкой каждого из них.

Следует отметить, что перед началом испытаний в обязательном порядке должно проводиться предварительное обследование состояния здоровья, в том числе должен быть детально и всесторонне оценен иммунный статус участника эксперимента. В противном случае невозможно будет назвать эту процедуру исследованием, поскольку не представится возможным оценить динамику показателей здоровья, в частности невозможно будет установить иммунный ответ испытуемого.

Необходимым условием является право на односторонний отказ от участия в испытании на любой его стадии без каких-либо ограничений со стороны пациента. Данная норма отражает положения Хельсинской декларации, а также конституционное право граждан, закрепленное в статье 21 — никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Субъектов испытаний в зависимости от наличия ограничений можно разделить на 3 группы.

Первую группу составляют категории граждан, которым на законодательном уровне установлен императивный запрет на участии в клинических испытаниях. В эту группу входят:

1.1. Дети сироты и дети без попечения;

1.2. Военнослужащие по призыву;

1.3. Сотрудники правоохранительных органов;

1.4. Лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы и лица, находящиеся под стражей в следственных изоляторах.

В данный перечень, по нашему мнению, необходимо также включить пациентов, находящихся на стационарном лечении, состояние здоровья которых исходя из медицинских показателей не позволяет пациентам с онкологическими, инфекционными, аллергологическими, пульмонологическими и другими заболеваниями быть участниками клинический испытаний лекарственных препаратов.

Вторую группу составляют лица, которые могут стать субъектами клинических испытаний только при соблюдении определенных условий:

2.1.

Несовершеннолетние могут участвовать в испытании только при условии, что: родители или законные представители дали на это информированное письменное согласие, проведение испытания необходимо для укрепления здоровья детей или профилактики инфекционных заболеваний в детском возрасте либо если целью такого исследования является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного препарата для лечения детей. Такому исследованию должно предшествовать клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения на совершеннолетних гражданах (за исключением случаев, если исследуемый лекарственный препарат предназначен исключительно для использования несовершеннолетними).

2.2. Женщины в период беременности и грудного вскармливания при условии, что препарат предназначен для применения женщинами в указанный период, либо если исключается риск вреда женщине, плоду и ребенку.

2.3. Военнослужащие, при условии, что лекарственный препарат специально разработан для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов

2.4. Лица с психическими заболеваниями могут стать субъектами клинических испытаний при наличии письменного согласия их законных представителей и при условии, что препарат предназначен для лечения психических заболеваний.

В третью группу входят граждане, не перечисленные в первых двух группах. Между тем, можно выделить отдельную подгруппу наиболее «уязвимых» граждан, такое понятие вводится пунктом 3.44 «ГОСТ Р ИСО 14 155−2014.

Национальный стандарт Российской Федерации. Клинические исследования. Надлежащая клиническая практика».

Прямых запретов на их участие в испытаниях нет, однако, исходя из морально-этических соображений и международного опыта, не рекомендуется привлекать в качестве испытуемых:

  • лиц в домах престарелых;
  • этнические меньшинства;
  • лиц без определенного места жительства;
  • беженцев;
  • студентов университета;
  • служебный, больничный и лабораторный персонал;
  • наемных рабочих спонсора.

В частности предполагается, что на готовность указанных лиц участвовать в клиническом исследовании может излишне влиять ожидание, обоснованное или нет, или выгода, связанная с участием или негативной реакцией администрации в случае отказа от участия.

[1] п. 42 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

[2] Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 986н «Об утверждении Положения о Совете по этике»

[3] «ГОСТ Р 52 379−2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика».

[4] www.ingos.ru/company/news/detail/11 955/

Правовые аспекты вакцинопрофилактики

         Профилактические прививки являются наиболее эффективным средством в борьбе с инфекционными болезнями.

Прививки обеспечивают как личное здоровье граждан, так и безопасность общества, так как направлены на борьбу против заразных болезней.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

         Статьей 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. декларировано проведение профилактических прививок гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

         Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики, установлены Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157 — ФЗ (17 сентября 1998г).

Федеральным законом определен перечень инфекций, прививки против которых включены в национальный календарь профилактических прививок: гепатит В, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, полиомиелит, столбняк, туберкулез, эпидемический паротит, грипп, гемофильная инфекция.

  •            Федеральным законом определены права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Закон обеспечивает:
  • — Бесплатное проведение прививок Национального календаря и календаря профилактических прививок по эпидпоказаниям в системах государственного и муниципального здравоохранения.
  • — Социальную поддержку граждан в случае возникновения поствакцинальных осложнений.
  • — Разработку федеральных и региональных программ по вакцинопрофилактике.
  • — Использование эффективных и безопасных вакцин.
  • Граждане Российской Федерации имеют право на:
  •             — получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
  •             выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
  •             — бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
  •             — медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;
  •           — получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности при возникновении поствакцинальных осложнений.
  •                    При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
  • — выполнять предписания медицинских работников;
  • — в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
  •                     Отсутствие профилактических прививок влечет:
  •             — запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  •             — временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или угрозе возникновения эпидемий;

            — отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых требует обязательного проведения прививок, устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.

  1. Профилактические прививки проводятся:
  2. — с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством РФ; 
  3. — гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок;
  4. — в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

       Национальный календарь профилактических прививок — это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

В России, как и в других странах, данный календарь утверждается на государственном уровне и включает профилактические прививки против вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, против гемофильной инфекции.

Законно ли обязывать делать прививку от коронавируса?

Сейчас в СМИ идет давление на население, чтобы все массово вакцинировались от ковида. Несмотря на то что есть закон о добровольной вакцинации, некоторые жалуются на принуждение со стороны работодателей.

А сейчас в некоторых регионах отдельные категории работников вовсе обязали вакцинироваться.

Это законно? Как правильно вести себя, если заставляют делать прививку от коронавируса, и можно ли отказаться от вакцинации?

Люди, которые работают по некоторым профессиям, обязаны вакцинироваться. Но принудить их к этому никто не может. У них есть выбор: сделать прививку или сменить профессию.

Все прививки, указанные в календарях, в государственных и муниципальных медучреждениях делают бесплатно.

В календаре указаны категории граждан, которых надо привить обязательно.

В случае с коронавирусом это, в частности, люди 60 лет и старше, медики, учителя, работники организаций социального обслуживания, сотрудники МФЦ, жители городов-миллионников, люди с хроническими заболеваниями, работники компаний транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов и КПП на границе, вахтовики, волонтеры, военнослужащие, государственные гражданские и муниципальные служащие, студенты старше 18 лет и призывники.

Перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок, установлен правительством.

Кроме того, в требованиях закона об обязательной вакцинации нет исключений для людей с медицинским отводом. Медотвод означает, что у человека нет возможности выполнить условия закона, чтобы его допустили к работе, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть медотвод в принципе исключает допуск к работе.

Все эти правила не работают, если вы трудитесь в сфере, где профилактические прививки необязательны. В таком случае работодатель не вправе принуждать сотрудников вакцинироваться.

Сразу оговорюсь: лично я за вакцинацию. Но если вы по какой-то причине не хотите прививаться, это ваше право, и заставить вас никто не может.

Только удостоверьтесь, что ваша работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок.

Потому что в этом случае работодатель может отстранить вас от работы без сохранения зарплаты, и вам придется выбирать: сидеть дома без работы, менять профессию или все-таки сделать прививку. Но уволить вас по собственной инициативе работодатель не вправе.

Работодатель может нарушить закон, но в этом случае ему придется восстановить несправедливо уволенного сотрудника и выплатить ему компенсацию за вынужденный прогул.

Например, так случилось в городе Усинске. Руководство Усинской районной больницы отстранило от работы сотрудницу, когда она отказалась делать прививку от гриппа, а после и вовсе уволило за прогул. Женщина пошла в суд и потребовала, чтобы ее восстановили на работе, выплатили средний заработок за время отсутствия на работе и компенсировали моральный вред.

