Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

При наличии признаков преступления, деяние расследуется для определения виновного лица и назначения ему наказания в пределах санкций, установленных законом. Важно определить правоохранительный орган, которому дано право в пределах компетенции расследовать уголовное дело. В помощь – статьи 151, 152 УПК, определяющие признаки понятия «подследственность».

Положения УПК

Для ответа на вопрос, какие дела расследует ФСБ, необходимо понимать, какие признаки имеет подследственность и чем они характеризуются.

Признаки:

  1. Это юридический институт, который занимается регулированием межведомственного взаимодействия в вопросах расследования уголовных дел.
  2. Подследственность тесно связана с системой полномочий, то есть правами, обязанностями, которыми закон наделил государственный орган. Полномочия в совокупности с правовым статусом государственного органа образуют такое понятие, как его компетенция. Важно уяснить правовое положение, занимаемое органами ФСБ в системе механизма государства: от этого стоит отталкиваться в определении компетенции ФСБ, прав и обязанностей государственной службы.
  3. Набор признаков, которые присущи уголовному делу. Соответственно, эти признаки помогают направить расследование преступление в конкретный правоохранительный орган.

Виды подследственности

Закон выделяет прямую подследственность и иные виды: нередко возникают сложности с определением форм преступлений, которые расследуются тем или иным органом.

Кроме альтернативной подследственности, выделяют:

  • территориальную;
  • персональную.

При определении подследственности, ее виды могут конкурировать, но этот вопрос регламентирует порядок межведомственного взаимодействия.

В порядке предметной подведомственности органы ФСБ призваны обеспечивать безопасность на территории РФ, как отдельного человека в обществе, так и в масштабах всей страны. Это называется обеспечение национальной безопасности. Законодатель в ст. 151, ч.2, п. 2 определяет виды преступлений, относящихся к ведению для следователей ФСБ:

  • измена РФ;
  • терроризм;
  • акты диверсии;
  • разведывательная и контрразведывательная деятельность россиянина в пользу иностранного государства;
  • нарушение границы;
  • кустарное производство оружия, включая то, которое наносит массовый ущерб и т.д.

Статьи УК РФ указывают следователям на состав преступления. Традиционно, в уголовном праве выделяют 4 составляющих этого понятия:

  • вина;
  • умысел;
  • причинно-следственная связь;
  • мотив.

Не вдаваясь в теорию уголовного права, необходимо отметить важную деталь в расследовании дел, связанных с разглашением сведений, связанных с государственной тайной. Этому вопросу посвящена ст.

283 УК РФ, там же прописано наказание за это преступление. Раньше, противоправное деяние расследовал Следственный Комитет. Не важно, кто разглашал тайну: военнослужащий или гражданское лицо.

Особенности подследственности органов ФСБ

Следователи, принадлежащие к органам ФСБ, расследуют дела о преступлениях, совершающихся против принципов конституционного строя, безопасности страны. Виды правонарушений сосредоточены в Гл. 29 Особенной части УК РФ.

Примеры дел, расследуемых органами ФСБ (статьи УК):

  • ст. 275: гос.измена;
  • ст. 276: шпионаж;
  • ст. 277: посягательство на государственного чиновника.

К подследственности следователей ФСБ относятся не только выше перечисленные, но и отдельные виды правонарушений, совершенных в экономической сфере. Детально, признаки преступлений описаны в гл. 25 УК.

Как пример можно привести расследование уголовных дел о контрабанде (ст. 188 УК РФ), невозвращение из-за рубежа средств в валюте (ст. 193 УК РФ). Следователи органов ФСБ занимаются расследованием дел, связанных с покушением на безопасность общества по гл.

24 Особенной части уголовного закона: терроризм, захват заложников.

Статья 2. Органы федеральной службы безопасностиМолоток председателя

Следователи органов ФСБ на стадии дознания занимаются преступлениями совершаемыми на континентальном шельфе страны по ст. 253, 256. Противоправные действия в этом направлении могут быть разными, начиная от нарушения добычи насекомых и растений.

