Статья 6. Работники ведомственной охраны

  • Порядок применения огнестрельного оружия,
  • используемого работниками подразделений транспортной безопасности, предусмотренный Федеральным законом от 14 апреля 1999 года
  • № 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Согласно ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 года.

ст. 12.3. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

5. После прохождения!!! профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей!!! имеют право:​

  • Работники ПТБ — на применение служебного огнестрельного оружия в соответствии с ФЗ № 77 «О ведомственной охране»;
  • Работники подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта (Министерства транспорта, Росжелдора), являющихся ПТБ — на применение боевого ручного стрелкового оружия в соответствии с ФЗ № 77 «О ведомственной охране».

Согласно ФЗ № 77.

ст. 16. Применение огнестрельного оружия.

Работники в качестве крайней меры!!! имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

  • защиты лиц, находящихся на объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

  • отражения нападения на работников, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

  • задержания лиц, застигнутых на объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам;

Тяжкими преступлениями признаются, например, умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются, например, убийство (ст. 105 УК РФ), теракт (ч. 2, ст. 205 УК РФ), похищение человека, с применением оружия или насилия, угрожающего жизни и здоровью потерпевшего, из корысти, лицами по предварительному сговору (ст. 126 УК РФ), разбой, совершенный организованной преступной группой (ч. 4 ст. 162 УК РФ).

  • отражения вооруженного или группового нападения на объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

  • предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

  • остановки ТС путём повреждения, если его водитель создаёт реальную опасность для жизни или здоровья работников либо лиц, находящихся на объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на объекты или выехать с объектов, несмотря на законное требование работников.

Запрещается применять огнестрельное оружие:

  • при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;
  • в отношении женщин;
  • лиц с явными признаками инвалидности;
  • несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам.

(согласно ч. 1, ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет)

за исключением случаев, когда перечисленные лица:

  • оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам;
  • совершают вооруженное или групповое нападение на объекты, угрожающее жизни или здоровью:
  1. работников;

  2. лиц, находящихся на объектах.

Дополнительная информация.

ст. 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны.

Ст. 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны.

Работники вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 16.

Попытки лица, задерживаемого работниками с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране"

  • Принят Государственной Думой 17 марта 1999 года
  • Одобрен Советом Федерации 31 марта 1999 года
  • Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

  1. В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
  2. ведомственная охрана — совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств;
  3. охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;
  4. пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
  5. внутриобъектовый режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.

Статья 2. Основные задачи ведомственной охраны

  • Основными задачами ведомственной охраны являются:
  • защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
  • обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
  • Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.
Читайте также:  Статья 3. Права экспедитора и клиента

Статья 3. Основные принципы деятельности ведомственной охраны

  1. Ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов:
  2. уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  3. законности;
  4. взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.

Статья 4. Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны

Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава II. Организация ведомственной охраны

Статья 5. Организация ведомственной охраны

  • Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
  • Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны организации.
  • Структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников ведомственной охраны, порядок организации их деятельности определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Работники ведомственной охраны

Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.

На работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде.

Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

  1. Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определенном имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.
  2. Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.
  3. Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.
  4. Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
  5. Работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Ограничения при приеме на работу в ведомственную охрану

  • Гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях:
  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
  • отсутствия регистрации по месту жительства;
  • наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
  • лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.

Статья 8. Охраняемые объекты

  1. Ведомственная охрана осуществляет защиту:
  2. охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
  3. объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

  • ПЛАН-КОНСПЕКТ
  • Проведения занятия по психологической подготовке
  • ТЕМА№3: «Готовность работников охраны к применению огнестрельного оружия и специальных средств».
  • Цель занятия:
  • — рассмотреть особенности работы должностных лиц по подбору персонала, формированию у работников высоких морально-боевых качеств;
  • — работа должностных лиц военизированной охраны по формированию высокой психологической устойчивости в экстремальной обстановке;
  • — воспитывать чувство ответственности за качественное выполнение должностных обязанностей.
  • Вид занятия: Лекция.

Дата и время проведения занятия: 09.05.2018 года (в течении суток)

  1. Количество часов: 1 час.
  2. Место проведения: Служебное помещение охраны.
  3. Метод проведения: рассказ — беседа
  4. Учебные вопросы:

Юридические аспекты и правовые гарантии применения огнестрельного оружия. — 20 мин.

Профессиональная облученность как фактор, определяющий готовность и законность применения оружия. -20 мин

Литература:

1.

Анисимов Е.А., Калашников А.Ф. Психологическая подготовка слушателей школ МВД России и сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях. \ Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1997, №1.

2.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск, 1985.

  • Вводная часть (5 мин):
  • · проверить наличие работников;
  • · проверить внешний вид и готовность к занятию;
  • · объявить тему, цель и порядок проведения занятия.
  • Основная часть (80 мин):
  • Введение
Читайте также:  Статья 37. Общие требования к обращению

В последние годы активность преступников заметно превысила активность правоохранительных органов. На первых местах по потерям в рядах правоохранительных органов, находятся — ГИБДД и ППМС. Этот факт так же подтверждается данными официальной статистики — в 1992 году зафиксировано 2205 случаев применения оружия, в 1995 году уже 1747 случаев, а в 1998 году — всего 700.

Сотрудники Росгвардии не менее часто участвуют в сложных и опасных ситуациях, но, благодаря более высокой подготовке в профессиональном и боевом плане, выходят с наименьшими потерями.

Именно система служебной подготовки составляют условия для формирования психической подготовленности работников Росгвардии. Психологическая готовность обеспечивает возможность успешно адаптироваться к любым условиям и эффективно выполнять поставленные задачи.

Юридические аспекты и правовые гарантии применения огнестрельного оружия

Разработкой юридических аспектов занимаются в течении последних лет не один десяток ученых, обосновывая принципы применения силы и огнестрельного оружия решениями 8 Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а так же вновь принятой Конституцией РФ и Законом «О полиции».

Допуская применение работниками Росгвардии огнестрельного оружия, государство, обязано в тоже время, во-первых, ограничить его объем необходимым минимумом, а во-вторых полно и четко урегулировать все основные вопросы применения огнестрельного оружия в законодательном акте, известном населению. Именно так поступил российский законодатель, выделивший в Законе «О полиции» специальный раздел «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Сотрудники военизированной охраны право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях (в ред. Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ):

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

  1. Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны
  2. Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.
  3. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:
  4. стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
  5. предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
  6. обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;
  7. доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  8. Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  9. Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  10. Статья 14. Применение физической силы
  11. Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
  12. Статья 15. Применение специальных средств
  13. Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
  14. 1) отражения нападения на охраняемые объекты;
  15. 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
  16. 3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
  17. 4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  18. 5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
  19. 6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
  20. В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
  21. резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;
  22. слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
  23. наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;
  24. средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
  25. служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.
  26. Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16настоящего Федерального закона.
  27. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
  28. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  29. Статья 16. Применение огнестрельного оружия
  30. Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
  31. 1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  32. 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
  33. 3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  34. 4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  35. 5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  36. 6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
  37. Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
  38. оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
  39. совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  40. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
  41. О каждом случае применения огнестрельного оружия уведомляются ОлРР, прокуратура, сотрудники полиции в течение 24 часов с момента его применения по месту применения огнестрельного оружия.
Читайте также:  Статья 22.1. сроки хранения документов по личному составу

Помимо этих документов существует ряд статей уголовного кодекса, регулирующих ряд причин, по которым может быть применено оружие. Это так же принимается во внимание при анализе правомерности применения оружия сотрудниками Росгвардии.

Согласно ст. 37 УК Российской Федерации «О необходимой обороне» (в ред. Федерального закона от 14.03.2002 №29-ФЗ):

1.

Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

И в соответствии со ст. 39 УК Российской Федерации:

1.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Эти положения необходимо знать сотрудникам Росгвардии при использовании огнестрельного оружия, для того чтобы действовать уверенно перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела, после применения оружия.

Ссылка на основную публикацию