Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка

В Российской Федерации электроэнергетика является одной из важнейших отраслей топливно-энергетического комплекса и играет, безусловно, ключевую роль в экономике и обеспечении безопасности страны. При помощи электроэнергетики непосредственным образом обеспечивается функционирование всех отраслей экономики, она определяет ее основные показатели.

В ходе процесса реформирования электроэнергетики, ее государственной системы регулирования, отрасль вполне ожидаемо претерпела значительные изменения – были созданы конкурентный рынок электроэнергии и новые компании, основной деятельностью которых является генерация электроэнергии, был организован и запущен оптовый рынок (рынок электроэнергии на сутки вперед).

Реализация изменений имела вполне конкретную цель – создание потенциальных стимулов для повышения эффективности деятельности энергетических компаний, а также условий для создания благоприятного климата для привлечения наибольшего количества инвестиций в электроэнергетическую отрасль. Следует отметить, что контроль государства в сферах деятельности естественных монополий, таких как передача электроэнергии или осуществление диспетчерского управления, сохраняется и по сей день.

Государственный контроль подразумевает эффективное регулирование в подконтрольной сфере, что непосредственно способствует стабильному развитию экономики Российской Федерации, а также является неотъемлемой составляющей предпосылки общего роста благосостояния и роста уровня жизни населения страны в целом. Накопленный опыт публичной и доступной регламентации электроэнергетики имеет под собой многолетнюю историю.

Некоторые ключевые вопросы, связанные, например, с модернизацией действующего генерирующего оборудования и заменой его на новое, реализацией внедрения оборудования, функционирующего на основе возобновляемых источников энергии, несмотря на то, что формально процесс реформирования можно считать завершенным с 1 января 2011 г., на сегодняшний день нельзя считать решенными. Потенциально найти решение и преодолеть существующие проблемы в отрасли должно совершенствование механизма административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

Для Цитирования:

Демченко К. В., Основные принципы организации оптового рынка электроэнергии и мощности Российской Федерации. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации №6 2020. 2020;6.

Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала

Войти под своей учетной записью

Оптовый и розничный рынки электроэнергии

Оптовый рынок электрической энергии и мощности— это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России.

В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.

2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» — саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии— сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация — потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности — это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены  — для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены  — для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий. 

Читайте также:  Статья 18. Состояние войны

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории — это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии.

Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной.

В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

Ценовые категории дифференцируются:

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Ценовая категория Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке Тариф на передачу Обязанность планирования почасового потребления Необходимый учёт электроэнергии
1 Одноставочная цена одноставочный нет интегральный
2 Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток одноставочный нет зонный или почасовой
3 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час одноставочный нет почасовой
4 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час двухставочный нет почасовой
5 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час одноставочный да почасовой
6 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час двухставочный да почасовой

Правовые основы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности

Электроэнергия — широко распространенный термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой электростанцией в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем. Единица измерения — килоВатт в час (кВт-ч).

Мощность заявленная – мощность, определенная в договоре энергоснабжения или договоре оказания услуг по передаче электроэнергии, которую потребитель обязуется не превышать (исчисляется в мегаваттах — МВт). Используется для установления тарифов на предстоящий год.

Мощность максимальная – величина мощности, которая обусловлена составом оборудования потребителя, режимом работы и технологическим процессом работы потребителя. (Исчисляется в мегаваттах — МВт). Указывается в документах, выдаваемых после технологического присоединения (в акте о технологическом присоединении или акте разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон)

Мощность присоединенная – суммарная величина присоединенного к электросети оборудования потребителя, (исчисляемая в мегавольт-амперах – МВа). Т.е. зависит от количество устройств потребителя, которые могут потреблять электроэнергию

Законодательство РФ об электроэнергетике состоит из Гражданского

Кодекса РФ, Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов (правил, методических указаний),утверждаемых федеральными органами исполнительной власти.

Согласно вышеизложенному подходу, нормативно-правовые акты, определяющие основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, представлены в виде иерархической системы.

Гражданский кодекс РФ, часть II, глава 30, параграф 6 определяет базовые правовые нормы в отношениях между поставщиками и потреби-телями электроэнергии, а именно:− статья 539 ГК РФ регулирует отношения потребителей электро-энергии и энергоснабжающих организаций посредством договора энерго-снабжения; 44− договор энергоснабжения предусматривает количество электро-энергии, подаваемой потребителю, а также соблюдение режима электро-потребления;− количество поданной электроэнергии определяет в соответствии сданными учёта о её фактическом потреблении;− потребитель имеет право изменить количество потребляемой электроэнергии, определённое договором, при условии возмещения рас-ходов, понесённых энергоснабжающей организацией (ст. 541 ГК РФ);− оплата производится за фактически принятое количество электроэнергии в соответствии с данными учёта, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544ГК РФ).

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗявляется основным системообразующим нормативно-правовым докумен-том. В соответствии с ним, экономической и технологической основойфункционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электроэнергии и мощности на опто-вом и розничных рынках (ст. 5 № 35-ФЗ).

Оптовый рынок электроэнергии и мощности – сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.

Розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. 3 № 35-ФЗ). Статья 37. Основы организации розничных рынков

  • 1. Субъектами розничных рынков являются:
  • потребители электрической энергии;
  • поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона);
  • территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
  • субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков

Нормативно-правовой базой функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в развитии данного закона являются «Правила оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г.

№ 643с учётом изменений, внесённых Постановлением Правительства от31.08.2006 г. № 529, и «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электро-энергетики», утверждённые Постановлением Правительства РФ от31.08.

Читайте также:  Статья 2. Порядок определения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

2006 г. № 530.

Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ,РЭК субъектов РФ), а также их полномочия установлены Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ.

  1. В соответствии с данным нормативно-правовым документом ФСТ РФ (Федеральная служба по тарифам):
  2. – устанавливает порядок определения цены на электроэнергию
  3. (мощность), продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам;
  4. – определяет предельные объёмы и порядок продажи по нерегулируемым ценам электроэнергии (мощности) на оптовом рынке;

– устанавливает предельные уровни цен на электроэнергию, продаваемую производителями по нерегулируемым ценам (ст. 5 № 41-ФЗ).

РЭК (региональная энергетическая комиссия) субъектов РФ устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, за исключением электроэнергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (ст. 6 № 41-ФЗ).

Дальнейшим развитием нормативно-правой базы по вопросам ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии является Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» от 26.02.

2004 г. № 109.

Данным нормативным документом устанавливается система тарифов (цен), в которую входят регулируемые и свободные (нерегулируемые) цены.

Соответственно к регулируемым ценам на оптовом рынке электроэнергии относят: цены на электроэнергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по регулируемым договорам в рамках предельных объёмов продажи электроэнергии.

На розничных рынках электроэнергии относят: цены на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям (за исключением населения) в объёмах, соответствующих продаваемым по регулируемым ценам на оптовом рынке объёмам электроэнергии (мощности) (раздел II п. 3 ПП РФ № 109).

Из этого следует принципиальный вывод – объёмы электроэнергии, поставляемо гарантирующими поставщиками потребителям по регулируемым ценам на розничных рынках, должны быть равны объёмам электроэнергии, приобретаемым гарантирующими поставщиками по регулируемым ценам (регулируемым договорам) на оптовом рынке электроэнергии. Данный вывод подтверждается также положениями «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики (раздел 1 п. 4 ПП РФ № 530), устанавливающими соответствие объёмов покупки электроэнергии гарантирующими поставщиками по регулируемым ценам объёмам продажи электроэнергии на розничных рынках по регулируемым ценам. Продажа остальных объёмов электроэнергии на розничных рынках производится по нерегулируемым ценам в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители.

Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г.

№ 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединённых в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую –Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим

причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке продаются два товара – электроэнергия и мощность.

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности, поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 г., когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка

электроэнергии (мощности). Рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперёд, балансирующий рынок.

С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объёмов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа. Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объёмы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включённого в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объёма поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определённого в балансовом решении для соответствующего производителя. Объёмы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперёд (РСВ) и балансирующего рынка (БР). В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объёмы поставки.

Читайте также:  Статья 76. Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества

Рынок мощности. С 1 июня 2008 г. торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором.

Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объёме, непревышающем максимальную располагаемую мощность, учтённую Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ, в их ценовой зоне.

Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности. Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности

  • (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора.
  • Особенности правового регулирования розничного рынка электроэнергии и мощности
  • С принятием 4 ноября 2011 г. Постановления Правительства РФ № 877 на розничном рынке был введён новый принцип определения фактической мощности и новый принцип формирования одноставочной цены (тарифа), в результате чего были ликвидированы дополнительные

источники дохода энергосбытовых компаний. 4 мая 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 442 была утверждена новая редакция Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Правила, утверждённые ПП РФ № 442, сохранили для потребителей первой ценовой категории прежний порядок расчёта цены по остаточному принципу.

Цена для потребителей-одноставочников больше не зависит от их графика потребления и усилий по

энергосбережению, а полностью определяется поведением других участников рынка.

Основные принципы функционирования оптового рынка

Основные принципы функционирования оптового рынка

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 23.03.

2003 №35-ФЗ, представляет собой сферу обращения особых товаров — электрической энергии и мощности — в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации.

В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми и принимаемыми Ассоциацией «НП Совет рынка».

Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается также в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

  • В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг.
  • Основные принципы организации ОРЭМ
  • Основными принципами организации оптового рынка являются:
  • • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка;
  • • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  • Основными принципами организации оптового рынка являются:
  • • Федеральный закон от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
  • • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010г. № 1172 «Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»
  • • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»
  • • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»
Ссылка на основную публикацию