Статья 27. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Судьи принимают решения относительно разных дел, которые могут быть гражданскими, административными или уголовными.

Они должны принимать исключительно взвешенные и объективные решения, поэтому предъявляются действительно значительные требования к кандидатам на должность судьи.

Требования могут немного отличаться к федеральным, конституционным или верховным судьям. Для этого учитывается имеющееся у гражданина образование, стаж работы, профессиональная подготовка и другие параметры.

Как выглядит институт судебной власти в РФ?

В России имеется несколько видов судов, каждый из которых обладает своими особенностями. Институт судебной власти делится на несколько частей:

  1. Конституционный суд. Он представлен высшим органом судебной власти. Он делится на уставные суды, располагающиеся в разных субъектах страны.
  2. Общей юрисдикции. Сюда входит Верховный суд, областные и мировые суды.
  3. Арбитражные суды. Они могут быть Высшими, федеральными, окружными или арбитражными субъектными.

Для определения того, какие предъявляются требования к кандидатам на должность судьи, необходимо изучить положения ФЗ №3132-1 «О статусе судей в РФ». Именно этот нормативный акт регулирует все правила назначения конкретного гражданина на данную должность.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Кто может стать судьей?

Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, представлены следующими условиями:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости или даже уголовного преследования, прекращенного в результате наличия реабилитирующих обстоятельств;
  • не допускается гражданство двух государств или вид на жительство в иной стране;
  • отсутствие частичной или полной недееспособности;
  • гражданин не должен состоять на учете в наркодиспансере или психдиспансере;
  • не допускается наличие заболеваний, которые могут стать препятствием для исполнения должностных обязанностей.

Эти требования являются наиболее значимыми, причем они предъявляются к любому судье независимо от выбранного суда. Дополнительно к судам разного уровня могут использоваться другие уникальные условия.

Требования к возрасту и стажу

Наиболее значимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, являются условия, имеющие отношение к возрасту и стажу. Работать гражданин должен юристом или прокурором. К основным таким условиям относится:

  • если выбирается для работы арбитражный или мировой суд, то гражданин должен проработать юристом не меньше 5 лет, а также его возраст не может быть меньше 25 лет;
  • требования к кандидату на должность федерального судьи заключаются в достижении возраста 30 лет, а также наличии стажа работы в юридической сфере от 7 лет;
  • если выбирается для работы Высший арбитражный суд, то человек должен достичь возраста 35 лет, а также у него должен иметься опыт от 10 лет.

Не допускается до этой должности человек, который обвиняется или подозревается в каком-либо преступлении. Не разрешается наличие родственных связей с председателем или заместителем главы выбранного учреждения.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Как проходит отбор?

Все лица, которые планируют занимать эту позицию, должны учитывать требования к кандидатам на должность судьи. Назначение происходит в правильном порядке, для чего выполняются следующие действия:

  • председатель конкретного суда, в котором имеется вакантная должность, передает сведения в квалификационную коллегию;
  • информация должна передаваться в течение 10 дней с момента освобождения должности предыдущим работником;
  • далее в течение 10 дней коллегия оповещает о наличии этой вакансии СМИ, причем указывается время и место принятия разных заявлений от кандидатов;
  • после этого проводится конкурсный отбор.

На одно место может претендовать большое количество специалистов. Конкурсный отбор считается достаточно жестким. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения указываются в ФЗ №3132-1.

Если граждане соответствуют требованиям, а также желают занять вакантную должность, то им придется сдавать специальный квалификационный экзамен.

Для этого им надо обращаться в экзаменационную комиссию, работающую при коллегии судей.

Какие требуются документы?

Чтобы сдать квалификационный экзамен, гражданин должен доказать, что он подходит под все требования к кандидатам на должность судьи. Поэтому им в коллегию передается следующая документация:

  • паспорт;
  • анкета, в которую вносятся личные сведения о гражданине;
  • документация о полученном высшем образовании в юридической области;
  • трудовая книжка, с помощью которой можно понять, соответствует ли стаж работы человека предъявляемым требованиям;
  • медицинская справка, содержащая информацию о том, не имеются ли у гражданина какие-либо заболевания, являющиеся препятствием для занятия интересующей его должности.

На основании этой документации допускается юрист к сдаче экзамена. После успешного прохождения этого тестирования надо обращаться в коллегию судей с заявлением.

В этом документе указывается желание занять гражданином имеющуюся вакантную должность. К заявлению прикладывается справка, полученная после прохождения экзамена.

Дополнительно собираются характеристики со всех мест работы за последние 5 лет. Прикладываются бумаги о наличии дохода и имеющемся имуществе.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Как принимается решение?

Первоначально члены комиссии изучают, соответствуют ли все заявители основным требованиям к кандидатам на должность судьи. Образование и стаж считаются наиболее значимыми критериями.

Далее оцениваются результаты пройденного экзамена. На основании полученных данных принимается решение о рекомендации тех или иных граждан на имеющуюся вакантную должность.

К правилам принятия решения относится:

  • преимущество имеют граждане, обладающие значительным стажем работы в правоохранительных органах;
  • учитывается наличие разных ученых степеней;
  • наиболее часто предпочтение отдается докторам юридических наук или людям, обладающим государственными или ведомственными наградами;
  • оценивается, насколько быстро и внимательно изучаются разные дела кандидатами.

Если вовсе отсутствуют подходящие граждане среди заявителей, то формируются мотивированные отказы. Такое решение может обжаловаться в коллегии судей, если соответствуют люди всем требованиям к кандидатам на должность судьи.

Какими полномочиями наделяется арбитражный судья?

Требования к кандидатам на должность судьи в РБ значительно отличаются от требований, которые используются в России. Это обусловлено разницей в законодательстве и нюансах работы судебной системы.

В РФ Председатель Высшего арбитражного суда может назначаться исключительно при наличии Представления президента Совета Федерации. Выбирается он на срок в 6 лет. Назначение заместителей происходит таким же образом, а также на срок в шесть лет, но при этом требуется представление председателя ВАС.

Председатели федеральных или апелляционных арбитражных судов выбираются только Президентом РФ на 6 лет. Президент может отклонять те или иные кандидатуры, для чего выносится соответствующее постановление.

Если выявляется, что выбранный гражданин не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи арбитражного суда, то это приводит к прекращению его полномочий на основании решения, принятого коллегией.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Зачем нужно ограничение по возрасту?

Судья должен являться ответственным и мудрым человеком, поэтому перед занятием данной важной должности у него должен накопиться значительный житейский опыт. К основным особенностями его назначения относится:

  • судьям и членам их семьи гарантируется неприкосновенность;
  • если гражданин отработал больше 20 лет, то он может рассчитывать на пожизненное содержание от государства;
  • в процессе принятия решений требуется руководствоваться принципами справедливости и честности;
  • перед вынесением вердикта обязательно проверяется, соответствует ли оно требованиям и условиям разных законодательных актов;
  • судья должен опираться на имеющиеся знания в области юриспруденции, а также учитывается его жизненный опыт;
  • при вступлении в должность обязательно гражданином дается клятва, что он будет исполнять свои обязанности на основании требований законодательства, а также будет ориентироваться на справедливость, совесть и долг.

Перед тем как вступить в эту должность, гражданину придется потратить достаточно много времени для работы на позициях прокурора, нотариуса или юриста. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок назначения могут немного отличаться для разных судей, причем нередко в законодательные акты вносятся небольшие изменения, которые должны учитываться всеми кандидатами.

Какие проводятся дополнительные проверки?

В отношении судей проводятся разные проверки, так как они должны не только обладать оптимальным образованием и стажем, но и соответствовать другим требованиям. К ним относится:

  • обязательно заранее проверяется состояние здоровья, так как не допускается наличие разных хронических болезней, поскольку они могут препятствовать оптимальной работе гражданина;
  • требуется получить заранее справки, подтверждающие, что ранее не состоял человек на учете в психиатрических учреждениях или наркологическом диспансере.

Не допускается подделывать документы, так как если выявится обман, то гражданин не только будет снят с должности, но и может привлекаться к ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Срок передачи полномочий

Срок работы мирового судья является строго фиксированным. Назначается конкретный гражданин на эту должность исключительно на 5 лет. После этого возраста допускается снова выставлять свою кандидатуру на эту должность.

Максимально работать в должности судьи гражданин может до 70 лет.

