Статья 10. государственная экологическая экспертиза

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая 2019 года № СР-04-05-32/14600 «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направила разъяснения по вопросу необходимости прохождения государственной экологической экспертизы (далее также – ГЭЭ) проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к I категории.

В письме сообщается, что с 1  января 2019 года вступил в силу подпункт 7.

5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе»), согласно которому ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории.

Так, к объектам I категории могут быть отнесены только объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС).

Понятие объекта НВОС определено статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Росприроднадзор отметил, что существуют два альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих для отнесения к объекту НВОС):

  • единое назначение;
  • неразрывная физическая или технологическая связанность.

Следовательно, если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит экспертизе.

Росприроднадзор также отметил, что положения подпункта 7.

5 статьи 11 ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

  • Если в проектную документацию объекта капитального строительства, являющегося составной частью объекта либо самостоятельным объектом I категории, внесены изменения, влекущие представление такой проектной документации на экспертизу с целью повторной оценки в объеме указанной экспертизы после 1 января 2019 года, такая проектная документация является объектом ГЭЭ федерального уровня.
  • Таким образом, Росприроднадзор указал, что в случае, если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит государственной экологической экспертизе.
  • При этом в случае, если в проектную документацию объекта капитального строительства, являющегося составной частью объекта либо самостоятельным объектом I категории, внесены изменения, влекущие представление такой проектной документации на повторную экспертизу после 1 января 2019 года, такая проектная документация является объектом ГЭЭ федерального уровня.

Статья 10. Государственная экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальные органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ статья 11 настоящего Закона дополнена подпунктом 7.1. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 11 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 5 января 2005 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

  • Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
  • Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
  • 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • 3) проекты соглашений о разделе продукции;
  1. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ подпункт 4 статьи 11 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
  2. 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  3. 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  4. 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  5. 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  6. 7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Читайте также:  Статья 5. Обязанности клиента

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 7.2

  • 7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;
  • 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
  • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ статья 12 настоящего Закона дополнена подпунктом 4.1. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 12 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона будут внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. (см. текст изменения).

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 5 января 2005 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 10. Государственная экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая
экспертиза организуется и
проводится федеральным
органом исполнительной власти в
области экологической экспертизы в
порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза
проводится на федеральном и
региональном уровнях.

2. Федеральный орган исполнительной
власти в области экологической экспертизы
и его территориальные органы имеют
исключительное право на проведение
государственной экологической экспертизы.

Федеральным
законом от 16 мая 2008 г.

75-ФЗ
статья
11 настоящего Закона дополнена подпунктом
7.1. Изменение вступает в силу по истечении
10 дней со дня официального опубликования
Федерального закона

75-ФЗ

Федеральным
законом
от
18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 11 настоящего
Закона изложена в новой редакции,
вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным
законом
от
4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в статью 11 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу со дня официального
опубликования указанного Федерального
закона

Федеральным
законом
от
21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в статью 11 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 5 января 2005 г.

Федеральным
законом
от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 11 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

  • Объектами государственной экологической
    экспертизы федерального уровня являются:
  • 1) проекты нормативно-технических и
    инструктивно-методических документов
    в области охраны окружающей среды,
    утверждаемых органами государственной
    власти Российской Федерации;
  • 2) проекты федеральных целевых программ,
    предусматривающих строительство и
    эксплуатацию объектов хозяйственной
    деятельности, оказывающих воздействие
    на окружающую среду, в части размещения
    таких объектов с учетом режима охраны
    природных объектов;
  • 3) проекты соглашений о разделе продукции;
  • Федеральным
    законом
    от
    30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ подпункт 4 статьи
    11 настоящего Федерального закона изложен
    в новой редакции
  • 4) материалы обоснования
    лицензий на осуществление отдельных
    видов деятельности, которые оказывают
    негативное воздействие на окружающую
    среду и лицензирование которых
    осуществляется в соответствии с
    Федеральным законом от 8 августа 2001
    года 
    128-ФЗ
     «О
    лицензировании отдельных видов
    деятельности» (далее — Федеральный
    закон «О лицензировании отдельных
    видов деятельности») (за исключением
    материалов обоснования лицензий на
    осуществление деятельности по сбору,
    использованию, обезвреживанию,
    транспортированию, размещению отходов)
    и законодательством в области использования
    атомной энергии федеральными органами
    исполнительной власти;
  • 5) проекты технической документации на
    новые технику, технологию, использование
    которых может оказать воздействие на
    окружающую среду, а также технической
    документации на новые вещества, которые
    могут поступать в природную среду;
  • 6) материалы комплексного экологического
    обследования участков территорий,
    обосновывающие придание этим территориям
    правового статуса особо охраняемых
    природных территорий федерального
    значения, зоны экологического бедствия
    или зоны чрезвычайной экологической
    ситуации;
  • 7) объекты государственной
    экологической экспертизы, указанные в
    Федеральном законе от 30 ноября 1995 года 
    187-ФЗ
     «О
    континентальном шельфе Российской
    Федерации», Федеральном законе от 17
    декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной
    экономической зоне Российской Федерации»,
    Федеральном законе от 31 июля 1998 года №
    155-ФЗ «О внутренних морских водах,
    территориальном море и прилежащей зоне
    Российской Федерации»;
  • 7.1) проектная документация объектов,
    строительство, реконструкцию, капитальный
    ремонт которых предполагается осуществлять
    на землях особо охраняемых природных
    территорий федерального значения, а
    также проектная документация особо
    опасных, технически сложных и уникальных
    объектов, объектов обороны и безопасности,
    строительство, реконструкцию, капитальный
    ремонт которых предполагается осуществлять
    на землях особо охраняемых природных
    территорий регионального и местного
    значения, в случаях, если строительство,
    реконструкция, капитальный ремонт таких
    объектов на землях особо охраняемых
    природных территорий допускаются
    законодательством Российской Федерации
    и законодательством субъектов Российской
    Федерации;
Читайте также:  Статья 26. оказание юридической помощи гражданам российской федерации бесплатно

Федеральным
законом
от
30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ статья 11 настоящего
Федерального закона дополнена подпунктом
7.2

  1. 7.2) проектная документация объектов,
    связанных с размещением и обезвреживанием
    отходов I-V класса опасности;
  2. 8) объект государственной экологической
    экспертизы, указанный в настоящей статье
    и ранее получивший положительное
    заключение государственной экологической
    экспертизы, в случае:
  3. доработки такого объекта по замечаниям
    проведенной ранее государственной
    экологической экспертизы;
  4. реализации такого объекта с отступлениями
    от документации, получившей положительное
    заключение государственной экологической
    экспертизы, и (или) в случае внесения
    изменений в указанную документацию;
  5. истечения срока действия положительного
    заключения государственной экологической
    экспертизы;
  6. внесения изменений в документацию,
    получившую положительное заключение
    государственной экологической экспертизы.

Федеральным
законом от 16 мая 2008 г.

75-ФЗ
статья
12 настоящего Закона дополнена подпунктом
4.1. Изменение вступает в силу по истечении
10 дней со дня официального опубликования
Федерального закона

75-ФЗ

Федеральным
законом
от
18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 12 настоящего
Закона изложена в новой редакции,
вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным
законом
от
4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в статью 12 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу со дня официального
опубликования указанного Федерального
закона

Федеральным
законом
от
31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ в статью 12 настоящего
Федерального закона будут внесены
изменения, вступающие в силу с 1 января
2007 г. (см. текст изменения).

Федеральным
законом
от
21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в статью 12 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 5 января 2005 г.

Федеральным
законом
от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 12 настоящего
Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января
2005
г.

О государственной экологической экспертизе

  • Письмо Минстроя России от 15 мая 2019 года № 08−05−1/6888-НБ «О государственной экологической экспертизе»
  • Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (далее — ФАУ «Главгосэкспертиза России») в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу о необходимости предоставления в составе проектной документации, представляемой повторно на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  • В письме отмечено, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации‚ в числе прочего, требованиям в области охраны окружающей среды, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

— Реклама —

При этом при проведении государственной экспертизы проектной документации (в том числе и повторной), в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» отметило, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145) (далее — Положение № 145), для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации‚ представляются, в том числе, положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, а также проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (зa исключением случаев, когда заявитель на государственную экспертизу представляет проектную документацию, разработанную в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, согласно абзацу 11 подпункта «6» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87), раздел «Пояснительная записка» проектной документации должен содержать, в числе прочего, иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.

На основании изложенного, ФАУ «Главгосэкспертиза России» указало, что отсутствие в составе документов, представляемых на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении объектов, не указанных в подпункте «3» пункта 13 Положения № 145, не является основанием для отказа в её принятии на рассмотрение.

При этом в отношении объектов государственной экологической экспертизы, являющихся объектами государственной экспертизы проектной документации‚ не указанными в указанной выше норме, положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть представлено до окончания государственной экспертизы.

Представление указанного заключения является основанием для применения положения пункта 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при проведении государственной экспертизы проектной документации‚ в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза России» указало, что отсутствие в составе документов, представляемых на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении объектов, не указанных в подпункте «3» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145), не является основанием для отказа в принятии документов на рассмотрение.

При этом положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть представлено до окончания государственной экспертизы.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия

Экологическая экспертиза: как снизить риски?

С 1 января 2018 года вступят в силу новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, меняющие процедуру Государственной экологической экспертизы. О перспективах, связанных с нововведениями, корреспонденту журнала «Экология производства» рассказала заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова.

– Светлана Петровна, в своём докладе на I Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» Вы затронули ряд важных аспектов проведения экологической экспертизы, о которых необходимо знать нашим читателям. Прокомментируйте, пожалуйста, изменения в нормативно- правовой базе, к которым должны быть готовы проектировщики и заказчики проектов строительства и реконструкции предприятий.

– Поправки положений градостроительного кодекса, вступающие в силу с 1 января 2018 г., повлекут за собой серьёзные изменения в части оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям, проводимой в рамках комплексной государственной экспертизы.

Вне сферы внимания наших специалистов окажутся все особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства и реконструкции: предприятия нефте- и газодобычи, металлургии, горно-обогатительные комбинаты и т.д. Как эксперт от строительной отрасли, могу сказать, что заказчики будут нести огромные риски.

Читайте также:  Статья 12. достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

Причина в том, что, начиная с 2018 года, Главгосэкспертиза не будет заниматься оценкой соответствия проектной документации экологическим требованиям. Иными словами, экологическая составляющая будет оцениваться экспертами в отрыве от технических решений.

И, если в ходе процедуры государственной экспертизы разработчикам придется вносить в проект изменения, они будут обязаны повторно проходить экологическую экспертизу. Как следствие, процесс согласования проектной документации усложнится, сроки осуществления проектов растянутся.

Мы считаем, что необходимо развивать другую законодательную инициативу, – о совмещении обоснования инвестиций проектов с их стратегической экологической оценкой, в которой заинтересованно Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесёт большую пользу.

Минстрой России также поддерживает введение стадии обоснования инвестиций. Я надеюсь на объединение усилий наших ведомств в этом вопросе. Мы хорошо знаем корни проблемы.

Дело в том, что в момент поступления проекта на экологическую экспертизу заказчик уже определил, где будет развиваться новое производство, располагает всеми материалами по обоснованию строительства и представляет экспертам акты выбора и прочую документацию.

Проведены инженерные изыскания, вложены огромные средства в отведённый земельный участок, иногда даже начаты подготовительные работы к строительству. Но в ходе экологической экспертизы выясняется, что строить объект в выбранной местности нельзя.

Для заказчиков это – шок, они очень тяжело воспринимают неожиданное и непреодолимое препятствие осуществлению проекта. Подобная ситуация не выгодна инвестору, не отвечает задачам государства. Вот почему было бы рационально предлагать варианты размещения объекта строительства на ранних стадиях проектирования.

Тогда возникающие на осваиваемых территориях ограничения можно выявлять заранее, с учётом специфики нового производства, вместо того, чтобы латать прорехи в проектах, разработанных без учета существующих реалий. И заказчик избежал бы избыточных денежных вложений, требуемых для снижения негативного влияния объекта на окружающую среду, в особенности при его размещении по соседству с особо уязвимыми природными территориями.

– В чем коренные причины неудовлетворительного качества проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и конкретно разделов, связанных с охраной окружающей среды? Как заказчики могут застраховаться от подобных рисков?

– Прежде всего, необходимо разрабатывать проектную документацию более высокого качества, основанную на достоверных результатах инженерно-экологических изысканий. С сожалением отмечу не всегда высокий уровень специалистов, разрабатывающих и обосновывающих технические решения в области охраны окружающей среды.

Есть и другая причина: сложилась печальная традиция отодвигать проблемы охраны окружающей среды на второй план при проектировании объекта капитального строительства и реконструкции. Я с этим не согласна. Напротив, экологические вопросы должны стать приоритетными и финансироваться не по остаточному принципу.

Повторюсь, многих неожиданностей можно избежать на стадии обоснования инвестиций. Почему-то заказчики думают: если конструктив мы сделаем хорошо, то природоохранные вопросы как-нибудь сами решатся.

Но решения, позволяющие предотвратить воздействие на компоненты окружающей среды, не находятся автоматически во время строительства и эксплуатации объекта – об этом нужно позаботиться заранее.

И если бы не уполномоченные в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности органы множество проектов было бы реализовано с максимальным негативным воздействием на природу, если не сказать губительным. Работа нашей экспертизы помогла избежать большого числа таких аварий, которые могли привести к социально-значимым последствиям. По расчетным данным, предотвращено около 20% чрезвычайных ситуаций. Если снять этот барьер, начнётся активная реализация проектов, опасных для окружающей среды и человека.

– Насколько часто при проведении экспертизы выявляется искажение исходных данных, представляемых заказчиком?

– Опыт работы Главгосэкспертизы России показал, что количество отрицательных заключений колеблется, в среднем, от 15 до 25 % от числа рассматриваемых проектов. Причём наивысший показатель приходится на сметную документацию. Основная причина в неполноте разработки этого раздела.

Но и других поводов вынести отрицательное заключение довольно много. В частности, фальсификация исходных данных. В основном, искажают сведения по ограничениям природопользования на осваиваемой территории.

Например, как можно определить, есть ли на намечаемой территории зоны санитарной охраны источника водоснабжения? Для этого мы рекомендуем заявителю заранее обратиться в уполномоченный орган и получить нужную информацию, а затем включить её в пакет исходных данных, сдаваемых на экспертизу.

Из каких-то побуждений заявитель игнорирует наше замечание, либо приносит самодельный документ. Особенно часто встречается фальсификация результатов инженерно-экологических изысканий. Причины разные, результаты всегда плачевные.

Для пресечения подобных ситуаций наши специалисты связываются напрямую с уполномоченными органами или аналитическими лабораториями, протоколы которых представлены заказчиком. Нередко выясняется, что заявители в этих лабораториях анализов, скажем почвенных проб, не заказывали или заказывали давно и совсем по другому объекту проектирования.

Часто мы видим фальсифицированные письма, полученные, якобы, из Роспотребнадзора или Федерального агентства по рыболовству. У Главгосэкспертизы в лице Управления экологической экспертизы накоплен богатый опыт выявления подобных фактов. И фальсификации мы не пропустим. Заявители должны понимать опасность получения отрицательного заключения по таким поводам.

– Если выдано отрицательное заключение, каков алгоритм дальнейших действий проектировщика (заказчика) для получения в дальнейшем положительного заключения на проектную документацию?

– Для того, чтобы вновь пройти государственную экспертизу, согласно положениям Градостроительного кодекса, необходимо доработать проектную документацию и повторно подать документы, при этом возможно неограниченное число обращений. Надо сказать, что по замечаниям в области мероприятий по охране окружающей среды на доработку отправляется около 25 % всей проектной документации.

При повторном рассмотрении проекта мы проверяем, устранены ли отмеченные экспертом ошибки. Одновременно могут быть сделаны и новые замечания, связанные с тем, что внесенные в проектную документацию изменения затронули также части проекта, получившие ранее положительное заключение.

Все замечания должны быть учтены разработчиком – лишь в этом случае проект получит положительное заключение.

Бывает, что положительное заключение на проект выдается с первого раза. Иногда приходится дорабатывать определенные моменты, и положительное заключение заказчики получают со второго раза.

Есть в нашей практике случаи, когда работа над документацией длится годами.

Например, экспертиза одного из объектов гражданского строительства проводилась 4 раза и все идет к тому, что эту же документацию мы увидим и в пятый раз.

– В начале 2016 года в интервью нашему журналу Вы отметили, что проектировщикам будет сложно выполнить требования законодательства о применении наилучших доступных технологий, особенно в отношении действующих объектов, поскольку работа над справочниками НДТ не завершена. Есть ли развитие в этом вопросе?

Ссылка на основную публикацию