Статья 30. пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей судебной коллегии по делам военнослужащих верховного суда российской федерации

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Судьи – это люди, профессия которых посвящена служению закону.

Несмотря на особенности занятости, пенсия у судей РФ имеет небольшие отличия по форме начисления, чем у обычных граждан.

Однако их величина значительно выше. В некоторых случаях она выглядит в виде довольствия, выдаваемого в течение всей жизни. Иногда – стандартные страховые выплаты.

Особенности выплат для судей в Российской Федерации

Пенсии у судей в России бывают 3 разновидностей:

  1. Страховые. Выплаты ведет пенсионный фонд.
  2. В соответствии с законом РФ 4468-I, идет государственное обеспечение по выслуге лет.
  3. Согласно закону РФ №3132-I, назначается пожизненное содержание.

Чтобы иметь представление, какой размер пенсии у судей в России, необходимо знать, что порядок определения вида начисления зависит от начала деятельности судей до периода их отставки:

  • Стаж работы на должности в течение 10 лет с последующим продолжением работы не в юридической сфере дает право, при достаточном общем стаже, на страховое пособие.
  • Государственные пособие назначаются за выслугу лет работы в государственных органах.
  • Пожизненное содержание дается лицам, имеющим уровень стажа не меньше 20 лет.

При стаже 20 лет, лицо, идущее на отдых, имеет право выбора между страховым и пожизненным содержанием.

При этом пенсии у судей в России складываются:

  1. На 80% от среднего оклада.
  2. За каждый дополнительно отработанный год добавляется еще 1%, но эта величина не должна превышать 85%.

Оформление содержания допускается только 1 вида. Исключение составляют лица, получившие травму во время военных действий. Им добавляется содержание по инвалидности.

Дополнительно размер пенсии у судей в России увеличивается благодаря ряду надбавок:

  • Выслуга лет.
  • Наличие ученой степени.
  • Знание иностранных языков.

Если размер трудового юридического стажа составляет 25 лет, из них не менее 10 на судейской должности, то размер пожизненного содержания будет 100%

Все пункты правил относятся к деятельности любого уровня. Точный размер пособия зависит от индивидуального оклада.

Федеральные лица

К ним относятся все должностные лица, исключая мировых представителей. Должностные оклады им назначаются в процентном отношении к ставке Председателя КС РФ.

Ее величина составляет 32752 руб. Величина оклада федеральных представителей, в зависимости от места работы, показана в таблице.

Процентная ставка в % Место работы
85-100 Работа в ВС
72-80 ВС субъектов
82-90 Арбитраж
77-85 ГФЗ
67-70 Городские, межрайонные и районные
72-77 Гарнизонные и районные ГФЗ

Арбитражные

Пенсионные начисления разрабатывается на основе подачи документов с последнего места работы. Затем они поступают на рассмотрение Верховного Арбитражного суда.

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Арбитражные судьи РФ

Здесь просмотр дела составляет до 10 дней. Принимается решение об удовлетворении просьбы или ее отказе. Каких-либо особых правил по начислению пособия не предусмотрено.

Военные

Пенсии у судей в России представителям военного правосудия начисляются в том же порядке, что и для гражданских юридических работников.

Минимальный стаж на получение содержания на бессрочной основе составляет 15 лет. Работа с документами идет на общих основаниях.

Конституционные

Как и для военных представителей, минимальный стаж у конституционных судей составляет 15 лет.

При начислении содержания исходят из размера оклада судьи Конституционного суда.

От этой величины берется 80%. Данная сумма и составляет окончательную выплату.

Мировые

В мировой градации мировые представители занимают последнюю строчку. Их обеспечение берется из расчета 60% оклада Конституционного судьи.

Мировой судья Российской Федерации

Если в процессе работы повышалась их квалификация или добавлялась ученая степень, это отражается в ПСС. В таком случае содержание может возрасти до 80%.

Формула расчета пособия время выхода на пенсию

Назначение пособий представителям Фемиды начинается после подачи заявления.

Подается оно в Судебный департамент по месту последнего поля деятельности. При этом прилагаются все необходимые документы.

Расчет пособия

Согласно законодательству, средняя пенсия судьи в России рассчитывается исходя из наработанных баллов.

Они формируются в течение всей работы и находятся в прямой зависимости от зарплаты. Чем она выше, тем больше их начислено.

Перед уходом на отдых идет перемножение общего количества баллов на величину стоимости одного.

Для этого у него имеется фиксированная цена. Затем к полученному результату добавляется сумма 4982 рубля. Это значение выведено с 2018 года.

Исходя из этого, получается, что самый низкий размер пенсии у судей в России составляет 70 тыс. руб.

Расчет размера пенсионной выплаты для судей

Максимальная же величина достигает 100 тыс. Если человек вышел на отдых с пожизненным содержанием, то величина его пособия составляет 4/5 оклада работающего судьи.

Чтобы понять, какая пенсия у судей в России, необходимо провести пример расчета:

  1. Если человек проработал в течение 20 лет и имел оклад 70000 рублей, то в течение каждого года деятельности ему шло начисление 8,23 балла.
  2. Ценность 1 балла — 81,49 рубля. В течение 20 лет общее количество баллов получилось 164,6.
  3. Перемножая и добавляя фиксированную величину, получается (164,6×81,49) +4982=18395 руб.

При наличии оклада в 120000 рублей, который включает в себя все надбавки, при выслуге лет 25, количество баллов за год получается 8,7. За 25 лет — 217. Тогда размер пенсии у судей в России данной категории выглядит так: (217,5×81,49) +4982= 22706 руб.

Время выхода на пенсию

Согласно закону, мужчины заканчивают свою деятельность в 60 лет, а женщины — в 55. Привилегии имеют представители Крайнего Севера. Им требуется иметь стаж 15 лет.

При достижении такого возраста выход на заслуженный отдых не является обязательным условием. Однако при достижении 70 лет, как правило, никто уже не работает.

Чтобы оформить содержание по возрасту, подаются следующие документы:

  • Заявление лица с указанием причины. Это может быть возраст, болезнь или сокращение штатов.
  • Прилагается копия удостоверения личности.
  • Документы, показывающие уровень квалификации.
  • Копия документа трудовой книжки.
  • Бумаги, доказывающие работу в данной сфере.
  • Документы, где указывается о присвоении званий в течение всей трудовой деятельности.
  • Расчет будущей пенсии.

Если существуют другие причины, то они должны указываться. После принятия комиссией документов идет их рассмотрение в течение 15 дней.

После этого оглашается решение о назначении или отказе в выплате пособия.

Читайте так же:  Трудовой стаж за годы срочной службы

В случае получения другого вида пенсионных выплат они аннулируются, и назначается новая.

При досрочном выходе по состоянию здоровья за судьей сохраняются все права. Ему обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание и возможность участия в судебном процессе. Для этого в комиссию подаются документы медицинского заключения.

Заключение

Пенсия судей Российской Федерации напрямую зависит от стажа деятельности.

Если в процессе судебной практики повышается их квалификация, появляется ученая степень, это существенно влияет на уровень надбавок.

Пенсионное обеспечение судьи

Работа судьей предполагает огромное количество гарантий, в том числе финансовых. Вместо как таковой пенсии представители судебной власти могут получать пожизненное довольствие, по размеру значительно не уступающей заработку, что должно стимулировать к качественной и эффективной работе. Хотя возможна и обычная страховая пенсия на общих основаниях.

Бывшие судьи, находящиеся в отставке или ушедшие с должности могут получать один из видов выплат:

  • страховая пенсия в соответствии с 400-ФЗ 2013 года и 126-ФЗ 2011 года (выплаты осуществляет Пенсионный фонд);
  • государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет по Закону РФ 4468-I;
  • пожизненное содержание по специализированному Закону РФ №3132-I.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

Пенсии российских судей – кому и сколько?

