Статья 10. Устав общины малочисленных народов

28 мая Конституционный Суд провозгласил Постановление № 21-П/2019 по делу Геннадия Щукина, являвшегося президентом районной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера, и разъяснил, соответствует ли Конституции ст. 19 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, которой регламентирована охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Как ранее писала «АГ», на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, на которой проживают семейные родовые общины, установлена квота, согласно которой в течение года каждый член общины имеет право добыть восемь особей дикого северного оленя. При этом часть мяса добытых оленей реализуется для обеспечения некоторых вопросов жизнедеятельности (учеба детей, здоровье, покупка продуктов, оружия, патронов, топлива и т.д.).

КС разъяснит особенности охоты коренных малочисленных народов СевераСуд принял к рассмотрению жалобу на положения Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, которыми, по мнению заявителя, ограничиваются права представителей КМНС

В 2014 г.

Геннадий Щукин, являясь президентом районной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (КМНС), в силу имеющихся у него юридических знаний разъяснил представителям общин, что в соответствии с действующим правовым регулированием, отражающим гарантии КМНС, каждый член общины имеет право добыть без каких-либо разрешений восемь оленей. При этом общины вправе поручить охоту одному или нескольким ее членам в объеме, рассчитанном на них всех. Геннадий Щукин исходил из того, что в ином случае соответствующих гарантий будут лишены те члены КМНС, которые не имеют охотничьего билета, не имеют возможности охотиться по малолетству, состоянию здоровья, в силу традиционного разделения хозяйственной деятельности или в силу других объективных причин. Делегирование права добычи биологических ресурсов уполномоченному охотнику за других членов общины касается только возможности самой по себе добычи, а не распоряжения продуктами охоты, в связи с чем исключаются какие-либо риски, связанные со злоупотреблением правом.

В последующем в отношении Геннадия Щукина было возбуждено уголовное дело. Приговором Дудинского районного суда Красноярского края от 28 декабря 2017 г., оставленным без изменения апелляционным постановлением Красноярского краевого суда от 27 февраля 2018 г.

, он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 258 УК – подстрекательство к незаконной охоте, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Постановлением судьи Красноярского краевого суда от 21 июня 2018 г. было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение.

В связи с актом амнистии Геннадий Щукин был освобожден от наказания.

При вынесении приговора и оставлении его без изменения суды руководствовались ст.

19 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, в соответствии с которым, как они указали, охотники из числа КМНС вправе осуществлять традиционную охоту лишь в пределах нормативно установленного лимита, рассчитанного на самого охотника, и не вправе осуществлять традиционную охоту в порядке делегирования лимитов других членов общины.

Не согласившись с приговором, Геннадий Щукин обратился в КС. Он попросил Суд признать положения ст.

19 Закона об охоте противоречащими Конституции в той мере, в которой они, исходя из придаваемого правоприменительной практикой смысла, предполагают право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществлять свободную (без каких-либо разрешений) охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности лишь лично каждым членом семейных родовых общин и не допускают осуществления данного права одним или несколькими уполномоченными охотниками в пределах нормативно установленных лимитов, рассчитанных исходя из количества членов общины, делегировавших осуществление этого права.

КС выслушал доводы о тонкостях охоты коренных малочисленных народов СевераВ своем решении Суд разъяснит, может ли один член общины КМНС добывать биоресурсы на всех жителей общины

В ходе заседания Геннадий Щукин отметил, что губернатор Красноярского края устанавливает лимиты и квоты для коренных народов для личного пользования, которые утверждаются постановлением правительства края.

Он указал, что в соответствии с Законом об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока люди коренных народностей могут объединяться в общины и тем самым легализовать свой статус как юридическое лицо.

Такие организации уполномочены законодательством издавать приказы.

Заявитель добавил, что престарелые, женщины, дети, инвалиды, а также проживающие в городе представители этнических народностей ограничены в доступе к биоресурсам, поскольку у них нет всего необходимого для их добычи. Для этого приказом общины назначаются охотники, имеющие право на ношение и хранение оружия.

В своем решении Конституционный Суд указал, что в соответствии с Законом об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в учредительных документах общины должны быть определены, в частности, основные виды традиционной деятельности, порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов такой деятельности, изделий и промыслов, а также хозяйственная деятельность общины.

Кроме того, Суд отметил, что созданная община подлежит обязательной государственной регистрации, после чего приобретает права юридического лица. Члены общины вправе использовать для нужд традиционной хозяйственной деятельности и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Также КС указал, что высшим органом управления малочисленных народов является общее собрание членов общины, которое созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом. В перерывах между общими собраниями органом управления общинами является правление совета общины, полномочия которого устанавливаются ее уставом.

В перерывах между заседаниями правления совета общины все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания членов общины и правления совета общины, решает председатель правления совета общины.

Общее собрание членов общины и правление совета общины вправе утверждать решение председателя правления совета общины (ст. 14–16 Закона об общих принципах организации общин КМНС).

Суд отметил, что данное правовое регулирование во взаимосвязи с положениями ст.

19 Закона об охоте предполагает, что члены общины, определив в уставе охоту в качестве одного из видов традиционной хозяйственной деятельности, вправе через принятие решений органами управления общины определять, каким образом будет осуществляться добыча охотничьих ресурсов и каким образом будет использоваться продукция охоты. Кроме того, они вправе определять членов общины, которыми будет осуществлена добыча охотничьих ресурсов, и количество охотничьих ресурсов в пределах суммы, приходящейся на каждого члена общины, лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем Суд отметил, что выявленный смысл не лишает федерального законодателя права, исходя из Конституции и правовых позиций КС, выраженных в данном постановлении, совершенствовать правовое регулирование охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

КС указал, что выявленный конституционно-правовой смысл является общеобязательным, и постановил судебное решение, принятое в отношении Геннадия Щукина, пересмотреть.

В комментарии «АГ» представитель заявителя, адвокат АП Архангельской области Владимир Цвиль отметил, что решение Суда имеет знаковый характер, поскольку естественные интересы коренных малочисленных народов достаточно долгое время находились в глубокой тени прав и интересов большинства. «Права коренных народов – это важная часть культурного многообразия и исторического наследия человечества, поскольку это веками сложившийся способ жизнеобеспечения в суровых природно-климатических условиях. И этот пласт цивилизационного разнообразия нельзя терять, его нужно поддерживать. Вынесенное постановление КС должно укрепить позиции КМН и задать импульс должного гарантирования их прав», – посчитал Владимир Цвиль. Адвокат добавил, что в ближайшее время будет инициирована процедура пересмотра приговора в отношении Геннадия Щукина.

Читайте также:  Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности

Устав общины малочисленных народов — Бланки и образцы

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Община коренных малочисленных народов РФ

Это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов.

Ни для кого не секрет, что Россия является многонациональным государством, в котором проживает свыше 100 народностей. У каждого народа имеются свои традиции и культура, которые охраняются на государственном уровне.

Однако, некоторые народности настолько малы, что само их существование ставится под угрозу. И потому государство внедряет разнообразные механизмы, которые помогают сохранить аутентичность малых народов.

Понятие общины коренных малочисленных народов РФ

Одной из обязанностей государства является защита всех граждан, которые проживают на его территории. Учитывая тот факт, что в России существует огромное количество народностей с разнообразием культурных и языковых традиций, государство охраняет аутентичность народов России и способствует развитию их самосознания.

Как показывает статистика, в России проживает около 40 народностей, численность которых едва ли превышает 30 тыс. человек. Защита подобных малочисленных народов является основной вехой государственной политики. Именно поэтому в 1990 году была организована общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов РФ».

Понятие общины коренных малочисленных народов Российской Федерации часто упоминается в нормативной документации.

По сути, это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов, которые живут в нашей стране.

Благодаря этой структуре, коренные народы имеют возможность придерживаться своего традиционного быта, всячески развивать и приумножать свои культурные особенности.

