Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

Статья 26. Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

(статья утратила силу с июля 2002 года — Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ)

Статья 26 комментируемого Закона утратила силу в части перечней составов правонарушений и указанных санкций. Принятый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и действующий с 1 июля 2002 г.

по-новому определил характер источников законодательства об административных правонарушениях. В соответствие со ст. 2.

1 КоАП РФ, к административной ответственности виновные могут быть привлечены лишь в том случае, если таковая предусмотрена КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации.

Так, главы 6, 8, 10, 14 КоАП РФ включают ряд статей, где одним из основных объектов посягательства являются отношения в области изготовления, реализации пищевого сырья и продуктов. Статья 6.

3 предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статья 6.6 — за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, статья 6.

14 — за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, статья 10.

6 — за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, статья 10.8 — за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, статья 14.

4 — за продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, статья 14.7 — за обман потребителей; статья 14.15 — за нарушение правил продажи отдельных товаров; статья 14.17 — за незаконные производство, поставку или закупку этилового спирта.

  • Для правонарушителя наступает ответственность в виде штрафа, изъятия орудий совершения правонарушения, конфискации товаров.
  • Статья 27. Уголовная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Уголовным кодексом Российской Федерации (статьей 171.1) установлена уголовная ответственность — за производство, приобретение хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции,

1. Предмет посягательства это товары и продукция, которые согласно действующему законодательству подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, знаками обращения на рынке.

Перечень товаров и продукции, подлежащих маркировке, содержится в других нормативных актах. Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ, должны маркироваться марками акцизного сбора установленного образца.

Отвечают за маркировку товаров лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу РФ. Распространение алкогольной продукции, произведенной на территории РФ без наличия специальной марки, запрещено с 01.

03.97 за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт в соответствие с заключенными контрактами.

Изображение знака соответствия и знака обращения на рынке утверждены Правительством РФ. Об этом подробнее читайте в комментарии к статье 5 Закона.

Уголовным кодексом Российской Федерации (статьей 236) предусмотрена уголовная ответственность — за нарушение санитарно эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или повлекшее по неосторожности смерть человека.

1. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер: то есть для правильной квалификации необходимо установить, какую конкретно санитарную норму, гигиенический норматив, лицо нарушило.

Объективная сторона состава преступления включает: нарушение санитарно-эпидемиологических правил, наступление массового заболевания людей, причинную связь между санитарным правонарушениям и наступившими последствиями.

Примерами нарушений санитарно-эпидемиологических правил являются: непроведение или проведение не в полном объеме гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение правил забоя домашних животных, зараженных опасными для человека заболеваниями, или требований по уничтожению зараженных продуктов; уклонение от обязательных медицинских осмотров лиц, работающих на пищевых производствах или в учреждениях общественного питания; подача населению воды с повышенным содержанием вредных примесей; использование непродезинфецированной посуды, продуктов на предприятиях общественного питания. Санитарно-эпидемиологические правила — это нормативные правовые акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. К санитарно-эпидемиологическим правилам относятся: санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы. Санитарно-эпидемиологические правила действуют в различных сферах человеческой деятельности и производства. Большая часть санитарно-эпидемиологических правил разрабатывалась и принималась органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

2.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил — это посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, то есть действующих санитарных правил, невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Массовое заболевание людей — это заболевание значительного количества населения на определенной территории при превышении заболеваемости данной болезнью среднестатистический в несколько раз.

Критерии массовости определяются эпидемиологами.

Преимущественно массовыми заболеваниями людей являются: острые кишечные заболевания, дифтерия, корь, педикулез, чесотка, туляремия, сальмонеллез, сибирская язва, холера, туберкулез, бруцеллез.

Отравление — это внедрение в организм чужеродного вещества в токсической дозе. Оно может быть вызвано потреблением вещества животного, растительного или синтетического происхождения. По смыслу статьи отравление должно быть массовым.

4. Состав преступления (ч. 1) признается оконченным в момент, когда распространившееся заболевание или отравление людей приобрели массовый характер.

5. Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомысленного либо небрежного отношения к действиям, повлекшим массовое заболевание или отравление людей (ч. 1), либо смерти (ч. 2).

III. Уголовным кодексом Российской Федерации (статьей 238) закреплена уголовная ответственность — за производство, хранение, перевозку, либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

1. Основной объект преступного посягательства — установленный порядок оборота продукции, работ, услуг, их сертификации, обеспечивающий безопасность жизни и здоровья потребителей.

2.

В связи с реформой технического регулирования под требованиями для безопасности жизни и здоровья потребителей, следует понимать те, которые установлены для общеобязательного исполнения в: технических регламентах (общих и специальных). До их принятия и поглощения техническими регламентами всех различных нормативных правовых актов продолжают применяться как содержащие обязательные требования: санитарные, ветеринарные нормы и правила; гигиенические нормативы; государственные стандарты; предписания, распоряжения, инструкции, приказы и другие в части требований, обеспечивающих безопасность, защиту потребителей от заблуждения.

3. Установление несоответствия продукции и услуг конкретным требованиям безопасности проводится в ходе соответствующей экспертизы (санитарно-эпидемиологической, санитарно-гигиенической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной, экологической).

Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности, является исходящий от органа сертификации документ, который подтверждает, что продукция или услуги соответствуют стандартам безопасности жизни или здоровья потребителей. В системе сертификации к таким документам относятся сертификат соответствия, знак соответствия, протокол испытаний и др. документы, выдаваемые органами сертификации и подтверждающие соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

4. Объективная сторона выражается в следующих действиях:

Производство — серийное производство товаров и продукции. Предприятие, серийно производящие продукцию, характеризуется наличием технологических линий, производственного оборудования, особой организации цехов, высоким количеством занятых работников, плана выпуска продукции, договорами на ее поставку.

Хранение, перевозка, сбыт товаров — это действия в общепринятом их содержании.

Субъектом преступного посягательства, за исключением неправомерной выдачи подложного документа, является, любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Им может быть руководитель предприятия, работник завода-изготовителя, работник сферы обслуживания, товаровед, коммерческий посредник, лицо, занимающееся незаконным предпринимательством.

  1. С субъективной стороны деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (когда субъект не осознает того, что товары, работы и ли услуги не отвечают требованиям безопасности, хотя должен был и мог это осознавать и не допустить их оборота).
  2. Обязательным признаком объективной стороны является цель сбыта (последующей передачи в собственность другим лицам) производимых, хранимых или перевозимых товаров или продукции.
  3. Статья 28. Гражданско-правовая ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лицо, совершившее нарушение норм указанного Закона, подлежит гражданско-правовой ответственности независимо от привлечения к уголовной или административной, то есть совокупно с ними и в соответствии с гражданским законодательством и положениями договора.

Под гражданским законодательством в данном случае следует понимать нормы Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55.

Способы возмещения вреда предусмотрены ст. 1082 ГК РФ: предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденного имущества или возмещение убытков, возмещение морального вреда.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (услуг), подлежит возмещению в полном объеме, независимо от того, состоял потерпевший в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет; подлежит возмещению в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если на товар должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена информация о таких сроках, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении этих сроков и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечение этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Изготовитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, сырья, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Для возмещение убытков имеют значения правила гражданского законодательства о привлечении к ответственности независимо от вины причинителя вреда, о соотношении и возможности взыскания убытков и неустойки (пени), об обстоятельствах, которые освобождают от ответственности.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) возмещает убытки потерпевшему потребителю сверх неустойки, установленной законом или договором. Уплата неустойки или возмещение убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Читайте также:  Статья 1.1. основные понятия

В случае причинения вреда жизни и здоровью взыскиваются расходы на лечение (протезирование, хирургическое вмешательство и проч.), разницу между заработком лица и пенсией по инвалидности, необходимость переезда в другую местность, расходы на переквалификацию.

