Статья 7. права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

По определению земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются территории, предназначенные для производства аграрной продукции, проведения сельскохозяйственной учебной или научно-исследовательской практики, размещения специальной фермерской инфраструктуры и объектов, необходимых для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности. Именно этот вид земель характеризуется наиболее высокой продуктивностью и является самой ценной категорией всего земельного фонда.

Располагаются аграрные угодья за пределами населенных пунктов и включают разнообразные сельхоз ресурсы в виде построек, пашни, пастбищ и прочих структурных элементов, используемых в соответствии с территориальным планом и нуждами сельскохозяйственного производства. Подобные аграрные участки считаются приоритетными и подлежат особой правовой защите от нецелесообразного их применения. Согласно ЗК РФ различают земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования.

Отличие земель сельскохозяйственного назначения от земельных участков сельскохозяйственного использования

Земельный ресурс сельскохозяйственной направленности предназначен исключительно для производства фермерской продукции.

Осуществление иных форм хозяйственной деятельности или возведение на пахотных угодьях различного рода сооружений категорически запрещается.

Земли сельскохозяйственного назначения находятся за границами населенных пунктов и предоставляются для целей сельского хозяйства.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – могут быть заняты пашнями, многолетними насаждениями, зданиями и сооружениями сельхозназначения.

Они  используются для ведения сельского хозяйства до момента изменения вида разрешённого использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Их главное предназначение – развитие территории населённого пункта, а не с/х производство.

Структура земель

Согласно правовой классификации аграрные земли в зависимости от их функциональных качеств разделяют на 2 основные категории:

  1. Угодья фермерские. Состоят из участков, используемых в качестве производственного средства для изготовления сельскохозяйственных культур и растениеводства, размещения пастбищ, сенокосов, пашни, залежей и многолетних насаждений.
  2. Угодья несельскохозяйственные. Представлены землями, занятыми под коммуникации, внутрихозяйственные дороги, древесно-кустарниковую растительность, хозяйственные постройки и дворы, замкнутые водоемы, болота, овраги и пр. Фактически являются лишь территориальной основой и необходимым условием для организации сельхоз и сопряженными с ним видами деятельности.

Используются фермерские земли в порядке, установленном земельным законодательством, как единый аграрный объект. Возделываются лишь те угодья, которые наиболее пригодны для сельского хозяйства. Исключение составляют заповедные зоны.

Также российским законодательством предусмотрены некоторые ограничения по эксплуатации земель данной группы — это запрет на самовольное изменение целевого назначения аграрных участков, предоставление угодий инвесторам исключительно на условиях временной аренды, установление перечня территорий, запрещенных для приватизации и прочее.

Нормативно-правовая база

Правовой режим формируется на определенной законом основе и включает учет, мониторинг, кадастр, использование и охрану аграрных земель. Главными юридическими актами, регулирующими правила эксплуатации земельных участков, являются:

  • Земельный кодекс Российской Федерации.
  • ФЗ «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения».
  • ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
  • ФЗ «О  крестьянском (фермерс­ком) хозяйстве»
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
  • ФЗ «О садоводческих объединениях».
  • ФЗ «Об оборо­те земель сельскохозяйственного назначения».

Эти законы позволяют четко устанавливать и контролировать любые отношения, связанные с распоряжением, оборотом, арендой, изъятием и владением сельхоз землями различной формы собственности.

Право использования земель

Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ субъектами, обладающим правом использования сельскохозяйственных угодий, могут быть:

  • Фермерское и личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство и огородничество.
  • Хозтоварищества, муниципальные и государственные объединенные предприятия, коммерческие организации и промышленные союзы.
  • Неторговые сообщества, включая потребительские и с/х кооперативы, а также религиозные объединения.
  • Казачьи формирования.
  • Научно-исследовательские и учебные организации сельскохозяйственного профиля.
  • Общинные формации северных народов и национальных групп Дальнего Востока РФ, Сибири.