Территориально малочисленные коренные народы сосредоточены в северной части страны, Сибири и Дальнем Востоке. После того, как в советские годы численность коренных народностей резко пошла на убыль, государство занялось их охраной.

Большая часть представителей этих народностей живут в пределах мест компактного проживания и занимаются традиционными ремеслами.

Ст.69 Конституции РФ предусматривает, что права коренных народов с небольшой численностью представителей соблюдаются в полном объеме. Вопросам защиты малых народностей посвящены многие нормативные акты, которые регулируют политику государства в отношении граждан.

Общины коренных народов являются общественными структурами, которые не ставят себе за цель получение прибыли, и существуют на благотворительные взносы, добровольные пожертвования от граждан и государственную финансовую поддержку.

Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ

Коренные народности России классифицируются в зависимости от языковой группы, и численности представителей.

В общем, среди коренных народностей выделяют следующие основные группы:

  • Народы Северной России;
  • Дальневосточные народности;
  • Алтайские народности;
  • Западно- и восточносибирские аутентичные общины.

Коренные народы проживают в традиционных местах своего скопления. Государство гарантирует им некую степень автономности и возможность поддержания особых для них устоев быта. Кроме того, малые народности занимаются традиционными видами деятельности (рыболовство, животноводство, сельское хозяйство).

В соответствии с действующими законодательными нормативами, к коренным малочисленным народам относят все народности, численность представителей которых не превышает 40 тыс. человек. При этом стоит отметить, что коренные народы распределены по территории Сибири и Дальнего Востока неравномерно.

Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов

Территории, где традиционно расселены малые народности, официально утверждены Правительством России. При этом, государство гарантирует, что коренные представители малых народов получат полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них.

В частности, перечень традиционных видов занятий для малых народов включает:

  • Кочевое животноводство (разведение оленей, яков и лошадей) и переработка продуктов животноводческого комплекса;
  • Охота на пушных зверей и изготовление меховых изделий;
  • Растениеводство, в частности земледелие, выращивание сельхоз культур, лекарственных растений и ягод;
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация продукции лесного происхождения);
  • Народные ремесла и художественные промыслы (вышивка, плетение из трав и кожи, обработка меха, костей и прочих материалов).

Как показывает статистика, значительное большинство коренного населения Сибири и Дальнего Востока традиционно селятся в тех местах, в которых ранее проживали их предки. Поэтому на карте страны можно встретить целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.

Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ

В соответствии с действующим законодательством, община, которая объединяет малые народы и ставит перед собой цель защитить их аутентичность, должна быть общественной структурой некоммерческого назначения.

Стоит отметить, что учредить подобную структуру может любой желающий, однако за некоторыми исключениями:

  • Подданные иностранных государств и лица без гражданства;
  • Юридические лица;
  • Органы государственной и муниципальной власти.
  • Кроме того, в качестве учредителей не могут выступать также иностранные коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они могут осуществлять финансирование общины путем добровольных взносов и пожертвований.
  • Создаваемая община в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в органах государственной власти.
  • Стоит отметить, что для того, чтобы процесс регистрации прошел без особых сложностей, должны быть соблюдены следующие правила:
  • Численность участников общины должна быть более 2-х человек;
  • Все участники организации должны подписать уставную документацию;
  • Община должна иметь официальное наименование, с указанием местонахождения и основного вида хозяйствования.

Имущество общины коренных малочисленных народов РФ

Учитывая тот факт, что община, объединяющая коренные народы не может быть коммерческой структурой, все ее имущество составляют благотворительные взносы, пожертвования и прочая финансовая помощь.

Государство определяет, что при регистрации общины, все ее участники должны сформировать устав, в котором будет отмечено, какое имущество они вносят в качестве своих вступительных взносов. Имущество может быть как в денежном выражении, так и в натуральном виде (недвижимость, транспорт, предметы мебели и интерьера и т.д.).

По закону, все имущество принадлежит самой общине.

Однако, если возникает ситуация, когда кто-либо из участников организации решает покинуть ее ряды, его доля, которая была внесена им в качестве вступительного взноса, будет ему возвращена в полном объеме в денежном выражении или в натуральном виде.

Стоит заметить, что несмотря на то, что община малочисленных народностей не является коммерческой структурой, она может способствовать реализации товаров, произведенных коренными народами.

Полученная прибыль будет распределена между участниками общины, или же переведена в уставный фонд организации с соответствующим разделением на доли.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/obshhina-korennyh-malochislennyh-narodov-rf.html

Учредительные документы общин коренных малочисленных народов (образцы правовых документов) Москва

  1. 2003
  2. Изданиеподготовлено и осуществлено при поддержке
  3. Института«Открытое общество» (Фонд Сороса) –Россия
  4. Программа«Право»
  5. Учредительныедокументы общин коренных малочисленныхнародов (образцы правовых документов)– М.

    : Издательство МГУП, 2003

  6. В издании содержатсяобразцы правовых документов необходимыхдля создания общин коренных малочисленныхнародов. Издание может быть рекомендованопредставителям коренных малочисленныхнародов, их активистам и общественнымобъединениям

В пособии «Община – путь к объединениюи возрождению» мы дали практическиерекомендации по созданию общин коренныхнародов Севера, Сибири и ДальнегоВостока. Для упрощения процесса оформлениядокументов и регистрации общины приводимпримерные образцы учредительныхдокументов, которые можно использоватьпри создании общин.

* * *

Проект

Коренного малочисленного народа ____________

  • Учредительное собрание общины состоялось«___»_________ 200___ г. по адресу:___________________________________
  • Присутствовали: __________________________________
  • (фамилия, имя,отчество полностью)
  • __________________________________
  • (фамилия, имя,отчество полностью)
  • __________________________________
  • (фамилия, имя,отчество полностью)
  • __________________________________
  • (фамилия, имя,отчество полностью)
  • __________________________________
  • (фамилия, имя,отчество полностью)

Повестка дня собрания:

  1. О создании Общины __________________.

  2. Об утверждении учредительного договора.

  3. Об утверждении Устава.

  4. Формирование органов управления общины.

  5. Формирование контрольных органов общины

Председателем общего собрания избран_________________(Ф.И.О.), секретарем -_____________________(Ф.И.О.).

По первому вопросуповестки днявыступил _______________________ (Ф.И.О.), которыйпредложил создать некоммерческуюорганизацию –

  1. _____________________________________________
  2. (указать форму: семейная (родовая)или территориально-соседская, названиеКМН и Общины).
  3. Далее краткое содержание выступления
  4. Голосование:
  5. «за» __________________ _______________________
  6. (подписи) (расшифровкаподписей)
  7. (если в собраниипринимает участие большое количествочеловек – указать количество «за» и «против», либо «единогласно»)
  8. «против» нет
  9. «воздержались» нет
  10. ПОСТАНОВИЛИ:
  11. Создать некоммерческую организацию_____________________________________________
  12. (указать форму: семейная (родовая)или территориально-соседская, названиеКМН и Общины).

По второму вопросуповестки днявыступил ________________________________ (Ф.И.О.),

  • который предложил заключить учредительныйдоговор о создании Общины.
  • Голосование:
  • «за» __________________ _______________________
  • (подписи) (расшифровкаподписей)
  • (если в собраниипринимает участие большое количествочеловек – указать количество «за» и «против», либо «единогласно»)
  • «против» нет
  • «воздержались» нет
  • ПОСТАНОВИЛИ:
  • Заключить учредительный договор осоздании общины.

По третьему вопросуповестки днявыступил ________________________________ (Ф.И.О.),который предложил утвердить Уставобщины.

  1. Голосование:
  2. «за» __________________ _______________________
  3. (подпись) (расшифровкаподписи)
  4. __________________ _______________________
  5. (подпись) (расшифровкаподписи)
  6. (если в собраниипринимает участие большое количествочеловек – указать количество либо «единогласно»)
  7. «против» нет
  8. «воздержались» нет
  9. ПОСТАНОВИЛИ:
  10. Утвердить Устав общины.

По четвертому вопросуповестки днявыступил ______________________________(Ф.И.О.), которыйпредложил избрать в Правление общиныв составе ________________________________________,председателем Правления избрать_________________________________________________.

  • Голосование:
  • «за» __________________ _______________________
  • (подписи) (расшифровкаподписей)
  • (если в собраниипринимает участие большое количествочеловек – указать количество «за» и «против», либо «единогласно»)
  • «против» нет
  • «воздержались» нет

По пятому вопросуповестки днявыступил ________________________________(Ф.И.О.), которыйпредложил избрать ревизионную комиссиюОбщины в составе ________________________________________.

  1. Голосование:
  2. «за» __________________ _______________________
  3. (подписи) (расшифровкаподписей)
  4. (если в собраниипринимает участие большое количествочеловек – указать количество «за» и «против», либо «единогласно»)
  5. «против» нет
  6. «воздержались» нет
  7. Председатель собрания __________________ _______________________
  8. (подпись) (расшифровкаподписи)
  9. Секретарь собрания __________________ _______________________
  10. (подпись) (расшифровкаподписи)
  11. Проект
  12. Источник: https://studfile.net/preview/3219922/

Деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере Сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек» Алданского района. статья (11 класс)

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………….3

Глава I . Теоретическое изучение кочевых родовых общин Республики Саха (Якутия)….5

  1. Кочевые родовые общины………………………………………………………………..5
  2. Закон Республики Саха (Якутия) о родовой, родоплеменной кочевой общине КМНС………………………………………………………………………………………6
  3. Изучение нормативно-правовых документов общин………………………………….13

Глава II. Изучение деятельности общин на примере сельскохозяйственного производственного кооператива (Кочевая родовая община) «Иджек»……………………16

2.1. Кочевые родовые общины Беллетского наслега…………………………………….…..16

2.2. Изучение деятельности СПК (КРО) «Иджек» …………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………………..22

Использованная литература……………………………………………………………………24

Введение

Начиная с 30-х годов прошлого столетия, когда и на эвенкийской земле начали создавать коллективные хозяйства, началось строительство первых постоянных домов. Благодаря этому строительству образовалось и такое село, как Хатыстыр.

 Однако после распада СССР в начале 90-х коллективные хозяйства пришли в упадок и в конце концов исчезли.

Правительство России приняло решение о переходе к организации родовых общин, с помощью которых можно было бы сохранить традиционный уклад жизни эвенков.

С самых древних времен эвенки вели кочевой образ жизни, занимаясь в первую очередь оленеводством и охотой. Два этих рода деятельности являются органической составляющей их материальной и духовной жизни.

Современные эвенки, как и их предшественники, стараются почитать обычаи предков, древнейший уклад жизни, сохраняют родной язык и национальную культуру, передают новым поколениям секреты своего удивительного мастерства.

Сегодня жители с. Хатыстыр делают все для того, чтобы сохранить и увеличить поголовье оленей, не потерять традиционную отрасль. Родовые общины с. Хатыстыр организовали собственные хозяйства — Бута, Сонкан, Киэн урэх, Сэргэлээх, Гонам, Иджек и другие.

Эти кочевые родовые общины созданы для возрождения, сохранения и развития уклада жизни, культуры и родного языка. Общины сохраняют территории традиционного природопользования с их природными ресурсами.

Люди, связанные общими условиями жизни, ведут традиционную хозяйственную деятельность на этнической территории, и благодаря деятельности родовых общин возрождается и сохраняется самобытная экономика, культура и язык, традиции. Основной социальной единицей, представляющей стержень общины, становятся род, семья.

Общины, включая как трудоспособных, так и нетрудоспособных членов семьи, держатся на обычаях, добрых традициях, на естественных неписаных законах, на принципах взаимовыручки и на общечеловеческих ценностях.

В 1992 году Госдумой России был принят Закон «О кочевой родовой, родоплеменной общине коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». С изменениями и дополнениями 1996 года он оформил законодательно движение родовых общин в правовом плане.

В 1999 году был принят также Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

«Традиционный образ жизни малочисленных народов — это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области использования самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований», — говорится в статье 82 этого Закона.