Полномочия мирового судьи

Мировые судьи выносят решения по следующим делам:

  • уголовные дела за разные преступления, по которым назначается лишение свободы на срок до трех лет;
  • ведение бракоразводных процессов, но между супругами не должно иметься никаких разногласий, имеющих отношение к общим детям;
  • раздел имущества, нажитого супругами за время совместного проживания;
  • прочие дела, имеющие отношение к семейным или трудовым отношениям;
  • нарушения административного законодательства.

Все дела рассматриваются только единолично, поэтому не требуется вмешательство коллегии.

Правила назначения районных судей

Требования к кандидату на должность районного судьи являются достаточно существенными, так как назначаются граждане исключительно Президентом страны. Судья получает неприкосновенность и служебный транспорт. Им рассматривается множество дел, имеющих отношение к административному или уголовному законодательству.

Читайте также:  Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

Стать районным судьей может только гражданин России, не обладающий судимостью, а также его родственники не могут работать в этом учреждении. У него должны быть глубокие познания в юридической области. Поэтому приходится сдавать достаточно жесткий и специфический экзамен, чтобы определить уровень знаний претендента.

Требования, предъявляемые к судьям. мировой судья минимальный возраст

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

В соответствии с Законом о мировых судьях мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершавший порочащих его проступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В разных субъектах РФ порядок назначения мировых судей приблизительно одинаковый, поэтому рассмотрим порядок назначения в мировые судьи на примере Московской области в соответствии с Законом Московской области от 16 мая 2005 г. № 122/2005-03 «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области».

Гражданин, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Московской области, вправе обратиться в Управление с заявлением о прохождении процедуры назначения на должность мирового судьи.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение кандидатом установленных федеральным законом требований.

Управление осуществляет организационное обеспечение прохождения кандидатом процедуры назначения на должность мирового судьи.

  • 1) согласование кандидатуры на должность мирового судьи Советом депутатов муниципального района или городского округа, на территории которого находится судебный участок с вакантной должностью мирового судьи (далее — Совет депутатов);
  • 2) согласование кандидатуры на должность мирового судьи Комиссией по рассмотрению кандидатур на должности мировых судей Московской области при губернаторе Московской области (далее — Комиссия);
  • 3) представление кандидатуры на должность мирового судьи губернатором Московской области в Московскую областную Думу;
  • 4) назначение кандидатуры на должность мирового судьи Московской областной Думой (далее — Дума).

Совет депутатов рассматривает представленные документы на кандидата и проводит с ним собеседование на ближайшем заседании. Решение Совета депутатов о согласовании или об отказе в согласовании назначения кандидата на должность мирового судьи направляется в Управление в срок не позднее пяти дней со дня принятия решения.

Комиссия создается губернатором Московской области для всестороннего ознакомления с документами на кандидатов и собеседования с кандидатами. Порядок создания и деятельности Комиссии устанавливается Положением о Комиссии, утверждаемым губернатором Московской области.

Комиссия в срок не позднее 10 дней со дня получения решения Совета депутатов проводит заседание, на котором рассматривается кандидатура, документы на кандидата и решение Совета депутатов. По результатам рассмотрения оформляется решение Комиссии о согласовании или об отказе в согласовании назначения кандидата на должность мирового судьи.

Документы на кандидата на должность мирового судьи, решения Совета депутатов и Комиссии по данной кандидатуре направляются губернатору Московской области для представления губернатором Московской области кандидата на должность мирового судьи в Думу.

Дума в течение одного месяца со дня получения представления губернатора Московской области и документов на кандидата на должность мирового судьи принимает постановление о назначении либо решение о неназначении представленной кандидатуры на должность мирового судьи.

Глава ВККС Николай Тимошин рассказал о том, как формируется судейский корпус России

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного судаНиколай Тимошин. faprf.ru

Председатель Высшей квалификационной коллегии РФ, член Президиума Верховного суда РФ Николай Тимошин выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Судебная власть в современном обществе». Она проводилась в преддверии X Всероссийского съезда судей. Тимошин в своем докладе затронул вопросы, касающиеся паттернов взаимоотношений между судьей и судейским сообществом. L.R публикует текст доклада с минимальными сокращениями.

Кадровый фильтр

В прошлом месяце ВККС провела семинар-совещание с председателями коллегий, который показал все нарастающую озабоченность председателей коллегий, да и председателей судов в целом в вопросе кадрового обеспечения. В значительном отсеивании — я умышленно употребляю это слово — претендентов на различных этапах рассмотрения их анкетных данных.

