Статья 35. конфликт интересов

Рост конфликтов может быть вызван нормализацией судебных заседаний и новой волной слияний и поглощений из-за неплатежеспособности предпринимателей.

С конфликтами интересов сталкиваются большинство компаний, и чаще всего они связаны с разногласиями между совладельцами или со столкновением личных интересов сотрудника и интересов бизнеса. Особо опасны корпоративные споры для малого и среднего бизнеса, который меньше защищен от финансовых колебаний и не может рассчитывать на поддержку государства.

Самые известные примеры конфликтов интересов приводят к многомиллиардным убыткам.

Это могут быть конфликты между бывшими и нынешними акционерами, как в случае «Роснефти» и АФК «Система», когда первая компания потребовала у второй выплатить 170,6 млрд руб.

за причиненные убытки при реорганизации «Башнефти». Конфликт длился почти 8 месяцев и разрешился мирно — «Роснефть» получила 100 млрд руб. и с АФК были сняты обеспечительные меры.

Другой случай — конфликт между основателями Модульбанка и основным акционером. Основатели обвинили последнего в необоснованном обогащении и потребовали его вернуть 650 млн руб. В результате стороны вышли из капитала и вернули акционеру 22,5 % акций без переоценки стоимости.

Мы поинтересовались у самих предпринимателей и юристов:

Как конфликт интересов регулируется законодательством

Закон подразумевает под конфликтом интересов ситуацию, при которой личная выгода предпринимателя влияет на его профессиональные действия и наносит ущерб интересам компании (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Это может быть выбор контрагента или прием нового сотрудника среди родственников и партнеров, предоставление им доступа к корпоративной тайне.

С какими конфликтами интересов сталкиваются предприниматели

Теймур Керимов, генеральный директор краудлендинговой платформы «Город денег», отмечает, что конфликт интересов встречается практически в любом бизнесе и часто связан с неправильным распределением функций в организации. Конфликт интересов может ярко проявиться при работе по KPI, когда сотрудник получает бонус за количество, а несет ответственность за качество.

Владимир Серкин, начальник департамента внутреннего аудита Undiclosed, выделяет конфликты двух типов.

1. Столкновение личных интересов и интересов компании

В этом случае директор по закупкам может выбрать компанию жены в качестве победителя тендера, даже если это не самый сильный участник.

2. Противоречие между профессиональными интересами

Такой тип конфликта может возникнуть, если директор по продажам не оценивает тщательно благонадежность покупателей и совершает сомнительную сделку, чтобы добиться высоких показателей продаж.

Только в 40 % случаев наличие нескольких совладельцев положительно влияет на деятельность компаний, указывает Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting.

Конфликт интересов между партнерами часто связан с тем, что в компании нет четкого распределения задач и единой постановки целей, нет общего представления о приоритетах в развитии компании.

Часто отношения между совладельцами портятся, когда компания растет, и в этом случае бизнес терпит ущерб.

В 2007 году предприниматель продал свою долю в предприятии «Герольдмайстер» своему совладельцу, потому что у партнеров не совпадали взгляды на ведение бизнеса. Высоцкий считал, что для расширения бизнеса ему нужно открывать производственные подразделения в России и в Европе, его партнер не поддерживал инициативу.

Только со временем я понял, что настоящей причиной конфликта была изначальная разница в наших личных целях. Для моего партнера целью создания этого бизнеса была жажда творческого самовыражения, для меня — желание создать по-настоящему успешную компанию, имеющую мировое признание, – говорит Высоцкий.

Предприниматель советует по возможности минимизировать разногласия между совладельцами, прежде чем менять что-то в компании, иначе можно ждать новых разногласий и убытков.  В Visotsky Consulting берутся выполнять работу, только если в проекте участвуют все совладельцы, и не проводят консалтинг в компаниях, где между совладельцами есть разногласия.

Как возникают конфликты в бизнесе

Юрист и медиатор Александра Чирикал отмечает три точки входа в конфликты в бизнесе:

  1. несовпадение интересов и потребностей партнеров;
  2. неравное соотношение долей и нестабильная экономическая обстановка;
  3. отказ одного из супругов дать согласие на продажу доли компании.

Эксперт приводит пример, когда клиент смог договориться со своим совладельцем только после того, как один из партнеров выкупил долю второго. Лично договориться у предпринимателей не получалось.

