Статья 21. категории инвалидов

Время чтения: 7 минут

Родители всегда мечтают о том, чтобы их ребенок был непременно красивым и талантливым, но в первую очередь – здоровым. К сожалению, в некоторых ситуациях эта мечта остается несбыточной и ребенок появляется на свет с врожденными патологиями.

В иных случаях он приобретает серьезные заболевания либо получает травмы, делающие его дальнейшую жизнь отличной от жизни здоровых людей, и ему дают инвалидность. Государство стремится максимально облегчить жизнь семей, растящих такого ребенка, законодательно закрепив права детей-инвалидов. Статья 21. Категории инвалидов

Кого относят к категории «дети-инвалиды»

Определение того, какое лицо может называться инвалидом, законодательно закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Законодатель определил, что гражданин, который имеет серьезные расстройства здоровья, возникшие в результате полученных травм, имеющихся дефектов или приобретенных заболеваний и приводящие к устойчивому нарушению тех или иных функций организма, а также ограничению жизнедеятельности, подпадает под категорию «инвалид» и нуждается в социальной защите.

В понятие «ограничение жизнедеятельности» входят полная и частичная неспособность к самообслуживанию, ориентации, самостоятельному передвижению, обучению и трудовой деятельности, контролю своего поведения.

Получить официальное подтверждение имеющихся проблем со здоровьем и признание в подобном статусе возможно по результатам медико-социальной экспертизы, которая определяет степень расстройства функций организма и устанавливает группу инвалидности.

Лица, не достигшие 18 лет, с определенными в законе отклонениями в состоянии здоровья, считаются детьми-инвалидами.

Законы о правах детей-инвалидов и семей, где они воспитываются

Законодательство Российской Федерации предусматривает защиту в различных сферах жизни как самого ребенка с ограниченными возможностями, так и его родителей или опекунов. Эти права и льготы закреплены во многих законодательных актах Российской Федерации, в частности, следующих:

  • ФЗ от 25.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 20 ноября 1990 г. № 340 «О государственных пенсиях в РФ» (ст. 17, 21, 38, 113-115);
  • Кодекс законов о труде РФ (ст. 49, 54, 170);
  • Жилищный кодекс РФ (ст. 36, 39);
  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
  • Закон РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Особый статус детей-инвалидов и вытекающие из причисления к этой категории лиц права и льготы закреплены также в указах Президента РФ, постановлениях правительства России, приказах Министерства здравоохранения и прочих ведомственных документах.

Какими правами наделены дети-инвалиды

Права ребенка-инвалида, за соблюдением которых законодатель строго следит, распространяются на различные сферы жизни и касаются:

  • предоставления скидки 50% на оплату коммунальных услуг, жилья и телефонной связи;
  • возможности бесплатной покупки лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • санаторно-курортного лечения;
  • обеспечения специальными средствами реабилитации, в том числе для передвижения;
  • бесплатного предоставления услуг сурдопереводчиков, специальных учебных пособий и учебников.

Зная, какие права имеет ребенок-инвалид, ему и членам его семьи следует добиваться их соблюдения в государственных и ведомственных инстанциях, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос.

Статья 21. Категории инвалидов

Какими правами обладают родители, воспитывающие детей-инвалидов

Семьи, воспитывающие детей с особенными потребностями, находятся под опекой государства. Содержание и воспитание ребенка, получившего статус инвалида, – тяжелый труд, который можно облегчить, предоставляя дополнительные льготы и неукоснительно соблюдая права родителей таких детей.

Особые права распространяются на трудовую деятельность, пенсионное обеспечение, налогообложение, пользование транспортом, жилищные вопросы и ситуации, связанные с медицинским обеспечением. Причем касаются они любого из родителей или официальных опекунов, непосредственно осуществляющих уход за ребенком-инвалидом.

Однако в отношении женщин, содержащих и воспитывающих таких детей, законодатель предусмотрел отдельные условия труда и выхода на пенсию. Права матери ребенка-инвалида при условии воспитания последнего минимум до восьми лет следующие:

  • учет времени ухода за ребенком в трудовой стаж;
  • возможность выхода на пенсию в 50 лет при наличии 15 лет общего трудового стажа;
  • право работать неполный рабочий день или неделю;
  • запрет на командировки и сверхурочную работу.

Кроме того, работодателю запрещено снижать заработную плату или увольнять сотрудницу по причине наличия у нее ребенка-инвалида.

Пройдите социологический опрос!

Льготы, предоставляемые детям-инвалидам

Ежегодно перечень льгот, предоставляемых государством детям с ограниченными возможностями, расширяется и приобретает различное денежное выражение. Так, льготы детей-инвалидов в 2021 году распространяются на все сферы жизни – от обеспечения бесплатными лекарствами до возможности первоочередного получения жилплощади.

Льготы по пенсиям

Государственная поддержка в материальное обеспечение ребенка-инвалида выражается в виде назначения ему социальной пенсии и надбавок к ней. Эта льгота закреплена в ФЗ от 20.11.1990 № 340.

Так как дети с серьезными проблемами со здоровьем зачастую не в состоянии сами себя обеспечивать, государство осуществляет неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за ними, выплату ежемесячных компенсаций, составляющих 60% от минимального размера оплаты труда (указ Президента РФ от 17 марта 1994 г. № 551). Статья 21. Категории инвалидов

Какие существуют транспортные льготы

Говоря о том, на что имеет право ребенок-инвалид в отношении пользования транспортом, прежде всего стоит остановиться на праве бесплатного проезда на всех видах общественного городского и пригородного транспорта, исключая такси.

Эти льготы распространяются также на лиц, сопровождающих детей-инвалидов. Также бесплатный проезд гарантирован к месту обследования или лечения – в пригородных автобусах и на междугородных региональных маршрутах (ФЗ от 25.11.1995 № 181).

Льготы жилищные и бытовые

Бытовые условия для детей с ограниченными возможностями обеспечиваются следующими льготами:

  1. Право на первоочередное предоставление жилья.
  2. Получение дополнительных 10 кв. м или отдельной комнаты для проживания ребенка.

Право на дополнительную жилую площадь при этом не предполагает плату за нее более чем в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот, и такая жилплощадь не считается излишней.

Постановка на жилищный учет осуществляется для детей, имеющих заболевания, перечень которых определен Жилищным кодексом РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Право на жилье имеют также дети с ограниченными возможностями, семьи которых длительное время проживают в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

Основанием для того, чтобы семья, воспитывающая ребенка-инвалида, была поставлена на учет на получение квартиры, также может быть проживание на одной жилплощади с другой семьей, в которой имеется больной с тяжелым заболеванием, делающим проживание на одной территории невозможным.

Льготы, касающиеся получения образования

Часто возникает вопрос о том, пользуются ли дети с ограниченными возможностями преференциями в отношении получения образования, и если да, то какими. Например, имеет ли право на бесплатное питание в школе ребенок-инвалид, если он посещает обычное общеобразовательное учебное заведение?

  • Стоит отметить, что в текущем году государство на федеральном уровне не регулирует вопрос о предоставлении скидок или получении полностью бесплатного питания для школьников, в том числе и для льготных категорий детей.
  • О возможности предоставления бесплатного питания в школе необходимо узнавать в органах опеки и попечительства или в управлении социальной защиты по месту жительства.
  • Кроме того, государство на законодательном уровне гарантирует школьникам возможность обучения на дому и в негосударственных учебных заведениях, а дошкольникам предоставляет право без очереди поступать в детские сады и посещать их абсолютно бесплатно. Статья 21. Категории инвалидов

Санаторно-курортное и медицинское обслуживание

Поддержание здоровья детей-инвалидов в надлежащей форме и без ухудшений обеспечивается бесплатным предоставлением лекарств, а также приобретением протезно-ортопедических изделий, кресел и велоколясок.

Ребенок-инвалид и лицо, осуществляющее уход за ним и сопровождающее к месту лечения, могут воспользоваться бесплатными санаторными путевками. На срок, требующийся на лечение ребенка и проезд к месту лечения и обратно, сопровождающий родитель (опекун) получает листок временной нетрудоспособности.

Порядок выплаты алиментов на ребенка с ограниченными возможностями

Законодательством определено, что дети-инвалиды могут рассчитывать на получение алиментов в размере 25% от всех видов доходов родителя.

Но ввиду того, что несовершеннолетнему ребенку с ограниченными возможностями необходим особый уход, специальное оборудование и медицинское обслуживание, на дополнительные расходы могут быть взысканы средства, назначаемые в твердом денежном выражении.

Они назначаются из расчета определенного числа сумм прожиточного минимума (регионального или общероссийского).

Детские специализированные учреждения

С целью обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья в РФ создана система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которые реализуют функции образовательного института: социально-бытовую, профессионально-трудовую, компенсирующую, реабилитационно-абилитационную.

В частности, существуют специальные группы и детские сады, школы и интернаты, детские дома, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. В зависимости от возраста и состояния здоровья, а также конкретных семейных обстоятельств каждый ребенок с ограниченными возможностями может проходить программу обучения и реабилитации в любом из подобных заведений.

Кроме государственных существуют частные школы и центры, которые функционируют на средства спонсоров и ставят во главу угла максимальное формирование навыков самообслуживания, всестороннее развитие психофизических способностей и оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами. Одной из особенностей таких объединений является внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса.

Какие льготы предусмотрены для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

Сделать жизнь родителей, дети которых получили инвалидность, более упорядоченной и финансово защищенной призваны многие законы и подзаконные акты РФ.

Они касаются наиболее важных жизненных аспектов: льготного режима труда, проезда в транспорте и пенсионного обеспечения.

Читайте также:  Статья 26. обжалование решений квалификационных коллегий судей

Женщины, воспитывающие и обеспечивающие всем необходимым ребенка с ограниченными возможностями, должны знать, что мать ребенка-инвалида имеет право на преференции во всех этих сферах, определенные законодательно.

Пенсионные льготы

Как уже было сказано выше, матери детей-инвалидов имеют право на начисление пенсии с 50 лет при наличии 15-летнего трудового стажа, а также включение времени, в течение которого осуществлялся уход за ребенком, в трудовой стаж.

На протяжении всего времени, когда один из родителей осуществлял уход за ребенком с группой инвалидности и по этой причине не работал, он имеет право на получение пособия в размере 60% от минимального размера оплаты труда. Статья 21. Категории инвалидов

Льготы при пользовании транспортом

Родители или лица, осуществляющие уход за детьми инвалидами, имеют право на бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, исключая такси.

Это право обеспечивается при наличии справки единого образца, которая выдается органами социальной защиты, и документа, удостоверяющего личность. Получение такой льготы родителями детей-инвалидов гарантировано ФЗ от 24.11.1995 № 181. В этом же законе установлено право на бесплатный проезд для родителя, сопровождающего ребенка-инвалида к месту лечения и обратно

Льготы в сфере трудовых отношений

Права родителей ребенка-инвалида на работе охраняются КЗОТ РФ.

Закон регламентирует режим льготного труда для матерей, имеющих детей-инвалидов, давая им право на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю с сохранением заработной платы.

Таких мам без их письменного согласия законодатель запрещает привлекать к сверхурочным работам или отправлять в командировки. Незаконным является также отказ в приеме на работу из-за наличия у женщины больного ребенка.

Льготы касаются и сохранения рабочего места при любых обстоятельствах за матерью-одиночкой, имеющей на иждивении несовершеннолетнего с ограниченными возможностями. Исключение составляют лишь случаи полной ликвидации предприятия, но даже тогда мать-одиночка должна быть немедленно трудоустроена.

Трудовое законодательство предоставляет одному из трудоустроенных родителей ребенка с инвалидностью льготу в виде четырех дополнительных выходных в месяц.

Льготное налогообложение для родителей особенных детей

Родителям детей-инвалидов предоставляются определенные льготы в области налогообложения и начисления подоходного налога.

Так, облагаемый налогом совокупный доход уменьшается на размер доходов, которые не превышают трехкратный законодательно установленный размер минимальной месячной оплаты труда одного из родителей, на иждивении которого находится ребенок-инвалид, проживающий вместе с ним и нуждающийся в постоянном уходе.

Получение данной льготы возможно при наличии справки из жилищной конторы о совместном проживании такого ребенка и его родителей, пенсионного удостоверения, а также соответствующего решения органов опеки и попечительства. Потребуется и медицинская справка, подтверждающая необходимость постоянного ухода за особенным ребенком.

Льготы детям инвалидам. Права и льготы для родителей детей инвалидов: Видео

Люди с ограниченными возможностями: условия труда

Людей с ограниченными возможностями в России чаще всего называют инвалидами, это устоявшийся термин, который употребляется и в нормативных законодательных актах. Одним из способов реабилитации инвалидов является их трудоустройство.

Государство предоставляет работодателям определенные льготы в отношении работников-инвалидов, такие как, например, пониженные тарифы страховых взносов с выплат в пользу этой категории работников. При этом к условиям труда инвалидов предъявляются определенные требования.

Каковы основные правовые положения, регулирующие трудовые отношения инвалидов? На какие моменты надо обратить особое внимание работодателям, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями?

Правовое регулирование труда инвалидов

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 №181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181‑ФЗ).

Согласно ст.

1 Федерального закона №181‑ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации – данные документы подтверждают наличие у лица инвалидности, в том числе для работодателя.

Государство призвано осуществлять социальную защиту инвалидов, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

  • Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
  • – восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • – профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • – социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • – физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
  • Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
  • Обеспечение занятости инвалидов
  • Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
  • – установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • – резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • – стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • – создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • – создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • – организации обучения инвалидов новым профессиям.

Что касается установления квоты для приема на работу инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов (ст.

21 Федерального закона №181‑ФЗ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов представляют собой рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

  1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо-устройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
  2. – создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  3. – создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  4. – предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  5. Обратите внимание:

Статья 5.42. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

На «упрощенцев» нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов не распространяются, так как согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Читайте также:  Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору)

К сведению:

Если сотрудник стал инвалидом, уже будучи принятым на работу, работодатель обязан перевести его на работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением.

Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы являются в силу п. 8 ст. 77 ТК РФ основанием для расторжения трудового договора.

Условия труда инвалидов

Независимо от наличия обязанности по выполнению квот в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе «упрощенцев», трудятся люди с ограниченными возможностями. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Обратите внимание:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Привлечение к сверхурочной работе инвалидов возможно также только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом они должны быть также под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Кроме того, в соответствии со ст.

128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона №181‑ФЗ).

  • Таким образом, действующее трудовое законодательство и Федеральный закон №181‑ФЗ устанавливают инвалидам ряд льгот в отношении исполнения трудовых обязанностей.
  • Охрана труда инвалидов
  • Обязанности работодателя по организации охраны труда инвалидов

Охрана труда инвалидов осуществляется на основании Санитарных правил СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

Ответственность за нарушение прав инвалидов

Государство гарантирует социальную защиту инвалидов. К системе мер поддержки этой категории граждан отнесены экономические, правовые и социальные меры поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К сожалению, встречаются факты, когда граждане и должностные лица нарушают права инвалидов.

В целях защиты лиц с ограниченными возможностями, лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • За нарушения в указанной сфере установлено три вида ответственности – гражданско-правовая, административная и уголовная.
  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного инвалиду гражданами, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления.
  • Возмещение вреда, в том числе и морального, в этом случае производится по общим требованиям, которые установлены статьями 1064 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возмещение вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, будет производиться в течение всего срока инвалидности, как закреплено в статье 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такие случаи влекут, например, дорожно-транспортные происшествия.