Суд сказал, что отстранять работницу больница была не вправе: хотя женщина работала в медучреждении, ее деятельность не входила в перечень работ, для которых вакцинация обязательна.

А увольнение вообще было незаконным: сотрудницу отстранили от работы приказом, поэтому прогула не было.

В результате суд обязал восстановить женщину на работе, выплатить ей средний заработок за период отстранения от работы и вынужденного прогула, а также компенсировать моральный вред. Суд второй инстанции оставил это решение в силе.

А вот чего делать ни в коем случае не стоит, так это приобретать липовые сертификаты о сделанной прививке от коронавируса. В этом случае вам будет грозить уголовная ответственность. Мы подробно напишем об этом в отдельной статье.

Если сомневаетесь, прививаться или нет, почитайте наши статьи про вакцинацию от коронавируса — возможно, они помогут вам определиться:

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Задать свой вопрос

Минздрав и Роструд разъяснили, кому можно не прививаться от Covid-19

Россия на этой неделе обогнала Францию в статистике заболеваемости коронавирусом и вышла по этому показателю на четвертое место в мире, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения.

Это способно заставить власти России пойти по «французскому пути»: президент Франции Эммануэль Макрон в понедельник предупредил, что вакцинация в стране может стать обязательной для всех, если темпы выборочной пока прививочной кампании окажутся недостаточными.

О том, что такое развитие не исключают и в Кремле, сообщил в среду спикер президента Дмитрий Песков.

«Сама логика развития ситуации с пандемией в странах мира говорит в пользу этих решений… Всё это говорит, что такие меры, к сожалению, могут стать безальтернативными для того, чтобы побороть эту пандемию и предотвратить дальнейшие вспышки», — сказал он.

Статья по теме: Вакцинация без пропаганды: что мы знаем и чего не знаем

Сегодня в России сохраняется неопределенность в том, кому требуется вакцинироваться, а кто может отложить эту процедуру или совсем ее избежать (в случае, если французский метод тотального охвата все же не будет использован).

С теми, кому не следует вакцинироваться по медицинским показаниям, вопросов не возникает (правда, возникают сложности — процедура получения медицинского отвода забюрократизирована и требует недюжинных сил, нервов и времени), но круг этих лиц все же относительно узок.

Сложнее выбор у тех, кто не имеет медотвода, но тем не менее считает, что по каким-то признакам прививка может принести ему больше вреда, чем пользы. Причем, речь не об «идейных» антипрививочниках.

Неопределенность возникает вокруг тех, кто оказался в некоем правовом вакууме: с одной стороны, у них нет оснований для медотвода, а с другой — в официальных рекомендациях властей (в первую очередь Министерства здравоохранения) их ситуация по каким-то причинам не упомянута вообще.

Это те, кто переболел Covid-19 менее полугода назад. Если с момента вакцинации или болезни не прошло шесть месяцев, то показаний к тому, чтобы вакцинироваться (первично или повторно) у человека нет. Такова официальная позиция Министерства здравоохранения РФ, которая содержится в опубликованных на его сайте Временных методических рекомендациях по вакцинации.

Минздрав: переболевшим можно полгода не колоться

Основным фактором, который влияет на повторную вакцинацию, в данный момент является время. Минздрав России во Временных рекомендациях по вакцинации говорит о том, что уровень антител замерять не нужно, так как мировым научным сообществом до сих пор не определены пороговые значения того, какой уровень антител достаточен для защиты организма.

Поэтому в рекомендациях, которые разосланы во все субъекты, просто говорится о необходимости вакцинации через 6 месяцев после заболевания или после предыдущей вакцинации. Исходя из этих рекомендаций, получается, что необходимости повторно вакцинироваться до истечения полугода после первой прививки нет.

«Вакцинация и повторная вакцинация граждан в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения разделяется на “рутинную” и “экстренную” вакцинацию.

С учетом неблагоприятной эпидемической ситуации в Российской Федерации до достижения уровня коллективного иммунитета (не менее 60 % от численности взрослого населения) в настоящий момент осуществляется ”экстренная” вакцинация», — говорится в сообщении на сайте Минздрава России.

На фоне рекордного роста заболеваемости Covid-19 сначала Москва, а затем и ряд других регионов объявили об обязательной вакцинации до 60 процентов работников учреждений общепита, торговли, сферы услуг, отделений банков, учреждений образования, здравоохранения и некоторых других отраслей и служб; деятельность которых связана с частыми контактами с населением. Многие проходят эту вакцинацию безо всяких проблем. Но в то же время, новое требование создало почву и для возникновения в определенных случаях конфликтов работников и работодателей.

Expert.ru обратился в Минздрав РФ с письмом, в котором содержалась просьба разъяснить правовое положение лиц, переболевших Covid-19 менее полугода назад, с точки зрения возможности не проходить вакцинацию до истечения 6-месячного периода.

В присланных в ответ из министерства рекомендациях говорится, что «с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения до достижения уровня коллективного иммунитета населения, предлагается проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID -19 по эпидемическим показаниям спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания (в том числе у ранее вакцинированных лиц) или спустя 6 месяцев после предыдущей первичной вакцинации (“экстренная” вакцинация)», — говорится в рекомендациях министерства (подчеркнуто нами — Expert.ru).

Можно считать это юридической и моральной победой желающих защитить свое законное право и работать, и не прививаться раньше срока.

Но победа может оказаться с горьким привкусом, поскольку рекомендации Минздрава не являются обязательными к исполнению другими министерствами и ведомствами, которые могут иметь (и имеют) собственный взгляд на вакцинацию.

Роструд: хочешь работать — колись!

Межведомственная разноголосица в вопросе об обязательности/опциональности вакцинации может объясняться тем, что проблематика ковида и вакцинации является «межотраслевой», и каждое министерство и ведомство отвечает только за свою сторону проблемы.

Так, Роструд ещё 24 июня подготовил разъяснения для работодателей по вакцинации сотрудников: вакцинация необходима в тех случаях, когда речь идет о высоком риске заболевания и его дальнейшем распространении. В противном случае Трудовым кодексом предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

Федеральная служба по труду и занятости разработала для работодателей памятки по вакцинации.

Как разъяснили в Роструде, Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

В части 1 статьи 76 ТК указано, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». 

Один из таких случаев, уточняет Роструд, — нарушение положений Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В нём указано, что отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

То есть вакцина, по мнению Роструда, необходима в тех случаях, когда речь идёт о высоком риске заболевания и его дальнейшем распространении. Эта норма особенно строго соблюдается в отношении заведений общественного питания, где сотрудники обязаны жестко соблюдать санитарные нормы и регулярно проходить вакцинацию.

Юридическая двусмысленность этих разъяснений, на которую ссылаются некоторые не желающие вакцинироваться, состоит в том, что решения мэрии Москвы и администраций регионов не являются «иными нормативными актами Российской Федерации», на которые ссылается памятка Роструда. В Роструде на вопрос Еxpert.

ru по этому поводу ответили, что при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям имеют право главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах РФ.

«Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной», — сообщили в ведомстве.

Там добавили, что процент работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавируса, устанавливает также главный санитарный врач конкретного региона.

Но в Роструде согласны с Минздравом в том, что положения об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у кого есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку ее проведения.

«Соответственно, работодатель принимает решение об отстранении работника, отказавшегося от вакцинации, учитывая решения и рекомендации Роспотребнадзора и положения об обязательной вакцинации», — заключают в Роструде.

В Минздраве, в свою очередь, напомнили, что федеральным актом является приказ Минздрава №125н о национальном календаре профилактических прививок. Covid-19 входит в национальный календарь прививок по эпидемиологическим показаниям.

«Решение о вакцинации отдельных категорий граждан принимаются главными государственными санитарными врачами субъектов РФ.

А уже акты глав регионов об организации процесса вакцинации всегда выпускаются на основании таких постановлений», — сказали в министерстве, подчеркнув, что такая «регионализация» обусловлена тем, что единых, под копирку, решений для всех субъектов не может быть в силу разной плотности населения и разной эпидемической ситуации.

Ссылка на основную публикацию