Раздел VII. Полномочия пограничных органов, вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Информация о материале юрист Алексей Новоточин Категория: Пограничные войска (погранвойска) Опубликовано: 30 марта 2021 Просмотров: 397

Государственная граница – священное для каждого государства понятие.

Целостности и нерушимости границ уделяется пристальное внимание всеми странами, способными обеспечить охрану рубежей, определенных на местности и закрепленных двусторонними или международными договорами.

В России внимание охране границ начало уделяться в самые первые годы зарождения государственности. На протяжении более чем тысячелетней истории, в какие-то периоды оно ослабевало, в другие – усиливалось.

Профессиональная деятельность по охране границ стала осуществляться относительно недавно. В современной России эта миссия возложена на Пограничную службу ФСБ РФ.

О том, что такое военная пограничная служба, целях, задачах, структуре и особенностях несения службы – рассказывается в статье, открывающей цикл публикаций, посвященных пограничникам. На самом деле в современной России нет такого понятия, как военная пограничная служба, ведь это вид гражданской службы, которая не относится к Министерству обороны. 

 Цели и задачи решаемые ПС ФСБ РФ 

На вопрос, чем занимаются пограничники, любой взрослый человек ответит однозначно – защищают границу.

Гораздо меньшее количество людей смогут пояснить, в чем заключается эта «военная» пограничная служба, особенно в мирное время, когда шпионы и диверсанты явление чрезвычайно редкое.

Чтобы было понятно тем, кто впервые сталкивается с существом вопроса, в большей степени тем, кто планирует связать свою жизнь со служением Родине в погранвойсках, раскроем роль ПС ФСБ РФ и её место в структуре силовых органов.

Цель создания и функционирования пограничной службы была определена в ст. 3 ныне утратившего силу ФЗ-55 2000 года.

Она не утратила значения и в настоящее время и звучит следующим образом: «недопущение противоправного проникновения на территорию РФ, соблюдение режима госграницы и контроль за осуществлением погранрежима в местах пропуска через Госграницу». Такое краткое изложение описывает деятельность ПС только в общих чертах.

Более полно смысл существования погранслужбы раскрывается через анализ задач, которые она решает:

Раздел VII. Полномочия пограничных органов, вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Для решения этих задач пограничная служба обладает не только административно-властными полномочиями и методами воздействия на нарушителей.

Служба является полноценной, самодостаточной и независимой силовой структурой, функционирующей по принципу военизированного формирования.

Оснащена боевой и специальной техникой, современными образцами вооружения. Личный состав пограничников составляет около 200 000 служащих.

N.B! Защиту внешних рубежей государства, с протяженностью границ 61 000 километров, осуществляет в два раза меньше служащих, чем защиту интересов олигархического «правительства» силами «Росгвардии».

 Структура Пограничной Службы ФСБ РФ 

Служба в пограничной службе не относится к воинской. Она, так же как и служба в ФСБ, МВД, Росгвардии, ФСО и других «силовых» ведомствах, является государственной.

Видимо этим обусловлено переименование пограничных войск, которые формировались на такой же основе, как и воинские части Министерства обороны, путем набора призывников и несения «срочной» службы рядовым и сержантским составом в течение 2-х лет.

В советский период существовало только формальное различие между солдатами, служившими в мотострелковых частях, военно-воздушных силах, на флоте или в погранвойсках.

В настоящее время порядок комплектования пограничных подразделений полностью изменен. С 2007 года прекращен призыв на срочную службу в погранвойска, а в 2009 году погранвойска покинули последние служащие, призванные на действительную военную службу. Ныне весь личный состав ПС ФСБ РФ либо офицеры (прапорщики), либо «контрактники» — солдаты и сержанты.

РИСУНОК

Структура ПС РФ

Раздел VII. Полномочия пограничных органов, вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Кроме осуществления функции непосредственной охраны периметра границы, бывшая военная пограничная служба, а сейчас просто пограничная служба выполняет ряд функций, которые не афишируются среди населения и о которых осведомлены только жители приграничных районов.

В число таких «незаметных» функций включается:

  • оперативная деятельность на приграничных территориях с целью выявления агентуры потенциального противника и вербовки осведомителей, дающих сведения о состоянии настроений среди населения и возможных контактах с сопредельными территориями;
  • внешняя разведка, включающая в себя вербовку иностранных граждан на сопредельных территориях, устройство «коридоров» для срытого пересечения государственной границы и прохода на территорию сопредельных государств (заброска агентуры);
  • деятельность по обеспечению собственной безопасности – внутренняя жандармерия, занимающуюся выявления фактов коррупции, предательства, государственной измены, превышения служебных полномочий среди сотрудников ПС ФСБ РФ.

 «Триада» пограничных сил 

Охрана государственной границы осуществляется не только на сухопутной территории, но на море – охрана побережья и морского шельфа, а так же охрана воздушного пространства.

Для этого задействуется весь комплекс вооружения, находящегося в распоряжении пограничников, а так же специальных средств, посредством которых осуществляется технический контроль состояния границы и производится ранее оповещение о её нарушении.

 Охрана сухопутных границ 

  • Протяженность сухопутной границы России составляет 22 125 километров, из которых 7 616 километров приходится на реки и озера, являющиеся естественными (природными) границами отделяющими страны друг от друга.
  • Пограничная служба на сухопутной территории осуществляется с помощью комплекса мероприятий:
  • Установления режима государственной границы, для реализации которого пограничники устанавливают:
  • пункты пропуска, на которых осуществляется контроль и проверка с целью недопущения проникновения на территорию России иностранных агентов, террористических формирований, запрещенных к обороту веществ и товаров, наркотиков и контрабанды;
  • порядок пересечения границы людьми и транспортными средствами;
  • порядок перемещения через границу животных, грузов, товаров;
  • ведение хозяйственной деятельности на территории, примыкающей к линии границы и на территориях, отнесенных к пограничной зоне;
  • разрешение конфликтов, связанных с действиями лиц, как со стороны РФ, так и со стороны сопредельных государств;
  • задержание лиц и технических средств несанкционированно-пересекших границу (нарушителей).

Основу сил охраны сухопутной границы составляют пограничные отряды. Они осуществляют:

  • постоянное патрулирование вдоль линии границы;
  • устраивают скрытые дозоры;
  • офицеры пограничники проводят войсковую разведку, обеспечивают контрразведывательные мероприятия, организуют режимно-пропускной режим, участвуют в разрешении пограничных конфликтов. Осуществляют оперативно-розыскную деятельность для выявления проникших на российскую территорию лиц.
  • важной, но не афишируемой составной частью пограничной службы, является вербовка агентуры из числа приграничных жителей, которые являются поставщиками информации о настроениях местных жителей, их связях и контактах с жителями и спецслужбами со стороны сопредельных государств.
  • еще один аспект – ведение разведывательной деятельности на сопредельных территориях (внешняя разведка). Для этого производится вербовка граждан сопредельных государств, скрытная переброска через границу сотрудников российской разведки.

Вооружение сухопутных сил ПС ФСБ включает:

  1. Авиацию, основу которой составляют вертолеты (различные модификации многоцелевого вертолета Ми 8 и легкого Ка 26Т), предназначенных для патрулирования, быстрой переброски личного состава на угрожаемые участки и огневой поддержки.
  2. Относительно новым вооружением являются БЛА, посредством которых осуществляется мониторинг границы, ведение разведки и уничтожение нарушителей.
  3. Бронетехника включает; танки Т 72 Б3М и Т 90, БМП различных модификаций, бронетранспортеры БТР 82А и 82 АМ, бронеавтомобили, эвакуационные и ремонтные бронированные машины.
  4. Артиллерия представлена самоходными и несамоходными артиллерийскими орудиями малого и среднего калибра. Для горных местностей пограничники вооружаются горными пусками и минометами, перемещение которых возможно вручную, на легких вездеходных транспортных средствах или вьючных животных.
  5. Охрану морской границы осуществляют высокоскоростные патрульные катера и малые корабли, способные бороться с вооруженными судами нарушителей границы.
  6. Стрелковое автоматическое и личное короткоствольной вооружение бойцов-пограничников.

РЕЗЮМЕ

Служба в погранвойсках, не смотря на значительную удаленность от крупных культурных центров и неустроенность быта, всегда привлекала большое количество романтиков, воодушевленных примерами служения Родине известных пограничников: ГСС полковника Н.Ф. Карацупы, ГСС полковника С.А. Ваупшасова,  Дважды Героя Советского Союза ст. лейтенанта В.М. Голубева и тысяч других, с честью выполнявших долг по защите государственной границы.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Права и полномочия органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации

  • Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они: обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним; ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
  • осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории имеют право: 1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормам; 2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов; 3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы; 4) осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток — с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол; 5) задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления; 6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел; 7) приглашать лиц в подразделения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах; 8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства Департамента консульских служб Министерства иностранных дел Российской Федерации. За продление действия российских виз, просроченных до десяти дней включительно, взимается плата, равная десяти минимальным размерам оплаты труда; за продление действия российских виз, просроченных более десяти дней, — семнадцати минимальным размерам оплаты труда; 9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства; 10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; 11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями; 12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор; 13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пресечениям Государственной границы. проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения; 14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу; 16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации; 17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников органов пограничной службы и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы; 18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом; 19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того: предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно. 20) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Читайте также:  Статья 12.7. председатель кассационного военного суда

21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу.

Раздел VII. Полномочия пограничных органов, вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Функции Пограничной службы

Главной функцией пограничнойслужбы является, прежде всего, осуществление охраны государственной границы, которая может пролегать не только суходольными путями, но и морскими, речными. Таким образом, производится недопущение противозаконного изменения линии государственной границы, а также соблюдается строгий пограничный режим.

В свою очередь, пограничные службы контролируют пункты пропуска по линии государственной границы, а также обеспечивают пропуск лиц, транспортных средств с других стран на территорию нашей страны с целью предотвращения их незаконного проникновения. Государственная пограничная служба охраняет права граждан и контролирует обязательства других стран по линии государственной границы.

Это касается не только отечественных физических лиц, но и иностранных юридических и физических лиц, а также международных организаций. Специальными службами пограничного контроля ведется разведочная и информационно-аналитическая работа. Это необходимо для того, чтобы обеспечить защиту границы и соответственно государства.

Подобного рода деятельность проходит согласно государственным законам. Пограничные службы ведут активную борьбу с организованной преступностью и незаконным проникновением мигрантов по государственной границе. Таким образом, осуществляется охрана мест приближенных к границе. Пограничная служба проводит специальную научную и теоретическую деятельность.

Она координирует действия военных формирований и соответствующих правоохранительных органов, если это связано с защитой государственной границы.

Пограничная служба принимает активное участие в деятельности государственных органов специального предназначения. При помощи этой структуры обеспечивается пограничный режим и режим в пунктах пропуска через государственную границу.

  1. Заключение
  2.  Подводя итоги можно сказать, что Пограничная Служба играет большую роль в сфере охраны прав, законных интересов личности, гражданина, общества и государства, а так же го обороноспособности.
  3. Не даром пограничные войска сравнивают «Щитом».
Читайте также:  Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Я считаю то что поставленные задачи были решены, функции, права и т.д. раскрыты.

Список литературы

Нормативно-правовые правовые акты:

Замена термина "погранвойска" на "пограничные органы" и связанные с этим изменения в законодательные акты РФ

  • Принят Государственной Думой 11 февраля 2005 года
  • Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2005 года
  • Статья 1

Пункт 16 части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-I «О плате за землю» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст.

1424; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 469; N 34, ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1860; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 26, ст. 2954; N 47, ст. 5342; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст.

4840) изложить в следующей редакции:

«16) федеральная служба безопасности, внутренние войска и войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;».

Статья 2

В части второй статьи 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-I «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033) слова «пограничные войска,» исключить.

Статья 3

Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.

594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1998, N 31, ст. 3805; 1999, N 23, ст. 2808; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 1, ст. 2; N 52, ст. 5134; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст.

3607) следующие изменения:

  1. 1) в части пятой статьи 3 слова «пограничными органами и пограничными войсками, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы и пограничные войска)» заменить словами «пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы)»;
  2. 2) в части третьей статьи 8 слова «и пограничным войскам» исключить;
  3. 3) в статье 9:
  4. а) в части третьей слова «и пограничным войскам» и слова «и войск» исключить;
  5. б) в абзаце первом части шестой и в части тринадцатой слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  6. 4) в частях первой и второй статьи 12 слова «и пограничными войсками» исключить;
  7. 5) в абзаце третьем части первой и в части второй статьи 13 слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  8. 6) в части четвертой статьи 14 слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  9. 7) в части третьей статьи 15 слова «и пограничных войск» исключить;
  10. 8) в статье 16:
  11. а) в абзаце третьем подпункта 1 части первой слова «пограничных войск» исключить;
  12. б) в частях пятой и седьмой слова «и пограничных войск» исключить;
  13. 9) в статье 17 слова «и пограничными войсками» исключить;
  14. 10) в части первой статьи 18 слова «пограничных войск» и слова «и пограничных войск» исключить;
  15. 11) в статье 20 слова «и пограничных войск» исключить;
  16. 12) в пунктах 2 и 3 статьи 21 слова «и пограничных войск» исключить;
  17. 13) в частях третьей и четвертой статьи 22 слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  18. 14) в статье 23 слова «и пограничными войсками» исключить;
  19. 15) в статье 24:
  20. а) в частях первой и третьей слова «пограничные органы и пограничные войска и таможенные органы» в соответствующем падеже заменить словами «пограничные и таможенные органы» в соответствующем падеже;
  21. б) в части четвертой слова «и пограничных войск» исключить;
  22. в) в части пятой слова «пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов» заменить словами «пограничных и таможенных органов»;
  23. 16) в части второй статьи 27 слова «и пограничные войска» исключить;
  24. 17) в абзацах четвертом и девятом пункта 11, абзаце пятом пункта 3, абзаце шестом пункта 4, абзацах втором, третьем, шестом, девятом пункта 5 статьи 28 слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  25. 18) в абзаце четвертом статьи 29 слова «и пограничные войска» исключить;
  26. 19) в наименовании раздела VII слова «и пограничных войск» исключить;
  27. 20) в статье 30:
  28. а) в наименовании слова «и пограничных войск» исключить;
  29. б) в абзацах первом и седьмом части первой, абзаце первом, подпунктах 3, 6, 7, 9, 14, 16 и 20 части второй, частях третьей — шестой слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  30. 21) в статье 33:
  31. а) в наименовании слова «и пограничными войсками» исключить;
  32. б) в части первой слова «командующими пограничными округами, группами пограничных войск» заменить словами «начальниками региональных пограничных управлений по федеральным округам, начальниками пограничных управлений по субъектам Российской Федерации (по направлениям)»;
  33. в) в части второй слова «и пограничным войскам» исключить;
  34. 22) в абзаце первом статьи 34 слова «и пограничные войска» исключить;
  35. 23) в частях первой и второй статьи 35 слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  36. 24) в статье 36 слова «и пограничных войск» исключить;
  37. 25) в абзаце третьем части первой статьи 37 слова «и пограничным войскам» исключить;
  38. 26) в статье 38 слова «и пограничных войск» исключить;
  39. 27) в статье 40 слова «и пограничным войскам» исключить.
  40. Статья 4

В части первой статьи 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700) слова «и пограничных войск» исключить.

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

  • 1) в части первой статьи 1 слова «и пограничных войск» исключить;
  • 2) в статье 2:
  • а) в части первой:
  • в абзаце пятом слова «. В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска» исключить;
  • в абзаце шестом слова «и пограничных войск» исключить;
  • б) часть четвертую признать утратившей силу;
  • в) в части пятой слова «и войск» исключить;
  • г) в части шестой слова «и пограничных войсках» исключить;
  • 3) в части первой статьи 3 слова «и пограничных войск» исключить;
  • 4) в абзаце пятом статьи 5 слова «и пограничных войск» исключить;
  • 5) в статье 6:
  • а) в части второй слова «, пограничными войсками» и слово «, войск» исключить;
  • б) в частях третьей — пятой и седьмой слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  • 6) в статье 7:
  • а) часть вторую признать утратившей силу;
  • б) в части третьей слова «или о пограничных войсках» исключить;
  • 7) в статье 71:
  • а) в частях первой — седьмой слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить;
  • б) в части девятой слова «и пограничные войска» и слова «и войска» исключить;
  • в) в части одиннадцатой слова «и пограничные войска» в соответствующем падеже исключить.
  • Статья 6

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711) следующие изменения:

  1. 1) в абзаце пятом части первой статьи 7 слова «пограничных войск» заменить словами «пограничных органов»;
  2. 2) в статье 9:
  3. а) в наименовании слова «пограничных войск» заменить словами «пограничных органов»;
  4. б) в частях первой и пятой слова «пограничных войск» заменить словами «пограничных органов»;
  5. 3) в части первой статьи 12 слова «и пограничных войск» исключить.
  6. Статья 7

В пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст. 2750; 2000, N 1, ст. 6; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711) слова «пограничные войска федеральной службы безопасности,» исключить.

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 711; 2000, N 26, ст. 2730; 2003, N 2, ст. 164; N 27, ст. 2700) следующие изменения:

  • 1) в абзаце пятом части первой статьи 2 слова «пограничным войскам» заменить словами «пограничным органам»;
  • 2) в абзаце восьмом части первой и абзаце шестом части второй статьи 18 слова «пограничным войскам» заменить словами «пограничным органам»;
  • 3) в абзаце шестом статьи 19 слова «пограничным войскам» заменить словами «пограничным органам»;
  • 4) в абзаце шестом статьи 22 слова «пограничным войскам» заменить словами «пограничным органам».
  • Статья 9

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 27, ст. 2711) следующие изменения:

  1. 1) в пункте 1 статьи 2 слова «в пограничных войсках,» исключить;
  2. 2) в абзаце первом пункта 3 статьи 36 слова «пограничных войсках,» исключить.
  3. Статья 10

В абзаце втором пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3808; 2003, N 27, ст. 2700) слова «и пограничные войска» исключить.