30 ноября 2018 в 16:15

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Работа на судейской должности предполагает большое число гарантий, в т.ч. финансовых. Их пенсии – пожизненное довольствие, по размеру значительно не уступающее зарплате. Но возможна и стандартная страховая пенсия на общих основаниях. Ранее была подсчитана возможная пенсия нынешних руководителей Верховного и Конституционного судов РФ.

Выплаты судьям в отставке

Судьи, ушедшие в отставку или покинувшие должность, вправе получать один из типов выплат:

  • страховую пенсию, согласно с 400-ФЗ 2013г. и 126-ФЗ 2011г. (выплаты осуществляет Пенсионный фонд);
  • пенсионное гособеспечение по выслуге лет по Закону 4468-I;
  • пожизненное содержание по специализированному Закону №3132-I.

На назначение какого-либо типа обеспечения оказывает влияние ряд факторов:

  • Гражданин проработал судьей меньше 10 лет, затем ушел в отставку. Далее он продолжил работать, но уже вне юрсферы. Достигнув пенсионного возраста, он вправе рассчитывать лишь на страховую пенсию по старости. Время работы в суде засчитают в страховой или трудовой стаж (если в данный период не уплачивались страховые взносы).
  • Судья в отставке получает пенсию при уходе со службы в госорганах с наличием минимальной выслуги лет. Тогда время судейства засчитывается в выслугу, гражданин получает пенсионное гособеспечение.
  • Третий (самый благоприятный) вариант, когда стажа достаточно, чтобы получить пожизненное содержание.
Читайте также:  § 2 АПК РФ. Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (действующая редакция)

Согласно ФЗ «О статусе судей», находящийся в отставке судья получает пенсию по общим правилам. Но служители Фемиды со стажем как минимум 20 лет вправе выбрать между страховой пенсией и ежемесячным пожизненным содержанием.

Из чего состоит выплата судьям

Эта выплата включает в себя:

  • 80% ежемесячного вознаграждения судьи, занимающего соответствующую должность;
  • 1% содержания за каждый дополнительный год стажа, однако не свыше 85% от вознаграждения судьи на аналогичном посту.

Лицо может оформить лишь одну пенсию, кроме судей, которые получили инвалидность из-за военной травмы. Эти граждане вместе с пожизненным содержанием получают также страховую пенсию по инвалидности.

На размер содержания судей в отставке влияет их место работы. Его рассчитывают на основе процентов от оклада главы Конституционного суда РФ. Так, с 2013г. его оклад равен 32 тыс. 752 руб.

Не стоит забывать и о большом количестве надбавок – прежде всего, за квалифкласс. Так, за присваиваемый в самом начале карьеры 9-й квалифкласс добавит 30% к должностному окладу, высший же увеличит его до 150%.

Что повышает сумму материального обеспечения?

  • выслуга лет;
  • ученая степень (кандидат юрнаук, доктор наук);
  • звание профессора, доцента, заслуженного юриста РФ;
  • в случаях, отмеченных в законе, – знание иностранных языков и их использование в работе (у судей КС РФ +20%)

Выслуга лет – это значительное увеличение оклада судьи:

 от 2 до 5 лет  +15%
 от 5 до 10 лет  +25%
 от 10 до 15 лет  +30%
 от 15 до 20 лет  +40%
 свыше 20 лет  +50%

Степени и звания дают +5-10%:

 кандидат юрнаук или доцент  5%
 доктор юрнаук или профессор  10%
 заслуженный юрист РФ  10%

В определенных законодательством случаях все выплаты умножают на районный коэффициент. Это может быть работа на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и т.д.

Служители Фемиды, если они достигли пенсионного возраста и проработали в юрсфере 25 лет, из которых хотя бы 10 лет – на посту судьи, могут получить пожизненное содержание в 100%-ном размере.

Рассмотрим на примере судей районных судов

Согласно приложению к Закону о статусе судей, в райсудах получают в отношении оклада главы КС РФ:

 председатель  72% (23 581,44 руб.)
 зампред  70% (22 926,4 руб.)
 судья  67% (21 943,84 руб.)