Обязательным для всех субъектов прав на земли сельхозназначения является наличие общей или специальной правовой и производственной дееспособности. То есть, любое юридическое лицо в виде предприятия, организации или учреждения должно иметь сельскохозяйственную направленность своей деятельности с официальным отражением данного факта в корпоративном уставе.

Права и обязанности

Каждый владелец, пользователь или арендатор сельскохозяйственных угодий обладает рядом привилегий и обязательств, установленных законом РФ. Все положения детально прописаны и представляют исчерпывающий перечень действий относительно эксплуатации фермерской земли.

К правам собственников относится:

  • использование в рамках ЗК РФ для собственного потребления находящихся на земельном участке общераспространенных природных ресурсов — пресных подземных вод, закрытых водоемов, полезных ископаемых и др.;
  • возведение на территории угодий различного рода сооружений без нарушения целевого назначения участка и с соблюдением всех необходимых регламентов — строительного, экологического, санитарного, гигиенического, противопожарного и др.;
  • проведение разнообразных мелиоративных работ (орошения, осушения и пр.) и создание на территории участка искусственных водных объектов в виде прудов и закрытых водоемов;
  • осуществление иного вида прав на эксплуатацию земли в границах, предусмотренных нормами закона.

В обязанности землепользователей входит:

  • использование природного объекта в соответствии с его классификацией и целевым назначением, а также официально разрешенными способами, без причинения окружающей среде какого-либо вреда;
  • сохранение на эксплуатируемой территории установленных специальных и геодезических знаков;
  • проведение природоохранных мероприятий, соблюдение правил пользования лесными и водными ресурсами;
  • своевременное проведение всех земельных платежей;
  • предоставление в контролирующие органы власти надлежащих сведений о применении на участке пестицидных веществ и агрохимикатов;
  • информирование компетентных служб о состоянии земли и фактах ее деградации или почвенного загрязнения;
  • использование угодий в соответствии с оговоренными в договоре сроками;
  • строгое соблюдение, установленных законом стандартов, регламентов и нормативов при любом роде манипуляциях с землей — строительстве, агротехнической, химической, санитарной и прочей обработке;
  • недопущение ухудшения состояния земельного потенциала, загрязнения или деградации почвы;
  • содействие всестороннему эколого-токсикологическому, агрохимическому и фитосанитарному исследованию участка;
  • осуществление хозяйственной деятельности безопасными для земли и природы методами.

Данные положения актуальны для владельцев всех форм собственности земельного участка, включая сервитуты и арендаторство.

Ответственность за нарушение правового режима

В качестве юридической защиты угодий от негативного воздействия на них производственной и иной деятельности, законодательством предусмотрено несколько видов правовой ответственности:

  1. Административная. Наступает вследствие самовольного занятия земельного участка, загрязнения его радиоактивными или химическими веществами и отходами, повреждения плодородного слоя земли, порчи или захламления сельскохозяйственных территорий. Предусматривает наложение штрафов или прекращение права собственности на землю.
  2. Гражданско-правовая. Является результатом несоблюдения ЗК РФ, нанесения угодьям имущественного вреда и экологического ущерба, противоправного поведения собственника или арендатора в отношении подчиненных ему земельных участков, которые в свою очередь охраняются законом.
  3. Уголовная. Регулируется УК РФ и предусматривает ответственность за правонарушения с наибольшей степенью общественной опасности — регистрация незаконных сделок с землей, порча угодий, невыполнение условий использования, хранения и транспортировки на участке удобрений, ядохимикатов, биологических растворов и прочих вредоносных веществ. Наказание предусматривает наложение огромных штрафов (200–500 мин. зарплат), лишение свободы сроком от 2 до 5 месяцев, утрату права на реализацию определенного вида деятельности до 3 лет и исправительные работы до 2 лет.
  4. Дисциплинарная. Координируется трудовым законодательством.

Применение мероприятий правоохранной системы позволяет не только рационализировать, но и защитить земли сельскохозяйственного назначения от негативного внешнего влияния и потери качественных свойств.

Права на использование участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земля в собственности » Права на использование участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами

Права и обязанности землевладельцев распространяются на собственников земли.

