Статья 6.1. Адвокатский запрос

29 июн 2017

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Статья 6.1. Адвокатский запрос

С 2016 года в закон об адвокатуре внесена отдельная статья (статья 6.1), посвященная адвокатскому запросу. Одновременно в статью 5.39 КоАП РФ добавлена ответственность за непредставление сведений по адвокатскому запросу – для должностных лиц от 1 до 3 тысяч рублей.

Нельзя сказать, что это заставляет всех охотно делиться информацией, но неохотно, как правило, это делают.

Получить нужные сведения или привлечь должностное лицо к административной ответственности можно только в том случае, если адвокатский запрос оформлен в соответствии со всеми требованиями (смотри Приказ Минюста России от 14.12.

2016 N 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса»).

Органы или организации могут отказать в предоставлении сведений, если: — они не располагают запрошенными сведениями; — нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса; — запрошенные сведения относятся к информации с ограниченным доступом в соответствии с законом. Адвокатский запрос должен содержать: 1) наименование, а также почтовый адрес органа государственной или муниципальной власти, объединения или организации, куда направляется запрос;

  • 2) ФИО, регистрационный номер, почтовый адрес, телефон адвоката;
  • 3) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности;
  • 4) наименование адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет свою деятельность;
  • 5) наименование «адвокатский запрос», регистрационный номер и дату адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
  • 6) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
  • 7) ФИО физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела;
  • 8) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;
  • 9) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);
  • 10) перечень прилагаемых документов (при наличии);

11) подпись адвоката. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе или в электронной форме (с использованием квалифицированной электронной подписи). Рекомендуемый образец оформления запроса приведен в Приказе Минюста от 14.12.2016 N 288.

В какой процесс или процессуальное действие адвокат может зайти по ордеру? Какие полномочия он осуществляет? Нужна ли доверенность? Эти и другие вопросы возникают на практике при представлении интересов доверителя по ордеру.

Полномочия адвоката регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона об адвокатуре). В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием.

В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности (пункт 2 статьи 6 Закона об адвокатуре).

Пройдемся по каждому из процессуальных кодексов: — уголовно-процессуальный кодекс – здесь меньше всего вопросов, адвокат вступает в дело в качестве защитника на основании удостоверения и ордера как на стадии предварительного расследования, так и в суде (пункт 4 статьи 49 УПК РФ); — кодекс об административных правонарушениях – тоже не вызывает споров, адвокат действует на основании ордера (пункт 3 статьи 25.5 КоАП РФ); — гражданский процессуальный кодекс, кодекс административного судопроизводства – право выступать в процессе может быть подтверждено ордером (пункт 5 статьи 53 ГПК РФ, пункт 4 статьи 57 КАС РФ), однако ордер не дает исключительных полномочий, предусмотренных статьей 54 ГПК и п. 2 статьи 56 КАС РФ (подавать иск, отказаться от иска и пр.); — арбитражный процессуальный кодекс – давние разъяснения ВАС РФ фактически ограничили возможность представлять доверителей по ордеру в арбитражном суде (вопрос №9 в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82).  Главным плюсом адвокатского запроса по-прежнему выступает то, что его игнорирование дает железные основания для ходатайства перед судом об истребовании доказательств. Возможность привлечь к административной ответственности полезна, но только для принципиальных случаев. Доступ к адвокатскому ордеру делает удобным представление интересов доверителей там, где нет возможности оформить доверенность в простой письменной форме (т.е. везде, кроме арбитражных судов).

Что нужно знать об адвокатском запросе

С июня текущего года в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 (далее — Закон об адвокатуре) появилась ст. 6.1 «Адвокатский запрос».

Анализ этой нормы позволяет сформулировать легальное определение адвокатского запроса.

Адвокатский запрос — это официальное обращение адвоката по входящим в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В целом ст. 6.1 Закона об адвокатуре не вызывает трудностей в понимании. Однако в этой же норме заложены барьеры для нормального применения адвокатского запроса. Речь идет о частях 2 и 4 указанной статьи.

Чрезмерные сроки. В части 2 ст. 6.1 установлено, что срок для ответа на запрос адвоката адресату дается по формуле «30 + 30 дней», то есть в общей сложности 2 месяца. Такой срок представляется чрезмерным, если соотнести его со сроками, установленными в УПК РФ.

Например, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 162 УПК РФ). Продление срока до 3 и более месяцев встречается часто, но не по каждому расследуемому уголовному делу. Далее, ч. 3 ст.

223 УПК РФ устанавливает, что дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, а продление его срока до 30 суток также происходит не по каждому уголовному делу.

Из краткого анализа норм УПК РФ следует, что при действующем правовом регулировании в части сроков ответа на адвокатский запрос закон фактически лишает защитника процессуального средства собирания доказательств. Ведь установленные Законом об адвокатуре сроки для ответа даже превышают прописанный нормативно срок для производства дознания по уголовному делу.

Основания для отказа. Особое внимание нужно уделить ч. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре, которая содержит три основания (перечень исчерпывающий) для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений.

Первое — субъект, получивший запрос, не располагает запрошенными сведениями. С этим основанием все более или менее понятно и двусмысленного толкования быть не может.

Второе — нарушение требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенных в установленном порядке. Это основание будет жизнеспособно только после нормативного закрепления подобных требований.

Минюст России разработал и вынес на общественное обсуждение проект приказа «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» (подготовлен 02.09.2016). Однако до настоящего времени приказ официально так и не принят.

Поэтому до того, как Минюст утвердит форму адвокатского запроса, она может быть свободной2.

Третье — запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом. Это основание — главный барьер на пути к полноценному адвокатскому расследованию.

Законодатель, по сути, дал адресатам адвокатских запросов «универсальное средство» для отказов, причем порой совершенно произвольных, вызванных нежеланием добросовестно работать либо открытым пренебрежением к адвокатской деятельности.

При этом отметим, что санкция ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания за отказ в предоставлении информации наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Однако за полгода после введения ст. 6.1. в Закон об адвокатуре и изменений в ст. 5.39 КоАП РФ какой-либо значительной практики применения ст. 5.39 суды не наработали.

Заметим, что российское регулирование прав адвокатов на информацию и корреспондирующих обязанностей адресатов отвечать отстает даже от норм бывших союзных республик.

С. П. Фурлет, исследуя вопрос об объеме прав адвокатов-защитников в уголовно-процессуальном законодательстве России и Казахстана, справедливо отметил, что право на получение необходимых сведений для российских адвокатов является практически нереализуемым.

Оно почти полностью блокировано нормами множества других федеральных законов, в которых имеются нормы об охране различных тайн и конфиденциальных сведений, допуска к которым адвокаты не имеют.

Согласно перечню нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа, составленному Общероссийской сетью распространения правовой информации «КонсультантПлюс», действующим законодательством РФ установлено 60 различных видов тайн и конфиденциальных сведений, охраняемых 78 правовыми нормами3.

Начальник управления отказал в предоставлении сведений адвокату. Он сослался на то, что предметом запроса являются сведения, связанные со служебной деятельностью сотрудников ОВД.

Адвокат обжаловал отказ в Санкт-Петербургский городской суд, где ему удалось доказать свою правоту. В определении от 05.02.2014 по делу № 33–844/2014 суд указал следующее. Данные о должностях управления внутренних дел не являются закрытыми сведениями и не относятся к персональным данным. Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.

Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в системе внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.02.

2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Следовательно, сведения, указывающие на должность, звание, фамилию, принадлежность к федеральному органу внутренних дел, не являются персональными данными сотрудника ОВД. Поэтому сообщение этих сведений не может расцениваться как нарушение требования п. 6 ч. 2 ст. 39 Закона № 342-ФЗ о запрете передачи персональных данных сотрудника третьей стороне без письменного согласия.

Читайте также:  Федеральный закон от 26.05.1997 N 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"

Таким образом, суд сделал вывод, что начальник управления МВД России на транспорте неправомерно отказал в предоставлении адвокату К. информации о прохождении конкретными сотрудниками службы в органах внутренних дел в запрашиваемый период и по настоящее время.

Суд также признал, что информация о том, является ли начальник линейного управления МВД России на транспорте заместителем начальника СПб ЛУ МВД России и определены ли отношения подчиненности между ними, в том числе по следственной работе, не запрещена для распространения. Поэтому начальник управления незаконно отказал адвокату в представлении запрошенных им сведений.

Запрос в паспортный стол. Адвокат оказывал юридическую помощь А.Ф. по гражданскому делу. Он по почте направил в УФМС России по СПб и ЛО запрос о предоставлении копии заявления З. о вселении А.Ф. в качестве члена семьи нанимателя. УФМС получило это почтовое отправление, но ошибочно передало в другой отдел и не исполнило его.

Адвокат обратился в суд с требованием обязать УФМС представить необходимые сведения, но районный суд отказал ему в этом. При этом суд счел достаточными объяснения представителя УФМС о том, что при получении почтового конверта после вскрытия они не обнаружили в нем запроса.

Кроме того, сотрудник миграционной службы заявил, что истец не представил суду доказательств бездействия со стороны УФМС России по СПб и ЛО при рассмотрении поступившего от него запроса.

Однако вышестоящая инстанция отменила решение районного суда и удовлетворила требование адвоката. В апелляционном определении от 14.05.

2014 № 33–6730/2014 Санкт-Петербургский городской суд указал, что из объяснения представителя УФМС следует, что заявление должно было быть передано в соответствующий отдел, но было утеряно в связи с ошибочным направлением в иной отдел.

В этой ситуации суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств бездействия со стороны УФМС при рассмотрении поступившего от него запроса. Суд признал незаконным бездействие миграционной службы и обязал направить ответ адвокату.

Приведу формулировки, с которыми довелось столкнуться при взаимодействии с органами ФСИН России при направлении адвокатских запросов.

Запрос-ходатайство о переводе в медицинское учреждение. Запрос, который по своей сути является ходатайством, содержал просьбу направить осужденного в лечебно-профилактическое учреждение для осмотра и диагностики. К нему была приложена копия медицинской карты осужденного. Полученный ответ за подписью начальника медико-санитарной части был следующим:

«ФКУ „МСЧ №  ФСИН“ по факту Вашего запроса в отношении осужденного , сообщает, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ могут быть предоставлены другому лицу только с письменного разрешения гражданина. Сведения о состоянии здоровья и проводимом лечении будут направлены после предоставления Вами письменного согласия осужденного».

Адвокат получил необходимое согласие от доверителя, а начальник исправительного учреждения удостоверил его (осужденного) подпись, администрация колонии направила доверителя в лечебно-профилактическое учреждение.

Формальный подход привел к потере 2 месяцев (от момента регистрации запроса канцелярией МСЧ до направления лица в лечебно-профилактическое учреждение).

И это в ситуации, когда срочно требовалось обследование инвалида 3 группы, который имеет сердечно-сосудистые заболевания, угрожающие его жизни.

Запрос-ходатайство о переводе осужденного. Запрос, который по своей сути также является ходатайством, содержал просьбу о переводе осужденного из исправительного учреждения одного региона в другой субъект Российской Федерации для поддержания социальных связей с родственниками и в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья. От ФСИН России был получен лаконичный ответ:

«На Ваш запрос будет дан ответ после получения от осужденного согласия на обработку его персональных данных».

Представляется, что подобные результаты есть не что иное, как произвольное толкование правоприменителем п. 3 ч. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре об отказе в предоставлении запрошенных сведений в случае их отнесения законом к информации с ограниченным доступом.

В очередной раз стоит вспомнить приведенное выше исследование 60 различных видов тайн и конфиденциальных сведений.

Действительно, указанных тайн и сведений с первого раза невозможно перечесть: государственная, врачебная, банковская, коммерческая, нотариальная, персональных данных, аудиторская, усыновления (удочерения), завещания и другие тайны.

При этом все эти тайны — не что иное, как способ отнесения законом сведений к информации с ограниченным доступом.

Однако законодательного определения понятия «информация с ограниченным доступом» не установлено. Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»4 лишь абстрактно устанавливает положения об ограничении доступа к информации.

В этой связи более верной представляется позиция, отраженная в возвращенном члену Совета Федерации А. В. Белякову законопроекте, о сужении оснований для отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу до сведений, отнесенных законом к государственной тайне5.

В противном случае адвокатский запрос ничем не отличается от обращения гражданина по правилам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»6. Однако адвокат — профессиональный участник уголовного судопроизводства, имеющий и без того ограниченный процессуальный арсенал.

Отказать адвокату в мотивированном и законном запросе — значит, отказаться от принципа состязательности сторон.

Приведем два судебных решения, которые показывают, какие сведения адвокат не праве получить по запросу.

Запрос о свидетеле. П. был осужден за то, что мошенническим путем взял кредиты у банка с помощью паспортов нескольких лиц. В ходе очной ставки с П. свидетель Н.

сообщил, что служба судебных приставов возбудила в его отношении исполнительное производство по делу о невозврате кредита. При этом Н. лично не имел отношение к кредиту, а был одним из тех, через кого П. брал кредиты в банке. Таким образом, после того, как П.

был осужден, и выяснилось, что свидетель Н. не должен банку, возместить убытки кредитной организации должен был только П.

После вынесения приговора банк обратился в суд с гражданским иском к П. о возмещении ущерба, нанесенного преступлением. Чтобы банк не взыскал деньги дважды (и с П., и с Н.), адвокат П. запросил в службе судебных приставов данные об исполнительном производстве в отношении свидетеля Н. Однако приставы отказались представлять сведения адвокату.

Пермский краевой суд в кассационном определении от 31.08.2010 по делу № 33–7656 признал действия приставов законными.

Суд указал, что адвокат ошибается, если считает, что вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, безотносительно лица, в отношении которого он собирает сведения.

По мнению суда, «собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, адвокат вправе только в отношении лица, чьи интересы он представляет». А иное «могло бы привести к нарушению интересов иных лиц, то есть к злоупотреблению правом».

Запрос о счетах в банках. Санкт-Петербургский городской суд в кассационном определении от 19.12.

2011 № 33–18828 констатировал, что справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении, нотариальным конторам — по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств. Непредоставление полных сведений о вкладе на имя Ч.С.Д. адвокату на основании запроса не может расцениваться как незаконное действие банка, поскольку адвокаты по закону не вправе получать такую информацию.

Чтобы госорганы и другие адресаты не игнорировали запрос и представляли достоверную информацию, можно порекомендовать брать от доверителя письменное согласие на обработку его персональных данных, о чем указывать в тексте запроса. Это не позволит адресату без причины отказаться от его исполнения.

Адвокатский запрос — бесплатная уголовная онлайн консультация 24 часа

Что такое адвокатский запрос, поясняет адвокат Александр Жужукин: в соответствие со ст. 6 п.

3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

По общему смыслу ст. 48 Конституции РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», полномочия адвоката совершать определённые действия для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю при взаимодействии с третьими лицами (органами государственной власти….

и иными организациями) возникают при наличии соглашения на оказание юридической помощи либо поручения на осуществление защиты при оказании правовой помощи на основании постановления соответствующего органа дознания, предварительного расследования, суда или поручения органов Адвокатской палаты.

Адвокатский запрос как составная часть оказания квалифицированной юридической помощи является легитимным лишь при наличии соглашения (поручения или назначения) на оказание юридической помощи.

Именно оказание квалифицированной юридической помощи по конкретному поручению даёт право адвокату истребовать необходимую информацию и порождает встречную обязанность государственных, муниципальных органов и иных организаций (в том числе и коммерческих, оказывающих платные услуги населению по предоставлению информации) предоставить требуемые сведения набезвозмездной основе. 

Таким образом, ссылка в адвокатском запросе на наличие соглашения (поручения, назначения) как основания для осуществления адвокатской деятельности по конкретному делу в запросе является необходимой. При этом, никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления самого соглашения (ст.

6 ч.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Полномочия адвоката, в соответствие со ст. 6 ч.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», оформляются ордером (в случаях предусмотренных федеральным законом) либо доверенностью (в иных случаях).

Поскольку необходимость предъявления ордера для получения сведений по запросу адвоката не следует из федеральных законов, то прилагать к запросу ордер не обязательно. Исключение составляют запросы во исполнение поручений по уголовным делам, поскольку согласно ст. 49 УПК РФ адвокат допускается к участию в уголовном деле на основании ордера.

Читайте также:  Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации"

Поскольку иного не установлено, ордер является необходимым документом для вступления в уголовное дело в качестве защитника на любой стадии (в том числе и в стадии исполнения приговора). Кроме того, ордер прилагается к запросу в том случае, если получение доверенности невозможно (например, при назначении представителем ответчика в порядке ст.

50 ГПК РФ и т.д.). 

Таким образом, к адвокатскому запросу должен быть приложен ордер или доверенность от гражданина (или организации), в интересах которого адвокатом оказывается юридическая помощь.

Поскольку законом в данном случае прямо не предусмотрена нотариальная форма доверенности, то доверенность может быть составлена в простой письменной форме.

Кроме того, в доверенности должно быть указано на наличие между адвокатом и доверителем соглашения (данная информация удостоверяется печатью и подписью руководителя адвокатского образования).

В случае истребования сведений в отношении доверителя, относящихся к его персональным данным (в случае, когда предоставление такой информации не запрещено законом — см. далее), в доверенности должно быть отражено согласие доверителя на передачу адвокату указанных сведений. Для удобства может быть рекомендована примерная форма доверенности (приложение № 1). 

Сам бланк адвокатского запроса должен содержать сведения об адвокате (Ф.И.О.

, сведения о принадлежности к адвокатскому образованию, номер адвоката в реестре адвокатов Адвокатской палаты, ссылку на наличие соглашения с доверителем, ссылку на необходимость запрашиваемых сведений для оказания конкретной юридической помощи, например: для дачи консультации по правовому вопросу, для составления искового заявления в суд и т.д.) Подпись адвоката может быть заверена руководителем адвокатского образования. Примерный бланк запроса прилагается (приложение № 2)

Определённую сложность вызывает вопрос о возможности истребования адвокатом сведений, представляющих личную, семейную и др. тайны, другую информацию, запрет на распространение которой следует из Конституции РФ и Федеральных законов.

Право адвоката на сбор сведений в отношении других лиц и подготовка адвокатского запроса вытекает из:

  • Положений ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
  • ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». 
  • Иных отраслевых процессуальных законов, предоставляющих адвокату процессуальные права по сбору доказательств.

В то же время, ст. 23 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ст. 24 Конституции РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Данное право также гарантирует ст. 8 КОНВЕНЦИИ от 4 ноября 1950 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД». В соответствие с. ч. 3 ст.

55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подразделяет информацию в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную информацию, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, и информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 9), при этом федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (часть 4 статьи 9).

Законом РФ ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27 июля 2006 года установлен неполный перечень защищенных персональных данных о гражданине. В соответствии с п.1 ст.

3 указанного закона, персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Ограничение доступа к определенной информации следует и из ряда других ФЗ (врачебная тайна, банковская тайна, коммерческая тайна, государственная тайна и др.).

Вышеуказанными отраслевыми ФЗ, соответственно, предусмотрена возможность рассекречивания сведений, составляющих банковскую, врачебную и т.д. тайну по запросу судов и следственных органов.

 По запросу адвоката подобная информация не предоставляется.

  • В то же время, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4).
  • Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
  • В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная обязанность также вытекает из положений ст. 48 Конституции РФ, закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.

14 ФЗ «О персональных данных», которые предусматривают право граждан и встречную обязанность соответствующих органов предоставить гражданину информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Т.

е исключение представляют случаи, если запрашиваемая информация в отношении конкретного лица, давшего согласие на разглашение, не может быть предоставлена без нарушения конституционных прав и свобод других лиц, не давших согласие на разглашение либо в силу других заслуживающих внимание интересов личности, общества и государства. Согласно ст.14 ч.3 ФЗ «О персональных данных», доступ к своим персональным данным осуществляется по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос на доступ к своим персональным данным должен включать в себя: фамилию, имя, отчество, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, личную подпись (либо подпись законного представителя).

Анализ вышеперечисленных законов позволяет прийти к следующему выводу: при сборе адвокатом конфиденциальной информации в отношении доверителя, органы гос. власти, местного самоуправления и т.д. обязаны предоставить такую информацию в отношении доверителя лишь в том случае, если информация запрашивается по его инициативе и содержит предусмотренные ст. 14 ФЗ «О персональных данных» реквизиты. При этом необходимо отметить, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 10 ФЗ «О персональных данных» (при наличии письменного согласия субъекта персональных данных и т.д.). Согласие доверителя на разглашение информации в отношении себя в случаях, когда имеется возможность получения информации непосредственно им, оформляется путем подачи заявления в соответствующий орган (оператору персональных данных). Согласно ст. 9 ч.1 ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. 

В соответствии с п. 4 ст.9 ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

  • фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.
Читайте также:  Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Учитывая требования закона «О персональных данных», информация о персональных данных доверителя может быть получена не любым адвокатом, а только адвокатом, представляющим его интересы по соглашению.

Соответственно, к запросу адвоката должна быть приложена доверенность, с обязательным указанием на делегирование адвокату полномочий на сбор конкретных персональных данных в отношении доверителя, срока полномочий, других данных и реквизитов, предусмотренных ст.ст. 9 и 14 вышеназванного ФЗ.

Приложение 1

                                                      ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Ф.И.О.,__________ года рождения, прож. по адресу:____________________,

  1. паспорт серия_______, №,_______, выдан УВД города _________________ края (области)
  2. _________года, доверяю адвокату адвокатского образования ________ в городе_______ ,
  3. имеющего регистрационный номер ________ в реестре адвокатов Адвокатской палаты

Воронежской области, удостоверение № __________Ф.И.О. проведение

  • подготовительных действий для оказания мне квалифицированной юридической помощи,
  • в том числе для дачи консультации по правовым вопросам, подготовки искового
  • заявления в суд или возражения на исковое заявление.
  • С указанной целью доверяю адвокату:
  • — собирать сведения, необходимые для оказания мне юридической помощи, в том числе
  • запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти,
  • органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций
  • — совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации

— даю согласие оператору (см. ссылку в конце стр.) на передачу адвокату

  1. по его запросу информации в письменном виде, относящейся к персональным данным в отношении
  2. меня, а именно:______________________________________________________
  3. Доверенность выдана сроком на один месяц и является легитимной только при предъявлении
  4. (получении) её в качестве приложения к запросу моего представителя – адвоката.
  5. Доверенность может быть отозвана в период её действия путём подачи оператору соответствующего письменного заявления.

ДАТА: ПОДПИСЬ: (Ф.И.О.)

Наличие соглашения на оказание юридической помощи подтверждаю. М.П.

Руководитель адвокатского образования: (Ф.И.О.)

  • оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных
  • Приложение 2

РУКОВОДИТЕЛЮ_______________________ ________________________________________ ________________________________________ АДРЕС:_________________________________

________________________________________

  1. АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС
  2. Адвокат адвокатского образования ________ в городе_______Воронежской области, имеющего регистрационный

номер ________ в реестре адвокатов Адвокатской палаты Воронежской области, удостоверение № __________Ф.И.О.,

находящегося по адресу:_________________________________ для оказания квалифицированной юридической помощи

гражданину_____________________________, в том числе для дачи консультации по правовым вопросам, подготовки

искового заявления в суд (возражения на исковое заявление), в соответствии со ст. 24 ч.2, 48 Конституции РФ, со

ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прошу Вас предоставить следующую информацию:

  • __________________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________
  • Приложение: копия доверенности (ордера)

ДАТА:                                                                        ПОДПИСЬ: (Ф.И.О.)

Наличие соглашения на оказание юридической помощи подтверждаю. М.П.

Руководитель адвокатского образования: (Ф.И.О.)

Истребование доказательств по запросу адвоката

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от
24.07.2007г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации»*  (пп. 1 п. 3 ст. 6)
закрепил за адвокатом право на сбор сведений, необходимых для оказания
юридической помощи, в том числе путем запроса справок, характеристик и иных
документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, а также иных организаций (далее — органов и
организаций). Таким образом, при оказании любой юридической помощи адвокат
имеет право собирать необходимые сведения, в том числе путем запроса
документов, их содержащих. Когда речь идет об оказании адвокатом юридической
помощи в сфере гражданского судопроизводства (в качестве представителя),
полученные таким образом документы могут стать доказательствами по делу.

Проанализировав данное извлечение, можно выделить один
важный момент, а именно: только оказывая юридическую помощь, адвокат вправе
запрашивать справки, характеристики и другие документы. Сам по себе адвокатский
статус не дает лицу, им обладающему, никаких дополнительных процессуальных
возможностей. Необходимы действия в интересах лица (лиц).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ участие
адвоката в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве
является оказанием юридической помощи.

Таким образом, представляя интересы доверителя в
гражданском процессе, адвокат имеет право собирать письменные доказательства
путем своего официального запроса.

Пункт 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ указывает, что в
случаях, предусмотренных Федеральным законом, адвокат для исполнения поручения
должен иметь ордер, например для представления интересов в гражданском
процессе.

В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании
доверенности, причем, как следует из смысла названного п. 2, законодатель имел
в виду случаи, когда доверенность является единственным документом,
уполномочивающим адвоката на оказание юридической помощи.

Гражданское
судопроизводство к таким случаям не относится.

 По мнению Брюховецкого Н.

 «адвокат имеет право запрашивать документы,
необходимые для использования в гражданском судопроизводстве, на основании
ордера как в период досудебной подготовки, так и после принятия судом искового
заявления (заявления) к производству, причем сведения, которые запрашивает
адвокат, могут содержать информацию, касающуюся не только лично доверителя, но
и других лиц»**.

 ———————————

* СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

**»Ордер как основание для сбора информации
адвокатом в гражданском процессе» (Н. Брюховецкий)  («Адвокатская практика», 2007, N 1)

———————

В тоже время адвокат вправе получать информацию в
интересах своего доверителя на основании доверенности.

 На вопрос адвоката о правомерности действий
налогового органа, отказавший предоставить информацию  о порядке налогообложения доходов физических
лиц, Представитель Пензинской налоговой службы порекомендовал адвокату
обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим запросом как уполномоченному
представителю налогоплательщика с подтверждением своих полномочий в
соответствии со ст. 29 НК РФ.

Согласно п.3 ст. 29 НК,  уполномоченный представитель налогоплательщика-организации
осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации*.

 Адвокат М.

обратился в
Домодедовскую таможню с запросом о предоставлении таможней сведений о каталогах
иностранных организаций, содержащих ценовую информацию о товарах, на основании
которой таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров, перемещаемых
физическими лицами через таможенную границу, а также об источнике получения, местах
размещения этих каталогов и о возможности физических лиц свободного пользования
каталогами после получения ручной клади и сопровождаемого багажа.

Решением** Домодедовской
таможни в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано на
основании отсутствия доверенности на представление интересов соответствующего
заинтересованного лица, как установлено пунктом 2 статьи 6 Федерального закона
от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации».

ФТС России была
рассмотрена жалоба адвоката М. на решение Домодедовской таможни об отказе в
предоставлении вышеуказанных сведений по запросу.

По результатам изучения
материалов жалобы решение Домодедовской таможни об отказе в предоставлении
информации по запросу М. было признано правомерным по следующим основаниям.

  • В соответствии с пунктом
    10 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации одними из основных
    функций таможенных органов являются информирование (статья 23) и
    консультирование (статья 25) в области таможенного дела.
  • В соответствии со
    статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации с запросом в таможенный
    орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия
    либо о причинах непринятия решения или несовершения действия вправе обратиться
    лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом
    принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого
    решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение
    установленного срока, и интересы которого затронуты непосредственно и
    индивидуально.
  • Ввиду отсутствия в
    тексте запроса ссылки на какое-либо принятое решение, совершенное действие или
    бездействие Домодедовской таможни или ее должностного лица по отношению к
    заявителю, он не подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном положениями
    статьи 23 Таможенного кодекса РФ.

———————

* «Собрание законодательства РФ», N 31,
03.08.1998, ст. 3824.

Ссылка на основную публикацию