В проявлении излишней требовательности к вопросам, которые не имеют отношения к профессиональной деятельности судьи. Квалификационная коллегия судей как орган судейского сообщества и судья практически неразрывны между собой.

Они непосредственно взаимодействуют: от приема первичных документов для рекомендаций кандидатом на вакантную должность до прекращения полномочий и позднее до прекращения отставки судьи.

Особое мнение сегодня уделяется вопросам рекомендации претендентов для назначения или переназначения на вакантную должность. От качественного отбора кандидата зависит эффективная независимая судебная система, доверие гражданского общества к судьям и судебным актам.

Это направление является наиболее приоритетным в нашей деятельности. Но и наиболее сложным в принятии решения. Подобная деятельность ассоциируется с работой фильтра, который отсеивает вредные и нежелательные элементы, способные нанести вред всему организму.

А в нашем случае — всей судебной системе Российской Федерации.

Приведу несколько цифр. За первое полугодие 2020 года ВККС и ККС субъектов рассмотрено 3460 заявлений претендентов на судейские должности. Из этого числа кандидатами на должности судей рекомендованы 2457 претендентов.

А более чем 1000 претендентов отказано в рекомендации по различным основаниям, это 29%.

Но самое неприятное, что и после столь принципиальной оценки каждого из претендентов на стадии рассмотрения документов комиссией президента РФ 25% кандидатов не получает рекомендаций к назначению на должности судей. Это 10% получают отказ президента, а 15% на этой стадии отзывают документы.

Но за цифрами скрываются результаты работы тех коллегий, хотя их небольшое количество, после дачи рекомендаций которых практически все кандидаты назначаются судьями. Их опыт работы по отбору кандидатов мы регулярно публикуем на страницах вестника ВККС.

Отсюда вывод.

Правильно поступают коллегии, которые не только устанавливают соответствие претендента и подаваемых им документов нормативным требованиям, предъявляемым законом о статусе судей РФ, законодательством о противодействии коррупции, о воинской обязанности и службе и т. д., но также в целом оценивают его профессиональные, личностные качества, в том числе изучают его морально-нравственные установки. Например, отношения со своими близкими и окружающими, отношение к выбранной профессии и к долгу.

Такую позицию квалифколлегий поддерживает и Конституционный суд РФ.

Он неоднократно высказывался о том, что решение ККС о рекомендации конкретного гражданина на должность судьи основывается, прежде всего, на индивидуальной оценке данного гражданина как соответствующего по личным и профессиональным качествам требованиям к кандидатам на соответствующую вакантную должность судьи в частности.

При этом коллегии обладают определенной дискрецией в принятии решений о рекомендации гражданина на должность судьи, в силу которой отсутствие установленных законом оснований для отказа в рекомендации на должность судьи не влечет автоматического принятия решения о рекомендации его на должность судьи.

Судьей не должен быть деструктивный и корыстный человек

Следует согласиться с высказываниями о том, что полностью идеальных людей, к сожалению, нет.

Но судьей не должен быть человек, имеющий деструктивные качества, такие как безответственность, корысть, высокомерие, отсутствие уважения к окружающим, нежелание поддерживать знания и свой авторитет на высоком уровне, а также видеть в своей деятельности и в своем общении недостатки.

Для того чтобы выяснить эти обстоятельства, коллегии изучают представленные претендентами документы, материалы проверочных мероприятий, задают претенденту в ходе заседания вопросы либо просят дать письменные пояснения по тому или иному факту его биографии. И важным здесь будет не только то, что ответит претендент, но и то, насколько правдиво и честно он это сделает.

К примеру, частым вопросом, обсуждаемым на заседании коллегии, становится проблематика соблюдения претендентом законодательства о воинской обязанности и военной службе. В связи с этим коллегия делает запросы в военные комиссариаты, органы военной прокуратуры.

Они, в свою очередь, проводят соответствующую проверку и выносят заключение. В заключениях может содержаться информация о том, что претендент по неустановленным причинам не имел права на отсрочку от призыва на военную службу или несвоевременно был поставлен на воинский учет.

Первоначально эти причины были безальтернативным основанием для отказа в назначении на должность судьи, без учета положения законодательства о воинской обязанности и военной службе, отношения должностных лиц военкомата к призывным мероприятиям, да и в целом без учета обстановки в стране на тот период, когда судья был призывником. Коллегии разбирают причины подобных нарушений через призму поведения лица. И только если будет установлено, что пояснения претендента будут противоречивыми или озвученная причина будет свидетельствовать о его безответственном отношении к исполнению воинского долга, то это может стать основанием для отказа в даче рекомендации на должность судьи.

Превентивная борьба с коррупцией

Еще одной функцией ККС, которая, я считаю, успешно реализуется на этапе кадрового подбора судей, является оценка соблюдения претендентами требований законодательства РФ о противодействии коррупции.

Казалось бы, часть 2 статьи 3 закона «О статусе судей РФ» дает четкое определение понятиям конфликта интересов, личной заинтересованности судьи, а также регламентирует действия судьи в случае возникновения конфликта интересов. Кроме того, алгоритмы действий судей в этих ситуациях прописаны в процессуальных кодексах.

Однако желание расширить пределы этих понятий до бесконечности порождает массу непонятных для органов судейского сообщества случаев отказа в назначении кандидатов на судейские должности. В том числе и судей, которым отказано в назначениях.

Например, кандидат имеет свойственника, с которым не общался, отношения с ним не поддерживает, но свойственник работает в организации, участвующей стороной по делу. Чисто под понятие «потенциальный конфликт интересов» подводятся случаи, которые вызывают удивление.

Например, родственник работает адвокатом и может вести дела в этом административном районе. Или высококвалифицированный юрист не может быть судьей арбитражного суда, так как в этом суде участвовал в качестве стороны по делу.

Или судьей в своем районе не может быть назначен сотрудник прокуратуры… Как итог — критика в адрес коллегий о предпочтении в рекомендации сотрудникам аппаратов судов, а не юристам-практикам.

Квалификационные коллегии осуществляют целый комплекс проверочных мероприятий, на которые их ориентирует Кодекс судейской этики, методические рекомендации по реализации ККС норм законодательства о противодействии коррупции, утвержденные ВККС в январе 2017 года во исполнение указа президента РФ от 1 апреля 2016 года.

В частности, коллегии проводят мониторинг сведений о рассмотренных судьями-претендентами делах, размещенных на интернет-сайтах судов, в ГАС «Правосудие» и других. Предлагают представить письменную информацию о рассмотренных претендентами делах с участием их близких родственников и организаций, в которых они работают, а также свойственников.

А также при необходимости запрашивают должностные инструкции, уставы и иные документы, на основании которых осуществляют трудовую деятельность родственники. Квалификационные коллегии запрашивают информацию о том, рассматривались ли судом, в который претендует кандидат, дела с участием организации, в которой работают родственники кандидата.

Читайте также:  Статья 7. Обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения граждан, занятых на работах с химическим оружием

В отношении претендентов из действующих судей ККС также оценивают наличие или отсутствие договоров, влекущих финансовые обязательства с лицами, находящимися в служебной зависимости от судьи. А также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.

Они оценивают соблюдение судьей при исполнении своих полномочий процедур, предусмотренных процессуальным законодательством, в целях защиты судьи от подозрений в предвзятости и необъективности.

При выявлении случаев рассмотрения претендентами дел с участием лиц, являющихся их близкими, либо с участием граждан или юридических лиц, с которыми судья и его близкие родственники, свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами, ККС, как правило, отвечают на ряд вопросов. В основном, существует ли конфликт интересов в конкретной ситуации отправления правосудия.

И следовательно, соответствует ли поведение судьи, участвующего в рассмотрении такого дела, требованиям профессиональной этики. Квалифколлегии проводят анализ содержания вынесенных судебных решений по делам, в которых принимали участия организации, где работают родственники судьи-претендента.

Например, на предмет наличия ситуации, ставящей под сомнение его объективность, справедливость и беспристрастность.

