Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Российская федерация

Федеральный конституционный закон

О конституционном суде российской федерации

Принят Государственной Думой                              24 июня 1994 года

Одобрен Советом Федерации                                   12 июля 1994 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 № 2-ФКЗ, от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 28.12.2010 № 8-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 05.04.2013 № 1-ФКЗ, от 12.03.2014 № 5-ФКЗ, от 04.06.2014 № 9-ФКЗ, от 08.06.2015 № 5-ФКЗ, от 14.12.2015 № 7-ФКЗ, от 28.12.2016 № 11-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Раздел первый.организация конституционного суда российской федерации и статус судей

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

  • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
  • Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
  • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации: (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

  1. 1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  2. а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  3. б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  5. г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

  • 2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

31) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле; (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ; в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

32) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 № 7-ФКЗ; в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

33) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Читайте также:  Регистрация ИП - особенности - советы юриста

51) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 9-ФКЗ; в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

52) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

6) (Пункт утратил силу — Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. (Часть введена — Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)

  1. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  3. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. (Часть введена — Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ, часть вторая вступает в силу со дня, когда число судей Конституционного Суда Российской Федерации составит одиннадцать человек)

  • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  • Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
  • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
  • Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
  • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно.

Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью.

Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

 (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

  1. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
  2. ГЛАВА II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  3. Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Читайте также:  Статья 72. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основные принципы деятельности Конституционного Суда РФ перечислены в ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Эти принципы не противоречат принципам правосудия, а дополняют их и отражают определенную специфику деятельности данного судебного органа.

Принцип независимости применительно к деятельности Конституционного Суда РФ означает, что данный судебный орган и входящие в его состав судьи не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц.

В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьи данного судебного органа независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений, политических партий и движений, государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей РФ, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона Конституционный Суд РФ не зависит в организационном, финансовом и материальном отношении от любых других органов. Финансирование данного судебного органа производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Никакого ограничения правовых, организационных, финансовых информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ не допускается.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ согласно ст.

13 вышеуказанного Федерального конституционного закона обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом любого вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Принцип коллегиальности в деятельности Конституционного Суда РФ обеспечивает широкое обсуждение вопросов и недопущение ошибок при принятии соответствующих решений.

2. Принципы деятельности Конституционного Суда

Судьи
Конституционного Суда РФ назначаются
Советом Федерации по представлению
Президента. Возрастной ценз конституционного
судьи установлен в возрасте не моложе
40 лет. Судьи должны иметь безупречную
репутацию, высшее юридическое образование,
стаж юридической работы не менее 15 лет,
обладать признанной высокой квалификацией.

Избранный
Советом Федерации на должность судьи
приносит присягу, где клянется честно
и добросовестно исполнять обязанности
судьи Конституционного Суда, подчиняясь
лишь Конституции. Срок полномочий судьи
ограничен 12 годами и предельным возрастом
70 лет.

Дела
рассматриваются Конституционным судом
как на пленарных заседаниях, так и на
заседаниях его двух палат.

Конституционный
Суд РФ в своей работе соблюдает следующие
принципы:

  • принцип независимости судей— можно рассматривать как средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений. Он закрепляет в ст.120 Конституции РФ: «судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».

Гарантии независимости судей (как
конституционных судей, так и судей
других судов) устанавливаются федеральными
законами, среди них важное значение
имеет Закон РФ от 26 июня 1992 года «О
статусе судей в Российской Федерации»
с последующими изменениями и дополнениями
(Ведомости РФ.1992.№30.Ст.1792; 1993.№17.Ст.606;
СЗ.1995.№26.Ст.2399). В ст.1.

Читайте также:  Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

этого закона
говорится, что в своей деятельности
судьи независимы и подчиняются только
закону. Статья 9 Закона фиксирует формы
и гарантии, закрепляющие независимость.

Независимость судьи обеспечивается
предусмотренной процедурой осуществления
судебного разбирательства;
неприкосновенностью судьи, установленным
порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи и т.д.

Гарантии
независимости судей установлены и
Федеральным конституционным законом
РФ «О судебной системе Российской
Федерации» от 31 декабря 1996 года. В
частности в ст.5 этого закона отмечено,
что в РФ не могут издаваться законы или
иные нормативные правовые акты, отменяющие
или умаляющие самостоятельность судов,
независимость судей.

Принцип
коллегиальности.
Рассмотрение дел и
вопросов, а также принятие решений по
ним производится в Конституционном
суде коллегиально.

