Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Устанавливая цены на товары без предварительного анализа рынка, спроса, конкурентов и покупательской способности вы рискуете обанкротится. Чтобы работать на прибыль нужно понимать, откуда берется розничная цена и почему правильно организованная распродажа товаров по цене ниже закупочной никогда не приводит к убыткам.

Что закладывать в цену в розничной торговле?

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

На формирование розничной цены основное влияние оказывают: себестоимость товара; затраты на его доставку от производства до конечного покупателя; соотношения спроса к объему предложения продукта на рынке; уникальность предложения; НДС; покупательская способность.

На стихийных рынках и сельских ярмарках до сих пор популярно формирование цены по принципу умножения закупочной оптовой стоимости на два. Купили по 100 р., продали по 200 р., вроде и не в убытке. Но это редко работает в ритейле, когда 100% наценка не окупает затраты на доставку, аренду торговых площадей, НДС и других расходов.

В розничную цену следует закладывать закупочную и затраты на доставку. Далее, уместной будет наценка на уникальность товара, когда покупатели просто не имеют возможности купить предлагаемый продукт в другом месте.

Но важно учесть и то, достаточно ли востребован оцениваемый продукт и есть ли у клиентов возможность платить за него столько, сколько указано на ценнике. Дополнительно в сумму включается НДС, рассчитываемый по классической формуле.

И только после анализа рынка, конкурентов, изучения аудитории, создания стратегического плана продаж и прочих факторов собирается итоговая цифра на ценнике.

Как оценивать эффективность ценообразования?

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Эффективность цен нуждается в постоянном мониторинге. При снижении покупательской способности аудитории, курса валют, инфляции и прочих проявлениях изменения состояния рынка ценники подлежат корректировке. Кроме того, существуют и субъективные факторы, при фиксации которых торговая точка должна во избежание сильного снижения прибыльности менять цены товаров.

Оценка реакции покупателей

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Не всегда покупатель пойдет туда, где дешевле. Следовательно, незапланированное уменьшение потока клиентов не повод менять ценники. Иногда гораздо эффективнее работает: улучшение качества сервиса; расширение целевой аудитории; расширение географии доставки; изменение стратегии продвижения.

Поэтому для эффективного анализа нужно не только наблюдать процессы, но и понимать причины их возникновения.

Так, рост цены на товар может быть воспринят клиентом как стимул срочно его купить, ведь «раз дорожает, значит, разбирают быстро».

Снижение цены, наоборот, в ряде случаев приводит к негативным последствиям, особенно, в продажах товаров высокого ценового сегмента, ЦА которых принимает его с мыслью: «Дешевеет, значит, не берет никто».

Оценка цен конкурентов

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

В розничной торговле товарами широкого спектра потребления особенно важно внимательно отслеживать цены конкурентов. Особенно это касается товаров, которые хорошо продаются. Иногда даже небольшое снижение цен конкурента на горошек для «Оливье» в преддверии Нового года может помочь ему увести у вас львиную долю покупателей, которые кроме горошка купят в его торговой точке и прочие необходимые товары к праздничному столу, причем даже если цены на них будут гораздо выше ваших.

Оценка рынка поставщиков / производителей

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

При наличии должного спроса на продукт можно смело поднимать его цену перед тем, как производитель решит отказаться от его производства. Причин для отказа может быть масса – от перехода к производству усовершенствованной версии и до закрытия производственных мощностей. Крупные ритейлеры помимо мониторинга цен конкурентов следят и за ценами производителей сырья для товаров, закупаемых ими под розничную реализацию, чтобы всегда быть «в теме».

Самые популярные стратегии ценообразования в розничной торговле

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Их две: EDLP и H/LP.

Стратегия EDLP заключается в поддержании стабильно низкой цены. Она отлично работает во многих торговых сетях с большим покупательским потоком.

Примером таковой является сеть супермаркетов «АТБ» (Украина).

Распространение точек продаж и стабильно низкие цены на овощи, фрукты и продукты первой необходимости делает ритейлера одним из лидеров розничного продуктового рынка в ряде регионов страны.

Стратегия H/LP – разумная динамика цен между отметками: «сильно дешево» и «очень дорого». Не менее эффективная стратегия для отечественного рынка. Лучше всего, планируя продажи в соответствии с этой стратегией, увеличивают продажи так называемые «магазины единой цены».

В качестве примера можно взять сеть FIX Price, в ассортименте которой богатейший выбор товаров с единым ценником. Как правило, клиент, который видит некий товар, стоящий намного дешевле чем в соседней торговой точке, усыпляет бдительность и верит, что тут дешевле все.

На самом же деле около половины товарных позиций продаются с существенной наценкой. За счет правильного баланса сеть и развивается.

Основные способы ценообразования

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Если стратегий розничного ценообразования всего две, то способов, то есть векторов ориентации предприятия розничной торговли, три: по издержкам; по спросу; по рынку.

Первый способ ценообразования по издержкам популярен в торговле продуктами, бытовой химией, предметами первой необходимости. Конкуренция в нише высокая, поэтому формировать ценники по затратам на закупку, доставку, хранение и реализацию товара рентабельнее.

Формировать цену в зависимости от спроса уместно в нише одежды, обуви, автомобильных товаров, спортивного инвентаря. Сезонно спрос на те или иные товары ниши меняется, а также на него могут повлиять особые события. Так, Олимпиада 2014 года разительно подняла спрос на спортивную одежду и обувь с символикой соревнований, что стимулировало и рост цен в сегменте.

Ориентир на рынок означает, что цена на продукт собирается в соответствии с ценами товаров-заменителей и сопутствующих товаров. Некоторые магазины бытовой химии используют эту стратегию, выводя на рынок новые для покупателя продукты.

Пример торговой сети с грамотным подходом к формированию розничных цен:

Сеть продуктовых супермаркетов «Магнит» работает по стратегии H/LP. При поддержании единой низкой цены на основные группы товаров, ритейлер предлагает с ряд товаров с меньшим уровнем спроса, но более высокими ценами.

Очевидна грамотная ориентация на спрос, что доказывает и расположение торговых точек (чаще всего в спальных районах, в местах средней проходимости).

Заметны также результаты регулярного мониторинга конкурентов, что отражается в положительную для покупателя сторону на ценниках продуктов, ассортимент которых в конкурентных торговых сетях уменьшается.

Вместо выводов

Цена товара складывается из затрат (финансовых, ресурсных) на его доставку до конечного потребителя. Изменяться цена товара может в зависимости от изменения его ценности, спроса, экономической ситуации и множества других факторов.

И для правильного формирования цены следует проводить регулярный мониторинг лояльности аудитории, действий конкурентов и состояния экономической среды рынка.

Единой формулы ценообразования для розницы не существует, на каждую группу товаров оказывают влияния отличные факторы, которые и вносят свои корректировки в цифру на ценнике.

Метод ценообразования: основные способы и механизмы образования и расчета цен, примеры, характеристики, сущность — кто устанавливает стоимость и из чего она складывается

В условиях свободного рынка очень важно правильно определить стоимость товара или услуги, которая в большинстве случаев не регламентируется на законодательном уровне. От этого параметра напрямую зависит эффективность торговли и, как следствие, экономическая целесообразность предприятия.

Конкуренция в этой сфере происходит как между производителями продукта, так и между продавцами. От правильных расчетов зависят коммерческие результаты деятельности компании.

В этой статье будут кратко рассмотрены и названы основные методы ценообразования (формирования цен), что к ним относят, от чего зависят, современная классификация, их особенности, цели формирования ценового предложения, примеры, преимущества и недостатки.

Также предоставляется информация о том, когда уместно применять конкретную стратегию и какого результата для коммерческой деятельности фирмы можно достичь, используя ее. В конце описаны отличия в тактиках при продаже различных типов продукции.

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Сущность и понятие

Прежде всего, стоит разобраться в сути вопроса, чтобы лучше понимать его в дальнейшем. Это поможет лучше сконцентрироваться на предмете изучения. Итак, ознакомимся с особенностями главного вопроса.

Все указанные в этом материале способы расчета цены нужны для того, чтобы грамотно задать стоимость товара или услуги. Их цель заключается в том, чтобы завладеть сегментом рынка, сделать выпускаемый продукт конкурентоспособным, посчитать объемы продаж, а также вычислить количество прибыли, которую он может принести. От этого зависит рентабельность компании и стабильность ее работы.

Существует ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на прейскурант. Это целевая аудитория, количество игроков на рынке, уровень налогообложения.

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Задачи процесса

Система ценообразования ставит перед собой несколько основных целей, которые делают просчет очень важным для коммерческой деятельности. Прежде всего, это покрытие затрат на изготовление и реализацию продукции и обеспечения уровня прибыли. Он должен быть достаточным для эффективного функционирования производства.

Кроме того, важным является учет взаимозаменяемости товаров и услуг, представленных на рынке, при расчете цены. Также возникает необходимость в решении социальных задач и проблем, связанных с защитой окружающей среды.

Читайте также:  Статья 4. право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Узнать больше

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Показать все решения по автоматизации

Этапы

Механизмы ценообразования формируются постепенно:

  • Прежде всего, необходимо установить главные цели мероприятия. Они были рассмотрены в предыдущем пункте. Важно понять, какие задачи нужно выполнить для обеспечения жизнеспособности конкретного предприятия. Например, при производстве изделий из пластика нужно учитывать вопросы экологии. А для юридической конторы эта проблема не будет актуальной.
  • Следующий пункт – это вычисление спроса на товар или услугу. Без определения этого показателя невозможно сформировать оптимальный параметр. Кроме того, необходимо просчитать возможные изменения интереса к продукту, учитывая внешние и внутренние факторы.
  • После маркетологи анализируют будущие издержки, связанные с изготовлением и реализацией. Они бывают постоянными и переменными. Размер первых не растет вместе с увеличением объема производства. Сумма этих двух показателей образует валовые затраты. Они и представляют собой минимальную отметку.

Также при выборе любого из основных методов формирования цены на товар из системы важно вычислить стоимость продукции компаний-конкурентов и спрос потребителей на нее. Также пригодятся данные о ее характеристиках и отличительных чертах.

Чем большим количеством информации располагают сотрудники фирмы, тем больше присутствует возможностей. С помощью этих параметров вычисляется место предприятия на рынке и его доля на нем. Анализировать их можно разными способами.

Например, используя специализированные онлайн-сервисы для мониторинга.

Последний этап описываемого здесь процесса – это выбор метода ценообразования. Существует несколько вариантов определения стоимости. Можно вычислить минимальный, максимальный, а также оптимальный уровень.

Способов осуществить этот расчет множество. Подробно о каждом из них – в пунктах статьи. Ниже будут рассмотрены особенности, преимущества и недостатки. Кроме того, каждый из них уместно применять в конкретных ситуациях.

Кто устанавливает цену на рынке

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить тип экономики, при котором происходит торговля.

В условиях чистой конкуренции ценность товаров и услуг формируется продавцом исходя из параметров других игроков. Таким образом образовывается единый рыночный показатель.

Компания не может продавать продукт выше него, поскольку покупатели выберут другого производителя. Реализовывать ниже не выгодно, с коммерческой точки зрения.

Однако не всегда условия ставит производитель. В некоторых случаях цену продукции определяет правительство. К примеру, в условиях государственной монополии. Параметр зависит от затрат на изготовление и продажу.

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Какие существуют методы ценообразования и как происходит процесс

Современная сфера маркетинга предлагает большое количество способов определить оптимальный уровень стоимости товара или услуги. Каждый из них по-разному воздействует на покупателя и приносит выгоду компании.

