Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒

  • Исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:
  • 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • 3) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
  • 4) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 5) необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;
  • 6) направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг, указанных в пунктах 2, 4, 6 и 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
  • 7) являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;
  • 8) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям настоящего Федерального закона нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:
  • а) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;
  • б) предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг;
  1. в) защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.
  2. Указанные меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами.
  3. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью
  4. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности».
  5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных Федеральным законодательством случаях.

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью

1. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях

В соответствии с указами Президента Российской Федерации внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том числе мерами, отступающими от положений части 1 статьи 21, статей 22, 29-31 и 34 Федерального закона. «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности».

  • 2. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации
  • В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо:
  • 1) остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации;

Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

  1. 2) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы).
  2. Указанные меры вводятся на срок, который необходим для достижения поставленных целей, с учетом международных обязательств Российской Федерации.
  3. Решение о введении указанных мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью принимается Правительством Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации.
  4. 3. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования
  5. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации.
  6. 4. Ответные меры
  7. 1. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:
  8. 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;
  9. 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;
  10. 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;
  11. 4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.
  12. Указанные меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц.
  13. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранным государством прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц.
  14. Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган исполнительной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер в связи с вышеперечисленными нарушениями, он представляет в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о введении ответных мер.
Читайте также:  Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных договоров российской федерации

Решение о введении ответных мер принимается Правительством Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Российской Федерации может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Тема 6. Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности

Приграничная торговля

Приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. При этом указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством. Порядок ее осуществления действует исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

См. распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации»

3.5 Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-членов тс

Исходя
из национальных интересов государств
Сторон и в соответствии со ст. 7 Соглашения
о единых мерах нетарифного регулирования
в отношении третьих стран от 25 января
2008 года ЕЭК по предложению Стороны
(Сторон) могут вводиться следующие меры,
затрагивающие внешнюю торговлю товарами
и не носящие экономического характера:

  • запрет ввоза и (или) вывоза;
  • количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;
  • предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;
  • иные меры регулирования.
  • Комиссия
    рассматривает предложение Стороны
    (Сторон) о введении вышеуказанных мер
    исходя из национальных интересов
    государств Сторон в отношении отдельного
    вида товара, на основании документов,
    которые содержат: наименование товара
    и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;
    предлагаемые меры; срок действия
    предлагаемых мер (даты начала и окончания
    действия мер, в случае необходимости
    окончание действия мер может не
    указываться); обоснование необходимости
    введения мер, включая информацию,
    подтверждающую необходимость их
    введения.
  • Решение
    о введении вышеуказанных мер принимается
    Комиссией не позднее 30 дней с даты
    представления предложения Стороны
    (Сторон).
  • Меры
    не должны приниматься или применяться
    способом, являющимся средством
    произвольной или необоснованной
    дискриминации третьих стран, либо
    представлять собой скрытые ограничения
    внешней торговли товарами.
  • В
    случае если Комиссия не примет предложение
    Стороны (Сторон) о введении вышеуказанных
    мер, исходя из национальных интересов
    государств Сторон (Стороны), то Сторона,
    представившая предложение об их введении,
    может принять решение о введении таких
    мер в одностороннем порядке.

3.6 Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами

Решением
ЕЭК импорт товаров может быть ограничен
мерами регулирования, в том числе мерами,
отступающими от положений статей 3 и 4
Соглашения о единых мерах нетарифного
регулирования в отношении третьих стран
от 25 января 2008 года, если это необходимо
для защиты внешнего финансового положения
и поддержания равновесия платежного
баланса. Комиссия рассматривает
предложение Стороны (Сторон) о введении
таких мер на основании документов,
которые содержат:

  • наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;
  • предлагаемые меры;
  • срок действия предлагаемых мер (даты начала и окончания действия мер);
  • обоснование необходимости введения мер.

В
случае если ЕЭК не примет предложение
Стороны (Сторон) о введении указанных
мер, то Сторона (Стороны) может принять
решение о введении таких мер в одностороннем
порядке.

Решением
Комиссии внешняя торговля товарами
может быть ограничена мерами, принятие
которых необходимо для участия государств
— участников таможенного союза в рамках
Евразийского экономического сообщества
в международных санкциях в соответствии
с Уставом Организации Объединенных
Наций. Комиссия вводит такие меры на
основании решения высшего органа
таможенного союза.

  1. 3.7
    Лицензирование в сфере внешней торговли
  2. Применение
    мер регулирования, затрагивающих внешнюю
    торговлю товарами,
    включенными в единый перечень, а также
    применение тарифной квоты реализуются,
    как правило, путем лицензирования
    экспорта и (или) импорта товаров.
  3. Под
    лицензированием понимается комплекс
    административных мер, устанавливающий
    порядок предоставления лицензий и (или)
    разрешений.
  4. Лицензия»
    и (или) разрешение – это специальные
    документы на право осуществления
    экспорта и (или) импорта товаров.
  5. Выдача
    лицензий на экспорт и (или) импорт товаров
    осуществляется на основании заявлений
    участников внешнеторговой деятельности
    государств Сторон.
  6. Лицензии
    оформляются в порядке, определяемом
    Соглашением о правилах лицензирования
    в сфере внешней торговли товарами.
  7. Отсутствие
    лицензии является основанием для отказа
    в таможенном оформлении товаров.
  8. Уполномоченными
    государственными органами исполнительной
    власти государств-членов ТС выдаются
    следующие виды лицензий:
  • разовые;
  • генеральные;
  • исключительные.
Читайте также:  Законодательство о рынке ценных бумаг - советы юриста

Период
действия разовой лицензии не может
превышать 1 года с даты начала ее действия.
Срок действия разовой лицензии может
быть ограничен сроком действия
внешнеторгового контракта (договора)
или сроком действия документа, являющегося
основанием для выдачи лицензии.

  • Для
    товаров, в отношении которых введены
    количественные ограничения, период
    действия лицензии заканчивается в
    календарном году, на который установлена
    квота.
  • Срок
    действия генеральной лицензии не может
    превышать одного года с даты начала ее
    действия, а для товаров, в отношении
    которых введены количественные
    ограничения, заканчивается в календарном
    году, на который установлена квота, если
    иное не оговорено решением Комиссии.
  • Срок
    действия исключительной лицензии
    устанавливается решением Комиссии в
    каждом конкретном случае.

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-членов ТС

  • Исходя из национальных интересов государств Сторон и в соответствии со ст. 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года ЕЭК по предложению Стороны (Сторон) могут вводиться следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера:
  • ·   запрет ввоза и (или) вывоза;
  • ·   количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;
  • ·   предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;
  • ·   разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;
  • ·   иные меры регулирования.
  • Комиссия рассматривает предложение Стороны (Сторон) о введении вышеуказанных мер исходя из национальных интересов государств Сторон в отношении отдельного вида товара, на основании документов, которые содержат: наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД; предлагаемые меры; срок действия предлагаемых мер (даты начала и окончания действия мер, в случае необходимости окончание действия мер может не указываться); обоснование необходимости введения мер, включая информацию, подтверждающую необходимость их введения.
  • Решение о введении вышеуказанных мер принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения Стороны (Сторон).
  • Меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.
  • В случае если Комиссия не примет предложение Стороны (Сторон) о введении вышеуказанных мер, исходя из национальных интересов государств Сторон (Стороны), то Сторона, представившая предложение об их введении, может принять решение о введении таких мер в одностороннем порядке.
  • Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами
  • Решением ЕЭК импорт товаров может быть ограничен мерами регулирования, в том числе мерами, отступающими от положений статей 3 и 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Комиссия рассматривает предложение Стороны (Сторон) о введении таких мер на основании документов, которые содержат:
  1. ·   наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;
  2. ·   предлагаемые меры;
  3. ·   срок действия предлагаемых мер (даты начала и окончания действия мер);
  4. ·   обоснование необходимости введения мер.
  5. В случае если ЕЭК не примет предложение Стороны (Сторон) о введении указанных мер, то Сторона (Стороны) может принять решение о введении таких мер в одностороннем порядке.

Решением Комиссии внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств — участников таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Комиссия вводит такие меры на основании решения высшего органа таможенного союза.

