Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

20 декабря 2016
Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследияА вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.

№10. Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.Длина моста — 260 метров, ширина — 27,8 метра. Средний из пяти пролетов — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами.

Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов — 2800 тонн.Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) — самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 — 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№8. Большой Петергофский Дворец

Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг. был перестроен архитектором Ф.

-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.

В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№7. Казанский Кремль

Казанский кремль — это древнейшая часть Казани. Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки. Казанский Кремль — официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№6. Дворцовая Площадь

Дворцовая площадь — это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 — первой половине19 веков. Главная площадь Санкт-Петербурга.

Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га).

Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№5. Екатерининский дворец и парк

Царское Село — это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник «Царское село». Екатерининский дворец и парк — это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны.

Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком.

Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№4. Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.

Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа.

По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№3. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский собор — построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина — 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний — 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

№2. Красная площадь

Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь «сердцем столицы».

Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая. Площадь Красной площади — 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года.

Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

  • №1. Храм Спаса на Крови
  • via, via, via, via, via, via, via
  • Краткое содержание предыдущих серий:
  • Топ-10 самых дорогих номеров в отелях мира 2016

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова. Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.Храм Спаса на Крови — одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.P.S.На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 — природные. Источники:Топ-10 самых недоступных мест на ЗемлеТоп-10 самых дорогих автомобилей в миреТоп-10 самых посещаемых стран в миреТоп-10 самых больших озер в миреТоп-10 лучших пляжей мираТоп-10 самых популярных языков мираТоп-10 самых больших городов в мире по площадиТоп-10 самых больших и загруженных аэропортов мираТоп-10 самых красивых водопадов в миреТоп-10 самых опасных дорог в миреТоп-10 самых высоких гор в миреТоп-10 самых высоких людей в миреТоп-10 самых необычных животных в мире10 неразгаданных тайн мираТоп-10 самых больших островов по площади в миреТоп-10 самых экстремальных мест на планетеТоп-10 самых невероятных космических объектовТоп-10 самых опасных стран для путешествий

Читайте также:  Статья 5. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра

Если вы не хотите видеть эти посты, то это не повод расстраиваться. Это легко сделать. Для этого перейдите по этой ссылке и в разделе «Метки» вначале выберите пункт «читать записи, содержащие любые метки, кроме выбранных мной«, а затем нажмите на метку «10самых» и всё! Вы больше этих записей видеть не будете!

Подписаться на обновления

Я в других социальных сетях:

  • Этот пост обошелся мне в 5 720 долларов
  • Поехали!
  • Этот пост обошелся мне в 5 720 долларов
  • Поехали!

Сохранение объектов культурного наследия

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях.

Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия.

Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:

  1. Ремонт – мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств архитектурного памятника с сохранением его особенностей.
  2. Консервация – комплекс операций по укреплению элементов и защите памятника от негативных внешних факторов. Важное условие проведения работ – сохранность облика.
  3. Реставрация – операции, направленные на сохранение исторической ценности и улучшение облика объекта, в том числе доведение до экспозиционного внешнего вида.
  4. Приспособление для применения в современном мире – комплекс производственных работ, которые помогают адаптировать историческое здание для эксплуатации в текущих условиях.

На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.

Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.

Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности

При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны        й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.

Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:

  1. Предварительный визуальный осмотр и детальное обследование для оценки степени сохранности объекта. Сбор сведений для оформления проекта.
  2. Реализация противоаварийных мероприятий.
  3. Дополнительное обследование памятника, создание проектно-научной документации.
  4. Консервация памятника.
  5. Реставрация памятника, включающая в себя воссоздание подлинного образа и доведение до экспозиционного внешнего вида.

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.

Правила создания проектной документации

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:

  1. Документ разрабатывается для отдельных операций или весь комплекс мероприятий.
  2. Проект должен отвечать государственным стандартам, нормам закона и обеспечивать сохранность ценных архитектурных памятников и исторических сооружений.
  3. Заказчик должен предоставить исполнителю полный перечень сведений, необходимый для реализации эффективных ремонтно-реставрационных мероприятий.
  4. При создании проекта подрядная организация обязана помнить, что во время реставрационных операций должен быть полностью сохранен образ здания, скульптуры, живописи историко-культурного наследия.
  5. Прочностные параметры и устойчивость строительных конструкций должны соответствовать установленным требованиям и отвечать стандартам безопасности.
  6. Выбранные технологии, методики и материалы для реставрационно-ремонтных операций должны гарантировать сохранность подлинности ценного историко-культурного объекта.

К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.

На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.

Принципы предварительного исследования

Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.

Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:

  • изучение архивных сведений о периоде создания и истории исследуемого объекта;
  • лабораторные исследования для выявления физико-химических свойств, оценка ряда параметров методами неразрушающего контроля;
  • бактериологические и микологические пробы;
  • экспериментальные ремонтно-восстановительные мероприятия.

Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.

Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.

Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:

  1. Бактериологические и микологические анализы для оценки степени поражения материала микроорганизмами.
  2. Пробные работы помогают подобрать оптимальный материал, состав краски, сплав и технологии для реставрации и консервации. Их проводят на наименее значимых местах исследуемого объекта.
  3. Изучение микроклимата состоит из анализа температурно-влажностных параметров, технического состояния ограждающих конструктивных элементов, условий эксплуатации.

Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.

Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:

  1. Ликвидация поздних наслоений допускается только после обеспечения прочности подлинной живописи.
  2. Используемые краски, оборудование и технологии не должны негативно влиять на текущее состояние памятника историко-культурного наследия. Желательно выбирать технологии, которые будут способствовать улучшению технического состояния элементов.
  3. Обязательный и первый этап реставрационно-консервационных мероприятий на памятнике из сплава и металла – удаление поверхностных загрязнений.
  4. Для ликвидации дефектов используют материал, который по составу идентичен основному. Металлические элементы следует заменить на материал, устойчивый к коррозии.
  5. Для воссоздания утраченных крупных фрагментов памятника используют объемные аналоги или иконографические данные.
  6. Для создания защитно-декоративных покрытий следует выбирать состав, устойчивый к погодным факторам и влаге, обеспечивающий прочность и возможность регенерации.

Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.

Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.

Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.

Читайте также:  Статья 5. Руководство космической деятельностью

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов.

Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий.

Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции.

С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.

Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период.

Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.

Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.

Изменение категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия Российской Федерации, внесённые в единый государственный реестр, подразделяются на три категории:

  • Объекты культурного наследия федерального значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • Объекты культурного наследия регионального значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия.

Чтобы определить, к какой из этих категорий относится объект культурного наследия, а также узнать, требуется ли изменение категории данного объекта, проводится историко-культурная экспертиза.

Исследуемые объекты

Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно:

  • Объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники.
  • Иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия имеют следующую классификацию:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного,  дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Помимо самих объектов, имеющих историко-культурное значение, исследуются документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а именно:

  • Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
  • Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
  • Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
  • Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

Методы исследования

Историко-культурная экспертиза, необходимая для изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, проводится путем изучения предоставленных документов, историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных необходимых изысканий.

Экспертом может выступать как отдельное физическое лицо, так и экспертная комиссия, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе не менее трех аттестованных экспертов.

Правовые аспекты

  • Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия устанавливаются главой 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
Читайте также:  Статья 13. обеспечение безопасности военнослужащего

Вопросы, которые стоит задать эксперту

  • К какой категории культурных ценностей относится исследуемый объект: федеральной, региональной или муниципальной (местной)?
  • Имеется ли необходимость перевода объекта в другую категорию или его стоит оставить в прежней?
  • Каковы основания перевода (или не перевода) объекта в другую категорию?
  • Имеет ли исследуемый объект также мировое культурное значение, относится ли он к особо ценным?

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной
экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным
экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих
судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также
некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право
проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках
уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с
нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или
оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных
экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы
организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Культурное наследие народов Российской Федерации

Определение

Культурное наследие народов РФ — это ценные с исторической и культурной точки зрения материальные и духовные объекты, являющиеся национальным достоянием.

Историко-культурные объекты делятся по уровню значимости на 3 категории:

  1. Федеральные (имеют общероссийское значение). Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге — памятник федерального значения. Это грандиозное сооружение, символизирующее воинскую славу России.
  2. Региональные (выделяются на уровни области, края). Пример: дача Юхневича на Карельском перешейке — объект наследия регионального значения. Это прекрасный образец деревянной архитектуры в стиле модерн.
  3. Местные (муниципальные). Пример: в 2020 г. богадельня, училище и управа в старинной части Ярославля были признаны памятниками местного значения.

По количеству включенных объектов классифицируются на 3 группы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

Определение

Памятники — это материальные культурные объекты, служащие напоминанием о важных событиях в истории.

Памятники могут иметь разное предназначение:

  • культовое;
  • гражданское;
  • военное;
  • мемориальное;
  • монументальное;
  • научное.

Пример одного из самых известных памятников России: «Медный всадник». Монумент Петру I был установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 г. по приказу императрицы Екатерины II. Является символом «северной столицы», напоминает о великих петровских реформах.

Определение

Ансамбли — это четко локализуемая группа памятных строений с исторически сложившейся вокруг них территорией.

Пример: архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря, основанного в 1473 г. Включает пещеры с захоронениями монахов, Михайловский собор, Успенскую, Покровскую и другие церкви, Крепостную стену с башнями и иные сооружения.

Определение

Достопримечательные места — исторически сложившиеся территории, включающие не только творения рук человека, но и объекты природы, расположенные рядом.

Пример: древняя часть Великого Новгорода с природной панорамой вокруг.

Существует единый общероссийский реестр, в котором регистрируются объекты историко-культурного наследия всех уровней.  

Внесение памятников в этот свод — процедура сложная и длительная. Она регламентируется федеральными и региональными законами, постановлениями Правительства и приказами Министерства культуры. Основополагающим является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ», принятый 25 июня 2002 г.

Выявление объектов культурного наследия происходит в следующем порядке:

  1. Первичная работа проводится на местном уровне. Создается инициативная группа, которая может состоять как из представителей муниципальной и региональной власти, так и юридических и физических лиц.
  2. Сбор информации. Собирается полноценное досье с подробным описанием характеристик, обосновывающих причины, по которым необходимо взять памятник под охрану государства.
  3. Оформление заявления с просьбой включить памятник в единый реестр и передача его в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
  4. Создание экспертной комиссии. В течение 3-х месяцев проводится работа по установлению историко-культурной ценности заявленного памятника. Для этой цели привлекаются узкие специалисты в конкретных областях истории, архитектуры и искусства.
  5. Получение документа о соответствующем решении. В случае отказа — инициативная сторона вправе оспорить его.
  6. Передача информации на федеральный уровень. При положительном ответе региональных органов объект ставится под охрану государства, но окончательное решение о внесении памятника в единый общероссийский реестр принимается на федеральном уровне.

Для того чтобы государство взяло памятник под свою охрану, он должен обладать одним или несколькими из перечисленных критериев:

  • быть связанным со значимыми событиями российской истории;
  • представлять собой выдающийся образец творчества в какой-либо области;
  • быть важным носителем информации о развитии цивилизации;
  • свидетельствовать о самобытности этноса, его создавшего;
  • являться эталоном определенного уровня развития культуры;
  • иметь высокохудожественную и эстетическую ценность;
  • быть характерным свидетельством эпохи.

Объекты всемирного природного и культурного наследия России

Среди историко-культурного наследия отдельно выделяется категория «особо ценные объекты». Это уникальные и выдающиеся для России памятники, музеи, научные и образовательные учреждения. Некоторые их них имеют статус «под охраной ЮНЕСКО», другие могут претендовать на роль «кандидата на включение» после прохождения всех необходимых процедур.

На начало 2021 г. насчитывалось 73 объекта, которые относятся к категории «особо ценных». Среди них:

  • 20 музеев-заповедников (в том числе Московский Кремль, комплекс «Сталинградская битва», Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» и др.);
  • 16 музеев (Кунсткамера, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и др.);
  • 17 высших учебных заведений (МГУ, Московская консерватория, Академия русского балета и др.);
  • 8 архивных учреждений (Государственный архив РФ, Госфонд теле- и радиопрограмм и др.);
  • 5 театров (МХАТ имени А.П. Чехова, Большой и Малый театры в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге);
  • 2 научных учреждения («Пушкинский дом» и «Пулковская обсерватория»);
  • 2 национальных библиотеки (в Москве и Санкт-Петербурге);
  • 2 художественных организации (Академия художеств в Москве и Жостовский промысел);
  • 1 общенациональный мемориал воинской славы (Москва).

Следует понимать, что не все объекты, имеющее общенациональное значение, могут иметь признание со стороны ЮНЕСКО. В этой организации очень жесткая, строго формализованная процедура взятия памятника под международную охрану.

Для включения объект должен обладать универсальной ценностью, важной для всего человечества.

Внесение памятника в список ЮНЕСКО не только повышает его статус, но и способствует углублению процессов межкультурной коммуникации.

Пример природного объекта, имеющего мировое значение: «Ленские столбы» в якутском природном парке возле Покровска. Представляет собой исключительной красоты скальные образования высотой около 100 метров, расположенные вдоль берегов сибирской реки Лена. Имеет ценность как выдающийся образец геоморфологических и эволюционных процессов.

 

Список особо ценных памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО

В октябре 1988 г. правительство СССР ратифицировало Конвенцию об охране объектов всемирного историко-культурного наследия. В 1990 г. ЮНЕСКО взяло под охрану 3 первых особо ценных памятника России.

К 2021 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в общей сложности были внесены 29 объектов из России. Еще более 20 претендуют на включение.

Среди объектов, уже находящихся под охраной ЮНЕСКО:

  • 18 — памятники культуры;
  • 11 — природные достопримечательности.

6 из 18 памятников культуры признаны шедевром — непревзойденным и уникальным творением человеческого гения. Это:

  1. Историко-художественный центр Москвы, включающий Кремль и Красную площадь.
  2. Центральная часть Санкт-Петербурга с прилегающим комплексом зданий.
  3. Кижский погост (Карелия) — шедевр деревянного северного зодчества XVIII-XIX вв.
  4. Белокаменные церкви XII-XIII вв. бывшего Владимиро-Суздальского княжества.
  5. Ансамбль Ферапонтова монастыря XV-XVII вв., расположенный в Вологодской области.
  6. Комплекс построек Новодевичьего монастыря в Москве XVI-XVII вв.

4 из 11 географическихобъектов признаны природным феноменом исключительной эстетической ценности:

  1. Девственные леса Коми. Самые большие нетронутые леса в Европе площадью более 3-х млн гектаров. На территории обитает большое количество редких представителей флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу.
  2. Вулканы Камчатки. В этом регионе сконцентрировано множество уникальных природных феноменов, обусловленных сочетанием ледников и вулканической активности.
  3. Плато Путорана (Красноярский край). Славится не только своими живописными панорамами, но и исключительной сохранностью арктической и субарктической экосистем.
  4. Озеро Байкал. Водоем обладает многими уникальными характеристиками. Это самое древнее и самое глубокое озеро в мире. Пресноводная экосистема Байкала благодаря изолированному положению сохранила следы эволюционных процессов и имеет важное научное значение.
Ссылка на основную публикацию