Законодательство о рынке ценных бумаг — советы юриста

13 июля 2020

Новеллы законодательства о рынке ценных бумаг — 2020 | статья Олега Ушакова, Максима Барышева и Гиляны Хараевой для «Банковского обозрения»

В конце 2018 года в законодательство о рынке ценных бумаг были внесены масштабные изменения [1]. В силу они вступали поэтапно, основная масса изменений пришлась на 2020 год. Рассмотрим наиболее значимые из них, актуальные для участников рынка ценных бумаг.

  • Олег Ушаков, адвокат, советник практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»;
  • Максим Барышев, к.ю.н., адвокат, старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»;
  • Гиляна Хараева, юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 

В соответствии с ранее действующим регулированием условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны были дублироваться в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте ценных бумаг.

С 1 января 2020 года требование о включении условий размещения эмиссионных ценных бумаг в решение о выпуске ценных бумаг исключается. В проспекте ценных бумаг они должны будут указываться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22.04.

1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Далее — Закон о РЦБ) или нормативными актами Банка России.

Так, в Законе прямо закреплено, что условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны содержаться в проспекте ценных бумаг в отношении акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, если регистрация выпуска акций или конвертируемых в них ценных бумаг в обязательном порядке сопровождается составлением эмитентом и регистрацией Банком России проспекта ценных бумаг.

В случае отсутствия проспекта ценных бумаг или отсутствия в проспекте ценных бумаг условий их размещения (по всей видимости, в тех случаях, когда это допустимо) такие условия должны будут содержаться в отдельном документе. 

При эмиссии акций и конвертируемых в них ценных бумаг документ, содержащий условия размещения, должен быть подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом, утвержден по правилам, установленным для утверждения решения о выпуске, и представлен в Банк России в комплекте документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. 

При эмиссии облигаций, не конвертируемых в акции, требуется лишь подписание такого документа лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом. Такой документ не подлежит утверждению эмитентом и регистрации Банком России. 

  • Закон предусматривает, что эмитент не вправе размещать эмиссионные ценные бумаги путем подписки без предоставления возможности ознакомиться с документом, содержащим условия размещения ценных бумаг. 
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЭМИССИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ 
  • Закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг и решению о выпуске ценных бумаг в зависимости от определенных факторов. 
  • Так, различные требования могут устанавливаться к форме и содержанию проспекта ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего предпринимательства, раскрывает ли эмитент информацию в форме отчета эмитента и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков ценных бумаг. 

Несмотря на возможность дифференцированного подхода, сохраняется требование о том, что содержащаяся в проспекте ценных бумаг информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг. Ответственность за полноту и достоверность указанной в проспекте ценных бумаг информации несет эмитент. 

Если эмитент обязан раскрывать информацию в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о РЦБ, то вместо информации, которая должна содержаться в проспекте ценных бумаг, он вправе включить в проспект ценных бумаг ссылку на раскрытую им информацию.

Таким образом, сохраняется баланс между интересом эмитента по сокращению сроков и затрат на подготовку проспекта ценных бумаг и интересами инвесторов, которым необходимо получить полную и объективную информацию о рисках, связанных с приобретением размещаемых ценных бумаг.

Формы (форматы) решения о выпуске ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России в зависимости от вида, категории (типа) эмиссионных ценных бумаг и способа их размещения. 

УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПРОСПЕКТА ЦЕННЫХ БУМАГ 

В ранее действующей редакции Закона о РЦБ решение о выпуске и проспект ценных бумаг хозяйственного общества могли утверждаться только советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества. Кроме того, они должны были быть подписаны исключительно лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. 

Нововведения существенно упростили процедуру оформления эмиссионных документов. В частности, Законом было отменено обязательное требование об утверждении решения о выпуске облигаций органом управления эмитента.

При этом, однако, решение о выпуске акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, а также проспект ценных бумаг в отношении любых эмиссионных ценных бумаг по-прежнему должны утверждаться советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества. 

  1. Еще один важный момент — отменяется необходимость обязательного подписания решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента: право подписи данных документов может быть передано уполномоченному должностному лицу эмитента.
  2. Банк России вправе устанавливать случаи, в которых возможна упрощенная легитимация проспекта ценных бумаг. 
  3. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ 
  4. Закон установил новые сроки государственной регистрации Банком России выпуска эмиссионных ценных бумаг:
  5. 1) 15 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 20 календарных дней), или
  6. 2) 20 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 30 календарных дней), если государственная регистрация выпуска сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг. 
  7. При этом государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлена на срок до 20 рабочих дней (вместо ранее действующих 30 календарных дней).

Также снимается ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска таких облигаций. Эмитент будет вправе завершить размещение облигаций в срок, определенный условиями их размещения.

В то же время, если в отношении облигаций зарегистрирован проспект ценных бумаг, то беспрепятственно ценные бумаги будет возможно разместить в течение одного года с даты регистрации проспекта ценных бумаг; по истечении указанного срока размещение таких облигаций допускается только при условии регистрации нового проспекта ценных бумаг. 

Снятие ограничения по сроку размещения не распространяется на акции и конвертируемые в них эмиссионные ценные бумаги, срок размещения которых (при размещении по подписке) не может составлять более одного года с даты регистрации выпуска.

Предусмотрено, что эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в условия размещения таких ценных бумаг (в действующей редакции такие изменения должны быть отражены в решении о выпуске ценных бумаг).

Порядок продления аналогичен ранее действовавшему регулированию: каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий срок размещения не может превышать трех лет с даты регистрации выпуска ценных бумаг. 

ОТЧЕТ И УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  

Эмитенты освобождаются от обязанности представлять в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Данная обязанность возложена на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента). 

Также Законом изменен срок принятия Банком России решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его государственной регистрации: с 1 января 2020 года он составляет 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для такой регистрации (вместо ранее действующих 14 календарных дней). При этом установлен предельный срок, на который может быть приостановлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (20 рабочих дней). 

ОТМЕНА ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 

При подготовке Закона между его разработчиками и участниками рынка ценных бумаг велась оживленная дискуссия по концептуальному вопросу о необходимости сохранения разделения эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. В итоге было принято решение, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными. Следствием этого стало упразднение сертификата облигаций как документа, удостоверявшего права владельцев на данные ценные бумаги. 

Теперь права владельцев ценных бумаг подтверждаются записями на лицевых счетах в реестре, который ведет регистратор, или по счетам депо в депозитариях — в случае учета прав в депозитарии.

По нашему мнению, данное решение законодателя является верным. Сертификат как документ, удостоверяющий совокупность прав на определенное количество ценных бумаг, имел во многом фиктивный характер.

Для упрощения обращения документарных эмиссионных ценных бумаг использовался механизм, который предполагал передачу сертификата ценной бумаги на централизованное хранение в депозитарий и осуществление учета прав на ценные бумаги по счетам депо их владельцев, что фактически приравнивало режим документарных ценных бумаг к бездокументарному. 

Закон заменяет централизованное хранение документарных облигаций на централизованный учет бездокументарных облигаций. При централизованном учете прав на облигации ведение реестра владельцев таких облигаций не осуществляется.

Права владельцев на ценные бумаги с централизованным учетом прав удостоверяются записями по счетам депо в депозитарии, осуществляющем такой учет, а в случае учета прав на такие ценные бумаги в других депозитариях, — записями по счетам депо в указанных депозитариях. 

Читайте также:  Статья 20.2. квалификационная аттестация судей

Кроме того, отмена сертификата решает проблему дублирования описания прав по облигациям в сертификате и  в решении о выпуске ценных бумаг. Единственным документом, содержащим сведения о правах владельцев эмиссионных ценных бумаг, становится решение о выпуске ценных бумаг.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 

Закон предусматривает переходные положения, согласно которым, если размещение документарных облигаций началось до 1 января 2020 года, они признаются документарными ценными бумагами до их погашения. К отношениям, связанным с такими облигациями, применяются положения Закона о РЦБ без учета изменений, внесенных Законом.  

Документарные облигации с обязательным централизованным хранением, выпуск которых зарегистрирован или выпуску которых присвоен идентификационный номер и размещение которых не началось до 1 января 2020 года, признаются бездокументарными облигациями с централизованным учетом прав, права владельцев которых закрепляются в решении об их выпуске. Централизованный учет прав на такие облигации осуществляет депозитарий, указанный в решении об их выпуске в качестве депозитария, осуществляющего их обязательное централизованное хранение. При этом внесение изменений в решение о выпуске таких облигаций и в их проспект не требуется.  

После 1 января 2020 года возможна регистрация только бездокументарных облигаций. В связи с этим, если до указанной даты была зарегистрирована программа документарных облигаций, то с 1 января 2020 года регистрация новых выпусков документарных облигаций в рамках программы становится невозможной. 

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЛИГАЦИЙ 

Из п. 8 ст. 17 Закона о РЦБ исключено указание на то, что программа облигаций является первой частью решения о выпуске, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков облигаций. 

По всей видимости, программа облигаций теперь представляет собой самостоятельный эмиссионный документ, содержащий общие условия нескольких выпусков облигаций. Конкретные условия отдельного выпуска в рамках программы облигаций должны содержаться в решении о выпуске. 

Закон продолжил существовавшую тенденцию по расширению возможностей выпуска облигаций в рамках программы. 

Так, изначально в рамках программы возможно было размещение только документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, если такие облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от нее, и выплата номинальной стоимости и процентов по таким облигациям осуществляется только денежными средствами. 

С 2016 года в рамках программы стало возможно размещение также жилищных облигаций с ипотечным покрытием. В 2018 году право размещать облигации в рамках программы было предоставлено специализированным обществам проектного финансирования. 

С 1 января 2020 года возможность осуществления эмиссии облигаций в рамках программы распространяется на любые облигации, неконвертируемые в акции (в том числе на обеспеченные облигации). 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Способы защиты прав акционеров, владельцев ценных бумаг, предпринимателей и инвесторов

Деятельность акционерных обществ подчинена закону «Об акционерных обществах», который не дает разграничения держателей акций по их количеству. Поэтому защиту прав акционеров государство осуществляет независимо от того, сколько акций у вас на руках.

И даже если вы владеете всего одной акцией крупного АО, вы можете рассчитывать на защиту нарушенных прав. А мы ответим на вопросы по способам защиты и законодательным ограничениям, подготовим акционерное соглашение, представим интересы клиента в суде.

Кто такие акционеры

Акционеры – люди, которые вкладывают деньги в акции. В свою очередь акция – это ценная бумага, которая выпускается акционерным обществом и дает гарантию своему владельцу на получение дохода от прибыли компании.

Чем больше денег акционер потратит на покупку акций, тем больше ценных бумаг АО он может получить.

Среди прав акционеров выделяют:

  • Имущественные, куда включено право на распоряжение акциями и получение с них дохода;
  • Неимущественные (акционер может принимать участие в управлении АО и получать информацию о его деятельности);
  • Общие (на получение дивидендов) и специальные (преимущественное право при покупке акций в рамках дополнительного выпуска);
  • Основные – право собственности на акции – и вспомогательные, благодаря которым акционер реализует свои основные права.

В законе «Об АО» выделено два класса владельцев акций – миноритарные и мажоритарные акционеры, которые владеют равными правами в управлении компании и получении ее прибыли. Но есть различия между ними по количеству акций.

Миноритарным акционером считается владелец малого числа акций, мажоритарный получает большую долю ценных бумаг акционерного общества. Но если у инвестора собран портфель акций разных компаний, то его не признают мажоритарным.

Нередки конфликты между этими группами. Миноритарные акционеры настаивают на быстрой выплате дивидендов. Мажоритарные акционеры в свою очередь получают доход тогда, когда деньги остаются на счету АО и тратятся на выплаты крупным владельцам акций либо на развитие общества, в результате могут расти его котировки. А значит, доход у всех акционеров в итоге будет больше.

Конфликт акционеров проявляется на годовом собрании общества, поскольку каждый акционер голосует за свои интересы. На ежегодном годовом собрании принимается решение о:

  • выпуске новых акций;
  • внесении изменений в учредительные документы;
  • заключении крупной сделки, если цена договора больше 50% от балансовой стоимости активов общества;
  • реорганизации или ликвидации АО.
  • Еще на годовом собрании акционеров утверждают отчет, бухгалтерский баланс и назначают новый совет директоров.
  • Выделяют еще инвестора – это человек, который покупает как можно больше акций с целью заработать на них.
  • Поскольку наиболее незащищенной категорией является миноритарный акционер, рассмотрим риски.
  • При оспаривании крупной сделки, которая заключена не в пользу общества мажоритарными акционерами, подать исковое заявление в суд может только владелец 1% и более акций, имеющих право голоса. Если у миноритария приобретено меньше акций, тот может обратиться за судебной защитой только совместно с другими акционерами.
  • Права миноритарных акционеров не учитываются при дополнительном выпуске акций, а значит произойдет снижение их ценности. Такое снижение будет и при реорганизации акционерного общества.

Способы защиты прав акционеров

Обязанность по защите нарушенных интересов и прав акционеров относится в первую очередь к государству, поскольку именно оно через федеральные законы и другие нормативные акты регулирует деятельность акционерных обществ. Именно поэтому и был принят Закон об АО, который регулирует защиту прав акционеров не только через государственную форму.

Государственная форма защиты

Поскольку конфликт интересов между мажоритарными и миноритарными акционерами возможен как в рамках имеющихся у них прав, так и через деятельность компании, то целью государственной защиты прав держателей акций является сохранение баланса интересов и обеспечение функционирования механизма защиты.

К государственной форме защиты относят один из следующих способов:

  1. Гражданско-правовой, который предполагает подачу искового заявления в арбитражный суд и восстановление нарушенных прав по итогу судебного разбирательства.
  2. Административно-правовой, где права акционеров получают защиту в виде наложения штрафных санкций на акционерное общество и его руководство в соответствующий федеральный орган, который занимается контролем за финансовым рынком. Если такой орган бездействует, всегда можно подать жалобу на его противоправные действия или бездействия.

    Еще орган по контролю за финансовым рынком может провести проверку акционерного общества на основании заявления акционеров.

    Такая проверка может быть проведена, если будут доказаны факты нарушения прав держателей акций либо если есть возможность предполагать такие нарушения.

    По итогам проверки информацию о нарушениях орган по контролю за финансовым рынком направит в правоохранительный орган.

  3. Уголовные меры ответственности за нарушения прав акционеров, которые могут подать заявление на возбуждение уголовного дела и признание себя потерпевшими, если есть:
    • Злоупотребление при эмиссии акций;
    • Неправомерные действия руководителей при банкротстве общества (преднамеренное или фиктивное банкротство);
    • Мошенничество с ценными бумагами.

Негосударственная форма защиты

К негосударственной форме защиты можно отнести:

  1. Защита прав акционеров СРО участников рынка ценных бумаг. Но СРО могут защищать только тех акционеров, чьи общества являются ее членами:
    • контролируют своих участников,
    • рассматривают жалобы на действие других членов АО,
    • рассматривают споры в третейском суде,
    • разрабатывают охранительные нормы по деятельности акционерных обществ,
    • возмещают акционерам ущерб за счет средств из компенсационного фонда.
  2. Защита прав специальной общественной организацией, которая принимает меры:
    • По направлению в суд искового заявления о нарушении прав акционеров,
    • Контролирует сохранность их имущества,
    • Возмещает ущерб за счет средств из компенсационного фонда,
    • Проводит просветительскую работу по нарушениям на рынке ценных бумаг.
  3. Защита федеральным компенсационным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
    • Выплачиваются компенсации физлицам – держателям акций,
    • Защищаются имущественные интересы в суде и в рамках исполнительного производства,
    • Подаются исковые заявления по нарушению прав акционеров, которые обратились в фонд,
    • Хранится имущество, предназначенное для удовлетворения имущественных прав акционеров.
Читайте также:  Статья 17. применение сил и средств органов внутренних дел российской федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Понятия инвестора и рынка ценных бумаг закреплено в законе «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05 марта 1999 года № 46-ФЗ.

Инвестором считаются граждане или компании, которые занимаются инвестированием в эмиссионные ценные бумаги. Инвесторами могут быть частные и государственные компании, граждане и индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и международные компании. Исходя из этого перечня круг инвесторов достаточно широк и приобретать ценные бумаги может любой вкладчик.

Для защиты своих прав инвестор может обратиться в соответствующие органы и оспорить нарушения.

На практике можно выделить несколько групп способов защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

  1. Способы, которые подтверждают нарушенное право инвестора и подвергают изменению его обязанности;
  2. Способы, которые призваны предупреждать нарушения прав инвесторов, и пресекают их;
  3. Способы защиты, которые восстанавливают нарушенные права акционеров и компенсируют их потери.

Ограничения на рынке ценных бумаг

Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О рынке ценных бумаг

Принят Государственной Думой                               20 марта 1996 года

Одобрен Советом Федерации                                    11 апреля 1996 года

(В редакции федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 22.12.2008 № 266-ФЗ, от 30.12.2008 № 320-ФЗ, от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 28.04.2009 № 74-ФЗ, от 03.06.2009 № 115-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 224-ФЗ, от 04.10.2010 № 264-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.06.2011 № 122-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 14.06.2012 № 79-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 23.07.2013 № 249-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 420-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 460-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 222-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 18.06.2017 № 123-ФЗ, от 30.06.2017 № 128-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 20.12.2017 № 397-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 18.04.2018 № 75-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 17.06.2019 № 149-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 454-ФЗ, от 27.12.2019 № 484-ФЗ, от 27.12.2019 № 495-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

Раздел i. общие положения

Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. (В редакции Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ)

  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
  • 1) эмиссионные ценные бумаги — любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
  • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  • размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
  • имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;
  • 2) выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих равные объем и сроки осуществления прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска;
  • 3) дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
  • 4) регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг;
  • 5) владелец — лицо, указанное в учетных записях (записях по лицевому счету или счету депо) в качестве правообладателя бездокументарных ценных бумаг, либо лицо, которому документарные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;
  • 6) лица, осуществляющие права по ценным бумагам, — владельцы ценных бумаг и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами или их личным законом от своего имени осуществляют права по ценным бумагам;
  • 7) эмитент — юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами;
  • 8) специализированное общество — хозяйственное общество, которое соответствует установленным главой 31 настоящего Федерального закона требованиям;
  • 9) эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг действий эмитента и иных лиц;
  • 10) акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;

11) облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация при соблюдении условий, установленных настоящим Федеральным законом, может не предусматривать право ее владельца на получение номинальной стоимости облигации в зависимости от наступления одного или нескольких указанных в ней обстоятельств.

Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт;

12) опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции.

При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе;

13) российская депозитарная расписка — эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцем российской депозитарной расписки, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей;

14) размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;

15) публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) — размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы.

 Не является публичным размещение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

16) обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги;

17) публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Не является публичным обращение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также совершение сделок с ценными бумагами с использованием инвестиционных платформ; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

  1. 18) профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 — 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, а также лица, которые осуществляют деятельность, указанную в статье 61 настоящего Федерального закона;
  2. 19) финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг;
  3. 20) листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список;
  4. 21) делистинг ценных бумаг — исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка;
  5. 22) финансовый инструмент — ценная бумага или производный финансовый инструмент;
Читайте также:  Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

23) производный финансовый инструмент — договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

  • обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  • обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  • обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом;

231) номинал обязательства производного финансового инструмента — размер денежной суммы, исходя из которой определяются денежные требования сторон (стороны) договора, являющегося производным финансовым инструментом.

При этом номинал обязательства может определяться в твердой денежной сумме или в порядке, установленном указанным договором; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.07.

2020 № 306-ФЗ, вступает в силу с 1 апреля 2022 года)

Рынок ценных бумаг: правила меняются — новости Право.ру

Нововведения из этого документа можно поделить на две группы: те, которые вступили в силу с 28 декабря 2018 года и те, которые заработают только с 1 января 2020 года.

Что уже заработало

К первой группе поправок относится сокращение числа случаев, когда необходима регистрация проспекта. Раньше она не требовалась, когда при размещении ценных бумаг количество квалифицированных инвесторов с преимущественным правом на их приобретение не превышало 500, говорит старший юрист Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика 1место По выручке 1место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1место По количеству юристов Профайл компании
Олег Ушаков. Теперь регистрация проспекта не нужна, если ценные бумаги предлагают только квалифицированным инвесторам и лицам с преимущественным правом на покупку акций или бумаг, конвертируемых в них. Аналогичные изменения предусмотрены и для тех ситуаций, когда ценные бумаги размещают лишь среди акционеров эмитента. Кроме того, выросли денежные пороги, до достижения которых можно не регистрировать проспект, отмечает Ушаков: «Они увеличились с 200 млн до 1 млрд руб.». Речь идет о ситуации, когда эмитент привлекает средства, размещая облигации в течение одного года. 

Незначительно меняется и регулирование досрочного погашения облигаций. О нем можно просить, если существенно нарушены условия исполнения обязательств по таким бумагам. Сам перечень таких нарушений не изменился, поясняет эксперт. Зато новеллы дают дополнительные возможности эмитентам.

В решении о выпуске облигаций с обеспечением можно предусмотреть: если гарантия исчезнет или ее условия серьезно ухудшатся, то это не обязательно надо расценивать как существенное нарушение.

Кроме того, добавляется новое основание для досрочного погашения облигаций – их исчезновение с биржи (делистинг) из-за нарушений правил раскрытия информации.

Еще одно нововведение – гарантию в качестве обеспечения по облигациям сможет предоставлять не только банк, но и другая коммерческая организация. Правда, чистые активы этой фирмы должны быть не меньше суммы предоставляемой гарантии.

Новые возможности появляются у некоторых корпоративных эмитентов. Они получают право выпускать облигации без срока погашения («вечные»).

Но такие эмитенты должны соответствовать двум главным условиям: иметь наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале, а их облигации находиться в обращении не менее 5 лет.

Причем, за этот период не выявлялись факты существенных нарушений исполнения обязательств по таким ценным бумагам. Ранее выпускать вечные облигации могли только банки. 

Виктор Иванов из Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании
считает, что эта инициатива похожа на следующий шаг в долгосрочном планировании: «Звучит странно в наших условиях, но некоторые существующие выпуски доказывают, что можно планировать на 10 и 20 лет вперёд. Особенно по проектам ГЧП». А партнер Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Транспортное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
Вадим Конюшкевич добавляет, что это нововведение соответствует лучшим мировым практикам: «Бессрочные облигации, по сути, являются не столько долговым обязательством, сколько инструментом капитализации компании. Их преимуществом является возможность эмитента самостоятельно досрочно их погашать, регулируя так будущие денежные потоки». Покупать бессрочные облигации смогут только квалифицированные инвесторы, которым теперь доступен еще один новый вид ценных бумаг – субординированные облигации. Они будут стоит не меньше 10 млн руб. за одну штуку.

Еще один вид акций и антисанкционная повестка

Ссылка на основную публикацию