Неотложность действий

Интерес представляют действия, осуществляемые пограничниками в неотложном порядке. Условно ответную реакцию на совершенные правонарушения делят на две группы:

  1. Если нарушители пересекают государственную границу, то в отношении этих лиц совершаются незамедлительные следственные действия: в этом направлении предусмотрены санкции уголовного закона: ст. 322, 323.
  2. Передача дел по преступлениям следователю ФСБ. Оперативные сотрудники осуществляют правовые действия незамедлительного характера в соответствии с законом. В частности, это ст. 151, ч.2, п.2 УПК РФ.

Органы ФСБ отвечают за дела, связанные с нарушением основ безопасности в РФ и отдельных составляющих этого процесса. Альтернативная подследственность ФСБ также имеет место в случаях, если по результатам согласования преступление отнесено к ведению этого органа. Например, дела о правонарушениях – ст. 205, 208-210, 290-293 могут быть отнесены по правилам альтернативной подсудности к ведению следователей из МВД, прокуратуры, Следственному комитету, ФСБ.

Подведомственность органов ФСБ – отнесение правонарушения высокой степени общественной опасности к расследованию следователями ФСБ. Принцип взаимодействия между силовыми ведомствами поможет понять, какое из них будет расследовать правонарушение.

Вам также может понравиться

Правоведение

Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) является федеральным органом исполнительной власти. Структура и организация деятельности ФСБ определяются положением о Федеральной службе безопасности РФ, утверждаемым Президентом РФ.

  • ФСБ РФ возглавляет Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра.
  • Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
  • Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов:
  • законности;
  • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • гуманизма;
  • единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
  • конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

  1. Лицо, полагающее, что органами ФСБ либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.
  2. В случае нарушения сотрудниками органов ФСБ прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
  3. Должностные лица органов ФСБ, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  4. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с преступностью.
  • Разведывательная деятельность, иные направления деятельности органов ФСБ определяются настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
  • Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.
  • Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
  • Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
  • Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  • Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

45. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

Органы
федеральной службы безопасности являются
составной частью сил обеспечения
безопасности Российской Федерации и в
пределах предоставленных им полномочий
обеспечивают безопасность личности,
общества и государства. Руководство
деятельностью органов федеральной
службы безопасности осуществляют
Президент РФ и Правительство РФ.

  • Органы
    федеральной службы безопасности
    представляют собой единую централизованную
    систему, в которую входят:
  • -федеральный
    орган исполнительной власти в области
    обеспечения безопасности – ФСБ России;
  • управления
    ФСБ России по отдельным регионам и
    субъектам РФ;
  • -управления
    ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,
    войсках и иных воинских формированиях,
    а также в их органах управления.
  • В систему
    органов федеральной службы безопасности
    также входят:
  • -подразделения
    в области обеспечения безопасности по
    пограничной службе (пограничные органы).
    В подчинении пограничных органов
    находятся Пограничные войска РФ;
  • -авиационные
    подразделения, центры специальной
    подготовки, подразделения специального
    назначения;
  • -научно-исследовательские,
    экспертные, судебно-экспертные,
    военно-медицинские и военно-строительные
    подразделения;
  • -иные учреждения
    и подразделения, предназначенные для
    обеспечения деятельности ФСБ России и
    Пограничных войск РФ.
  • Территориальные
    органы безопасности и органы безопасности
    в войсках находятся в прямом подчинении
    ФСБ России.
  • Органы
    федеральной службы безопасности в своем
    подчинении имеют предприятия, учебные
    заведения, научно-исследовательские,
    экспертные и военно-медицинские
    учреждения и подразделения, военно-
    строительные подразделения, центры
    специальной подготовки, а также
    подразделения специального назначения.
Читайте также:  Статья 46. Гарантии и компенсации сотрудникам таможенных органов и членам их семей

ФСБ России
является федеральным органом исполнительной
власти. Ее возглавляет директор на
правах федерального министра.