При соотношении долей в обычном ООО, да ещё и с типичным непродуманным уставом компании приходят к ситуации, когда договориться очень трудно, — говорит Чирикал. – В моем случае партнерам было сложно подавить сильные эмоции, чтобы мыслить логически и действовать, исходя из своих потребностей. Из-за сильных эмоций росло недоверие друг к другу.

Джорджо Парола, первый вице-президент холдинга Mikro Kapital, считает, что конфликт интересов часто связан с тем, что интересы и задачи сотрудников не совпадают.

Например, сотрудники получают бонусы за прибыль, но оценивают качество своей работы по объему портфеля.

В этом случае большинство усилий сотрудники направляют на достижение личных целей, а не на пользу компании — это не всегда наносит ущерб, но и не работает на основную цель бизнеса.

Для решения этой проблемы Парола предлагает выстроить систему мотивации и систему контроля и следить за тем, чтобы мотивация сотрудников была направлена на выполнение задач, которые идут на благо компании

Как предупредить конфликт интересов и разрешить уже созревшие споры

Конфликт интересов или даже риск его возникновения очень опасны для эффективной работы компании, – считает Теймур Керимов. – Не надо сидеть и ждать, когда вспыхнет пожар и принесет убытки, нужно начинать действовать сразу.

Индивидуальная мотивация сотрудников

Керимов советует минимизировать риск возникновения конфликта интересов с помощью индивидуальной мотивации сотрудников. Например, менеджер, который работает с клиентами, заинтересован в их привлечении, а подразделение рисков заинтересовано в формировании качественного портфеля.

Чтобы избежать конфликта интересов, привлеченцы должны быть заинтересованы не только продавать, но и привлекать максимально качественных клиентов, а рисковики — не только в «качестве» клиента, но и в проценте одобрений, то есть при рассмотрении заявок применять не формальный подход, а индивидуальный, — говорит Керимов. – В такой ситуации главное — обеспечить продавцов потоком клиентов, а рисковиков — инструментами и механизмами, которые позволяют максимально быстро принимать качественные решения.

Оценить эффективность системы мотивации поможет внутренний аудит или методолог, который будет следить за нарушениями.

Выявление назревающих конфликтов

Руководитель должен отслеживать каждый этап работы команды и регулировать назревающие конфликты.>

Важно привлекать хороших клиентов, чтобы не перегружать ненужной работой службы, которые проводят анализ, и позволить подразделению рисков отсеивать только действительно ненадежных клиентов.

Умный поиск клиентов для бизнеса. Подберите организации, которым подходит ваш товар или услуга. Исключите неплатежеспособных.

Попробовать бесплатно

Каждый сотрудник может предложить новые показатели как для себя, так и для коллег, — добавляет Керимов. – KPI — это инструмент, измеряющий эффективность работы, но слепое следование ему может негативно сказаться на итоговом результате.

Ольга Туренко, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», предупреждает, что самый опасный конфликт интересов — латентный, то есть скрыто протекающий. Именно поэтому важно постараться убедить сотрудников добровольно раскрывать конфликты.

Составление локальных нормативных актов

Конфликт интересов легко предупредить с помощью локальных нормативных актов. В них можно закрепить должностные инструкции конкретных работников или общее положение о конфликте интересов для всех сотрудников. Туренко советует закрепить в должностной инструкции обязанность работника сообщить о конфликте интересов своему работодателю под угрозой увольнения (ст. 81 ТК РФ).

Минтруд представил обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов

23 декабря Минтруд России опубликовал на своем сайте очередной Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов, подготовленный по итогам применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБР, иных организациях, на работников которых распространяются положения Закона о противодействии коррупции.

Содержание обзора

Обзор конкретизирует круг субъектов, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения ими доходов в виде денег, иного имущества (в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей.

Ими могут быть само должностное лицо, на которое антикоррупционным законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; его близкие родственники или свойственники; иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов предписано не только выявлять и фиксировать наличие у должностного лица соответствующих полномочий, но и анализировать возможность влияния личной заинтересованности такого лица на надлежащее, объективное и беспристрастное их осуществление. Факт наличия конфликта интересов фиксируется при выявлении того, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.

Обзор также перечисляет обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности при решении вопроса о привлечении к ответственности виновного должностного лица. Среди них, в частности, величина нанесенного ущерба при его наличии, факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности и др.

Некоторые случаи из практики

В документе раскрывается содержание организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, приведены отдельные конкретные практические ситуации по анализу их коррупционной составляющей.

