Статья 11. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

В этой статье мы поговорим с вами о государственном учреждении, чье значение трудно переоценить. Ведь не все знают, что такое КДН. Исправим ситуацию, раскрыв буквосочетание, познакомившись с его значением, а также деятельностью, полномочиями данной организации.

Что такое КДН: расшифровка аббревиатуры

Начнем с буквосочетания. Расшифровка КДН — комиссия по делам несовершеннолетних. Нередко можно встретить сочетание КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Сокращенно организацию в окружении контекста называют просто комиссией.

Что такое КДН? Коллегиальный орган комплекса по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков до 18 дет. Данные системы создаются высшими органами исполнительной госвласти субъектов РФ, структурой местного самоуправления.

Теперь мы в курсе, что такое КДН в школе, расшифровки буквосочетания. Идем далее.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Обоснование создания организации

Цели учреждения КДН следующие:

  • Координация работы всей системы профилактики беспризорности и правонарушений подростков и детей.
  • Предотвращение детской преступности, беспризорности в среде несовершеннолетних.
  • Выявление и устранение причин, что могут привести к антиобщественному поведению детей и подростков.
  • Что такое КДН? Это и защита прав несовершеннолетних.
  • Социальная, педагогическая, психологическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудном жизненном положении.
  • Выявление и пресечение отдельных случаев вовлечения несовершеннолетних в преступный мир, антиобщественную деятельность.

Главные цели КДН

У КДН района, субъекта, города и всей федерации будут одни и те же основные задачи. Последних можно выделить три:

  1. Обеспечение защиты законных интересов и прав несовершеннолетних.
  2. Психолого-социальная педагогическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудной, опасной для несовершеннолетнего ситуации. Сюда же можно отнести случаи нелечебного детского употребления психотропных и наркотических препаратов.
  3. Выявление и пресечение случаев вовлечения детей и подростков в общественно опасную, преступную деятельность.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Задачи учреждения

Учет в КДН «трудных» подростков — далеко не единственная задача организации. К ним (задачам) можно отнести следующее:

  1. Меры по восстановлению и защите прав несовершеннолетних.
  2. Контроль за предоставлением детям и подросткам должных условий содержания, соцобеспечения, образования, охраны здоровья, воспитания.
  3. Меры по защите несовершеннолетних от насилия (физического, сексуального, психологического и проч.), вовлечения их в антисоциальную деятельность (бродяжничество, воровство, попрошайничество, распитие спиртного, прием одурманивающих, психотропных препаратов, наркотиков), а также от иных противоправных действий, что не относятся к преступлениям по УК и правонарушениям по КоАП.
  4. Работа по выявлению детей-беспризорников, родителей, опекунов и попечителей, должным образом не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, лиц, отрицательно влияющих на подростков. Вторая задача — учет в КДН таковых граждан.
  5. Выявление причин детской преступности, беспризорности, их анализ.
  6. Контроль за содержанием несовершеннолетних в учреждениях по профилактике детских преступлений и беспризорности.
  7. Рассмотрение материалов в отношении тех подростков, что не достигли возраста ответственности за совершенное правонарушение, преступление.
  8. Рассмотрение дел об аморальном, противоправном поведении ребенка или подростка, его антиобщественной деятельности.
  9. Административная юрисдикция как в отношении несовершеннолетнего гражданина, так и его родителей, законных представителей.
  10. Иные задачи, что подразумеваются для данного учреждения российским законодательством.

Система российских КДН

Разбирая, что такое КДН, рассмотрим состав системы данных учреждений в Российской Федерации:

  • Правительственная комиссия по делам подростков и детей, защите их законных прав.
  • Комиссии, что создаются по велению высшей государственной исполнительной власти субъектов федерации. Они призваны осуществлять свою деятельность в рамках данных регионов (региональные КДН).
  • Комиссии, что учреждаются системой местного самоуправления. Ведут свою деятельность в пределах какого-либо муниципалитета. Среди них выделяются районные в сельской местности, городские, районные в рамках одного города.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Состав КДН

Каждая из комиссий по делам несовершеннолетних любого из взятых уровней будет иметь схожую внутреннюю структуру:

  • Глава — председатель КДН.
  • Заместитель (или заместители, если комиссия масштабная) председателя.
  • Ответственный секретарь КДН.
  • Члены комиссии.

Что касается последней категории (членов КДН), то в их числе могут быть следующие лица:

  • Руководители (а также их замы) учреждений по профилактике преступлений в среде несовершеннолетних.
  • Представители муниципальных, государственных учреждений.
  • Граждане, непосредственно работающие с несовершеннолетними.
  • Представители религиозных конфессий.
  • Депутаты парламентских органов власти.
  • Иные заитересованные лица.

Законодательное регулирование деятельности

Все постановления КДН опираются на конкретные акты российского законодательства. Это следующее:

  • Конституция РФ.
  • Международные договоры, международные соглашения, что были ратифицированы Россией.
  • Федеральные, конституционные законы РФ.
  • Акты Правительства, российского Президента.
  • Положения по КДН и ЗП.
  • Региональные законы и акты.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Правомочия комиссии

Мероприятия КДН проводятся в рамках правомочий, которыми данная организация располагает:

  1. Запрашивать и получать безвозмездно от государственной власти, системы местного самоуправления, иных учреждений (различных правовых видов, форм собственности) данные, необходимые для работы.
  2. Приглашать профессионалов, должностных лиц и других граждан для получения информации, разъяснений по связанным с деятельностью вопросам.
  3. Выступать с инициативами в органах государственной власти, местного самоуправления и иных организациях — с теми вопросами, что затрагивают интересы и права детей и подростков.
  4. Привлекать к своей работе представителей местной, региональной, федеральной власти, специалистов организаций, иных заинтересованных граждан.
  5. Вести прием как несовершеннолетних, так и их законных представителей, родителей.
  6. Ставить перед уполномоченной организацией вопрос о привлечении к ответственности тех должностных лиц, кто проигнорировал постановления комиссии, не предпринял меры для выполнения предписаний учреждения.
  7. Так как на учете в КДН дети, то комиссия имеет право ходатайствовать перед судом в нескольких случаях. Это неприменение или смягчение наказания для несовершеннолетнего, привлечение его к иной мере ответственности, условное осуждение или досрочный выпуск ребенка из закрытого спецучреждения учебно-воспитательного плана.
  8. Ходатайство перед должностным составом воспитательной колонии об изменении условий наказания подростка, применении в его отношении мер поощрения, что предусмотрены Уголовно-исполнительным законодательством РФ.
  9. Применять установленные федеральным законом меры воздействия на ребенка или подростка, совершившего противоправное деяние.
  10. Исполнять в отношении родителей, опекунов или иных законных представителей несовершеннолетнего меры, предусмотренные законодательством за нарушение его прав и интересов.
  11. Прочие правомочия, нормируемые региональными и федеральными законодательными актами.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Основные направления работы комиссии

Работу комиссии можно разделить на два основных направления:

  1. Деятельность по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Это ведение учета несовершеннолетних в КДН (тех, кто отличился противоправным поведением), установление причин, что подтолкнули их на правонарушение и устранение данных причин.
  2. Работа с родителями или лицами, законно их замещающими. Выявление негативной роли взрослых в совершении ребенком преступления. Вынесение в отношении родителей и законных представителей мер, допускаемых законодательством, — лишение родительских прав, ограничение в дееспособности и проч.

Учет комиссии

Важно рассмотреть, кто из юных граждан может состоять на учете в комиссии по делам несовершеннолетних:

  • Подростки и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  • Несовершеннолетние, чьи законные представители, родители не обеспечивают детей должными условиями проживания, содержания, уровня воспитания.
  • Подростки, оставившие школу и не занятые в иной деятельности.
  • Несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи.

Также на учете в КДН состоят семьи, в которых выявлены неблагоприятные для воспитания детей условия.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Рассмотрение дел комиссией

Обязанность комиссии — рассмотрение следующих дел, касаемых несовершеннолетних:

  • Совершение ребенком до 14 лет общественно опасного поступка.
  • Совершение общественно опасного деяния подростком 14-16 лет.
  • Мелкое хулиганство, предпринятое ребенком до 14 лет.
  • Административные правонарушения, мелкие спекуляции, в которых замешаны граждане до 18 лет.
  • Антиобщественные поступки, совершенные несовершеннолетними.
  • Уклонение детей и подростков от учебы или работы.

Основания для рассмотрения дела КДН — протокол по каждому из нарушений. Предельный срок работы комиссии с ним — 15 дней. Основное количество материала поступает в КДН от инспекции по делам несовершеннолетних. Комиссия может передать какую-то часть своей работы товарищескому суду по месту учебы, работы подростка или ребенка.

КДН правомочна рассматривать дела, имеющие следующих адресантов:

  • Переданные ей в порядке, что предписывает ст. 8 и ст. 10 УПК.
  • От полицейских органов, структур общеобразовательного и профессионального образования.
  • От родительских комитетов, организаций при домоуправлениях.
  • По заявлениям от граждан.
  • По своей инициативе.

Вынесение наказания комиссией

Итогом работы с рассматриваемым делом КДН может выбрать следующее:

  • Обязательство несовершеннолетнего огласить публичное извинение.
  • Вынести ребенку предупреждение.
  • Объявить несовершеннолетнему выговор (или строгий выговор).
  • Если подросток старше 16 лет работает, имеет источник дохода, то на него комиссией может быть наложен штраф.
  • Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их законно заменяющих.
  • Направить ребенка или подростка в воспитательное спецучреждение (при совершении серьезного противообщественного деяния).

Одной из самых эффективных практик комиссии является помещение несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения.

Для профилактики антиобщественных деяний детей и подростков проводится и всеобъемлющая работа с их родителями, попечителями и опекунами. Здесь популярны следующие пути:

  • Общественное порицание. Публичное осуждение за невыполнение собственного родительского долга. Объявляется на заседании комиссии.
  • Наложение штрафа.
  • Ограничение в дееспособности. Применяется в отношении тех родителей, кто своим пристрастием к алкоголю, наркотикам ставит свою семью в сложное материальное положение.
  • Лишение родительских прав — крайняя мера воздействия. Применяется в отношении тех граждан, кто злоупотребляет своими правами родителя или уклоняется от обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию несовершеннолетнего.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Особенности работы комиссии

Как и любая другая организация, КДН имеет отличительные особенности своей деятельности:

  • Систематическое информирование о результатах своей работы общественных организаций и государственных органов власти.
  • Состав членов КДН обязательно постоянен. Недопустима замена одного из них иным гражданином.
  • В работе комиссии обязательно участие представителей государственной власти, так как полномочий общественности порой не хватает для полного решения насущных вопросов.
  • Все постановления КДН обладают юридической силой. И они обязательны к исполнению в указанные комиссией сроки.
  • Деятельность производится совместно с работой полиции, прокуратуры и судебной системы.

Комиссия по делам несовершеннолетних — одно из самых нужных учреждений в госсистеме. КДН не только ведет учет, определяет наказание для детей, подростков и их родителей, но и проводит всеобъемлющую работу по устранению причин антиобщественного поведения несовершеннолетних.

  • 10.04.2018
  • 0
  • Юридические тонкости
Читайте также:  Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Специалист семейного центра рассказала, что делать, если ребенка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних

Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.

Причины, по которым могут поставить на учет

«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.

Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.

Причины могут быть разные:

  • Статья 5.35 КоАП РФ. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка (штраф от 100 до 500 руб.). Часто это называют просто неисполнением родительских обязанностей. Например, несовершеннолетнему запрещено находиться на улице ночью: в большинстве регионов несовершеннолетним в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетним в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.
  • Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Взрослые вовлекают несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ. Если эти же действия совершают родители или законные представители, им также грозит административный штраф.
  • Статья 20.20 КоАП РФ. Дети употребляют алкоголь в запрещенных местах либо наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах.
  • Статья 20.22 КоАП РФ. Дети до 16 лет появляются в состоянии опьянения или распивают пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в общественных местах.

Вызов в КДН — это страшно?

Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.

Какие последствия

Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.

Что мне, как родителю, делать на заседании

Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).

Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.

Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке.

Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел.

Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном.

Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.

Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.

Источник

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел | РВС

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление.

Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя.

Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

  • Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
  • Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
  • Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
  • На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
  • Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
  • Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
  • Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
  • В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
  • Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь.

Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.

Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса.

И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства.

Читайте также:  Статья 13. Защита права граждан на получение информации

Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают.

Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Алексей Мазуров, РВС

Комиссия по делам несовершеннолетних. Как защитить своих детей? На полуострове Крым

На комиссию по делам несовершеннолетних могут вызвать по двум причинам – или ваш ребенок где-то попался за нарушением закона, или же к вам, как к родителям, есть претензии. В своей статье я хочу поговорить о втором случае, т.е. когда решается вопрос о том, насколько хорошо родители выполняют свои родительские обязанности.

Почему я пишу «защитить своих детей»? Просто потому, что родители, которым их дети безразличны, читать эту статью не будут. А раз вам не безразличны ваши дети, то им лучше в родной семье, чем идти по длинному пути своего детства из рук в руки, из приюта в приюта.

Могут ли привлечь по ст. 5.35 военнослужащих?

Статья 2.5 «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» гласит, что указанные лица могут быть привлечены по ст. 5.35, 6.10, 20.20 и 20.22 только к дисциплинарной ответственности.

Причины для вызова на КДН.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях:

Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (штраф от 100 до 500 руб). Часто в народе ее называют просто «неисполнение родительских обязанностей».

Сюда же относится рассмотрение дел о нарушении Закона РК-63 о безнадзорности, точнее местных законов, которые были разработаны для профилактики безнадзорности.

В частности, запрещено нахождение несовершеннолетних на улице ночью (в большинстве регионов, несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов;  несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия – с 22 часов до 6 часов.). 

Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ.

Статья 20.20 КоАП РФ. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

Статья 20.22 КоАП РФ Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних (до 16 лет), а равно, распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Как вести себя при составлении Протокола?

Большая часть дел об административном правонарушении начинается с Протокола. В протоколе вам надо будет расписаться в нескольких местах:

  • о том, что вам разъяснены ваши права. Очень желательно, чтобы данное разъяснение было запечатлено на диктофон в телефоне или на диктофон. Если какое-то из прав вам не понятно, то смело просите уточнить его и объяснить понятнее. (ст. 28.2 ч 3 КоАП РФ)
  • о том, что вы получили копию Протокола. Копию возьмите обязательно! Проверьте, чтобы дата стояла правильная. Копия вам будет нужна для того, чтобы разработать схему защиты себя, чтобы проверить правильность составления Протокола. Часто бывают случаи, когда Протокол дописывается и шлифуется уже впоследствии. (ст. 28.2 ч 6 КоАП РФ)
  • и под самим Протоколом. Если вы не согласны с написанным в Протоколе, так и напишите чуть выше своей подписи: «с содержанием протокола не согласна»

Вы не обязаны давать разъяснения по делу в момент составления протокола. Время от составления протокола до рассмотрения дела используйте для того, чтобы ознакомится с законодательной практикой по вашему делу, найти защитника, отработать тактику защиты.

Как вести себя на комиссии по делам несовершеннолетних.

Очень важно знать, что все, что происходит на КДН можно записывать на диктофон, либо телефон с аудиозаписью (ст. 24.

3 ч 3 КоАП РФ), можно привести с собой защитника с юридическим образованием или без (ст. 25.

1 ч 1 КоАП РФ), и все документы и справки, предоставляемые для своей защиты, обязательно ксерокопируйте, не стесняйтесь требовать расписаться на ваших экземплярах своих заявлений, отводов!

Вы можете писать письменное ходатайство в КДНиЗП с просьбой допросить свидетеля или принять к рассмотрению доказательства.

Если среди членов комиссии есть лицо, которое относится к вам предвзято, то вы имеете право письменно  заявить отвод – т.е. письменно попросить, чтобы данное лицо удалили из состава комиссии.

Вы имеете полное право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 ч. 1 Конституции РФ). Вы не обязаны ни в чем признаваться. В России в административном праве действует Презумпция невиновности (ст. 1.

5 КоАП РФ), а потому, это их задача доказывать вашу виновность. Вы можете лишь защищать себя, предоставлять доказательства своей невиновности.

Помните, все, что вы скажете может быть использовано против вас, поэтому говорите только по существу, раскрывая как можно информации, о которой не спрашивают.

Помните, что доказательства, добытые с нарушением закона не могут учитываться (ст. 26.2 ч. 3 КоАП РФ), поэтому внимательно анализируйте все используемые против вас доказательства.

Помните, что существует такая статья, как ст. 2.7 КоАП РФ Крайняя необходимость.

В ней говорится о том, что если потенциальная угроза опаснее, чем действия, которые вы применили для их предотвращения, то это не является административным правонарушением.

Эта статья сможет вас защитить, если вдруг вас обвинят в том, что вы лишили ребенка компьютера или телевизора, отшлепали ребенка за то, что он чуть не разнес магазин и т.п.

Срок давности по административному правонарушению – 2 месяца. И позже этого срока привлечь вас к ответственности не имеют права (ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ).

Также следует знать, что законодательством не предусмотрена ответственность за бардак, грязь и запах в доме. Именно об этом пишут во всех актах осмотра жилища тех семей, против которых решили действовать представители «защитников» детей.

Если вас в чем-то обвиняют, то обязаны указать ссылки на конкретные статьи закона, нормативные документы, которые вы нарушили. Формулировка, что вас обвиняют по ст. 5.35 КоАП РФ не достаточна, т.к.

эта статья ссылается на ряд других статей семейного кодекса:

  • Ст. 80 СК РФ. Если вы не обеспечиваете содержание своих детей. Тем не менее, если ситуация нехватки денег вызвана уважительными причинами, то наказывать вас не имеют права. Например, если вас уволили, но вы ищете новое место работы, если имеются проблемы со здоровьем.
  • Ст. 63 СК РФ. Если родители не воспитывают и не обеспечивают получение образования своих детей. Очень любят придираться к семьям, в которых дети на семейном образовании – это незаконно, т.к. это законом установленная форма получения образования. Главное, не забудьте в срок сообщить о выбранной вами форме образования органы управления образованием.
  • Могут обвинять вас, что вы не обеспечиваете ребенка необходимым медицинским обслуживанием. Но, например, отказ от прививок и ряда медицинских вмешательств (не забудьте, что отказ должен быть письменно оформлен и аргументирован) – это право ваше, закрепленное законодательством. И всегда помните, что в некоторых случаях отказ от медицинского вмешательства может стать причиной смерти или инвалидности ребенка (впрочем, как и согласие). Подумайте, сможете ли вы смирится, если с вашим ребенком случится что-то плохое из-за вашего отказа (например, если вы отказались от переливания крови).
  • Кроме того, есть ряд статей о нарушениях несовершеннолетних, по которым привлекают и родителей по ст. 5.35 КоАП РФ. Например, в Крыму нельзя детям до 7 лет находится в общественных местах без родителей или родственников, нельзя несовершеннолетним находится на улице в комендантский час ночью (Закон РК № 63).

Кроме обвинительного приговора, законом предусмотрено и помилование в виде ст. 2.

9 КоАП РФ Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В таком случае в постановлении делается запись «Освободить …..

(Фамилия, Имя, Отчество)  от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ч.1 ст. 29.9.)». 

Обжалование постановления КДН.

После вынесения обвинительного протокола, у вас будет 10 дней до того, как оно вступит в силу, для того, чтобы его обжаловать в суде.

Читайте также:  Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

Исключение – уважительная причина, по которой вы не могли сделать этого раньше – например, болезнь, подтвержденная документально. Пошлиной такое обжалование не облагается, затраты могут возникнуть только на услуги адвоката.

Суд не может принять решение хуже того, что было, а вот оправдать вас может. И такие случаи происходят. Так что рискнуть стоит.

Одновременно с иском в суд можно подать заявление в Прокуратуру с указанием, какие нарушения были допущены (с ссылками на статьи) и со ссылкой на ст. 30.10 КоАП РФ, которая гласит, что у прокурора есть право заявить протест на Постановление КДН, если в ходе дела были допущены некие нарушения.

Если же вы все-таки пропустили срок обжалования, то вам придется исполнить предписание КДН, оплатить штраф, но вы можете обжаловать постановление «в порядке надзора». Только суд теперь уже будет не местный, а надзорной инстанции (Верховный Суд Республики Крым).

Помните, что если дело дойдет до изъятия вашего ребенка органами опеки, то первым делом необходимо попасть на прием или написать письмо Уполномоченному по делам детей (детскому омбудсмену).

В Крыму эту должность занимает Ирина Клюева. Подробную информацию смотрите на сайте Уполномомченного по ссылке. Почтовый адрес и прочие контактные данные по ссылке.

Помните, что все важные письма должны тправляться с уведомлением о получении! Уведомление сохраняйте.

Презентация на тему Привлечение родителей к административной ответственности КДН и видеопример.

Очень подроно разъясняются многие вопросы по рассмотрению дел на КДН на сайте комиссии по делам несовершеннолетних Костромской области http://kdn.adm44.ru/faq/index.aspx.

Видео о том, как одной маме удалось отстоять и вернуть своего ребенка несмотря на жесткое сопротивление со стороны приюта.

Подростки и административная ответственность

Если вдруг задержаны подростки…

С 16 лет подростка могут привлечь к административной ответственности. Подростка, совершившего административное правонарушение, могут задержать и доставить в отделение полиции (ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ). О задержании подростка полицейские должны сразу сообщить его родителям или законным представителям.

В отделе полиции сотрудники полиции могут предложить подростку пройти дактилоскопирование («откатать пальцы») и фотографирование. Подросток имеет право отказаться от этой процедуры. Но есть исключения.

Административное дело подростка ведет Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Когда материал по делу собран, комиссия передает его в суд для рассмотрения. Решение о наказании принимает суд, а не КДН.

После задержания должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Без протокола подросток не может быть привлечен к административной ответственности. Иные документы — справки инспекторов ПДН, информационные сообщения из милиции, из школы и т. п., — не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Чаще всего протокол составляют сотрудники полиции, но по закону это могут быть и другие службы (часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протокол должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения.

Двое суток может быть дано на то, чтобы выяснить дополнительные обстоятельства дела (например, размер причиненного ущерба, получение каких-то справок, с помощью которых может быть смягчено наказание) либо собрать информацию о нарушителе (например, при отсутствии документов при несовершеннолетнем, а также сведения о предыдущих правонарушениях). Но в том случае, если необходимость в дополнительной информации действительно имеется.

В протоколе или прилагаемых к нему документах должен быть указан повод для возбуждения административного дела. Если повод не указан, то КДН должна вынести определение о возврате этого материала полиции (должностному лицу) и не рассматривать дело (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, ст. 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ).

В течение суток с момента составления протокола полиция передает его вместе с другими материалами дела в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Если КДН вернула материалы полиции, то дается 3 суток на устранение недостатков. Трое суток отсчитывается с того дня, когда полиция получила материалы обратно (статья 28.8 КоАП РФ).

Полиция устранила недостатки и должна в течение суток возвратить протокол в КДН (ч. 3 ст.28.8 КоАП РФ).

Что делать при составлении протокола в полиции

  1. Поставьте подпись, что вам разъяснили права и обязанности, только если это действительно было сделано. Вам должны быть реально разъяснены права и обязанности. Только после этого можно поставить подпись в соответствующей графе протокола.

    Если права и обязанности вам не разъяснили, то не ставьте своей подписи в этой графе.

  2. Внимательно прочитайте протокол. Важно, чтобы обстоятельства правонарушения отражали реальную ситуацию.
  3. Добавьте свои объяснения.

    Если обстоятельства дела указаны, на ваш взгляд, неправильно или недостаточно подробно, изложите свою версию событий в графе «Объяснения лица». Укажите все факты, которые вы считаете значимыми: не пустили адвоката, задержали в другое время, не разрешили взять у родителей лекарства и т. д.

      Если вам не хватит места в этой графе, попросите лист бумаги и изложите на нем свою версию событий, все значимые обстоятельства. В протоколе сделайте запись, что объяснения изложены на дополнительном листе и распишитесь. Доплист с объяснениями тоже подпишите.

    Если лист бумаги отказываются выдавать, сделайте запись в протоколе об этом и распишитесь. Вы можете не давать объяснений, указав, что с протоколом не согласны, объяснения будете давать при рассмотрении дела. Но мы рекомендуем в протоколе все-таки свою версию событий изложить. На суде это будет сделать намного сложнее.

  4. Попросите выдать копию протокола. Если вам отказываются вручать копию, сделайте запись в протоколе, что копию выдать отказались и распишитесь под этой записью.
  5. Подпишите протокол. Весь протокол нужно подписывать только после того, как вам будет вручена копия протокола.

Рассмотрение дела КДН

Что нужно знать о рассмотрении дела комиссией по делам несовершеннолетних:

  1. КДН обязана рассмотреть дело в течение 15 дней с момента получения материалов из полиции. Этот срок могут продлить до одного месяца.

    Это случится, если будут заявлены ходатайства (например, сделать запрос, получить дополнительные справки, которые вы считаете нужными, но сами не можете получить) или нужно будет дополнительно выяснять обстоятельства дела.

  2. При подготовке к рассмотрению дела в обязательном порядке должны уведомить несовершеннолетнего, его родителей/законных представителей, а также защитника, если о нем уже имеются сведения в деле.
  3. Присутствие несовершеннолетнего и его родителей при рассмотрении дела обязательно.

    Если несовершеннолетний и/или его родители/законные представители не могут участвовать в рассмотрении дела (командировка, болезнь и т. д.), то необходимо направить в КДН ходатайство с просьбой отложить рассмотрение на другой день и время. В этом ходатайстве нужно указать причины неявки и приложить подтверждающие документы (ст.

     34 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних).

  4. Подростка, его законных представителей и свидетелей могут доставлять на заседания КДН принудительно. Комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить определение о приводе подростка и его родителей. Привод будут исполнять органы внутренних дел.

    Привод может касаться подростков, родителей и свидетелей по делу.

  5. Защищать интересы вместо адвоката могут родители/законные представители.КДН не вправе отказать в присутствии адвоката или иного лица, имеющего доверенность на представление интересов.

  6. Если подросток совершил правонарушение в 17 лет, а когда КДН стала рассматривать его дело ему уже исполнилось 18 лет. В этом случае комиссия обязана направить материалы дела тому органу (должностному лицу), который по закону должен рассматривать такие правонарушения. Например, в полицию.
  7. Обо всех делах, связанных с несовершеннолетними, КДН в обязательном порядке должна сообщить прокурору.

Какие решения принимает комиссия по делам несовершеннолетних

(часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ)

КДН не может назначать наказания по тем статьям КоАП, которые отнесены к исключительной компетенции судей. Комиссия рассматривает такие дела и передает их в суд.

Решения КДН принимается в форме постановления. Копия постановления вручается подростку сразу при рассмотрении под расписку или может высылаться по почте в трехдневный срок.

В постановление КДН будет одно из следующих решений:

    • передать дело в суд, иные органы по подведомственности;
    • применить меры воздействия (штраф, предупреждение, направление в спецучреждение и т. п.);
    • прекратить дело;
    • отложить рассмотрение дела;
    • принять меры по устройству несовершеннолетнего.

КДН может оштрафовать подростка в качестве меры воздействий. Но только в том случае, если несовершеннолетнему 16 лет и у него есть самостоятельный заработок.

КДН может освободить подростка от административной ответственности и одновременно с этим применить к нему другие меры. Это может быть предупреждение, выговор, направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение и т. д. Должны учитываться обстоятельства дела и личностные характеристики подростка.

КДН может также наказать родителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Закон не разрешает привлекать к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, нацгвардейцев, сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарной системы, налоговой полиции, таможни и др. Для них предусмотрена дисциплинарная ответственность (ст. 2.5 КоАП РФ).

Судебное рассмотрение

  • Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются в суде по месту жительства подростка.
  • Даже если статья, которая вменяется, предполагает, что рассмотрение должно быть в суде по месту самого события — правонарушения, — в случае подростка требуйте рассмотрения там, где вы живете.
  • Если подросток является бездомным или иностранным гражданином без регистрации, то на практике такие дела рассматриваются по месту фактического жительства, месту учебы.

Обжалование постановлений КДН

Вы можете подать жалобу на постановление КДН в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если постановление КДН вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Справка: дактилоскопирование и фотографирование

  1. Дактилоскопирование — это фиксация особенностей строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней человека, позволяющие установить его личность.

  2. Дактилоскопирование до постановления суда о признании вас виновным в административном правонарушении и применении в отношении вас санкции в виде административного ареста в большинстве случаев проводится добровольно, то есть только при наличии вашего согласия.

  3. Принудительно до указанного судебного постановления она может быть проведена в случаях, если вы:
  • Задержаны, и установить Вашу личность иным способом невозможно (например, отсутствуют документы, удостоверяющие вашу личность);
  • Задержаны по подозрению в совершении преступления;
  • Подвергнуты административному аресту (назначается только решением суда);
  • Являетесь иностранным гражданином или лицом без гражданства и незаконно находитесь на территории России;
  • Являетесь иностранным гражданином и у Вас имеется разрешение на временное проживание.

Следует иметь в виду, что дактилоскопирование осуществляется (не только, но в том числе) с помощью валика и типографской краски.

Если постановлением суда Вы были признаны виновным и подверглись административному аресту — дактилоскопирование проводится без Вашего согласия.

Фотографирование

Полиция может фотографировать гражданина, но только по тем же основаниям, что и дактилоскопировать. В остальных случаях — нет.

Сам факт доставления гражданина в органы внутренних дел не является основанием для его фотографирования. Фотографирование как до суда, так и после вынесения судебного постановления, может производиться только при наличии вашего согласия.

Наличие при себе документа, удостоверяющего личность, позволяет отсечь основание фотографирования.

Источник: Фонд «Общественный вердикт«

Ссылка на основную публикацию