Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

13.12.2019
 4285

Андрей Любимов/АГН Москва

Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, фактически ликвидирующий систему унитарных предприятий. Документ предусматривает запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих ГУПов и МУПов.

Соответствующие изменения вносятся в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (L.

R ранее рассказывал об этой инициативе).

При этом закон вводит целый ряд исключений. В частности, они сделаны для предприятий культуры и искусства (например, Госфильмофонда и Мосфильма), ГУПов и МУПов, обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера, предприятий, занимающихся обращением с радиоактивными отходами, обеспечивающих деятельность госорганов за границей.

Кроме того, региональные ГУПы и МУПы могут быть сохранены по мотивированному представлению губернатора, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности. Для остальных сроки реорганизации или ликвидации сдвигаются до 1 января 2025 года (изначально говорилось о 2021 годе).

В ГД ранее отмечали, что основной идеей закона является сокращение государственного участия в экономике путем сокращения количества унитарных предприятий. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговле и оказании услуг.

Кроме того, ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг. В том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий).

При этом количество унитарных предприятий за последние годы только выросло, свидетельствуют данные ФАС. На 1 января 2018 года в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 года.

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

  • ликвидация государственного унитарного предприятия;
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

  • Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.
  • Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.
  • При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:
  • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
  • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
  • При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
  • Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
  • Исключение  предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.
Читайте также:  Глава IV. Полномочия российской федерации, субъектов российской федерации и органов местного самоуправления в области мелиорации земель

В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  1. Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  2. Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1)  более, чем на 3 месяца.

Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Основания для принудительной ликвидации

Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.

Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия. 1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества

2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. 3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 4.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде. 5.

В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом. 6.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.Комментарий к статье 351.

Ликвидация унитарного предприятия, как и всякого юридического лица, представляет собой длительную процедуру его прекращения, завершением которой является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Читайте также:  Статья 63.1. Субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации

Ликвидация унитарного предприятия может осуществляться по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, унитарное предприятие может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось.

В этом случае соответствующий орган реализует полномочия учредителя, предоставленные ст. 61 ГК РФ и абз. 6 п. 1 ст. 20 комментируемого Закона, на ликвидацию унитарного предприятия. Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация унитарного предприятия по решению суда.

Основаниями такой ликвидации являются грубые нарушения закона или иных правовых актов, если они носят неустранимый характер, в т.ч. допущенные при создании унитарного предприятия, а также осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом.

Требование о принудительной ликвидации унитарного предприятия может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 2 ст. 61 ГК РФ). В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации унитарного предприятия могут быть заявлены налоговыми органами (ст. 31 НК РФ), прокурором (ст. 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации), антимонопольным органом (ст. 17 Закона о конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований закона о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок . ———————————

Например, п. 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случаях подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке . ———————————

Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г.

N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрении дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить ему принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица. 2.

Порядок ликвидации унитарного предприятия, определенный ГК РФ (ст. 61 — 64), сводится к следующему. Подготовительным этапом ликвидации следует считать принятие соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления, реализующим правомочия собственника имущества унитарного предприятия, решения о ликвидации.

Решения о ликвидации федеральных унитарных предприятий принимаются в порядке, установленном для создания унитарных предприятий (см. комментарий к ст. 8).

О принятом решении в трехдневный срок уведомляется (Правительством РФ утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица) регистрирующий орган по месту нахождения унитарного предприятия для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что унитарное предприятие находится в процессе ликвидации. ———————————

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.С момента внесения такой записи запрещается регистрировать какие-либо изменения, вносимые в устав унитарного предприятия, а также регистрировать юридические лица с его участием либо возникающие в результате его реорганизации (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Одновременно с принятием решения о ликвидации назначается ликвидационная комиссия или единоличный ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами унитарного предприятия, включая выступление от его имени в суде.

В связи с возникновением в судебной практике споров о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия), Президиум ВАС РФ разъяснил судам, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц). Ликвидационная комиссия публикует извещение о ликвидации, о порядке и сроках, в течение которых кредиторы могут заявить свои требования. Публикация производится в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц. Кроме этого ликвидационной комиссией принимаются меры к выявлению кредиторов, письменному их уведомлению, а также к получению дебиторской задолженности. После окончания срока для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый органом, принявшим решение о ликвидации. С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса производятся расчеты с кредиторами в порядке очередности (ст. 64 ГК РФ), а также принимаются претензии кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований. По завершении расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс, подлежащий утверждению органом, принявшим решение о ликвидации унитарного предприятия; оставшееся имущество передается органу по управлению соответственно федеральным государственным имуществом, имуществом субъекта Российской Федерации или муниципальным имуществом. Завершающим этапом ликвидации является внесение записи о прекращении унитарного предприятия в Единый государственный реестр юридических лиц. 3. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого унитарного предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс составляется по результатам инвентаризации, проводимой в обязательном порядке. К ликвидационному балансу законом не предъявляются требования о наличии в нем сведений, необходимых для промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ), необходимо лишь указать сведения об имуществе, оставшемся после удовлетворения требований кредиторов. 4. Государственная регистрация при ликвидации унитарного предприятия осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации унитарного предприятия не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации унитарного предприятия. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией унитарного предприятия в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации представляются следующие документы:

Читайте также:  Статья 104.8. Итоговое решение по делу

а) заявление о государственной регистрации , в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации унитарного предприятия, завершение расчетов с кредиторами и соблюдение иных требований закона. ———————————

Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Заявителем при подаче документов является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор); б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины (о порядке представления документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией унитарного предприятия см. комментарий к ст. 10).

Государственная регистрация при ликвидации унитарного предприятия осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. После внесения записи в государственный реестр о прекращении унитарного предприятия регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

5. К особенностям ликвидации унитарного предприятия следует отнести его прекращение в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть передан в собственность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в порядке и способами, предусмотренными Законом о приватизации.

С моментом перехода к покупателю права собственности на имущество унитарного предприятия Закон о приватизации связывает прекращение права хозяйственного ведения унитарного предприятия на этот имущественный комплекс и прекращение самого унитарного предприятия, имущество которого продано (п. 3, 5 ст. 27 Закона о приватизации).

Очевидно, что законодатель в этом случае предусматривает упрощенную процедуру исключения унитарного предприятия из реестра юридических лиц. Налицо конкуренция норм, которая должна найти свое разрешение в правоприменительной практике. 6. При ликвидации унитарного предприятия в случае применения процедуры банкротства конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет в регистрирующий орган: а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства; б) документ об уплате государственной пошлины.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в государственный реестр записи о ликвидации унитарного предприятия-должника . Такое определение арбитражный суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства при отсутствии к нему замечаний. ———————————

Статья 149 Закона о банкротстве.

Запись о ликвидации унитарного предприятия-должника вносится в реестр не позднее пяти дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в регистрирующий орган.

Определение о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации унитарного предприятия-должника в Единый государственный реестр юридических лиц.

  • Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]