Статья 29. Ответственность должностных лиц органов государственного надзора и контроля

Статья является отсылочной. Для получения представления об ответственности должностных лиц органов государственного надзора (Контроля) необходимо обратиться к законодательству о государственной службе, соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ.

Так, в УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); в Кодексе об административных правонарушениях РФ ст. 8.5. — ответственность за сокрытие или искажение экологической информации, ст. 19.

7 — за непредоставление, несвоевременное предоставление сведений (информации), в случаях, если это необходимо в соответствие с законодательством.

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.02.2013 N 15-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА»

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 15-ФЗ) направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака.

Данный Закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003).

Закон N 15-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 июня 2013 г.

 Курение табака

В Законе N 15-ФЗ определены термины «курение табака», «окружающий табачный дым», «последствия потребления табака», «спонсорство табака», «потребление табака» и т.д.

Так, под курением табака в рассматриваемом Законе понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления, а потребление табака — это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ч. 1 ст. 2).

Закон N 15-ФЗ вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:

  • 1) с 1 июня 2013 г. —
  • — на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;
  • — на всех видах общественного транспорта;
  • — в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
  • — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • — на детских площадках;
  • — в границах территорий, занятых пляжами;
  • — в помещениях социальных служб;
  • — на автозаправочных станциях;
  • 2) с 1 июня 2014 г. —
  • — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
  • — в гостиницах;
  • — в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;
  • — в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).

Напоминаем, что согласно п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.

2012 N 390 «О противопожарном режиме», курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

В ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны впоследствии в подзаконных актах.

Исключения из общего правила о запрете курения на пассажирских судах, находящихся в дальнем плавании, в многоквартирных домах могут быть предусмотрены для специально отведенных для этого мест. Такие места выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного собственником имущества.

Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Примечательно, что это правило также касается помещений общего пользования в многоквартирных домах. Таким образом, с 1 июня 2013 г.

в многоквартирных домах курение может осуществляться только в изолированных помещениях общего пользования, которые оборудованы системами вентиляции.

Торговля табачной продукцией

В ст. 13 Закона N 15-ФЗ предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры. Среди этих мер в рассматриваемом Законе предусмотрено следующие:

— повышение акцизов на табачную продукцию

— установление минимальных розничных цен на табачную продукцию

Эта норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 2 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним

Закон N 15-ФЗ устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Частью 1 ст.

20 рассматриваемого Закона запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака.

Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (ч. 2 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции (ч. 3 ст. 20 Закона N 15-ФЗ).

Ограничение продажи табачной продукции

Кроме запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним, ст. 19 Закона N 15-ФЗ установлены многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. В ч. 1 данной нормы указано, что торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.

Под магазином в Законе N 15-ФЗ понимается здание (его часть), специально оборудованное помещениями, предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а также обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под павильоном — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

В иных точках розничной торговли (к примеру, в ларьках, на рынке и т.п.) торговля табачной продукцией допускается только в том случае, если в соответствующем населенном пункте нет магазинов и павильонов (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Рассматриваемым Законом запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте (ч. 4 и 5 ст. 19).

Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

Указанные нормы об ограничении торговли табачной продукцией вступят в силу с 1 июня 2014 г. (ч. 3 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

В настоящее время ограничения на торговлю табачной продукцией установлены в ст. 19 Закона N 15-ФЗ. К примеру, в п. 6 указанной статьи установлен запрет на поштучную торговлю сигаретами и папиросами.

Также ч. 7 ст. 19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

  1. — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. — на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
  3. — на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Следует обратить внимание, что за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена административная ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ). В этом случае на организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.

Необходимо также отметить, что подп. «г» п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ также запрещается «использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».

Ограничения на оборот табачной продукции, предусмотренные рассматриваемым Законом, во многом схожи с действующими ограничениями на оборот алкогольной продукции, установленными ст.

16 Федерального закона от 22.11.

1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Запрет рекламы и стимулирования продажи табака

Читайте также:  Статья 10. зона проживания с правом на отселение

Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст.

2 рассматриваемого Закона под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

Также наложен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, то есть для видеофильмов, телепрограмм и т.п. (ч. 2 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Исключения предусмотрены для случаев, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Для аудиовизуальных произведений, созданных ранее вступления в силу рассматриваемого Закона, также предусматриваются специальные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции. В ч. 3 ст.

16 Закона N 15-ФЗ указано, что демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в таких кинофильмах и телепрограммах должна сопровождаться трансляцией социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого аудиовизуального произведения. Эта норма вступит в силу с 1 июня 2014 г.

Без каких-либо дополнительных ограничений демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака может осуществляться лишь при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (ч. 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для юридических лиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а для предпринимателей — от 4 до 20 тыс. руб.

Отдел организации применения административного законодательства

УМВД России по Астраханской области

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Предполагается, что нарушение установленных законов предписаний, ограничений и запретов должны образовывать специальные составы нарушений в сфере торговой деятельности. В этой связи планируется внести в действующее законодательство специальные нормы о гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за подобные нарушения.

ФАС России подготовила проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). В проекте предложено налагать штрафы за нарушение установленных законом ограничений па должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и па юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

  • В частности, предлагается установить штрафы за следующие нарушения: •
  • нарушение поставщиками и сетями антимонопольных правил, установленных законом (статья 13 Закона «О торговле»); •
  • невыполнение поставщиками и сетями обязанности по обеспечению доступа к информации, предусмотренной Законом (статья 9); •
  • включение в цену договора поставки в торговую сеть видов вознаграждения, условий такого договора и /или его изменение, недопустимых в соответствии с Законом (статьи 9, 13); •
  • включение в договор поставки в торговую сеть условий о совершении торговой сетью действий либо об оказании направленных на продвижение продовольственных товаров услуг, недопустимых в соответствии с Законом (статья 9); •
  • понуждение торговой сетью к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, поставляемых в торговую сеть (статья 9).

Статьей 9 Закона установлено 10%-ное ограничение на размер денежного вознаграждения за объем, которое применяется к договорам не только между поставщиками и сетями, но и между поставщиками и другими субъектами, ведущими торговую деятельность.

В законопроекте ФАС России предлагает установить административную ответственность за включение в договор запрещенных вознаграждений и превышение предельного размера вознаграждения за объем только применительно к договорам поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Если законопроект будет принят в неизменном виде, дополнительные вознаграждения между посредниками не будут административно наказуемыми15. 2.

  1. До внесения предлагаемых изменений в КоАП РФ за нарушение установленных законом правил могут применяться установленные действующим законодательством виды юридической ответственности.
  2. Гражданско-правовая ответственность
  3. Субъектами данной ответственности могут быть поставщики товаров (производители, оптовые посредники) и /или торговые организации, имеющие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  4. Возможные виды ответственности: •
  5. взыскание причиненных убытков (статья 393 ГК РФ); •
  6. взыскание законной или договорной неустойки (статья 394 ГК РФ); •
  7. взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (статья ЗУ5 ГК РФ).

Помимо этого, заключенные с нарушением требований статей 8, 9, 13 и 14 Закона договоры в соответствии со статьей 168 ГК РФ недействительны.

К ним могут быть применены предусмотренные статьей 167 ГК РФ последствия недействительности в виде возврата каждой из сторон друг другу всего полученного по этим договорам товара, а в случае невозможности возврата — возмещения стоимости товара в денежном выражении.

  • Административная ответственность
  • Данную ответственность могут нести поставщики товаров (производители, оптовые посредники) и/или торговые организации, имеющие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также должностные лица соответствующих организаций — юридических лип, которыми являются руководители и другие работники данных организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
  • Возможные виды административной ответственности:

а) Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КоАП РФ).

В соответствии с указанной статьей за совершение занимающим доминирующее положение на товарном

рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.

1 настоящего Кодекса, на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо они дисквалифицируются на срок до трех лет.

Юридические лица обязаны заплатить штраф в размере от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя, полученного от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

При этом штраф не может быть более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и менее 100 тыс. руб.

В случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), штраф составит от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.

б) Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (статья 14.31.1 КоАП РФ).

В соответствии с данной статьей совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн руб.

Исключения касаются хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%.

в) Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (статья 14.32 КоАП РФ).

Согласно этой статье заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. На юридических лиц — от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализа-

ции товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — в размере от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет.

На юридических лиц — от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — 0,

003 до 0,03 в размере от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет.

  1. Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следзчощих условий: •
  2. на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; •
  3. лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; •
  4. представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
  5. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
Читайте также:  Законодательство по охране окружающей среды - советы юриста

Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия. г) Недобросовестная конкуренция (статья 14.33 КоАП РФ).

В соответствии с данной статьей недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии со статьей 26.22 Федерального закона от 24.07.

1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя или банка (иной кредитной организации), за которое  Федеральным законом № 125-ФЗ установлена ответственность.

Привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Ответственность за совершение правонарушений несут юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных  Федеральным законом № 125-ФЗ.

Основание для привлечения к  ответственности Правонарушение Размер штрафа
пункт 1 статьи 26.28 Федерального закона №125-ФЗ Нарушение установленного статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика 5 тысяч рублей
пункт 2 статьи 26.28 Федерального закона №125-ФЗ Нарушение установленного статьей 6  Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней 10 тысяч рублей
Статья 26.29 Федерального закона № 125-ФЗ Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний — в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов
пункт 1 статьи 26.30 Федерального закона № 125-ФЗ Непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный  Федеральным законом № 125-ФЗ 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три  месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей
Пункт 2 статьи 26.30 Федерального закона  № 125-ФЗ Несоблюдение страхователем порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ 200 рублей
Статья 26.31 Федерального закона № 125-ФЗ Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов 200 рублей за каждый непредставленный документ
Статья 26.32 Федерального закона № 125-ФЗ Нарушение банком (иной кредитной организацией) установленного срок  исполнения поручения страхователя на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии достаточных средств на счете указанного страхователя Одна стопятидесятая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента неперечисленной суммы страховых взносов, пеней и штрафов за каждый календарный день просрочки
Пункт 1 статьи 26.33 Федерального закона № 125-ФЗ Неправомерное неисполнение банком (иной кредитной организацией) в установленный срок поручения страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии достаточных средств на счете указанного страхователя Одна стопятидесятая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента неперечисленной суммы страховых взносов, пеней и штрафов за каждый календарный день просрочки
Пункт 2 статьи 26.33 Федерального закона № 125-ФЗ Совершение банком (иной кредитной организацией) действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете страхователя, в отношении в банке (иной кредитной организации) находится поручение страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы
Пункт 1 статьи 26.34 Федерального закона № 125-ФЗ Несообщение в установленный срок банком (иной кредитной организацией) в территориальный орган страховщика сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета юридического лица или индивидуального предпринимателя 40 тысяч рублей
Пункт 2 статьи 26.34 Федерального закона № 125-ФЗ Непредставление банком (иной кредитной организацией) справок о наличии счетов в банке (иной кредитной организации) и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в территориальный орган страховщика в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 22.2 Федерального закона № 125-ФЗ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения 20  тысяч рублей
  •          Согласно статье 26.25 Федерального закона № 125-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
  • 1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  • 2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, страхователем — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в территориальный орган страховщика документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
  • 3) выполнение страхователем предписаний, предусмотренных письменными разъяснениями о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, данных ему либо неопределенному кругу лиц страховщиком (территориальным органом страховщика) или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периоду, в котором совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной страхователем;
  • 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
  • В соответствии со статьей 26.26 Федерального закона № 125-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
  • 1)    совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
  • 4) иные обстоятельства, которые судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (пункт 2 статьи 26.26 Федерального закона № 125-ФЗ).

  1. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Федерального закона № 125-ФЗ.
  2. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение правонарушения, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
  3.          Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения:

         Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности) (статья 26.27 Федерального закона № 125-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию