Статья 19.2. участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Органы государственной власти будут иметь право участвовать в формировании органов местного самоуправления. Соответствующие поправки к законопроекту о изменениях в Конституцию были во вторник внесены в думский комитет по госстроительству и законодательству, сообщил его председатель Павел Крашенинников.

На эту тему

Статья 19.2. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

«Предлагается дополнить статью 131 новой частью, в которой указывается, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом», — сказал он, уточнив, что такие положения уже есть в федеральных законах, теперь они поднимаются на конституционный уровень. Кроме того, документ предусматривает, что особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Помимо этого, в комитет поступила поправка, согласно которой в статье 132 Конституции РФ предлагается уточнить, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным или региональным законами «отдельными государственными полномочиями только при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств». В основном законе также предлагается прописать, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются на федеральном уровне, а их территории будут определяться с учетом исторических и иных местных традиций.

«Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом», — добавил Крашенинников, пересказывая содержание поправок.

В Конституции также предложено уточнить, что органы местного самоуправления в пределах предусмотренной федеральным законом компетенции обеспечивают доступность медицинской помощи. Глава комитета напомнил, что данная инициатива была выдвинута президентом Национальной медпалаты, главой Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем.

По словам Крашенинникова, «предлагаемые поправки позволят более эффективно выстроить систему взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправлении в целях решения общих задач по обеспечению интересов населения на соответствующей территории».

Поправки будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний комитета, который на данный момент готовит законопроект о внесении изменений в Конституцию ко второму чтению.

Авторами поправок выступили сам Крашенинников, глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, глава комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и член СФ Светлана Горячева.

Что поправки в Конституцию меняют в судьбе местного самоуправления

Статья 19.2. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

Масштабные изменения российской Конституции затронут не только верхние этажи власти, но и  местное самоуправление /PhotoXpress

Инициированные президентом страны масштабные изменения российской Конституции затронут не только верхние этажи власти, но и власть «на земле» – местное самоуправление (МСУ).

Подверстывая все под логику транзита власти, про МСУ наблюдатели поспешили вынести следующий вердикт: в новой версии Конституции его автономии придет конец. Однако это не совсем так. Сами по себе поправки не уничтожают автономию МСУ.

Его автономия давно уже подвергается опасности за счет систематического изменения действующего законодательства о МСУ. Вносимые в Основной закон поправки, будучи нейтральными сами по себе, могут подстегнуть именно этот процесс.

О чем идет речь в предложениях президента в части, касающейся МСУ? Во-первых, ст.

 132 Конституции предлагается дополнить частью 3, предусматривающей, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Во-вторых, в ст. 133 закрепляются гарантии МСУ на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения муниципальными органами во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение. Ранее в Конституции речь шла только о компенсациях за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами госвласти.

Предложенные новации не так радикальны, как ожидалось. Более того, они не привносят в Конституцию почти ничего нового.

Ключевая поправка о вхождении органов МСУ и органов государственной власти в единую систему публичной власти в предложенной редакции – это лишь развитие базовой конституционной нормы о том, что суверенный народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ (ч. 2 ст. 3 Конституции).

Здесь важно понимать, что единая система публичной власти, частью которой объявляются органы МСУ, не равнозначна системе органов государственной власти, в которую они по-прежнему не входят. Необходимость же межуровневого взаимодействия, закрепляемая в проектируемой ч. 3 ст.

 133, действующей редакцией Основного закона прямо не предусматривается, но имплицитно следует из общей для органов МСУ и органов государственной власти нацеленности на обеспечение прав и свобод человека, т. е. согласно ст. 2 Конституции высшей конституционной ценности. Фактически единственным настоящим новшеством является компенсация дополнительных расходов в результате совместной деятельности властей разного уровня.

Отсутствие в поправках явных угроз самостоятельности муниципального уровня власти заставляет задуматься об угрозах скрытых. Принятие поправок неминуемо повлечет за собой масштабные изменения в действующем законодательстве, последствия которых довольно сложно прогнозировать.

Может ли так получиться, что в конечном счете МСУ окажется инкорпорированным в вертикаль государственной власти? Исключать этого нельзя.

Опыт последних лет показывает, что действующая Конституция сама по себе является недостаточной защитой от усиления влияния органов государственной власти на МСУ.

Читайте также:  Статья 10. Декларация безопасности гидротехнического сооружения

В качестве примера можно привести замену прямых выборов мэров процедурой их конкурсного отбора.

Возможность назначить высшее должностное лицо муниципального образования решением представительного органа из числа кандидатур, отобранных конкурсной комиссией, появилась в начале 2015 г.

Хотя конкурс на должность главы открытый и участвовать в нем могут все желающие, отвечающие не очень сложным квалификационным требованиям, у жителей муниципального образования нет возможности влиять на то, кто в конечном итоге станет главой их муниципалитета.

Финальное решение формально принимается представительным органом МСУ, но депутатский корпус ограничен в своем выборе только теми кандидатами, которых ему представит конкурсная комиссия. Именно эта структура обладает реальной властью решать, кто конкретно будет главой муниципалитета.

Не менее показательно, что федеральное законодательство резервирует половину мест в конкурсной комиссии, отбирающей кандидатов в главы, для представителей вышестоящего уровня власти.

Для муниципальных районов и городских округов половину членов конкурсной комиссии определяет губернатор соответствующего субъекта Федерации, а для городского или сельского поселения – глава муниципального района, в состав которого оно входят.

Закрепление конкурса как легального способа замещения должности главы муниципального образования позволило и снизить зависимость глав от местных жителей, и прочнее их привязать к региональной власти.

Поэтому нет ничего удивительного, что популярность конкурсной процедуры растет год от года и прежде всего за счет отказа от прямых муниципальных выборов: в 2016 г. соотношение выборов к назначениям через конкурс было 2,3, т. е. на две избирательные кампании приходилось одно назначение, в 2019 г. соотношение составило 0,78.

Еще один пример интервенции государственного интереса в сферу МСУ – практика укрупнения муниципальных образований, получившая широкое распространение в нескольких субъектах страны.

Несколько поселений объединяются в один больший по площади и числу жителей городской или муниципальный округ, а объединяемые поселения в процессе преобразования утрачивают собственные органы власти, бюджет, нормативные правовые акты и иные атрибуты самостоятельного муниципального образования.

Действующее федеральное законодательство наделяет правом принятия решения об участии в объединении не местных жителей (как это следовало бы сделать согласно ч. 2 ст. 131 Конституции), а представительные органы соответствующих поселений. Причем на практике их мнения часто диаметрально расходятся.

Сторонники укрупнений видят в них способ повысить эффективность муниципального управления и добиться экономии бюджетных средств за счет сокращения числа муниципальных служащих и депутатов.

Однако опыт европейских стран, где эксперименты с территориальной организацией местной власти уже проводились, а также российская практика свидетельствуют, что укрупнения дают крайне скромный и недолговечный экономический эффект, создавая существенные сложности для участия жителей преобразованных муниципальных образований в местном самоуправлении и получении ими муниципальных услуг.

Эти примеры показывают, что положения федерального законодательства плохо стыкуются с нормами действующей Конституции, что, тем не менее, нисколько не мешает их практической реализации.

Из этого невеселого наблюдения следует еще менее веселый вывод, что в сегодняшней ситуации дальнейшая судьба МСУ будет зависеть не столько от того, какие изменения в конце концов будут внесены в Конституцию (второе чтение поправок еще впереди), а от того, как они потом будут применяться и интерпретироваться.

Автор – старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства

Статья раскрывает содержание понятия «полномочия органов местного самоуправления», определяет значимость и роль муниципальных образований в процессе их реализации. Основное внимание акцентируется на том, что органам местного самоуправления отводится важная роль в реализации социальных прав и гарантий жилищных прав граждан для этого они наделяются широким объемом полномочий.

Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия органов местного самоуправления, местная власть, жилищное законодательство, жилищные правоотношения.

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации, регламентируется федеральным, региональным и муниципальным законодательством, однако ни одно из них не содержит четко определенных принципов для осуществления всех специфик полномочий.

Правотворческая деятельность органов местного самоуправления — это основополагающие идеи, руководящие начала для создания юридических норм.

В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [1]. Государственная жилищная политика — это совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье, а реализация государственной жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти.

Роль органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики огромна и значима, а для нормального ее осуществления необходимо надлежащее правовое регулирование. Формирование законодательства обусловлено реализацией приоритетных национальных проектов.

Противоречие норм региональных и муниципальных правовых актов федеральному законодательству нередко приводит к торможению и невозможности реализации комплекса государственной жилищной политики на местах.

Читайте также:  Статья 16. Ответственность за нарушение Федерального закона

Для решения накопившихся проблем требуются сложные, комплексные, системные решения, обеспечивающие кардинальное улучшение качества жизни населения и повышающие эффективность проводимой государством жилищной политики.

Статья 72 Конституции РФ, статья 5 Жилищного кодекса РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако п. 7 ст.

5 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [2].

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе регулировать по собственной инициативе жилищные правоотношения, т. к. решение данных вопросов не входит в их компетенцию, они лишь наделяются отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств.

Между тем Жилищный кодекс РФ закрепляет следующие конкретные полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (статья 23); переустройство и (или) перепланировка жилого помещения (статья 26); признание граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 49); установление нормы предоставления жилого помещения в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов, а так же учетной нормы (статья 50); принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, снятие с учета, а так же отказ в принятии на учет (статьи 52, 54, 56,57); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст.93, 104); содействие организации жилищных кооперативов для предоставления преимущественного права на вступление в них граждан, признанными малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, и иным гражданам, указанным в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях (статья 111); установление размера платы за жилое помещение (статья 156); установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об ее установлении (статья 158); предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 160); проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, уведомление всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом, за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ими не было принято ранее (статья 161); определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (статья 163); создание условий для управления многоквартирными домами (статья 165); утверждение краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (статья 168); созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (статья 170); взаимодействие с региональным оператором в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставление субсидий из местного бюджета для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статьи 180, 182); согласование акт приемки выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 190); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьи 1,2 Жилищного кодекса РФ устанавливают так же, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления условий для беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав граждан: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль [3].

Читайте также:  Законодательство о праве собственности - советы юриста

Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение. Для реального и надлежащего исполнения этих гарантий местные органы власти должны обладать не только возможностью их реализации, но и обладать широким объемом властных полномочий.

В настоящее время ситуация в жилищной сфере характеризуется единым комплексом серьезнейших проблем, среди которых можно выделить — ненадлежащее качество жилищных и коммунальных услуг, непрозрачность тарифов; отсутствие реальных перспектив обеспечения социальным жильем нуждающихся категорий населения; недобросовестность управляющих компаний и др.

, что требует формирования путей совершенствования законодательства, объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении существующих проблем, выработки механизмов контроля за соблюдением норм законодательства, усиления индивидуальной ответственности государственных и муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей.

  • Органы местного самоуправления, выступая в качестве наиболее приближенных к проблемам населения уровня, имеют возможность реально выявлять существующие проблемы, могут эффективно помочь гражданам в реализации их жилищных прав, выработать предложения для вышестоящих уровней власти по совершенствованию жилищного законодательства и жилищной политики [4].
  • Для реализации задачи по контролю за соблюдением жилищного законодательства статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет наряду с государственным жилищным надзором муниципальный жилищный контроль, суть которого состоит в проведении на территории муниципального образования органами муниципального жилищного контроля проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами [5].
  • В целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий.
  • Литература:

Что ждет муниципалитеты после внесения поправок в Конституцию России?

В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти войдут в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления ранее строилось на основе передачи отдельных государственных полномочий для исполнения муниципалитетами. После внесения изменения  в ст.

132 Конституции, а именно, дополнения частью 3 следующего содержания: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории», — цель такого взаимодействия будет конкретизирована, то есть — наиболее эффективное осуществление полномочий, имеющих государственное значение.

Таким образом, в Конституции закрепляется новая правовая категория «публичная власть», что требует детальной научной проработки содержания и сущности данного понятия. Следует отметить, что научный дискурс о публично-правовой природе местного самоуправления ведется довольно давно. Выработано понятие и признаки публичной власти.

Например, публичная власть — это суверенная власть, представляющая способность народа, а также юридически закрепленное право (возможность) лиц, замещающих должности в государственных или муниципальных органах, воздействовать от имени государства на его население в той или иной сфере общественной жизни с целью осуществления общегосударственной политики.

  • Публичную власть характеризует ряд признаков, таких как:
  • — публичный интерес, представляющий собой концентрированное выражение обще социальных потребностей и стремлений;
  • — особые субъекты публичной власти и народ как источник данной власти, осуществляющий ее как непосредственно в формах прямого волеизъявления, так и опосредованно через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • — наличие  властных полномочий на осуществление публичной власти у субъектов.

Таким образом, органы публичной власти являются важнейшим элементом политической системы государства, а их деятельность состоит в реализации общегосударственной политики.

Федеральная власть обеспечивает сохранение единства и целостности России, субъекты Федерации призваны решать государственно значимые вопросы применительно к региональным условиям, а местное самоуправление обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания, направляя усилия на социально-экономическое развитие территории.

Эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ Елена Селютина выразила поддержку предложенной Президентом России Владимиром Путиным поправки ст. 132 Конституции в отношении обозначения системы публичной власти и роли местного самоуправления в этой системе.

Такое дополнение, как считает эксперт, позволит однозначно определить плоскость соприкосновения государства и муниципалитетов в их взаимодействии, и такой плоскостью является выполнение ими государственно важных функций и полномочий, обусловленных их публично властной природой и социальным предназначением.

Поле взаимодействия государственной власти и местного самоуправления очень широкое.

Оно охватывает совместную деятельность по созданию условий для реализации государственно важных задач, включающих весь комплекс вопросов, связанных с участием муниципальных органов наряду с государственными органами власти в реализации общегосударственной политики в области здравоохранения, образования, культуры, экологии, в социальной сфере и многих других.

Ссылка на основную публикацию