- Купить сборник эссе по истории
- Обществознание
- Задания по Конституции
- Учим планы
- Термины
- Справочник
- Занятия с репетитором
- Узнать больше
Содержание статьи:
Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).
Президент
Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.
Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.
Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).
Полномочия президента РФ:
- 1) назначает Председателя Правительства
- 2) осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации
- 3) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ
- 4) принимает решение об отставке Правительства РФ
- 5) формирует Государственный Совет РФ
- 6) формирует и возглавляет Совет Безопасности
- 7) утверждает военную доктрину РФ
- 8) формирует Администрацию Президента
- 9) назначает:
- а) полномочных представителей Президента
- б) высшее командование Вооруженных Сил РФ
- в) дипломатических представителей РФ
- 10) назначает выборы Государственной Думы
- 11) распускает Государственную Думу
- 12) назначает референдум
- 13) вносит законопроекты в Государственную Думу
- 14) подписывает и обнародует федеральные законы
- 15) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране
- 16) осуществляет руководство внешней политикой РФ
- 17) вводит в стране военное положение
- 18) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища
- 19) осуществляет помилование
- Выучить полномочия президента на тренажере
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
- 1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- 2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- 3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- 4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- 5) назначение выборов Президента Российской Федерации;
- 6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
- 7) Назначение на должности:
- а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
- б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.
- 8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:
- а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
- б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- 9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);
- 10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
- Источник: статья 102 Конституции РФ.
- Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере
Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
- 1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;
- 2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
- 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- 4) Заслушивание ежегодных отчетов:
- а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
- б) Центрального банка РФ.
- 5) Назначение на должность и освобождение от должности:
- а) Председателя Центрального банка РФ
- б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты
- в) Уполномоченного по правам человека
- 7) Объявление амнистии;
- 8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
- Источник: статья 103 Конституции РФ.
- Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере
Исполнительная власть
Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.
Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.
Полномочия Правительства РФ:
- 1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- 2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- 3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
- 4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
- 5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
- 6) Осуществляет управление федеральной собственностью;
- 7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- 8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- 9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
- 10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
- 11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
- 12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- 13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
- 14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
- Источник: статья 114 Конституции РФ.
- Выучить полномочия Правительства на тренажере
Судебная власть
Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.
Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
- 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
- 2) разрешает споры о компетенции:
- а) между федеральными органами государственной власти;
- б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- в)между высшими государственными органами субъектов РФ;
- 3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- 4) дает толкование Конституции РФ;
- 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
- Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере
Полномочия президента РФ
Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления. В президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных (США) выборов.
- Содержание
- 1 Определение понятия “президент”
- 2 Полномочия президента
- 2.1 Полномочия в отношении
Государственной Думы - 2.2 Полномочия относительно
органов государственной власти - 2.3 Полномочия в отношении
внешней политики - 2.4 Полномочия вводить военное
положения и режим ЧС и ЧП - 3 Вывод
Определение
понятия “президент”
Президент – выборный глава государства в странах с
республиканской или смешанной формой правления.
В
президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на
установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных
(США) выборов. В республиках такого вида глава государства обладает рядом
широких полномочий, так как он объединяет функции главы государства и главы
правительства.
В
парламентских республиках президент избирается парламентом или особой
коллегией, членами которой являются парламентарии. В таких республиках
Конституция формально наделяет президента широкими полномочиями,
фактически их исполняет премьер-министр.
Полномочия
президента
Полномочия
президента Российской Федерации определены в четвертой главе Конституции РФ.
Ст. 83 Конституции РФ закрепляет следующие полномочий президента РФ.
Президент
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Он
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Глава
государства принимает решение об отставке Правительства РФ.
Представляет
Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя
Центрального банка РФ. Ставит перед Государственной Думой вопрос об
освобождении от должности Председателя ЦБ.
По
предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от
должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.
Представляет
Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда, назначает судей других федеральных судов.
Представляет
Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора
и его заместителей. Вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от
должности Генерального прокурора и заместителей.
Назначает
на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных
прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.
Формирует и
возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным
законом. Утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Формирует
Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает своих
полномочных представителей.
Назначает и
освобождает высшее командование Вооруженных Сил. Назначает и отзывает после
консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального
Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях.
Полномочия
в отношении Государственной Думы
В ст. 84
Конституции Российской Федерации определены полномочия президента относительно
работы Государственной Думы:
- назначает выборы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
- распускает в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Не всеми
полномочиями глава государства пользуется регулярно.
Например,
право вето, которое президент может наложить на тот или иной закон, принятой
Государственной Думой и одобренный Советом Федерации.
Полномочия
относительно органов государственной власти
П. 1 ст. 85
Конституции РФ определяет полномочиям президента относительно разрешения
разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ:
«Президент
Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае
недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда».
П. 2 ст. 85
Конституции Российской Федерации закрепляет полномочия президента относительно
действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а именно:
«Президент
Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих
актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом».
Полномочия
в отношении внешней политики
Полномочия
президента в данной области закреплены в ст. 86 Конституции:
- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
- подписывает ратификационные грамоты;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент,
как глава государства, определяет основные направления внешней политики
государства.
Полномочия
вводить военное положения и режим ЧС и ЧП
Являясь
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации,
президент, в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы
агрессии, уполномочен вводить на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях военное положение. При этом он незамедлительно сообщает
о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87
Конституции РФ).
Президент
Российской Федерации уполномочен вводить режим чрезвычайного положения на всей
территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88 Конституции РФ).
В ст. 89
Конституции РФ закреплены полномочия президента в сфере гражданства:
- решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
- осуществляет помилование.
Согласно п.
1 ст. 90 Конституции РФ президент уполномочен издавать указы и распоряжения.
Указы и распоряжения президента не должны противоречить главному документу
страны и федеральному законодательству. Они обязательны для исполнения на всей
территории государства.
Вывод
Президент
Российской Федерации, как глава государства, Верховный Главнокомандующий,
Председатель Совета Безопасности России, Председатель Государственного совета
РФ, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, наделен широким
кругом полномочий.
Он определяет основные направления внутренней и внешней
политики, решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами,
осуществляет помилование.
§ 4. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам.
Полномочия, связанные с:
1) формированием федеральных органов государственной власти;
2) участием в законотворчестве;
3) функционированием исполнительных органов государственной власти;
4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
5) внешней политикой и обороной;
6) иными сферами государственной деятельности.
Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.
1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.
Значительный объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами:
1) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенным влиянием на формирование федеральных органов государственной власти;
2) составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;
3) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.
Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.
С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, может представлять кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека.
2. На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).
При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.
Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями). В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и проч.
Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации, Положение об обеспечении деятельности которого утверждено Указом от 31 декабря 1996 г. .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 118; 2000. N 36. Ст. 3636.
3. Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Президент по Конституции не является главой исполнительной власти.
Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята в Конституции 1993 г.
Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства.
Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. Длительное время в советской России перечень министерств и государственных комитетов закреплялся непосредственно в Конституции РСФСР.
Затем он был из Конституции устранен и закреплялся в Законе РСФСР «О Совете Министров РСФСР». В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента. Под системой понимается определение видов этих органов.
Так, Указом от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами от 22 августа и 6 сентября 1996 г.) установлено, что в эту систему входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента.
Федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены настоящим Указом.
Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, т.е. устанавливает конкретный их перечень. Эта структура утверждается каждым новым Президентом при решении вопроса о формировании Правительства.
В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, т.е.
устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придается органам, каково число заместителей Председателя Правительства.
Этим же указом фиксируется конкретный перечень действующих Министерств, Государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и других органов. Последний Указ такого рода был принят Президентом 17 мая 2000 г. (в редакции от 1 декабря 2000 г.) .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168.
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти.
Среди них: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некоторые иные органы: Управление делами Президента; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте . Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. Правительство координирует деятельность названных органов.
———————————
См.: Там же.
4. Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).
В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Государственный Совет Российской Федерации был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Федерации, переставших быть членами Совета Федерации, в решении важных вопросов государственной жизни, обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном Совете Российской Федерации .
По своему статусу Государственный Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.
По предложению Президента Совет рассматривает проекты Указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, Указов. Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633.
А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина. Право. 10-11 класс. Базовый и углублённый уровни
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава III.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
§ 22. Президент Российской Федерации
В торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ, положив руку на текст Конституции России, человек торжественно произносит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Это действие, строго соответствующее статье 82 Основного Закона нашей страны, называется присягой Президента РФ.
Президент – выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. Для России институт президентской власти достаточно нов.
Впервые должность президента была введена в СССР в 1990 г. В дальнейшем президенты были избраны в республиках, входивших в состав СССР.
Первым Президентом Российской Федерации был всенародно избранный в 1991 г. Б.Н. Ельцин.
Конституция наделила Президента РФ очень большими полномочиями, которым посвящена глава 4 Основного Закона.
По Конституции России Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Функции Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ) касаются наиболее значимых основ жизни и деятельности Российского государства и общества.
Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент способствует тому, чтобы права и свободы россиян обеспечивались максимально полно.
Он издаёт указы, направленные на защиту правового положения граждан, отдельных групп населения, утверждает президентские программы, нацеленные на укрепление социальной защиты людей.
Например, действуют президентская программа «Дети России», федеральная программа «Молодёжь России», федеральная программа по борьбе с преступностью и др.
В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и целостности. Как глава государства, Президент РФ обеспечивает единство государственной власти, её ветвей, устойчивость государства, согласованное функционирование и взаимодействие всех федеральных государственных органов, координирует их функции.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
К компетенции Президента РФ Конституция (ст. 83) относит следующие полномочия.
Он участвует в формировании Правительства РФ, назначении Председателя Центрального банка РФ, определении состава Конституционного и Верховного Судов РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ, назначает и отзывает послов.
Он назначает выборы Государственной Думы, может распустить её в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы; вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, а также обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84).
Президент РФ устраняет разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85).
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ (ст. 87). В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (ст. 89).
Президент РФ имеет также правотворческие полномочия. В соответствии со статьёй 90 Конституции РФ он издаёт указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и, естественно, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Президент РФ является выборным лицом.
Порядок избрания
Полномочия президента РФ. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о полномочиях главы государства.
Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст.
80 Основного закона президент России имеет статус «главы государства», «гаранта» Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная — правительство РФ; законодательная — Федеральное собрание РФ; судебная — суды РФ).
При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов. Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.
Национальная безопасность
Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России.
В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение.
Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.
В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).
Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ.
В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др.
Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.
Внешняя политика
Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене.
Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.
Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.
Исполнительная власть
Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.
Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства.
По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств.
Кроме того, согласно Конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.
Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.
Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.
Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).
Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина.
Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.
Законодательная власть
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской Конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства.