Статья 4. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

  • Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи предъявляемые к кандидатам в судьи следующие:
  •       1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
  •       1) достигший возраста тридцати лет;
  •       2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
  •       3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения);
  •       4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;
  •       5) успешно прошедший оплачиваемую стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения);
  •       6) прошедший полиграфологическое исследование в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».
  •       Требования, предусмотренные подпунктами 5) и 6) части первой настоящего пункта, не распространяются на кандидатов, являющихся действующими судьями.
  •       2. Судьей не может быть лицо:
  •       1) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  •       2) которое в течение трех лет перед участием в конкурсе на должность судьи привлекалось к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. При этом судьей не может быть назначено лицо, уволенное за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
  •       3) на которое в течение трех лет перед участием в конкурсе на должность судьи за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;
  •       4) в отношении которого в течение трех лет перед участием в конкурсе на должность судьи за совершение уголовного проступка вынесен обвинительный приговор суда или которое освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
  •       5) ранее судимое;
  •       6) освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
  •       7) уволенное по отрицательным мотивам с должности судьи, из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, с воинской службы, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

      3. Непредставление или умышленное искажение сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является основанием для отказа в назначении на должность судьи или в участии в конкурсе на занятие вакантной должности судьи.

      4. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.

      Заключение пленарного заседания носит рекомендательный характер.

      5. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда.

      Заключение пленарного заседания носит рекомендательный характер.

      Требования о наличии судейского стажа, прохождении стажировки, необходимости заключения пленарного заседания Верховного Суда не распространяются на кандидата на должность Председателя Верховного Суда, а также в случаях, предусмотренных частью девятой пункта 4 статьи 30 настоящего Конституционного закона.

      6. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы.

  1.       Участники конкурса на должность председателя судебной коллегии и судьи областного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания соответственно Верховного Суда или областного суда по месту жительства или работы.
  2.       В случае, если участники конкурса на должность судьи областного суда работают или проживают в том же регионе, в котором находится суд, на должность судьи которого они претендуют, получение повторного заключения пленарного заседания областного суда не требуется.
  3.       Участники конкурса на должность судьи Верховного Суда должны также получить заключение Совета по взаимодействию с судами по месту жительства или работы.
  4.       Заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания носят рекомендательный характер.
  5.       7. Не допускается участие в конкурсе на занятие вакантной судейской должности:
  6.       1) судьи, если со дня снятия с него дисциплинарного взыскания, предусмотренного подпунктами 2) и 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, прошло менее одного года;
  7.       2) судьи, проработавшего в равнозначной занимаемой должности менее двух лет;
  8.       3) члена Высшего Судебного Совета.
  9.       Требование настоящего пункта о недопуске к участию в конкурсе судьи, проработавшего в равнозначной занимаемой должности менее двух лет, не распространяется на судей, желающих занять должность судьи в судах, расположенных в отдаленной местности, при отсутствии других кандидатов, а также имеющих медицинское заключение о наличии заболевания, требующего смены места жительства.
  10.       Перечень судов, расположенных в отдаленных местностях, определяется Высшим Судебным Советом.

      8. Кандидаты в судьи проходят оплачиваемую стажировку в суде на постоянной основе с отрывом от основного места работы. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

      9. Лицам, избранным либо назначенным с должности судьи на государственную должность в представительных органах, предоставляется право занятия судейской должности на конкурсной основе без прохождения стажировки.

      10. В стаж судейской работы включается время работы судьи на должностях, указанных в пункте 6 статьи 56 настоящего Конституционного закона.

      11. Отбор кандидатов на вакантные судейские должности производится Высшим Судебным Советом в установленном настоящим Конституционным законом и Законом Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» порядке с использованием системы критериев, в том числе учитывающих работу в суде, органах прокуратуры, адвокатуре.

      Сноска. Статья 29 в редакции Конституционного закона РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 119 Конституции России

Текст Ст. 119 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 Конституции Российской Федерации

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 119 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о кандидатурах судей.

Теперь статья устанавливает пять основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации, 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и отсутствие гражданства иностранного государства.

Кроме того, судьям судов Российской Федерации запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории Российской Федерации.

При этом ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской Федерации.

Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования.

Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда. Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются.

  • Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
  • Особые требования, в том числе и возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Судьей этого суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Читайте также:  Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений успеть получить опыт работы по юридической специальности в течение пяти лет. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет.

Таким образом эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст. 119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике.

Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования, для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях или на специальных государственных курсах, стажировка в течение 2-4 лет, длительная (не менее 5 лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.

Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации принципа несменяемости судей (ст. 121 Конституции) это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом.

Пятилетний стаж работы по юридической профессии — это минимум, который должны иметь судьи всех судов Российской Федерации, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда, для которых установлен срок профессиональной работы не менее 10 лет.

Надо полагать, что новым федеральным законодательством будут уточнены эти требования применительно к отдельным звеньям судебной системы.

Требует уточнения также понятие «работа по юридической профессии». Ни в прежнем законодательстве, ни в ст. 119 это понятие не конкретизировано.

Вероятно, предпочтение в данном случае должно отдаваться, как это делается в большинстве зарубежных стран, лицам, которые так или иначе были связаны с судебной деятельностью: адвокатам, прокурорам, юрисконсультам, судебным секретарям и, конечно, бывшим судьям.

Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации, которые, согласно ст. 119 Конституции, могут быть установлены федеральным законодательством, следует понимать прежде всего требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст. 4 — 5 Закона «О статусе судей».

Согласно этому Закону лица, отвечающие указанным выше условиям и не являющиеся судьями, должны быть допущены к квалификационным экзаменам, которые проводятся экзаменационной комиссией при органе юстиции.

Состав комиссии утверждается квалификационной коллегией судей. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок» (ст. 4 Закона).

Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований по ст. 119 Конституции. Согласно «Основным принципам независимости судебных органов», принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.

В Конституции не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе «О статусе судей» основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок.

Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 г.

утвержден «Кодекс чести судьи Российской Федерации», нарушение которого рассматривается квалификационными коллегиями судей, а ответственность судьи за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, может привести к отставке судьи или к иным мерам, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно «Кодексу чести» судья должен избегать действий, которые подрывали бы авторитет судебной власти, в том числе сохранять личное достоинство, быть беспристрастным, проявлять терпение, вежливость и тактичность к участникам судебного процесса и требовать того же от работников аппарата суда.

Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера, избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, и т.д.

Статья 119 Конституции России

Текст Ст. 119 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 Конституции Российской Федерации

Состав судейского корпуса формируется с соблюдением особых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотно и справедливо рассматривать и разрешать дела.

Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, впервые получили закрепление на конституционном уровне, хотя существовавшее до принятия Конституции РФ законодательство содержало подобные требования. Согласно ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.

), судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, состояние в политических партиях и общественных движениях, не допускают совмещения судейских функций с депутатскими полномочиями.

Исходя из Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда.

Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются.

Судьей вышестоящего суда может быть гражданин России, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Особые требования, в том числе возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ.

Судьей этого Суда может быть гражданин России, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

  • Итак, комментируемая статья устанавливает четыре основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи:
  • гражданство Российской Федерации,
  • 25-летний минимальный возраст,
  • наличие высшего юридического образования,
  • стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Гражданство — это первичный элемент конституционно-правового статуса личности*(654), определяющего ее взаимоотношения с государством (см. комментарий к ст. 6 Конституции РФ).

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей*(655).

Должность судьи предполагает и умение, навыки, большой запас юридических знаний и жизненного опыта для оценки и квалификации поступков других людей. Оптимальным возрастом, с которого гражданин Российской Федерации может претендовать на должность судьи, Конституция РФ определила 25-летие.

На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст. 119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике.

Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух-четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.

Читайте также:  Статья 5. Виды мер безопасности

Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев.

Для реализации принципа несменяемости судей это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом.

Не случайно Закон РФ «О статусе судей Российской Федерации» (ст. 5) предусматривает, что кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе, где основным критерием является сдача квалификационного экзамена.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

Причем п. 4 этого Закона установлено, что срок освоения образовательной программы для получения степени «бакалавр» составляет не менее четырех лет. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли степени бакалавра для назначения на должность судьи?

  1. В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
  2. 1) государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции;
  3. 2) муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления;
  4. 3) должностях в органах Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

Следует особо отметить, что Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлено, что стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения высшего юридического образования.

Инструкция «О порядке определения стажа по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов», утвержденная Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и зарегистрированная Министерством юстиции РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35)-5, действует постольку, поскольку не противоречит федеральным конституционным и федеральным законам.

В соответствии с этой Инструкцией в стаж, необходимый для назначения судьей, включается любая работа на должностях, требующих юридического образования.

Пятилетний стаж работы по юридической профессии — это необходимый минимум, который должны иметь судьи всех судов России, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации следует понимать прежде всего требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст. 4, 5 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации».

Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований. Согласно «Основным принципам независимости судебных органов», принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.

В Конституции России не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации» основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок.

Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи.

Так, излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда

  • В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:
  • – имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
  • – не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • – не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • – не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • – не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
  • В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
  • Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда

  1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
  2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

  3. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

  4. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).
  5. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.

Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений.

Читайте также:  Статья 43. Материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Правовой статус судей российской федерации

В результате изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • • требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, механизм наделения их полномочиями;
  • • характеристику отдельных элементов правового статуса судьи;
  • • виды органов судейского сообщества, в том числе квалификационных коллегий судей и их компетенцию;

уметь

  • • оперировать юридическими категориями применительно к изучаемой теме;
  • • анализировать и толковать правовые нормы;

владеть навыками

  • • работы с нормативными правовыми актами но теме;
  • • разрешения правовых проблем и коллизий в вопросах наделения судей полномочиями, отрешения судей от должности, порядка привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Формирование судейского корпуса

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей

Испокон веков профессия судьи была наиболее авторитетна и общественно значима.

Моральные, нравственные, профессиональные качества судьи во многом определяют качество судебной защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд, способствуют формированию доверительного отношения к носителям судебной власти. Поэтому к кандидатам на судейские должности предъявляются высокие требования.

Статья 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона о статусе судей устанавливают определенные требования к кандидатам на должности судей, которые условно можно назвать «положительными» и «отрицательными».

К числу «положительных» требований относятся:

  • 1) гражданство Российской Федерации. Закон не указывает формы приобретения гражданства, следовательно, судьей может стать как гражданин Российской Федерации по рождению, так и лицо, получившее гражданство России;
  • 2) высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Закон не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования (бакалавр, специалист, магистр) должен иметь кандидат на должность судьи;
  • 3) достижение определенного возраста:
    • а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ – не менее 25 лет;
    • б) для кандидатов в судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных округов и суда автономной области (далее – областных и соответствующих судов), окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов – не менее 30 лет;
    • в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ – не менее 35 лет;
    • г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ – не менее 40 лет;
  • 4) стаж работы по юридической специальности на должностях, указанных в Законе о статусе судей (на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР, РФ, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса):
    • а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ – не менее пяти лет;
    • б) для кандидатов в судьи областных и соответствующих судов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов – не менее семи лет;
    • в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ – не менее 10 лет;
    • г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ – не менее 15 лет.

Не могут быть кандидатами на должности судей («отрицательные» условия) лица:

  • 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • 2) имеющие или имевшие судимость либо лица, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • 3) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • 4) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • 5) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • 6) имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи.

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень таких заболеваний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г.[1];

7) состоящие в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда, на вакантную должность в котором предполагал отбираться кандидат в судьи.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Например, судьей Конституционного Суда РФ может стать лицо, имеющее высокую признанную квалификацию в области права (кандидат юридических наук, доктор юридических наук и т.п.).

Закон не предусматривает обязательное психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ были разработаны рекомендации по экспериментальному использованию методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи (приказ от 17 декабря 2002 г. № 147).

Основными задачами такого обследования, проводимого на добровольной основе, являются: выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно- психической неустойчивостью или находящихся в состоянии дезадаптации[2]; оценка психологической пригодности кандидатов на должность судьи для выполнения функций но осуществлению правосудия; выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества[3].

VII Всероссийский съезд судей (2008) признал необходимым закрепить среди требований к кандидатам на должность судьи прохождение психодиагностического обследования.

Ссылка на основную публикацию