Статья 15. обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

  • Федеральные органы государственной власти, органы
    государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
    местного самоуправления (в сфере установленных полномочий),
    организации независимо от их организационно-правовых форм
    обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих
    кресла-коляски и собак-проводников):
  • 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам
    социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым,
    общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям,
    включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные
    организации, организации культуры и другие организации), к местам
    отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным,
    воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и
    городским наземным электрическим транспортом в городском,
    пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации
    (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами
    световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение
    пешеходов через транспортные коммуникации);
  • 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на
    которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной
    инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в
    транспортное средство и высадки из него, в том числе с
    использованием кресла-коляски;
  • 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства
    функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им
    помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной
    инфраструктур;
  • 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации,
    необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
    объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к
    услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и
    зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и
    графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным
    шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной
    инфраструктур собаки-проводника при наличии документа,
    подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в
    порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
    государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
    сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги
населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих
получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и
предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой
помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленных
сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из
финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, организаций.

  1. Федеральными органами исполнительной власти, органами
    исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах
    установленных полномочий осуществляется инструктирование или
    обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам,
    связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной,
    инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с
    законодательством Российской Федерации и законодательством
    субъектов Российской Федерации.
  2. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и
    транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с
    учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их
    реконструкции или капитального ремонта должны принимать
    согласованные с одним из общественных объединений инвалидов,
    осуществляющих свою деятельность на территории поселения,
    муниципального района, городского округа, меры для обеспечения
    доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда
    это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту
    жительства инвалида или в дистанционном режиме.
  3. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов,
    формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных
    решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и
    их комплексов, а также разработка и производство транспортных
    средств общего пользования, средств связи и информации без
    приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к
    ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и
производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов,
приспособление транспортных средств, средств связи и информации для
беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их
инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного
доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований,
ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы
Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий,
не относящиеся к государственным и муниципальным расходам,
осуществляются за счет других источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств,
а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание
населения (независимо от их организационно-правовых форм),
обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и
других объектов транспортной инфраструктуры специальными
приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий
инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и
других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди
вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том
числе около объектов социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий,
строений и сооружений, включая те, в которых расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие
организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест
(но не менее одного места) для парковки специальных
автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не
должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются
местами для парковки специальных автотранспортных средств
бесплатно.»;

Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов

16 Декабря 2016, 9:06

Российской Федерацией в 2008 году подписана, а в 2012 году ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее — Конвенция). Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, является основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире.

  • Согласно целям Конвенции, среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества, Конвенцией определены следующие:
  • — полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • — равенство возможностей;
  • — недискриминация;
  • — доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации.

Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам предоставляемым населению.

Эти меры, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы.

Реализация на практике требований правовых актов, касающихся создания доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед инвалидами российским обществом в лице государства, ратифицировавшего Конвенцию.

Общие обязанности по обеспечению доступной среды для инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно ст.

15 федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов Федеральным законом от 01.12.

2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – федеральный закон № 419-ФЗ) в федеральный закон № 181-ФЗ, внесены изменения, которые вступили в силу с 01 января 2016 г.

Обязанности, которые согласно данным изменениям возлагаются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовой формы, можно разделить на три группы:

  1. Первая группа — обязанности по обеспечению физической доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляемых в них услуг. К таким обязанностям относятся:
  2. —    создание условий для беспрепятственного доступа к таким объектам (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  3. —    создание условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении;
  4. —    обеспечение возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  5. —    допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты РФ.
  6. Вторая группа — обязанности, направленные на устранения факторов, препятствующих получению инвалидами необходимой информации на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Такими обязанностями являются:
  7. —    надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  8. —    создание условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  9. —    дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Читайте также:  Статья 39. Порядок применения мер взыскания

Третья группа — обязанности, возлагаемые на работников организаций, контактирующих с населением (проводники поездов, продавцы, официанты и т.п.). К таким обязанностям относится:

—    сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

—    оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

С 01 июля 2016 г.

должны осуществляться меры по соблюдению требований к доступности для инвалидов, установленных статьей 15 федерального закона № 181-ФЗ (в редакции федерального закона № 419-ФЗ), а также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня[1] национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

  • — при проектировании, строительстве и приемке вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг;
  • — при закупке транспортных средств для обслуживания населения.
  • Установленные на уровне закона требования, обеспечивающие для инвалидов доступность объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляемых ими услуг, конкретизированы в специальных правилах, которые сконцентрированы в документах, которые называются сводами правил и утверждаются Госстроем России[2].

В соответствии с законодательством[3] Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» частично носит обязательный характер[4].

Другие своды правил, гарантирующие наибольший уровень доступности, применяются на добровольной основе[5], и, поэтому, носят рекомендательный характер.

Однако, при этом следует иметь ввиду, что рекомендательный характер сводов правил не освобождает организацию от исполнения обязанностей по созданию доступной среды, предусмотренных федеральным законом №181-ФЗ.

Федеральным законом №181-ФЗ предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

  1. В случаях, если существующие объекты социальной транспортной и инженерной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны обеспечить доступность этих объектов для инвалидов одним из следующих способов:
  2. —    согласовать способ доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа;
  3. —    обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
  4. Законодательство устанавливает механизм, обеспечивающий исполнение обязанностей, связанных с созданием доступной среды для инвалидов.
  5. Во-первых, федеральные министерства по согласованию с Минтрудом РФ применительно к сфере регулируемой ими деятельности утверждают порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
  6. Перечень нормативных правовых актов об утверждении федеральными органами исполнительной власти порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, услуг и оказания им необходимой помощи в установленных сферах деятельности, определяющих отраслевые показатели доступности для инвалидов объектов и услуг приведён в Приложении №1.
  7. Во-вторых, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах их полномочий должно осуществляться инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

По заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом содействия научным исследованиям проблем инвалидности разработано «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи». С указанным Методическим пособием можно ознакомиться на сайте комитета социальной защиты населения Волгоградской области по электронному адресу: http://uszn.volganet.ru/other/metodicheskie-materialy-v-pomoshch-spetsialistam-uchrezhdeniy/

  • В третьих, за неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
  • —    уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — от 2 до 3 тысяч рублей для должностных лиц; от 20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц;
  • —    нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов — от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.
  • Для инвалидов разных форм барьеры окружающей среды индивидуальны.

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами различной степени выраженности могут быть:

1)  для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор — пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры;

2)  для лиц, не действующих руками — препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий руками.

Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

Обеспечение доступности заключается в изменении окружающей среды инвалида. Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:

Принцип «универсального дизайна» предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг.

Принцип «разумное приспособление» предусматривает «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.

Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим объектам и услугам, введенным ранее утверждения соответствующих нормативов.

  1. Эффективная и чётко организованная работа по вопросам обеспечения доступности позволит создать окружающую обстановку комфортной не только для инвалидов, но и для всех жителей.
  2. Приложение №1
  3. Перечень нормативных правовых актов об утверждении федеральными органами исполнительной власти порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, услуг и оказания им необходимой помощи в установленных сферах деятельности, определяющих отраслевые показатели доступности для инвалидов объектов и услуг[6].
Читайте также:  Глава viii. разрешение споров в области экологической экспертизы
№ п/п Нормативный правовой акт
1 Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».
2

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

  • Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
  • 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  • 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  • 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  1. 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
  2. 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
  3. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
  4. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  5. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

(Приведенная редакция ст. 15 вступает в силу с 1 января 2016 г. Обязанности в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.[1])

  • Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
  • Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации

Создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры различной направленности разработан ряд мероприятий.

Кроме того, на законодательном уровне закреплены стандарты доступности, ответственность за соблюдение которых несут органы госвласти и обслуживающие организации.

За нарушение или игнорирование обеспечения безбарьерной среды для инвалидов налагаются штрафные санкции.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной, социальной и инженерной инфраструктур

Конвенция о правах инвалидов (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) серьезное внимание уделяет обеспечению доступной среды для инвалидов.

От государств-участников требуется принимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Первоочередной задачей ставится выявление и устранение препятствий, барьеров, которые мешают доступу инвалидов к зданиям, дорогам, транспорту и другим, внутренним и внешним объектам, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В примерный перечень мер, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктур, Конвенция включает:

  • разработку минимальных стандартов доступности объектов и услуг, которые предоставляются населению, а также их внедрение и контроль за соблюдением всех аспектов доступности хозяйствующими субъектами (как государственными, так и частными);
  • организацию разъяснительной работы, инструктажей по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
  • оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля, в легкочитаемой и понятной форме;
  • предоставление различных видов услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
  • развитие других надлежащих форм оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающих им доступ к информации.
Читайте также:  Статья 22. общие условия формирования избирательных комиссий субъектов российской федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

Стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов

В целях исполнения требований Конвенции о правах инвалидов в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ряд сопутствующих нормативно-правовых актов были внесены изменения, направленные на доступ инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, объектов связи, избирательных участков и др.).

Закрепляются минимальные стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов: органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  • условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  • возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  • надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
  • оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Все эти стандарты по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры (транспортной, социальной и инженерной) должны учитываться при строительстве и реконструкции объектов различного назначения.

Постановление по созданию доступной среды для инвалидов

На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность проведения мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

Порядок и сроки разработки таких мер утверждены постановлением по созданию доступной среды для инвалидов, утвержденным Правительством РФ от 17 июня 2020 г. № 599 которое вступает в силу с 1 января 2020 г.

20 Регионы на своем уровне реализуют требования международных и федеральных нормативно-правовых актов о повышении уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, расположенных на их территории. Так, в Законе г. Москвы от 17 января 2001 г.

№3 о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов указывается, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Дополнительно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» вменяет в обязанность органам государственной власти, также организациям, оказывающим услуги населению, проводить инструктажи и обучение специалистов, которые работают с инвалидами, по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов и услуг для лиц с ограниченными возможностями.

Если уже построенные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов без проведения их реконструкции или капитального ремонта, то до этого времени собственники таких объектов должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, по возможности, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или дистанционно. Такие меры подлежат согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего поселения, муниципального района, городского округа.

Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов

Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.

В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства.

Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

Реализация государственной программы поддержки инвалидов «Доступная среда»

Разумеется, разработка и реализация обширного комплекса мер по формированию «безбарьерной среды» для инвалидов — это дело не одного дня и даже года.

Для этого необходимо аккумулировать значительные ресурсы — как временные, так и финансовые, в связи с чем государство вводит плановый переходный период. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 г. № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Программа включает ряд мероприятий по организации доступной среды для инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Главной целью программы обозначена свободная интеграция инвалидов в общество.

В свете создания безбарьерной среды для инвалидов, в связи с принятием дополнительных ориентиров формирования доступной среды инвалидов, обозначенной в Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., с 1 января 2020 г. вступает в силу ряд изменений в смежные с этим вопросом законы:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]