Тогда владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причинение вреда в связи с потерей кормильца независимо от вины потерпевшего.

  1. Административная ответственность за нарушения прав и свобод инвалидов установлена отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Такие нарушения можно разделить по следующим критериям:
  3. — нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (статья 5.42 КоАП РФ);
  4. — нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (статья 5.43 КоАП РФ);
  5. — уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 КоАП РФ);
  6. — отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 КоАП РФ);

— организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов (статья 11.24 КоАП РФ).

За самые серьезные нарушения прав инвалидов Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность. К ним относятся:

— нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ).

Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

— нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), что выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо же в распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или средствах массовой информации.

— отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140 УК РФ). Следует подчеркнуть, что инвалиду информация должна предоставляться в доступной для него форме, с учетом его индивидуальных физических особенностей и состояния здоровья.

— невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 145.1 УК РФ).

Лекция №4. Нормативно-правовые документы, защищающие права людей с инвалидностью

Первый законодательный акт Российской Федерации, в котором (статья 15) закреплены правовые нормы, гарантирующие создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статья 15 . Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется:

  1. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора: — за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); — федерального государственного надзора в области связи; — государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; — федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
  2. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора): — в сфере образования; — федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  3. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении: -регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси; — регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; -регионального государственного жилищного надзора; -регионального государственного строительного надзора.

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) — Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) — высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 12. Присвоение статуса адвоката

 За исполнением этого закона следит также прокуратура, согласно ПРИКАЗу от 23 января 2018 г. N 24 ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИНВАЛИДОВ.

Теперь рассмотрим перечень других законов актов и приказов, которые формируют в России дополняя друг друга правильное понимание значения социальной защиты инвалидов в нашей стране, а также какую ответственность несут все органы управления.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г

 Статья 12 прямо предусматривает требование обеспечения доступности: 1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 2.

Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме того вопросы обеспечении доступности содержатся и в требованиях к проектной документации, в которой потребности инвалидов должны быть обязательно учтены.

Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями: 7.

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. 14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

Федеральный закон № 419-фз от 01.12.2014. о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов

Статья 5. Вносит изменения в №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» Новая редакция Статья 15.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования, на основании которых осуществляется создание доступной среды:

Руководство по созданию безбарьерной среды / Accessibility for the Disabled — A Design Manual for a Barrier Free Environment (Solidere/United Nations, 1998) Стандарт ISO 21542:2011 Building construction — Accessibility and usability of the built environment Международные строительные нормы и правила, 2009 г. / International Building Code® (IBC), 2009 Руководство Международного паралимпийского комитета по доступности/IPC Accessibility Guide. An Inclusive Approach to the Olympic & Paralympic Games

Российские нормативные документы

Постановление Правительства Российской Федерации N 599 от 17 июня 2015 г. «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»

Приказ Минтруда России от 30.07.

2015 N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 августа 2015 г.

№ 565 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и предоставляемых ими услуг, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи”, Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июля 2015 года N 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи” и др.

Федеральный закон о внесении изменений в статьи 48 и 51 градостроительного кодекса российской федерации 28 ноября 2015 года n 339-фз

Статья 1 Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст.

7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 86; N 27, ст. 3967; N 29, ст.

4342) следующие изменения: 1) в пункте 10 части 12 статьи 48 слова «в случае подготовки соответствующей проектной документации» заменить словами «в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов»; 2) пункт 3 части 7 статьи 51 дополнить подпунктом «з» следующего содержания: «з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунальнобытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;». Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 01/2011)

• Приказом Федерального агентства от 13.04.

2010 № 1200 утвержден перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г.

№ 782 • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г.

№ 998-р утвержден перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности лифтов и оценки соответствия Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2012 г. N 1175 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам безопасности лифтов» • ГОСТ Р 33652-2015 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Ссылка на основную публикацию