Читайте также:  Глава v. третейское разбирательство

Статья 11

В преамбуле Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 162-ФЗ «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 14; 2003, N 27, ст. 2700, 2705; 2004, N 27, ст. 2711) слова «пограничных войск,» исключить.

Статья 12

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711) следующие изменения:

  • 1) в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 слова «пограничные войска,» исключить;
  • 2) в пунктах 1 и 7 статьи 93 слова «пограничных войск,» исключить.
  • Статья 13

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13) следующие изменения:

  1. 1) в части 3 статьи 18.1 слова «и пограничных войск» и слова «и войск» исключить;
  2. 2) в части 2 статьи 18.2 слова «и пограничных войск» и слова «и войск» исключить;
  3. 3) в части 2 статьи 18.3 слова «и пограничных войск» и слова «и войск» исключить;
  4. 4) в наименовании и части 1 статьи 23.10 слова «и пограничные войска» исключить;
  5. 5) пункты 7 и 8 части 1 статьи 27.2 изложить в следующей редакции:
  6. «7) военнослужащими пограничных органов, иными военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
  7. 8) военнослужащими пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);»;
  8. 6) в пункте 4 части 1 статьи 27.3 слова «и пограничных войск» исключить;
  9. 7) в пункте 14 части 2 статьи 28.3 слова «и пограничных войск» исключить;

8) в пункте 1 статьи 32.9 слова «и пограничными войсками» исключить.

Статья 14

Абзацы шестнадцатый и сорок второй пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700) признать утратившими силу.

  • Президент
  • Российской Федерации
  • В. Путин

2.4. Другие войска, их состав и предназначение

2.4. Другие войска, их состав и предназначение

  • В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:
  • • пограничные войска Российской Федерации;
  • • внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • • железнодорожные войска Российской Федерации;
  • • войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы РФ на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны Республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г.

для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск.

Во время Великой Отечественной войны они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска (в настоящее время входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации) предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно они состоят из соединений и различных специализированных частей. В мирные годы они выполняют работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.

Войска гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Войска гражданской обороны в мирное время выполняют задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г. изложены принципиальные положения политики России по развитию других войск, совершенствованию их оснащения и тактики действий.

  1. В этом документе определена ответственность и задачи министерств и ведомств в области обороны и безопасности нашего государства. В соответствии с ним решение этих задач возложено:
  2. • на Министерство обороны (при сохранении его головной роли) – в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;
  3. • на Министерство внутренних дел – в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;
  4. • на Федеральную службу безопасности – в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств и охраны государственной границы на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах;
  5. • на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  6. • на Федеральную службу железнодорожных войск – в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения – это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в случае разрушений).
  7. Другие войска совместно с Вооруженными Силами должны быть готовы к отражению нападения агрессора, ведению активных наступательных и оборанительных действий при любом варианте развязывания и хода войны или вооруженного конфликта, в условиях применения современных и перспективных средств поражения.
  8. Комплектование войск личным составом осуществляется на основе принципов и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Территориальные органы безопасности

Их создание осуществляется по региональному принципу, т.е. в пределах границ одного региона или субъекта РФ (например, управление ФСБ по Красноярскому краю, Иркутской области, Чеченской Республике). Исключение составляют управление ФСБ России по г.

Москве и Московской области и управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ.

Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении, и составляют основу всей системы ФСБ России.

Организационно территориальные органы федеральной службы безопасности строятся по образу центрального аппарата службы. В составе управлений имеются: разведывательный отдел; отдел контрразведывательных операций; отдел по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; отдел экономической безопасности; следственный и другие отделы.

Отделы (отделения) в городах и районах субъектов РФ органами федеральной службы безопасности не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.

Их структура, полномочия и деятельность регламентированы Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Исполняя свои функции в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, СВР России, федеральных органах государственной охраны и др., органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий, в частности:

  • – устанавливают на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;
  • – осуществляют оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;
  • – осуществляют хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создают в этих целях информационные системы и т.д.

Трехзвенную систему органов безопасности в войсках составляют:

  • – управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;
  • – управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Центральному военному округу, Ракетным войскам стратегического назначения, Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;
  • – отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России по представлению начальника 3 Управления.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия (в ее состав входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители, а также другие руководящие сотрудники данного управления и органов безопасности в войсках).

Ссылка на основную публикацию