Статья 47. Порядок и сроки обжалования

Любой гражданин, привлеченный к административной ответственности может обжаловать постановление, согласно 30 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. В этой публикации мы подробно разберем порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Что представляет собой постановление об административном нарушении?

В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях.

Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом.

Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.

В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).

Постановление об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства.

В этом документе должны быть указаны:

  • дата, место составления
  • должность, орган, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол
  • данные о личности правонарушителя (фамилия, имя, отчество, год, дата и месяц рождения, место рождения, место жительства и работы)
  • место, время и фабула административного правонарушения
  • указание правовой нормы, которая нарушена и которой предусмотрена административная ответственность
  • фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются
  • объяснение лица. совершившего правонарушение
  • иные сведения. необходимые для разрешения дела

Этот документ имеет юридическую силу, т.е. нарушитель обязан исполнить его предписание и, например, оплатить штраф. Тем не менее, именно на этом этапе гражданин имеет право составить жалобу определенного образца, не согласившись с изложенными доводами по административному правонарушению.

Статья 47. Порядок и сроки обжалования

Кто может подать жалобу?

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:

  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
  • потерпевший
  • законные представители физического лица
  • законные представители юридического лица
  • защитник и представитель
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.

Образец жалобы

Вы можете скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении:

 Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Сроки обжалования постановления

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях –  в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Уважительными причинами являются:

  • болезнь нарушителя;
  • тяжелая болезнь его близкого родственника, ребенка, из-за чего ему пришлось ухаживать за ним;
  • пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия;
  • форс-мажорные события: грабеж, нападение, кража в квартире и т.п.

Во всех случаях решение о восстановлении сроков принимает вышестоящее лицо – например, начальник отдела МВД или вышестоящая структура МВД (или суд). Обязанность доказать факт уважительной причины лежит на гражданине – он должен принести документы из больницы, справки из полиции и т.п.

Для того, чтобы не ошибиться в расчёте периода для подачи жалобы, важно учитывать, что, когда последний день для обжалования выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Порядок обжалования постановления об АП

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении предусматривает, что оспорено может быть решение, оформленное:

  • судьей — в вышестоящий судебный орган;
  • коллегиальным органом — в суд районного уровня по месту нахождения этого коллегиального органа;
  • должностным лицом — компетентному лицу или в соответствующий орган, имеющий более высокое административное положение, или в районный суд. Например, обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД, оформленного сотрудником этого органа, направляется начальнику ГИБДД или заместителю руководителя;
  • другим органом, образованным с учетом положений законов субъектов РФ, — в районный суд (п. 1 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).

Алгоритм действий

Шаг первый —  установить административный орган или лицо, которым должна быть адресована жалоба для рассмотрения в соответствии с компетенцией, определенной законом.

Согласно статьи 30.2 КоАП РФ, жалобу, по выбору заявителя, уполномочены рассматривать:

  • вышестоящее должностное лицо (руководитель органа, сотрудник которого вынес постановление);
  • районный суд по месту рассмотрения дела (по постановлениям, вынесенным должностными лицами административных органов, административными комиссиями, мировыми судьями);
  • вышестоящий суд, по месту рассмотрения дела (по постановлениям, вынесенным судами общей юрисдикции).

Шаг второй — составьте мотивированную и обоснованную жалобу.

Текст жалобы должен включать в себя:

  • наименование органа, должностного лица или суда, уполномоченного рассматривать жалобу
  • данные подателя жалобы
  • данные о потерпевших
  • сведения о представителе (защитнике), если таковые участвуют в деле
  • название органа (суда), вынесшего постановление
  • цитирование заключительной части постановления (о назначении вида и размера административного наказания или прекращении производства по делу)
  • обстоятельства, по которым решение считаете неправильным или незаконным
  • указание норм закона, обосновывающих требования жалобы
  • само требование (отмена, изменение постановления, прекращение производства по делу)
  • перечень прилагаемых к жалобе документов
  • дата и подпись

Также важно приобщить к делу документы, на которые ссылается заявитель: фотографии, записи видеорегистратора, показания очевидцев (если на них основаны ваши доводы).

Шаг третий — подайте жалобу для её рассмотрения

На усмотрение заявителя, Кодекс позволяет направить (подать) жалобу непосредственно в орган (должностному лицу), который уполномочен рассматривать обжалуемое постановление или через орган (должностное лицо), вынесшие постановление по делу об АПН. В последнем случае, в срок, не превышающий трех суток со дня поступления жалобы, орган вынесший первичное решение, направляет её по месту рассмотрения со всеми материалами дела.

Жалоба подается лично или через представителя (защитника), действующего на основании доверенности (адвокатского ордера) либо отправляется по почте заказанным письмом с уведомлением о вручении и описью почтового вложения. Если жалоба направлена по почте, то датой её подачи будет считаться дата, указанная на оттиске почтового штампа.

Наглядно процедура подачи жалобы показана на схеме:

Статья 47. Порядок и сроки обжалования

Особенности подачи обращения в органы МВД

Гражданин может обратиться:

  1. К должностному лицу, имеющему более высокое положение относительно сотрудника, принявшего постановление о правонарушении (например, начальник отдела МВД).
  2. В вышестоящий орган МВД – например, Управление МВД по Тверской области.

Во всех случаях необходимо предоставить:

  • копию постановления;
  • свой паспорт;
  • жалобу на постановление об административном правонарушении, образец которой рассмотрен ниже;
  • по возможности – документы, которые подтверждают вашу позицию (например, письменные свидетельские показания).

Далее возможны 2 варианта – вышестоящий сотрудник либо соглашается с доводами гражданина, либо отклоняет их.

В любом случае выносится соответствующий документ, новое постановление, копия которого получается на руки гражданином.

Ее нужно обязательно сохранить, чтобы использовать в качестве доказательной базу в ходе дальнейшего рассмотрения дела в суде, в вышестоящем органе полиции или в прокуратуре.

Обжалование через суд

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

  • должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд
  • мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в  отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу.

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок.

Читайте также:  Статья 35. Признание и приведение в исполнение арбитражного решения

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;
  • 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Какие указывать обоснования подачи жалобы?

При обосновании жалобы на постановление об административном правонарушении можно ссылаться на следующие законодательные акты:

Статья 2.9. – малозначительность инцидента.

Имеется в виду, что событие не имеет особого значения, нарушение относится только к формальным, поскольку оно реально не затронуло чьих-то интересов и тем более не принесло материального или морального вреда.

В таких случаях закон предполагает альтернативу – устное замечание. Следует понимать, что суд или вышестоящее лицо вправе как согласиться с доводами предполагаемого нарушителя, так и отклонить их – т.е. на эту статью невозможно рассчитывать.

Статья 24.5. – здесь содержится целый ряд условий, при которых постановление может быть отменено:

  • состава нарушения нет или же нет как такового события, которое трактовалось полицейскими как нарушение;
  • гражданин нарушил закон, но только формально, ввиду того, что ему пришлось действовать, защищая себя (необходимая самооборона);
  • вступление в силу закона об амнистии, касающееся нарушенной статьи КоАП;
  • нарушение сроков давности по возбуждению дела.

Наиболее распространенными причинами для отмены или изменения постановлений с учетом имеющейся судебной практики являются:

  • неверное определение значимых для разрешения дела обстоятельств (решение АС Волгоградской области от 21.09.2015 по делу № А12-26190/2015);

Статья 47. Порядок и сроки обжалования. (1) Действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору

(2) Жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, в месячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о совершении действий, ущемляющих его права и законные интересы.

(3) Лицу, пропустившему срок обжалования по уважительной причине, пропущенный срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.Комментарий к статье 471.

Статья 47 комментируемого Закона регулирует конкретный вид отношений, связанных с защитой прав и свобод гражданина от неправомерных действий (решений) органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих.

Положения комментируемой статьи должны рассматриваться в аспекте нормативных предписаний Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изм., внесенными Федеральным законом от 15 ноября 1995 г. (14 декабря 1995 г.) N 197-ФЗ (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970), и гл. 24.1 ГПК РСФСР.

Психиатрические учреждения независимо от форм их организации и подчинения подпадают под перечень субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы гражданином, если в результате этих действий и решений нарушены его права и свободы, созданы препятствия для их осуществления, незаконно на гражданина наложена какая-либо обязанность. Следует заметить, что ч. 1 ст.

47 данного Закона определяет по сравнению с нормами упомянутого выше Закона от 27 апреля 1993 г. более широкий перечень лиц, действия которых могут быть обжалованы гражданином при оказании ему психиатрической помощи. Это медицинские работники, иные специалисты, работники социального обеспечения, работники образовательного учреждения.