Некоторые из них относят к «традиционным» из-за того, что они прошли проверку временем и отлично зарекомендовали себя. Другие приемы в настоящее считаются альтернативными и используются реже. Каждый из них нужно применять ответственно и в подходящих для этого условиях.

Большая часть предприятий комбинирует несколько стратегий для достижения максимального результата.

Правовое регулирование цен и ценообразования

Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании

Основной целью хозяйственной деятельности является систематическое получение прибыли, следовательно, договоры, заключаемые субъектами хозяйствования, опосредующие такую деятельность, должны быть возмездными.

Субъект хозяйственной деятельности, поставивший товары, выполнивший работы или оказавший услуги, в счет встречного предоставления должен получить деньги, другие товары, для него выполняются другие работы или оказываются другие услуги.

Обмен, происходящий между участниками гражданского оборота, предполагается эквивалентным, т.е. равным по стоимости (ст.2 ГК). Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно отразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Следовательно, стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах есть их цена.

Цена – категория экономическая, так как определяет денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг. Она используется в законодательстве, поэтому является и правовой категорией. Так, в соответствие со ст.

394 ГК Республики Беларусь расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Пункт 3 ст.

364 ГК Республики Беларусь, указывает, что если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, – в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения. Следовательно, цена здесь определяет стоимостную меру должного поведения лица.

Легальное определение цены дано в ст.3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999г. «О ценообразовании». Цена есть денежная оценка стоимости единицы товара (далее – Закона о ценообразовании) [53]. В том случае, если речь идет о денежной оценке стоимости единицы работы, услуги, она определяется Законом как тариф.

Цены подразделяются на свободные и регулируемые в зависимости от условий их формирования и применения.

Свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом о ценообразовании, применяются свободные цены (тарифы).

Регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Так, регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на: товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; отдельные социально значимые товары (работы, услуги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285, утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом [69].

  • Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.
  • Фиксированная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
  • Предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
  • В законодательстве используется также понятие учетной цены, под которой понимается цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.
  • Правовой основой регулирующей ценообразование в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты:
  • Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от

10 мая 1999 г; Указ Президента РБ «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 19 мая 1999 г. №285; постановление Министерством экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» от 22 апреля 1999 г.

№43 [105]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен» от 1 февраля 1993 г.

№51 [78]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства» от 7 апреля 1999 г.

№478 [88]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен» от 12 июня 2000 г. №852 [93]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» от 10 февраля 1999 г. №209 [89].

Записи по теме

Статья 40 закона № 35-ФЗ. Ценообразование на розничных рынках

Согласно ж) ст. 71 Конституции РФ, основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. В настоящий момент нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

  • В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:
  • * Свободными — цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;
  • * Регулируемыми — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
  • Различают цены: 1) Контролируемые — установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях; 2) Неконтролируемые — в основном свободные цены;
  • Существует деление цен на:
  • * Оптовые — (оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;
  • * Розничные — (розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).
  • По территории действия цены классифицируют:
  • * Внутригосударственные — определяются законодательством РФ;
  • * Мировые — устанавливаются на основе данных биржевых котировок;
  • По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют:
  • * Временные — в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;
  • * Установленные без ограничения срока их применения —
  • Тариф (в переводе с французского система ставок, по которым взимается плата за услуги») — понятие специальное, сфера его применения — это область работ и услуг.
Читайте также:  Статья 11.4. применение и использование боевого ручного стрелкового и холодного оружия

ГК РФ (пункт 1 статьи 424) — норма, базирующаяся на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом: «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

НК РФ (статья 40) определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цн в целях налогообложения.

КоАП РФ (статья 14.6) — нарушение порядка ценообразования.

Директивное ценообразование: влияние государства на цены

В большинстве случаев цена состоит из затрат на производство, сбыт, содержание административного блока компании и желаемой прибыли – наценки. Но при таком подходе предприниматель может чрезмерно увлечься и существенно завысить цену. Чтобы поддерживать цены на приемлемом уровне, используется директивное ценообразование.

Что такое директивное ценообразование, понятно уже из названия. Цена устанавливается с учетом директив – приказов и рекомендаций сверху. Сначала производитель суммирует затраты на производство, нормы рентабельности. Затем полученные цены «отправляет» на проверку государству. 

Директивное ценообразование было распространено в России в период СССР, когда экономика была командной. Сейчас оно существует в нескольких азиатских странах, в которых сильна роль государства во всех сферах жизни людей. 

Благодаря этому государство контролирует уровень цен на некоторые продукты. В отличие от пошлин, налогов, дотаций, это вмешательство считается прямым, а не косвенным. 

В чем заключается госрегулирование цен

Еще несколько лет назад государство практиковало политику полного невмешательства в процесс ценообразования. Сегодня по-прежнему нет единых норм и законов, в соответствии с которыми власть регулирует цены. Все действия государства в этой сфере непоследовательны. 

Власть в качестве инструментов ценового регулирования использует различные законодательные, административные, бюджетные мероприятия. В некоторых федеральных законах, статье 7 в Конституции, указах Президента перечислены рычаги прямого и косвенного воздействия.

Вот зачем государство устанавливает или рекомендует предпринимателям цены:

  • чтобы не допустить роста цен от инфляции;
  • чтобы поддерживать прожиточный минимум населения;
  • чтобы развивать здоровую конкуренцию;
  • чтобы обеспечить паритет цен во всех звеньях и отраслях экономики.

Регулирование цен используется не только для достижения целей, но и для решения мелких задач.

Например, с помощью директивного ценообразования власть стимулирует рыночные отношения, создает условия для честной конкуренции.

Благодаря политике вмешательства в ценообразования финансовая деятельность становится более безопасной и предсказуемой. Вот какие еще задачи решает директивное ценообразование:

  • население защищено экономически и социально;
  • частная, акционерная, муниципальная собственность защищена;
  • перемещение товаров и услуг происходит свободно и упорядоченно.

Обычно устанавливается верхний предел цены, чтобы потребители имели возможность приобрести товары и услуги по ценам ниже рыночных. Но иногда государство контролирует нижний порог цен. Это практикуется в двух случаях:

  • как необходимость экономической поддержки некоторых отраслей, например, сельского хозяйства;
  • как необходимость снизить объем продаж, в соответствии с социальной политикой государства, например, установление минимальной розничной цены на сигареты.

Яркий пример директивного ценообразования – лекарственные препараты и продукция гособоронзаказа. Когда компания производит и продает лекарства, она сталкивается с такими директивами:

  • перечень жизненно-необходимых медицинских препаратов;
  • прописанные методики ценообразования;
  • ведение реестра лекарственных средств и принятых наценок на них.

Что подвергается регулированию

Теоретически государство может вмешаться в любую отрасль прямыми или косвенными способами. Но на практике есть лишь несколько отраслей, где наблюдается директивное ценообразование. Это:

  • природный и другие виды газа, в том числе сжиженный;
  • вся продукция ядерно-топливного цикла;
  • электро- и тепловая энергия, в том числе та, которая поставляется в жилые помещения;
  • драгоценные камни и металлы;
  • нефть и ее транспортировка;
  • грузовые перевозки;
  • пассажирские ЖД-перевозки, в том числе перевозки багажа;
  • доставка почтовых сообщений;
  • услуги связи;
  • авиаперевозки и услуги для пассажиров в аэропортах;
  • алкогольная продукция крепостью выше 22 %;
  • лекарственные препараты.

Виды воздействия на цены

Власть использует несколько способов влиять на ценообразование:

  • установление фиксированной цены. Кроме прямой установки конкретной цены, государство может замораживать свободные места на рынке и фиксировать монопольные цены, поддерживая эту монополию;
  • установка регулируемых цен. В этом случае государство устанавливает нормы для компании, а она в рамках установленных границ сама определяет цену на свои продукты. В рамках этой стратегии государство также может установить коэффициенты, предельные цены, максимальные или минимальные уровни для временных цен (если продавец устраивает временную акцию);
  • установление свободной цены. Такой подход тоже относится к директивному ценообразованию. Напрямую власть не указывает, за сколько должен продавать свой продукт производитель. Однако вводит запреты на некоторую деятельность на рынке. Запреты необходимы, чтобы избежать недобросовестной конкуренции. Например, государство может запретить ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу.

Также власть может регулировать цены экономическими методами. За счет дотаций, льгот государство добивается снижения цены на продукт. Вот как это происходит:

  • вводятся или отменяются различные таможенные ограничения, налоги, меняется размер эмиссии денег. Напрямую это не влияет на стоимость товара, но от этого зависит стоимость импортного сырья, ингредиентов, компонентов, инструментов для работы. Это влияет на себестоимость и вынуждает производителя повысить или понизить цену;
  • завышаются издержки производства. Издержки могут быть расчетными и действительными. Именно первые санкционировано растут, что приводит к росту цен;
  • отрасли, в которых работают государственные предприятия, зачастую полностью ими контролируются. Если в этой отрасли предложение ограничено, значит, именно госкомпания диктует примерный уровень цен и остальные предприятия должны придерживаться его. Если будут сильно снижать цены, то это будет считаться напрасным демпингом, ведь «выжить» государственную компанию с рынка не получится. В случае с завышением цены такие фирмы просто получат меньше клиентов;
  • государство поощряет экспорт, то есть освобождает экспортеров от налогов. В некоторых странах власть даже используют специальные экспортные субсидии, предоставляет экспортерам кредиты по сниженным ставкам или особые транспортные тарифы. Все это ведет к смещению цен на мировом рынке.

Контроль за применением рекомендованных цен

Государство имеет право не только установить цену, но и контролировать, как предприниматели соблюдают установленные ограничения. Органы, контролирующие предпринимателей, разделяются по уровням:

  • министерство экономики РФ контролирует на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти в регионах;
  • органы местного самоуправления;
  • антимонопольные службы;
  • государственные торговые инспекции;
  • налоговая служба.

Главная цель наблюдения со стороны правительственных органов – контроль за прожиточным минимумом. Власть наблюдает за ростом той суммы, которая необходима гражданину для минимально комфортного проживания. В зависимости от этого роста государство индексирует пенсии, МРОТ. 

Последствия директивного ценообразования

После того как государство установило свои цены на товары, рынок начинает меняться. Вот что с ним происходит, если власть устанавливает верхний порог цен:

  • количество товаров уменьшается, не все покупатели могут приобрести необходимый продукт официально. Поэтому возникает черный рынок, где продавцы осуществляют нелегальные сделки и рискуют подвергнуться административным штрафам. Эти риски тоже закладываются в цену как производственные затраты. Следовательно, на черном рынке цены заметно выше, чем на белом;
  • чтобы заработать больше, компания вынуждена производить больше единиц товара. Так как цена строго ограничена, придется сокращать затраты на производство. Логичнее всего сделать это за счет сырья, оборудования. Качество товаров будет снижаться. Как только потребители заметят снижение качества, они будут покупать меньше. Следовательно, снизится спрос.
Читайте также:  Статья 4. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Если установлен нижний порог цен, также есть последствия для рынка. Когда власть устанавливает цену выше среднерыночной, потребители снижают частоту и объем покупок. Спрос падает, при этом компания все равно производит прежнее количество продукции.

Избыток нужно куда-то деть. Может возникнуть черный рынок, где те же товары будут продаваться дешевле, чем в официальных магазинах. Чтобы это предотвратить, государство должно выкупить все избыточное предложение или выплачивать производителю дотации.

Таким образом директивное ценообразование – это явление, которое активно существовало в прошлом столетии, затем пошло на убыль. Однако сейчас предприниматели вновь наблюдают, как власть влияет на рынок.

Стандарты, нормы, по которым можно спрогнозировать поведение государства, пока не разработаны, не сведены в единую систему. Нельзя однозначно сказать, как повлияет директивное ценообразование на рынок.

У современных форм влияния есть преимущества: они помогают поддерживать равновесие на рынке и сдерживать рост цен, рост прожиточного минимума.

С другой стороны, при директивном ценообразовании возможны негативные последствия в виде образования черного рынка, дополнительных затрат для государства. Предпринимателям, работающим в тех отраслях, в которых заинтересовано государство, необходимо вовремя адаптироваться к возможным директивам.

Основы правового регулирования цен и ценообразования

Замечание 1

Понятие «цена» в общем смысле включает денежное выражение стоимости определенного блага (продукция, услуга, товар). С позиции экономики формирование цены на товар происходит при учете уровня спроса потребителя на него, имеющихся цен других производителей на подобный товар, государственных мер регулирования системы ценообразования и др.

Цена всегда включает в свой состав себестоимость выпущенного продукта, то есть стоимостную оценку природных ресурсов, материала и сырья, топлива, основных средств, трудовых ресурсов на его выпуск, которые используются в процессе производства.

Регулирование цен начинается уже с момента формирования затрат, которые включаются в себестоимость. В главе 25 НК (ст. 253) определяются расходы, которые относятся к выпуску и продаже, а также расходы:

  • по изготовлению (производству), хранению и доставке продукции, выполнению работ, оказанию услуг, приобретению и (или) реализации продукции (работ, услуг, имущественного права);
  • по содержанию и эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию основных фондов и прочего имущества, включая поддержание их в исправном состоянии;
  • по освоению природных ресурсов;
  • на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки;
  • по обязательному и добровольному страхованию;
  • другие затраты, которые можно отнести к производству и продаже продукции.

Существует несколько видов цен. Оптовая цена включает сумму, по которой производители продукции реализуют ее оптовым покупателям.

Розничная цена — это так сумма, по которой происходит реализация товара поштучно или мелким оптом населению (то есть в розницу).

Также принято различать свободную (рыночную) и регулируемую цену.

Основу формирования цены и принципы определяют положения Налогового Кодекса, в частности статья 40. Формирование свободной цены происходит в рыночных условиях в соответствии с уровнем спроса и предложения на соответствующий продукт без определенного воздействия государства на цену. В зависимости от общего правила эта цена включает себестоимость и сумму прибыли.

Замечание 2

Цена представляет собой инструмент коммерческой политики предпринимателей, поэтому выбор условий, приемов ценообразования имеет в основе цели коммерческой политики, которые заключаются в достижении существенного размера прибыли с помощью роста объема продаж.

Свободное ценообразование имеет в основе:

  • ценностный подход, где происходит формирование цены для обеспечения организации получения максимального размера прибыли с помощью достижения выгодного соотношения между ценностью товара и произведенными затратами;
  • затратный метод, который использует фактические затраты предприятия на выпуск и сбыт своего товара в качестве отправной точки формирования цены.

Рассматривая данные подходы к ценообразованию, можно разделить ценовую политику предприятия на активную и пассивную.

Активная политика ценообразования определяет установку цен в пределах политики управления сбытом с целью достичь максимально выгодных объемов продаж, средних издержек производства и целевого уровня прибыльности предприятия. Для пассивной политики характерно строгое формирование цен с использованием затратного метода или только под воздействием цен, сложившихся у конкурентов.