Кроме того, начисляется ежемесячное денежное вознаграждение. Так, получают:

 судья райсуда еще 2,2 своих оклада, т.е. 48 276,45 руб.
 председатель и его заместитель  2,3, т.е. 54 237,31 и 52 730,22 руб.

В зависимости от уровня суда должностной оклад равен в отношении ставки главы КС РФ:

85-100%  в Верховном суде РФ (ежемесячное поощрение – 5,9-7,9 оклада)
72-80%  в судах субъектов (+2,2-2,3 оклада)
82-90%  в арбитражных судах (+2,2 или 2,3 оклада)
77-85%  в судах городов федерального значения, окружных военных судах (+2,2-2,3 оклада)
67-70%  в районных, межрайонных и горсудах (+2,2-2,3 оклада)
72-77%  в районных и гарнизонных судах ГФЗ (+2,2-2,3 оклада)

Мировые судьи подразделяются на работающих:

 в Москве, Санкт-Петербурге  64% от оклада – 20 961,28 руб.
 в др. муниципальных образованиях  60% от оклада – 19 651,2 руб.

Денежное поощрение для этих категорий – 2,2 оклада мирового судьи.

Прочие начисления по общим правилам: за научные звания, работу в тяжелых условиях, стаж. Так, даже мировой судья может рассчитывать на как минимум 70 000-80 000 руб. при невысоком классе.

Выплаты производят из средств федерального бюджета. Заявку оформляет Суддепартамент субъекта или суд. В акт включают всех получателей выплат на определенной территории.

  • ZASUDILI.RU
  • Читайте интересное по теме:Судья выдавала решения, отличающиеся от оглашенных
  • Верховный суд: судья не несет ответственности за непреднамеренную ошибку в решении
  • В российских судах будут собирать налоги
  • Куда жаловаться?
  • Жалоба на судью
  • Правовая экспертиза судебных решений
  • Юридическое заключение по уголовному делу

Кс признал дискриминационным ряд положений о пенсиях судей

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской ФедерацииКонституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции положения законов о пенсионном обеспечении судей, ушедших в отставку в связи с установлением им инвалидности. Дело о проверке ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона «О статусе судей в Российской Федерации» было рассмотрено по запросу Промышленного районного суда Смоленска без проведения слушания.

В Промышленном райсуде находится в производстве гражданское дело по иску бывшего судьи Геннадия Рязанова к Управлению Суддепартамента при Верховном суде РФ в Смоленской области о признании права на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи. 
 

Истец 1974 года рождения с 1 июля 2004 года замещал должности судей. 13 декабря 2013 года, находясь на работе, он заболел и через пять дней был госпитализирован, а 1 июля 2014 года ему была установлена I группа инвалидности вследствие общего заболевания.

Полномочия судьи были прекращены в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия. Рязанову было выплачено выходное пособие с учетом 10 лет стажа работы в должности судьи.

Ежемесячное пожизненное содержание не могло быть назначено ему ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в качестве судьи.
 

С 1 июля 2014 года Рязанову была установлена трудовая (с 1 января 2015 года – страховая) пенсия по инвалидности, размер которой по состоянию на 19 мая 2017 года составил 14 475,27 руб.

При этом на основании его заявления в страховой стаж не были включены периоды работы с 1 января 2002 года по 26 сентября 2014 года, которые по достижении им возраста 55 лет могут быть учтены при назначении ему ежемесячного пожизненного содержания с определением размера данной выплаты пропорционально имеющемуся стажу работы в качестве судьи. Кроме того, Рязанову как инвалиду I группы была установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с законом о социальной защите инвалидов.

В мае 2015 года Рязанов обратился в УСД в Смоленской области с заявлением о назначении ему предусмотренного п. 3 ст.

20 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Однако вскоре он был уведомлен о невозможности установления такой выплаты без подтверждения причинной связи заболевания с исполнением должностных обязанностей.