Содержание

Земельный участок – наиболее востребованный и универсальный вид недвижимости, который можно использовать в любых целях. Несмотря на характер эксплуатации земли, она, несомненно, будет выгодна и полезна.

Например, землю можно использовать для строительства своего жилья, возведения хозяйственных и подсобных построек, для организации фермерского, огородного и садового хозяйства, а также земельные участки можно сдавать в аренду по определенной цене.

Однако все манипуляции, связанные с оформлением участков и разумным распоряжением землей отличаются сложностью и неоднозначностью. Поэтому каждый гражданин, который является владельцем или пользователем территорий должен знать права и обязанности землевладельцев, чтобы обезопасить себя и свое имущество от всевозможных финансовых и имущественных потерь.

Права землепользователей, землевладельцев на использование земельных участков

Права и обязанности землевладельцев согласно с современной законодательной базой распространяются на всех, кто является законными собственниками определенных земельных территорий. Правовая компетенция собственников распространяется на возможность выполнения следующих действий со своим участком земли:

  • Эксплуатировать в законном порядке полезные ископаемые, запасы подземной пресной воды для удовлетворения собственных бытовых нужд. Помимо этого, владельцы могут использовать пруды и обводные каналы для хозяйственных потребностей;
  • Пользователи могут возводить любые здания для жилого, бытового, культурного или производственного использования. Важным условием является соответствие новой постройки всем законным целевым назначениям территории, а также разрешениям, требованиям архитектурных регламентов, строительных правил, санитарно-гигиенических и пожарных норм;
  • Осуществлять любые агротехнологические манипуляции: оросительные, осушительные, мелиоративные или культуртехнические работы. Также не запрещено возводить пруды, любые водные объекты, которые соответствуют всем законодательным, строительным и экологическим требованиям;
  • Производить любые другие манипуляции, а также выполнять любые действия, не запрещенные законодательством.

Используя земельные территории в таких целях, за собственником сохраняется право законной собственности на все посевы и урожай сельскохозяйственных культур, а также на всю продукцию и финансовые доходы от их успешной реализации. Исключением лишь являются случаи, когда владелец передает свою территорию в аренду, пользование на постоянной основе, наследуемое или бесплатное использование.

Права арендаторов на использование земельных участков

Все права арендатора указываются в целевых законодательных актах, в соответствии с которыми гражданин, который заключает договор об аренде земельного участка, должен соблюдать следующие правила:

  • Распоряжаться землей самостоятельно с обязательным соблюдением всех условий заключенного договора аренды;
  • Возводить любые постройки производственного, жилого, бытового или фермерского предназначения, при условии наличия законного письменного согласия владельца земли. Также на аналогичных условиях пользователь может организовывать многолетние насаждения любых культур, а также сооружение любых конструкций. При этом, владельцем продукции и доходов после ее реализации становится арендатор;
  • Арендатор может организовать возведение любых водохозяйственных или мелиоративных конструкций, при условии наличия письменного согласия законного владельца территории.
Читайте также:  Статья 6. Всероссийский съезд судей

Права и обязанности арендатора предусматривают обязательное выполнение всех требований владельца участка и своих законных обязанностей:

  • использовать земельные участки в течение сроков, предусмотренных договором, который зарегистрирован в законном порядке;
  • строго соблюдать режим эксплуатации земли особого предназначения. Данное правило распространяется на оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и природоохранные территории;
  • контролировать соблюдение целевого использования территории;
  • за счет личных финансовых средств приводить земли в естественное состояние в случае изменения рельефа и структуры;
  • своевременно и в полном объеме оплачивать арендную плату и земельные налоги.

Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута

В соответствии с законодательной базой в сфере земельного права лица, которые используют территорию на основании частного сервитута, должны выполнять следующие права и обязанности землепользователей:

  • должны контролировать соответствие характера эксплуатации земли целевому назначению, предусмотренному законодательством, а также классовым предназначениям территории;
  • полностью сохранять все специальные знаки: межевые, геодезические, административные. Метки должны устанавливаться согласно с законодательством;
  • не наносить вред окружающей среде результатами использования, а также не наносить ущерба конкретной земельной территории;
  • препятствовать загрязнению, деградации структуры и плодородных свойств земли; 
  • принимать всяческие меры по охране земель, лесных и водных объектов;
  • своевременно вносить земельный налог.

Установление частного сервитута на основании решения суда

В случае необходимости установления частного сервитута любой гражданин может совершить данную операцию в судебном порядке.

Важно помнить, что судебный орган не компетентен обязать владельца участка к подписанию соглашения об установлении частного сервитута.

Суд выносит решение, согласно которому возможна регистрация земельного обременения.

Судебное решение об установлении частного сервитута должно содержать в себе все условия договора. Судебный орган может самостоятельно определять данные условия, если же такая операция будет невозможна, то к судебному разбирательству привлекается специальный эксперт, который занимается земельными вопросами.

Помимо условий судебное решение должно содержать точные сведения о расположении земли. Для этого может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ, результатом которых станет определение границ и расположения территории.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с законодательной базой в случае, если возникает такая необходимость для обеспечения интересов государства, органов местного управления или населения. Установление публичного сервитута предусматривает выполнение всеми сторонами данного договора определенных условий, предусмотренных законодательством, а именно:

  • осуществления свободного прохода в пределах земельного участка;
  • эксплуатации территории для проведения ремонта коммунальных, инженерных или технических объектов;
  • для размещения межевых, административных и геодезических знаков;
  • с целью забора воды и организации водопоя для животных;
  • использовать землю для свободного доступа к прибережной зоне вблизи водных объектов;
  • проводить дренажные работы, осуществлять изыскательские или исследовательские работы.

Собственник публичного сервитута не может по своему желанию и усмотрению требовать прекращения его действия, так как данная операция возможна лишь на основании действующего законодательства.

Нарушение и защита прав на использование земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов

Любое незаконное вмешательство в деятельность землевладельцев или арендаторов земли, а также случаи препятствия совершения законных действий является поводом для принятия ответственных мер. Запрещается вмешательство со стороны следующих организаций:

  • государственных учреждений;
  • хозяйственных заведений;
  • любых органов и коммерческих организаций;
  • частных лиц и др.

В случае нарушения земельных прав собственников и арендаторов все полномочия подлежат восстановлению в законном порядке. Защита прав землевладельцев, землепользователей осуществляется в соответствии с действующим законодательством в судебных органах и арбитражных судах.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Право на компенсацию ущерба при ограничении прав собственника земельного участка. Свежий взгляд Конституционного Суда

 Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.

Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС.   В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.  

  • Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.
  • По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.  

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.

), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).  

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Читайте также:  Кодексы РФ - основной список - советы юриста

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

  В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е.

в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

  1. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.  
  2. Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).  
  3. Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных.   Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.  

Обязанности землепользователей и ответственность за нарушение требований законодательства

Содержание

  1. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства
  2. :
  3. Государственный и муниципальный надзор за использованием земель
  4. Типичные случаи ненадлежащего использования земли

Использование земельных участков, порой, кажется настолько обыденным делом, что из внимания их собственников ускользает момент ответственности, связанный с обязательностью соблюдения порядка эксплуатации земли, установленного законодательством.

Бывает, что правообладатели земельной недвижимости не обращают внимания на вид разрешённого использования своего земельного надела, полагая, что, как владельцы, они могут совершать с ним любые действия.

Это может стать причиной правонарушений, из-за которых землепользовватели получают из администрации предупреждения об их устранении. На них могут быть наложены штрафы. В худшем случае происходит изъятие участков.

Контроль за правильностью использования земли ведут муниципальные власти, службы Росреестра, и различные контролирующие организации. Земельные участки — вид недвижимого имущества. Характерным признаком такой недвижимости является невозможность её перемещения без причинения при этом несоразмерного ущерба (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).