наряду с этим, цена рынка подвергается определенному государственному контролю. Налоговые органы имеют право подвергать контролю правильное установление сторонами цен при осуществлении сделок, если они совершаются при нескольких условиях:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • сделки, проводимые в соответствии с товарообменными (бартерными) операциями;
  • совершение внешнеторговых сделок;
  • сделки, в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, которые применяет налогоплательщик по идентичной (однородной) продукции (работам, услугам) в пределах короткого временного промежутка.

Рыночная цена также подвергается регулированию в случае установления ее специальными субъектами или при ее формировании в определенных целях.

Определение 1

Регулируемая цена представляет собой цену продукции, складывающуюся при воздействии со стороны государства посредством экономических и иных директив.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Кроме рассмотренной классификации, выделяют мировые, формирующиеся на основе котировок биржи, и внутригосударственные цены, формирующиеся и используемые на территории РФ согласно национальному законодательству.

Для отечественных предприятий мировые цены представляют интерес в случаях, когда происходит совершение внешнеэкономических сделок.

В процессе формирования цен экспортных и импортных сделок, предприятия должны учесть условия, влияющие на формирование мировой цены.

Основа государственного регулирования цен

Отправной точкой государственного регулирования цен считается издание в 1991 году Указа Президента РСФСР № 297 «О мерах по либерализации цен».

в соответствии с Указом Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», изданным в феврале 1995, сегодня из Указа Президента РСФСР действует абз. 1 п. 1.

Он гласит, что существует потребность в использовании свободных (рыночных) цен и тарифов, которые формируются под воздействием спроса и предложения на товары производственно-технического назначения, продукцию народного потребления, работы и услуги.

Замечание 3

Помимо этого, последним Указом была определена ценовая политика страны, которая концентрируется на либерализации цен. Государственное регулирование цен необходимо проводить, главным образом, в отношении продукции естественных монополий.

Законодательно естественная монополия представляет собой состояние товарных рынков, где удовлетворение спроса на них эффективнее при отсутствии конкуренции.

Это может быть обусловлено технологическими особенностями выпуска продукции (например, существенное снижение затрат производства на единицу продукции по мере роста производственного объема), невозможностью замены в потреблении товаров, производимых субъектами естественной монополии, другими товарами (когда спрос на этом товарном рынке в меньшей мере зависит от изменения цен на него, чем спрос на другой товар). Подобные отношения регулирует Федеральный закон 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Правительство РФ обладает полномочиями по установлению перечня продукции производственно-технического назначения, продукции народного потребления и услуг. Цены (тарифы) на них на внутреннем рынке Российской Федерации должны подлежать регулированию, которое осуществляет Правительство, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правовые основы регулирования цен государством

Правовое регулирование ценообразования исходя из анализа нормативных актов, состоит в нескольких способах:

  • установка минимального (максимального) ценового предела. Например, ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» предоставляет Правительству РФ право установления предельного (минимального, максимального) уровня цен (тарифов) на услуги в области передачи электроэнергии по распределительным сетям;
  • формирование фиксированных цен;
  • формирование базовых цен, включая предельные коэффициенты их изменения.

Среди нарушений государственной дисциплины цен можно выделить:

  • повышенные государственные регулируемые цены (фиксированные, предельные цены, предельные коэффициенты, предельные уровни рентабельности);
  • завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к цене (не распространено на предприятия, которые осуществляют реализацию товаров по свободным ценам рынка);
  • нарушение монополистическими предприятиями порядка декларирования свободных цен.

В случае нарушения законодательных норм, касающихся государственного регулирования цен (тарифов), юридические лица могут подвергаться санкциям в виде взысканий на всю сумму излишне полученной выручки и штрафов в таком же размере. В случае повторного нарушения предусмотрен штраф в двойном размере.

Наряду с этим для регулирования ценообразования государство использует в отношении производителей меры, направленные на льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсацию расходов производителям. Подобные меры дают возможность для предприятий минимизировать себестоимость издержек по выпуску продукции, снижая в результате цену на свой товар.

Ссылка на основную публикацию