Движение за создание родовых общин на Севере России наиболее ярко проявились в Якутии. Оно было тесно связано с проблемами землевладения и самоопределения малочисленных народов Севера.

Современные родовые общины с. Хатыстыр являются семейными или родственными группами. Поголовье общин составляет несколько сотен оленей. В них используется собственная техника и средства связи.

Главными задачами общин становятся увеличение поголовья животных, сохранение национального образа жизни. Общинам сегодня непросто выживать без серьезной государственной помощи.

Хорошие законы, которые призваны обеспечить возрождение малочисленных народов Севера, до

сих пор не работают в полной мере. Чтобы выжить, родовым общинам нужно увеличить поголовье оленей и вести племенную работу.

  • Цель: Изучить деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере СПК (КРО) «Иджек» Алданского района. 
  • Задачи исследования:
  • 1.Изучить литературу по данной теме;

2.Собрать информацию у глав общин и оленеводов о доходах и расходах оленеводов с. Хатыстыр.

3. Изучить кочевые родовые общины МО БЭНН ;

4. Изучить деятельность сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек».

5. Сделать выводы.

  1. Гипотеза: Мы предполагаем, что кочевые родовые общины не соответствуют по правовому положению закону РС(Я) «О родовой, родоплеменной кочевой общине КМНС»
  2. Методы исследования: Анализ документов кочевых родовых общин МО БЭНН и СПК (КРО) «Иджек», сбор информации у глав и членов общин, опрос (интервью).
  3. Объект исследования: Кочевых родовые общины с. Хатыстыр;
  4. Предмет исследования: Деятельность СПК (КРО) «Иджек».

Актуальность темы исследования: Российская федерациядемократическое, правовое и социальное государство – в процессе своего развития обеспечила обновление общества на основе гражданского согласия и межнационального мира.

  Ввиду того что Россия исторически сложилась как многонациональное государство, проблемы национальных отношений всегда занимали важное место в деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Но пока при решении вопросов государственного строительства не всегда еще учитываются национальные особенности населения и его социальное положение, это заметно в отношении деятельности кочевых родовых общин КМНС которые занимаются сохранением традиционного образа жизни, оленеводством и охотпромыслом так как ни законы РФ, ни программы развития общин не содержат норм государственного протекционизма по отношению к деятельности кочевых родовых общин. Эти многие другие вопросы требуют детального изучения и обсуждения.

Глава I. Теоретическое изучение кочевых родовых общин.

Родовая, родоплеменная кочевая община (далее — община) — форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера (далее — малочисленные народы) и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемая на основе членства и объединения имущественных долей взносов для совместной деятельности в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

https://www.youtube.com/watch?v=92D-gAwi8lE

Эвенки (устаревшее название – тунгусы) – коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание – эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931 году.

Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.

Повсеместно распространен русский язык, многие эвенки, живущие в Якутии и Бурятии, также говорят на якутском и бурятских языках.

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.

В процессе расселения по просторам Сибири эвенки сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их.

Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных групп: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре.

В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Эвенки живут также в Томской и Тюменской областях.

На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими и другими народами.

  1. Закон Республики Саха (Якутия) о родовой, родоплеменной

кочевой общине КМНС

Настоящий закон определяет правовое положение родовой, родоплеменной кочевой общины коренных малочисленных народов Севера; устанавливает и обеспечивает государственную защиту самобытного передвижного, кочевого природопользования и хозяйствования малочисленных и других коренных народов Севера, развитие традиционного уклада жизни, сохранение их исконных территорий расселения и природных ресурсов, соблюдение гражданских, экономических, политических, социально-культурных прав и свобод ее членов.

общины организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

 Учредителями общин (далее — учредители) могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и их должностные лица не могут быть учредителями общин.

Учредительными документами общины являются учредительный договор, заключаемый учредителями, и устав, утверждаемый общим собранием (сходом) членов общины.

Созданная община подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община приобретает права юридического лица.