Имущество может находиться в собственности каждого. Право частной собственности охраняется законом (статья 35 Конституции РФ). Право на землю, как на имущество, составляют 3 правомочия:

  • распоряжение как единолично, так и совместно с другими лицами
  • владение
  • пользование

Формы собственности на землю, представляющей основу жизни и деятельности народов нашей страны, определены в статье 9 Конституции РФ:

  1. муниципальная
  2. частная
  3. государственная
  4. другие формы собственности

Собственники земли:

  1. владеют, пользуются, распоряжаются землёй
  2. имеют право на защиту своего земельного имущества (статьи c 209 по 217)

Штраф и ответственность за использование земель не по целевому назначению в 2020 году

  • Все земельные участки, находящиеся как в государственной, так и частной собственности, и расположенные в пределах РФ, имеют определенное назначение.
  • Попытки нецелевого использования любых наделов караются законом и лица, виновные в таких действиях или допустившие подобные факты, могут быть привлечены к ответственности.
  • На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:
  1. предназначенные для с/х работ;
  2. участки водной и лесной категории;
  3. промышленной категории;
  4. космического фонда;
  5. предназначенные для жилого строительства.
  6. территории, являющиеся резервным фондом;
  7. относящиеся к охраняемым территориям;
  8. участки оборонного назначения;
  9. отведенные под населенные пункты;

Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:

  1. огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.
  2. ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
  3. ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);

О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.

Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.

Понятие и особенности нецелевого использования участка земли

Каждая территория, которой граждане владеют на основании свидетельства о собственности, а также земля, выданная в безвозмездное пользование или полученная на иных основания, обладает особой категорией.

Важно! Все сведения о различных категориях участков имеются в реестре недвижимости, поэтому все земли классифицируются по различным назначениям.

В зависимости от имеющейся категории, земля может использоваться исключительно для какой-либо одной цели. При этом учитываются следующие основные правила:

  • в процессе использования территории не допускается наносить вред окружающей среде, природе или людям;
  • непременно сохраняются межевые или какие-либо другие специальные знаки, которые устанавливаются на участке специальными государственными службами;
  • владельцы территории обязаны охранять ее и иные лесные или водные объекты от разных негативных воздействий и пожара;
  • если в договоре, на основании которого гражданин пользуется землей, имеются определенные сроки освоения, то владелец территории обязан применять землю по назначению в соответствии с этой информацией;
  • при оформлении участка в аренду, непременно своевременно вносятся арендные платежи;
  • во время применения участков должны соблюдаться требования градостроительных, строительных, противопожарных и многих других регламентов и правил;
  • требуется защищать территорию от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения или деградации, а также ограждать ее от многочисленных других негативных воздействий;
  • владельцы территории обязаны выполнять другие требования, содержащиеся в ГК РФ. Права и обязанности собственников земельных участков детально рассмотрены в публикации по ссылке.

Частные лица или разные компании могут применять земли исключительно трех категорий:

  • промышленного назначения;
  • для сельского хозяйства;
  • для создания населенных пунктов.
Читайте также:  Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности

Важно! Существует еще несколько категорий, однако все эти земли непременно остаются в собственности государства, а также допускается их передача исключительно муниципальным властям.

Кто должен отвечать за незаконное использование земельного участка вы узнаете в этом видео с ми адвоката:

Суть нецелевого использования земли

Каждый земельный участок в соответствии со своей категорией имеет право использоваться исключительно в определенных целях. Таким образом, если земля выдается садовому товариществу, то не допускается пользоваться ею для выпаса скота.

Если луг предназначается для выпаса скота, то эта земля не может применяться для возведения частного жилого дома.

Если территория предназначается для строительства жилых строений, важно учитывать, могут ли здесь возводиться многоэтажные сооружения или частные дома. Поэтому нельзя между двумя многоэтажками строить стандартный одноэтажный дом.

Зонируются даже земли промышленного назначения, так как если определенная территория предназначена для создания металлургического объекта, то не допускается заниматься на ней строительством складского помещения, используемого для получения выгоды в процессе сдачи его в аренду.

Регламент о целевом использовании участков земли разрабатывается администрацией любого региона, поэтому следует изучать актуальную информацию каждого региона. Именно муниципальные власти обязаны контролировать правильность использования различных участков.

Особенности доказательства факта незаконного владения

Доказывать факт незаконного владения территорий можно исключительно в течение трех лет после получения информации о наличии конкретного нарушения. Это обусловлено тем, что именно три года представлены сроком исковой давности, поэтому если они пройдут, то предъявить какие-либо претензии к гражданам или компаниям будет невозможно.

Сам процесс доказательства данного факта делится на последовательные этапы:

  • если владелец территории обнаруживает, что соседним участком земли пользуются посторонние лица, то следует обратиться в правоохранительные органы;
  • так же рекомендуется прийти в администрацию региона, чтобы оповестить работников этого учреждения об обнаруженном нарушении в письменном виде, для чего составляется специальное заявление;
  • в процессе предоставления данных разным государственным органам следует в письменном виде указывать информацию о себе и владельце соседнего участка, а также прописывается точный адрес участка, где были выявлены нарушения.

Таким образом, заявить о незаконном владении могут обычно люди, которые знают настоящих владельцев территории.

Как доказать факт незаконного использования земли? urned.net

Как доказывается нецелевое использование участков

Данный процесс обычно так же начинается соседями. Если они видят, что земля, предназначенная для строительства частных строений, используется в сельскохозяйственных целях, то они могут обратиться в администрацию региона.

Они составляют заявление, где указывают адрес участка и выявленные нарушения. Также прописывается просьба о проведении административной проверки. На основании данного заявления проводится проверка, выявляющая все нарушения.

Заявление о нецелевом использовании земли.

Как и кем проводится проверка целевого использования земли

Начинается проверка после получения заявления, поданного третьим лицом. Она предназначается для удостоверения в том, что земельный участок действительно используется не по назначению. Весь процесс делится на этапы:

  Что является переустройством и переоборудованием

  • формируется приказ о назначении комиссии начальником земельного департамента администрации или градостроительства;
  • в этом документе непременно прописываются сроки, в течение которых должна проводиться проверка;
  • комиссия направляется по месту расположения участка, чтобы убедиться в фактическом состоянии территории;
  • составляется акт проверки, где прописываются жалобы, указанные в заявлении на проведение проверки, а также указываются все выявленные нарушения при их наличии;
  • все члены комиссии подписывают данный акт, после чего он передается уполномоченному лицу для изучения;
  • сверяются фактические данные с нормативами, а если выявляются нарушения, то владелец земли привлекательные к ответственности.

Акт проверки использования земельного участка.

Таким образом, процедура проверки считается достаточно простой, причем выявить нарушения, возникающие в процессе использования земли, не составит труда членам комиссии.

Образец акта проверки использования земли. Ч.1.

Образец акта проверки использования земли. Ч.2.

Ответственность за нецелевое использование земельного участка

› › › Гражданин, имеющий на земельный участок, считается его полноправным владельцем. Несмотря на это, законодатель накладывает ряд ограничений на использование такой недвижимости (в отличие от других видов материальных благ).

Нарушения, если они будут обнаружены, могут привести не только к штрафу, но и к отчуждению имущества. Рассмотрим, что такое нецелевое использование земельного участка и чем это чревато. Собственник материальных благ имеет право распоряжаться ими так, как он пожелает.

Единственное ограничение – использование имущества не должно причинять вреда другим гражданам или их собственности (даже потенциально).

В случае с земельными участками дела обстоят иначе. Их ненадлежащее (нецелевое) использование – основание для наложения штрафных санкций на владельца. Под нецелевым использованием надела подразумеваются действия собственника или других лиц, которые нельзя проводить на территории конкретного земельного участка.

Дело в том, что все земли в стране поделены на несколько .

Они описаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ. К примеру, выделяют следующие категории земельных участков:

  1. лесного/водного фондов и т.д.
  2. ;
  3. ;

Справка. Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что использовать землю разрешено только в соответствии с ее целевым назначением.

Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 ««. Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить.

Если, к примеру, земля отведена под сельскохозяйственное использование, то владелец обязан пользоваться ей именно в этих целях, а не возводить жилой дом или открывать промышленное предприятие. Подобные действия потенциально наносят вред окружающей среде и самому участку. Это утверждение касается всех земельных наделов, каждый из которых относится к той или иной категории.

Для них существует обозначенный перечень действий, которые разрешено осуществлять на участках.

Что значит нецелевое использование?

Законодательная база

На момент определения правового режима участка земли учитывается не только категория, но и разрешённое применение в рамках Земельного кодекса РФ. Согласно ФЗ №136, юридический статус земельного участка прописан в кадастровом паспорте или ином документе, выданном государственным органом.

В федеральном законодательстве конкретизируется, как классифицируются земли и определяются на них приоритеты и разрешения.

Понятие и особенности нецелевого использования ЗУ

Если физическое лицо владеет сельскохозяйственным наделом и самовольно строит на нём жилищный комплекс, например, он использует территорию не по назначению. За это собственника привлекут к ответственности.

СПРАВКА. Каждый УЗ, принадлежащий гражданам по праву собственности и территория, предоставленная в безвозмездное пользование, относится к конкретной категории.

Исходя из юридического статуса земли, её можно использовать только для определённой цели, согласно правилам:

  • Сохранять межевые или другие знаки, установленные государственными службами;
  • Не наносить вред окружающей среде в процессе пользования наделом;
  • Строго следовать противопожарным, градостроительным и прочим регламентам;
  • Защищать землю от загрязнений, порчи, уничтожения и других негативных воздействий.

Физические и юридические лица вправе пользоваться землями трёх категорий: сельскохозяйственными, промышленными, под индивидуальное жилищное строительство.

Куда подавать жалобу?

Если гражданин стал свидетелем неправомерного пользования землёй: например, сосед строит магазин на территории, предназначенной для сельскохозяйственных нужд, необходимо обратиться с жалобой в орган местного самоуправления.

Какова ответственность за нарушение: штрафы, КоАП?

Если землевладелец пользуется наделом не в пределах его категории, он понесёт административную ответственность, установленную ст.8.8 КоАП РФ.

При выявлении факта нецелевого применения УЗ, санкции напрямую связаны с лицом, на которого она налагается.

Если кадастровая стоимость не определена, размеры штрафов составят:

  • Для юридических лиц от 200 до 400 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц от 100 до 200 тысяч рублей;
  • Для населения от 20 до 50 тысяч рублей.

Если известна кадастровая стоимость земельного надела, взыскания составят:

  • Для граждан 0.5-1% от кадастровой стоимости: не менее 20 тысяч рублей;
  • Для организаций 1.5-2%: не менее 100 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц: 1-1.5%: не менее 20 тысяч рублей.

Если подобное правонарушение повторится, хозяин земельного участка получит предписание, в котором содержатся сведения о необходимости разрешения вопроса в судебном порядке.

ВАЖНО! Чтобы устранить правонарушение, собственника в обязательном порядке привлекут к работам за его личный счёт.

Если гражданин не уплатит штраф, будет начисляться пеня. Это только усугубит его положение.

Судебная практика

Относительно нецелевого пользования землёй судебная практика противоречива. Это объясняется затруднительным доказыванием истцами возможных нарушений законодательства. Например, территории под индивидуальное жилищное строительство используются в коммерческих целях.

В сущности, на практике не сложилось чёткое представление о неправомерном использовании земельных участков.

Одни суды отталкиваются от толкования категории ЗУ как соответствующей цели предоставления надела.

Другие судебные органы утверждают, что при внесении поправок целевое предназначение не выходит за границы пользования. Следовательно, основания для привлечения землевладельца к ответственности отсутствуют.

Нецелевое использование земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доводы о нецелевом использовании земельного участка (в связи с осуществлением в помещениях офисного здания торговли) не являются достаточными основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Также апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования «

Ссылка на основную публикацию