Статья 13.3. требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами

Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами

С 1 января 2019 года Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Суть реформы заключается в необходимости сосредоточения всех этапов процесса обращения с отходами у регионального оператора, отобранного на конкурсной основе, в целях установления единых принципов ценообразования в данной сфере, строительства современных комплексов обращения с отходами, избегания вывоза отходов в несанкционированные места.

Региональный оператор по обращению с ТКО – это организация, которая несет ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами содержит информацию об основных источниках образования отходов, количестве образующихся отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, согласованную схему движения отходов на территории области и основные маршруты перевозчиков отходов. Частью территориальной схемы является ее электронная модель, представляющая собой геоинформационную систему, которая создана для упрощения анализа и более оперативного получения данных, содержащихся в схеме.

В схеме зафиксированы принятые и планируемые решения по развитию в целом системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами.

Учтен принцип зонирования территории Ростовской области, включающий строительство 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (Волгодонской, Мясниковский, Красносулинский, Новочеркасский, Морозовский, Сальский, Неклиновский, Миллеровский).

МЭОКи – это современные комплексы по обращению с отходами, в состав которых будут входить: современный полигон по захоронению брикетов неутильной части ТКО, мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов. Все региональные операторы в Ростовской области являются инвесторами строительства отходоперерабатывающих комплексов в зоне МЭОК.

В ходе реализации соглашений в зонах деятельности каждого МЭОК региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются договоры с населением и юридическими лицами, у которых образуются отходы (ч.4 ст. 24.7 ФЗ-89, ч. 5 ст.

30 ЖК РФ), обеспечивается деятельность для дальнейшего строительства межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК), приобретаются контейнеры и коммунальная техника, реализуются иные направления по введению новой системы обращения с отходами.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Федеральная схема обращения с отходами — что это такое?

Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами

В соответствии со статьей 14.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности утверждается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности.

Указанная схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений и информации, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, и включает в себя:

  • сведения о видах отходов I и II классов опасности, об источниках образования отходов I и II классов опасности, о нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, утвержденных в отношении отходов I и II классов опасности;
  • сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
  • сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности;
  • сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности;
  • схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
  • данные о целевых показателях по обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности;
  • баланс количественных характеристик образования отходов I и II классов опасности с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;
  • данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
  • данные об оценке потребностей в финансировании планируемых строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требования к ее составу устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14.3. ФЗ «Об отходах производства и потребления»: 1. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для разработки и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. 2. Оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности является федеральный оператор. 3. Порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, состав информации для включения в указанную систему, формы, сроки и порядок ее представления, порядок доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Порядок информационного взаимодействия государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности с другими государственными информационными системами устанавливается Правительством Российской Федерации. 5. Информация об отходах I и II классов опасности, образующихся в результате деятельности для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и информация, составляющая государственную тайну, не подлежат размещению в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. 6. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

Таким образом, если в результате деятельности ЮЛ или ИП образуются отходы 1 и 2 класса опасности, то существует обязанность по предоставлению соответствующей информации в единой системе учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 класса опасности. Тоже самое касается и операторов по обращению с отходами — тех, кто принимает для дальнейшего обезвреживания отходы 1 и 2 класса опасности.

П. 4 ст. 14.2 применяется по истечении одного календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ).

В настоящее время я не нашла информации, то данная схема утверждена — планируемая дата утверждения федеральной схемы по обращению с отходами 1-2 класса опасности — 4 квартал 2020 года. Таким образом, с даты утверждения схемы есть один год для того чтобы предоставить информацию по образующимс отходам 1,2 класса опасности.

Федеральная схема обращения с отходами 1 и 2 класса опасности регламентируется:

  • Постановлением Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами 1 и 2 класса опасности»;

Суды об объеме и массе тко

Источник: http://www.ecoindustry.ru/news

Комментирует Светлана Дубинчина, советник Юридической фирмы LECAP.

Одним из выделяющихся событий 2018 года стало вмешательство третьей власти (судебной) в определение правил установления тарифов операторов в сфере обращения с отходами.

Среди вопросов, оказавшихся в центе рассмотрения судами, был вопрос о практике применения положений пункта 18 Основ ценообразования, которые определяют, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы, или при ее отсутствии – исходя из нормативов накопления ТКО.

Обратим особое внимание на то, что согласно подпункту а) пункта 58 Основ ценообразования, отклонение фактического объема (массы) принятых ТКО от объема (массы), учтенного при установлении тарифов, является одним из оснований корректировки тарифов по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в Методических указаниях.

Читайте также:  Статья 11. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом

Таким образом, расчетный объем становится значимым показателем в обеспечении получения дохода любого оператора, осуществляющего регулируемые виды деятельности в отрасли по обращению с ТКО.

  • Проблемы практики выявили три прикладных аспекта:
  • (1) закрытость данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года,
  • (2) ошибки в содержании территориальных схем по обращению с отходами,
  • (3) необходимость утверждения единого тарифа регионального оператора в условиях, когда часть территориальной схемы признана недействительной.

Данные проблемы носят прикладной правоприменительный характер и уже повлияли, и повлияют также в перспективе на размер тарифа регионального оператора.

Содержащиеся в территориальной схеме данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов необходимо критично оценивать с учетом того, что во многих регионах территориальные схемы были утверждены до утверждения нормативов накопления, в связи с чем их положения могут не компилироваться с Правилами определения нормативов накопления ТКО (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269) и принятыми во исполнение данного постановления приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.

Обратим внимание на три ключевых судебных кейса, касающихся данного вопроса.

КЕЙС 1: Объем и (или) масса ТКО в территориальной схеме должны быть определены исходя из нормативов накопления ТКО. Расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. № 7-АПГ17-7. В данном деле рассматривался вопрос о признании недействующей территориальной схемы обращения с ТКО Ивановской области на период 2016 – 2031 гг.

в связи с тем, что раздел схемы не соответствовал требованиям законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; в схему включены неправильные сведения о количестве образованных и размещенных ТКО, что затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с ТКО по экономически обоснованной цене.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

Из содержания территориальной схемы следовало, что ввиду отсутствия точных данных о количестве ТКО, образующихся в жилом секторе Ивановской области, Департаментом произведен расчет по формуле, которая определяет количество отходов IV и V классов опасности (тонн в год), как произведение количества жителей (чел.) и нормы накопления отходов (тонн/чел. в год).

Источниками сведений о количестве ТКО, образующихся в нежилом фонде Ивановской области, послужили данные, полученные в результате анкетирования муниципальных образований Ивановской области, а также данные статистической отчетности.

Суд апелляционной инстанции указал, что приведенный в схеме расчет количества ТКО является необоснованным и непроверяемым и нарушает права и законные интересы потребителей.

Согласно статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Отсутствие на момент утверждения территориальной схемы Методических указаний не свидетельствует о правильности расчета Департаментом количества ТКО, поскольку в расчете использованы произвольные величины. Кроме того, расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

В отсутствие утвержденных нормативов приведенное в схеме понятие «нормативы накопления твердых коммунальных отходов» использовано в целях определения ориентировочного количества ТКО, образующихся в жилом фонде, и условного выделения доли этих отходов из общего количества; данные сведения приведены в схеме как ориентировочные, каких-либо правовых последствий использование данных нормативов не имеет.

Оспариваемая территориальная схема утверждена на долгосрочный период 2016 — 2031 гг.

Действующее законодательство в области обращения с отходами допускает возможность изменения территориальной схемы, но в настоящее время количество ТКО, определенное в схеме, не пересчитано, следовательно, может повлиять на ценообразование в рассматриваемой сфере регулирования и повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.

Территориальная схема была признана недействительной с даты принятия судебного решения.

КЕЙС 2: Признание территориальной схемы недействительной в части, не является стоп-фактором для определения расчетного объема ТКО при определении тарифов.

Указанная в Кейсе 1 тема получила свое развитие в другом деле (см. Апелляционное определение Верховного суда РФ от 21 ноября 2018 г. № 7-АПГ18-8), когда рассматривался вопрос о порядке определения расчетного объема ТКО при определении тарифа регионального оператора в Ивановской области.

Региональный оператор обратился в Ивановский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 2, 3 Постановления № 177-к/4, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 г.

№ 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее также – Методические указания).

Верховный суд РФ в своем Апелляционном определении от 21 ноября 2018 года по данному делу обратил особое внимание на порядок применения пункта 18 Основ ценообразования в связке с положениями пунктов 85, 86 и 95 Методических указаний.

В частности, суд указал:

«Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг. Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Методических рекомендаций.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор (QPO (WPO), и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (QOj (WOj).

Пунктом 95 Методических указаний предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины QOj (WOj) и QPO (WPO) определяются в соответствии с пунктом 86, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO), определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проанализировав указанные нормы в их взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объем (масса) ТКО для расчета единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами подлежит определению в следующем порядке:

– на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;
– в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы;
– при отсутствии территориальной схемы — исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
Поскольку территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016 — 2031 гг. была утверждена в 2016 г., статус регионального оператора был присвоен Обществу в 2017 г. и, соответственно, сведения о динамике образования в Ивановской области ТКО за последние 3 года отсутствовали, а сама Территориальная схема решением Ивановского областного суда от 19 апреля 2017 г. с учетом его изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. была признана не действующей в части раздела 3 «Количество образующихся отходов», в рассматриваемом случае Департаменту следовало при расчете тарифов учитывать количество отходов QOj(WOj) и QPO (WPO), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договоров на оказание услуг».

Читайте также:  Глава VI. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

КЕЙС 3: При определении расчетного объема ТКО для целей установления тарифа необходимо учитывать наличие у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема (технико-экономические параметры эксплуатируемого им объекта по обращению с ТКО)

Третьим, обращающим на себя внимание судебным решением, необходимо назвать Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 7 июня 2018 г. N 18-АПГ18-18.

В данном деле при установлении тарифов были использованы данные территориальной схемы, имеющие расхождения с фактическим объемом ТКО, который может быть обработан с использованием конкретного объекта и технико-экономических параметров эксплуатируемого объекта. По мнению истца, расчетный объем ТКО необоснованно определен не на основании данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года, а исходя из данных территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии – исходя из нормативов накопления ТКО. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Установленный в производственной программе в области обработки ТКО показатель производственной деятельности – 240 231 тонна соответствует сумме расчетных объемов ТКО для г. Геленджика и г. Новороссийска согласно разделу 6 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» территориальной схемы.

В то же время, как следует из территориальной схемы, проектная вместимость и фактическая мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» полигона твердых бытовых отходов, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, составляет 80 000 тонн. Из представленных Обществом данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год (2016), достоверность которых административным ответчиком не оспаривается, возможность достижения тех производственных показателей, которые установлены Обществу Приказом № 9/2017-тко, не следует. Предусмотренные производственными программами мероприятия (капитальный ремонт оборудования и укладка временной дороги к картам полигона) увеличения проектной вместимости объекта размещения до указанных значений также не предполагают.

Таким образом, в силу приведенных положений нормативных правовых актов установление показателей производственной деятельности на основании полученных расчетным путем показателей количества образующихся отходов в населенных пунктах, обслуживаемых оператором по обращению с ТКО, без учета наличия у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема отходов является недопустимым.

Принимая во внимание указанные обстоятельств,а и тот факт, что наряду с данными учета Обществом были предъявлены другие подтверждающие показатели отчетности документы (сводные реестры объемов по договорам на прием и размещение ТКО, договоры на оказание услуг по размещению ТКО, сводные реестры контрагентов). Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, подтвердившего правомерность действий Комиссии, отказавшейся использовать данные о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данные о динамике образования ТКО за последние 3 года.

С учетом допущенных регулирующим органом нарушений при установлении в производственных программах Общества планируемых объемов обрабатываемых, обезвреживаемых и размещаемых ТКО, а также при применении в расчете тарифов расчетной массы ТКО без учета фактических данных оспариваемые нормативные правовые акты об установлении тарифов были признаны недействующими.

Федеральную схему по обращению с отходами надо переработать. Или сжечь

Мнение эксперта 5 минут 11/06/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

В конце апреля зампред правительства Виктория Абрамченко одобрила первый проект федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Он представляет собой интерактивную карту, на которой указаны источники образования отходов, объекты инфраструктуры и маршруты движенияТКО.

Однако схема, подготовленная госкомпанией «Российский экологический оператор», не соответствует целям мусорной реформы: большая часть планируемых объектов по обращению с отходами относится к наименее приоритетным способам – сжиганию и захоронению, а не к переработке.

Ни себе ни людям

Мусорная реформа, начатая в 2014 году, должна была создать современную отрасль по обращению с ТКО по аналогии с европейской моделью, где главный фокус – перенаправление потоков отходов с полигона на переработку.

Именно в конце 2014 года и были приняты поправки в федеральный закон, обозначившие приоритеты госполитики: максимальное использование исходного сырья, предотвращение образования отходов и уже только потом сокращение образования и снижение класса опасности, то есть раздельный сбор и переработку.

Федеральная схема — это компиляция территориальных схем по обращению с отходами субъектов, ни одна из которых не соответствует требованиям законодательства в части приоритетов госполитики. Все терсхемы рассчитаны на полигоны, свалки, сортировку смешанных отходов и сжигание.

Это подтверждают и представители законодательной власти.

В марте 2020 года председатель комитета по экологии и охраны окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов обратил внимание на несоответствие содержания терсхем федеральному законодательству: «У нас 23 субъекта нарушили закон откровенно. Из тех, кто формально требования выполнил, но не выполнил по духу, это ещё примерно две трети субъектов».

По федеральному закону «Об отходах производства и потребления» именно субъекты отвечают за обращение с отходами, в том числе — за привлечение средств и поиск инвесторов для создания инфраструктуры.

Поскольку регионы зачастую ограничены в этих возможностях, они продолжают делать ставку на уже устаревшие способы обращения с отходами — мусорные полигоны.

Отсутствие чётких и своевременных директив из центра по развитию отрасли обращения с ТКО сильно тормозит возможности регионов по созданию мощностей по переработке и сортировке ТКО.

Сжигать — не перерабатывать

Федеральная схема не решает задачу создания в России отрасли переработки. Заявления президента Владимира Путина о необходимости кардинального снижения объёма отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора и в целом о важности перехода на циклическую экономику пока остаются словами и не находят реального подтверждения.

«В документе нет отдельной информации о перерабатывающих мощностях в России, что напрямую связано с реформированием института расширенной ответственности производителя (РОП) и с созданием полноценной инфраструктуры раздельного сбора и переработки в стране.

 Это подтверждает и поручение вице-премьера Абрамченко доработать федсхему, в которой необходимо указать перерабатывающие мощности по видам вторичного сырья. Эта мера позволит соотнести российские мощности и объёмы образующегося вторсырья для последующей переработки. Кроме того, необходимо оценить потребность субъектов в перерабатывающих мощностях.

В некоторых случаях эффективнее будет создавать межрегиональные предприятия по переработке».

Мировой опыт показывает, что для эффективного решения проблемы надо стараться не только направлять отходы на переработку, но и предотвращать их образование.

Наглядный пример — директива ЕС «Об ограничении одноразового пластика», по которой десять наиболее часто встречающихся загрязнителей европейских берегов — одноразовые пластиковые товары — попадут под запрет.

Одноразовые пластиковые тара и упаковка выпадают из системы раздельного сбора, трудно извлекаются на сортировках и не востребованы на рынке вторичного сырья.

В проекте федсхемы нет ни слова о реализации высших приоритетов госполитики. Да и изменения законодательства в конце прошлого года, которые приравняли сжигание мусора с выработкой энергии к переработке, говорят о том, что налаживать систему раздельного сбора в России никто не торопится.

Содержание схемы и действия, которые предпринимает правительство наводят на мысль, что ведомства, отвечающие за мусорную реформу, ставят совсем иную цель – достичь показателей нацпроекта «Экология», а не создать современную отрасль обращения с отходами, которая позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе отказаться от создания как МСЗ, так и бóльшей части полигонов.

Тем не менее, зампред правительства Виктория Абрамченко, курирующая национальный проект «Экология», одобрила первый проект федеральной схемы обращения с ТКО.

Согласно ему, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% коммунальных отходов вместо 7 % в 2019 году. После обсуждения схемы с заинтересованными чиновниками, финальный вариант документа планируется утвердить осенью этого года.

Есть надежды на то, что документ будет переработан, однако суть, скорее всего, останется: отходы поедут на полигоны, в печи МСЗ и инсинераторов.

Неожиданностью стало решение «Экоинтегратора», регионального оператора по Архангельской области, отказаться от планов по установке 14 инсинераторов, которые были прописаны в обновлённой терсхеме.

Это произошло на волне массового недовольства населения планами регоператора. Вместо этого «Экоинтегратор» будет строить мусоросортировочные станции и пресс-компакты с малыми объектами компостирования.

Читайте также:  Статья 22.1. сроки хранения документов по личному составу

Изменения, по сообщению регоператора, будут внесены в терсхему.

Регионы смогут внести изменения в свои терсхемы в лучшем случае только осенью, по закону им необходимо обязательно пройти процедуру общественных слушаний, что крайне затруднительно сделать сейчас из-за карантинных мер по всей стране.

Газета «Коммерсант» проанализировала документ и сообщила, что минимум за 101 млрд рублей предполагается построить и реконструировать 868 мусорных объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора (это без планов «Ростеха» построить ещё 25 мусоросжигательных заводов), а также 351 мусорный полигон (253 новых). Предприятий переработки мусора среди новых объектов не больше десяти.

Планируется постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 млн тонн (минимум 115,7 млрд рублей) и 355 сортировочных станций (51,9 млн тонн, 201,8 млрд рублей), а всего в РФ образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год, из которых 35% — пищевые.

 53 станции предполагают компостирование отходов, 24 — производство топлива RDF (измельчение и прессование полезных фракций для последующего сжигания).

Предприятий же по переработке среди новых объектов — не более десяти, в основном это мощности по компостированию или производству RDF.

законы ноль отходов пластик раздельный сбор

Судебная практика терсхем обращения с отходами: ошибки и рекомендации

Анализ судебной практики территориальных схем субъектов, который подготовили: советник юридической фирмы LECAP Светлана Дубинчина, старший юрист Екатерина Патынская и юрист Олег Игнатьев совместно с Ассоциацией «Чистая страна».

Территориальная схема — это основной документ, регулирующий обращение с отходами в регионе, он обязателен для всех участников отрасли, а новые объекты могут быть созданы только при условии их наличия в схеме. По данным на 1 декабря 2018 года территориальные схемы по обращению с отходами утверждены во всех 85 субъектах РФ.

Из них в 71 субъекте РФ территориальные схемы были утверждены в 2016 году, в 13 субъектах РФ территориальные схемы были утверждены в 2017 году, в 1 субъекте РФ — в 2018 году.

В ноябре 2018 года один регион отменил свою территориальную схему — это Приморский край (Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12 ноября 2018 года № 484).

— Реклама —

1. Считайте количество образующихся отходов корректно

Рекомендация: при подготовке территориальных схем проводите замеры отходов по объекту каждой категории в каждый сезон в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО.

До начала инвестиционного процесса актуализируйте территориальные схемы, принятые до утверждения нормативов накопления.

В территориальной схеме должны быть отражены данные о количестве образующихся отходов с разбивкой по видам и классам опасности.

В Новосибирской области при определении количества образующихся отходов были приняты «оценочные данные — общая оценочная среднегодовая норма накопления» без проведения сезонных замеров.

Суд указал, что определение количества отходов без проведения замеров является произвольным, может повлиять на размер тарифа для населения и признал недействующим раздел схемы о количестве образующихся отходов (Решение Новосибирского областного суда от 28.08.2018 по делу N 3а-91/2018).

В Челябинской области было похожее судебное дело. На момент принятия территориальной схемы нормативы накопления не были утверждены.

При определении количества образующихся отходов в схеме использовалась величина норматива накопления ТКО согласно натурным исследованиям, проводимых в рамках разработки схемы, требования о проведении замеров отходов по объекту каждой категории в каждый сезон при расчете нормативов соблюдены не были.

Суд признал отдельные положения территориальной схемы о количестве образующихся отходов недействующими (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 48-АПГ18-20).

Аналогичное решение суда имело место в Ивановской области (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2017 N 7-АПГ17-7).

2. Включайте в территориальную схему объекты, соответствующие законодательству

Рекомендация: в перечень эксплуатируемых объектов включайте объекты размещения отходов, содержащиеся в ГРОРО. При выборе перспективного места для создания объекта обращения с отходами учитывайте требования экологического и санитарного законодательства, а также правила о размещении объектов на приаэродромной территории.

Регулирование территориальных схем осуществляется комплексным образом — отдельные его блоки должны соответствовать не только Закону об отходах, но и положениям, содержащихся в других актах, в том числе правилам, регулирующим создание и эксплуатацию объектов обращения с отходами.

Территориальная схема Ивановской области была признана частично недействующей, потому что в перечень эксплуатируемых объектов по обращению с ТКО был включен объект, отсутствующий в ГРОРО (Решение Ивановского областного суда от 09.01.2017 по делу № 3а-1/2017).

В Архангельской области суд признал территориальную схему недействительной в части определения перспективного места нахождения мусоросортировочной станции. Место нахождения станции было выбрано в границах населенного пункта, в санитарно-защитной зоне объекта (1000 м) находились жилая застройка, детские сады и школы (Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2018. № 1-АПГ17-19).

В Ульяновской области территориальная схема была признана недействительной, в том числе, поскольку предусматривала строительство полигона в пределах населенного пункта и на расстоянии менее 15 км от аэродрома (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.09.2017 № 80-АПГ17-11).

3. Разрабатывайте территориальные схемы в соответствии с документами территориального планирования

Рекомендация: несмотря на то что сегодня практика противоречивая, рекомендуем включать в территориальную схему сведения об объектах, которые предусмотрены документами территориального планирования муниципальных образований. Более того, мы не видим препятствий в реализации этих процессов параллельно.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования. Это требование Федерального закона «Об отходах производства и потребления». По вопросу о соотношении территориальной схемы и документом территориального планирования судебная практика пока неоднозначна.

В одном из судебных дел (Ульяновская область) рассматривался вопрос о том, что территориальная схема не содержит сведений об объекте обращения с отходами, который был предусмотрен документами территориального планирования муниципального образования и, кроме того, инвестиционным соглашением муниципального образования. Суд признал утверждение территориальной схемы без учета указанных документов неправомерным (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.09.2017 N 80-АПГ17-11).

4. Учитывайте правила об ограничении конкуренции

Рекомендация: при разработке территориальных схем рекомендуем обращать внимание на антимонопольное законодательство, которое не допускает ограничение конкуренции.

Направление всех потоков отходов на один объект в отсутствие достаточных оснований, когда в такой зоне есть иные объекты, потенциально может быть рассмотрено как создание дискриминационный условий для других операторов в регионе.

Нормы Закона о защите конкуренции о необоснованном препятствии осуществлению деятельности и создании дискриминационных условий распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов. Такое обоснование использовал суд по иску оператора, объект которого не был включен в утвержденную территориальную схему.

Необоснованное препятствование деятельности в области обращения с отходами иных организаций в зоне деятельности регионального оператора. Территориальная схема была признана недействительной в части графического рисунка, иллюстрирующего движение отходов в зоне деятельности регионального оператора (Решение Ульяновского областного суда от 16.01.2017 по делу N 3а-2/2017).

5. Утверждайте схемы в соответствии с предусмотренным порядком

Рекомендация: при разработке, утверждении или корректировке территориальных схем строго придерживаться порядка, установленного законодательством для соответствующей процедуры.

При этом учитывайте, что для каждой процедуры необходимо провести этап общественного обсуждения, предполагающий размещение проекта схемы на сайте и получение комментариев и предложений от любых заинтересованных органов и лиц.

С 1 января 2018 года утверждение территориальной схемы должно было происходить только после процедуры общественных слушаний по проекту схемы.

Однако порядок проведения таких слушаний был утвержден и начал действовать только 03 октября 2018 года (Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130).

Сложилась ситуация, когда территориальные схемы утверждались после вступления в силу требования закона об общественных обсуждениях, но до утверждения порядка проведения таких обсуждений.

В Республике Татарстан суд пришел к выводу, что отсутствие утвержденного порядка проведения общественных обсуждений не является основанием для непроведения таких обсуждений (Решение Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2018 по делу № 3а-560/2018).

При этом суд отметил, что субъект РФ вправе был сам утвердить порядок проведения общественных обсуждений или провести общественные обсуждения в соответствии с общепризнанными принципами.

О необходимости проведения общественных слушаний по проекту территориальной схемы было также отмечено в Решении Иркутского областного суда от 15 июня 2017 г. по делу № 3а-115/2017~М-89/2017.

6. Некоторые формальные нарушения

Рекомендация: при подготовке территориальных схем рекомендуем строго следовать правилам о составе и содержанию таких схем, предусмотренными статьей 13.3 Закона об отходах и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 года № 1130.

Часть дел об оспаривании территориальных схем обращения с отходами связана с отсутствием в схемах установленных законодательством сведений. Например, в Иркутской области суд признал территориальную схему недействительной из-за того, что графическая схема описывала несуществующие потоки движения отходов (дело № 3а-115/2017~М-89/2017).

В Ульяновской области территориальная схема признана недействительной в части раздела о потоках отходов. Формальное требование, которое отсутствовало в терсхеме, — количество образующихся отходов, а также графическое отображение движения обработанных отходов до объектов их утилизации (дело № 3а-2/2017).

В Новосибирской области терсхема признана недействительной в части раздела о количестве образующихся отходов из-за отсутствия разбивки сведений по классам опасности и по источникам образования отходов (дело № 3а-91/2018).

В Республике Саха (Якутия) терсхема признана недействительной в части ТКО по причине того, что не указаны наименования источников образования отходов, масштаб изображения субъекта РФ на рисунке не позволяет оценить точность и корректность нанесения точек расположения источников образования отходов, отсутствуют сведения о ежегодном образовании отходов, систематизированных не только по классам опасности, но и по видам отходов, согласно федеральному классификационному каталогу отходов систематизация по видам отходов в территориальной схеме отсутствует повсеместно, отсутствуют данные о нахождении мест накопления отходов (дело № 74-АПГ18-1).

Ссылка на основную публикацию