  • По решению общего собрания (схода) членов общины в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.
  • Отказ лица от вступления в общину не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.
  • Организация и деятельность общин основывается на принципах:
  • а) Равенства общин перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины;
  • б) добровольности, равноправия, самоуправлдения и законности;
  • в) свободы в определении своей внутренней структуры, формы и методов своей деятельности;
  • г) гласности.
  • Деятельность общин носит некоммерческих характер.
  • Членство в общине может:

Членство в общине может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Члены общины имеют право выхода из нее.

 В случае выхода из общины члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование. Права и обязанности членов общины, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины, но вправе оказывать общинам, союзам (ассоциациям) общин материальную, финансовую и иную помощь.

  1. В общину могут быть приняты на работу специалисты по найму.
  2.  Срок, условия работы специалиста по найму определяются трудовым договором.
  3. На специалистов по найму полностью распространяются трудовые, социальные права граждан.
  4. Прием и увольнение, а также условия труда специалистов по найму регулируются трудовым законодательством.

1. Общее собрание (сход) членов общины является высшим органом самоуправления и правомочно решать все вопросы производственного, социально-культурного развития общины.

Права коренных народов в РФ и в международном праве

Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права.

Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой .

Также, в качестве отличительного фактора иногда выделяется архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.

В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’).

Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности.

Подробнее об определении коренных народов

Коренные малочисленные народы РФ

Российское законодательство предоставляет дополнительные права только тем коренным народам, чья численность не превышает 50 000 человек, и оперирует термином коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМН ССДВ) —  «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Российский подход к определению коренных народов нередко подвергается критике: порог в 50000 чел.

представляется излишне низким и лишает признания и правовой защиты народы с «пограничной» численностью (немногим более указанной); признание общины коренным малочисленным народом осуществляется не на основе самоопределения людей, а через бюрократический и сложный процесс включения в Единый перечень коренных малочисленных народов . 

Законы о коренных народах 

Международное законодательство о коренных народах 

Учредительные документы общин коренных малочисленных народов (образцы правовых документов) Москва

  • 2003
  • Издание
    подготовлено и осуществлено при поддержке
  • Института
    «Открытое общество» (Фонд Сороса) –
    Россия
  • Программа
    «Право»
  • Учредительные
    документы общин коренных малочисленных
    народов (образцы правовых документов)

    – М.: Издательство МГУП, 2003
  • В издании содержатся
    образцы правовых документов необходимых
    для создания общин коренных малочисленных
    народов. Издание может быть рекомендовано
    представителям коренных малочисленных
    народов, их активистам и общественным
    объединениям

В пособии «Община – путь к объединению
и возрождению» мы дали практические
рекомендации по созданию общин коренных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока.

Для упрощения процесса оформления
документов и регистрации общины приводим
примерные образцы учредительных
документов, которые можно использовать
при создании общин.

* * *

Проект

Протокол

Учредительного собрания общины

Коренного малочисленного народа ____________

  1. Учредительное собрание общины состоялось
    «___»_________ 200___ г.

    по адресу:
    ___________________________________

  2. Присутствовали: __________________________________
  3. (фамилия, имя,
    отчество полностью)
  4. __________________________________
  5. (фамилия, имя,
    отчество полностью)
  6. __________________________________
  7. (фамилия, имя,
    отчество полностью)
  8. __________________________________
  9. (фамилия, имя,
    отчество полностью)
  10. __________________________________
  11. (фамилия, имя,
    отчество полностью)

Повестка дня собрания:

  1. О создании Общины __________________.

  2. Об утверждении учредительного договора.

  3. Об утверждении Устава.

  4. Формирование органов управления общины.

  5. Формирование контрольных органов общины

Председателем общего собрания избран
_________________(Ф.И.О.), секретарем —
_____________________(Ф.И.О.).

По первому вопросуповестки дня
выступил _______________________ (Ф.И.О.), который
предложил создать некоммерческую
организацию –

  • _____________________________________________
  • (указать форму: семейная (родовая)
    или территориально-соседская, название
    КМН и Общины).
  • Далее краткое содержание выступления
Ссылка на основную публикацию