  1. Деятельность
    органов федеральной службы безопасности
    осуществляется по следующим основным
    направлениям:
  2. -контрразведывательная
    деятельность;
  3. -борьба с
    преступностью;
  4. -разведывательная
    деятельность;
  5. -пограничная
    деятельность;
  6. -обеспечение
    информационной безопасности.
  7. Контрразведывательная
    деятельность – это деятельность органов
    федеральной службы безопасности по
    выявлению, предупреждению, пресечению
    разведывательной и иной деятельности
    специальных служб и организаций
    иностранных государств, а также отдельных
    лиц, направленной против безопасности
    Российской Федерации.
  8. Основаниями
    для осуществления органами федеральной
    службы безопасности контрразведывательной
    деятельности являются: а) наличие данных
    о признаках разведывательной и иной
    деятельности специальных служб и
    организаций иностранных государств, а
    также отдельных лиц, направленной на
    нанесение ущерба безопасности Российской
    Федерации; б) необходимость обеспечивать
    защиту сведений, составляющих
    государственную тайну; в) необходимость
    проверки лиц, оказывающих или оказывавших
    содействие органам федеральной службы
    безопасности на конфиденциальной
    основе; г) необходимость обеспечения
    собственной безопасности.

Борьба с
преступностью.

Органы федеральной
службы безопасности в соответствии с
законодательством РФ осуществляют
оперативно-розыскные мероприятия по
выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию шпионажа, террористической
деятельности, организованной преступности,
коррупции, незаконного оборота оружия
и наркотических средств, контрабанды
и других преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым
отнесены законом к их ведению, а также
по выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию деятельности незаконных
вооруженных формирований, преступных
групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью
насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации.

  • Разведывательная
    деятельность осуществляется органами
    федеральной службы безопасности в
    пределах своих полномочий и во
    взаимодействии с органами внешней
    разведки РФ в целях получения информации
    об угрозах безопасности государства.
  • Направлениями
    пограничной деятельности являются:
  • -защита и
    охрана Государственной границы РФ в
    целях недопущения ее противоправного
    прохождения;
  • -обеспечение
    соблюдения физическими и юридическими
    лицами режима Государственной границы
    РФ, пограничного режима и режима в
    пунктах пропуска через Государственную
    границу РФ;
  • -защита и
    охрана экономических и иных законных
    интересов Российской Федерации в
    пределах приграничной территории,
    исключительной экономической зоны и
    континентального шельфа нашего
    государства;
  • -охрана за
    пределами исключительной экономической
    зоны РФ запасов анадромных видов рыб,
    образующихся в реках Российской
    Федерации.
  • Обеспечение
    информационной безопасности – это
    деятельность органов федеральной службы
    безопасности:
  • -по реализации
    государственной и научно-технической
    политики в области обеспечения
    информационной безопасности, в том
    числе с использованием инженерно-технических
    и криптографических средств;
  • -обеспечению
    криптографическими и инженерно-техническими
    методами безопасности
    информационно-телекоммуникационных
    систем, а также систем шифрованной,
    засекреченной и иных видов специальной
    связи в Российской Федерации и ее
    учреждениях, находящихся за пределами
    страны.
  • Полномочия
    и функции органов федеральной службы
    безопасности. Органы федеральной службы
    безопасности обязаны:
  • -информировать
    Президента РФ, Председателя Правительства
    РФ об угрозах безопасности государству;
  • -выявлять,
    предупреждать, пресекать разведывательную
    и иную деятельность специальных служб
    и организаций иностранных государств,
    а также отдельных лиц, направленную на
    нанесение ущерба безопасности России;
  • -добывать
    разведывательную информацию в интересах
    обеспечения безопасности РФ, повышения
    ее экономического, научно-технического
    и оборонного потенциала;
  • -выявлять,
    предупреждать и пресекать преступления;
    производить дознание и предварительное
    -следствие; осуществлять розыск лиц,
    совершивших указанные преступления
    или подозреваемых в их совершении;
  • -выявлять,
    предупреждать и пресекать акты терроризма;
  • -разрабатывать
    и осуществлять во взаимодействии с
    другими государственными органами меры
    по борьбе с коррупцией, незаконным
    оборотом оружия и наркотических средств,
    контрабандой, деятельностью незаконных
    вооруженных формирований, преступных
    групп, отдельных лиц и общественных
    объединений, ставящих своей целью
    насильственное изменение конституционного
    строя;
  • -проводить
    во взаимодействии с федеральным органом
    исполнительной власти в области внешней
    разведки мероприятия по обеспечению
    безопасности учреждений и граждан
    Российской Федерации за ее пределами.
  • Органы
    федеральной службы безопасности имеют
    право:
  • -устанавливать
    на конфиденциальной основе отношения
    сотрудничества с лицами, давшими на то
    согласие;
  • -осуществлять
    оперативно-розыскные мероприятия по
    выявлению, предупреждению, пресечению
    и раскрытию шпионажа, террористической
    деятельности, организованной преступности,
    коррупции, незаконного оборота оружия
    и наркотических средств, контрабанды
    и других преступлений, а также по
    выявлению, предупреждению, пресечению
    и раскрытию деятельности незаконных
    вооруженных формирований, преступных
    групп, отдельных лиц и общественных
    объединений, ставящих своей целью
    насильственное изменение конституционного
    строя Российской Федерации;
  • -осуществлять
    проникновение в специальные службы и
    организации иностранных государств,
    проводящие разведывательную и иную
    деятельность, направленную на нанесение
    ущерба безопасности Российской Федерации,
    а также в преступные группы;
  • -беспрепятственно
    входить в жилые и иные принадлежащие
    гражданам помещения, на принадлежащие
    им земельные участки, на территории и
    в помещения предприятий, учреждений и
    организаций независимо от форм
    собственности в случае, если имеются
    достаточные данные полагать, что там
    совершается или совершено преступление.
    Обо всех таких случаях вхождения в жилые
    и иные принадлежащие гражданам помещения
    органы федеральной службы безопасности
    уведомляют прокурора в течение 24 часов;
  • -временно
    ограничивать или запрещать передвижение
    граждан и транспортных средств по
    отдельным участкам местности, обязывать
    граждан оставаться там или покинуть
    эти участки в целях защиты жизни, здоровья
    и имущества граждан, проведения неотложных
    следственных действий, оперативно-розыскных
    и антитеррористических мероприятий;
  • -получать
    безвозмездно от государственных органов,
    предприятий, учреждений и организаций
    независимо от форм собственности
    информацию, необходимую для выполнения
    возложенных на органы федеральной
    службы безопасности обязанностей, за
    исключением случаев, когда федеральными
    законами установлен специальный порядок
    получения информации.

Кадры органов
федеральной службы безопасности. Органы
федеральной службы безопасности
комплектуются военнослужащими и
гражданским персоналом. Военнослужащие
органов федеральной службы безопасности,
а также лица из числа гражданского
персонала, назначенные на должности
военнослужащих, являются сотрудниками
органов федеральной службы безо пас
ности.

Сотрудником
органов федеральной службы безопасности
ФСБ России может быть гражданин Российской
Федерации, способный по своим личным и
деловым качествам, возрасту, образованию
и состоянию здоровья выполнять возложенные
на него обязанности.

Сотрудники
органов федеральной службы безопасности
в своей служебной деятельности
руководствуются федеральными законами
и не могут быть связаны решениями
политических партий, общественных
движений и общественных организаций.

Сотрудникам и гражданскому персоналу
органов федеральной службы безопасности
запрещается заниматься предпринимательской
деятельностью, а также оказывать
содействие физическим и юридическим
лицам в осуществлении такой деятельности.

Сотрудники органов федеральной службы
безопасности не вправе совмещать военную
службу с иной оплачиваемой деятельностью,
кроме занятий научной, преподавательской
и иной творческой деятельностью, если
она не препятствует исполнению служебных
обязанностей (за исключением случаев,
когда это вызвано служебной необходимостью).

Федеральная служба безопасности РФ: задачи, система органов, основные направления деятельности и полномочия

Деятельность ФСБ регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Система органов федеральной службы безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся (см. подробнее на сайте ФСБ):

  1. федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат);
  2. управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
  3. управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  4. управления (отделы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);
  5. другие управления (отделы) (другие органы безопасности);
  6. авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Читайте также:  Понятие и признаки банкротства - советы юриста

Принципы деятельности федеральной службы безопасности

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • гуманизм;
  • единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
  • конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

  1. контрразведывательная деятельность;
  2. борьба с терроризмом;
  3. борьба с преступностью;
  4. разведывательная деятельность;
  5. пограничная деятельность;
  6. обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

  • информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
  • добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  • осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления (административные правонарушения), дознание и предварительное следствие, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  • выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты;
  • разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну
  • проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами;
  • осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
  • участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
  • осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
  • участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;
  • поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
  • осуществлять профессиональное образование.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Законодательная база Российской Федерации

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.95 N 40-ФЗ «ОБ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава IV. Силы и средства органов федеральной службы безопасности

Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.