Могут быть обжалованы также действия (решения) врачебных комиссий как коллегиальных органов, осуществляющих экспертные функции, кроме судебно-психиатрических, поскольку этот вид экспертиз не является оказанием психиатрической помощи и служит другим целям (см. комментарий к ст. 14 Закона). 2.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан понятие «медицинский работник» включает врачей и средний медицинский персонал (работники со средним медицинским образованием), профессиональные права и обязанности которых, их социальная и правовая защита, а также ответственность за причинение вреда здоровью граждан определены указанными Основами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Под «иными специалистами» понимаются работники психиатрических учреждений, которые имеют иную профессиональную квалификацию (например, психолог, специалист по трудовому обучению) и работают в соответствующих психиатрических учреждениях. К работникам социального обеспечения относятся государственные и муниципальные служащие, работающие в органах управления в сфере социальной защиты населения, в соответствующих специализированных учреждениях, а также лица, которые в соответствии с законодательством о социальном обслуживании отдельных групп населения (инвалидов, престарелых и т.п.) являются социальными работниками. Под работниками образования в контексте данной статьи понимаются руководители и администрация в целом всех образовательных учреждений, которые в той или иной степени связаны с оказанием помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. 3. В ч. 1 комментируемой статьи определены инстанции для обжалования действий перечисленных выше лиц. Это в первую очередь районный суд, куда гражданин или лица, представляющие его законные интересы, могут подать жалобу. Но по выбору гражданина и его представителя жалоба может быть подана в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) по отношению к лицу или органу, действия которого обжалуются. В этом случае речь идет об административном (внесудебном) порядке разрешения спора. Здесь нужно учитывать ряд положений, определяющих служебную иерархию в медицинских учреждениях и подчиненность этих учреждений. Так, вышестоящим должностным лицом по отношению к врачу является заведующий отделением, главный врач соответствующего медицинского, включая психиатрическое, учреждения. По отношению к главному врачу (администрации) медицинского учреждения вышестоящими органами в зависимости от подчиненности этого учреждения являются: муниципальный орган здравоохранения, образованный органом местного самоуправления района, города, управление, департамент здравоохранения областной, краевой администрации, министерство здравоохранения республики, Министерство здравоохранения РФ (если речь идет о медицинском учреждении федерального подчинения, каким, например, является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского). Если же речь идет об обжаловании действий врача-психиатра, занимающегося частной практикой, то жалоба подается в орган, выдающий лицензии на занятие медицинской деятельностью (см. комментарий к ст. 18).

Как уже указывалось, гражданин в связи с оказанием ему психиатрической помощи вправе обжаловать и действия (бездействие) коллегиальных органов, какими являются комиссии врачей-психиатров, а также комиссии, осуществляющие медико-социальную экспертизу , военно-врачебные комиссии . ———————————

См: Положение о порядке признания лица инвалидом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4127. См.: Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390 // СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1758.4.

Порядок рассмотрения таких жалоб в суде регламентируется правилами, содержащимися в главе 24.1 ГПК РСФСР, хотя в данный Кодекс до сих пор не были внесены изменения, непосредственно вытекающие из норм комментируемого Закона.

Следует особо отметить, что судебному обжалованию подлежат практически любые неправомерные действия лиц и органов, перечисленных в ст. 47, в отношении лица, к которому были применены те или иные виды психиатрической помощи. 5. Часть 1 данной статьи предусматривает возможность обращения с жалобой к прокурору.

Закон возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи (см. комментарий к ст. 45).

Как вытекает из ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» , в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются жалобы в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на жалобу должен быть мотивированным.

Прокурор обязан принимать предусмотренные законом меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших права и законные интересы граждан. В соответствии со ст. ст.

Читайте также:  Законы РФ - общими чертами - советы юриста

22, 23 и 27 упомянутого Федерального закона прокурор может внести в орган (должностному лицу) протест на противоречащий закону правовой акт, потребовать объяснений от руководителя учреждения или иных лиц о причинах допущенных нарушений.

В случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в суде в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои интересы, прокурор вправе предъявить иск в суде в интересах пострадавшего. Наконец, если прокурор обнаруживает факт преступного деяния, он вправе возбудить уголовное дело. ———————————

СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; 1999. N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140.6. В соответствии с ч. 2 данной статьи жалоба может быть подана как лицом, чьи права и свободы ущемлены, так и его представителем.

Кроме того, жалоба может быть подана от имени общественной и иной организации, если ее уставом или положением предусмотрено право защищать права граждан, а также если такое право предоставлено этим организациям законом.

В России есть правозащитные организации и органы, включая Комиссию по правам человека при Президенте РФ.

Особое значение имеет ныне деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, статус, функции и права которого определены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 1996 г. (26 февраля 1997 г.) N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011).

В данном Законе подчеркивается, что должность Уполномоченного учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный и его рабочий аппарат уделяют значительное внимание защите прав лиц, страдающих психическими заболеваниями. Об этом, например, свидетельствует специальный доклад Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами .

В указанном докладе отмечалось, что еще широко распространены нарушения прав граждан путем постановки на учет или помещения в психиатрическое лечебное учреждение, чтобы скрыть действительное состояние здоровья человека с корыстной целью (завладение квартирой, иным имуществом и т.п.).

Отмечается также, что серьезные ошибки допускают призывные комиссии, к работе которых не привлекаются врачи-специалисты для психолого-психиатрического обследования. Есть факты нарушений избирательных прав лиц, страдающих психическими расстройствами. ———————————

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. М., 2000. С. 237 — 270.

В обращениях, получаемых Уполномоченным по правам человека от граждан, страдающих психическими расстройствами, указывается, в частности, на применение неправомерных методов лечения, произвол врачей и младшего медицинского персонала, содержатся просьбы о проведении независимой психиатрической экспертизы.

Некоторые жалобы связаны с вопросами пересмотра диагноза психического заболевания и снятия с диспансерного наблюдения, восстановления в дееспособности граждан, признанных недееспособными по решению суда. В докладе Уполномоченного приведены конкретные факты и результаты рассмотрения поступивших жалоб. Законом определен срок подачи жалобы.

Она может быть подана в месячный срок, который исчисляется с того дня, когда гражданину стало известно о действиях, ущемляющих его права и свободы. Например, военно-врачебная комиссия в своем заключении проигнорировала наличие психического заболевания или, наоборот, по заключению этой комиссии офицер увольняется с военной службы и т.п.

В связи с установленным рассматриваемым Законом месячным сроком подачи жалобы следует заметить, что этот срок касается административного (т.е. внесудебного) порядка обжалования соответствующих действий. Что касается судебного обжалования, то в соответствии со ст. 5 упомянутого ранее Закона РФ от 27 апреля 1993 г.

жалоба на неправомерные действия, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Суды учитывают именно трехмесячный срок для подачи жалобы на неправомерные действия при оказании психиатрической помощи. 7. Как следует из ч.

3 комментируемой статьи, имеется возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы, если этот срок был пропущен по уважительной причине. Заметим, что ныне в упомянутой выше ст. 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) однозначно записано: «Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях…»

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в порядке ст. 105 ГПК.

Для этого жалоба должна содержать ходатайство о продлении срока с объяснением причин пропуска и к ней по возможности должны быть приложены соответствующие документы.

Аналогичным образом орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы в административном порядке вправе при наличии уважительных причин восстановить срок подачи жалобы.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

  • В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •  В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
  • Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.

2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

 Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

  1. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Читайте также:  Статья 10. состав федеральной комиссии

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

  • Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
  • Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
  • Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином;

  1. 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными   полномочиями   и   принявшие   оспариваемое   решение   либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  2. 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  3. 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  4. 5)   иные  известные данные  в  отношении  оспариваемых  решения, действия    (бездействия).     В     случае    оспаривания     решения,     действия (бездействия)   судебного   пристава-исполнителя   в   числе   таких   данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  5. 6)     сведения     о     правах,     свободах     и     законных     интересах административного    истца,     которые,     по    его     мнению,     нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления     прокурором     или     указанными      в     статье     40     Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  6. 7)   нормативные  правовые акты и  их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  7. 8)   сведения  о  невозможности   приложения   к   административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи    220   Кодекса   административного   судопроизводства    Российской Федерации и соответствующие ходатайства;
  8. 9)   сведения   о   том,   подавалась   ли   в   вышестоящий   в   порядке подчиненности орган  или  вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба     по     тому     же     предмету,     который     указан     в     подаваемом административном   исковом   заявлении.   Если   такая   жалоба   подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  9. 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Ссылка на основную публикацию