Полагая, что в условиях отсутствия правового механизма, обеспечивающего судье, ставшему инвалидом вследствие повреждения здоровья, не связанного со служебной деятельностью, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с ежемесячным денежным вознаграждением судьи, ему должно быть назначено ежемесячное возмещение в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Рязанов предъявил в Промышленный районный суд иск об этом к Управлению Суддепартамента. Суд, в свою очередь, обратился в КС с запросом о проверке законоположений, подлежащих применению в данном деле.

КС счел, что п. 7 ст. 20 закона «О статусе судей в Российской Федерации» не подлежит применению в деле Рязанова, и прекратил производство по делу в этой части, оставив предметом рассмотрения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Рассмотрев дело, КС пришел к следующим выводам. У судей есть особый конституционный статус, который включает в себя в том числе обязательства соблюдать установленные законом ограничения, требует высокого уровня профессионализма и морально-этических качеств.

В частности, судьям запрещено осуществлять иную оплачиваемую деятельность (за исключением педагогической, научной и творческой), которая могла бы учитываться при определении пенсионных прав.

Предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, общество и государство обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Такие гарантии должны включать и предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения.

При этом конституционным критерием оценки законодательного регулирования выступает также гарантированный Конституцией принцип равенства, соблюдение которого означает и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» к гарантиям обеспечения независимости судей относит право судьи на отставку, при этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Кроме того, судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в связи с невозможностью их осуществления по состоянию здоровья. Судье, пребывающему в отставке, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы.

По общему правилу, ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 процентов ежемесячного денежного вознаграждения судьи назначается при уходе в отставку судьям, имеющим стаж работы в этой должности не менее 20 лет.

При наличии стажа работы в области юриспруденции не менее 25 лет и по достижении возраста, с которым пенсионное законодательство связывает утрату трудоспособности и назначение страховой пенсии по старости на общих основаниях, право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном объеме предоставляется и судьям, продолжительность работы которых в должности судьи составляет от 10 до 20 лет. Ежемесячное пожизненное содержание для них устанавливается в размере, исчисленном пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, по 4 процента за каждый отработанный в этой должности год.

Таким образом, для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное пенсионное обеспечение.

Читайте также:  Жилищное законодательство - советы юриста

При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста.

Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают, их пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законодательством.

В то же время законодательство, определяя условия и порядок предоставления ежемесячного пожизненного содержания, не учитывает такого обстоятельства, как установление судье инвалидности, исключающей возможность продолжения судейской деятельности.

Для судей, чьи полномочия были прекращены досрочно по состоянию здоровья, предусматривается лишь льготный порядок зачета в стаж работы судьей времени предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката. Если же и при применении льготного порядка продолжительность стажа составляет менее 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание в размере, пропорциональном стажу работы в должности судьи, может быть назначено такому судье лишь по достижении возраста 55 лет для мужчин или 50 лет для женщин.

Вместе с тем судья, который в период исполнения обязанностей получил заболевание, повлекшее инвалидность, и оказался вследствие этого обстоятельства в сложной жизненной ситуации, вправе в силу своего конституционно-правового статуса рассчитывать на поддержку государства и соответствующее социальное обеспечение.

В соответствии с действующим правовым регулированием судья, ставший инвалидом и ушедший в отставку, может избрать один из двух вариантов определения размера страховой пенсии по инвалидности.

Первый предполагает преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи.

Второй – назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода исполнения обязанностей судьи, с тем чтобы по достижении возраста 55 лет (50 лет для женщин) приобрести право на предоставление ежемесячного пожизненного содержания.

При избрании первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судьи определяется с учетом того, что заработная плата судьи не включается в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Соответственно, в период осуществления полномочий судьи формирование расчетного пенсионного капитала, а с 2015 года – индивидуального пенсионного коэффициента не происходит.

В целях обеспечения формирования пенсионных прав судей был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими с 1 января 2002 года.

Он формируется из средств, выделенных ПФР из федерального бюджета, путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года, определяемой как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов во внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз, на продолжительность периодов работы в должности судьи.

Со вступлением в силу закона «О страховых пенсиях» по отношению к периодам работы в должности судьи применяется индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый полный календарный год такой деятельности – 1,8.

Применение в целях конвертации пенсионных прав судей указанных подходов, которые в системе пенсионного страхования используются для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (в частности, периодов ухода за ребенком, за инвалидом I группы и т. п.), обусловлено тем обстоятельством, что страховые взносы в ПФР на суммы заработной платы судьи не начисляются и не уплачиваются.
 

Таким образом, размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его заработной платы, а сам он при назначении пенсии в системе пенсионного страхования ставится в худшее по сравнению с застрахованными лицами положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась. Такие же условия преобразования в расчетный пенсионный капитал и индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионных прав установлены и для военнослужащих. Однако у военнослужащих размер пенсии соотносится с денежным довольствием.

Соответственно, законодатель, не предусмотрев специального пенсионного обеспечения на случай установления судье инвалидности, не создал адекватного правового механизма, который позволял бы преобразовывать пенсионные права судьи в расчетный пенсионный капитал и индивидуальный пенсионный коэффициент в объеме, соотносимом с ежемесячным денежным вознаграждением судей.

Второй вариант пенсионного обеспечения судьи в отставке, которому установлена инвалидность, основан на применении правила ч. 5 ст.

2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», которое не предусматривает учета периода осуществления полномочий судьи при преобразовании пенсионных прав, с тем чтобы сохранить право на получение ежемесячного пожизненного содержания по достижении установленного законом возраста.

В этом случае размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться исключительно на основе стажа и пенсионных прав, приобретенных до назначения на должность судьи.

Следовательно, размер пенсии составит еще меньшую сумму, однако по достижении пенсионного возраста судья получит возможность выбора между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием, пропорциональным количеству лет работы судьей.

Применение этого варианта приводит к тому, что в течение продолжительного времени судья в отставке получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу и несоотносимое с его заработной платой.

Такой судья ставится в худшее положение по сравнению с гражданами, находившимися в качестве нетрудоспособных членов семьи на иждивении судьи, которым гарантируется ежемесячное возмещение в связи с смертью судьи, в том числе пребывавшего в отставке.

КС постановил признать не соответствующими Конституции взаимосвязанные положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст.

15 закона «О статусе судей в Российской Федерации» в той мере, в какой установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.
 

Конституционный суд предписал федеральному законодателю незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения таких судей, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом. До этого применяется действующий порядок пенсионного обеспечения этих судей.

Решение Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N АКПИ16-58

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2016 г. N АКПИ16-58

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.

4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234,

установил:

приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г.

N 669кд/234 утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении (далее — Инструкция).

Пунктом 4.1.2 Инструкции установлено, что судьям, ушедшим (удаленным) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин — 50 лет) размер ежемесячного пожизненного содержания определяется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (4% за каждый отработанный год).

Согласно пункту 4.1.4 Инструкции судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, при уходе в отставку вправе получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи).

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи либо положений абзаца 6 пункта 2.10 Инструкции (пункт 4.4).

Г.

обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные предписания противоречат Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) и ограничивают его право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в ноябре 1993 года в возрасте 38 лет ушел в отставку, имея стаж работы судьей 11 лет 2 месяца и 21 день, в ноябре 2010 года в связи с достижением 55-летнего возраста ему было назначено ежемесячное пожизненное содержание (далее — ЕПС) пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (44 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи), по достижении 60 лет при наличии стажа работы в области юриспруденции не менее 25 лет в ноябре 2015 года в назначении ЕПС в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи) ему отказано по причине ухода в отставку до достижения возраста 60 лет.

Читайте также:  Статья 20. Хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров

В судебном заседании Г. поддержал заявленные требования.

Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемые пункты Инструкции соответствуют положениям Закона о статусе судей и прав административного истца на получение ЕПС в установленном законом размере не нарушают.

