Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 25Следующая ⇒

Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом — Федеральным законом от 21 июля 1995 г.

№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г № 148.

В юридической литературе неоднократно отмечалась необходимость принятия специализированного закона, поскольку у несовершеннолетних, находящихся под стражей, возникают специфические права и обязанности, вытекающие из требований внутреннего распорядка1.

При заключении под стражу несовершеннолетний приобретает дополнительные обязанности и права, в совокупности образующие разновидность специализированного статуса личности. Так, согласно ст. 17 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:

  • 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • 2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;
  • 3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
  1. 4) на свидания с защитником;
  2. 5) на свидания с родственниками и иными лицами;
  3. 6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, состашшющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  4. 7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
  5. 8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
  6. 9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
  7. 10) на 8-часовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;
  8. 11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
  9. 12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России;
  • 13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
  • 14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе
  • религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
  • 15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
  • 16) получать посылки, передачи;
  • 17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
  • 18) участвовать в гражданско-правовых сделках.
  • Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:
  • 1) получать и отправлять денежные переводы;
  • 2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях;
  • 3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних

  1. 4) подписываться на газеты и журналы и получать их;
  2. 5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.
  3. Рассматривая особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных в следственных изоляторах, следует отметить наличие в данном Законе ряда специальных норм, посвященных данному вопросу.

В частности, в ст. 31 закреплены особенности содержания под стражей несовершеннолетних. В соответствии с положениями данной статьи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.

Для несовершеннолетних увеличено, по сравнению со взрослыми, время ежедневных прогулок — до двух часов. Прогулочные дворики оборудуются спортивными площадками, тренажерами, и предоставляется возможность для занятия физическими упражнениями и спортивными играми.

  • При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга.
  • Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.
  • Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.

Кроме того, в ст. 25 категорически запрещено ограничение веса передач для несовершеннолетних и ряда других категорий подозреваемых и обвиняемых (для остальных подозреваемых и обвиняемых установлен общий вес передач — не более 30 кг в месяц).

  1. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 36 Закона, к ним, в частности, можно отнести следующие обязанности:
  2. 1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательными актами;
  3. 2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
  4. 3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
  5. 4) соблюдать правила пожарной безопасности;
  6. 5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
  7. 6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
  8. 7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
  9. 8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
  10. 9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
  11. Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в местах содержания под стражей.

В статье 33 предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в следственных изоляторах. В исключитель-ньй случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несо-рершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким.

Представляется целесообразным исключить из статьи последнее положение, т.к.

указанные в Законе исключительные обстоятельства (отсутствие в прошлом у лица фактов привлечения к уголовной ответственности; совершение деяния, не относящегося к тяжкому преступлению; положительная характеристика) не способны в полной мере ограничить пропаганду криминальной субкультуры со стороны взрослых.

В целях устранения вышеуказанных недостатков содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в первую очередь правового и организационного характера) необходимо принять специализированный закон и активизировать практику создания изоляторов для несовершеннолетних во всех субъектах РФ.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально

Здравствуйте. Может ли несовершеннолетний попасть в СИЗО, если да, то на какой срок и в каком случае?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст.108 Уголовно-процессуального кодекса, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.

Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 настоящего Кодекса.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 159 частями пятой — седьмой, 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой настоящей статьи. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный и (или) межгосударственный розыск. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания. При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу. Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 389.3 настоящего Кодекса, в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 47.1 настоящего Кодекса. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет о месте содержания под стражей или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого кого-либо из его близких родственников, при их отсутствии — других родственников, при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части, при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, — также секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию, а при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел — также начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. Не допускается возложение полномочий, предусмотренных настоящей статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел. На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования статьи 95 настоящего Кодекса. Согласно ст.15 Уголовного кодекса, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы. Таким образом, несовершеннолетнему может быть избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу, только если он обвиняемся в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, или, в исключительных случаях, в совершении преступления средней тяжести.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также:  Статья 17.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

Остались вопросы к адвокату? Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Распорядок дня в воспитательной колонии

Не будем рассматривать распорядок дня осужденного подростка буквально поминутно – в зависимости от местных реалий и предпочтений самого ребенка он может существенно различаться. Ограничимся общими фразами:

  • Активный день обычно длится с 7.00 до 22.00. Никакие ночные работы, побудки и прочие «внезапности» не должны препятствовать девятичасовому сну.
  • Питание трехразовое, по графику. В большинстве колоний предусмотрены отдельные комнаты для приема пищи в свободное время (то есть “употребления” передачек).
  • Учеба строго обязательна. Подростки могут учиться в школе или техникуме при ВК, сдавать ЕГЭ, поступать в вузы на заочку. Они имеют право работать, причем в возрасте 14-16 лет – до 24 часов в неделю, в 16-18 лет – до 35 (в соответствии с ТК РФ).

Свободного времени у подростков достаточно. Они занимаются в различных секциях, клубах, кружках и так далее. Для лучших открыт доступ и за территорию колонии (естественно, в сопровождении воспитателей).

Дети за решёткой | ПЕРМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР (ПРПЦ)

В период с ноября 2013 года по сентябрь 2014 года члены Общественной наблюдательной комиссии Пермского края и привлеченные специалисты некоммерческих организаций посетили восемь ИВС, 6 раз четыре СИЗО, дважды ПВК, дважды ЦВСНП и 3 раза Очерскую спецшколу, провели 4 собеседования относительно системы работы УИИ с условно осужденными несовершеннолетними. Предметом проведенных наблюдений и собеседований являлась оценка соблюдения прав детей в местах принудительного содержания и эффективность работы УИИ. Настоящие выводы резюмируют проделанную работу.

Общие выводы по общественному контролю МПС и исследованию эффективности работы УИИ в Пермском крае.

В ходе посещения МПС члены проектной группы видели немало примеров добротной профессиональной работы. Так например,  отметили, что в следственных изоляторах Пермского края созданы неплохие материально — бытовые условия для несовершеннолетних (СИЗО №2,3,4,5).

Это прежде всего касается условий в камерах, питания, прогулок, частично воспитательной работы. Интересный опыт реабилитации воспитанников и взаимодействия с краевыми ведомствами и органами местного самоуправления накапливается в Пермской воспитательной колонии и ЦВСНП.

Члены проектной группы отметили в целом неплохие материально-бытовые условия и в Очерской спецшколе.

Вместе с тем, члены ОНК ПК и специалисты НКО пришли к выводам о существовании многочисленных проблем, которые заставляют говорить о невыполнении национальных и международных стандартов обращения с несовершеннолетними в местах принудительного содержания, об отсутствии межведомственного взаимодействия в вопросах реабилитации и социализации несовершеннолетних, о существовании разных методических подходов и систем в обращении с несовершеннолетними. В целом подход к изоляции подростка остается репрессивным, подавляющим необходимость отношения к несовершеннолетнему как объекту реабилитации.

Основные из перечня проблем называются ниже.

1. Отсутствие надлежащих условий содержания несовершеннолетних в местах принудительного содержания.

Читайте также:  Статья 47. Порядок и сроки обжалования

Источник права/регулирующая норма: об условиях, в том числе улучшенных материально-бытовых условиях содержания несовершеннолетних, смотрите ст. 31 Федерального закона от 15.07.

1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказ МВД РФ  от 22 ноября 2005 года N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время», Приказ МВД РФ от 19 октября 2012 года N 966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации».

Содержание н/c в ИВС (для выводов использованы результаты наблюдений в 10 ИВС отделов МВД расположенных в следующих населенных пунктах: г. Пермь, г. Лысьва, г. Губаха, г. Кунгур, г. Чусовой, г. Соликамск, г. Березники, г. Кудымкар, г. Очер, п. Гайны)

При исследовании условий содержания несовершеннолетних в ИВС, члены проектной группы пришли к мнению, что несовершеннолетние находятся в условиях подчас более жестких, чем взрослые. Это выражается в длительном одиночном содержании, и в возможных его последствиях, связанных с сенсорным голоданием.

Повсеместно несовершеннолетний в ИВС содержится в одинаковых со взрослыми условиях, разделяя сложности быта и отсутствие, предусмотренных законом, индивидуальных спальных мест (ИВС Лысьвы, ИВС Соликамска, ИВС Кунгура, ИВС Чусового, ИВС Нытвы и др.), отсутствие прогулочных двориков (ИВС Кудымкара, ИВС Кунгура, ИВС Соликамска, ИВС Нытвы, ИВС Чусового, ИВС п. Гайны и др.), отсутствие естественного освещения, недостаточность освещения искусственного и др.

Персонал учреждений полиции не имеет представления об особенностях содержания категории несовершеннолетних граждан, не знает требований международных и национальных стандартов, направленных на улучшение условий содержания, питания, развитие среды (социально — психологические, образовательные,  физические аспекты), не обучен приемам воспитательной работы с несовершеннолетними.

Нет подменного фонда одежды.

ФЗ №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержит норму об улучшенных материально-бытовых условиях содержания несовершеннолетних, а также о воспитательной работе с ними, поддержании образования, но не раскрывает содержания норм, нет этого и в ведомственных нормативных и распорядительных документах. Исключением являются нормы питания несовершеннолетних в ИВС.

В целом, спецучреждения МВД технически и кадрово не готовы к внедрению национальных стандартов обеспечивающих права несовершеннолетних.

Содержание нс в СИЗО (для выводов использованы результаты наблюдений в СИЗО-5 г. Пермь, СИЗО-2 г. Соликамск, СИЗО-3 г. Кизел, СИЗО-4 г. Кудымкар).

При наблюдении положения подростков в следственных изоляторах ПК: условия существенно отличаются от условий содержания в ИВС и приближаются (соответствуют) к нормативным. Вместе с тем, они разные в каждом СИЗО.

Так, в СИЗО-5 имеется спортзал, «кинозал» (еженедельный показ хфильмов), нс имеют возможность участвовать в спортивных играх на свежем воздухе, образование (5 чел.

получили свидетельства, ЕГЭ, классы лицензированы, СОШ №4), участие ОО в реабилитационной работе, воспитательная работа — происходит конкретное наполнение стандарта содержания нс, но не во всех изоляторах.

  • Кроме того, возникают вопросы по разрешению свиданий и телефонных переговоров с родственниками (чаще следствием), запутанность вопроса (барьерность) о получении свидания.
  • Кроме того, существует пробельность в законодательстве: кто уведомляет родственников о этапировании в СИЗО?
  • Вопросы занятости или ее отсутствия сопряжены с проблемы поддержания дисциплины (вопрос о табакокурении остро ставит вопросы единого правоприменения во всех МПС и единства усилий в профилактике, пропаганды здорового образа жизни).

В связи со сказанным необходимо обсудить вопрос о том, чем обусловлена разность в условиях содержания несовершеннолетних (действуют на основании одного ФЗ, но разных ведомственных правил содержания). Как можно обеспечить национальный стандарт содержания под стражей несовершеннолетних во всех учреждениях предварительного заключения?

2.  Недостаточное обоснование избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, продление сроков предварительного следствия и содержания под стражей несовершеннолетних

Глава 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений

§ 1. Особенности правового положения несовершеннолетних

подозреваемых
и обвиняемых, заключенных под стражу

Правовой
статус несовершеннолетних подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений,
заключенных под стражу, регламентируется
неспециализированным нормативным актом
— Федеральным законом от 15 июля 1995 г.

N
103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений», а также Правилами
внутреннего распорядка следственных
изоляторов уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции России,
утвержденными Приказом Минюста России
от 12 мая 2000 г. N 148.

В
юридической литературе неоднократно
отмечалась необходимость принятия
специализированного закона, поскольку
у несовершеннолетних, находящихся под
стражей, возникают специфические права
и обязанности, вытекающие из требований
внутреннего распорядка .

———————————

См.: Ратникова Н.Д. Особенности правового
положения несовершеннолетних подозреваемых
и обвиняемых, содержащихся под стражей
в следственном изоляторе: Пособие.
Воронеж: ВИ МВД России, 2001. С. 5 — 7.

При
заключении под стражу несовершеннолетний
приобретает дополнительные обязанности
и права, в совокупности образующие
разновидность специализированного
статуса личности. Так, согласно ст. 17
вышеуказанного Закона подозреваемые
и обвиняемые имеют право:

  • 1)
    получать информацию о своих правах и
    обязанностях, режиме содержания под
    стражей, дисциплинарных требованиях,
    порядке подачи предложений, заявлений
    и жалоб;
  • 2)
    на личную безопасность в местах содержания
    под стражей;
  • 3)
    обращаться с просьбой о личном приеме
    к начальнику места содержания под
    стражей и лицам, контролирующим
    деятельность места содержания под
    стражей, во время нахождения указанных
    лиц на его территории;
  • 4)
    на свидания с защитником;
  • 5)
    на свидания с родственниками и иными
    лицами;
  • 6)
    хранить при себе документы и записи,
    относящиеся к уголовному делу либо
    касающиеся вопросов реализации своих
    прав и законных интересов, за исключением
    тех документов и записей, которые могут
    быть использованы в противоправных
    целях или которые содержат сведения,
    составляющие государственную или иную
    охраняемую законом тайну;
  • 7)
    обращаться с предложениями, заявлениями
    и жалобами, в том числе в суд, по вопросу
    о законности и обоснованности их
    содержания под стражей и нарушения их
    законных прав и интересов;
  • 8)
    вести переписку и пользоваться письменными
    принадлежностями;
  • 9)
    получать бесплатное питание,
    материально-бытовое и медико-санитарное
    обеспечение, в том числе в период участия
    их в следственных действиях и судебных
    заседаниях;
  • 10)
    на 8-часовой сон в ночное время, в течение
    которого запрещается их привлечение к
    участию в процессуальных и иных действиях,
    за исключением случаев, предусмотренных
    УПК РФ;
  • 11)
    пользоваться ежедневной прогулкой
    продолжительностью не менее одного
    часа;
  • 12)
    пользоваться собственными постельными
    принадлежностями, а также другими вещами
    и предметами, перечень и количество
    которых определяются Правилами
    внутреннего распорядка следственных
    изоляторов уголовно-исполнительной
    системы Минюста России;
  • 13)
    пользоваться литературой и изданиями
    периодической печати из библиотеки
    места содержания под стражей либо
    приобретенными через администрацию
    места содержания под стражей в торговой
    сети, а также настольными играми;
  • 14)
    отправлять религиозные обряды в
    помещениях места содержания под стражей
    подозреваемых и обвиняемых, иметь при
    себе религиозную литературу, предметы
    религиозного культа — при условии
    соблюдения Правил внутреннего распорядка
    и прав других подозреваемых и обвиняемых;
  • 15)
    заниматься самообразованием и пользоваться
    для этого специальной литературой;
  • 16)
    получать посылки, передачи;
  • 17)
    на вежливое обращение со стороны
    сотрудников мест содержания под стражей;
  • 18)
    участвовать в гражданско-правовых
    сделках.
  • Кроме
    того, подозреваемые и обвиняемые, в
    отношении которых в качестве меры
    пресечения применено заключение под
    стражу и которые содержатся в следственных
    изоляторах и тюрьмах, имеют также право:
  • 1)
    получать и отправлять денежные переводы;
  • 2)
    заключать и расторгать брак, участвовать
    в иных семейно-правовых отношениях;
  • 3)
    приобретать продукты питания и предметы
    первой необходимости в магазине (ларьке)
    следственного изолятора (тюрьмы) либо
    через администрацию места содержания
    под стражей в торговой сети;
  • 4)
    подписываться на газеты и журналы и
    получать их;
  • 5)
    получать от администрации при необходимости
    одежду по сезону, разрешенную к ношению
    в местах содержания под стражей.
  • Рассматривая
    особенности правового положения
    несовершеннолетних подозреваемых и
    обвиняемых, заключенных в следственных
    изоляторах, следует отметить наличие
    в данном Законе ряда специальных норм,
    посвященных данному вопросу.

В
частности, в ст. 31 закреплены особенности
содержания под стражей несовершеннолетних.
В соответствии с положениями данной
статьи несовершеннолетним подозреваемым
и обвиняемым создаются улучшенные
материально-бытовые условия и
устанавливаются повышенные нормы
питания, определяемые Правительством
РФ.

Для
несовершеннолетних увеличено, по
сравнению со взрослыми, время ежедневных
прогулок — до двух часов. Прогулочные
дворики оборудуются спортивными
площадками, тренажерами, и предоставляется
возможность для занятия физическими
упражнениями и спортивными играми.

  1. При
    наличии условий несовершеннолетним
    подозреваемым и обвиняемым демонстрируются
    кинофильмы, для них организуется просмотр
    телепередач, оборудуются помещения для
    спортивных занятий и другого досуга.
  2. Несовершеннолетним
    подозреваемым и обвиняемым создаются
    условия для получения общего среднего
    образования, с ними проводится
    культурно-воспитательная работа.
  3. Несовершеннолетним
    подозреваемым и обвиняемым разрешается
    приобретать и получать учебники и
    школьно-письменные принадлежности.

Кроме
того, в ст. 25 категорически запрещено
ограничение веса передач для
несовершеннолетних и ряда других
категорий подозреваемых и обвиняемых
(для остальных подозреваемых и обвиняемых
установлен общий вес передач — не более
30 кг в месяц).

  • Основные
    обязанности подозреваемых и обвиняемых
    закреплены в ст. 36 Закона, к ним, в
    частности, можно отнести следующие
    обязанности:
  • 1)
    соблюдать порядок содержания под
    стражей, установленный законодательными
    актами;
  • 2)
    выполнять законные требования
    администрации мест содержания под
    стражей;
  • 3)
    соблюдать требования гигиены и санитарии;
  • 4)
    соблюдать правила пожарной безопасности;
  • 5)
    бережно относиться к имуществу мест
    содержания под стражей;
  • 6)
    проводить уборку камер и других помещений
    в порядке очередности;
  • 7)
    не совершать действий, унижающих
    достоинство сотрудников мест содержания
    под стражей, подозреваемых и обвиняемых,
    а также других лиц;
  • 8)
    не препятствовать сотрудникам мест
    содержания под стражей, а также иным
    лицам, обеспечивающим порядок содержания
    под стражей, в выполнении ими служебных
    обязанностей;
  • 9)
    не совершать умышленных действий,
    угрожающих собственной жизни и здоровью,
    а также жизни и здоровью других лиц.
  • Подозреваемым
    и обвиняемым не разрешается иметь при
    себе предметы, вещества и продукты
    питания, запрещенные к хранению и
    использованию в местах содержания под
    стражей.
Читайте также:  Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта

В
статье 33 предусмотрено раздельное
содержание несовершеннолетних и взрослых
в следственных изоляторах. В исключительных
случаях с согласия прокурора в камерах,
где содержатся несовершеннолетние,
допускается содержание положительно
характеризующихся взрослых, впервые
привлекаемых к уголовной ответственности
за преступления, не относящиеся к тяжким.

Представляется целесообразным исключить
из статьи последнее положение, т.к.

указанные в Законе исключительные
обстоятельства (отсутствие в прошлом
у лица фактов привлечения к уголовной
ответственности; совершение деяния, не
относящегося к тяжкому преступлению;
положительная характеристика) не
способны в полной мере ограничить
пропаганду криминальной субкультуры
со стороны взрослых.

В
целях устранения вышеуказанных
недостатков содержания несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых (в первую
очередь правового и организационного
характера) необходимо принять
специализированный закон и активизировать
практику создания изоляторов для
несовершеннолетних во всех субъектах
РФ.

Характеристика несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет по месту содержания под стражей

В статье даны характеристики несовершеннолетних по месту содержания под стражей

  • В ноябре 2009 года была проведена специальная перепись осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
  • Она позволила получить данные о различных категориях лиц, в том числе и о несовершеннолетних, содержащихся на день переписи в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора.
  • Материалы по характеристике отдельных категорий лиц были опубликованы ранее [1, 2, 3, 4, 5, 6].
  • В представленной статье анализируются данные о несовершеннолетних 14-15 лет по месту содержания под стражей и по категориям лиц, содержащихся под стражей.
  • Таблица 1. Место содержания под стражей
Место содержания Пол
Мужской Женский
СИЗО 96,5% 95,5%
ПФРСИ 3,5% 4,5%
Итого: 100,0% 100,0%

Из представленных данных видно, что более 95 % содержится в следственных изоляторах. Это относится к ликам мужского и женского пола.

Таблица 2. Категория лица, содержащегося в СИЗО и ПФРСИ

Категория лица Пол
Мужской Женский
Подозреваемый (не предъявлено обвинение) 1,6% 4,5%
Обвиняемый (обвинение предъявлено) числится за: органами дознания 0,9% 0,0%
Обвиняемый (обвинение предъявлено) числится за: следователем милиции 28,3% 31,8%
Обвиняемый (обвинение предъявлено) числится за: следователем СК при МВД России 2,8% 0,0%
Обвиняемый (обвинение предъявлено) числится за: следователем СК при прокуратуре Российской Федерации 15,4% 13,6%
Подсудимый (дело передано в суд, числится за судом) 16,7% 13,6%
Осужденный (приговор не вступил в законную силу) 34,3% 36,4%
Итого: 100,0% 100,0%

По категориям несовершеннолетние распределены следующим образом: более одной трети несовершеннолетних осуждены, но приговор не вструпил в законную силу. Доля подозреваемых составляет менее 5 %.

Содержание несовершеннолетних осужденных

Содержание

 Введение ………………………………………………………………………….3

1. Особенности правового 
положения несовершеннолетних подозреваемых 
и обвиняемых, заключенных под стражу ……………………………………..4-10

2. Правовое положение 
несовершеннолетних при исполнении 
наказания в виде лишения свободы ………………………………………………………11-17

  •  Заключение ………………………………………………………………….…18
  •  Список используемой 
    литературы ……………………………………………19
  • Введение

 Прежде чем говорить 
о правовом положении несовершеннолетних 
подозреваемых и обвиняемых, заключенных 
под стражу, следует отметить, что 
Российское законодательство, закрепляя 
права и обязанности ребенка, 
использует два термина: «малолетний» 
– в силу возраста им признается 
гражданин с момента рождения 
до достижения 14 лет, и «несовершеннолетний» 
– в возрасте от 14 до 18 лет. 
Это обусловлено различным объемом 
возможностей самостоятельно реализовывать 
предусмотренные законом права, 
обязанности и отвечать за 
свои поступки в силу психологической зрелости несовершеннолетнего.

  1.  При заключении под 
    стражу несовершеннолетний приобретает 
    дополнительные обязанности и 
    права, в совокупности образующие 
    разновидность специализированного статуса личности.
  2.  Цель контрольной работы 
    рассмотреть правовое положение 
    несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений.
  3. 1. Особенности 
    правового положения несовершеннолетних 
    подозреваемых и обвиняемых, заключенных 
    под стражу

 Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом – Федеральным законом от 21 июля 1995 г.

№103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. №148.

 В юридической литературе 
неоднократно отмечалась необходимость 
принятия специализированного закона, поскольку у несовершеннолетних, находящихся под стражей, возникают 
специфические права и обязанности, 
вытекающие из требований внутреннего распорядка1.

 При заключении под 
стражу несовершеннолетний приобретает 
дополнительные обязанности и 
права, в совокупности образующие 
разновидность специализированного 
статуса личности. Так, согласно 
ст. 17 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:

  • 1) получать информацию 
    о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, 
    дисциплинарных требованиях, порядке 
    подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • 2) на личную безопасность 
    в местах содержания под стражей;
  • 3) обращаться с просьбой 
    о личном приеме к начальнику 
    места содержания под стражей 
    и лицам, контролирующим деятельность 
    места содержания под стражей, 
    во время нахождения указанных лиц на его территории;
  • 4) на свидания с защитником;
  • 5) на свидания с родственниками и иными лицами;
  • 6) хранить при себе 
    документы и записи, относящиеся 
    к уголовному делу либо касающиеся 
    вопросов реализации своих прав 
    и законных интересов, за исключением 
    тех документов и записей, которые 
    могут быть использованы в 
    противоправных целях или которые 
    содержат сведения, составляющие 
    государственную или иную охраняемую 
    законом тайну;
  • 7) обращаться с предложениями, 
    заявлениями и жалобами, в том 
    числе в суд, по вопросу о 
    законности и обоснованности 
    их содержания под стражей 
    и нарушения их законных прав и интересов;
  • 8) вести переписку и 
    пользоваться письменными принадлежностями;
  • 9) получать бесплатное 
    питание, материально-бытовое и 
    медико-санитарное обеспечение, 
    в том числе в период участия 
    их в следственных действиях и судебных заседаниях;
  • 10) на 8-часовой сон в 
    ночное время, в течение которого 
    запрещается их привлечение к 
    участию в процессуальных и 
    иных действиях, за исключением 
    случаев, предусмотренных УПК РФ;
  • 11) пользоваться ежедневной 
    прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
  • 12) пользоваться собственными 
    постельными принадлежностями, а 
    также другими вещами и предметами, перечень и количество которых 
    определяются Правилами внутреннего 
    распорядка следственных изоляторов 
    уголовно-исполнительной системы Минюста России;
  • 13) пользоваться литературой 
    и изданиями периодической печати 
    из библиотеки места содержания 
    под стражей либо приобретенными 
    через администрацию места содержания 
    под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
  • 14) отправлять религиозные 
    обряды в помещениях места 
    содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа – при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
  • 15) заниматься самообразованием 
    и пользоваться для этого специальной литературой;
  •  16) получать посылки, передачи;
  • 17) на вежливое обращение 
    со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
  • 18) участвовать в гражданско-правовых сделках
  •  Кроме того, подозреваемые 
    и обвиняемые, в отношении которых 
    в качестве меры пресечения 
    применено заключение под стражу 
    и которые содержатся в следственных 
    изоляторах и тюрьмах, имеют также право:
  • 1) получать и отправлять денежные переводы;
  • 2) заключать и расторгать 
    брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях;
  • 3) приобретать продукты 
    питания и предметы первой 
    необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места 
    содержания под стражей в торговой сети;
  • 4) подписываться на газеты и журналы и получать их;
  • 5) получать от администрации 
    при необходимости одежду по 
    сезону, разрешенную к ношению 
    в местах содержания под стражей2.

 Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи.

Вместе с тем в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, в исключительных случаях с согласия прокурора могут помещаться совершеннолетние подозреваемые или обвиняемые. Однако, в ст.

33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» специально оговариваются требования к таким лицам: они должны положительно характеризоваться во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлекаться к уголовной ответственности, вменяемое им преступление должно быть небольшой или средней тяжести.

 Необходимость в содержании 
взрослого лица с несовершеннолетними 
может возникнуть, если кто-либо 
из несовершеннолетних притесняет 
других, пытается отбирать передачи 
либо принадлежащие им вещи и т.п.

 Для несовершеннолетних 
подозреваемых и обвиняемых предусматривается 
улучшенные материально-бытовые 
условия и повышенные нормы 
питания. Как правило, в камерах 
должны содержаться 4-6 несовершеннолетних, койки – одноярусные. Продолжительность 
прогулок для несовершеннолетних 
устанавливается не менее двух 
часов.

 Прогулочные дворы оборудуются 
площадками для физических упражнений, различных игр, для занятия 
спортом. Администрации мест предварительного содержания под стражей следует заботиться о досуге несовершеннолетних. В камерах и специально оборудованных помещениях можно организовать просмотр телепередач, а по возможности и кинофильмов.

Должны быть выделены помещения с тренажерами, простейшими спортивными снарядами, спортивные площадки на открытом воздухе3.

 Несовершеннолетние в 
приоритетном порядке обслуживаются 
библиотекой, где должна быть 
необходимая литература для подростков. Многие из подростков, совершивших 
преступления, существенно отстают 
в своем развитии от сверстников. 
Это также надо иметь в виду при подборе литературы.

 С учетом специфики 
пребывания несовершеннолетних 
в следственных изоляторах (их 
постоянных вызовов для встреч 
с адвокатами, для допросов следователями, 
для участия в очных ставках, 
производстве иных следственных 
действий, а также для участия 
в судебных заседаниях) организация 
там общеобразовательных школ 
с регулярными занятиями невозможна. Вместе с тем желающим должны 
быть созданы условия для самостоятельной 
учебы. Поскольку библиотека следственного 
изолятора не может иметь полный 
набор учебников для всех классов 
средней школы, родителям несовершеннолетних, родственникам и иным лицам 
предоставлено право передавать им в установленном порядке учебники, учебные пособия и другую литературу, необходимую для самообразования. Эти посылки и передачи не входят в норму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

 При проведении культурно-воспитательной 
работы с несовершеннолетними 
следует иметь в виду низкий 
культурный и образовательный 
уровень многих из них. Для 
работы с такими подростками 
должны выделяться наиболее подготовленные 
воспитатели – предпочтительно 
с педагогическим образованием и достаточным опытом.

 Для работы с подростками 
должны быть составлены планы, 
включающие как индивидуальные, так и групповые мероприятия. 
Естественно, возможности такой 
работы несравненно меньшие, чем 
в воспитательной колонии.

 Вместе 
с тем в период пребывания 
лица в месте содержания под 
стражей следует принять меры 
к изучению его личности, чтобы 
в случае осуждения его к 
лишению свободы обеспечить преемственность 
в работе системы «следственный 
изолятор – воспитательная колония».

Данные, характеризующие подростка, полученные во время его пребывания в следственном изоляторе, должны фиксироваться для отражения в его личном деле, с тем, чтобы они могли быть учтены во время отбывания наказания.

7. Имеет особенности и 
применение мер взыскания по 
отношению к несовершеннолетним. Взрослые подозреваемые и обвиняемые за невыполнение установленных обязанностей могут быть водворены в карцер на срок до пятнадцати суток, несовершеннолетние – до семи суток.

 Рассматривая особенности 
правового положения несовершеннолетних 
подозреваемых и обвиняемых, заключенных 
в следственных изоляторах, следует 
отметить наличие в данном 
Законе ряда специальных норм, посвященных данному вопросу.

 В частности, в ст. 31 закреплены особенности содержания 
под стражей несовершеннолетних. В соответствии с положениями 
данной статьи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.

 Для несовершеннолетних 
увеличено, по сравнению со взрослыми, время ежедневных прогулок – до двух часов. Прогулочные дворики оборудуются спортивными площадками, тренажерами, и предоставляется возможность для занятия физическими упражнениями и спортивными играми.

  1.  При наличии условий 
    несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга.
  2.  Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.
  3.  Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.

 Кроме того, в ст. 25 категорически запрещено ограничение 
веса передач для несовершеннолетних 
и ряда других категорий подозреваемых и обвиняемых (для остальных подозреваемых и обвиняемых установлен общий вес передач – не более 30 кг в месяц).

  •  Основные обязанности 
    подозреваемых и обвиняемых закреплены 
    в ст. 36 Закона, к ним, в частности, 
    можно отнести следующие обязанности:
  • 1) соблюдать порядок содержания 
    под стражей, установленный законодательными актами;
  • 2) выполнять законные 
    требования администрации мест содержания под стражей;
  • 3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
  • 4) соблюдать правила пожарной безопасности;
  • 5) бережно относиться 
    к имуществу мест содержания под стражей;
  • 6) проводить уборку камер 
    и других помещений в порядке 
    очередности;
  • 7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников 
    мест содержания под стражей, 
    подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
  • 8) не препятствовать сотрудникам 
    мест содержания под стражей, 
    а также иным лицам, обеспечивающим 
    порядок содержания под стражей, 
    в выполнении ими служебных обязанностей;
Ссылка на основную публикацию