  • 3.7 Лицензирование в сфере внешней торговли
  • Применение мер регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, включенными в единый перечень, а также применение тарифной квоты реализуются, как правило, путем лицензирования экспорта и (или) импорта товаров.
  • Под лицензированием понимается комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений.
  • Лицензия» и (или) разрешение — это специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров.
  1. Выдача лицензий на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности государств Сторон.
  2. Лицензии оформляются в порядке, определяемом Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
  3. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.
  4. Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-членов ТС выдаются следующие виды лицензий:
  5. ·   разовые;
  6. ·   генеральные;
  7. ·   исключительные.
Читайте также:  Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

  • Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
  • Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.
  • Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы.
  • Меры нетарифного регулирования — это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.
  • Наиболее авторитетными классификациями мер нетарифного регулирования являются классификации, предложенные ГАТТ/ВТО и ЮНКТАД.
  • Классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ, объединяет пять основных категорий:

)   ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах — производство товаров, сбыт, транспортировка и т.д. (субсидии и дотации экспортерам, порядок размещения государственных заказов, ограничения в отношении перевозки иностранных товаров и иностранных перевозчиков и т.д.);

)   таможенные процедуры, экспортно-импортные формальности административного характера (особые требования к оформлению внешнеторговой документации, процедура таможенной оценки, определение страны происхождения товара, установление дополнительных требований при прохождении таможенного оформления и т.д.);

)   технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (санитарные, фитосанитарные, ветеринарные, экологические нормы, порядок сертификации импортных товаров, требования к упаковке, маркировке и т.д.);

)   количественные ограничения и сходные с ними административные меры (квоты, лицензирование, запреты, «добровольные» ограничения экспорта, различного рода валютные ограничения и т.д.);

)   ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей (пограничное налогообложение, импортные депозиты, иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины и т.д.).

  1. Большое внимание систематизации мер нетарифного регулирования уделялось в исследованиях, проводимых в рамках ЮНКТАД. В применяемой в настоящее время классификации нетарифных мер, разработанной ЮНКТАД, все меры регулирования международной торговли объединены в восемь категорий, одну их которых составляют таможенно-тарифные меры, а семь остальных — меры нетарифного регулирования:
  2. )   паратарифные меры;
  3. )   меры контроля над ценами;
  4. )   финансовые;
  5. )   меры автоматического лицензирования;
  6. )   меры количественного контроля;
  7. )   монополистические меры;
  8. )   технические меры.
  9. Классификационные схемы ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО и других международных экономических организаций легли в основу многочисленных авторских классификаций, разрабатываемых российскими и зарубежными учеными.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы ограничения внешней торговли всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира.

Это объясняется, во-первых, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных групп населения, для которых политика протекционизма выгодна, да и государству такие меры протекционизма приносят доход в бюджет.

С другой стороны, в силу того, что действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов, можно сказать, что первые, в некоторой степени, более эффективны: правительства соглашаются снизить тарифы (переговоры в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают — они всегда могут заменить их нетарифными барьерами.

Хотя образование ТС является очевидным шагом вперед, следует отметить различные проблемы, которые возникли с корректировкой национальных законодательств стран-участниц и согласованием их экономических подходов к общим проблемам, в том числе к нетарифному регулированию.

Дело в том, что до возникновения ТС правовая база по этим вопросам на национальном уровне была уже отработана на практике (и по большинству разделов достаточно эффективно) с учетом особенностей каждой из стран- участниц.

К сожалению, принятый ТК ТС не учитывает многие частные вопросы нетарифной политики, которые регулируются в каждом их участников ТС, ограничиваясь общими установками. Это, в свою очередь, порождает разногласия внутри самого ТС.

  • Евразийская экономическая комиссия рассматривает предложение о введении мер нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза;
  • К предлагаемым мерам нетарифного регулирования относятся:
  • ·   запрет экспорта;
  • ·   количественное ограничение экспорта и (или) импорта;
  • ·   предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;
  • ·   лицензирование в сфере внешней торговли;
  • ·   наблюдение за экспортом и (или) импортом;
  • ·   срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер);
  • ·   обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.
  • Предложение может быть представлено как по инициативе государства-члена ТС, так и ЕЭК.
Ссылка на основную публикацию