В одном из приведенных примеров супруга руководителя учреждения на протяжении нескольких лет замещала должность инженера в учреждении, подведомственном федеральному государственному органу.

В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности, определяет конкретный размер зарплаты и премий работников организации, принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий.

Таким образом, осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияло на получение ею дохода.

В ходе проверки было установлено, что супруга руководителя учреждения систематически уклонялась от исполнения своих трудовых обязанностей.

Читайте также:  Глава 7. Заключительные положения

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов также выявила неоднократные факты ее отсутствия на рабочем месте без уважительных причин.

При этом за периоды необоснованного отсутствия женщина получала зарплату в полном объеме и избегала дисциплинарных взысканий. Кроме того, руководитель учреждения оказывал давление на работников кадрового подразделения в целях сокрытия ими фактов допущенных нарушений.

Комиссия признала, что руководитель не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и сочла необходимым уволить его в связи с утратой доверия.

В отношении него впоследствии было возбуждено уголовное дело. Супруга главы учреждения была также уволена за систематические грубые нарушения трудовой дисциплины.

При этом работникам кадровой службы было указано на недопустимость исполнения неправомерных решений руководителя учреждения, необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В связи с этим кадровикам было вынесено замечание.

Также в обзоре уделено внимание проблемам коррупции в сфере осуществления контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченного ресурса и государственных закупок.

Так, приведен пример, когда бывшая супруга начальника отдела органа исполнительной власти являлась гендиректором и учредителем организации, которая выполняла работы по договорам субподряда с организациями – победителями закупочных процедур этого органа власти.

В ходе проверки было установлено, что, несмотря на расторжение брака, между бывшими супругами сохранились близкие отношения: они продолжали проживать в одном жилом помещении, вели совместное хозяйство и воспитывали несовершеннолетних детей.

В связи с этим комиссия сочла, что получение материальных выгод компанией связано с возможностью осуществления заказчиком приемки у исполнителя работ, не соответствующих требованиям госконтракта, непредъявлением штрафных санкций за несвоевременное и некачественное выполнение работ.

«Таким образом, согласование начальником отдела документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных организацией работ, напрямую влияет на получение дохода его бывшей супругой (в виде дивидендов и заработной платы, выплачиваемых организацией), которая связана с ним близкими отношениями. Возможность получения указанного дохода бывшей супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих должностных полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица», – отмечено в обзоре.

Такая личная заинтересованность могла повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, поэтому она свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов. Поскольку начальник отдела не уведомил о наличии личной заинтересованности, он был уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, а материалы проверки были направлены в правоохранительные органы.

Эксперты «АГ» прокомментировали содержание обзора

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва назвала наиболее интересной ситуацию конфликта интересов, возникшего при осуществлении госслужащим организационно-распорядительных функций.

«Впервые в обзоре отмечено решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов указать работникам кадрового подразделения на необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В свою очередь, такое указание комиссии повлекло применение к ответственным работникам кадрового подразделения меры ответственности в виде замечания», – отметила она.

Эксперт добавила, что ни в более ранних обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1 и 2, ни в Письме Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 и в Памятке Управления делами Президента РФ не содержится подобных указаний и примеров.

«При этом кадровые службы административно-государственных органов и организаций муниципальных образований обязаны участвовать в работе по недопущению и ликвидации конфликтов интересов в пределах своей компетенции.

Так, в функции кадровых служб входят организация проведения служебных проверок и участие в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Важно, что Минтруд привлек внимание к необходимости работников кадровых служб государственных органов оперативно реагировать на правонарушения со стороны руководителя и сообщать о фактах, свидетельствующих о наступлении конфликта интересов», – подытожила Виктория Соловьёва.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что обзор содержит выводы, которые могут оказать существенное влияние на практику, причем не только в сфере конфликта интересов в государственных и муниципальных органах. «В нем обобщена правоприменительная практика, по сути, определено, что входит в предмет доказывания по спорам, связанным с конфликтом интересов, приведены примеры того, что именно образует личную заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения им своих обязанностей. Указанный документ позволит унифицировать соответствующую правоприменительную практику», – пояснила эксперт. Она особо выделила дело о конфликте интересов при осуществлении государственных закупок.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или самого государства. «Предотвращение или урегулирование конфликта интересов является обязанностью нанимателя, и невыполнение гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, необходимых мер является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения Закона о противодействии коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе РФ)», – пояснила эксперт.