В судебном заседании представитель Верховного Суда Российской Федерации — А. и представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — Х. возражения поддержали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция утверждена в целях определения порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и Законом о статусе судей.

Статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 г.

N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей (пункт 1). Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в данном федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 2).

Федеральный закон N 7-ФЗ к полномочиям Судебного департамента относит организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке (подпункт 18 пункта 1 статьи 6).

Генеральный директор Судебного департамента, согласно этому закону в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение, данные акты обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности (подпункт 4 пункта 1 статья 10).

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г.

N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет и иные функции: обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов; издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения (подпункты 1 и 31).

Из приведенных законоположений следует, что Инструкция утверждена Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Генеральным директором Судебного департамента в пределах их компетенции, опубликована в «Бюллетене актов по судебной системе», N 11, ноябрь, 2015 г.

Оспаривая положения пункта 4.1.

2 Инструкции, административный истец указывает на то, что способ исчисления ЕПС, приведенный в данном пункте, является ошибочным, поскольку деление 80% денежного вознаграждения судьи на 20 лет стажа не дает истинную величину процента, приходящегося на 1 год стажа. По его мнению, величина ЕПС, соответствующая 1 году стажа работы судьи, составляет 5% за каждый отработанный год и вычисляется путем деления 100% ЕПС на 20 лет.

Указанные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм Закона о статусе судей.

Базовым положением, закрепляющим право на ЕПС, является пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей, согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

  • В силу пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.
  • Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи (пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).
  • С учетом изложенного право на ежемесячное пожизненное содержание, равно как и его размер, зависит от продолжительности профессиональной деятельности (стажа работы) в должности судьи.

По смыслу пункта 5 статьи 15 Закона о статусе судей пропорциональное исчисление ЕПС при стаже работы судьи менее 20 лет может осуществляться исходя из пропорции фактически отработанного времени к 20 годам работы и размера ежемесячного пожизненного содержания при 20 годах стажа — 80% ежемесячного денежного вознаграждения действующего судьи. Следовательно, за один год стажа работы в должности судьи размер ежемесячного пожизненного содержания такого судьи будет составлять 4% от ежемесячного денежного вознаграждения судьи, что и было конкретизировано в оспариваемом пункте 4.1.2 Инструкции.

Положения пункта 4.1.4 Инструкции полностью соответствуют пункту 1 статьи 19 Закона о статусе судей, по смыслу которой право на получение ЕПС в полном размере при уходе в отставку имеет лишь действующий судья, достигший к моменту ухода в отставку возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей.

Судья, ушедший в отставку до достижения установленного данной нормой возраста, не вправе претендовать на получение ЕПС в полном размере даже при наличии необходимого стажа работы в области юриспруденции.

Положения, касающиеся судей, пребывающих в отставке, специально оговорены в законе. В частности, пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей предусматривает право на ЕПС и порядок его исчисления для пребывающего в отставке судьи, имеющего стаж работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении возраста 55 (для женщин — 50) лет.

Нельзя признать состоятельным довод административного истца о несоответствии пункта 4.4 Инструкции положениям пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, предусматривающим возможность получать ЕПС в полном размере после достижения судьи в отставке 60-летнего возраста.

Разъяснения, содержащиеся в указанном пункте Инструкции, дублируют и конкретизируют положения абзаца сорок второго пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, устанавливающего, что размеры ежемесячного пожизненного содержания судей увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей. Также производится пересчет размеров ежемесячного пожизненного содержания судей в случае увеличения (индексации) размеров любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

  1. Между тем размер ЕПС в процентном отношении к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, исчисляемый пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, определяется однократно в соответствии с действующим законодательством.
  2. Последующие изменения составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи (в том числе перерасчет сумм таких составляющих, например, в связи с индексацией (увеличением) влекут изменение суммы ЕПС пребывающих в отставке судей, но не влекут изменение установленных процентов от ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.
  3. Поскольку оспариваемые пункты Инструкции не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
  4. Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.

4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

——————————————————————

Ссылка на основную публикацию