Численность военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности (без учета численности работников научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов федеральной службы безопасности) устанавливается Президентом Российской Федерации.

Численность военнослужащих и гражданского персонала научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов федеральной службы безопасности устанавливается Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

  • Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности на применение поощрений и наложение дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, а также на присвоение воинских званий, назначение и увольнение военнослужащих (за исключением военнослужащих, замещающих должности высших офицеров) устанавливаются Директором Федеральной службы безопасности Российский Федерации.
  • С военнослужащими органов федеральной службы безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
  • Обязанности, права и льготы гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяются законодательством Российской Федерации.
  • Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.

Сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).

Статья 17.

Правовая защита сотрудников органов федеральной службы безопасности

Сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

  1. Воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  2. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  3. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.
  4. Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Читайте также:  Глава V. Признание племенной продукции (материала) и ее бонитировка

Статья 18. Социальная защита сотрудников органов федеральной службы безопасности

  • Военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
  • Время выполнения сотрудниками органов федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  • Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности оклады по воинской должности и должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за службу (работу) в органах федеральной службы безопасности.

Военнослужащим органов федеральной службы безопасности, имеющим право на пенсию за выслугу лет и продолжающим военную службу, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере от 25 до 50 процентов размера пенсии, которая могла быть им начислена. Порядок и условия выплаты указанной надбавки определяются Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

  1. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а в сельской местности — на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения.
  2. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, при выполнении служебных обязанностей имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах.
  3. Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
  4. Военнослужащим органов федеральной службы безопасности телефоны по месту жительства устанавливаются в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления.
  5. Оказание медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности, членам семей военнослужащих, проходящих службу по контракту (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении), а также детям гражданского персонала в возрасте до 18 лет в военно-медицинских учреждениях органов федеральной службы безопасности осуществляется бесплатно.

Оказание медицинской помощи военнослужащим органов федеральной службы безопасности, в том числе обеспечение военнослужащих лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в учреждениях здравоохранения других министерств и ведомств, осуществляется за счет средств Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При этом средства, направляемые органами федеральной службы безопасности учреждениям здравоохранения иной ведомственной принадлежности за оказание медицинской помощи военнослужащим, исключаются из сумм, облагаемых налогами.

Время нахождения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается только при наличии неоспоримых данных о возможности восстановления способности к несению военной службы.

Права и льготы военнослужащих органов федеральной службы безопасности и членов их семей, предусмотренные частями девятой и десятой настоящей статьи, распространяются на граждан, которые уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет двадцать и более лет, а также на членов их семей.

Статья 19.

Лица, содействующие органам федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

  • Лица, оказывающие содействие органам федеральной службы безопасности, имеют право:
  • а) заключать контракт с органами федеральной службы безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;
  • б) получать от сотрудников органов федеральной службы безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;
  • в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;
  • г) получать вознаграждение;
  • д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности.
  • Лица, оказывающие содействие органам федеральной службы безопасности, обязаны:
  • а) соблюдать условия заключаемого с органами федеральной службы безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;
  • б) выполнять поручения органов федеральной службы безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;
  • в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;
  • г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности.
  • Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.
  • Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 20. Информационное обеспечение органов федеральной службы безопасности

  1. Для осуществления своей деятельности органы федеральной службы безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
  2. Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами федеральной службы безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц.
  3. Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, устанавливается нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Статья 21. Средства вооружения и оснащения органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности решением Правительства Российской Федерации, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

Продажа, передача, вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться в деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляются ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Финансовое и материально-техническое обеспечение

Финансирование органов федеральной службы безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение органов федеральной службы безопасности осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. Органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за землю с занимаемых ими земельных участков.

Органы федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.95 N 40-ФЗ «ОБ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ссылка на основную публикацию