В отдельных случаях коллегии рекомендуют претендентам при подаче документов самостоятельно обращаться в Совет судей либо комиссии Совета судей, которые занимаются реализацией мероприятий по противодействию коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, с целью получения заключения по своему вопросу. Комиссией проводится, как правило, тщательная проверка и делается заключение о наличии либо отсутствии конфликта интересов при исполнении обязанностей судьи. Заключение приобщается к документам, представленным на конкурс, и рассматривается на заседаниях коллегий. ВККС положительно оценивает представление таких заключений, поскольку цели и задачи Совета судей и квалифколлегий едины. В том числе в кадровом обеспечении судебной деятельности, утверждении авторитета судебной власти, обеспечении выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики. Об этом указано в законе «Об органах судейского сообщества РФ».

Вместе с тем необходимо отметить, что в квалифколлегиях иногда отсутствует консенсус по вопросам единообразия применения и трактовки норм о противодействии коррупции, что может привести к определенным нарушениям и неверному пониманию положений законодательства.

Новые методики и Бангалорские принципы

Хочется отметить, что как таковой шаблон взаимоотношений органов судейского сообщества и судьи нуждается в дальнейшем совершенствовании.

И заключается в принятии мер, направленных на эффективное формирование судейского корпуса, что может быть осуществлено как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормы, так и разработкой соответствующих методических рекомендаций, их совершенствованием.

Например, по вопросам, касающимся урегулирования конфликта интересов, связанного с исполнением судьями своих полномочий, а также с назначением их на должность, ВККС в рамках своих полномочий в сентябре этого года утвердила ответы на вопросы председателей квалифколлегий. Также ВККС работает над актуализацией упомянутых методических рекомендаций. Такая работа может и, на мой взгляд, должна быть проведена при участии всего юридического сообщества — как практиков, так и теоретиков.

Критерии, на которые нам можно и нужно ориентироваться, изложены в Бангалорских принципах поведения судей (текст здесь — L.R), где коротко сказано, что судья не может участвовать в рассмотрении дела, если для него не представляется возможным вынесение объективного решения по делу, либо в том случае, когда у стороннего наблюдателя могли бы возникнуть сомнения в беспристрастности судьи.

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда

  • В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:
  • – имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
  • – не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • – не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • – не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • – не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
  • В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
  • Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда

  1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
  2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

  3. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

  4. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).
  5. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.

Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений.

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

Читайте также:  Статья 27. организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи. Порядок отбора кандидатов на эту должность

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Консти­туционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных су­дах и Законе о мировых судьях.

https://www.youtube.com/watch?v=tIogT0Bhrds\u0026t=1747s

Часть из них принято называть конституционными требованиями, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. К этим требованиям относятся:

  • гражданство;
  • возраст;
  • образование;
  • опыт юридичес­кой деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридичес­кое образование.

Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их професси­ональных познаний.

Они должны не просто иметь высшее юридичес­кое образование, но и обладать “признанной высокой квалификацией в области права”.

Что касается требований определенного возраста кандидатов, то они неодинаковы для судов раз­личного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения тре­буется, чтобы кандидат достиг:

  1. в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные, а также на должности мировых судей)  — 25 лет;
  2. в суды среднего звена — 30 лет;
  3. в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет;
  4. в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст для кан­дидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе за­нимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юри­ста. По общему правилу, установленному ст. 119 Консти­туции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет. Для остальных судов:

  1. в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или миро­вом суде) — 5 лет;
  2. в судах среднего уров­ня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апел­ляционные суды) — 7 лет;
  3. в высшем суде — 10 лет;
  4. в Конституционном Суде РФ — 15 лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким за­болеванием, которое “препятствует назначению на должность судьи” (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохра­нения).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к канди­датам на судейские должности. Формально эти требования не являют­ся обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кан­дидатов.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены тре­бования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными осо­бенностями поведения.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соот­ветствии с Законом о статусе судей судьи:

  • не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям;
  • не могут заниматься пред­принимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогичес­кой, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специа­лизированных судов, могут предусматривать требования, специфичес­кие для таких судов. Так, в отношении судей Конституционного Суда РФ сделана спе­циальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленно­сти, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Кон­ституционном Суде).

Порядок отбора кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов в судьи федеральных судов (ст.

5 Закона о статусе судей) начинается на конкурсной основе с публикации в средствах массовой информации сообще­ния об имеющейся вакантной должности судьи и с проявления ини­циативы, направленной на возбуждение производства по проверке при­годности конкретного лица для занятия судейской должности.

Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и не­обходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Ссылка на основную публикацию