Принцип
гласности.
Этот принцип означает
проведение по всем делам открытых
заседаний, чем обеспечивается социальный
контроль и ответственность судей в
конституционном и в других видах
судопроизводства.

Принцип
устности.
Разбирательство в
Конституционном Суде происходит устно.
В ходе разбирательства Суд заслушивает
объяснения сторон, заключения экспертов,
показания свидетелей, оглашает документы.

Принцип
языка конституционного судопроизводства.
Производство ведется в Конституционном
Суде на русском языке, являющиеся
государственным языком РФ. Не владеющим
русским языком участникам процесса
предоставляется переводчик.

Принцип
непрерывности.

Означает, что заседания
по каждому делу должны происходить
непрерывно, за исключением времени
отведенного для отдыха, подготовки
участников процесса к дальнейшему
разбирательству и для устранения
препятствий, мешающих нормальному ходу
заседания. Заседание по делу, рассмотрение
которого было отложено, начинается
сначала или с момента, на котором оно
было отложено.

Принцип
состязательности и равноправия сторон.

Участниками процесса в Конституционном
суде являются стороны (стороны – органы
или лица, направившие в Конституционный
Суд жалобу или обращение; органы или
должностные лица, издавшие или подписавшие
акт, конституционность которого
оспаривается; государственные органы,
компетенция которых оспаривается), их
представители, эксперты, свидетели и
переводчики

Стороны
вправе отстаивать свои интересы, при
этом они могут привлечь представителей,
адвокатов. Стороны и их представители
обладают равными правами.

Стороны дают
свои объяснения, аргументируют позицию,
возражают, оспаривая утверждения сторон,
задают вопросы другим участникам
процесса, заявляют ходатайства, отводы
судьи. Стороны в лице суда преимуществ
друг перед другом не имеют.

Состязательность
в процессе разбирательства дела
способствует достижению истины, поскольку
обеспечивает участникам процесса
свободу действий.

Судьи
Конституционного Суда не вправе публично
(например, в СМИ, в адресном письме, с
официальной трибуны), высказывать свое
мнение по вопросу, который может стать
предметом рассмотрения в Суде, изучается
или принят к рассмотрению Судом, до
принятия решения по определенному
вопросу.

Компетенция
Конституционного Суда Российской
Федерации
устанавливается статьей
125 Конституции РФ.

Основная функция
Конституционного Суда – осуществление
конституционного контроля в целях
защиты прав и свобод человека и гражданина,
обеспечение верховенства и прямого
действия предписаний Конституции на
всей территории Российской Федерации.

Конституционный контроль состоит в
выявлении правовых актов государственных
органов и должностных лиц, противоречащих
конституционным положениям, а также в
принятии мер по устранению этих
отклонений. В случае признания правового
акта неконституционным он утрачивает
юридическую силу.

  • Сомнение
    в конституционности закона, которым
    надлежит руководствоваться при разрешении
    того или иного дела, может возникнуть
    у любого суда, рассматривающего его, и
    в этом случае уже суд имеет право
    поставить вопрос относительно данного
    закона перед Конституционным Судом.
  • В
    итоге в работе по «выбраковыванию» не
    соответствующих Конституции РФ законов
    относительно прав и свобод граждан в
    настоящее время участвуют два субъекта
    – сами граждане как наиболее
    заинтересованные лица при разрешении
    их конкретных дел и суды общей юрисдикции
    как правоприменители конкретного
    закона.1
  • Конституционный
    Суд является единственным государственным
    органом, который вправе давать толкование
    положений Конституции.

Круг
лиц, имеющих право на обращение в
Конституционный Суд с запросом о
толковании Конституции определен
исчерпывающе: Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума,
Правительство РФ, органы законодательной
власти субъектов Федерации. Проявлять
свою инициативу в толковании Конституции
Суд не вправе.

Конституционный
Суд задействован в процессе отрешения
от должности (импичмент) Президента РФ.
Когда возникает такая ситуация Совет
Федерации направляет в Суд запрос, в
ответ на него Судом дается заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президенту РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.

Суду
могут быть предоставлены и другие
полномочия. Так, Федеральный Конституционный
закон от 10 октября 1995 года. «О референдуме
Российской Федерации» предоставил
Конституционному Суду право проверять
соблюдение предусмотренных Конституцией
требований к референдуму (ст.12 Закона).

Ссылка на основную публикацию