Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

Начало ХХ века ознаменовалось гениальными открытиями в ядерной физике, физической химии, прикладной математике и других областях знаний, что дало мощный толчок развитию промышленности. В СССР появились закрытые города особого назначения, где учёные, конструкторы, инженеры и рабочие «ковали мощь державы»: разрабатывали новые технологии для промышленности и создавали проекты удивительного будущего. Со временем появилось специальное название таких объединений – наукоград.

Каждый наукоград – это своеобразный город мастеров, где растёт научный потенциал страны, развивается материально-техническая база, рождаются новые технологии.

История научных центров в России

В 1991 г. в подмосковном Жуковском по инициативе С. П. Никанорова и Н. К. Никитиной начал деятельность Союз развития наукоградов. Большинство научных центров страны имело высокий научно-технический потенциал, но требовался новый подход к формированию бюджетов, новые социальный и политический статусы.

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

Некоторые НИИ и заводы стали активно рассекречиваться государством из-за смены курса внешней политики.

Выход большинства научно ориентированных закрытых исследовательских центров на новый этап развития требовал иного законодательного подхода к их деятельности и распределению результатов труда и исследований.

Такие изменения были жизненно необходимы, так как в распавшейся стране остались десятки научно-исследовательских центров различного назначения, работавших в закрытом режиме над проблемами конструирования и выпуска различных видов оружия.

Государственная политика в отношении деятельности закрытых научных центров формировалась достаточно долго. Дискутируя, учёные пытались определить, в каком формате должны существовать и развиваться закрытые территории. С 1996 года начал деятельность Союз наукоградов России. Его участниками стали промышленные предприятия, вузы, исследовательские центры.

Зачем нужны научно-промышленные содружества?

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

Для того чтобы понять, зачем нужны наукограды, достаточно установить круг задач, которые выполняют составляющие их разнопрофильные научные учреждения. В него войдут исследования в области фундаментальной науки и внедрение новых прогрессивных технологий в производство и повседневную жизнь.

Основная цель существования таких городов – максимально правильно использовать крупный научно-исследовательский потенциал (под «правильно» следует понимать и «эффективно», и «этично»).

Научные открытия стратегического характера не являются предметом свободной торговли, поэтому государство должно заботиться о финансировании исследований.

Но по поводу того, кто должен вкладывать средства в развитие: государство или регионы, существуют значительные расхождения во мнениях.

Закон о статусе наукоградов

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

Наиболее ранние проекты профильных законодательных актов появились в Госдуме и Совете Федерации ещё в 1995 году. После серии слушаний, внесения правок и доработок отдельных статей и разделов Закон «О статусе наукограда Российской Федерации» был утвержден 07.04.1999 г. за №70-ФЗ. Он закрепил определение («населённые пункты с большим научным потенциалом и техническими возможностями»), статус и задачи наукоградов.

Подмосковные наукограды получат возможность государственного финансирования своего развития | Телеканал 360°

Мособлдума на своем 55‐м заседании рассмотрела законодательную инициативу по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инициатива направлена на расширение полномочий муниципальных образований, наделенных статусом «наукоград», и возможностью госфинансирования их развития.

Кроме того, инициатива позволяет устранить пробелы в законодательстве, регулирующем сам статус наукограда.

Вячеслав Крымов, председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной думы, пояснил, что правовое регулирование статуса наукоградов осуществляется не только федеральными законами, но также конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в Законе не конкретизированы пределы правового регулирования, которые могут быть осуществлены законом субъекта Российской Федерации, в том числе не отражены меры государственной поддержки, которые могут быть оказаны органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении наукоградов, находящихся на его территории.

Статус наукограда предполагает, в том числе, особенности осуществления местного самоуправления на его территории.

При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присутствует статья «Особенности организации местного самоуправления в наукоградах», отсылающая к иному Федеральному закону.

По словам Вячеслава Крымова, можно предположить, что речь идет о Федеральном законе от «О статусе наукограда Российской Федерации», но в нем нормы, регулирующие организацию местного самоуправления отсутствуют.

Но такие задачи, как создание условий для привлечения высококвалифицированной рабочей силы для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда, создание условий для развития системы профессионального образования на территории наукограда, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда, обеспечение условий для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры на территории наукограда, — это все должны решать органы местного самоуправления, а они не имеют на это достаточных юридических оснований и источников финансирования.

Законопроектом законопроектом предлагается устранить пробелы в законодательстве, установив связи между Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О статусе наукогорада Российской Федерации». Кроме того, предусмотреть возможность оказания государственной поддержки наукоградов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за счет изменения нормативов стоимости бюджетных услуг. А также расширить перечень вопросов местного значения для городских округов, наделенных статусом наукограда.

Статья 8. Государственная поддержка развития наукоградаИсточник фото: Московская областная Дума

  • В частности, статью 8 Федерального закона «О статусе наукогорада Российской Федерации предлагается дополнить. В целях государственной поддержки наукоградов органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится наукоград:
  • • устанавливают нормативы потребности в объектах социальной инфраструктуры и нормативы стоимости предоставления муниципальных услуг для наукоградов, отличные от других муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда
  • • разрабатывают и утверждают государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по развитию наукоградов
  • • согласовывают стратегию социально-экономического развития наукограда, а также план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
  • • способствуют созданию и развитию на территории наукоградов образовательных организаций высшего, среднего и дополнительного образования в соответствии с направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющимися приоритетными для наукограда
  • • предусматривают в процессе составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации средства для решения вопросов местного значения наукограда
  • В статье «Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда» к вопросам местного значения наукограда отнести следующие вопросы:
  • • вопросы местного значения, указанные в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • • разработка, утверждение, реализация и корректировка стратегии социально-экономического развития наукограда, содержащей способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития наукограда
  • • разработка и реализация плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда
  • • строительство (создание) и содержание жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда
  • • использование находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда
  • • участие в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается
  • • участие в создании условий для формирования и развития научно-производственного комплекса, расположенного на территории наукограда;
  • • участие в создании условий для увеличения производства (выпуска) и реализации инновационной продукции
  • • создание условий для развития системы профессионального образования на территории наукограда, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда
  • • участие в создании условий для привлечения высококвалифицированной рабочей силы для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда
  • • участие в обеспечении условий для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры на территории наукограда
  • • участие в популяризации результатов научно-производственного комплекса наукограда
  • • участие в популяризации достижений научной и инновационной деятельности, созданных на территории наукограда
  • Кроме того, рекомендуется разрешить в целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органам местного самоуправления создание научно-технического совета наукограда.
Читайте также:  Статья 18. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Особенности бюджетно-правового статуса наукограда

Федеральное законодательство о наукоградах регулирует только вопросы выделения средств бюджетам наукоградов из федерального бюджета.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций на компенсацию дополнительных расходов наукоградов РФ, связанных с их особым статусом, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

При этом субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов РФ, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектовРФ.

  • Порядок финансирования государственной поддержки наукоградов из федерального бюджета утвержден постановлением Правительства РФ
  • В соответствии с этим постановлением субвенции предоставляются для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют перечень таких мероприятий и представляют его на утверждение в Министерство образования и науки РФ.

Наукограды осуществляют финансирование мероприятий по развитию социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры только после утверждения перечня мероприятий Министерством образования и науки РФ.

В течение финансового года Министерство образования и науки РФ, Министерство финансов РФ вправе по обоснованным предложениям органов местного самоуправления наукоградов принимать решения об уточнении размера субвенций, предоставляемых для финансирования конкретных мероприятий, в пределах общего объема средств, выделяемых соответствующему наукограду.

Органы местного самоуправления наукоградов ежеквартально должны представлять в Министерство финансов РФ и в Министерство образования и науки РФ отчет об использовании субвенции по форме, установленной приказом Министерства финансов РФ.

Ответственность за целевое использование субвенции несут органы местного самоуправления наукоградов.

В случае использования субвенций не по целевому назначению возникает ответственность, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ.

Основным недостатком данного порядка является то, что он не предусматривает четкого механизма определения объема субвенции на поддержку социально-культурной, инновационной и инженерной инфраструктуры для конкретного наукограда.

33. Межбюджетные отношения: понятие, принципы. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.

  1. межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
  2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации основываются на пяти основных принципах, среди которых:
  3. 1. Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  4. 2. Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  5. 3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  6. 4. Принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
Читайте также:  Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации

5. Принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные отношения являются основным инструментом достижения баланса интересов федерации, ее субъектов и местного самоуправления.

Регулирование межбюджетных отношений, основанное на сбалансированном разграничении доходных полномочий и выравнивании бюджетной обеспеченности на субфедеральном уровне, является одной из ключевых проблем государственного устройства.

Организация межбюджетных отношений и бюджетное регулирование, особенно на субфедеральном уровне, стали объектом как теоретических разработок экономистов, так и поиска практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Бюджетное регулирование- предоставление средств из государственных доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов.

Федеральные законы

Главная страница / Документы / Документы Российской Федерации /

Федеральный закон N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

07.04.1999

Принят Государственной Думой 18 декабря 1998 годаОдобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

С поправками от 22 августа 2004 г. №122-ФЗПринят Государственной Думой 5 августа 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда
  • Статья 3. Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения
  • Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 5. Основания и порядок досрочного прекращения статуса наукограда
  • Статья 6. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса
  • Статья 7. Финансирование наукограда
  • Статья 8. Государственная поддержка наукограда
  • Статья 9. Граница наукограда
  • Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций
  • Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда
  • Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа (с 1 января 2006 г.), имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;
  • муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом;
  • научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
  • инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда

  1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

  2. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:
    1. численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;
    2. объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
  3. В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:
    1. научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
    2. организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.
  1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет.
  2. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент Российской Федерации утверждает определенные Правительством Российской Федерации приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную Правительством Российской Федерации программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.
  3. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.
  4. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
  5. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона.
Читайте также:  Законодательство об образовании - советы юриста

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

  1. Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.
  2. Статус наукограда может быть досрочно прекращен Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
  3. Президент Российской Федерации вправе по представлению Правительства Российской Федерации досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетов развития науки и техники установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
  4. Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации.
  5. Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
  6. В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, а также порядок рассмотрения предложений о прекращении такого статуса определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса устанавливается Правительством Российской Федерации

Порядок. рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса, а также критерии. присвоения утверждены постановлением. Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1072

  1. Финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Финансирование и материально-техническое обеспечение инфраструктуры. наукограда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, местного бюджета, иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Государственная поддержка наукограда осуществляется в соответствии с программой развития муниципального образования как наукограда.
  2. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения в установленном порядке федеральной целевой программы развития наукограда.
  3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  4. Субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов Российской Федерации, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Социальная защита высвобождаемых работников организаций научно-производственного комплекса наукограда в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда по истечении срока действия статуса наукограда либо при досрочном прекращении такого статуса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Президент Российской Федерации Б.Ельцин
  3. Москва, Кремль, 7 апреля 1999 года, №70-ФЗ
  4. Версия для печати
  5. К списку
Ссылка на основную публикацию