По словам адвоката, примером подобного правонарушения может быть создание ответственным госслужащим своим бездействием и отсутствием должного контроля при выполнении хозяйственных операций условий при заключении госконтрактов для систематического получения государственными служащими, находящимися в его подчинении, взяток от предпринимателей, заключивших государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственного органа.

«Ситуации, когда необходим контроль со стороны государства, ежедневно возникают на практике, что требует для их рассмотрения единого подхода.

В Обзоре приведены примеры наиболее часто встречающихся ситуаций личной заинтересованности, и, как в нем указано, он направлен “на унификацию представления информации при формулировании рассматриваемых на заседаниях комиссий вопросов о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов”. Следовательно, такой документ имеет важное значение в рассматриваемой сфере правоотношений», – заключила Валерия Аршинова.

Чем грозит конфликт интересов для государственного служащего

Как следует из ст.

10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность — это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

  • О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.
  • Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
  • Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

  1. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:
  2. — выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  3. — выполнение иной оплачиваемой работы;
  4. — владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  5. — получение подарков и услуг;
  6. — имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  7. — взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  8. — явное нарушение установленных запретов.
  9. Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.
  10. Уважаемые посетители!
Читайте также:  Статья 25. передача накоплений для жилищного обеспечения уполномоченным федеральным органом управляющим компаниям и особенности осуществления операций с этими накоплениями

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Адрес: 385000, Россия, г.Майкоп, ул. Жуковского, 32

  • Справочная
        по обращениям граждан: +7 (8772) 52-89-27
  • Дежурный прокурор: +7 (8772) 57-06-56
  • Круглосуточный Телефон доверия: +7 (8772) 57-06-56
  • Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Как защищаться при конфликте интересов

В контрактной системе между заказчиком и участником закупки не должно быть конфликта интересов. Один из принципов закупок — это честная конкуренция. Заказчик не имеет права для кого-то из участников закупки создавать более выгодные условия. Мы разобрали самые резонансные дела, чтобы показать, какие аргументы заказчику лучше использовать в суде.

Чем опасен конфликт интересов

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на правильное, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей.

Ситуация может возникнуть не только в отношении руководителей, но и сотрудников, которые непосредственно участвуют в закупке, а также полномочия которых аналогичны по функционалу полномочиям руководителя. Когда сотрудник, обязанности которого так или иначе связаны с закупочной деятельностью учреждения, имеет какое-то влияние на результат проведения закупки, это и будет конфликт интересов.

Личная заинтересованность возникает, когда могут получить деньги, имущество, результаты выполненных работ или любую выгоду:
— само должностное лицо;
— его близкие родственники и свойственники;
— связанные с ним, его родственниками и свойственниками граждане или организации.

Так понимает конфликт  интересов Закон о противодействии коррупции (ч. 1 и 2 ст. 10 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Правила контрактной системы разъясняют понятие как случай, при котором руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, начальник контрактной службы или контрактный управляющий находятся в близкородственных или брачных отношениях с участником закупки. 

Пункт 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ уточняет перечень таких отношений и распространяет их на участвующих в закупках физлиц, а также участвующих юрлиц:

— выгодоприобретателей;
— единоличных исполнительных органов хозобщества (директора, генерального директора, управляющего, президента и др.);
— членов коллегиального исполнительного органа хозобщества;
— руководителей учреждения или унитарного предприятия;
— других органов управления юрлиц — участников закупки.

Каждый из участников закупки должен подтверждать, что у него нет конфликта интересов с заказчиком.

Действия, которые приводят или могут привести в закупках к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, запрещены.

Нельзя в том числе создавать преимущественные условия для отдельных участников закупки. Такой запрет содержит ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Когда суд встанет на сторону заказчика

 Конфликтом интересов признают и те случаи, которые прямо не перечислили в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. А подтверждать, что его нет, надо и тогда, когда заказчик не выставляет требование. Будьте внимательнее и осмотрительнее при подготовке заявки.

Помните, на конфликт интересов проверят даже после того, как контракт исполнили. Чем это грозит, узнаете из 4 выводов.

Участник не задекларировал конфликт интересов, потому что заказчик сам об этом забыл. 

Участник закупки не задекларировал, что у него отсутствует конфликт интересов с заказчиком. Поступил он так, потому что ошибся заказчик: внес требование по пункту 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в извещение, но не внес его в документацию о закупке.

Заказчик отклонил заявку этого участника, чем нарушил, по мнению контролеров, часть 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.

Заказчику предписали отменить протокол и признать соответствующей вторую часть заявки участника. Он исполнил предписание, но обратился в суд.

Арбитры указали: нельзя допускать заявку участника, который не подтвердил, что соответствует обязательному для всех требованию.

Заказчик виноват, что не прописал требование. Но он поступил верно, отклонив заявку, где не задекларировали отсутствие конфликта интересов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 № 08АП-8331/2014, А75-2001/2014).

Перечень случаев конфликта интересов из статьи 31 неполный. 

Чтобы обучить сотрудников администрации информационным технологиям, заказчик объявил аукцион. Поступила только одна заявка, которую сочли несоответствующей требованию о конфликте интересов. Организация, заявку которой отклонили, подала иск в суд.

  • Судьи рассмотрели спор и выяснили, что руководитель заказчика является представителем учредителя члена правления организации.
  • Одновременно с этим он же представлял работодателя по трудовому договору для директора организации.
  • А в уставе закрепили, что органами управления являются общее собрание, правление и директор.

Случай не подпадает под пункт 9 части 1 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ, но в закупках действуют не только правила контрактной системы. Надо учитывать еще и законодательство о защите конкуренции. Когда интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно и то же лицо, нарушается часть 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Создавать ситуацию, в которой для кого-то из участников возникнут преимущественные условия, и ограничивать этим конкуренцию нельзя. Неправомерно допускать к закупке лицо, чья заинтересованность совмещена с возможностью оказывать влияние на других лиц (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 № 07АП-4761/2015, А45-23945/2014).

Если конфликт интересов всплывет после исполнения контракта — поставщика обяжут вернуть деньги. 

Общество обратилось в арбитраж, требуя признать решение контролеров незаконным. УФАС признало его нарушителем антимонопольного законодательства после проверки контракта администрации.

Дело заключалось в том, что общество подтвердило в составе вторых частей: конфликта интересов нет.

Администрация признала его победителем. Но прокуроры заявили в УФАС: глава администрации и выгодоприобретатель общества состоят в браке.

Супруга руководителя заказчика владела долей в уставном капитале общества.

Контракт уже заключили и исполнили, поэтому дело завели о нарушении части 1 статьи 14 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Исполнитель контракта предоставил недостоверные данные об отсутствии конфликта интересов с заказчиком.

Этим он нарушил права добросовестных участников, которые могли честно победить в аукционе. Суд отклонил все доводы общества.

Тот факт, что выгодоприобретатель выдал доверенность на представительство интересов в обществе, не свидетельствует о передаче доли в уставном капитале. Почти 4 млн руб., полученных по контракту, обязали возвратить в бюджет (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 № 02АП-4349/2016, А82-9874/2015).

В закупке с одним участником конфликт интересов тоже ограничивает конкуренцию. 

В суд обратился зампрокурора, который обнаружил конфликт интересов в аукционе на работы по строительству водопровода.

Контракт, который заключили и исполнили, требовали признать недействительным по пункту 2 статьи 168 ГК. Выяснилось, что председатель единой комиссии — супруга соучредителя участника закупки и сестра его директора.

Несмотря на это, участника не отстранили, а председателя комиссии не исключили из ее состава.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оснований признавать контракт недействительным нет.

Сам по себе конфликт интересов однозначно не говорит о том, что совершали действия, которые повлияли на решение комиссии. В закупке участвовал только один подрядчик, его допуск к аукциону не создавал преимущественных условий и не нарушил права и интересы третьих лиц.

Но кассация приняла сторону прокурора, ведь он выступал в защиту публичных интересов. Сделки, которые нарушают запреты Закона № 44-ФЗ, посягают на публичные интересы. Контракт признали недействительным (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2018 № Ф06-30009/2018, А55-7317/2017).

Конфликт интересов на государственной службе: примеры и возможные разрешения 2021 и 2021

Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.

Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.

Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

Область распространения

Конфликт интересов – это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни.

Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками.

Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, – политический и общегосударственный сектор.

  Никогда не совершай этих ошибок в начале отношений

Определение понятия

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции».

Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей.

Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Читайте также:  Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан

В 2009 г.

в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Что это за ситуация

Конфликт интересов – это возникшая ситуация, в которой работник имеет личную заинтересованность, и он начинает любыми способами пытаться получить свою выгоду, независимо от того, что результат может привести к финансовым или любым другим потерям на фирме. В трудовом праве Российской Федерации нет определения понятию «конфликт интересов». Эта правовая неопределенность часто становится причиной невозможности решения данной проблемы на предприятии.

Понятие и определение в психологии

В психологии это понятие имеет 2 разновидности:

К сведению. Организационный конфликт возникает в том случае, когда предприятие, оказывающее услуги Заказчику, не может объективно выполнить работу, прописанную в Договоре оказания услуг, в силу, например, конкурентных преимуществ.

Под определением личного конфликта может пониматься ситуация, когда личные интересы работника противоречат трудовому законодательству Российской Федерации, например, при получении финансовой выгоды. Чаще всего нарушается закон «О коррупции». Тут не действуют педагогические законы по решению и урегулированию данного процесса, в отличие от предыдущего вида.

Личная выгода

Разногласия при конфликте интересов

Разногласия при конфликте интересов, как правило, возникают. Хотя это зависит от нескольких факторов:

  • типа личности участника конфликта интересов;
  • цивилизованности и компетентности участников ситуации;
  • взаимоотношений между сотрудниками.

Личная заинтересованность

Личная заинтересованность часто присутствует в разногласиях. Под личной заинтересованностью предполагается получение финансовой выгоды.

Чаще всего такая ситуация возникает между родственниками, работающими на одном предприятии. В антикоррупционном законе должны быть прописаны такая ситуация и способы ее решения.

Также это понятие упоминается в 19 статье Федерального закона «О гражданской и государственной службе».

Личная заинтересованность

  Каким должно быть правильное воспитание подростка

Признаки и формы

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями.

Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше.

Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно.

Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом.

Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления.

Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения.

Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Управление конфликтами интересов в компаниях и организациях

Как показывает опыт, отсутствие контроля над конфликтами может быть разрушительным для компаний и организаций. Поэтому тот, кто хочет избежать банкротства, развиваться, поддерживать свою репутацию, предпринимает действия, направленные на их предотвращение. Эти действия включают навязывание сотрудникам требований, более строгих, чем сформулированные законом.

Пройти тест на характер человека

Общая типология ситуаций, в которых могут возникать конфликты интересов в компании или организации, позволяет выделить следующие случаи:

  • наличие финансовых, семейных, социальных и иных связей с поставщиками, клиентами и другими организациями, сотрудничающими с компанией;
  • связи с конкурентами, например, путем частичной занятости или консультаций;
  • участие в производстве товаров или услуг для конкурентов;
  • выполнение заказов «на стороне», используя оборудование компании, рабочее время и т.д.;
  • услуги для других компании, кроме тех, которые возникают в результате трудовых отношений, например, продажа материалов, аренда оборудования;
  • доступ к конфиденциальной информации, использование которой даст финансовые или другие преимущества;
  • объединение функций, между которыми существует односторонняя или взаимная зависимость, например, производства и контроля;

Требования, касающиеся ограничения конфликта интересов, обычно формулируются компаниями в письменной форме, а процедуры соблюдения этих требований формализуются. Большинство этических кодексов содержат главу регламентирующую порядок их избегания, раскрытие их в ситуации, когда избежать невозможно.

Лучший способ нейтрализовать негативные последствия конфликта интересов − раскрыть его с целью мониторинга такой ситуации и минимизации последствий. Должно быть сделано лицом, затронутым конфликтом.

Часто раскрытие рассматривается как обязанность сотрудника, а степень угрозы оценивается на высших уровнях иерархии.

В случае людей, занимающих руководящие должности, эта степень должна оцениваться менеджерами по этике.

Раскрытие допускает следующие альтернативные решения:

  социальная психология / Вестник СевКавГТУ Серия

  • не предпринимать никаких действий, если установлено, что потенциальный конфликт минимален и достаточно просто раскрыть его, чтобы контролировать;
  • информирование сторон, которые затронуты конфликтом, о том, что он был раскрыт и теперь под контролем;
  • привлечение третьей стороны, независимого аудитора, для расследования степени риска;
  • привлечение дополнительных участников в процесс принятия решений;
  • ограничение доступа к конфиденциальной информации для этих лиц;
  • прекращение отношений со стороной, которая вызывает этот конфликт;
  • отказ от личного интереса, который вызывает конфликт;
  • отстранение человека от выполнения определенных задач;
  • перевод в другой отдел;
Ссылка на основную публикацию